Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионатах "Молодые профессионалы" по компетенции "графический дизайн"'

Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионатах "Молодые профессионалы" по компетенции "графический дизайн" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионатах "Молодые профессионалы" по компетенции "графический дизайн"»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К УЧАСТИЮ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

И. Ю. Пикулева, преподаватель Беловского педагогического колледжа

Участие в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) играет важную роль в профессиональном развитии студентов. Педагогам, которые реализуют подготовку студентов к конкурсному движению, необходимо изучить формат соревнования, освежить знания и разработать эффективную методику подготовки.

Успешное участие Беловского педагогического колледжа в чемпионатах обусловлено практической направленностью обучения, эффективным социальным партнерством с работодателями. И конечно, важнейшим условием подготовки конкурентоспособного специалиста является комплексное учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательного процесса: оснащены учебные кабинеты, компьютерные классы, мастерские и лаборатории. Обучение будущих специалистов проводится на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, основанных на компетенциях. Формируя общие и профессиональные компетенции, мы создаем условия для успешной самореализации личности, воспитываем всесторонне развитых и конкурентоспособных профессионалов.

С 2015 года в Беловском педагогическом колледже осуществлялась подготовка студентов к участию в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Алина Яцко принимала участие в V Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) — 2018

в Кемеровской области по компетенции «графический дизайн» и заняла II место.

Система работы в колледже по подготовке к чемпионатам заключается в отработке профессиональных навыков в прикладных программах (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe InDesign). Занятия организованы по принципу «здесь и сейчас», студенты за отведенное время должны успеть выполнить максимум: от поисковых эскизов до выполнения изделия в материале, с учетом всех технических параметров.

Широко применяются интерактивные и активные, продуктивные методы обучения, метод проектов, исследовательский метод. Комплексное использование современных образовательных технологий, методов, форм, средств обучения и контроля позволяет добиваться положительного результата в формировании общих и профессиональных компетенций студентов, способствует совершенствованию познавательных способностей, развитию профессиональной мотивации, творческой деятельности студентов.

Конкурсное задание по компетенции «графический дизайн» в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) представляет собой серию из четырех отдельных модулей: корпоративный дизайн, информационный

дизайн, многостраничный дизайн и упаковка. В ходе выполнения заданий по модулям требуются знания из следующих областей:

• основы композиции и дизайна;

• цветоделение и цветокоррекция;

• технология изготовления печатной продукции;

• программное обеспечение;

• основы маркетинга;

• конструирование модели упаковки;

• моделирование продукта согласно техническому заданию.

Задания по компетенции «графический дизайн» направлены на развитие, формирование и закрепление знаний, умений и навыков в оформлении окружающей среды средствами графики, в работе с вывесками, рекламными щитами, плакатами, указателями, знаками и схемами, а также в удобочитаемости необходимой информации на интернет-сайтах, в журналах, в газетах, в листовках, на обложках книг и дисков, в меню ресторана, каталогах товаров, визитках, а также в разработке дизайна упаковки продуктов, промтоваров.

Выполнение отдельного практического задания предполагает использование конкретной графической программы. Задание по четвертому модулю заключалось в создании упаковки для мужских часов в программе Adobe Illustrator. Выполнение подобных заданий способствует приобретению обучающимися практического опыта в построении грамотной уравновешенной композиции, умения гармонично сочетать различные средства выразительности (шрифт, цвет, изображения), с помощью шрифта и цвета выражать основную идею продукта. Особенностью выполнения упаковки является то, что упаковка создается из картона и имеет один отсек для размещения аксессуара. Упаковка обязательно должна иметь прозрачную область не менее 50 %, которая располагается на лицевой стороне. Поэтому для выполнения данного задания студентам было необходимо:

• ознакомиться с литературными источниками и информацией интернет-ресурсов по тематике: упаковка, ее элементы и назначение;

• углубленно изучить в программе Adobe Illustrator последовательность выполнения разработки упаковки;

• проанализировать особенности и нюансы создания упаковки и ее элементов;

• провести эскизный поиск образа упаковки;

• выполнить эскизы элементов упаковки в соответствии с новым образом;

• выполнить по разработанным эскизам образцы готовой продукции.

