Научная статья на тему 'Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение'

Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКС ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ / ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / ПЕДСОВЕТ-ПРАКТИКУМ / ПЕДСОВЕТ-ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРС «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА» / TEACHERS' MEETING AND PRACTICE / TEACHERS' MEETING AND RESEARCH / CONTEST «STAGES OF SKILL» / FORMAL / UNFORMAL / INFORMAL EDUCATION / COMPLEX OF DESIGN SKILLS / PROGRAM OF MONITORING / SIMULATING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна

Программа профессионального роста. Готовность учителя к самосовершенствованию. Уровни готовности. Проблемы методического сопровождения. Опыт школы № 51 г. Кирова. Положение об индивидуальной образовательной программе ученика и алгоритм её построения. Работа школьного методического объединения: режим проблемного семинара. Программа наблюдения за деятельностью учителя на уроке. Профессиональный конкурс. Семинар-исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение»

под

ГОТОВКА УЧИТЕЛЯ к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение

Галина Анатольевна Русских,

ректор Института развития образования Кировской области

Педагогическое творчество определяется как процесс принятия нестандартных педагогических решений в постоянно изменяющихся условиях образовательного процесса. Учитель овладевает комплексом умений переводить теоретические и методические идеи в профессиональные действия, разрабатывать новые методики, приёмы и средства образования, эффективно применять опыт в новых условиях, оценивать собственную деятельность и её результаты; импровизировать на основе знаний и интуиции; целенаправленно заниматься самообразованием.

• формальное, неформальное, информальное образование • комплекс проектных умений • программа наблюдения • имитационная игра • педсовет-практикум

• педсовет-исследование • конкурс «Ступени мастерства»

Подготовить учителя к проектированию открытой образовательной среды в школе, где ученик мотивирован на приобретение базовых знаний и умений в соответствии со стандартом образования (формальное образование) и развитие мета-предметных умений (неформальное образование) — одна из основных задач современной школы.

Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и даёт ученику возможность самостоятельно (или в сопровождении взрослого) войти в образовательную среду, действовать в ней и оценивать свои образовательные результаты.

Программа профессионального роста

Активно практикующие учителя, как известно, это люди, которые мотиви-

рованы на постоянное саморазвитие и заинтересованы в приобретении новых профессиональных знаний и умений. Именно это качество позволяет педагогу создавать свою программу профессионального роста, ориентируясь на перспективы в саморазвитии (зону ближайшего развития). Программа профессионального роста в определённой последовательности отражает ступени (уровни) профессионального роста педагога и приёмы качественного преобразования при переходе со ступени на ступень. Необходимым условием реализации программы профессионального роста становится готовность учителя к самостоятельной познавательной и опытно-экспериментальной работе.

Уровни готовности

Мы предлагаем программу профессионального роста педагога, которая

Г.А. Русских. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение

включает три уровня готовности педагога к проектированию открытой образовательной среды. Готовность учителя определяется по комплексу умений, которыми поэтапно овладевает педагог.

Первый уровень — имитационный. На этом уровне учитель использует методические рекомендации, разработанные методистами и учёными. На этом уровне, как правило, работают педагоги начинающие, но уже владеющие комплексом умений: мотивировать деятельность школьников, научить их объективно оценивать свою учебную работу, отбирать учебный материал в соответствии с требованиями стандарта образования; моделировать систему учебных занятий и занятий предметного кружка; использовать традиционные технологии обучения, информационные ресурсы.

Второй уровень — поисковый. На этом уровне учитель использует в своей деятельности рекомендации методистов, учёных и приёмы из собственного опыта. Содержание работы учителя на этом уровне уже требует владения комплексом поисковых умений, характерных для педагога-мастера: это умения организовать учебную работу в соответствии с ценностями образовательной среды; мотивировать деятельность учащихся в режиме неформального обучения (работа с группой на занятиях по выбору); отбирать учебный материал, учитывая запросы школьников; моделировать систему учебных занятий в режиме неформального обучения и занятия элективных курсов; использовать частично-поисковый метод обучения; изменять готовый информационный ресурс в соответствии со своими целями и затратами.

