activity: abstract. dis. on the job. learned. step. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 theory and methodology of Prof. education. Sochi, 2017. 25 p. (In Russian).
12. Rusakov Yu. T. The developing educational environment of the college as a factor in the formation of students' readiness for professional activity: abstract. dis. on the job. learned. step. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 Theory and methodology of Prof. education. Magnitogorsk, 2006. 24 p. (In Russian).
13. Timirkaeva A. V. Specifics of the use of problem-based learning technology in a secondary vocational education institution //
Scientific and educational magazine for students and teachers "StudNet". 2021, No 1, pp. 29-34. (In Russian).
14. Tyuleeva G. V. Formation of readiness of future mid-level specialists for professional activity on the basis of interdisciplinary connections // Modern scientific research and innovation. 2012, No 1. [Electronic resource]. Available at: https://web.snauka.ru/ issues/2012/01/6660 (date of reference: 12.05.2022). (In Russian).
15. Online Test Pad. Maintenance and repair of motor transport [Electron. resource]. Available at: https://onlinetestpad. com/ru/test/1057085-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnogo-transporta (accessed 16.03.2022).
УДК/UDC 378
DOI 10.54509/22203036_2023_2_179 EDN GPXXDQ
Сатюкова Людмила Павловна
кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза и биологическая безопасность», Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), г. Москва ORCID: 0000-0002-0914-6044
Васильев Владимир Владимирович
магистрант по направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза», Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), г. Москва ORCID: 0000-0003-1628-5517
Satyukova Ludmila P.
Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor, the Department of Veterinary and Sanitary Expertise and Biosecurity, Russian Biotechnological University, Moscow
ORCID: 0000-0002-0914-6044 Vasiliev Vladimir V.
Master's student, Russian Biotechnological University, Moscow
ORCID: 0000-0003-1628-5517
ПОДГОТОВКА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ
TRAINING OF VETERINARY SPECIALISTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Введение. Подготовка кадров образовательными учреждениями высшего образования должна учитывать региональные особенности экономики и потребности рынка труда для обеспечения сбалансированного развития всего пространства России. Целью работы является оценка положения дел с подготовкой специалистов в области ветеринарии с учетом демографических и экономических параметров.
Результаты исследования могут быть полезны руководящему составу высших учебных заведений российских регионов при обосновании планов приема.
Методология. Исследование базировалось на общенаучной методологии с использованием системного подхода и методов статистического анализа, срав-
нения, обобщения, систематизации,структуризации, интерпретации. Анализировались данные официальной статистики Российской Федерации, положения нормативно-законодательных документов по определению потребности регионов, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах, научные публикации российских и зарубежных исследователей.
Результаты. В статье приведены результаты анализа статистических данных о подготовке специалистов с высшим образованием по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Обоснованы факторы, оказывающие наиболее существенное влия-
ние на потребность специалистов в области ветеринарии. Сопоставление структуры выпуска специалистов с профилем экономической специализации регионов и численностью населения показало, что специфика регионов недостаточно учитывается направлениями подготовки в вузах. Выявлены проблемные федеральные округа Российской Федерации (Приволжский, Центральный, Северо-Кавказский), для которых актуальна задача увеличения выпуска специалистов в области ветеринарии и совершенствования структуры подготовки специалистов.
Концептуальной особенностью исследования является комплексный учет факторов, существенно влияющих на потребность в специалистах ветеринарии в регионах, - сельскохозяйственная специализация, уровень локализации производства пищевых продуктов, численность населения. Использование данного подхода позволяет получить укрупненную оценку потребности в соответствующих кадрах в территориальном разрезе.
Заключение. Исследование показало, что подготовка специалистов с высшим образованием в области ветеринарии осуществляется без учета региональных особенностей. По мнению авторов, необходимо принять во внимание влияние таких факторов, как профиль экономики, уровень локализации производства пищевых продуктов, численность населения, для обоснования контрольных цифр приема в вузы.
Introduction. The training of higher education personnel should take into account the regional peculiarities of the economy and the needs of the labor market to ensure the balanced development of Russia.
