Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЕЦ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / MANAGER / QUALITY MANAGEMENT / PRACTICAL TASKS / COMPETENCIES / INNOVATION MANAGEMENT / TECHNOLOGY / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Функционирование современного менеджера подчинено принципу постоянного воспроизводства своей деятельности. Рассмотрен комплекс практических заданий для подготовки компетентных управленцев в сфере качества для организаций. Основное внимание при подготовке управленцев уделено выявлению проблем и точек развития, а также формированию и оснащению инновационных предложений. Для этого используются интенсивные образовательные технологии, которые являются основными источниками приобретения профессиональных навыков управленцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MANAGERS IN THE FIELD OF QUALITY ON THE BASIS OF INTENSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The functioning of a modern Manager is subject to the principle of constant reproduction of its activities. A set of practical tasks for training competent managers in the field of quality for organizations is considered. The main attention in the training of managers is paid to the identification of problems and points of development, as well as the formation and equipment of innovative proposals. For this purpose, intensive educational technologies are used, which are the main sources of acquiring professional skills by managers.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11553

Аннотация. Функционирование современного менеджера подчинено принципу постоянного воспроизводства своей деятельности. Рассмотрен комплекс практических заданий для подготовки компетентных управленцев в сфере качества для организаций. Основное внимание при подготовке управленцев уделено выявлению проблем и точек развития, а также формированию и оснащению инновационных предложений. Для этого используются интенсивные образовательные технологии, которые являются основными источниками приобретения профессиональных навыков управленцами.

Ключевые слова: управленец, управление качеством, практические задания, компетенции, управление инновациями, технологии, профессионализм.

Наряду с традициями стратегического управления в настоящее время распространяется стратегия развития процесса управления качеством организаций. Такая стратегия базируется на двух основных популярных принципах развития: новшества, изменения. Новшества, как правило, причина развития, т.е. они носят творческий характер, и в тоже время они несут разрушение, устраняя старые, традиционные представления и атрибуты и, предлагая вместо них изменения фрагментов социальной, технической, управленческой структуры организации [1, 3].

Подготовка управленцев в области управления качеством в настоящее время ведется с применением современных методологических инструментов и как можно ближе соприкасается с противоречиями и трудностями развития процессного управления на практике [13, 14].

Для практических работ предлагаются по работе [8] темы по подпроцессам управления качеством (УК) организации:

- управление политикой в сфере управления качеством организации;

- управление потребностью в высоком качестве продукции организации;

- управление сертификацией продукции организации;

- управление лицензированием продукции организации;

- управление проектированием системы менеджмента качества организации;

- управление использованием системы менеджмента качества организации;

- управление качеством ресурсов организации;

- управление качеством процессов организации;

- управление качеством выполнения технологических процессов изготовления продукции организации;

- управление качеством готовой продукции организации;

- управление качеством продукции на стадии эксплуатации организации;

- управление документацией по качеству продукции организации;

- управление дефектной и забракованной продукцией организации;

- управление экономикой качества продукции организации;

- управление эффективностью деятельности организации в сфере качества;

- управление подготовкой менеджеров по качеству продукции организации.

Для выполнения практической работы по заданной теме предлагается комплекс заданий, который представляет собой совокупность работ проектирования фрагмента управленческой деятельности в рамках отдельного подпроцесса.

Цель практических работ - осмысление содержания заданного подпроцесса УК, развитие его деятельности и экономическая оценка предложений по развитию данного подпроцесса УК организации [15]. Кроме того, указывается роль, место и назначение данного подпроцесса УК организации, а также приводится характеристика предмета и объекта, основные задачи, которые необходимо решить в практических работах в рамках подготовки управленцев [9].

Рассмотрим подробнее несколько практических заданий, которые позволят осмыслить содержание управленческой деятельности для специалистов в сфере управления качеством организации.

Задание 1. Характеристика организации. В начале данной работы необходимо представить смысл и назначение описания

основных характеристик организации для понимания содержания её деятельности.