Третий уровень — исследовательский. На этом уровне учитель на основе имеющегося опыта и результатов опытно-экспериментальной работы создаёт авторскую методику обучения и воспитания, ориентируясь на педагогическое сопровождение интеллектуального развития школьников. Такой вид деятельности характерен для педагога-исследо-

вателя, который стремится к интеграции формального, неформального и инфор-мального (школьники работают по индивидуальным программам) образования. На этом этапе учителю необходимо владеть комплексом исследовательских умений: моделировать индивидуальные образовательные программы ученика и систему учебных занятий в режиме информального обучения; организовать работу творческого характера; использовать исследовательские методы обучения; создавать информационные ресурсы.

Приёмы методического сопровождения

Рассмотрим приёмы методического сопровождения подготовки учителя к проектированию открытой образовательной среды на примере опыта школы № 51 города Кирова с углублённым изучением предметов.

На первом уровне — имитационном основной приём — подготовка и проведение педсовета-практикума «Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности учащихся на уроке».

Известно, что одна из важных проблем образовательного процесса — развитие познавательного интереса учащихся. Цель педсовета-практикума — дать ответ на вопрос «Как повысить мотивацию учебной деятельности учащихся с помощью методов и приёмов стимулирования учебной деятельности?». Подготовка и проведение педагогического совета включают несколько этапов: изучение теоретического материала по теме «Приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся»; анкетирование педагогов для определения уровня владения основными приёмами мотивации и стимулирования учебной деятельности; проведение диагностических срезов знаний учащихся третьих, седьмых, десятых классов для выявления субъективного восприятия школьниками собственного

успеха (методика «Незаконченное предложение»); посещение открытых уроков учителей школы, по результатам работы — заполнение карты наблюдения урока и ответ на вопросы по проблеме педсовета; работа творческой группы, обобщающей теоретический и практический материал, собранный при подготовке к педсовету.

По результатам педсовета-практикума выявляется влияние разных методов мотивации на результативность каждого этапа урока и урока в целом. Отмечено, что выделение доминирующего метода мотивации на каждом этапе урока и оптимальное сочетание разных групп методов: эмоциональных, познавательных, волевых, социальных — в целом на уроке позволяют учителю успешно осуществить познавательные, развивающие и воспитательные цели урока. На педсовете определяются резервы открытых уроков.

Результат педсовета: эффективно используются в практике работы учителей такие методы мотивации деятельности школьников, как «учебно-познавательная игра», «познавательные затруднения», «система проблемных задач», «побуждение к поиску альтернативных решений», «мозговая атака».

На втором уровне, поисковом, проводится проблемный семинар «Неформальное образование школьников — основной компонент образовательной среды современной школы». При этом используются составленные в школе Положение об индивидуальной образовательной программе ученика и алгоритм её построения.

Индивидуальная образовательная программа определяет личностно значимые цели обучения, содержание учебного материала, формы и сроки его изучения, критерии результативности. Инициаторами разработки индивидуальной образовательной программы могут быть как учитель, так и ученик. Переход ученика на работу по индивидуальной образовательной программе возможен только с его согласия и при достаточном уровне готовности. Если между учителем и учеником возникают противоречия, вопрос решает администрация школы.

Кроме того, в работе помогает бланк для выбора содержания индивидуальной программы.

Бланк представляет собой таблицу, в которой отражено содержание всех курсов по выбору, которые используются учеником для создания своей индивидуальной образовательной программы, ориентируясь на 36 часов в неделю. Курсы структурированы по девяти компонентам.