Methodology. The research was based on a general scientific methodology using a systematic approach and methods of statistical analysis, comparison, generalization, sys-tematization, structuring, interpretation. The data of official statistics of the Russian Federation, the provisions of regulatory and legislative documents on determining the needs of regions, sectors of the economy and major employers in professional personnel, scientific publications of Russian and foreign researchers were analyzed.
Results. The article presents the results of the analysis of statistical data on the training of higher education specialists: 36.00.00 "Veterinary and animal science" in the context of the federal districts of the Russian Federation. The factors that had the most significant impact on the need of specialists in the veterinary medicine field are substantiated. A comparison of the structure of the graduation of economic specialization specialists of the regions and the population showed that the specifics of the regions are not sufficiently taken into
account by the areas of University training. The problematic federal districts of the Russian Federation (Volga, Central, North Caucasus) have been identified. The task of increasing the number of specialists in the veterinary medicine field and improving the structure of training specialists is urgent.
The conceptual feature of the study is a comprehensive account of factors that significantly affect the need for veterinary specialists in the regions - agricultural specialization, the level of localization of food production, the population. The use of this approach makes it possible to obtain an enlarged assessment of the need for appropriate personnel in a territorial context.
Conclusion. The study showed that the higher education specialists training in the veterinary medicine field is carried out without taking into account regional characteristics. According to the authors' opinion, it is necessary to take into account the influence of such factors as the profile of the economy, the level of food production localization, and the population to substantiate the target figures for university admission.
Ключевые слова: высшее образование, ветеринария, подготовка кадров, экономическая специализация регионов, численность населения, управление.
Keywords: higher education, veterinary medicine, personnel training, economic specialization of regions, population, management.
Введение
Вектор государственной политики в сфере современного профессионального образования направлен на повышение качества подготовки и востребованности его выпускников, что предполагает учет потребностей рынка труда и специфики регионов. Сложившаяся структура подготовки специалистов с высшим образованием во многом определяется устоявшимися в обществе стереотипами «престижности» специальностей и направлений обучения, следствием чего является дисбаланс между структурой, количеством и качеством выпускаемых вузами кадров и потребностью работодателей. Потребность в специалистах в области ветеринарии и зоотехнии определяется не только профилем экономической специализации регионов, но и в значительной степени зависит от численности населения регионов. Публикации исследователей свидетельствуют о проблеме дефицита кадров в данной сфере, особенно в отдаленных регионах. Целью работы является оценка состояния дел в данной сфере в федеральных округах России, результаты которой могут использоваться при обосновании планов приема абитуриентов вузами.
Постановка проблемы публикации. Неоднородность экономического пространства Российской Федерации, обусловленная как объективными (наличие природных ресурсов, географическое положение), так и субъективными (результаты деятельности человека) факторами, породила значительную дифференциацию территорий по уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения. Значимым фактором изменения ситуации и повышения конкурентоспособности экономики регионов является обеспеченность отраслей кадрами, в том числе имеющими высшее образование [4].
Особо важным аспектом является комплектование специалистами в области ветеринарии и зоотехнии отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность страны (сельское и рыбное хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность). В составе национальных интересов государства в данной сфере обозначено совершенствование технического регулирования, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевой продукции для здоровья человека [12]. Кроме того, отмечена необходимость противостоять ветеринарным рискам (распространение ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных) и санитарно-эпидемиологическим угрозам, связанным с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качеству продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке.
В последние годы особое внимание уделяется повышению роли региональных вузов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы с учетом приоритетов территорий.
Тема обоснования структуры подготовки, контрольных цифр приема, оценки и прогнозирования потребности в кадрах привлекает внимание исследователей достаточно давно. Критическая оценка деятельности вузов в аспекте оторванности их политики формирования контингента обучающихся от реальных потребностей дана в работах М. Л. Аграновича [1], В. В. Щербины и Е. П. Поповой [13], И. Г. Гайнутдинова, Ч. М. Кураковой, Р. Р. Габдулхаева, Р. Г. Губайдуллина [5], В. М. Ке1|т [15].
Общеметодологические подходы к моделированию потребности экономики в кадрах предложены в работах В. А. Гуртова, Е. А. Питухина, Л. М. Серовой [6], В. С. Жарова, А. Н. Щегловой [8]. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образова-
нием отраслевой структуре экономики России рассмотрено в работе Т. Н. Блиновой, А. В. Федотова, А. А. Коваленко, Е. А. Полушкиной [2].
