Интернет-журнал "Науковедение" №4 2011г. http://www.naukovedenie.ru/
Вишняков Яков Дмитриевич Заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.т.н.,
заведующий кафедрой «Управление природопользованием и экологической безопасностью» ГОУ ВПО ГУУ
IakovD. Vishnyakov The honored worker of science of the Russian Federation, Professor, Ph.D., head of chair "Environmental management and ecological safety" of the State University of Management
E-mail: [email protected]
Кирсанов Константин Александрович, Д.э.н., профессор кафедры «Управление природопользованием и экологической безопасностью ГОУ ВПО ГУУ
K.A.Kirsanov
Ph.D., professor of chair "Environmental management and ecological safety" of the State
University of Management
E-mail: [email protected]
Киселева Светлана Петровна Доцент, к.э.н.,
зам. заведующего кафедрой «Управление природопользованием и экологической безопасностью» ГОУ ВПО ГУУ
S.P.Kiseleva
The senior lecturer, Ph.D., deputy head of chair "Environmental management and
ecological safety" of the State University of Management
E-mail: [email protected]
Подготовка управленческих кадров по дисциплине «Инновационный
менеджмент»
Preparation shots in area management on discipline «Innovative management»
Аннотация. В статье обозначена актуальность развития инновационных процессов, трудности России в области инновационного развития. Подчеркнута необходимость повышения качества управленческого образования и преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент». Рассмотрены особенности дисциплины «Инновационный менеджмент». Обозначены потребности в изменении методик преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент». В качестве современного учебного пособия по дисциплине авторы рекомендуют соответствующее издание.
Ключевые слова. Инновационный менеджмент, образование, управленческие кадры, образовательные стандарты, учебное пособие, практикум.
Annotation. In article the urgency of development of innovative processes, difficulties of Russia in the aria of innovative development is designated. Necessity of improvement of quality of education in area management and discipline teaching «Innovative management» is underlined. Features of discipline «Innovative management» are considered. Requirements for change of techniques of teaching of discipline «Innovative management» are designated. As the modern manual on discipline authors recommend the corresponding edition.
Keywords. Innovative management, formation, education, administrative shots, shotsin area management, educational standards, the manual, a practical work.
Сегодня очевидным является, что повышения эффективности производства и конкурентоспособности экономки можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов. Задачу преодоления кризиса и выхода на траекторию роста можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы. Коренные преобразования в сфере производительных сил в эпоху научно-технического развития и широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. На современном этапе экономического развития инновационные решения представляют собой ключевые инструменты обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, способствуя созданию условий для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дополнительного импульса для экономического роста.
Потенциал для перехода на инновационный путь развития в России, безусловно, имеется, и он формируется и развивается на базе сохранения общепризнанных конкурентных преимуществ нашей страны (значительных сырьевых и энергетических ресурсов, широкого спектра высокотехнологичных секторов, высокого уровня образования, квалификации трудоспособного населения, исследовательской деятельности, транспортной и производственной инфраструктуры); постепенного повышения роли бизнеса в развитии национальной инновационной системы;расширения интересов предприятий в этой сфере, усиления их «погруженности» в инновационные процессы во всем их многообразии и противоречивости; появления значимой инновационной составляющей государственной политики, которая присутствует не только в программных, стратегических документах, но и в конкретных практических действиях по финансовой поддержке инновационных проектов, субъектов инновационной деятельности, объектов инновационной инфраструктуры, совершенствованию нормативно-правового обеспечения.
России в обозримый период будет достаточно тяжело преодолевать «расстояние», отделяющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. В период с 2000 по 2008 гг. перед мировым финансовым кризисом в российской экономике обозначились положительные тенденции, которые нашли свое проявление в достижении высоких темпов роста ВВП, восстановлении влияния государства на экономические взаимоотношения хозяйствующих субъектов, формировании правовых основ и организационно-экономического механизма государственного регулирования рыночной экономики. В значительной мере экономический рост в РФ был обусловлен благоприятной конъюнктурой мировых цен на топливноэнергетические ресурсы, увеличением загрузки простаивающих производственных мощностей и скоординированными действиями Правительства, законодательных органов и бизнеса. Однако эти факторы экономического роста носили, как продемонстрировал кризис, временный и неустойчивый характер. Кроме того, экономический рост в указанный период был достигнут в
условиях низкого качества национальной экономики. По данным экспертов Всемирного экономического форума в 2008 г. среди 80 стран Россия находилась в шестом десятке по уровню ВВП на душу населения, качеству бизнес-среды и уровню менеджмента. Доля инновационной продукции составляла порядка 8,5 % в общем объеме продаж продукции промышленного производства (2007 г.), а 80% производственных мощностей более двадцатилетней давности. Более того, в период кризиса 2008-2009 гг. спад промышленного производства в стране составил около 20 %, а ВВП уменьшился почти на 10 %.
