Научная статья на тему 'Подготовка субподрядчиков в инновационном бизнес-инкубаторе ТулГУ для предприятий ОПК Тульской области'

Подготовка субподрядчиков в инновационном бизнес-инкубаторе ТулГУ для предприятий ОПК Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / BUSINESS INCUBATION / SMALL COMPANIES / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анцев Виталий Юрьевич, Чадаев Юрий Андреевич

Рассмотрена деятельность Инновационного бизнес-инкубатора Тульского государственного университета, включая подготовку к созданию малых инновационных предприятий (МИП), поддержку действующих МИП до выхода их на окупаемость. Рассмотрены проблемы и перспективы деятельности МИП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AT BUSINESS INCUBA TOR AT TULA STATE UNIVERSITY

Article describes Tula State University Innovative Business Incubator activity in small business enterprises development and supporting innovative business startups before they are stable to make ROI. Problems and perspectives of their business activity are also considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка субподрядчиков в инновационном бизнес-инкубаторе ТулГУ для предприятий ОПК Тульской области»

Воробьева Жанна Борисовна, соискатель, zhbvorob@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

INVESTMENT POLICY IN THE REGION AND ITS IMPLEMENTATION TOOLS

Zh.B. Vorobeva

In the article offers investment policies in the region as the core element of the economic policy of the State and economic entities with the establishment of the structure and scale of investment, the directions for their use, sources, bearing in mind the need to address the socio-economic challenges.

Key words: investment policy, economic policy, region, entity, address the socioeconomic tasks, tools, economic mechanism, investment activities.

Zhanna Vorobeva Borisovna, Applicant, zhbvorob@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.2

ПОДГОТОВКА СУБПОДРЯДЧИКОВ В ИННОВАЦИОННОМ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ ТУЛГУ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Ю. Анцев, Ю.А. Чадаев

Рассмотрена деятельность Инновационного бизнес-инкубатора Тульского государственного университета, включая подготовку к созданию малых инновационных предприятий (МИП), поддержку действующих МИП до выхода их на окупаемость. Рассмотрены проблемы и перспективы деятельности МИП.

Ключевые слова: бизнес-инкубирование, предприятия ОПК, малые предприятия.

Задача наращивания инновационного потенциала Российской Федерации может быть успешно решена на основе широкого вовлечения талантливой молодежи в инновационную деятельность [6]. Одним из используемых при этом механизмов является малое инновационное предпринимательство при вузах. Трансфер инновационных технологий из образовательных учреждений в экономику путем создания малых фирм при вузах получил юридический статус с выходом Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2].

На поддержку малого инновационного предпринимательства в российских вузах нацелено и Постановление Правительства Российской Фе-

дерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [3], в рамках которого организован конкурс программ развития инновационных инфраструктур вузов. Тульский государственный университет одержал победу в данном конкурсе с программой «Развитие инновационно-технологического центра Тульского государственного университета». Инновационно-технологический центр университета, являющийся ключевым элементом инновационной инфраструктуры ТулГУ (рисунок) [5], решает задачи формирования региональной инновационной среды, развития взаимодействия между ТулГУ и промышленными предприятиями, создания и развития малых инновационных предприятий (МИП) для реализации результатов интеллектуальной деятельности студентов, аспирантов и научно-педагогических работников университета.

Инновцционно-технологический центр

Региональный учебно-методический центр повышения квалификации в сфере малого инновационного предпринимательства

I

Испытательно-лабораторный центр

I -

Региональный центр инновационного консалтинга

I

Центр экспертизы, аттестации и сертификации

I -

Инжиниринговый центр

Центр коллективного пользования

МИП

ч

МИП —

МИП —

МИП

МИП

I

МИП

МИП

Инновационный бизнес-инкубатор (ИнБИ)

МИП

МИП

МИП

МИП

МИП

МИП - Малое инновационное предприятие

Цен тр оценки и охраны результатов интеллектуальной деятельности

') ко а н а л н т и ч с с к а я лаборатория

Учебно-технический центр современных станков и оборудования

Региональная исследовательская лаборатория школьников и _студентов_

Информационно-выставочный зал

Инновационная инфраструктура ТулГУ

С целью проведения подготовительных мероприятий к созданию малых инновационных предприятий в Инновационно-технологическом центре ТулГУ создан Инновационный бизнес-инкубатор (ИнБИ), специализирующийся на создании благоприятных условий для создания и эффективной деятельности МИП, реализующих оригинальные научно-технические идеи сотрудников, аспирантов и студентов университета.

