Научная статья на тему 'Подготовка учителя к формированию и оцениванию общественно значимых образовательных результатов школьников'

Подготовка учителя к формированию и оцениванию общественно значимых образовательных результатов школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКСИОСФЕРА / PUPILS' SOCIALLY SIGNIFICANT EDUCATIONAL OUTCOMES / TEACHER TRAINING / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES / AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова Ольга Борисовна, Игнатьева Елена Юрьевна

В статье рассмотрены направления подготовки учителя к формированию и оцениванию образовательных результатов школьников, обусловленные пониманием их общественной значимости. Первое направление связано с понятием общественно значимой деятельности, второе с понятием аксиосферы общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даутова Ольга Борисовна, Игнатьева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers training for developing and evaluating pupils’ socially-significant educational outcomes

The article presents directions for teachers training for developing and evaluating pupils’ educational outcomes which are conditioned by understanding their public importance. The first direction is connected with the concept of socially significant activity, the second one is tied with the idea of society axiosphere

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к формированию и оцениванию общественно значимых образовательных результатов школьников»

О. Б. Даутова

(Санкт-Петербург), Е. Ю. Игнатьева

(Великий Новгород)

Подготовка учителя к формированию и оцениванию

общественно значимых образовательных результатов школьников

В статье рассмотрены направления подготовки учителя к формированию и оцениванию образовательных результатов школьников, обусловленные пониманием их общественной значимости. Первое направление связано с понятием общественно значимой деятельности, второе - с понятием аксиосферы общества.

Нарастание кризисных процессов в современном образовании несет угрозу школе как социальному институту и одновременно ставит перед ней задачу социализации школьников. Социализация - освоение культуры общества, процесс развития у обучаемых способности решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе освоения социального опыта [1].

Исследователи всегда рассматривали образование «как процесс и результат целепо-лагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит» [2, с. 3]. Закономерно, что вызовы общества обусловили смещение акцентов в понимании целей образования, закрепленных в ФГОС: от узкого понимания образования как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений, навыков - к широкому пониманию образования как процесса педагогической организованной социализации. Обозначилась потребность в подготовке и переподготовке педагогов к формированию и оцениванию образовательных результатов, имеющих общественную направленность и значимость.

Выделим два направления в понимании общественной значимости результатов при реализации ФГОС школьного образования:

- как результата участия школьников в общественно значимой деятельности;

- как результата общего влияния уровня компетентности школьников на аксиосферу общества.

Первое направление деятельности школы связано с общественно значимой деятельностью. В этом случае общественно значимые образовательные результаты школьников понимаются в узком, вполне определенном смысле, поскольку достигаются путем их участия в этой деятельности. Влияние школы выходит за ее стены, территориальные границы, охватывая вниманием иные категории населения, не относящиеся к ее основным субъектам внимания, то есть собственно школьникам. Школа выступает как один из социальных институтов широкого спектра действия, вовлекает в свою орбиту разнообразных субъектов, становясь социально-культурным центром микрорайона. Для учителя важными становятся компетенции построения продуктивного взаимодействия с социальными партнерами, с различными общественными организациями, с реализацией социально-гуманитарной задачи, направленной на расширение границ социального взаимодействия школы, повышением ее открытости.

Вторая линия в понимании общественной значимости образовательных результатов школьников связана с таким понятием, как аксиосфера. Аксиосфера - «не просто конгломерат, сумма идей, образов и символов, обозначающих смыслы, цели, критерии оценочного отношения человека к миру вещей и явлений, но существует как виртуальная реальность, самоорганизующаяся система сопряженных ценностей, обусловленных координационно-субординационными и причинно-следственными связями» [3, с. 68]. Каждое

следующее поколение выпускников школ развивает аксиосферу общества и во многом определяет общий ее фон, тип и целевые установки, видоизменяя аксиологическую модель будущего общества. В этом смысле (широком понимании общественно значимых результатов] роль образования, его основная цель состоит в создании устойчивой системы ценностных ориентиров, воспроизводстве интеллектуального генофонда нации в контексте процессов освоения и развития культурного опыта человечества, воспитании гражданина своей страны. Для учителя важным является ценностное самоопределение, развитие собственной аксиосферы.