В настоящих условиях Президентом России Д.А.Медведевым представлена программа модернизации национальной экономики на основе инновационно-технологического развития, определены приоритеты экономического развития и модернизации. Переход к новой экономике (экономике знаний) вызывает необходимость разработки и реализации организационноэкономического механизма, стимулирующего процессы инновационного развития. Мировая практика показывает, что в промышленно развитых странах 90 % прироста ВВП достигается за счет создания новых и модернизации действующих технологий на основе иноваций, повышения качества управленияи роста квалификации рабочей силы. В условиях безотлагательной необходимости скорейшего решения чрезвычайно сложных задач, стоящих уже сегодня перед РФ, трудно переоценить роль управленческого образования. Успех страны в ближайшей исторической перспективе зависит в значительной мере от уровня и качества образования лиц, принимающих решения (ЛИР) и рядовых работников национальной экономической системы. Высокая динамичность мировой экономической системы не оставляет сегодня странам, реализующим инерционные стратегии «догоняющего развития», шансов выбраться из списка отстающих. Учитывая процессы международной интеграции, которые в ближайшей период все активнее будут распространяться как в сфере потребления, так и в сфере предложения квалифицированных менеджеров, отечественное управленческое образование должно подготовиться к серьезным состязаниям на мировой арене.К сожалению, российское образовательное сообщество недооценивает сегодня темпы предстоящих изменений как следствия проведения коренных структурных преобразований в мировой экономической системе и важность опережающего развития в образовании. Главный недостаток российской системы образования на сегодняшний день - ее изолированность от современных реалий и перспективная недальновидность. Образовательные системы по подготовке управленцев «нового поколения» требуют развития инновационных системных компетентностных подходов, которые, в связи со своим предназначением отвечать современным запросам работодателя, должны явить собой принципиально новую эволюционно-онтологическую форму. Динамичность современного мира требует повышения профессиональной мобильности кадров, и главной целью обучения предстает развитие желания и умения у будущих управленцевдействовать и побеждать к конкурентной среде.
Появление дисциплины «Инновационный менеджмент» в учебных планах российских вузов продиктовано современной действительностью. Понятие «инновационный менеджмент» стало широко применяться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего на корпоративном уровне. Его целью является определение и реализация основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие и совершенствование производства традиционных видов продукции; своевременное снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент - это управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений. Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными
процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме того, одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов, динамика которых органически связана с динамикой человеческого капитала и динамическими характеристиками основных фондов производственной среды. Дисциплина «Инновационный менеджмент» подразумевает изучение экономических, организационно-управленческих, социально-психологических,
правовых и этических факторов, воздействующих на инновационные процессы, и наиболее эффективных форм организации этих процессов на предприятиях.
Наука и вид деятельности, получивший название «инновационный менеджмент», в настоящее время находятся в фазе становления. Естественно, что в этих условиях все, кто соприкасаются с данной проблематикой, являются профессионалами в смежных областях знаний и привыкли к рефлексиям других наук и иных подходов. Вместе с тем известно, что к каждой научной дисциплине в процессе ее преподавания предъявляются вполне определенные, часто весьма специфические требования. Прежде всего необходимо определить миссию дисциплины, ее предназначение, роль. Дисциплина «Инновационный менеджмент» должна научить специалиста смотреть на мир, как на изменяющуюся циклическим образом систему систем; мир, в котором постоянно только непостоянство; мир, в котором за многие изменения ответственен человек, и соответственно его разум, опыт, знания несут ему самому или радость достижений, или откровение неудач. В этом ракурсе «Инновационный менеджмент» - уникальная вузовская дисциплина. Как никакая другая, она учит мыслить во временных структурах, готовит к тому, что управленец никогда не сталкивается с совершенно одинаковыми проблемами и что ему самому необходимо постоянно адаптироваться и учиться. У дисциплины «Инновационный менеджмент» есть и другая особенность, также выводящая ее в разряд уникальных, - то, что данная дисциплина фокусирует в себе все другие дисциплины, осваиваемые в высшей школе, придавая им направленность, силу и значимость, с учетом перспектив развития человеческой цивилизации в XXI в. в условиях коэволюции человека и природы. Необходимо отметить, что перечень предназначений инновационного менеджмента постоянно расширяется в соответствии с логикой развития комплексной системы «наука - образование - производство».Настоящий этап развития российской экономики требует качественно иного преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в вузах приподготовке управленческих кадров, владеющих современными методами управления научными и производственными коллективами, исследованиями и разработками и способных эффективно работать на рынке нововведений.