ИнБИ при создании МИП выполняет следующие работы:

- проведение анализа и установление правовой охраны результата интеллектуальной деятельности (РИД);

- оказание помощи молодым ученым, студентам, аспирантам и профессорско-преподавательскому составу университета в создании бизнес-плана МИП;

- рассмотрение и утверждение отборочной комиссией ТулГУ разработанного бизнес-плана МИП;

- оценка РИД и постановка его на бухгалтерский учет;

- подготовка решения Ученого совета о создании малого инновационного предприятия, утверждение доли вуза в уставном капитале;

- регистрация МИП, постановка на учет, открытие счета;

- заключение лицензионного договора о передаче права использования РИД;

- организация и проведение конкурсных процедур по аренде помещений;

- заключение с МИП договора аренды.

Малые инновационные предприятия, созданные при ТулГУ получают поддержку в развитии своей научной деятельности. Ведение хозяйственной деятельности при ВУЗе дает им ряд преимуществ: позволяет получить льготы на платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом [4].

В процессе создания и функционирования малых инновационных предприятий ТулГУ сложилась картина их проблемных моментов и определились перспективы дальнейшего развития. Как показывает практика, после государственной регистрации МИП и его учредители сталкиваются со следующими трудностями.

1. Заключение договора аренды площадей, если предприятие зарегистрировано на территории вуза.

В настоящее время механизм согласования и заключения договора длителен и включает ряд инстанций: «ВУЗ» - «Оценщик» - «Учредитель ВУЗа» - «Росимущество», - причем отдельные звенья данной цепочки встречаются дважды. В итоге, заключение договора аренды площадей может длиться месяцами.

2. Деятельность МИП с применением упрощённой системы налогообложения регламентируется пунктом 14 статьи 346.12 налогового кодекса РФ [1], что накладывает ограничения на оказание услуг и выполнение работ, не завязанных с основным видом деятельности - научными исследованиями и разработками. Это ограничение возникает в момент прохождения большего объёма средств, по дополнительным видам деятельности, чем по основному. В данном случае МИПу по закону необходимо сделать этот ОКВЭД основным, что приводит, в свою очередь, к лишению МИП

статуса малого инновационного и переводу его в малые предприятия. После этого налоговые органы вправе потребовать уплаты налогов в полном объёме без упрощённой системы налогообложения. Данные ограничения сужают спектр возможностей для диверсификации бизнеса предприятием, что в свою очередь не даёт возможности лавирования на рынке. Такая ситуация может возникнуть, если МИП, например, является субподрядчиком для предприятия ОПК в области реализации сложного технологического проекта. МИП выполняет часть крупного проекта, используя свои инновационные разработки, полученные путём заключения лицензионного договора с вузом, в кратчайший срок и получает прибыль. Но такие заказы встречаются раз в год или раз в два года, а на поддержание деятельности необходим постоянный приток средств. Совсем критическая ситуация происходит, когда крупных заказов нет длительное время из-за тенденции к снижению экономической активности или темпов производства в стране. Предприятие смогло бы найти выход из ситуации, диверсифицировав бизнес, но тогда оно потеряет привилегии МИПа, в другом случае, предприятие теряет квалифицированные кадры, которым необходима стабильная оплата труда. Получается, что для таких предприятий сама идея коммерциализации науки и продвижения результатов НИОКР в производство формальна, а предприятие сможет успешно продолжать свою деятельность лишь за счет грантов и субсидий.

3. Финансовые проблемы.

Данную проблему необходимо рассматривать, в первую очередь, с позиции источников финансирования текущей деятельности МИП. Потенциальными источниками финансовых средств являются гранты, государственные контракты, субсидии, доходы от собственной предпринимательской деятельности (вследствие реализации научных разработок) [4].