Первый компонент — предметы для уровневого выбора (профильный уровень в 10—11-х классах), шесть предметов: русский язык, литература, английский язык, математика, физика, информатика и ИКТ. Второй компонент предлагает элективные курсы предпрофильной подготовки в школе. Предлагается всего 17 курсов, по каждому предмету не менее трёх, каждый модуль объёмом 17 часов. Третий компонент — элективные курсы предпрофильной подготовки, которые проходят в межшкольном учебном комбинате № 4 г. Кирова. Комбинат предлагает шесть элективных курсов, по одному курсу на каждый предмет для уровневого выбора (объём 17 часов). Четвёртый компонент — школьный этап всероссийских предметных олимпиад. Пятый компонент — научно-исследовательская, проектная деятельность в школе. Ученикам предлагается 48 тем по разным предметам в рамках предмета

Основы проектной деятельности». Шестой компонент — муниципальные, региональные, всероссийские научные чтения, конференции, конкурсы, образовательные проекты. В учебном году предлагается на выбор семь мероприятий. Седьмой компонент — международные, всероссийские интеллектуальные игры. Предлагается на выбор принять участие в семи мероприятиях. Восьмой компонент — дистанционные олимпиады, интернет-проекты, международные проекты, интернет-конференции, форумы. Предлагается программа из 19 мероприятий. Девятый компонент — шесть дистанционных (сетевых) дополнительных образовательных программ. Десятый компонент — клубы, кружки и студии в школе. На выбор предлагается восемь направлений деятельности. Одиннадцатый компонент — спортивные

Г.А. Русских. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение

секции в школе. Для учащихся девятых классов работают две секции. Двенадцатый компонент — параллельная школа: 12 учреждений дополнительного образования предлагают свои услуги.

Проблемный семинар

Работу школьного методического объединения можно построить в режиме проблемного семинара. В процессе поиска путей решения проблемы выделим:

1-й шаг: намечают приёмы взаимодействия участников образовательного процесса при построении индивидуальной образовательной программы ученика. Затем изучают и обсуждают документы по организации неформального образования школьников, определяют наиболее эффективные приёмы организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников.

2-й шаг: представление опыта работы учителей-мастеров, организующих деятельность школьников по индивидуальной образовательной программе, анализ дидактических материалов из опыта работы учителей-мастеров (материалы заранее подготовлены и распечатаны для занятия в достаточном количестве).

3-й шаг: самостоятельная работа участников проблемного семинара по созданию учебно-методического комплекта (УМК) одного из курсов по выбору. Учителя анализируют оформление УМК, готовят проект к защите.

4-й шаг: систематизация и обобщение результатов работы. Ведущие предлагают участникам проблемного семинара проанализировать содержание представленных к защите УМК, подготовить отзыв о работе коллег.

5-й шаг: защита УМК. Оформление рекомендаций для включения авторских УМК в бланк для выбора содержания индивидуальной образовательной программы ученика.

6-й шаг: рефлексия. Участники определяют эффективность своей работы и оценивают

результативность по 10-балльной шкале; отбирают материалы, наиболее полезные для учителя; вносят свои предложения и рекомендации по совершенствованию этой формы обучения учителя.

Третий уровень подготовки учителя к проектированию открытой образовательной среды — исследовательский. На этом этапе основной приём методической работы — подготовка и проведение педсовета-исследования, цель которого — разработать пути эффективного использования приёмов индивидуально-личностной поддержки ученика при обучении по индивидуальной образовательной программе.

Какие преимущества в процессе обучения получает ученик, реализуя индивидуальную образовательную программу? Поиск ответа на этот вопрос актуализирует внимание педагогического коллектива.

Теоретический блок педсовета предполагает изучение групповых и индивидуальных форм, методов и приёмов педагогической поддержки ученика на уроке. Практический блок включает диагностико-аналитические процедуры — выборочное анкетирование, анализ и самоанализ учебных занятий и экспериментальных уроков, выступления независимых наблюдателей. Наблюдение за работой учителя и учащихся на уроке позволяет определить уровень готовности учителя к творческой инновационной деятельности.

Предлагаем один из вариантов разработанной нами программы наблюдения, которая успешно используется в практике школ Кировской области.