Действующими нормативно-правовыми актами на федеральном уровне предусмотрено формирование контрольных цифр приема для образовательных организаций с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективы [10]. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утверждена соответствующая методика, содержащая описание общего подхода к обоснованию потребности в профессиональных кадрах [11].
Исследования в области кадрового обеспечения ветеринарии касаются в основном определения потребности в специалистах определенных должностей [7; 9; 14], планирования штата различных типов хозяйств [3] на основе нормирования затрат на проводимые мероприятия. Предложенный в нашей работе подход позволяет оценить соответствие подготовки специалистов потребностям регионов с учетом их социально-экономической специфики и перспектив развития.
Методология
Теоретическую базу исследования составляют научные разработки и эмпирические исследования отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Учтены положения нормативно-законодательных документов по определению потребности субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах. Информационной базой исследования являются данные официальной статистики России. При проведении исследования применялись методы статистического анализа, сравнения, обобщения, интерпретации, графического представления данных.
В статье применяются следующие сокращенные обозначения (табл. 1).
Результаты
Подготовку специалистов в области ветеринарии в России осуществляют 74 вуза и 6 филиалов. Несмотря на тенденцию роста выпуска по направлению 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» в последние годы (2015 год - 4056 чел., в 2021-8382 чел.), отрасли остро не хватает высококвалифицированных кадров, в том числе ветеринарных врачей. Проблему отмечают городские ветеринарные клиники, агрохолдинги, учебные заведения.
В выпуске специалистов вузами в 2021 году данное направление подготовки составило 1,01 % в среднем
Таблица 1
Сокращенные обозначения в тексте*
Полное название Краткое обозначение
Центральный федеральный округ Центральный ФО, ЦФО
Северо-Западный федеральный округ Северо-Западный ФО, СЗФО
Южный федеральный округ Южный ФО, ЮФО
Северо-Кавказский федеральный округ Северо-Кавказский ФО, СКФО
Приволжский федеральный округ Приволжский ФО, ПФО
Уральский федеральный округ Уральский ФО, УФО
Сибирский федеральный округ Сибирский ФО, СФО
Дальневосточный федеральный округ Дальневосточный ФО, ДФО
Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки УГСН
Валовый региональный продукт ВРП
Валовая добавленная стоимость вдс
* Все таблицы составлены авторами по материалам исследования
по стране, по федеральным округам - от 0,02 % (СФО) до 1,29% (ДФО) (табл. 2).
Основные виды профессиональной деятельности специалистов в области ветеринарии (врачебная, экспертно-контрольная, производственно-технологическая) непосредственно связаны с сохранением и обеспечением здоровья животных и человека. Укрупненная оценка потребности в соответствующих кадрах может производиться по соотношению с численностью населения регионов, поскольку пропорционально количеству людей будет расти и количество животных (фермерские и личные подсобные хозяйства, домашние животные), а также производство пищевых продуктов, требующее ветеринарно-сани-тарного контроля.
Количество выпускников по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» в 2021 году, приходящееся на 1 тысячу населения, составило в среднем по стране 0,057 чел. при неравномерном распределении по федеральным округам (минимальное значение в СФО и УФО - 0,046 чел., максимальное в ЦФО - 0,069 чел.).
Вторым фактором, существенно влияющим на потребность в специалистах ветеринарии, является сельскохозяйственный профиль экономики регионов. Доля вида экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» в ВРП существенно отличается по федеральным округам, а также и вклад данной отрасли (локализация) каждого федерального округа в общероссийский показатель (табл. 3).
Таблица 2
Выпуск специалистов по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния», 2021 год
Федеральный округ Численность выпуска, чел.* Доля выпуска по УГСН 36.00.00, % Численность населения, тыс. чел.** Количество выпускников, приходящееся на 1 тысячу населения, чел. / тыс. чел.
