Научная статья на тему 'Практическое занятие: Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре'

Практическое занятие: Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
772
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИИ / СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ / ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ ВСПЫШКА / АКУШЕРСКИЙ СТАЦИОНАР / HEALTH CARE-ASSOCIATED INFECTION / PURULENT-SEPTIC INFECTIONS / EPIDEMIC OUTBREAK / OBSTETRIC HOSPITAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартынов Юрий Васильевич, Кухтевич Евгения Вячеславовна, Гришина Юлия Юрьевна, Михнева Светлана Анатольевна

В статье представлена педагогическая технология проведения практического занятия по теме «Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре». Приведен пример модельной ситуационной задачи. Решение модельных ситуационных задач позволяет формировать умение проводить анализ эпидемической ситуации в родовспомогательной организации и планировать первичные противоэпидемические мероприятия. Разработанная педагогическая технология может быть использована на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии различных факультетов медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартынов Юрий Васильевич, Кухтевич Евгения Вячеславовна, Гришина Юлия Юрьевна, Михнева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical lesson: deciphering of the epidemic outbreak of purulent-septic infection in the obstetric hospital

The article presents the pedagogical technology of conducting a practical lesson on the topic "Deciphering of the epidemic outbreak of purulent-septic infection in the obstetric hospital". Shows an example of a model of situational tasks. Its solution allows you to create the ability to analysis, the epidemiological situation in obstetric institutions and plan of primary anti-epidemic measures. The developed pedagogical technology can be used at the departments of infectious diseases and epidemiology in different faculties of medical universities.

Текст научной работы на тему «Практическое занятие: Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Практическое занятие: расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре

Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В., Гришина Ю.Ю., Михнева С.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье представлена педагогическая технология проведения практического занятия по теме «Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре». Приведен пример модельной ситуационной задачи. Решение модельных ситуационных задач позволяет формировать умение проводить анализ эпидемической ситуации в родовспомогательной организации и планировать первичные противоэпидемические мероприятия. Разработанная педагогическая технология может быть использована на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии различных факультетов медицинских вузов.

Ключевые слова:

инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, гнойно-септические инфекции, эпидемическая вспышка, акушерский стационар

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 21-25.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2017. Принята в печать: 06.04.2017.

Practical lesson: deciphering of the epidemic outbreak of purulent-septic infection in the obstetric hospital

Martynov Yu.V., Kukhtevich E.V., A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry Grishina Yu.Yu., Mikhneva 5.A of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

The article presents the pedagogical technology of conducting a practical lesson on the topic "Deciphering of the epidemic outbreak of purulent-septic infection in the obstetric hospital". Shows an example of a model of situational tasks. Its solution allows you to create the ability to analysis, the epidemiological situation in obstetric institutions and plan of primary anti-epidemic measures. The developed pedagogical technology can be used at the departments of infectious diseases and epidemiology in different faculties of medical universities.

Keywords:

health care-associated infection, purulent-septic infections, epidemic outbreak, obstetric hospital

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2017; (3): 21-5.

Received: 20.01.2017. Accepted: 06.04.2017.

Принимая во внимание актуальность проблемы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), одним из приоритетных направлений подготовки студентов является формирование

компетенций в области планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий в лечебно-профилактических организациях (ЛПО) различного профиля. В рамках проводимого эпидемиологического надзора за ИСМП

особого внимания заслуживают родовспомогательные стационары, которые традиционно занимают 1-е ранговое место в структуре заболеваемости ИСМП по месту оказания медицинской помощи [1, 2].

Беременные, как и все женщины детородного возраста, могут заболеть любой из эндемичных инфекционных болезней, таких, что способны оказать негативное воздействие на здоровье женщины, а у беременных - на рост и развитие эмбриона и плода [3, 4]. Инфекционные болезни во время беременности нередко протекают тяжелее, могут способствовать развитию воспалительных заболеваний внутренних половых органов, активизируя, например, стафилококковую инфекцию.

