О. Б. Даутова
(Санкт-Петербург), Е. Ю. Игнатьева
(Великий Новгород)
Подготовка учителя к формированию и оцениванию
общественно значимых образовательных результатов школьников
В статье рассмотрены направления подготовки учителя к формированию и оцениванию образовательных результатов школьников, обусловленные пониманием их общественной значимости. Первое направление связано с понятием общественно значимой деятельности, второе - с понятием аксиосферы общества.
Нарастание кризисных процессов в современном образовании несет угрозу школе как социальному институту и одновременно ставит перед ней задачу социализации школьников. Социализация - освоение культуры общества, процесс развития у обучаемых способности решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе освоения социального опыта [1].
Исследователи всегда рассматривали образование «как процесс и результат целепо-лагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит» [2, с. 3]. Закономерно, что вызовы общества обусловили смещение акцентов в понимании целей образования, закрепленных в ФГОС: от узкого понимания образования как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений, навыков - к широкому пониманию образования как процесса педагогической организованной социализации. Обозначилась потребность в подготовке и переподготовке педагогов к формированию и оцениванию образовательных результатов, имеющих общественную направленность и значимость.
Выделим два направления в понимании общественной значимости результатов при реализации ФГОС школьного образования:
- как результата участия школьников в общественно значимой деятельности;
- как результата общего влияния уровня компетентности школьников на аксиосферу общества.
Первое направление деятельности школы связано с общественно значимой деятельностью. В этом случае общественно значимые образовательные результаты школьников понимаются в узком, вполне определенном смысле, поскольку достигаются путем их участия в этой деятельности. Влияние школы выходит за ее стены, территориальные границы, охватывая вниманием иные категории населения, не относящиеся к ее основным субъектам внимания, то есть собственно школьникам. Школа выступает как один из социальных институтов широкого спектра действия, вовлекает в свою орбиту разнообразных субъектов, становясь социально-культурным центром микрорайона. Для учителя важными становятся компетенции построения продуктивного взаимодействия с социальными партнерами, с различными общественными организациями, с реализацией социально-гуманитарной задачи, направленной на расширение границ социального взаимодействия школы, повышением ее открытости.
Вторая линия в понимании общественной значимости образовательных результатов школьников связана с таким понятием, как аксиосфера. Аксиосфера - «не просто конгломерат, сумма идей, образов и символов, обозначающих смыслы, цели, критерии оценочного отношения человека к миру вещей и явлений, но существует как виртуальная реальность, самоорганизующаяся система сопряженных ценностей, обусловленных координационно-субординационными и причинно-следственными связями» [3, с. 68]. Каждое
следующее поколение выпускников школ развивает аксиосферу общества и во многом определяет общий ее фон, тип и целевые установки, видоизменяя аксиологическую модель будущего общества. В этом смысле (широком понимании общественно значимых результатов] роль образования, его основная цель состоит в создании устойчивой системы ценностных ориентиров, воспроизводстве интеллектуального генофонда нации в контексте процессов освоения и развития культурного опыта человечества, воспитании гражданина своей страны. Для учителя важным является ценностное самоопределение, развитие собственной аксиосферы.
Усиление общественной значимости образовательных результатов (в узком смысле этого понятия] реализуется через максимальную интеграцию учащихся в процесс освоения способов жизнедеятельности. Общественно значимую (социально значимую] деятельность школы в целом можно охарактеризовать как совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих позитивным изменениям как в самом человеке, в среде школы, так и во внешней социальной среде [4, с. 61].
Социальность деятельности заключается в самом её определении: изначально предполагает затрагивание интересов не только самого индивида, включенного в деятельность, но и интересов других людей. Деятельность носит продуктивный характер, её результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке. Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются прежде всего своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач, действий.
Процессу вхождения в социальную практику во многом способствует разработка социальных программ, стимулирующих развитие общественных инициатив, оказывающих поддержку семье, образовательным учреждениям, другим общественным институтам для обеспечения прав и благополучия личности. С позиций системного подхода социально значимая деятельность образовательной организации определяет дальнейшее развитие общества как основного субъекта внешней
среды, а общество и внешняя среда в целом определяют цели и направления деятельности школы. С появлением активных граждан, способных привнести в сферу образования позитивные изменения, становится возможным и привлечение общественности к оцениванию деятельности образовательной организации.
