УДК 372.893:37.018.48
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСКУССИОННЫХ
ВОПРОСОВ ИСТОРИИ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
Аннотация. В статье рассматривается вариант организации занятий в системе повышения квалификации учителей истории по вопросу о роли насилия в процессе осуществления реформ в России. Предлагаемый вариант может быть встроен в модульный курс «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки», разработанный авторами для системы дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: административно-командная система, насилие, реформы, тоталитаризм, свобода личности, государство, право.
TRAINING OF TEACHERS FOR TEACHING DEBATABLE QUESTIONS
OF HISTORY WITHIN PROFESSIONAL DEVELOPMENT
V. Varyuschenko, O. Gaikova
Abstract. The article considers the variant of the organization of classes in the training system of history teachers on the question of the role of violence in the process of implementing reforms in Russia. The proposed option can be built into modular course «Didactic bases of formation of readiness of teachers for teaching controversial issues social Sciences and Humanities», developed by the authors for the system of additional professional education.
Keywords: the administrative-command system, violence, reform, totalitarianism, individual freedom, state, law.
Российское общество всегда волновали проблемы жизни по «правде», обеспечения справедливости и достижения всеобщего счастья. Не случайно на всех уровнях образования вызывают повышенный интерес аудитории именно те разделы истории, в которых рассматриваются эти сюжеты. Неудивительно, что это же относится и к рассмотрению дискуссионных вопросов исторической науки. Поскольку к настоящему времени накопилась масса трактовок, суждений, инсинуаций и фальсификаций по этой тематике, требуется уделить должное внимание подготовке учителей к освещению этой проблематики при организации изучения дискуссионных вопросов исторической науки в системе общего образования. Такая работа может быть успешно проведена в рамках курсовой подготовки учителей в системе дополнительного профессионального образования [3-5]. Именно проблема разработка учебно-методических комплексов подготовки и повышения квалификации работников образования на основе создания условий для повышения мотивации к новой поликультурной деятельности,
актуализируется потребностью осуществления межкультурного и межконфессионального диалога [6].
Начать можно с констатации того, что время преобразований Петра I является одним из наиболее ярких примеров сосуществования
диаметрально противоположных представлений о нём и оценок его реформаторской деятельности. Часто критики Петра I и его преобразований акцентируют внимание на роли насилия в проведении преобразований. Они констатируют, что насилие, составлявшее суть экстраординарных мер, было зафиксировано в законах, заложено в устройстве государственного аппарата административно-репрессивного типа, отражено во всей системе иерархической власти. И именно в разнообразных формах насилия, ставших регулятором жизни созданной Петром I системы, проявлялся её тоталитаризм. Это время запуска отечественной бюрократической машины, работавшей по своим внутренним и чуждым обществу законам. Это всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, доносительства, без которых не могла существовать административно-командная
система. Время Петра I - это и столь характерные для общества страх, внешняя и внутренняя несвобода личности [1, с. 8-9].
Этот пассаж позволяет развернуть весьма интересную дискуссию, которая позволит всем участникам актуализировать собственное видение ситуации и озаботиться поиском аргументов в его подтверждение. Прежде всего, необходимо избавиться от модернизации истории. Во времена Петра I никакой проблемы тоталитаризма не было, да и самого термина тоже. Обращение к истории с морализаторских позиций также вряд
ли может быть продуктивным. Обращение к внутренней или внешней свободе или несвободе личности тогдашнего мира ничем кроме красивой фразы быть не может. В эпоху абсолютных монархий, создания Российской империи полная утопия мечтать о свободе личности.
Более продуктивно акцентировать внимание на вопросах возможности реализовать поставленные цели иными методами. Такой подход позволит более серьёзно ответить на вопрос, почему силовые методы реформирования
Таблица 1. - «Формарабочего листа»
Работа осуществляется в рамках шести малых групп с последующей презентацией предлагаемых альтернатив и коллективным построением альтернативного варианта реформирования. Приоритетом при оценивании пользуется исчерпывающая аргументация реализуемости предлагаемого варианта.