Усиление общественной значимости образовательных результатов (в узком смысле этого понятия] реализуется через максимальную интеграцию учащихся в процесс освоения способов жизнедеятельности. Общественно значимую (социально значимую] деятельность школы в целом можно охарактеризовать как совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих позитивным изменениям как в самом человеке, в среде школы, так и во внешней социальной среде [4, с. 61].

Социальность деятельности заключается в самом её определении: изначально предполагает затрагивание интересов не только самого индивида, включенного в деятельность, но и интересов других людей. Деятельность носит продуктивный характер, её результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке. Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются прежде всего своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач, действий.

Процессу вхождения в социальную практику во многом способствует разработка социальных программ, стимулирующих развитие общественных инициатив, оказывающих поддержку семье, образовательным учреждениям, другим общественным институтам для обеспечения прав и благополучия личности. С позиций системного подхода социально значимая деятельность образовательной организации определяет дальнейшее развитие общества как основного субъекта внешней

среды, а общество и внешняя среда в целом определяют цели и направления деятельности школы. С появлением активных граждан, способных привнести в сферу образования позитивные изменения, становится возможным и привлечение общественности к оцениванию деятельности образовательной организации.

Образовательный процесс, направленный на использование активных форм работы с социумом (практикумы по освоению демократических процедур, социальное проектирование, социальная практика], может способствовать превращению образования в реальный ресурс развития гражданского общества. Причем социальная деятельность всегда происходит на определенном культурном фоне; социальное и культурное как бы растворены друг в друге и должны рассматриваться как две стороны единого человеческого опыта.

Специфика общественно значимой деятельности заключается в том, что она:

- носит двусторонний характер: как форма принятия общественных отношений и как форма обновления общества, связанная с включённостью в его жизнь молодёжи;

- не просто дает возможность приспосабливаться к обществу, но и стать субъектом социальной деятельности, проявляя самооценку, самостоятельно принимая решения, инициируя события;

- наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений со взрослыми, обеспечивая идейный смысл общественно полезной деятельности, формируя у подростка установку на общество;

- формирует способность подростка быть личностью в соответствии не с эталонами, а с требованиями общества и личными потребностями в самоутверждении, в стремлении оценить себя в системе «Я - Мир».

Образовательные учреждения, осуществляя свою социальную миссию, действуя в определенной социокультурной среде микрорайона, города, должны предпринимать шаги в решении следующих задач социализации школьника:

- способствовать интеграции личности в общество, его культурную, общественную, социальную жизнь;

- создавать условия для формирования социальной успешности школьников и развития в них таких качеств, как высокая само-

оценка, уверенность в себе, адаптирован-ность к жизни;

- способствовать формированию нравственной устойчивости, общественной активности, ценностных отношений к окружающей действительности, расширению социального опыта учащихся;

- организовывать целенаправленную деятельность школы по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурных ценностей;

- создавать реальную возможность заказа услуг для всех субъектов социокультурного пространства школы по различным направлениям;

- оказывать помощь и поддержку социально уязвимым, малообеспеченным гражданам и другим лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- поддерживать социальные инициативы взрослых и детей, распространять успешный опыт гражданской активности [4].

Основными формами социально значимой деятельности школы можно назвать: социально значимые проекты, реализуемые школой; благотворительные акции, ярмарки; во-лонтёрство; мероприятия досугово-познава-тельного характера, проводимые для родителей, учащихся, жителей микрорайона (проекты, концерты, дни открытых дверей и т.д.].

Общественно значимая деятельность школы учитывает особенности развития современного общества и не ограничивается только субъектами образовательного процесса (учащимися разных возрастов, педагогами и администрацией школы, семьями учащихся], включая и иных участников: общественность, активные слои местного населения; местные администрации и органы управления образованием; производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели]; учреждения здравоохранения, культуры и др.; культурно-просветительные организации; местные средства массовой информации; различные организации и ассоциации, фонды, другие организации, создаваемые местным населением и пр.

Рассматривая общественную значимость образовательных результатов школьников в широком смысле, следует учесть тот факт, что понимание образовательных результатов и самой учебной деятельности меняется.

