Научная статья на тему 'Подготовка студентов медицинского вуза по госпитальной эпидемиологии'

Подготовка студентов медицинского вуза по госпитальной эпидемиологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСПИТАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL EDUCATION / HOSPITAL EPIDEMIOLOGY / SIMULATION METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуева Л. П., Асланов Б. И., Васильев К. Д., Иванова Т. Г., Любимова А. В.

В статье представлена новая программа для подготовки студентов медико-профилактических факультетов медицинских вузов по госпитальной эпидемиологии: указана тематика лекций и практических занятий, для приобретения студентами практических навыков представлены симуляционные методы (тренажеры, ситуационные задачи). Программа является частью общей программы по эпидемиологии и включает пять лекций, 11 практических занятий и самостоятельную работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуева Л. П., Асланов Б. И., Васильев К. Д., Иванова Т. Г., Любимова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of Medical Students in Hospital Epidemiology

The paper presents a new program on hospital epidemiology to prepare students of preventive medicine faculties in medical universities. It presents the subjects of lectures and practical exercises, the use of simulation methods (simulators, case studies) for the acquisition of practical skills. The program is a part of general program on epidemiology and includes five lectures, 11 workshops and individual work for the students.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов медицинского вуза по госпитальной эпидемиологии»

Подготовка студентов медицинского вуза по госпитальной эпидемиологии

Л.П. Зуева ([email protected]), Б.И. Асланов ([email protected]),

К.Д. Васильев ([email protected]), Т.Г. Иванова ([email protected]),

А.В. Любимова ([email protected])

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург

Резюме

В статье представлена новая программа для подготовки студентов медико-профилактических факультетов медицинских вузов по госпитальной эпидемиологии: указана тематика лекций и практических занятий, для приобретения студентами практических навыков представлены симуляционные методы (тренажеры, ситуационные задачи). Программа является частью общей программы по эпидемиологии и включает пять лекций, 11 практических занятий и самостоятельную работу студентов. Ключевые слова: медицинское образование, госпитальная эпидемиология, симуляционные методы обучения

Education of Medical Students in Hospital Epidemiology

L.P. Zueva ([email protected]), B.I. Aslanov ([email protected]), K.D. Vasiliev ([email protected], T.G. Ivanova ([email protected]), A.V. Lubimova ([email protected])

North-Western State medical University named after I.I. Mechnikov, Federal Budgetary Educational Institution of Higher Professional

Training of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Saint-Petersburg

Abstract

The paper presents a new program on hospital epidemiology to prepare students of preventive medicine faculties in medical universities. It presents the subjects of lectures and practical exercises, the use of simulation methods (simulators, case studies) for the acquisition of practical skills. The program is a part of general program on epidemiology and includes five lectures, 11 workshops and individual work for the students.

Key words: medical education, hospital epidemiology, simulation methods of education

Изменения, происходящие во всех областях современного российского общества, требуют адекватной перестройки системы образования для удовлетворения потребности в подготовке врачей - профессионалов нового поколения.

Цель работы - разработка нового модуля по госпитальной эпидемиологии в программе подготовки специалиста медико-профилактического профиля.

На медико-профилактических факультетах медицинских вузов страны осуществляется подготовка различных специалистов для работы в учреждениях не только Роспотребнадзора, но и Министерства здравоохранения. В соответствии с государственным образовательным стандартом третьего поколения, в котором основной упор сделан на компетентностный подход, специалистами-эпидемиологами подготовлена рабочая программа по эпидемиологии, которая рассчитана на 540 часов (15 зачетных единиц). В новой образовательной программе предусмотрен модуль «Госпитальная эпидемиология». На этот модуль отведено 72 часа: из них 10 часов приходится на лекции, 44 - на практические занятия и 18 часов - на самостоятельную работу студентов. Необходимость подготовки

студентов медико-профилактического факультета по госпитальной эпидемиологии стала очевидной в связи с возросшей актуальностью инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, спецификой работы данного специалиста в лечебно-профилактических организациях (ЛПО). Если рассматривать всю совокупность госпитальных инфекций, то их разумно разделить на две группы: традиционные инфекционные болезни и гнойно-септические инфекции (ГСИ). Между этими группами существует принципиальное различие в плане факторов риска и причин их возникновения.