Ключевым направлением совершенствования преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в экономических, технических и естественно-научных вузах предстает модернизация учебно-методического обеспечения дисциплины «Инновационный менеджмент». Учебно-методические работы по дисциплине «Инновационный менеджмент» согласно российским государственным образовательным стандартам первого и второго поколения формировались главным образом на основе модели профессиональной деятельности специалиста в области инноватики. Требования к результатам освоения программы учебной дисциплины регламентировались в терминах «знания», «умения», «навыки», однако также включали в себя в явной и неявной форме многие этические, интеллектуальные и личностные качества (понимание, владение, ценностная ориентация). По «старым» традициям преподаватель полностью излагал учебный материал по дисциплине, представлял целостный и законченный свод информации, сам выдвигал и обсуждал гипотезы, иллюстрировал учебный материал практическими примерами. Таким образом, обучение по дисциплине строилось на четкой, логической основе и учебная работа планировалась так, чтобы правильный результат достигался
при четком следовании инструкции. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения отличается от предыдущих поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования акцентированной направленностью на активизацию учебной деятельности студентов. При этом значительную роль играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационному образованию с ориентацией на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций. Компетенции специалиста в области инновационного менеджмента как поведенческие модели должны развиваться как через усвоение содержания учебной дисциплины «Инновационный менеджмент», так и через их формирование образовательной средой вуза и используемыми методами и средствами обучения, включая новейшие информационные технологии.
Одно из первых российских учебных практических пособий по дисциплине «Инновационный менеджмент», отвечающее требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, подготовлено и издано в 2011 г. в издательстве «КНОРУС» преподавателями Государственного университета управления Я.Д.Вишняковым, К.А.Кирсановым, С.П.Киселевой.Краткая аннотация учебного пособия представлена ниже.
Инновационный менеджмент. Практикум: учебное
пособие/Я.Д. Вишняков, К.А.Кирсанов, С.П. Киселева. - М.:
КНОРУС, 2011. - 328 с.
Рассчитано на кредитно-модульную систему обучения. Предназначено для активного и интерактивного обучения. Реализует компетентностный подход к организации учебного процесса.
Подготовлено для методического обеспечения практических занятий, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновационный менеджмент». Содержит комплекс деловых игр, упражнений, контрольных вопросов, тестовых заданий. Снабжено учебно-методическим руководством по проведению занятий, глоссарием и списком литературы по дисциплине.
Для бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов. Может быть полезно преподавателям экономических, медицинских, педагогических, технических и естественнонаучных вузов, а также специалистам и руководителям в области инновационного менеджмента.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ:
Предисловие
Введение
РАЗДЕЛ I. ПРАКТИКУМ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в инновационный менеджмент
Тема 2. Теоретические основы инновационного менеджмента
Тема 3. Прагматические функции инновационного менеджмента
Тема 4. Инфраструктурные функции инновационного менеджмента
Тема 5. Информационное обеспечение инновационной деятельности
Тема 6.
Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности
Тема 7. Организация инновационной деятельности
Тема 8. Выбор инновационной стратегии и управление инновационным проектом
Тема 9. Оценка качества инновационной деятельности
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ДИСЦИПЛИНЕ Примерная программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»
Контрольные работы: тематика и содержание Темы самостоятельных работ
Реферативные работы: методические указания к выполнению
Курсовая работа: методические указания к выполнению
Контрольные вопросы
Тестовые задания
Вопросы к экзамену
Глоссарий
Литература
Приложение
Учебное пособие содержит 70 вопросов для обсуждения, 30 деловых игр, 270 упражнений и задач, 150
контрольных вопросов, 50 тестовых заданий.
Кратко об авторах:
Вишняков Яков Дмитриевич - заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Управление природопользованием и экологической безопасностью» Государственного университета управления. Опубликовал более 250 работ. Среди них монография, книги, учебники, учебные пособия, программы учебных дисциплин, научные статьи. Все работы автора ориентированы на обеспечение национальной безопасности и повышение конкурентоспособности страны.
Кирсанов Константин Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление природопользованием и экологической безопасностью» Государственного университета управления. Опубликовал более 125 работ, в числе которых монографии, книги, учебники, учебные пособия, программы учебных дисциплин, научные статьи. Цель его работ - создание инновационной экономики в условиях глобализации.
Киселева Светлана Петровна - кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Управление природопользованием и экологической безопасностью» Государственного университета управления. Опубликовала более 100 работ, среди которых монографии, учебные пособия, программы учебных дисциплин, научные статьи. Все работы автора посвящены эколого-ориентированному инновационному развитию российской экономики и повышению уровня жизни населения страны.