Образовательный процесс, направленный на использование активных форм работы с социумом (практикумы по освоению демократических процедур, социальное проектирование, социальная практика], может способствовать превращению образования в реальный ресурс развития гражданского общества. Причем социальная деятельность всегда происходит на определенном культурном фоне; социальное и культурное как бы растворены друг в друге и должны рассматриваться как две стороны единого человеческого опыта.
Специфика общественно значимой деятельности заключается в том, что она:
- носит двусторонний характер: как форма принятия общественных отношений и как форма обновления общества, связанная с включённостью в его жизнь молодёжи;
- не просто дает возможность приспосабливаться к обществу, но и стать субъектом социальной деятельности, проявляя самооценку, самостоятельно принимая решения, инициируя события;
- наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений со взрослыми, обеспечивая идейный смысл общественно полезной деятельности, формируя у подростка установку на общество;
- формирует способность подростка быть личностью в соответствии не с эталонами, а с требованиями общества и личными потребностями в самоутверждении, в стремлении оценить себя в системе «Я - Мир».
Образовательные учреждения, осуществляя свою социальную миссию, действуя в определенной социокультурной среде микрорайона, города, должны предпринимать шаги в решении следующих задач социализации школьника:
- способствовать интеграции личности в общество, его культурную, общественную, социальную жизнь;
- создавать условия для формирования социальной успешности школьников и развития в них таких качеств, как высокая само-
оценка, уверенность в себе, адаптирован-ность к жизни;
- способствовать формированию нравственной устойчивости, общественной активности, ценностных отношений к окружающей действительности, расширению социального опыта учащихся;
- организовывать целенаправленную деятельность школы по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурных ценностей;
- создавать реальную возможность заказа услуг для всех субъектов социокультурного пространства школы по различным направлениям;
- оказывать помощь и поддержку социально уязвимым, малообеспеченным гражданам и другим лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- поддерживать социальные инициативы взрослых и детей, распространять успешный опыт гражданской активности [4].
Основными формами социально значимой деятельности школы можно назвать: социально значимые проекты, реализуемые школой; благотворительные акции, ярмарки; во-лонтёрство; мероприятия досугово-познава-тельного характера, проводимые для родителей, учащихся, жителей микрорайона (проекты, концерты, дни открытых дверей и т.д.].
Общественно значимая деятельность школы учитывает особенности развития современного общества и не ограничивается только субъектами образовательного процесса (учащимися разных возрастов, педагогами и администрацией школы, семьями учащихся], включая и иных участников: общественность, активные слои местного населения; местные администрации и органы управления образованием; производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели]; учреждения здравоохранения, культуры и др.; культурно-просветительные организации; местные средства массовой информации; различные организации и ассоциации, фонды, другие организации, создаваемые местным населением и пр.
Рассматривая общественную значимость образовательных результатов школьников в широком смысле, следует учесть тот факт, что понимание образовательных результатов и самой учебной деятельности меняется.
Понятие компетентности как результата образования, используемое в ФГОС, дает
возможность усиления общественной направленности образовательных результатов, поскольку:
- структурно включает в себя традиционные результаты обучения (знания, умения, навыки], но не ограничивается ими;
- компетентность как результат считается достигнутой, если она продемонстрирована в конкретных ситуациях (жизнедеятельности или моделируемых в процессе обучения];
- ряд компетенций не может быть сформирован и предъявлен вне диалога школы и общества;
- различные виды компетенций могут быть разнесены по разным субъектам, разным формам, способам их оценки, что в результате позволит и оптимизировать общий состав компетенций, и вовлечь в процесс оценки образовательных результатов различные общественные структуры.