Традиционные инфекции, как правило, заносятся в стационары из общей популяции людей. Каждый занос может иметь внутрибольничное распространение в большей или меньшей степени. Это зависит прежде всего от современной организации и качества проведения противоэпидемических мероприятий. Очень важно для этих инфекций са-нитарно-техническое состояние отделений стационара, водоснабжения, канализации, вентиляции, организации питания и т.п.

Вторая группа инфекций - ГСИ - существенно отличается от первой. В структуре внутрибольнич-ных инфекций она занимает ведущее место. Основ-

ной причиной возникновения и распространения этих инфекций является лечебно-диагностический процесс. Учреждения Роспотребнадзора (ранее Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора - ЦГСЭН) практически не занимались этой группой болезней. Да и сейчас, когда вопрос о необходимости борьбы с этими заболеваниями стал первоочередным, учреждения Роспотребнадзора не в состоянии выполнить качественно эту задачу. Причина заключается в том, что в учреждениях Роспотребнадзора нет сведений о лечебно-диагностическом процессе в каждом конкретном стационаре. Получая сведения о заболевших в стационарах, но не имея исчерпывающей информации о характере лечебно-диагностического процесса в нем, сотрудники учреждений Роспотребнадзора не могут обеспечить проведение полноценного эпидемиологического анализа, то есть лишены возможности устанавливать причины возникновения и распространения различных нозологических форм ГСИ. Следовательно, эту задачу может выполнить только госпитальный эпидемиолог, который постоянно находится в стационаре и проводит активное эпидемиологическое наблюдение с целью выявления всех случаев заболеваний и получения исчерпывающих сведений о лечебно-диагностическом процессе.

В связи с этим основными идеями раздела «Госпитальная эпидемиология» мы считаем идеи преемственности и непрерывности эпидемиологического образования, его интегративности, профессионально-медицинской направленности. Раздел призван ввести студентов в суть проблемы госпитальных инфекций, установления особенностей эпидемического процесса внутрибольничных инфекций, продиктованных этиологией, профилем стационара и лечебно-диагностическими процессами. Знания, полученные студентами при изучении смежных дисциплин и общей эпидемиологии, позволяют имеющейся общеобразовательной компетентности переходить в профессиональную компетентность.

Для изучения данного раздела и усвоения материала, как уже отмечалось, предусмотрены лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Начинается раздел лекцией «Введение в госпитальную эпидемиологию», на которой даются определения основным понятиям и терминам, рассматриваются вопросы истории госпитальных инфекций. На следующих лекциях представляется материал об основных возбудителях и условиях, при которых условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать заболевания; а также о механизме развития эпидемического процесса инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Кроме лекции «Введение в госпитальную эпидемиологию» нами подготовлены презентации еще пяти лекций и учебно-методические пособия к лекционным занятиям для преподавателя по та-

ким темам, как «Основы инфекционного контроля»; «Эпидемиология и профилактика инфекций кровотока»; «Эпидемиология и профилактика инфекций мочевого тракта»; «Эпидемиология и профилактика инфекций нижних дыхательных путей»; «Эпидемиология и профилактика инфекций в области хирургического вмешательства».

На практических занятиях делается акцент на эпидемиологическую диагностику и организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПО. Для проведения практических занятий нами подготовлены учебно-методические пособия - отдельно для преподавателей и для студентов.

В учебно-методических пособиях для преподавателей содержатся используемые для обучения студентов ситуационные задачи, деловые игры с решениями и тестовые задания с ответами. Студенческие варианты учебно-методических пособий -это копия варианта для преподавателя, но без решений и ответов.