Следует очень осторожно подходить к заключению контрактов с предприятиями-заказчиками и грамотно формулировать предмет договора; более того, далеко не каждый научный работник, выступающий в роли начинающего предпринимателя, может выступать в роли менеджера. Поэтому доходы от предпринимательской деятельности не являются основным источником финансирования деятельности, особенно в начальный период работы предприятия. Остается участие в грантах и программах государственной поддержки МИП, средства которых можно использовать на покрытие текущих постоянных расходов (арендные платежи, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, оплата услуг банков и прочее) и на проведение научных исследований. Но, во многих конкурсах не обозначены какие-либо привилегии и приоритеты предприятиям, созданным и работающим в соответствии с 217-ФЗ, т. е. нет явной поддержки предприятий в получении грантов и контрактов. Существуют организации, дающие такую поддержку, например программа «Старт» Фонда Бортника, но это единичные случаи, не имеющие повсеместного примене-

ния. Как следствие, МИПы оказываются неконкурентоспособными по сравнению с теми же ВУЗами. Выход из сложившейся ситуации может быть следующим: либо пересматривать и упрощать критерии конкурсной документации, не относящиеся непосредственно к научному проекту, либо расширять спектр проводимых конкурсов и выделяемых грантов для МИП, созданных при вузах. В противном случае, данный закон так и останется еще одним нормативным актом, действие которого не нашло отклика, а создаваемые вузами МИПы будут «бумажными» предприятиями, необходимыми лишь для отчетов и выполнения показателей эффективности деятельности вузов.

В качестве еще одного источника финансовых средств МИП можно рассматривать доход от лицензирования запатентованных изобретений. При этом желательно, чтобы для МИП был установлен приоритет по времени рассмотрения заявки в ведомстве и действовали такие же финансовые льготы, как и для ВУЗов (плата за поддержание патента берется только при наличии лицензионных договоров или продаже продуктов). В данной ситуации возникает вопрос контроля использования патента. Можно предложить следующий выход: если компания не платит за поддержание патента, а затем заключает лицензионный договор либо продает патент или подает в суд о защите собственности, то следует взыскать с нее расходы государства на поддержание патента за все годы.

Несмотря на достаточное многообразие источников финансирования деятельности МИП, на практике все выглядит не так радужно: большинство создаваемых малых предприятий так и не выходит на стадию коммерциализации своих научных разработок, а участвовать в грантах и программах на получение государственной поддержки (субсидий) в наше время становится все труднее ввиду высокой конкуренции со стороны ВУЗов и НИИ [4].

4. Проблемы маркетинга научных разработок и их коммерциализации.

В настоящее время многие научные сотрудники ВУЗов, НИИ не имеют представления о коммерческой деятельности, не смотря на постоянно проводимые тренинги и конференции на эту тему. В лучшем случае активные представители технических и экономических специальностей ВУЗа объединяются и начинают совместную финансовую деятельность. Однако существует проблема, когда технический специалист не может грамотно позиционировать свой продукт на рынке, а экономист не готов, либо не способен выполнять работу маркетолога и менеджера проекта в силу различных объективных и субъективных причин. В этой связи возможна помощь от бизнес-инкубатора, который может предоставлять услуги грамотных маркетологов. Но это не всегда реализуемо для городов, удаленных от федеральных центров. В результате все научные исследования и разработки так и остаются на уровне бизнес-идей. И, зачастую, не проходят даже на уровень бизнес-планов.

5. Прочие текущие проблемы.

Они касаются, как правило, ведения текущей бухгалтерской, кадровой, делопроизводственной и других видов деятельности, в решении которых научные работники зачастую бывают некомпетентны. Решаются эти вопросы путем либо введения в штат организации наемных сотрудников, либо использования помощи специализированных агентств (аутсорсинг услуг), либо создания МИП совместно с экономистом в качестве соучредителя. Выбор в данном случае остается за учредителями.

С целью преодоления указанных проблем и формирования портфеля стартапов для организации новых МИП, Инновационным бизнес-инкубатором ТулГУ проводятся мероприятия по созданию научных заделов для инновационной деятельности.

Научный задел для инновационной деятельности формируется при выполнении преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами университета НИОКР в рамках хозяйственных договоров с промышленными предприятиями, госконтрактов по научно-техническим программам, грантов, бюджетных НИР, а также проведения НИР за счет собственных средств университета. Обобщение, анализ и мониторинг созданных сотрудниками, аспирантами и студентами университета результатов интеллектуальной деятельности для их последующей коммерциализации в Тул-ГУ осуществляется при взаимодействии Управления научно -исследовательских работ и Управления по развитию инновационных хозяйственных обществ и предпринимательской деятельности путем:

- обобщения и упорядочения сведений о результатах интеллектуальной деятельности, созданных в университете;

- ведения текущего анализа вновь разработанных проектов кафедр и институтов на предмет их дальнейшей коммерциализации;

- доведения до потенциальных партнёров университета по НИР и НИОКР информации о направлениях научных разработок, проводимых университетом.