Данное задание представляет собой предложение выбрать организацию, а также выполнить её описание, т.е. его основных атрибутов таких, как форма собственности, цели, миссия, стратегия, продукция/услуги, структура, поставщики, потребители, результаты деятельности [10]. Описание должно быть тщательно структурировано: оно будет использоваться в последующих заданиях по данной теме.

Затем представляются ключевые параметры деятельности организации: основной вход, ресурсы, основная преобразующая функция, типичный ожидаемый выход [6]. Пример содержания параметров деятельности организации представлен в таблице 1.

Вид организации Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Типичный ожидаемый «выход»

Музей Посетители, желающие отдохнуть в культурном пространства; люди, умеющие наслаждаться и понимать искусство Галерея, оборудование (ограждения, таблички, звук, свет), экспонаты, картины, билеты, экскурсоводы, научный отдел, персонал Собирание, изучение, хранение, охрана, экспонирование предметов истории и предоставление их посетителю в виде экскурсионного сопровождения Посетители, получившие удовлетворение от увиденного и услышанного и обогащенные образцами культуры

Таблица 1. Параметры деятельности организации

В конце данного задания делаются выводы о важности установления описания атрибутов для понимания содержания деятельности организации.

Задание 2. Сущность и содержание подпроцесса УК организации. Выполняется подробная характеристика выбранного подпроцесса УК организации, каждый из которых имеет элементы, которые определяют его формы, содержание, предмет, объект, инструменты влияния (воздействия) субъекта на объект, а также методы и технологии реализации их на практике [5].

В начале данной работы необходимо представить назначение описания элементов выбранного подпроцесса УК для понимания их содержания и роли в рамках деятельности данного подпроцесс в организации.

Основные элементы выбранного подпроцесса УК организации:

- цели, назначение;

- ресурсы;

- информация;

- основные этапы (операции) выполнения;

- методы выполнения;

- специалисты;

- критерии выполнения;

- периодичность выполнения;

- результаты (качество, эффективность);

- применение (в других подпроцессах УК).

В описании каждого элемента выбранного подпроцесса УК необходимо указать характерные черты и (или) его особенности.

Выполняется характеристика всех перечисленных выше элементов выбранного

подпроцесса УК организации. Материал для этого берется из учебной литературы, монографий, научных статей, интернета либо из собственного понимания его применения в деятельности организации. Описание должен тщательно структурировано, так как оно будет использоваться в последующих заданиях по данной теме.

В конце данного задания нужно сделать выводы о важности установления описания элементов выбранного подпроцесса УК для дальнейшего их применения.

Заданий 3. Шкалы инновационного потенциала подпроцесса УК организации Инновационный потенциал - это совокупность описаний различных состояний подпроцесса организации в конкретной области деятельности, представлен-

ных в виде лингвистических переменных виде иерархии [11].

В начале работы необходимо представить смысл и назначение шкалы инновационного потенциала элементов выбранного подпроцесса УК для понимания различных их состояний в организации.

Для определения различных атрибутов выбранного подпроцесса УК предлагается 3-балльная шкала их состояний: низкое, нормальное (среднее), высокое. Для фиксации формулировок приводятся не менее 2 характеристик для каждого из трех состояний выбранных элементов подпроцесса УК организации Фрагмент инновационного потенциала подпроцесса УК организации представлен в таблице 2.

Таблица 2. Инновационный потенциал подпроцесса УК организации (фрагмент)

Наименование элемента подпроцесса Состояние

низкое нормальное высокое

5. Методы выполнения 1.1. Негласная оценка узким кругом специалистов 1.2. Оценка на «глазок» 1.1. Тестирование 1.2. Оценка по представленным документам 1.1. Аттестация комиссией 1.2. Оценка проделанной работы за 3 года

Примечание. Слова низкое, высокое не используются: они есть в заголовке. Для низкого состояния термин «отсутствие» не используется.

В конце данной работы необходимо сделать выводы о важности выполненной работы по установлению различных состояний элементов в заданном подпроцессе УК организации.