Возбудителями внутриутробных инфекций могут быть более 27 видов микроорганизмов, среди них наибольшее значение имеют вирусы [5]. Внутриутробная инфекционная патология развивается при нарушении барьерных (защитных) механизмов в результате как первичного инфицирования, так и реактивации латентной инфекции во время беременности [4, 5].

В условиях родовспомогательной организации возможно инфицирование родильницы и новорожденного микроорганизмами, резервуаром которых может быть медицинский персонал или внешняя среда, что приводит к развитию гнойно-септической инфекции (ГСИ) родильниц и новорожденных.

По данным Роспотребнадзора, в структуре ГСИ новорожденных наибольший удельный вес из года в год принадлежит конъюнктивитам, омфалиту, заболеваниям кожи и подкожной клетчатки [1, 2]. На рис. 1 представлена структура ГСИ новорожденных в 2010 и 2014 гг.

Динамика изменения соотношения внутрибольничных ГСИ и внутриутробных инфекций (ВУИ) новорожденных характеризуется увеличением доли ВУИ с 1:4,9 в 2010 г. до 1:8,3 в 2015 г. (рис. 2).

Наблюдаемое в течение последних 5 лет снижение общего числа случаев ГСИ новорожденных на фоне роста удельного веса тяжелых форм заболеваний и увеличения числа летальных исходов у них в 1,5 раза (суммарно при ИСМП и ВУИ в 2011 г. - 384, в 2015 г. - 586) свидетельствует о недоучете заболеваемости ИСМП и нарастании эпидемического неблагополучия в значительной части учреждений

Омфалит; 14,3

Омфалит; 34,1

Заболевания кожи и подкожной клетчатки; 24,9 Заболевания кожи и подкожной клетчатки; 20,3

Конъюнктивиты; 31,7

Конъюнктивиты; 45,6 ■ 2010 г. □ 2014 г.

Рис. 1. Структура гнойно-септических инфекций у новорожденных, %

родовспоможения [1, 2]. Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как свидетельство отсутствия или запаздывания проведения адекватных в конкретной эпидемической ситуации противоэпидемических мероприятий в родовспомогательных организациях.

Учитывая вышеизложенное, несомненно, важно уже в ходе обучения на додипломном уровне образования формировать у студентов умение оценить сложившуюся в ЛПО эпидемическую ситуацию, планировать адекватные первичные противоэпидемические мероприятия в соответствии с алгоритмом принятия решений в рамках проведения эпидемиологического надзора за ИСМП.

Цель настоящей работы - разработка педагогической технологии проведения практического занятия по теме «Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре». Практическое занятие для студентов лечебного факультета рассчитано на 4 академических часа.

Материал и методы

Для формирования профессиональных компетенций предполагается использование различных педагогических приемов, позволяющих обеспечить активную работу каждого студента в группе: самостоятельная работа с информационным материалом, решение ситуационных задач в малых группах. При этом не менее 70% времени аудиторной работы должно занимать решение ситуационных задач с последующей презентацией результатов работы и их обсуждением в группе. В качестве контроля освоения материала - решение тестовых заданий (каждый студент прорабатывает не менее 3 тестовых заданий).

Результаты и обсуждение

Большинство педагогов рассматривают учебный процесс не как передачу накопленного объема теоретических знаний от преподавателя обучаемому, а как управление процессом формирования знаний и умений у обучаемого. В педагогической литературе все чаще стали употреблять термин «технология обучения» или «педагогические технологии», под которыми понимают системный подход организации учебного

у = 4,4185 е01021х

9 8 7 6 5

43 2 1

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Рис. 2. Динамика изменения доли внутриутробной инфекции по отношению к внутрибольничной гнойно-септической инфекции у новорожденных, усл. ед.

процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия для достижения цели подготовки выпускника по определенной специальности [6].

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России была разработана педагогическая технология проведения практического занятия по теме «Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре».