Задание «Дизайн упаковки» выполняется в следующей последовательности:

1. Разработка чертежа развертки упаковки и прорисовка необходимых элементов (линии сгиба, линии вырубки, линии заливки фона цветом, выделение зоны для склейки).

2. Разработка колористического решения и дизайна упаковки (заливка фона цветом, текстурой, применение логотипа, вставка обязательного текста и шрихкода) в программе Adobe Illustrator.

3. Подготовка инструментов и материалов, которые применяются для выполнения упаковки (коврик для резки, металлическая линейка, двусторонний скотч, карандаш, резак).

4. Создание макета упаковки. На картон формата А3 выклеивается двусторонний скотч плот-

ным слоем. Затем на него постепенно аккуратно (без пузырей и заломов) накладывается распечатанный вариант упаковки с цветовым решением.

5. Вырубка выполняется острым резаком на коврике для резки, вырезаем по контуру развертку упаковки, причем с выступающим на 5 мм цветным краем. Собираем и склеиваем упаковку.

Содержание конкурсных заданий направлено на демонстрацию профессиональных и общих компетенций. Уровень сформированности проверяемых ОК и ПК (анализ) показал, что студенты научились: проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов; осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна; производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта; разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта; выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов; применять материалы с учетом их формообразующих свойств; выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале; разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления.

При выполнении конкурсных заданий студенты продемонстрировали понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Они овладели умением организовывать собственную деятельность для решения профессиональных задач, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; осуществляли поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; самостоятельно определяли задачи личностного развития; ориентировались в условиях частой смены технологий.

Мы принимаем участие не только в чемпионатах, но и используем конкурсные задания

для проведения демонстрационных экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). Раньше колледжи самостоятельно определяли практическое задание, в большинстве случаев выпускной экзамен был теоретическим.

Мы включаем задания национального чемпионата в задания выпускного квалификационного экзамена, т.е. каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки и умения, которые он получил в процессе обучения.

н. О. Калинина

А. П. Кузнецова

Т. А. Черепнина

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ»

н. О. Калинина, А. П. Кузнецова, Т. А. Черепнина, мастера производственного обучения Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг

В современном мире инновационные технологии развиваются стремительными темпами. То, что было актуальным вчера, на сегодняшний день нуждается в обновлении и дополнении.

С 2015 года Кемеров-сикй техникум индустрии питания и сферы услуг принимает активное участие в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), являясь площадкой для проведения региональных чемпионатов по компетенциям «поварское дело», «кондитерское дело», «хлебопечение»; с 2018 года — «администрирование отеля». В этом году в рамках движения введено новое направление — «Навыки мудрых» для профессионалов старше 50 лет. Мастера производственного обучения нашего техникума заняли первые места в компетенции «хлебопечение» (С. А. Новикова) и «поварское дело» (Е. А. Романова). Своим примером они мотивируют студентов на высокие результаты участия в конкурсе, ведь каждый из них одновременно является наставником.

В Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг ежегодно создается творческая группа из мастеров производственного обучения и преподавателей, профессионалов своего дела с неиссякаемым творческим потенциалом. Кроме того, в творческую группу приглашаются специалисты ведущих предприятий сферы хлебопечения Кемеровской области — призеры региональных конкурсов («Пекарь Кузбасса»),

федеральных конкурсов («Пекарь Сибири», «Пекарь России»), международных конкурсов («Чемпионат хлебопекарного мастерства», Германия).

После публикации конкурсных заданий каждый представитель творческой группы выбирает модуль, по которому он максимально эффективно может подготовить конкурсанта. В целях обмена опытом наставники работают в парах, дополняют друг друга и выполняют работу по нескольким модулям. При подготовке студентов разрабатываются рецептуры, технологические карты с учетом взаимозаменяемости сырья, его влажности, подъемной силы. Проводятся мастер-классы по ажурному вырезанию из теста, работе с различными видами теста и их взаимодействию друг с другом: пряничное и соленое тесто, ржаное и пшеничное, лепка из сахарного теста. В процессе подготовки к чемпионату участников учат самостоятельно изменять рецептуру с учетом получения тайного ингредиента.

Отработка задания конкурсантом по модулю происходит каждый день совместно с наставни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.