Научная статья на тему 'Подготовка учебных материалов для телекоммуникационной образовательной технологии'

Подготовка учебных материалов для телекоммуникационной образовательной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузенкова Галина Владимировна, Толстолуцкий Владимир Юрьевич, Карпенко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учебных материалов для телекоммуникационной образовательной технологии»

Подготовка учебных материалов для телекоммуникационной образовательной технологии

Г.В. Кузенкова, В.Ю. Толстолуцкий, С.Н. Карпенко,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

зег^еу. [email protected]. ипп. ги

Дистанционные образовательные технологии (кейс-технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология) прочно занимают свою нишу наряду с обязательными классическими формами работы [1,2]. Следует отметить, что учебные материалы, предназначенные для применения в дистанционных образовательных технологиях (далее учебные дистанционные материалы или УДМ), имеют особенности, которые должны быть учтены при их разработке и применении.

Общие требования к учебным материалам для дистанционных образовательных технологий строятся на основе определенной дидактической концепции, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

30. Основу процесса обучения составляет самостоятельная познавательная деятельность студента.

31. Организация познавательной деятельности студента должна обеспечить ее активный характер.

32. Обучение должно быть личностно-ориентированным.

В зависимости от целей, ради которых создаются учебные дистанционные материалы, предлагается следующая классификация, учитывающая особенности их создания и применения в учебном процессе:

33. УДМ, предназначенные для самостоятельной работы студентов.

34. УДМ, предназначенные для демонстрации и другого применения на

занятиях по форме дистанционных лекций и семинаров.

35. УДМ, предназначенные для контроля успешности усвоения знаний и

навыков студентами.

36. УДМ, предназначенные для оценки знаний студентов.

Каждая из групп имеет свои формы. Формы УДМ первой группы могут быть весьма разнообразны. Например, электронные учебники (ЭУ), пособия (ЭУП), разнообразные тренажеры, электронные лекции как электронная копия печатного текста или лекции с мультимедийным сопровождением и другие виды учебных материалов.

Кроме того, следует выделить типы материалов. УМД могут быть линейного и нелинейного типа. Линейность предполагает, что студент изучает материал согласно своим потребностям (т.е. материал изучается

так, как ему удобно). Нелинейного типа УМД содержат адаптивные способы обучения, т.е. возможности изменения образовательной траектории в зависимости от уровня подготовки студента.

Учебные дистанционные материалы второй группы, предназначенные для демонстрации на занятиях по форме дистанционных лекций и семинаров, обычно представляют собой электронные презентации, демонстрируемые с применением дистанционных телекоммуникационных образовательных технологий.

Формы учебных дистанционных материалов третьей и четвертой группы могут совпадать, но задачи их разные. УДМ для контроля успешности усвоения знаний и навыков студентами призваны показать преподавателю: насколько близки или далеки знания от установленных критериев. По результатам их применения происходит коррекция образовательной траектории студента для достижения необходимого уровня. Четвертый тип УДМ предназначен для итоговой оценки учебной деятельности студентов по тем или иным темам, разделам дисциплины, дисциплине в целом и/или циклу дисциплин.

В каждой из групп используются самостоятельные принципы создания, обусловленные целями соответствующей группы. Принципы создания УДМ первой группы (принцип положительной мотивации, принцип модульности, принцип полноты, принцип наглядности и доступности, принцип преемственности и научности, принцип простоты навигации, принцип рациональной учебной траектории, принцип рациональности оформления, принцип расширяемости) достаточно полно раскрываются в литературе [3-7]. Они могут в той или иной степени применяться при создании УДМ других групп.

В данной работе будут рассмотрены принципы создания УДМ второй группы, т.е. предназначенных для демонстрации на занятиях по форме дистанционных лекций и семинаров (на основе телекоммуникационных технологий2).

Особенностью дистанционной лекции является то, что уже на стадии подготовки ее презентации необходимо учесть так называемые мешающие (или «сбивающие») факторы. При чтении дистанционной лекции важнейшей задачей является сохранение устойчивого внимания аудитории, которое обеспечивает качественное усвоение материала Если на традиционной лекции возврат внимания студентов занимает секунды, то

Телекоммуникационная технология подразумевает использование в учебном процессе современных технических и информационных средств телекоммуникации (телеконференцсвязь и видеотелефон). Нами применялась технология MS Live Meeting (http://office.microsoft.com/enus/help/HA101733831033.aspx).

дистанционная лекция растягивает этот процесс на минуты. Сократить «непроизводственные» временные затраты и обеспечить повышенную «помехоустойчивость» лекционного курса может более качественная формализация содержательных моментов лекции.