Задание 4. Проблемы и/или точки и/или развития подпроцесса УК организации. Проблема - это противоречия, трудности, препятствия и даже тупики на пути мышления и деятельности организации. Проблема определяется как ситуация, в которой есть два состояния; одно называется существующим, а другое желаемым (предполагаемым). Переход от одного состояния и есть решение проблемы [2].

Точки развития - это возможные состояния того или элемента подпроцесса УК организации, которые имеют резервы и возможности для улучшения.

В начале данной работы необходимо представить смысл и назначение формулирования проблем, поиска и выявления точек развития выбранного элемента подпроцесса УК для понимания источников их возникновения и возможных последствий их существования в организации.

При этом каждая проблема или точка возможного развития должна быть строго привязана к данному элементу выбранного подпроцесса УК, чтобы впоследствии адекватно соответствовать его месту и роли в рамках подпроцесса УК организации [12]. При этом по одному элементу подпроцесса может быть несколько проблем, но не более трех.

Пример оформления результатов исследования представлен в виде таблице 3.

Таблица 3.Г роблемы и точки развития подпроцесса УК, выявленные в организации

Наименование проблемы (точки развития) Методы исследования Причины возникновения Ожидаемые последствия

5. Методы выполнения

1. Невысокое качество методики аттестации персонала 1.1. Наблюдение, обследование, изучение, обобщение опыта увольнения работников 1.1. Отсутствие аттестации работников. 1.2. Отсутствие инструментов оценки деятельности персонала 1.1. Размытое представление о соответствии работника занимаемой должности. 1.2. Обращение работников в суд после увольнения для восстановления на работе.

Примечание 1. Методов исследования, причин возникновения, и ожидаемых последствий может быть несколько.

В конце данной работы необходимо сделать выводы о важности выполненной работы по установлению проблем в заданном подпроцессе УК организации.

Задание 5. Предложения по развитию подпроцесса УК организации. Предложения - это инновации для улучшения деятельности выбранного подпроцесса УК организации. Для этого используются только проблемы или точки развития, представленные в задании 4.

В начале раздела необходимо представить цель, задачи и назначение необходимости формулирования предложений для

решения проблем или поддержания точек развития выбранного подпроцесса УК организации.

Для наименования предложений следует применять следующие ключевые слова. «повышение», «развитие», «улучшение», «совершенствование», «подбор», «поддержка» и т.д. Иногда могут быть использованы слова «снижение», «уменьшение» и т.д. (для дефектов, брака, простоев оборудования, излишков запасов и других негативных факторов деятельности организации). Пример выполнения данного задания приведен в таблице 4.

Таблица 4. Предложения по развитию заданных элементов выбранного подпроцесса УК выбранной организации_

Наименование проблемы (точки развития) Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты

5. Методы выполнения

1. Невысокое качество методики аттестации персонала 1. Повышение уровня методических материалов по аттестации персонала 1.1. Поиск методических материалов по аттестации персонала 1.2. Разработка методических материалов по аттестации персонала 1.1. Высокая обоснованность нормативов труда и личностных качеств работников 1.2. Отсутствие замечаний со стороны работников после аттестации

Примечание 1. Средства реализации — это инструменты, которые должны привести к ожидаемым результатам по развитию элементов подпроцесса УК организации.

Ожидаемые результаты — это показатели или признаки, которые существенно изменяются при использовании указанных средств реализации.

В конце раздела необходимо сделать выводы о важности выработки предложений по устранению проблем или развития деятельности в заданном подпроцессе УК организации.

Задание 6. Разработка технологий функциональных задач подпроцесса УК организации. Технологии управления представляют собой совокупность средств и методов, которые широко используются

специалистами в различных практических областях деятельности организации.

В начале раздела необходимо представить цель, задачи и назначение разработки технологий функциональных задач заданного подпроцесса УК организации.

Функциональная задача управления (ФЗУ) - это совокупность действий по выполнению одной функции управления в рамках того или иного подпроцесса. Например, прогнозирование подбора персо-

нала, нормирование оценки специалистов, регулирование потребности в персонале и т.д.