Информационно-методическое обеспечение педагогической технологии представлено на рис. 3.

При разработке практикума учитывали положения Национальной концепции по профилактике ИСМП [7], действующие санитарные правила и нормативы [8-10] и имеющиеся методические разработки проведения практического занятия по теме «Внутрибольничные инфекции. Эпидемиология и профилактика» [11], что позволило сформировать единый методический комплекс, освоение которого направлено на повышение качества профессиональной подготовки врача с отработкой общекультурных и профессиональных компетенций (ОКиПК).

В процессе выбора типа ситуационных задач для обязательного решения студентами предпочтение было отдано модельной развивающейся ситуационной задаче, решение которой предусматривает различные интеллектуальные действия по анализу эпидемической ситуации, поиску недостающих данных (нормативно-правовые документы -СанПиНы), что позволяет принять адекватное решение по планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в родовспомогательной организации.

Разработанные ситуационно-модельные задачи (5 вариантов) представляют собой описание различных вариантов развития эпидемической ситуации в родовспомогательной организации, с которыми могут встречаться врачи в реальной практической деятельности. Ниже приведен один из вариантов модельной ситуационной задачи.

Модельная развивающаяся ситуационная задача

В одном из роддомов Москвы в течение 1 мес в детских отделениях было зарегистрировано увеличение числа ГСИ новорожденных. Рост ГСИ отмечается с конца апреля, когда среди 15 новорожденных детского отделения с 24 по 28 апреля у 5 развился омфалит, у 2 - гнойный конъюнктивит, у 1 ребенка - пиодермия. В последующем (с 6 по 30 мая) было зарегистрировано 4 случая омфалита, причем 3 из них -среди детей, находящихся в отделении для недоношенных; 8 случаев конъюнктивита, все у недоношенных детей, 3 случая пневмонии, 2 из них - среди недоношенных детей. В отделении для недоношенных новорожденных 30 мая был зарегистрирован летальный случай - сепсис у ребенка.

В ходе разбора летального случая установлено, что ребенок рожден от второй беременности. Родильница инфицирована ВИЧ. Масса тела новорожденного 825 г. При рождении выявлены признаки гипоксии, ателектазы в легких. Посев крови от 30 мая дал положительный результат: выделена К. pneumoniae.

При эпидемиологическом исследовании роддома и проведении эпидемиологического расследования было установлено, что материал для бактериологического исследования у новорожденных брали из 5 локусов: конъюнктивы глаз, слизистой носа, ротоглотки, пуповинного остатка, прямой кишки. Забор материала проводили в 1-е и на 4-е сутки жизни ребенка. В результате проведенных микробиологических исследований выделили: S. aureus,E. coli, K.pneumoniae, причем при фаготипировании S. aureus были определены 3 фаговара: 52, 52А и 80. У всех детей с омфалитом в пробе с пупочной культи высеян S. aureus фаговара 52 А. У 10 детей с конъюнктивитом при микробиологическом исследовании гнойного отделяемого выделена Е. coli биоваров 14 и 1, а также S. aureus фаговара 85, причем у 8 недоношенных детей причиной конъюнктивита была Е. coli биовара 14. Пиодермию вызвал S. aureus фаговара 3А. Посев слизи из носоглотки и мокроты у детей с пневмонией позволил выделить К. pneumoniae.

Бактериологическое обследование (нос, ротоглотка) 35 сотрудников роддома было проведено 2 июня. Среди медицинского персонала родильного блока выявлены 3 носителя S. aureus фаговара 52А, у 1 медицинского работника выделена К. pneumoniae, у пятерых в смывах с рук выделены S. aureus фаговаров 52, 52А и 80. Из 7 обследованных сотрудников детского отделения в 2 случаях высеяны штаммы S. aureus фаговаров 85 и 47; у 3 - S. aureus фаговаров 52 и 52А, у одного - Е. coli биовара 1. В отделении недоношенных детей у 3 из 10 сотрудников выделены штаммы S. aureus фаговаров 52А и 80, а у одного определено носительство Е. coli биовара 14. В смывах с рук персонала детского отделения и отделения недоношенных в 16% случаев выделены штаммы S. aureus 52, 52А, 80 фаговаров.