Программа наблюдения за деятельностью учителя на уроке

Цель: определить уровень готовности к творческой инновационной деятельности. Наблюдая за деятельностью учителя и учащихся на уроке, отмечаем количество баллов, ориентируясь на вопросы и варианты ответов.

Определение уровня готовности к творческой инновационной деятельности

Вопросы Варианты ответов Баллы

Как определяется — Учитель объясняет, что учащиеся должны сделать на уроке и как можно до- 1

цель и программа биться положительных результатов при изучении темы.

деятельности учителя — Учитель и ученики вместе в ходе дискуссии определяют цели урока, ориенти- 2

и ученика на уроке? руясь на уровень учебных возможностей учащихся.

— Каждый ученик самостоятельно намечает цель и составляет план индивиду- 3

альной творческой работы на уроке

Как организуется — Учитель организует самостоятельную работу учащихся с разнообразными ис- 1

работа учащихся точниками информации, даёт алгоритм действия, разъясняет новые компоненты

с новой учебной знаний.

информацией? — Учитель предлагает разноуровневое задание для самостоятельной работы, 2

учащиеся выбирают задание, определяют источники информации, необходимые

для работы, учитель корректирует деятельность школьников, ведёт фронтальную

и групповую работу.

— Учащиеся выбирают проблемное задание или формулируют его сами, само- 3

стоятельно отбирают источники информации, определяют логику работы и фор-

му отчёта, выполняют индивидуальные задания

Как осуществляется — Учитель задаёт вопросы, организует беседу, структурирует ответы, помогает 1

обратная связь учащимся оформить рабочие записи в тетради, контролирует и оценивает работу.

на уроке? — Учащиеся конструируют вопросы разного уровня сложности для беседы, вы- 2

бирают задания для самостоятельной работы, по результатам которой участвуют

в дискуссии, самостоятельно оформляют записи в рабочих тетрадях; организо-

ваны взаимоконтроль и взаимокоррекция.

— Учащиеся работают по индивидуальной программе, результаты самостоятель- 3

ной работы защищают во время дискуссии, отвечают на вопросы оппонентов

и рецензентов. Осуществляют самоконтроль и самокоррекцию

Как организуется — Учитель предлагает задание, учитывая уровень достижений учащихся на уроке, 1

домашняя работа поясняет требования к выполнению задания и контролю по результатам работы.

учащихся? — Учащиеся выбирают вариант задания для самостоятельной работы дома, оп- 2

ределяют его объём и логику выполнения.

— Учащиеся конструируют задания для самостоятельной работы, определяют 3

для себя содержание и объём домашнего задания, ориентируясь на цели урока

и план индивидуальной творческой работы на уроке. Учитель консультирует

и корректирует деятельность учащихся

4 балла соответствуют модели формального обучения, при которой учитель играет роль наставника, активизирует процесс усвоения знаний, используя систему разнообразных заданий для самостоятельной работы учащихся. Уровень готовности — имитационный (учитель-практик).

8 баллов соответствуют модели неформального обучения, при которой учитель играет роль соучастника учебного процесса, на уроке реализуются идеи педагогики сотрудничества. Уровень готовности — поисковый (учитель-мастер).

12 баллов соответствуют модели инфор-мального обучения, при которой учитель управляет процессом самообучения учащихся, реализуя в совместной деятельности идеи педагогики сотворчества. Уровень готовности — исследовательский (учитель-исследователь).

Программу наблюдения за деятельностью учителя на уроке может использовать сам педагог для самоанализа. Он определяет достоинства и недостатки, выявляет положительные и отрицательные аспекты урока, выявляет проблемы и находит пути их решения.

Г.А. Русских. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение

От умения анализировать своё учебное занятие, возникающие педагогические ситуации, результаты педагогических воздействий на ученика, зависит сформулированность умений планировать, организовать, контролировать, регулировать свою педагогическую деятельность.