Для определения функционально-полного состава ФЗУ используется модель

системного графа подпроцесса, описанный в работе [5]. Пример модели подпроцесса управления оценкой специалистов представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Модель подпроцесса управления оценкой специалистов

Примечание 1. Наименование задач формируются в соответствии с составом функций в рамках управленческого цикла выбранного подпроцесса.

Примечание 2. В данном и в последующих примерах используется подпроцесс управления оценкой специалистов процесса управления персоналом.

Описание ФЗУ включает содержание данной функции управления в рамках выбранного подпроцесса. Для выполнения их описаний следует использовать характеристиками функций управления и заданного подпроцесса организации. Необходимо представить характеристику всех ФЗУ выбранного подпроцесса УК организации.

Пример описания ФЗУ: планирование оценки специалистов — это деятельность по разработке и представлению плана по определению состава работ по аттестации специалистов по конкретным профессиям с указанием конкретных сроков, методики выполнения и исполнителей.

Технология решения ФЗУ на уровне процедур связана с необходимостью представления во всех деталях как выбранная входная информации (ВхИ) преобразовывается с помощью процедур (П) в заданную выходную информацию (ВхИ). Количество входной информации (ВхИ = 1, К), входной информации (ВыхИ = 1, К) и процедур (П = 1, М) может колебаться от нескольких единиц до нескольких десятков.

Технология решения ФЗУ на уровне процедур для наглядности представляется в виде определенной формы (табл. 5).

Таблица 5. Технология решения ФЗУ

Входная информация Процедуры решения Выходная информация

Документ ВхИ 1 Документ ВхИ 2 Документ ВхИ N Процедура П 1 Процедура П 2 Процедура П М Документ ВыхИ 1 Документ ВыхИ 2 Документ ВыхИ К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате анализа литературы и других источников, в т.ч. существующих в организации, в качестве основного выход-

ного документа ФЗУ «Нормирование оценок специалистов» принимается документ «Нормативы параметров деятельности

специалистов по профессиям» (новая версия).

Для получения аналогичного документа на выходе в новой редакции в качестве входных документов выберем следующие: «состав параметров деятельности специалистов по профессиям»;

«положение о кадровой политике организации»;

«новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы, вызовы времени»;

Таблица 6.

Входные документы Состав параметров деятельности специалистов по профессиям

Положение о кадровой политике организации

Новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы, вызовы времени

Предложения по изменению существующих нормативов параметров специалистов по профессиям

Примечание. Слово «документ» в названиях не присутствует.

«предложения по изменению существующих нормативов параметров специалистов по профессиям».

Эти документы должны обеспечить создание нормативов по оценке специалистов по профессиям для последующего использования в рамках заданного подпроцесса управления оценкой специалистов.

Технология решения ФЗУ «Нормирование оценок специалистов» на уровне процедур представлена в таблице 6.

ехнология решения ФЗУ «Нормирование оценок специалистов»

Процедуры решения

Выходные документы

1. Принятие решения о разработке (корректировке) нормативов параметров деятельности специалистов по профессиям в организации

2. Исследование материалов использования существующих нормативов при оценке деятельности специалистов в предыдущем периоде в организации

3. Исследование поступивших предложений по изменению существующих нормативов параметров деятельности специалистов в организации

4. Исследование новых управленческих задач, возможных ситуаций, проблем, вызовов времени в организации

5. Выявление связи знаний, умений и навыков персонала с появлением новых управленческих задач, возможных ситуаций, проблем, вызовов времени в организации

6. Формулирование требований по появлению новых параметров нормативов и изменению существующих нормативов деятельности специалистов по профессиям в организации

7. Разработка предложений созданию новых параметров нормативов и по изменению существующих нормативов деятельности специалистов по профессиям в организации

8. Обсуждение предложений по изменению нормативов или созданию новых параметров нормативов деятельности специалистов по профессиям в организации

9. Выбор предложений созданию новых параметров нормативов и по изменению существующих нормативов деятельности специалистов по профессиям в организации

10. Внесение изменений в нормативы деятельности специалистов по профессиям в организации

11. Внесение дополнений в параметры нормативы деятельности специалистов по профессиям в организации

12. Утверждение новых нормативов и параметров нормативов деятельности специалистов по профессиям организации

13. Представление новых нормативов и параметров нормативов деятельности по профессиям специалистов организации в виде документа

Нормативы параметров деятельности специалистов по профессиям (новая версия)

Ядром информационного обеспечения является схема документооборота подпроцесса управления, которая выполняется в графовой форме (рис. 2).