Понятие компетентности как результата образования, используемое в ФГОС, дает

возможность усиления общественной направленности образовательных результатов, поскольку:

- структурно включает в себя традиционные результаты обучения (знания, умения, навыки], но не ограничивается ими;

- компетентность как результат считается достигнутой, если она продемонстрирована в конкретных ситуациях (жизнедеятельности или моделируемых в процессе обучения];

- ряд компетенций не может быть сформирован и предъявлен вне диалога школы и общества;

- различные виды компетенций могут быть разнесены по разным субъектам, разным формам, способам их оценки, что в результате позволит и оптимизировать общий состав компетенций, и вовлечь в процесс оценки образовательных результатов различные общественные структуры.

Изменение в понимании учебно-познавательной деятельности школьника обусловлено противоречием существующих образовательных практик и вызовами современного общества и направлено на создание условий социализации в сложившейся социокультурной ситуации. Рассматривая учебную деятельность школьника в системе отношений «Я - Культура», «Я - Сам», «Я - Другой», «Я -Деятельность» [5], в рамках которой создается образ мира и себя в этом мире - иными словами, и осуществляется процесс социализации, можно увидеть, что в каждом из отношений личность и общество нераздельно связаны.

На этом фоне оправдано расширение результатов обучения со следующей целевой ориентацией:

- личностные результаты - формирование системы ценностей по отношению к себе, к окружающему миру, к другим, зафиксированной в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования;

- метапредметные результаты - усвоение способов деятельности, применяемых как в образовательном процессе, так и в решении жизненных ситуаций;

- предметные результаты - усвоение социального опыта в рамках учебных предметов.

ФГОС ориентирован на развитие универсальных учебных действий (УУД], которые объединены в четыре группы:

- личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях];

- познавательные (общеучебные действия, постановка и решение проблемы;

- коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, различая особенности общения с различными группами людей];

- регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана].

Овладение учениками УУД происходит на учебном материале разных учебных предметов, в междисциплинарных областях, во время урочной и внеурочной работы и в конце концов ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Однако хочется подчеркнуть, что личностные и метапред-метные образовательные результаты не отменяют предметных; предметные области знаний, кроме своего непосредственного предназначения, служат и тем полем, на котором происходит развитие и метапредмет-ных и личностных компетенций школьника. Все три группы образовательных результатов формируются и оцениваются в комплексе, взаимодополняют, поддерживают и обогащают друг друга.

В таблице представлено распределение обозначенных в ФГОС личностных и мета-предметных образовательных результатов по отношениям, входящим с систему «Я -Мир», реализующим социализацию школьника.

Уместно вспомнить четыре основные компетенции человека, заявленные в известном докладе Ж. Делора на заседании Международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище» и по сути совпадающие с названными проекциями: умение жить вместе, умение учиться, умение работать, умение жить [6].

Эти умения по своей сути просты и понятны каждому человеку. А их провозглашение свидетельствует о доминанте гуманитарного начала в понимании образования. А. П. Ва-лицкая, анализируя определение педагогической работы в современном педагогическом словаре, отражающем просветительскую традицию, критикует различие образования и

воспитания как двух форм педагогической работы: образование как формирование интеллекта (сообщение знаний] и воспитание как обращение к душе и духу, к нравственным и эстетическим сферам личности [3, с. 74]. Традиционное разделение классной (учебной] и внеклассной (воспитательной] работы на практике приводит к тому, что процессы формирования души и духа, критериев оценочных суждений и выбора оказываются второстепенными целями по сравнению с развитием интеллекта, да и то в большей мере тех интеллектуальных операций, которые связаны с репродуктивным обучением. Установка на повышение значимости внеурочной работы как важного механизма построения образовательных результатов, связанных со сферой целей и ценностей человеческого бытия, которая заложена в ФГОС, несомненно, заслуживает внимания и поддержки.

Современная социокультурная ситуация со свойственным ей информационным бумом, властью низкопробной массовой культуры, пропагандой агрессии и насилия оказывает мощное влияние на аксиосферу социума. Нравственно-этические аспекты образования непосредственно корреспондируют с социокультурной средой обитания человека, и вместе с тем они определяются каждым субъектом, «принадлежат» каждому субъекту, а значит, требуют внимания к его потребностям, интересам, мотивам. Речь идет о той системе отношений (Я - Культура, Я - Деятельность, Я - Другой, Я - Сам], которая формируется (или не формируется] в процессе образования. Сформированность этих отношений выводит человека за границы конкретного процесса обучения, расширяя эти границы до образовательного пространства, в котором субъект приобретает свободу в самоопределении, в бытии и в учении как части бытия, но смыслообразующие ориентиры формируются в школе. Между тем реализация новых образовательных практик в российских школах сопряжена, как отмечают исследователи, с целым рядом проблем именно ценностно-смыслового свойства, определяющих необходимость формирования новой аксиологической культуры и ценностных приоритетов воспитания и обучения [7, с. 242].