Изменение в понимании учебно-познавательной деятельности школьника обусловлено противоречием существующих образовательных практик и вызовами современного общества и направлено на создание условий социализации в сложившейся социокультурной ситуации. Рассматривая учебную деятельность школьника в системе отношений «Я - Культура», «Я - Сам», «Я - Другой», «Я -Деятельность» [5], в рамках которой создается образ мира и себя в этом мире - иными словами, и осуществляется процесс социализации, можно увидеть, что в каждом из отношений личность и общество нераздельно связаны.
На этом фоне оправдано расширение результатов обучения со следующей целевой ориентацией:
- личностные результаты - формирование системы ценностей по отношению к себе, к окружающему миру, к другим, зафиксированной в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования;
- метапредметные результаты - усвоение способов деятельности, применяемых как в образовательном процессе, так и в решении жизненных ситуаций;
- предметные результаты - усвоение социального опыта в рамках учебных предметов.
ФГОС ориентирован на развитие универсальных учебных действий (УУД], которые объединены в четыре группы:
- личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях];
- познавательные (общеучебные действия, постановка и решение проблемы;
- коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, различая особенности общения с различными группами людей];
- регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана].
Овладение учениками УУД происходит на учебном материале разных учебных предметов, в междисциплинарных областях, во время урочной и внеурочной работы и в конце концов ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Однако хочется подчеркнуть, что личностные и метапред-метные образовательные результаты не отменяют предметных; предметные области знаний, кроме своего непосредственного предназначения, служат и тем полем, на котором происходит развитие и метапредмет-ных и личностных компетенций школьника. Все три группы образовательных результатов формируются и оцениваются в комплексе, взаимодополняют, поддерживают и обогащают друг друга.
В таблице представлено распределение обозначенных в ФГОС личностных и мета-предметных образовательных результатов по отношениям, входящим с систему «Я -Мир», реализующим социализацию школьника.
Уместно вспомнить четыре основные компетенции человека, заявленные в известном докладе Ж. Делора на заседании Международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище» и по сути совпадающие с названными проекциями: умение жить вместе, умение учиться, умение работать, умение жить [6].
Эти умения по своей сути просты и понятны каждому человеку. А их провозглашение свидетельствует о доминанте гуманитарного начала в понимании образования. А. П. Ва-лицкая, анализируя определение педагогической работы в современном педагогическом словаре, отражающем просветительскую традицию, критикует различие образования и
воспитания как двух форм педагогической работы: образование как формирование интеллекта (сообщение знаний] и воспитание как обращение к душе и духу, к нравственным и эстетическим сферам личности [3, с. 74]. Традиционное разделение классной (учебной] и внеклассной (воспитательной] работы на практике приводит к тому, что процессы формирования души и духа, критериев оценочных суждений и выбора оказываются второстепенными целями по сравнению с развитием интеллекта, да и то в большей мере тех интеллектуальных операций, которые связаны с репродуктивным обучением. Установка на повышение значимости внеурочной работы как важного механизма построения образовательных результатов, связанных со сферой целей и ценностей человеческого бытия, которая заложена в ФГОС, несомненно, заслуживает внимания и поддержки.
Современная социокультурная ситуация со свойственным ей информационным бумом, властью низкопробной массовой культуры, пропагандой агрессии и насилия оказывает мощное влияние на аксиосферу социума. Нравственно-этические аспекты образования непосредственно корреспондируют с социокультурной средой обитания человека, и вместе с тем они определяются каждым субъектом, «принадлежат» каждому субъекту, а значит, требуют внимания к его потребностям, интересам, мотивам. Речь идет о той системе отношений (Я - Культура, Я - Деятельность, Я - Другой, Я - Сам], которая формируется (или не формируется] в процессе образования. Сформированность этих отношений выводит человека за границы конкретного процесса обучения, расширяя эти границы до образовательного пространства, в котором субъект приобретает свободу в самоопределении, в бытии и в учении как части бытия, но смыслообразующие ориентиры формируются в школе. Между тем реализация новых образовательных практик в российских школах сопряжена, как отмечают исследователи, с целым рядом проблем именно ценностно-смыслового свойства, определяющих необходимость формирования новой аксиологической культуры и ценностных приоритетов воспитания и обучения [7, с. 242].
