Научная статья на тему 'Подготовка тхэквондиста-юниора с пода на базовом этапе'

Подготовка тхэквондиста-юниора с пода на базовом этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО ВТФ ПОДА / ИНВАЛИДЫ / БАЗОВЫЙ МЕЗОЦИКЛ / ВЗРЫВНАЯ СИЛА / ОБУЧЕНИЕ / ТХЭКВОНДО / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

В настоящее время в новом паралимпийском виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА осуществляется подготовка к Паралимпийским Играм. После выступления в Токио спортсмены-инвалиды могут прекратить занятия. На сегодня в виду отсутствия на международном уровне соревнований среди кадетов и юниоров в России не существует национальной сборной команды по перспективному резерву. Спортсмены из резерва смогут попасть на Паралимпийские Игры 2024 года через пять лет подготовки. Для детального изучения учебно-тренировочного процесса со спортсменами паратхэквондистами необходимо выработать эффективные технологии, определить методы работы. Цель исследования использовать научные методы построения учебно-тренировочный процесса с резервом в тхэквондо для лиц с ПОДА на базовом этапе подготовки. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность экспериментальной методики работы со спортсменами-инвалидами на базовом мезоцикле состоящем из восьми микроциклов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of taekwondo-junior with SCI at the basic stage

Currently in the new Paralympic sport of taekwondo, the WTF PODA is preparing for the Paralympic Games. After the performance in Tokyo, disabled athletes can stop classes. Today, due to the absence at the international level of competitions among cadets and juniors, in Russia there is no national team PL by the prospective reserve. Athletes from the reserve will be able to get to the Paralympic Games in 2024. Five years of preparation. For a detailed study of the training process with sportsmen parataekwondo fighters it is necessary to develop efficient technologies to determine methods of work. The purpose of the study is to use scientific methods of building a training process with a reserve in Taekwondo for people with PODA at the basic stage of training. The obtained results confirmed the high efficiency of experimental methods of work with disabled athletes on a basic mesocycle consisting of eight microcycles

Текст научной работы на тему «Подготовка тхэквондиста-юниора с пода на базовом этапе»

Применение таких тренажеров-устройств, моделирующих соревновательную деятельность боксеров, зачастую положительно сказывается на выступлении спортсменов. Считаю, что, придерживаясь данных постулатов, можно добиться высоких результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисов, Б.С. Бокс / Б.С. Денисов. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 148 с.

REFERENCES

1. Denisov, B.S. (1951), Boxing, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: maxmaddy@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2019

УДК 796.856.2

ПОДГОТОВКА ТХЭКВОНДИСТА-ЮНИОРА С ПОДА НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В настоящее время в новом паралимпийском виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА осуществляется подготовка к Паралимпийским Играм. После выступления в Токио спортсмены-инвалиды могут прекратить занятия. На сегодня в виду отсутствия на международном уровне соревнований среди кадетов и юниоров в России не существует национальной сборной команды по перспективному резерву. Спортсмены из резерва смогут попасть на Паралимпийские Игры 2024 года через пять лет подготовки. Для детального изучения учебно-тренировочного процесса со спортсменами паратхэк-вондистами необходимо выработать эффективные технологии, определить методы работы. Цель исследования использовать научные методы построения учебно-тренировочный процесса с резервом в тхэквондо для лиц с ПОДА на базовом этапе подготовки. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность экспериментальной методики работы со спортсменами-инвалидами на базовом мезоцикле состоящем из восьми микроциклов

Ключевые слова: тхэквондо ВТФ ПОДА, инвалиды, базовый мезоцикл, взрывная сила, обучение, тхэквондо, лица с ограниченными возможностями.

TRAINING OF TAEKWONDO-JUNIOR WITH SCI AT THE BASIC STAGE

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Currently in the new Paralympic sport of taekwondo, the WTF PODA is preparing for the Paralym-pic Games. After the performance in Tokyo, disabled athletes can stop classes. Today, due to the absence at the international level of competitions among cadets and juniors, in Russia there is no national team PL by the prospective reserve. Athletes from the reserve will be able to get to the Paralympic Games in 2024. Five years of preparation. For a detailed study of the training process with sportsmen para- taekwondo fighters it is necessary to develop efficient technologies to determine methods of work. The purpose of the study is to use scientific methods of building a training process with a reserve in Taekwondo for people with PODA at the basic stage of training. The obtained results confirmed the high efficiency of experimental methods of work with disabled athletes on a basic mesocycle consisting of eight microcycles

