Научная статья на тему 'Подготовка творческой личности в университете'

Подготовка творческой личности в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / CREATIVE PERSON / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC RESEARCH / PEDAGOGICAL (TEACHER) EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Людмила Петровна, Солдатова Мария Александровна

Современная система образования университета представляет все возможности для творческого развития личности бакалавра. Это находит отражение в подготовке бакалавра, которое направлено на овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В процессе подготовки формируются такие ценности, как интерес к исследовательской деятельности, самоидентификация в процессе профессиональной деятельности, развитие познавательного потенциала, овладение ценностями высшего образования. Так формируются способности к творческой деятельности: подбор и анализ литературы по теме, умение выделять ведущую информацию, разработка проекта и перенос знаний в практику, внедрение проекта в профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Людмила Петровна, Солдатова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern system of higher education presents all opportunities for creative development of personality of a bachelor. It is reflected in bachelor preparation which is aimed at mastering the culture-general, general and professional competences. In the process of preparation such values as the interest in research activities, self-identification in the course of professional activity, development of cognitive capacities, mastering higher education values are formed. This leads to development the ability to creative activities such as: selection and analysis of scientific literature on the research issue, ability to allocate key information, project development and transformation of knowledge into practice, implementation of a project in professional activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка творческой личности в университете»

УДК 37.036.5 : 378

Л. П. Назарова, М. А. Солдатова

Подготовка творческой личности в университете

Современная система образования университета представляет все возможности для творческого развития личности бакалавра. Это находит отражение в подготовке бакалавра, которое направлено на овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В процессе подготовки формируются такие ценности, как интерес к исследовательской деятельности, самоидентификация в процессе профессиональной деятельности, развитие познавательного потенциала, овладение ценностями высшего образования. Так формируются способности к творческой деятельности: подбор и анализ литературы по теме, умение выделять ведущую информацию, разработка проекта и перенос знаний в практику, внедрение проекта в профессиональную деятельность.

Modern system of higher education presents all opportunities for creative development of personality of a bachelor. It is reflected in bachelor preparation which is aimed at mastering the culture-general, general and professional competences. In the process of preparation such values as the interest in research activities, self-identification in the course of professional activity, development of cognitive capacities, mastering higher education values are formed. This leads to development the ability to creative activities such as: selection and analysis of scientific literature on the research issue, ability to allocate key information, project development and transformation of knowledge into practice, implementation of a project in professional activity.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, творческая личность, вузовская система, содержание образования, исследовательская деятельность, научное исследование, педагогическое образование.

Key words: vocational training, creative person, the system of higher education, the content of education, research activity, scientific research, pedagogical (teacher) education.

Современное социокультурное общество периода информатизации остро нуждается в творческих личностях. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность все чаще связывается с элементами творческого труда. Отсюда перед образованием, в частности педагогическим образованием, стоит задача подготовки учителя с элементами творческого подхода в профессиональной деятельности. Одним из путей такой подготовки является университет. Вузовская система имеет все возможности для реализации данной задачи: кадровый научный потенциал, современные информационно-дидактические средства, заинтересованность молодежи в получении высшего образования и т. д.

В системе высшего образования бакалавр овладевает профессиональными знаниями, формируется глубина и широта его кругозора, раз© Назарова Л. П., Солдатова М. А., 2016

виваются мыслительные процессы, формируются способы творческой деятельности, осуществляется более высокая степень интеллектуального развития. Отсюда образование в вузе представляет общенациональный ресурс для подготовки творческой личности.

Поэтому важным является отбор содержания образования. Известны принципы отбора содержания образования, сформулированные В.В. Краевским. Особую значимость приобретает принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип соответствует современным задачам, стоящим перед обществом - подготовке новой творческой личности, ориентирующейся в развитии общества, организующей взаимопроникновение науки и культуры и реализующей задачи общества [2]. Этот принцип направлен на формирование творческой личности, готовой жить и действовать в современных условиях, реализующей знания, умения и понимание задач, стоящих перед обществом, на основе развития инициативы, самостоятельности, творческой деятельности, опыта овладения компетентностью.

В.И. Андреев выделил следующие условия, формирующие творческую личность в пределах вузовского образования:

• развитие творческих способностей студента;

• педагогическое управление и самоуправление студентов по организации различных видов творчества (научного, учебного, технического);

• увеличение числа интенсивных методик по развитию творческой деятельности (дискуссий, деловых игр и пр.);

• сочетание коллективной и индивидуальной творческой деятельности, поощрение сотрудничества, соревновательность, честность оценки и др. [1].