Трансляция лекции на несколько аудиторий ставит перед лектором задачу сохранения постоянного внимания удаленных друг от друга слушателей на общем, ситуационно обусловленном, едином для всех слушателей смысле излагаемого. Обеспечение устойчивой и технически качественной двусторонней аудио-видеосвязи является необходимым условием, но полностью не решает для лектора проблемы обратной связи, позволяющей осуществлять контроль усвоения смысла изложенного. Обратная связь необходима как лектору, так и студенту, поскольку представляет собой базовый механизм коммуникационной деятельности. Живое общение на лекции, читаемой с помощью телекоммуникационной технологии, ставит на порядок более сложные образовательные задачи, чем кейс-технология и интернет-технология. С нашей точки зрения, можно организовать обучение в виде дистанционной лекции так, чтобы было сохранено число трансакций3 между преподавателем и студентом в том объеме, которое присуще традиционному обучению. Средством, позволяющим достичь указанной цели, является особые методы создания презентации.

При наличии нескольких удаленных аудиторий, крайне трудно создать из них однородную аудиторию слушателей. Это усложняет общение лектора со студентами, требуя от преподавателя тщательной подготовки к дистанционной лекции и создания демонстрационных материалов, в которых он должен объединить виртуозное владение знаниями в предметной области со знаниями по психологии, педагогике, информатике.

Наш опыт работы показывает, что работа над лекционными материалами для проведения лекции дистанционно, состоит из нескольких этапов.

Первый этап: перевод лекционных материалов в электронную форму (текст лекции, подготовка рисунков, таблиц, схем, видео и аудио-фрагментов).

Второй этап: структурирование подготовленного материала на небольшие логико-семантические фрагменты. На этом этапе выделяются основные мысли, что позволяет добиться существенного сокращение

3 Под трансакцией в психологии понимается один сигнал и один ответна него, осуществляемый в ходе общения двух субъектов.

объема текстового материала4, замена его на схемы или иллюстрации, так как особенностью презентационных материалов является их лаконичность и предельная ясность формулировок.

Третий этап: непосредственное создание презентации лекции с применением определенной программы. Наиболее распространенным и удобным средством является программа MS PowerPoint. Эта программа по количеству возможных изобразительных и анимационных эффектов конкурирует со многими авторскими инструментальными средствами разработки мультимедийных приложений. Программа позволяет создавать как линейные последовательности простых слайдов, так и полнофункциональные мультимедийные презентации с развитыми средствами навигации, яркими анимационными эффектами.

Основные принципы разработки электронных презентаций можно выделить следующие:

• Оптимальное количество слайдов. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением, необходимо исключить дублирующие, похожие слайды5.

• Научность. Не следует подменять научную графику или сложные иллюстрации красочными упрощенными рисунками.

• Учет особенности восприятия информации с экрана проектора и монитора. Изображение на экране монитора не соответствует изображению на экране проектора. Связано это с методом воспроизведения цвета. Компьютерный экран реализует аддитивную (additive) цветовую модель: определенный цвет образуется смешением излучений с определенной длиной волны. Экран проектора не излучает, а отражает. В этом случае реализуется субтрактивная (subtractive) цветовая модель. Цвет, который мы видим на экране, есть результат отражения излучения определенной длины волны.

• Мультимедийность. Воздействием на разные каналы, обеспечивающие восприятие информации слушателей лекции, учитывается индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти

Материал исходного текста сокращается в объеме не менее, чем на 50%, при сохранении смысла.

Практика показывает, что на лекцию достаточно 40-45 слайдов, при этом рассказ по каждому слайду занимает в среднем 2 минуты. Такая «раскадровка» лекции вписывает весь сценарий во временные рамки. Количество слайдов зависит от специфики предметной области.

4

мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст (тем более с экрана компьютера), мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее [5]. Поэтому в учебных презентациях, при необходимости сокращения времени на изложение, желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимационными фрагментами или фрагментами фильмов [8]. В литературе [9] отмечается, что специальные исследования выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

• Рациональность оформления. Применять единый стиль шрифтового и цветового оформления слайдов. При оформлении каждого слайда желательно акцентировать внимание на главной мысли рассматриваемого вопроса так, чтобы она воспринималась слушателями уже при первом взгляде на слайд. Стандартное оформление обеспечивает унификацию подачи информации второстепенной - номер слайда, дата, форма рамки и цвета. Тем самым, происходит привыкание к второстепенным элементам слайда и, в силу отсутствия новизны, они не мешают воспринимать основную часть, несущую главное содержание.

• Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных и других эффектов. Двух минутная «раскадровка» лекции обеспечивает хороший темп изложения, не дает студенту отвлекаться и переключаться. В тоже время, голосовое сопровождение слайдов позволяет расставить акценты на тех или иных деталях изображения.

Параллельно с подготовкой презентации разрабатывается материал для озвучивания слайдов. Наш опыт показывает, что следует избегать «чтения вслух» текста слайдов. Лектор должен научиться перемещать внимание слушателей по представленному учебному в слайде материалу так, как ведет внимание опытный экскурсовод по знаменитой картине в музее, последовательно раскрывая замысел художника.

Четвертый этап: создание на основе лекции-презентации раздаточного материала для студентов. Важнейшим приемом, который применялся нами, являлся тот, что лекционные материалы в виде подготовленных для распечатки слайдов презентации (текстовый документ в формате .doc6) предварительно посылаются по электронной почте студентам. Материал лекции дается не полностью, а лишь основные положения (70-80 % основного объема лекционных слайдов), которые станут основой для успешного усвоения материала непосредственно на лекции. Тем самым лектор оставляет за собой средство, обеспечивающее новизну на лекции, что позволяет владеть вниманием слушателей. Материалы должны быть распечатаны и подклеены в учебную тетрадь. Таким образом, студенты сами фактически создают себе учебное пособие по изучаемому курсу (реализуется принцип активности обучения). Изготовление тетради имеет еще одну цель: во время этой работы с помощью непроизвольного внимания усваиваются многие положения будущей лекции.

Предварительная подготовка материалов для лекции позволяет исключить бездумное и ненужное переписывание слов лектора и текста слайдов. Лекционная тетрадь для дистанционного образования с готовыми ключевыми слайдами позволяет студенту во время лекции подчеркивать важные моменты: обвести основное понятие, дополнить рисунок еще одним элементом или подписью, а так же записывать ответы на вопросы, касающиеся слайда, и дополнительную информацию.

Предлагаемый подход обеспечивает адекватное восприятие информации на лекции даже в случае технических неполадок трансляции дистанционной лекции. Подготавливается восприятие темы лекции, а в итоге, сохраняется необходимый объем материала по всему курсу лекций.

Пятый этап: проверка концепции презентации и содержания лекции. В процессе чтения лекции возникают идеи по поводу улучшения ее структуры, распределения времени, корректируются формулировки.

Во время дистанционной лекции по технологии Live Meeting производится запись нового учебного дистанционного материала: видеозапись лекции, голос лектора, ответы на вопросы и т.д. Для просмотра записи лекции требуется только программа Internet Explorer, поэтому этот вид учебного материала может быть использован для самостоятельной работы студентов (как кейс-технология). Запись лекции имеет значение и для лектора, который видит себя со стороны и может детально проанализировать возникающие при общении со студентами

В программе MS PowerPoint для создания текстового документа применяются команды Файл - Отправить - в MS Office Word, где выбирается вид страницы с двумя или тремя слайдами.

ситуации, учесть причины появления вопросов у студентов и формулировки ответов на них.

Шестой этап: доработка материалов по итогам пятого этапа. Видеозапись лекции также может быть подготовлена как самостоятельный модуль для размещения в среде системы управления обучением в соответствующем формате.

Литература

1. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман и др. / Под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.

2. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 640 с.

3. Родин В. П. Создание электронного учебника: Учебное пособие. Создание электронного учебника: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 30 с. [Публикация на сайте «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/window catalog/pdf2txt?p id=8983]

4. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - URL:

http://www.academiaxxi.ru/Meth Papers/AO recom t.htm,

5. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Эргономическое проектирование электронных учебников //Открытое образование. - N2, - 2001. - С. 10-13.

6. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data7d 05/prm137-1 .htm, свободный.

7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов -шаг на пути к качественному образованию / Доклад на XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТ0-2002»), 2002. - URL:

http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=li ght&id sec=38&id thesis=716 и http://ito.edu.ru/2002/P/P-0-226.html

8. Краснова Г.А., Савченко П.А., Савченко Н.А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование. -N6. - 2001. - С. 9-11.

9. Полякова Т.М. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа / Т.М. Полякова, Н.И. Лобова, В.О. Николаев, Д.С. Суслов // Дистанционное образование, 1997, № 1. - [Электронный Научно-практический журнал по информационным технологиям в образовании «Открытое образование» (правопреемник журнала «Дистанционное образование»). - URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1 97/st056.html]

10. Толстолуцкий В.Ю., Кузенкова Г.В., Карпенко С.Н. Организация учебной

деятельности студентов при дистанционном обучении криминалистике // Качество образования. Проблемы и перспективы. Сб. статей №4 / Под ред. А.В.Петрова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. - С.63-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.