Для повышения эффективности деятельности инновационной инфраструктуры ТулГУ на постоянной основе проводятся консалтинг и стажировки специалистов в области инновационной деятельности. При этом консалтинг производится на договорной основе, а для проведения стажировок выбираются организации, известные своими достижениями в области инновационной деятельности. В частности, постоянно проводится правовая экспертиза договоров МИП ТулГУ с контрагентами и консультации МИП ТулГУ в связи с изменениями в законодательстве по бухгалтерскому учету. Тульскому государственному университету приказом № 395 Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года присвоен статус федеральной инновационной площадки, осуществляющей повышение квалификации или переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом организованно консульти-

рование по участию в торгах на электронных торговых площадках не только МИП ТулГУ, но и ряда малых предприятий Тульской области.

В конечном итоге развитие инновационной инфраструктуры позволило университету объединить опыт и знания профессорско-преподавательского состава и инициативу студентов и выпускников вуза, предоставляя при этом новые возможности, но не разрушая сложившиеся научные школы и традиции ТулГУ [5]. В результате у студентов, аспирантов и молодых ученых университета повысился интерес к занятию предпринимательской деятельностью и к организации собственного бизнеса.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федер. закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.

3. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219.

4. Галиуллин Р.Ф. Развитие предпринимательства в вузах России // Вестник Удмуртского университета. Вып. № 2-3. Том 25. 2015. С. 15-21.

5. Опыт реализации программы инновационного развития Тульского государственного университета. М.В. Грязев, А.Л. Чеботарев, В.Ю. Ан-цев, В.М. Панарин, Ю.А. Чадаев // Инновации. 2012. №11. С. 87-92.

6. Сычева И.В., Сычева Н.А. Инновационно-инвестиционная деятельность молодежи в тульском регионе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2010. №2. Ч2. С. 99-107.

Анцев Виталий Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, an-zev@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Чадаев Юрий Андреевич, канд. физ.-мат. наук, зам. начальника УНИР, директор Центра реализации проектов и научно-технических разработок ТулГУ, crpp@tsu. tula. ru., Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AT BUSINESS INCUBA TOR

AT TULA STATE UNIVERSITY

V.U. Antsev, Y.A. Chadaev

Article describes Tula State University Innovative Business Incubator activity in small business enterprises development and supporting innovative business startups before they are stable to make ROI. Problems and perspectives of their business activity are also considered.

Key words: business incubation, small companies, entrepreneurship.

Antsev Vitaliy Yurievich, doctor of technical sciences, professor, manager of department, anzev@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Chadaev Yury Andreyevich, candidate of mathematics, vice-head of Sciences and Research department, Center of scientific and technological developments realization, director, crpp@tsu.tula.ru., Russia, Tula, Tula State University.

УДК 332.145

ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИХ УСЛУГИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.А. Сычева

Исследованы статистические показатели обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Доказана необходимость создания системы унифицированных показателей обеспеченности. Предложен подход к оценке обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через соотношение спроса и предложения на их услуги.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, потребности, спрос, предложение, обеспеченность, баланс интересов, здравоохранение.

Для оценки степени удовлетворения людей в различных экономических благах (ресурсах) традиционно используют понятие «обеспеченность» [2]. Поэтому для понимания того, насколько население той или иной территории удовлетворяет свои потребности в объектах социальной инфраструктуры, ввести в региональный экономический словарь категорию «обеспеченность региона объектами социальной инфраструктуры».

На сегодняшний день в каждой отрасли социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре, физкультуре и социальном обеспечении и др.) сформировался целый арсенал статистических показателей, отражающих те или иные аспекты обеспеченности различных территорий (регионов и муниципальных образований) социальной инфраструктурой. В таблице приведена выборка этих показателей по отрасли «Здравоохранение», полученная автором из источников федеральной и ведомственной статистики [1, 3, 6]. Она показывает, что число показателей варьируется от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.