Рис. 2. Модель документооборота подпроцесса управления

Все документы внутри подпроцесса управления должны быть взаимоувязаны между собой. При наличии разрывов и повторов проводится уточнение роли и места каждого документа и его использования внутри подпроцесса управления. В качестве входных документов для ФЗУ данного подпроцесса управления могут быть использованы выходные документы ФЗУ других подпроцессов УК, которые также необходимо указать в схеме документооборота.

В конце раздела необходимо сделать выводы о полезности выполнения технологий решения ФЗУ выбранного подпроцесса УК организации.

Подводится итог выполненной практической работы, делаются выводы. По каждому разделу работы коротко представляется, что сделано по 2-3 предложения. Это материал может быть использован для доклада о содержании практической работы.

Выполнение данных заданий в рамках отдельного подпроцесса управления организации позволяет рассмотреть комплекс работ проектирования фрагмента деятельности организации с использованием методологических инструментов и технологических средств по построению фрагмента структуры подпроцесса управления в рамках подготовки менеджеров по качеству организации, так как дает расширенное видение деятельности подпроцесса в целом.

Для поддержания и развития высокого профессионального уровня управленцев в процессе подготовки используются интенсивные образовательные технологии (ИОТ). По работам [4, 7] все существующие ИОТ разделены на несколько классов. Основными из них являются неимитационные, имитационные и мыследеятельно-стные образовательные технологии.

Наибольше применение при подготовке управленцев получили имитационные образовательные технологии, у которым относятся деловые и ролевые игры, социально-психологический и управленческий тренинги, разбор и проектирование конкретных ситуаций.

В рамках игровых и тренинговых занятий производится подготовка материалов по заданиям, формирование и докладов по подготовленному материалу, обсуждение и оценивание презентаций на пленарных заседания в рамках игрового процесса [4].

Особое внимание в процессе выполнения заданий и их презентациям уделяется инновациям, которые являются одним из ключевых атрибутов подготовки управленцев п в любой области деятельности [7].

Таким образом, основными результатами подготовки управленцев являются следующие: понимание сущности возникших проблем или ситуаций; освоение инструментов представления инновационных предложений, технологизации профессиональных задач управления для их практического использования.

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

3. Баксанский О.Е., Фурсов В.В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С.44-62.

4. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

5. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты науки управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №4. С. 4-17.

6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления: онтология, структура, содержание // Управление. 2020. Т. 8. №3(37). С. 5-15.

7. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М.: МГУП, 1998. 148 с.

8. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2011. 304 с.

9. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Команда топ-менеджеров: структура, технологии, развитие. Самара: МАКУ, ПДЗ, 2006. 163 с.

10. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010. 168 с.

11. Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.

12. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер.с англ. М.: Экономика, 1988.

13. Рамперсад Хьюберт К. Общее управление качеством: личные и организационные изменения / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 384 с.

14. Салимова Т.А. Диверсификация управления качеством. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2002. 244 с.

15. Философия качества по Тагути. М.: НТК «Трек», 1997. 384 с.

TRAINING OF MANAGERS IN THE FIELD OF QUALITY ON THE BASIS OF INTENSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. The functioning of a modern Manager is subject to the principle of constant reproduction of its activities. A set ofpractical tasks for training competent managers in the field of quality for organizations is considered. The main attention in the training of managers is paid to the identification of problems and points of development, as well as the formation and equipment of innovative proposals. For this purpose, intensive educational technologies are used, which are the main sources of acquiring professional skills by managers.

Keywords: manager, quality management, practical tasks, competencies, innovation management, technology, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.