Программа наблюдения за деятельностью учителя на уроке позволяет определить уровень достижений учителя, перспективы его профессиональнального роста. На основе программы наблюдений и комплекса диагностических методик, которые широко распространены в практике работы современной школы, учитель отбирает методические приёмы, с помощью которых можно сформировать комплекс необходимых профессиональных умений.

Имитационная игра

Цель имитационной игры — создать условия для моделирования педагогической ситуации и проектирования способов взаимодействия учителя и ученика.

Имитационную игру можно рассматривать как занятие, на котором моделируется реальная деятельность специалиста в искусственно созданных педагогических ситуациях. В имитационной игре принимает участие команда игроков: учителя-практики и ведущий — учитель-наставник.

Учителя-практики играют роль учеников, учитель-наставник — роль учителя-предметника. «Учитель» проводит с «учениками» урок, используя наиболее эффективные приёмы из своего опыта работы. «Ученики» «проживают» ситуацию урока изнутри, взаимодействуя с учителем, определяют результативность и перспективность участия учащихся в образовательном процессе. После имитационного урока «учитель» и «ученики» обсуждают эффективность совместной деятельности, определяют варианты проведения учебного занятия.

Любая имитационная игра включает игро-технические приёмы: диагностику ситуации, участников игры; подготовку материально-технической базы; подготовку участников игры; организацию оптимального взаимодействия участников игры; создание системы оценивания их деятельности; экспертизу и апробацию материалов, разработанных в игровом режиме; подведение итогов игры; вывод участников игры из игровой деятельности; руководство и управление игрой.

Знакомство учителя с игрой как методом активного обучения делает его сторонником инновационного обучения на основе имитационного моделирования.

Для игрового моделирования важно овладеть приёмом рефлексивного тренинга. Рефлексивный тренинг ставит участника игры в позицию внешнего наблюдателя, исследователя по отношению к самому себе и к происходящим событиям. Этот приём решает также задачи выхода из игры, игровой ситуации.

Профессиональный конкурс «Ступени мастерства»

Конкурс — это творческое соревнование учителей-профессионалов, который проводится в школе в период методической недели или декады методической работы. Основные задачи конкурса: создать условия для профессионального общения молодых учителей и учителей-наставников, учителей-мастеров, учителей-исследователей в процессе обмена творческими идеями; выявить оригинальный педагогический опыт, способствующий повышению качества обучения школьников; определить индивидуальные черты профессионального роста учителя как результат его самообучения и саморазвития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с положением о конкурсе «Ступени мастерства» его участники проходят шесть этапов. Выявляются победители, способные убедительно доказать ценность своего педагогического опыта.

Конкурсанты имеют возможность сравнить свой опыт с результатами других учителей, услышать компетентную оценку своей деятельности. Жюри конкурса — учителя-исследователи.

I этап — самопрезентация. На этом этапе конкурсанты за 10 минут коротко рассказывают о себе, определяют оригинальность педагогического опыта, демонстрируют его новизну, характеризуют результативность профессиональной деятельности, приёмы, за счёт которых удаётся получить стабильные, высокие результаты, намечают перспективы профессиональной деятельности.

II этап — защита программы профессионального роста учителя-мастера. Это центральная часть конкурса. Программа профессионального роста представляется как система работы учителя по развитию своей профессиональной компетентности средствами своего предмета в процессе организации учебной и внеучебной деятельности школьников. Рассматривается программа с позиций уникальности, актуальности

и новизны.

Для участников конкурса важно знать критерии, по которым члены жюри оценивают программу:

• её актуальность;

• соотношение с образовательными программами школы;

• взаимосвязь целей и задач образовательной программы педагога с требованиями развития рынка образовательных услуг в России;

• ориентация ученика на преобразование своей образовательной среды;

• научность, практическое значение и технологичность программы;

• взаимосвязь между педагогической позицией автора программы, содержанием образования, организацией и управлением самостоятельной познавательной деятельностью школьников;

• культура оформления образовательной программы.