Настоящее учебное пособие предполагает глубокие системные преобразования в сфере преподавания и усвоения учебного материала на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом в рамках аудиторных занятий и активной аудиторной и внеаудиторной работы студента с учетом возможностей дистанционного обучения. Предлагаемый практикум предоставляет возможность реализации компетентностного подхода через содержание практических материалов, разные формы организации учебного процесса по дисциплине, использование активных и интерактивых образовательных технологий для решения теоретических и практических задач, а также разных типов оценивания уровня усвоения дисциплины. Структура учебника соответствует модульной конфигурации программы учебной
дисциплины согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Компактность изложения разделов (тем практикума) и вариативность практического материала существенно облегчает реализацию компетентностного подхода в рамках настоящей дисциплины. Практикум направлен на развитие креативного системного мышления, исследовательских навыков, умения управлять потоками информации, способности учиться, критически переоценивать свой социальный опыт, способности к самокритике, адаптивности и коммуникабельности, настойчивости в достижении цели, способности работать самостоятельно и в команде.
Следует отметить, что в конкретных научных школах и учебных заведениях освоение дисциплины «Инновационный менеджмент» происходит различными путями. При наличии разных точек зрения и подходов к содержанию и условиям реализации дисциплины «Инновационный менеджмент» весьма ценной является организация обмена опытом преподавания данной дисциплины между вузами. Настоящее учебное пособие представляет собой обобщение результатов обмена опытом в этой области между группой российских вузов: Государственного университета управления (ГУУ, Москва), Новомосковского института Российского химико-технологического университета (НИ РХТУ, Новомосковск), Института экономики и предпринимательства (ИЭиП, Москва), Института молодежи (ИМ, Москва).
Авторы выражают надежду, что настоящее учебное пособие послужит хорошим подспорьем и руководством в решении теоретических и практических задач для подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов, а также может быть полезно для преподавателей экономических, медицинских, педагогических, технических и естественнонаучных вузов, специалистов и руководителей в области инновационного менеджмента в условиях реформирования национальной образовательной системы.Выражаем сердечную благодарность коллективу кафедры «Управление природопользованием и экологической безопасностью» Государственного университета управления за ценные предложения по доработке учебного пособия. Авторский коллектив полностью открыт для критики и конструктивных предложений по совершенствованию учебного пособия «Инновационный менеджмент» при подготовке следующего издания пособия (Контактный адрес: 109542, Москва, Рязанский проспект, дом 99, лабораторный корпус, ауд. 314).
В заключении следует подчеркнуть, что в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития подготовка управленческих кадров по дисциплине «Инновационный менеджмент» должна носить массовый характер.Ключевая роль в развитии данных процессов принадлежит образовательному сообществу. В связи с этим актуальным видится формирование соответствующих экспертных образовательных сообществ в интересах устойчивого инновационного развития как в профильных УМО, так и при общественных организациях. Целью таких сообществ будет являться проведение соответствующей экспертизы и коррекции основных образовательных программ (в т. ч. по управленческому образованию) подготовки специалистов для различных секторов национальной экономики. Эффективность реализации указанных образовательных программ будет зависеть от успешности опережающей подготовки преподавателей новой формации, являющихся адептами устойчивого инновационного развития национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишняков Я. Д., Кирсанов К. А., Киселева С.П. Инновационный менеджмент. Практикум: учебное пособие. М.: Изд-во «КНОРУС», 2011 - 328 с.
2. Вишняков Я.Д., Кирсанов К.А., Рево В.В., Киселева С.П., Авраменко А.А., Васин С.Г., Матевосова К. Л. Современное состояние и перспективы развития науки и образования в области управления рисками и обеспечения безопасности. Ч. 2 . Перспективы развития науки и
образования в области управления рисками и обеспечения безопасности. Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, вып.6. - М.:, ВИНИТИ, 2010. С. 79-95.
3. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики: Монография. М.: «ЦНИТИ «Техномаш», 2009 г. - 290 с.
4. Вишняков Я. Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков. М.: Академия, 2007 г.
5. Волостнов Б.И., Кузьмицкий А.А., Поляков В.В. Инновационно-технологическое развитие: стратегии, приоритеты, закономерности. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2011 -352 с.
6. Кирсанов К.А., Малявина А.В., Попов С.А. Инвестиции и антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: МАЭП; ИИК «Калита», 2000.
7. Киселева С. П. Роль образовательного сообщества в повышении профессиональной мобильности кадров в условиях эколого-ориентированного инновационного развития национальной экономики. Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции (зимняя сессия) «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (МК-15-90). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010 г.
8. Киселева С.П. и др. Стратегические направления инновационного развития предприятий. Коллективная научная монография/Под научн. ред. Н.В.Клочковой. Иваново: Издательство «Научная мысль», 2011 г.
9. Киселева С. П. и др. Теория и практика инновационной экономики. Коллективная научная монография. М.: ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегия», 2011 г.
10. Киселева С.П. И.И.И. (Информация. Инновации. Инвестиции). Монография. М.: Изд-во «Деловой экспресс», 2011.