Keywords: taekwondo VTF PODA, disabled, basic mesocycle, explosive force, training, taekwondo, persons with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

В 2009 году прошел первый Чемпионат мира по тхэквондо для лиц с поражением опорного-двигательного аппарата, в котором участвовали спортсмены-инвалиды с

поражением верхних конечностей. У инвалидов во всемирном сообществе тхэквондо в 2013 году появилась возможность участвовать в Паралимпийских Играх, в связи с включением тхэквондо ВТФ ПОДА (так официально в России называется вид спорта. В мире называют паратхэквондо) в программу Паралимпийских Игр.

Включение в программу Паралимпийских Игр тхэквондо ВТФ ПОДА позволило в России создать национальную сборную команду России и планово проводить подготовку к официальным чемпионатам Европы, Мира, Паралимпийским Играм.

По правилам соревнований к стартам среди взрослых спортсменов допускаются участники в возрасте от 15 лет и старше. Первый официальный Чемпионат России прошел в 2010 году во Владикавказе. Средний возраст участников среди мужчин 24 года, средний возраст женщин 22 года. В Токио в 2020 году данным спортсменам исполнится 34 и 32 года соответственно. Нагрузки, травмы, житейские проблемы будут сопровождать спортсмена во время спортивной и социальной жизни. И как в любом олимпийском виде спорта тренеру нужно задуматься о смене поколений, о перспективном резерве.

Подготовка спортсмена в паратхэквондо существенно отличается от подготовки здоровых спортсменов. За девять лет работы с паратхэквондистами наработан опыт построения тренировочного процесса для участия в соревнованиях. Пришлось формировать процесс построения тренировочных занятий в связи с современными условиями и возрастом спортсменов. Все усилия были направлены на техническую и тактическую стороны. Времени на базовую подготовку для развития специальных двигательных и координационных качеств было затрачено недостаточно. В существующей практике отбора, большинство па-ратхэквондистов были взрослые, имели детей, работали. Занятия спортом были на втором плане, любительскими. Выполнить необходимую плановую работу в рамках перспективного планирования было сложно.

Взрослые спортсмены из России за девять лет участия в официальных турнирах мирового рейтинга вышли в лидеры и заняли первые строки в списках лучших спортсменов мира. Повышались шансы попадания по рейтингу в число участников Паралимпийских Игр.

На сегодня в России возникает потребность работы с резервом. После Паралимпий-ских игр в Токио многие спортсмены-инвалиды прекратят активные занятия и уйдут из спорта. Цель исследования - подготовка резерва для тхэквондо ВТФ ПОДА в возрасте 1415 лет на базовом этапе.

Гипотеза исследования - специальная физическая подготовка на основе модельных соревновательных упражнений значительно улучшит показатели спортсмена-инвалида, что позволит повысить уровень двигательно-координационных способностей.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент проводился с группой инвалидов в возрасте 14-15 лет которые пришли заниматься паратхэквондо. В группе было два человека, мальчика. Регулярно спортом не занимались. Стаж занятий тхэквондо ВТФ ПОДА три месяца. Вес спортсменов 65 кг, рост 167 см. Группа инвалидности определена по поражению верхней конечности. Раздел К-44, паралимпийский. Они вошли в состав экспериментальной группы.

В контрольную группу включили здоровых спортсменов на тренировочном этапе, согласно ФГОС по тхэквондо 1 года обучения. Возраст спортсменов 14-15 лет. Восемь мальчиков. Средний вес 58 кг, средний рост 167 см. Стаж занятий 3 и более года.

Для проведения эксперимента использовали следующие методы:

1. Проектирование.

2. Педагогический эксперимент.

3. Методы математической статистики (тест достоверности Стьюдента).

Эксперимент начали с сентября 2018 года. В конце сентября провели первые тесты:

1. Прыжок в длину с места с двух ног.

2. Шпагат.

3. Наклон вперед стоя на лавке.

4. Прыжки через линию за тридцать секунд.

5. Удары ногами по боксерскому мешку за десять секунд в средний уровень (правой, левой).

6. Удары ногами в средний уровень по боксерскому мешку за 60 секунд (правой, левой).