III этап — открытое занятие. Оно становится подтверждением того, как на практике осуществляется заявленный конкурсантом передовой педагогический опыт. Учитель представляет на конкурс наиболее эффективную, по его мнению, модель учебного занятия, которая отличается внутренней целостностью, техноло-

гичностью, единой логикой взаимодействия учителя и ученика, эффективными приёмами включения учащихся в диалог. Главное условие проведения занятия — организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

Тему занятия определяют участники конкурса. Модель занятия заранее представляют жюри. Важно, чтобы все конкурсанты и учащиеся ощутили праздник творчества.

IV этап — выступление-импровизация. Тему для импровизационного выступления предлагает жюри. За 30 минут конкурсанты должны подготовиться к дискуссии и представить в жюри свои размышления о перспективах развития образования в России и в регионе. Этот конкурс раскрывает диапазон профессиональной компетентности конкурсанта, его мастерство, артистизм, способность

к творчеству.

V этап — рефлексия. Анализ результатов своей деятельности участники конкурса проводят в форме «круглого стола», на котором они подводят итоги, делают обобщения и выводы.

VI этап — награждение победителей конкурса.

Семинар-исследование

Такой семинар — особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности творчески работающих учителей, которая проявляется в групповой дискуссии по результатам обобщения и систематизации авторской методики обучения и воспитания. Цели дискуссии: обсудить одну из реальных проблем, волнующих учителей-исследователей; определить пути решения этой проблемы; выявить новые идеи по совершенствованию образовательного процесса, опираясь на инновационный опыт учителей, участников семинара-исследования.

Г.А. Русских. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение

Семинар-исследование может проходить в течение нескольких дней в режиме работы методического объединения или временной творческой группы.

Рассмотрим пошаговый алгоритм деятельности творчески работающих учителей на семинаре-исследовании.

Работа творческих групп с целью актуализации знаний по рассматриваемой проблеме. На этом этапе слушатели находят ответ на вопросы; почему эта проблема актуальна; какие приёмы её решения могут предложить участники семинара-исследования из своего опыта? Учителя работают в творческих группах, обсуждают презентации из своего опыта работы, определяют наиболее эффективные приёмы организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников. Ведущие организуют выступление групп, подводят итоги дискуссии, формулируют педагогический заказ на решение проблемы совместными усилиями.

Представление опыта учителей-исследователей. Участникам семинара-исследования предлагается задание для самостоятельной ра боты, цель которой — проанализировать дидактические материалы из опыта работы учителей-исследователей (материалы заранее подготовлены и распечатаны для занятия в достаточном количестве). Ведущие семинара проводят дискуссию по результатам самостоятельной работы, делают выводы, обращают внимание слушателей на особенности взаимодействия учителя и учащихся.

Работа с видеоматериалами. Участникам семинара-исследования предлагаются видеома териалы, отражающие эффективные приёмы

работы учителей-исследователей на учебном занятии. Слушатели анализируют содержание видеосюжетов, определяют эффективность представленных приёмов решения проблемы.

Систематизация и обобщение результатов работы. Ведущие семинара предлагают творческим группам проанализировать содержание занятия и обобщить результаты совместной работы в виде методических рекомендаций для учителя. Объявляют конкурс, знакомят с его условиями. Творческие группы разрабатывают методические рекомендации, подготавливают их к защите.

Конкурс методических рекомендаций. Творческие группы защищают результаты своей работы, отбирают наиболее интересные и профессионально значимые методические рекомендации, определяют победителей конкурса.

Рефлексия. Участникам семинара-исследования предлагается: определить эффективность своей работы и оценить результативность по 10-балльной шкале; отобрать материалы, наработанные в ходе семинара-исследования, наиболее полезные для учителя; внести свои предложения и рекомендации.

* * *

Социально-экономическая ситуация в стране требует адекватных преобразований в педагогической деятельности учителя. Преобразования будут успешны при грамотной организации учебно-методического сопровождения, подготовки учителя к проектированию открытой образовательной среды школы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.