Нами подготовлены учебно-методические пособия к практическим занятиям по следующим темам: «Организация работы госпитального эпидемиолога»; «Эпидемиологические требования к зданиям и помещениям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в системе профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; «Инфекционный контроль в отделениях реанимации»; «Инфекционный контроль в хирургических стационарах»; «Инфекционный контроль в акушерских стационарах»; «Инфекционный контроль в урологических отделениях»; «Изоляционно-ограничительные мероприятия»; «Дезинфекция и стерилизация в лечебно-профилактических учреждениях»; «Гигиена рук»; «Микробиологический мониторинг в лечебно-профилактических учреждениях»; «Расследование вспышек инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи».

Одно из приоритетных направлений в сфере совершенствования подготовки врачей - необходимость развития симуляционной практики с повсеместным обучением врачей практическим навыкам на виртуальных тренажерах и симуляторах. Симу-ляционное обучение, которое в настоящее время активно внедряется в систему медицинского образования, - это учебный процесс, при котором обучаемый осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную с использованием специальных средств. Внедрение симуляционных методов обучения позволяет многократно повторять и отрабатывать действие, достоверно снижать время освоения необходимых методик, отрабатывать навыки и осваивать врачебную практику столь же эффективно, как и с реальными пациентами, в реальной ситуации. Работа на симуляторах способствует уменьшению риска совершения непоправимой ошибки, оплаченной здоровьем пациента.

Например, в отношении подготовки по госпитальной эпидемиологии нами предлагается ин-

теграция с рядом кафедр (хирургии, акушерства и гинекологии, стоматологии) в части использования имитационного (симуляционного) метода обучения с целью отработки безопасных алгоритмов манипуляций, приводящих к риску заражения пациентов. Метод симуляционного обучения позволяет:

• приобретать мастерство без риска для пациента;

• выполнять неограниченное число повторов;

• объективно оценивать выполнение манипуляции, а также отрабатывать безопасные алгоритмы манипуляций, сопряженных с риском инфицирования пациентов.

Уровень компетентности специалиста любой профессии определяется как объемом теоретических знаний и практических навыков, так и способностью проанализировать ситуацию. Поскольку основная деятельность эпидемиолога, в том числе и госпитального, сводится к проведению эпидемиологической диагностики (к установлению причин и условий развития эпидемического процесса), возникает необходимость оценки и анализа эпидемической ситуации. В обучении эпидемиолога в этом направлении также требу-

ется использование симуляционных методов. Для развития способностей к анализу, на наш взгляд, удобным является использование в учебном процессе ситуационных задач, которые могут быть представлены задачами по расследованию вну-трибольничных вспышек. Особенности данного метода заключаются в том, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Ситуационные задачи как активный метод обучения: позволяют студентам овладеть необходимыми для их будущей профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками; развивают творческие способности, умение самостоятельно решать проблему и ориентироваться в материале предмета; способствуют повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору. Данный метод обучения дает возможность выработать у студента логику рассуждений (использовать приемы формальной логики для выдвижения гипотез о вероятных причинах и факторах риска), позволяет развивать эпидемиологическое мышление при освоении данной медицинской специальности. ш

Литература

1. Брико Н.И., Зуева Л.П., Покровский В.И., Сергиев В.П., Шкарин В.В. Эпидемиология: Учебник. Т. 2. Гл. 18. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи. Москва: Медицинское информационное агентство; 2013.

2. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. Учебник. Раздел 7. Эпидемиология внутрибольничных инфекций. Санкт-Петербург: Фолиант; 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 «Медико-профилактическое дело» (квалификация (степень) «специалист»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. № 847.

References

1. Briko N.I., Zueva L.P., Pokrovsky V.I., Sergiev V.P, Shkarin V.V. Epidemiology: Textbook. V. 2. Chapter 18. Infections associated with medical care. Moscow:

Publisher Medical Information Agency; 2013 (in Russian). 2 . Zueva L.P, YafaevA.D. Epidemiology: Textbook. Section 7. Epidemiology of nosocomial infection. St. Petersburg: Publisher Foliant; 2008 (in Russian): 3. Federal state educational standards of higher education in training (speciality) 060105 preventive medicine (qualification (degree) «expert»). Order № 847 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 12 August 2010 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.