По всем УГСН По УГСН 36.00.00
ЦФО 275654 2721 0,99 39251 0,069
СЗФО 86404 836 0,97 13942 0,060
ЮФО 84995 847 1,00 16482 0,051
СКФО 43069 495 1,15 9967 0,050
ПФО 160499 1694 1,06 29071 0,058
УФО 58267 573 0,98 12330 0,046
СФО 85572 787 0,92 17004 0,046
ДФО 33271 429 1,29 8124 0,053
Всего по РФ 827732 8382 1,01 146171 0,057
* Форма ФСН № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/
** Регионы. России. Социально-экономические показатели - 2021 г. https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm
Таблица 3
Показатели структуры экономики федеральных округов
Федеральный округ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство* Производство пищевых продуктов; производство напитков; производство табачных изделий**
Доля в ВРП ФО, % Доля ФО в ВДС РФ, % Доля в объеме продукции обрабатывающих производств ФО, % Доля ФО в объеме продукции пищевых продуктов ФО, %
ЦФО 4,7 25,0 19,2 47,3
СЗФО 3,2 6,9 7,6 7,1
ЮФО 3,0 17,1 5,4 2,5
СКФО 10,9 7,0 23,0 2,5
ПФО 14,0 22,2 14,3 20,7
УФО 7,0 5,0 7,1 5,7
СФО 1,8 9,6 12,8 10,6
ДФО 5,0 7,2 25,2 3,7
По РФ 5,6 100,0 16,9 100,0
* Росстат. Национальные счета. Валовый региональный продукт. https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts ** Регионы России. Социально-экономические показатели - 2021 г. https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm
Таблица 4
Факторы необходимости увеличения выпуска специалистов по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния»
Федеральный округ Численность населения Сельскохозяйственный профиль экономики Производство пищевых продуктов
ФО РФ ФО РФ
ЦФО + + +
СЗФО
ЮФО + +
СКФО + + +
ПФО + + + +
УФО +
СФО +
ДФО + +
Таблица 5
Доминирующие УГСН в структуре выпуска специалистов с высшим образованием, 2021 год*
Федеральный округ Доля УГСН в структуре выпуска, %
38.00.00 «Экономика и управление» 40.00.00 «Юриспруденция» 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Итого
ЦФО 24,7 13,4 8,1 46,3
СЗФО 19,5 8,6 7,7 35,8
ЮФО 20,2 14,1 10,1 44,3
СКФО 19,5 16,8 16,5 52,8
ПФО 17,4 12,1 11,6 41,1
УФО 18,2 11,0 14,9 44,1
СФО 17,3 10,2 13,0 40,5
ДФО 19,0 10,3 12,3 41,6
По РФ 20,6 12,3 10,5 43,4
* Форма ФСН № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/
По гипотезе исследования, большая потребность в специалистах ветеринарии в Приволжском ФО и Северо-Кавказском ФО, у которых наибольшие удельные веса сельскохозяйственного сектора в экономике (14,0 % и 10,9 % соответственно).
Аналогично и с показателями структуры обрабатывающих производств - группировка вида деятельности «Производство пищевых продуктов; производство напитков; производство табачных изделий отраслевой специализации» имеет максимальную долю в Дальневосточном ФО (25,2%) и минимальную в Южном ФО (5,4%) (табл. 3).
Учитывая также вклад сельского хозяйства и производства пищевых продуктов федеральных округов в соответствующие показатели Российской Федерации, выявляем проблемные из них в аспекте необходимости увеличения подготовки специалистов ветеринарии (таблица 4).
По результатам проведенного исследования выявлено, что в большей степени потребность в увеличении подготовки кадров по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» имеется в Приволжском ФО и Центральном ФО (факторы - сельскохозяйственный профиль экономики, производство пищевых продуктов), Северо-Кавказском ФО (факторы - численность населения, сельскохозяйственный профиль экономики, производство пищевых продуктов).
При этом во всех федеральных округах в структуре подготовки специалистов с высшим образованием преобладают 3 УГСН - 38.00.00 «Экономика и управление», 40.00.00 «Юриспруденция», 44.00.00 «Образование и педагогические науки», суммарная доля которых в большинстве случаев превышает 40,0 % (максимальная в Северо-Кавказском ФО - 52,3 %) (табл. 5).
Выполненный анализ позволяет сделать рекомендации о пересмотре планов приема вузами по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» с учетом необходимости увеличения подготовки кадров для проблемных федеральных округов и совершенствовании структуры подготовки специалистов с высшим образованием во всех федеральных округах.