С современных позиций мы добавим следующие условия:

• включение компьютерных заданий по созданию проектов, программ проведения деловых игр, мероприятий, разработки концепций конкурсов, соревнований, систем оценки деятельности и др.;

• поиски вариантов разработок в Интернете, соотнесение их с собственными наработками и их оценки;

• оригинальное понимание какой-либо задачи, ситуации;

• поиск объектов для реализации творческого подхода и т. д.

Стандарт образования по направлению педагогическое образование определяет виды профессиональной деятельности бакалавра: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. При этом программа бакалавриата формируется образовательной организацией, исходя из цели подготовки, что выражается в следующих направлениях:

• подготовка к профессиональной деятельности;

• подготовка к практико-ориентированному прикладному виду профессиональной деятельности;

• подготовка к научно-исследовательской деятельности.

Нас интересует подготовка к исследовательской деятельности как вид формирования творческой личности. Исходя из стандарта образования исследовательская деятельность готовит к постановке и решению исследовательских задач в области образования, использованию методов научного исследования в профессиональной деятельности.

В результате подготовки бакалавр должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В области исследовательской деятельности бакалавр должен овладеть готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в образовании, а также уметь руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

В процессе подготовки бакалавра в области педагогического образования формируется новая система ценностей, в частности интерес к исследовательской деятельности. Этому способствует содержание образования в виде следующих видов творческих работ:

• выполнение проектов в процессе обучения;

• решение ситуаций;

• проведение деловых игр;

• выполнение курсовых работ;

• выполнение выпускной квалификационной работы.

В области исследовательской деятельности бакалавра ФГОС 3+ предусматривает такие виды деятельности, как:

• сбор, анализ, систематизация и использование информации по проблеме науки и образования;

• разработка современных педагогических технологий;

• проведение экспериментальной деятельности в учебной и воспитательной работе с обучающимися;

• анализ и обработка полученных результатов.

Научно-исследовательская деятельность бакалавра в области педагогического образования рассматривается как процесс подготовки творческой личности к профессиональной деятельности, как результат подготовки к профессиональной деятельности по реализации знаний, понимания, овладения навыками обучения и воспитания, но не развития научных знаний.

По мнению В.В. Лаптева, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной, даже диссертация рассматривается в качестве комплексного материала оценки научной квалификации научно-педагогических работников, но никак не механизма развития научного знания в соответствующей области, а оценке подвергается не квалификация исследования, а результаты ис-

следования и вклад в науку [3]. Исходя из этого высказывания, научно-исследовательская деятельность бакалавра представляет собой механизм развития творческой личности и реализацию ее в процессе профессиональной деятельности, но не представляет результата развития научного знания и вклада в науку.

Научно-исследовательская деятельность бакалавра решает следующие задачи: подготовка личности, развитие исследовательской культуры, самоидентификация личности в профессиональной деятельности, творческое развитие личности, развитие познавательного потенциала, степень овладения ценностями высшего образования.

Включение бакалавра в исследовательскую деятельность можно рассматривать как одно из условий развития творческого потенциала личности. Это позволяет осознать и себя в едином познавательном пространстве, и принятие системы ценностей будущей профессиональной деятельности.

В процессе включения в научно-исследовательскую деятельность бакалавр педагогического образования должен овладеть следующими способностями работы:

• уметь подбирать литературу в соответствии с темой;

• выделять в научно-педагогической литературе информацию по теме;

• анализировать достижения отечественной и зарубежной науки;

• разрабатывать научные проекты исследования по избранной теме;

• внедрять методические проекты по теме исследования в учебно-воспитательный процесс образовательной организации;

• осуществлять сбор, анализ, обработку и систематизацию полученной педагогической информации;

• уметь отвечать на заданные вопросы по теме исследования;

• осуществлять перенос полученных умений в университете в свою будущую профессиональную деятельность.

Об уровне включения бакалавра в научно-исследовательскую деятельность можно судить о том, как он владеет системой знаний, умеет ли применять ее в работе с обучающимися, анализировать литературные источники, выделять ведущие тенденции, критически относиться к полученной информации, формировать собственные суждения, овладевать технологией научно-поисковой деятельности, способами обработки научной информации.

Таким образом, исследовательская деятельность бакалавра в системе получения высшего профессионального образования в университете представляет существенную часть профессиональной подготовки, способствует развитию творческого потенциала личности, его саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и овладению основами профессиональной культуры.

Список литературы

1. Андреев А.Л. Российское образование, социально-исторические контексты. - М.: Наука, 2008.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

3. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.А. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2006.

4. Розин В.М. Философия образования: этюды - исследования. - М.; Воронеж, 2007.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.