Обязательной составляющей успешности занятия является мониторинг результативности работы участников на основе самооценивания и
в России не исключение из правил, как в прошлом, так и в настоящее время.
Продуктивной может оказаться групповая работа с рабочим листом, заранее подготовленным к занятию преподавателем и включающим основные пункты приведённого пассажа и предложение сформулировать альтернативы им, которые соответствовали бы реалиям того времени и могли бы быть реализованы в тех исторических условиях. Рабочий лист мог бы имеет такую форму, представленную в таблице 1.
сооценивания пошаговой деятельности и проведение итоговой рефлексии по окончании работы.
Поскольку основной задачей занятия является поиск аргументов реализуемости предлагаемого варианта, следует организовать контроль творческой активности членов малой группы. Для этого может использоваться форма 2, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2. - «Контроль творческой активности членов малой группы». Обсуждаемый вопрос
№ Автор Содержание предложения Плюсы предложения Минусы предложения Общее решение
1.
2.
п.
№ Анализируемые положения Предлагаемая альтернатива и аргументы в пользу её реалистичности
1 Насильственный характер проведения преобразований
2 Насилие, составлявшее суть экстраординарных мер, было зафиксировано в законах, заложено в устройстве государственного аппарата административно -репрессивного типа, отражено во всей системе иерархической власти
3 В разнообразных формах насилия, созданной Петром I системы, проявлялся её тоталитаризм
4 Отечественная бюрократическая машина, работавшая по чуждым обществу законам
5 Система контроля, паспортного режима, доносительства, без которых не могла существовать административно-командная система
6 Характерные для общества страх, внешняя и внутренняя несвобода личности
Сама по себе творческая активность членов малой группы не даёт представления о качестве проделанной работы. Использование формы 3
позволяет отследить эффективность творческой активности каждого члена малой группы, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3. - «Контроль эффективности творческой активности членов малой группы». Обсуждаемый вопрос_
№ Автор предлагаемого решения вопроса Количество предложений решения вопроса Количество принятых предложений решения вопроса Процент эффективности работы автора Д = Г х 100 : В
А Б В Г Д
1.
2.
n.
В результате такой организации работы на занятии значительно возрастает эффективность итоговой рефлексии, позволяющей понять учителю истории и свою ответственную роль в организации преподавания дискуссионных вопросов исторической науки и создания социальной среды. А создание социальной среды в процессе своей профессиональной деятельности
зависит от повышения уровня его культуры, которая «сегодня является актуальной проблемой гуманитаризации профессионально-
педагогического образования и актуализации культурологических возможностей вузовского профессионально-педагогического образования» [2, с. 85].
Литература:
1. Анисимов В.А. Время петровских реформ / В.А. Анисимов. - Л.: Политиздат, 1985. - 476 с.
2. Арябкина И.В., Нестеров А.А. Культурологические аспекты подготовки студентов педагогических вузов к решению задач экологического образования младших школьников / И.В. Арябкина,
A.А. Нестеров // Казанский педагогический журнал. -2016. - № 1(114). - С. 81-86.
3. Варющенко В.И, Гайкова О.В. Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки: Программа модульного курса /
B.И. Варющенко, О.В. Гайкова. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. - 100 с.
4. Варющенко В.И, Гайкова, О.В. Реализация модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию
дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» в системе повышения квалификации / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1(114). - С. 87-92.
5. Гайкова О.В. Изучение дискуссионных вопросов исторической науки в 10-11 классах профильной школы: учебно-методическое пособие для учителей истории / О.В. Гайкова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. - 153 с.
6. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 5-10.
Сведения об авторах:
Варющенко Виктор Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Президент общественного фонда г. Новосибирска «Партнеры в образовании».
Гайкова Оксана Викторона. (г. Новосибирск, Россия), кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26 г. Новосибирска, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Varyushchenko (St. Petersburg, Russia), candidate of historical sciences, professor. Honorary Teacher of General Education of the Russian Federation. President of Partners in Education Fund of Novosibirsk.
O. Gajkova (Novosibirsk, Russia), candidate of pedagogical sciences; Teacher of History and Social Science Highest Qualification Category, High School No. 26 of Novosibirsk, e-mail: [email protected]