Через месяц, провели вторые тесты. Для спортсменов-инвалидов был разработан перспективный план подготовки, состоящий из одного макроцикла, шести мезоциклов, 36 микроциклов. После месяца занятий, в октябре отработали базовый мезоцикл. Базовый ме-зоцикл состоял из восьми микроциклов. Основу составили упражнения на взрывную и скоростную силу. Раз в четыре дня проводили специализированные тренировки в режимах максимальной мощности и субмаксимальной мощности на лапах и мешках.

В контрольной группе использовалась традиционная методика тренировок тхэквондистов. Где значительное врем уделялось технике и тактике в соревновательной практике.

Для расчета достоверности различий по ^критерию Стьюдента необходимо

1. Вычислить средние арифметические величины Х для экспериментальной и контрольной группы. Для этого используем компьютерную программу Excel. Имеем для контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы средние результаты (ЭГ):_

№ Наименование теста Средние результаты и разница 1 и 2 мониторинга

Контрольная группа Экспериментальная группа

С.р.1 Ср.2 разница С.р 1 Ср 2 разница

1 Прыжок в длину с места (см) 206 206 43 188 195 14

2 Наклон вперед (см) 4,55 5 16 2,73 6 16

3 Шпагат (см) 9,05 9 25 29,33 10 13

4 Удары ногами в средний уровень за 10 секунд (раз) 18 18 5 16 22 2

5 Удары ногами в средний уровень за 60 секунд (раз) 78 77 24 67 120 15

6 Прыжок через линию за 30 секунд (раз) 75 78 9 68 75 8

2. В обеих группах вычисляем стандартное отклонение - 5. 5 вычисляется из разницы наибольшего и наименьшего показателя. Далее разницу разделить на К. К является табличным коэффициентом. Для контрольной группы число респондентов 8, К=2,85. Для

№ Наименование теста Стандартное отклонение 5

Контрольная группа Экспериментальная группа

1 Прыжок в длину с места 15,1 14,2

2 Наклон 5,6 14,2

3 Шпагат 8,8 20,4

4 Удары ногами в средний уровень за 10 секунд 1,8 1,8

5 Удары ногами в средний уровень за 60 секунд 8,4 13,3

6 Прыжок через линию за 30 секунд 3,2 7,1

3. Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (т) по формуле: 5 разделить на корень квадратный п, где п = количество респондентов минус единица. Получаем_

№ Наименование теста Стандартная ошибка m

Контрольная группа Экспериментальная группа

1 Прыжок в длину с места 5,3 4,17

2 Наклон 0,1 0,07

3 Шпагат 12 13,4

4 Удары ногами в средний уровень за 10 секунд 0,1 0,14

5 Удары ногами в средний уровень за 60 секунд 0,24 0,3

6 Прыжок через линию за 30 секунд 1,6 2

4. Вычисляем стандартную ошибку разницы 1 t=среднее арифметическое ЭГ минус среднее арифметическое КГ, полученное число разделить на корень квадратный из суммы квадратов ошибок КГ и ЭГ

По специальной таблице определяем достоверность различий. Для этого полученное значение t сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости ^=0,05) при числе ступеней свободы /=пэ+пк-2. Где пэ равно количеству респондентов ЭГ, а пк равно количеству респондентов КГ Считаем 2+8-2=8. В таблице находим /=8, соответствует числу 2.31.___

№ Наименование теста Средняя ошибка разницы t t

1 Прыжок в длину с места 1.040 <2.31

2 Наклон 1.5 <2.31

3 Шпагат 0.08 <2.31

4 Удары ногами в средний уровень за 10 секунд 5.11 >2.31

5 Удары ногами в средний уровень за 60 секунд 3,1 >2.31

6 Прыжок через линию за 30 секунд 6.9 >2.31

Из показателей достоверности по тесту критерию Стьюдента, согласно вычислениям, только три теста № 4, 5 ,6 достоверны. Остальные показатели не достоверны. Т.е. экспериментальная методика в трех случаях оказалась неэффективной.

ВЫВОДЫ

1. Скоростные показатели являются врожденными. Поэтому изменения в тестах с оценкой двигательно-координационных способностей под номерами 1, 2, 3 произошли незначительно. Результаты у всех улучшились в среднем 5,7%.

2. Упражнения на межмышечную и внутримышечную координацию при грамотном подборе нагрузки, объеме, интенсивности вызывают понятные плановые адаптационные сдвиги, что показали результаты исследования. Спортсмены-инвалиды значительно улучшили свои результаты по сравнению с контрольной группой. Результаты в тесте № 4 улучшились в ЭГ на 37%, в тесте № 5 на 97%.