Заключение
Выполненная в работе оценка соответствия выпуска специалистов в области ветеринарии социально-экономическим параметрам федеральных округов показала, что в большей степени потребность в увеличении подготовки кадров по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» имеется в Приволжском ФО и Центральном ФО (факторы - сельскохозяйственный профиль экономики, производство пищевых продуктов),
Северо-Кавказском ФО (факторы - численность населения, сельскохозяйственный профиль экономики, производство пищевых продуктов).
Предложенный в работе подход позволяет получить укрупненную оценку соответствия подготовки специалистов с высшим образованием по УГСН 36.00.00 «Ветеринария и зоотехния» потребностям регионов и использоваться в качестве методического обеспечения управленческих решений при определении контрольных цифр приема вузам. Для развития исследования необходимо провести анализ потребности работодателей в специалистах с высшим образованием, что позволит детализировать положение дел в субъектах Российской Федерации.
Литература
1. Агранович М. Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 254-275.
2. Блинова Т. Н. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре экономики России / Под ред. Т. Н. Блиновой, А. В. Федотова, А. А. Коваленко, Е. А. Полушкиной. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2021.360 с.
3. Васильев М. Н., Николаев Н. В. Кадровое обеспечение ветеринарной службы сельского района // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2011. Т. 207. С. 100-105.
4. Васильева, З. А., Филимоненко, И. В. Проблемы моделирования кадровой потребности экономики региона: методологические, методические, информационно-аналитические // Эффективные методы прогнозирования кадровых потребностей рынка труда для формирования регионального заказа на подготовку кадров: сб. докл. М.: Федеральный институт развития образования. 2016. С. 30-39.
5. Гайнутдинов И. Г, Куракова Ч. М., Габдулхаев Р. Р., Губай-дуллин Р. Г Современное состояние кадрового потенциала сельского хозяйства республики Татарстан // Вестник Казанского ГАУ. № 1(61.) 2021. С. 104-111. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_45678819_81533028.pdf. DOI: 10.12737/2073-0462-2021-104-111.
6. Гуртов, В.А., Питухин, Е. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4 (110). С. 130-161.
7. Ерочкина Н. В., Потапова Л. Н. Кадровый потенциал предприятий АПК: состояние и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6-1. С. 37-41. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1161.
8. Жаров, В.С., Щеглова, А. Н. Методика прогнозирования спроса на специалистов в системе высшего профессионального образования региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 12 (363). С. 47-56.
9. Ключникова А. И. Определение потребности ветеринарных специалистов для обслуживания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2015. № 4. С. 96-99. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24502152_73193032.pdf.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 26 «Об утверждении правил установления организациям, осуществляющим образова-
тельную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. № 601, от 28 января 2020 г. № 56, от 30 апреля 2020 г. № 636) // СПС «Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_320302/.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 191н «Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу». URL: https://normativ.kontur.ru/docum ent?moduleId=1&documentId=394405.
12. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45106.
13. Щербина В. В., Попова Е. П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 3. С. 622-635.
14. Шибаев М. А., Клиновицкая И. М, Оганесян А. С. Бельчихина, А. В., Караулов А. К. Кадровый потенциал государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации // Ветеринария сегодня. № 4 (27). 2018. С. 53-62. URL: file:///C:/ Users/lv/Downloads/393-479-1-SM-1.pdf.
15. Kehm B. M. Universities as specific and incomplete organizations? New theories of 'univesities as arganizations' // 4th International Conference "University Traditions: A Resource or a Burden?". Moscow. 2013. URL: https://ioe.hse.ru/data/2013/10/17/1279406489/ Kehm_New%20Theories%20of%20Universities%20as%200rgani-sations.pdf?ysclid=lav0tiy9so576564907.
References
1. Agranovich M. L. Resources in education: saturation or satiety. Voprosy obrazovaniya. [Educational Issues]. 2019, No. 4, рр. 254-275. (in Russian).
2. Blinova, T. N. [et al.]. Correspondence of the structure of training of personnel with higher education to the sectoral structure of the Russian economy / Ed. T. N. Blinova, A. V. Fedotova, A. A. Kova-lenko, E. A. Polushkina, Moscow. Izdatel'skij dom «Delo». [Publishing house «Delo» RANEPA]. 2021. 360 p.