Философы образования сейчас говорят о том, что тип образования, основанный на естественно-научной картине мира, для кото-
Таблица
Личностные и метапредметные образовательные результаты, обеспечивающие гармонизацию отношений в системе «Я - Мир» в процессе обучения школьника
Я - Культура
Личностные результаты: - формирование целостного мировоззрения (в отношении внешнего мира) - развитие морально-нравственного сознания - воспитание российской гражданской идентичности - развитие эстетического сознания - формирование основ экологической культуры и экологического мышления - принятие ценности семейной жизни - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные результаты: - умение осуществлять мыслительные операции - умения осмысленного чтения - экологическое мышление и умение его применять
Я - Другие
Личностные результаты: - формирование коммуникативной компетентности - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Метапредметные результаты: - умения работать в группах - умения использования речи для коммуникации - умения осуществлять мыслительные операции
Я - Деятельность
Личностные результаты (относительноучебн. и познават. деятельн.): - умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности - умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей - умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности - умение оценивать результат выполнения учебной задачи - умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности Метапредметные результаты: - ИКТ-компетентность - умение визуализации и ее использования - умения осмысленного чтения - умения осуществлять мыслительные операции - экологическое мышление и умение его применять
Я - Сам
Личностные результаты: - формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - формирование целостного мировоззрения (в отношении самого себя и себя в Мире) Метапредметные результаты (относительно собственного развития): - умение самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности - умение самостоятельно планировать и выбирать пути достижения целей - умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности - умение оценивать результат выполнения учебной задачи - умение самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности - умения осуществлять мыслительные операции
рой характерно отстранение субъекта от мира, исчерпал себя, поскольку в условиях широкой доступности информации сам факт нахождения и приобретения ее не представляет проблемы. Но информация еще не есть знание. Знание отличается субъектностью, причастностью, отношением. Частнонаучные картины мира (физическая, химическая, лингвистическая, математическая, художественная, историческая, географическая и т.п.], предъявленные школьнику каждая по отдельности, далеко не всегда в его сознании объединяются и, как пазлы, складываются в осознанную целостность. Это интеллектуальная работа, которая не всегда затрагивает душу ребенка. Как отмечает А. П. Валицкая, выход из сложившийся ситуации один - в конструировании образовательного процесса «от субъекта», построении в его сознании не картины мира, а «образа мира», в пространстве которого осознается собственное «Я» [3, с. 91-92]. Закономерно, что в системе отношений, реализуемых в учебно-познавательной
деятельности, на первом месте стоит личностное «Я»: образ мира отличается эмоционально-ценностной окраской. Человек видит мир таким, каким он его создал; он переносит в реальный мир свои ценности и эмоции по отношению к миру и себе в нем.
Таким образом, образовательные результаты школьников, рассмотренные в широком смысле этого слова, определяют не только будущее состоянии техносферы и инфосферы общества, но и аксиосферы как пространства ценностей, смыслов, значений, регламентирующих правила целеосмысленного бытия Человека в природе, культуре и социуме. Только при взаимопересечении, взаимосвязи, комплексной реализации можно говорить о создании условий для социализации личности школьника, об общественной значимости образовательных результатов. Вместе с тем это свидетельствует о расширении задач и функций педагога в условиях реализации ФГОС школьного образования.
Литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
2. Бим-Бад В. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. -1996. - № 1. - С. 3-8.
3. Валицкая А. П. Теория образования в контексте современности : учеб. пособие. - СПб.: Астерион, 2014. - 167 с.
4. Позднякова Т. Ю. Общественная оценка социально-значимой деятельности современной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Омск, 2009. - 233 с.
5. Даутова О. Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе : моногр. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. - 300 с.
6. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». - М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1995. - 295 с.
7. Павлов А. К. Проблематика социального развития учащихся в условиях ФГОС нового поколения // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. статей / под общ. ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой, В. И. Сопина, З. Н. Ситник. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - 310 с.