3. Данная методика эффективна и может использоваться на базовом и переходном этапах подготовки спортсменов в возрасте от 14 и старше лет. При тренировках по схеме микроцикла 3+1 (три дня нагрузочных анаэробно, алактано, лактатной направленности с одним днем аэробной нагрузки) в базовом мезоцикле достигнут опытным путем эффективных вариант развития скоростно-силовых модельных показателей тхэквондиста. Даная методика подходит для спортсменов-инвалидов с поражением верхнего плечевого пояса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головихин, Е.В. Тхэквондо для лиц с ПОДА (раздел керуги) : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, Ю.Ю. Жуков. - Москва : Изд-во «Ridero», 2019. - 134 с.

2. Головихин, Е.В. Профессионально-личностное становление спортсменов в условиях организации педагогической поддержки (на примере каратэ кёкусинкай) : дис. ... канд. пед. наук / Головихин Е. В. - Ульяновск, 2002. - 126 с.

3. Особенности формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов (на примере сборной команды России по тхэквондо ВТФ) : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, В.И. Воробьев, А.П. Ефремов, А.В. Лашпанов. - Москва : [б.и.], 2007. - 217 с.

REFERENCES

1. Golovikhin E.V. and Zhukov, Yu.Yu. (2019), Taekwondo for people with PODA (kerugi section): teaching aid, Ridero, Moscow.

2. Golovikhin, E.V. (2002), Professional and personal formation of athletes in the conditions of the organization of pedagogical support (for example, Kyokushin karate), dissertation, Ulyanovsk.

3. Golovikhin, E.V., Vorobyov, V.I., Efremov, A.P. and Lashpanov, A.V. (2007), Peculiarities of the formation of special motor and coordination qualities of taekwondo fighters (on the example of the

Russian WTF taekwondo national team): study guide, Moscow.

Контактная информация: shidokan@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

УДК 796.856.2

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В ТХЭКВОНДО ВТФ ПОДА НА ОСНОВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В настоящее время в новом паралимпийском виде спорта тхэквондо ВТФ ПОДА отсутствует ФГОС. Спортсмены-инвалиды тренируются в рамках стандарта для ПОДА или стандарта по тхэквондо для здоровых спортсменов. Для детального изучения учебно-тренировочного процесса со спортсменами паратхэквондистами необходимо выработать эффективные технологии, определить методы работы. Цель исследования научно обосновать учебно-тренировочный процесс в тхэквондо для лиц с ПОДА. Внедренная передовая практика работы инклюзивных методов обучения на научной основе позволила добиться высокого стабильного планового результата. Подтверждена необходимость совместных занятий спортсменов-тхэквондистов с ПОДА и здоровых, специально подготовленных под них, спортсменов-тхэквондистов. Определены перспективные направления в инклюзивном обучении новому паралимпийскому виду спорта тхэквондо ВТФ ПОДА.

Ключевые слова: тхэквондо ВТФ ПОДА, инвалиды, инклюзивное обучение, тхэквондо, лица с ограниченными возможностями.

SPORTS TRAINING IN TAEKWONDO VTF PODA BASED ON INCLUSIVE

EDUCATION

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Currently in the new Paralympic sport taekwondo WTF PODA there are no Federal education standards. Disabled athletes train as part of a standard for PODA or a taekwondo standard for healthy athletes. For a detailed study of the training process with para-taekwondo fighters, it is necessary to develop effective technologies and define methods of work. The purpose of the study is to scientifically substantiate the taekwondo training process for persons with PODA. The introduction of advanced practices in the work of inclusive teaching methods on a scientific basis has made it possible to achieve a high, stable, planned result. The necessity of joint training of taekwondo fighters with PODA and healthy taekwondo sportsmen specially trained for them was confirmed. The perspective directions in inclusive training for the new Paralympic sport of taekwondo WTF PODA have been determined.

Keywords: taekwondo WTF PODA, people with disabilities, inclusive education, taekwondo, persons with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

С 2013 года в программу Паралимпийских Игр 2020 года включили новый вид спорта тхэквондо ВТФ ПОДА. Раздел К-44 будет представлена тремя весовыми категориями у мужчин и тремя весовыми категориями у женщин.

Впервые соревнования по тхэквондо ВТФ ПОДА (паратхэквондо) прошли в 2009 году, где приняли участие российские спортсмены.

Использования тхэквондо как средства психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо рассматривалось в 2007 году Павленко А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.