3. Vasiliev M. N., Nikolaev N. V. Staffing of the veterinary service of a rural area. Uchenye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj aka-demii veterinarnoj mediciny im. N. E. Baumana. [Uchenye zapiski of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine. N. E. Bau-man], 2011. vol. 207, рр. 100-105.
4. Vasilyeva, Z. A., Filimonenko, I. V. Problems of modeling the personnel needs of the regional economy: methodological, methodical, informational and analytical. Effektivnye metody prognozi-rovaniya kadrovyh potrebnostej rynka truda dlya formirovaniya regional'nogo zakaza na podgotovku kadrov. [Effective methods for forecasting the personnel needs of the labor market for the formation of a regional order for personnel training: Sat. report]. / Foreword. A. N. Leibovich, M.: Federal Institute for the Development of Education, 2016, рр. 30-39.
5. Gainutdinov I. G., Kurakova Ch.M., Gabdulkhaev R. R., Gubaid-ullin R. G. The current state of the personnel potential of agriculture in the Republic of Tatarstan. Vestnik Kazanskogo GAU. [Bulletin of the Kazan State Agrarian University]. 2021, No 1(61), pp. 104-111.
6. Gurtov, V.A., Pitukhin, E. A. Forecasting the needs of the economy in qualified personnel: a review of approaches and practices. Uni-versitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [Universitetskoe uprav-lenie: praktika i analiz]. 2017. V. 21, No 4 (110), pp. 130-161.
7. Erochkina N. V., Potapova L. N. Personnel potential of agricultural enterprises: state and development prospects. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2020, No 6-1, pp. 37-41.
8. Zharov, V. S., Shcheglova, A. N. Methodology for forecasting the demand for specialists in the system of higher professional education in the region. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. [Economic analysis: theory and practice]. 2014. No. 12 (363). P. 47-56.
9. Klyuchnikova A. I. Determining the needs of veterinary specialists for servicing peasant (farm) and personal subsidiary plots. Uchenye zapiski Kazanskojgosudarstvennojakademii veterinarnoj mediciny im. N. E. Baumana. [Scientific notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine. N. E. Bau-man]. 2015, No 4, pp. 96-99. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24502152_73193032.pdf.
10. Decree of the Government of the Russian Federation of March 13, 2019, No. 26 "On approval of the rules for establishing admission targets for organizations engaged in educational activities by professions, specialties and areas of training and (or) enlarged groups of professions, specialties and areas of training for training in educational programs of secondary vocational and higher education at the expense of budgetary appropriations of the federal budget and the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and their individual provisions" (As amended by the Decrees of the Government of the Russian Federation of May 15, 2019 No. 601, of January 28, 2020 No. 56, of April 30, 2020 No. 636) // SPS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320302/.
11. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated March 31, 2021 No. 191n "On approval of the methodology for determining the needs of the constituent entities of the Russian Federation, sectors of the economy and the largest employers in professional personnel in the medium and long term". URL: https://normativ.kontur.ru/document?modu leId=1&documentId=394405.
12. Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106.
13. Shcherbina V. V., Popova E. P. University outside the system of professional training of specialists as a result of many years of reforms in Russian higher education. Vestnik RUDN. Seriya: Soci-ologiya. [Bulletin of RUDN University. Series: Sociology]. 2020. № 3. P. 622-635.
14. Shibaev M. A., Klinovitskaya I. M., Oganesyan A. S. Belchikhina, A.V., Karaulov A. K. Personnel potential of the state veterinary service of the subjects of the Russian Federation. Veterinariya segodnya. [Veterinary medicine today. No.4 (27)]. 2018. P. 53-62. URL: file:///C:/Users/lv/Downloads/393-479-1-SM-1.pdf.
15. Kehm B. M. Universities as specific and incomplete organizations? New theories of 'univesities as arganizations' // 4th International Conference "University Traditions: A Resource or a Burden?". Moscow, 2013. URL: https://ioe.hse.ru/data/2013/10/17/1279406489/ Kehm_New%20Theories%20of%20Universities%20as%20Organi-sations.pdf?ysclid=lav0tiy9so576564907.