Философы образования сейчас говорят о том, что тип образования, основанный на естественно-научной картине мира, для кото-

Таблица

Личностные и метапредметные образовательные результаты, обеспечивающие гармонизацию отношений в системе «Я - Мир» в процессе обучения школьника

Я - Культура

Личностные результаты: - формирование целостного мировоззрения (в отношении внешнего мира) - развитие морально-нравственного сознания - воспитание российской гражданской идентичности - развитие эстетического сознания - формирование основ экологической культуры и экологического мышления - принятие ценности семейной жизни - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные результаты: - умение осуществлять мыслительные операции - умения осмысленного чтения - экологическое мышление и умение его применять

Я - Другие

Личностные результаты: - формирование коммуникативной компетентности - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Метапредметные результаты: - умения работать в группах - умения использования речи для коммуникации - умения осуществлять мыслительные операции

Я - Деятельность

Личностные результаты (относительноучебн. и познават. деятельн.): - умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности - умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей - умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности - умение оценивать результат выполнения учебной задачи - умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности Метапредметные результаты: - ИКТ-компетентность - умение визуализации и ее использования - умения осмысленного чтения - умения осуществлять мыслительные операции - экологическое мышление и умение его применять

Я - Сам

Личностные результаты: - формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - формирование целостного мировоззрения (в отношении самого себя и себя в Мире) Метапредметные результаты (относительно собственного развития): - умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности - умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей - умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности - умение оценивать результат выполнения учебной задачи - умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности - умения осуществлять мыслительные операции

рой характерно отстранение субъекта от мира, исчерпал себя, поскольку в условиях широкой доступности информации сам факт нахождения и приобретения ее не представляет проблемы. Но информация еще не есть знание. Знание отличается субъектностью, причастностью, отношением. Частнонаучные картины мира (физическая, химическая, лингвистическая, математическая, художественная, историческая, географическая и т.п.], предъявленные школьнику каждая по отдельности, далеко не всегда в его сознании объединяются и, как пазлы, складываются в осознанную целостность. Это интеллектуальная работа, которая не всегда затрагивает душу ребенка. Как отмечает А. П. Валицкая, выход из сложившийся ситуации один - в конструировании образовательного процесса «от субъекта», построении в его сознании не картины мира, а «образа мира», в пространстве которого осознается собственное «Я» [3, с. 91-92]. Закономерно, что в системе отношений, реализуемых в учебно-познавательной

деятельности, на первом месте стоит личностное «Я»: образ мира отличается эмоционально-ценностной окраской. Человек видит мир таким, каким он его создал; он переносит в реальный мир свои ценности и эмоции по отношению к миру и себе в нем.

Таким образом, образовательные результаты школьников, рассмотренные в широком смысле этого слова, определяют не только будущее состоянии техносферы и инфосферы общества, но и аксиосферы как пространства ценностей, смыслов, значений, регламентирующих правила целеосмысленного бытия Человека в природе, культуре и социуме. Только при взаимопересечении, взаимосвязи, комплексной реализации можно говорить о создании условий для социализации личности школьника, об общественной значимости образовательных результатов. Вместе с тем это свидетельствует о расширении задач и функций педагога в условиях реализации ФГОС школьного образования.

Литература

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

2. Бим-Бад В. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. -1996. - № 1. - С. 3-8.

3. Валицкая А. П. Теория образования в контексте современности : учеб. пособие. - СПб.: Астерион, 2014. - 167 с.

4. Позднякова Т. Ю. Общественная оценка социально-значимой деятельности современной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Омск, 2009. - 233 с.

5. Даутова О. Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе : моногр. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. - 300 с.

6. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». - М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1995. - 295 с.

7. Павлов А. К. Проблематика социального развития учащихся в условиях ФГОС нового поколения // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. статей / под общ. ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой, В. И. Сопина, З. Н. Ситник. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.