Учебно-методическое обеспечение практического занятия

«Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре»

\

-»-Цель практического занятия (ПЗ)

-»-Контролируемые результаты освоения материала ПЗ

-»-План и хронометраж ПЗ

-»-Дополнительный

информационный материал (выписки из СанПиНов и СП)

-»-Описание методики выполнения практической работы (алгоритм расшифровки эпидемической вспышки и планирования противоэпидемических мероприятий)

-»-Модельные ситуационные задачи (5 задач)

-»-Список литературы

Тестовые задания входного-«-контроля открытого типа (15 заданий - письменное тестирование)

Тестовые задания-«-1 промежуточного контроля закрытого типа (50 заданий -компьютерное тестирование)

Рис. 3. Схема учебно-методического обеспечения практического занятия по теме «Расшифровка эпидемической вспышки гнойно-септической инфекции в акушерском стационаре»

Задание

Проработайте представленные в Практикуме выписки из СанПиНов (СанПиН 2.1.3.2630-10, СанПиН 2.1.7.2790-10 и СП 3.5.1378-03).

Представьте в виде схемы сложившуюся в родильном доме эпидемическую ситуацию.

Письменно составьте развернутый план профилактических и противоэпидемических мероприятий в отделении для доношенных и недоношенных детей роддома с учетом требований к обращению с медицинскими отходами.

Ответьте письменно на контрольные вопросы.

1. Как расценить рост числа заболеваний гнойно-септической инфекции (ГСИ) в роддоме?

2. Кто являлся источниками инфекции, каковы пути и факторы передачи возбудителей ГСИ?

3. Группы риска заболевания ГСИ?

4. Медицинские отходы каких классов опасности образуются в отделениях для новорожденных?

Работа с модельной ситуационной задачей - ответы на контрольные вопросы, составление схемы развития эпиде-

мической ситуации и плана противоэпидемических мероприятий с последующим обсуждением в группе при участии преподавателя в роли модератора позволяет отработать профессиональные компетенции (ОК 8 и ПК 3, 11, 14 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования), направленные на формирование следующих умений:

■ поддерживать систему санитарно-противоэпидемиче-ского режима в лечебно-профилактических организациях;

■ использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;

■ планировать первичные противоэпидемические мероприятия в случае выявления инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Разработанная педагогическая технология может быть использована на кафедрах инфекционных болезней различных факультетов медицинских вузов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России: Мартынов Юрий Васильевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии E-mail: [email protected]

Кухтевич Евгения Вячеславовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии E-mail: [email protected]

Гришина Юлия Юрьевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии

Михнева Светлана Анатольевна - ассистент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии

ЛИТЕРАТУРА

1. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: государственный доклад. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. 191 с.

2. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году: государственный доклад. М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. 191 с.

3. Внутрибольничные гнойно-септические инфекции новорожденных и родильниц (микробиологические и эпидемиологические аспекты). Пермь, 2010. 288 с.

4. Брико Н.И., Вартапетова Н.В., Карпушкина А.В., Брусина Е.Б. и др. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в акушерских отделениях и стационарах : клинико-организаци-онное рук. М. : Институт здоровья семьи, 2013. 192 с.

5. Кузьмин В.Н., Адамян Л.В. Вирусные инфекции и беременность. М. : Дипак, 2005. 176 с.

REFERENCES

6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие / под ред. С.Д. Резника. М. : ИНФРА-М, 2010. 389 с.

7. Покровский В.И., Акимкин В.Г., Брико Н.И., Брусина Е.Б. и др. Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и информационный материал по ее положениям. Н. Новгород, 2012. 84 с.

8. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» от 18.05.2010.

9. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требованию к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности от 07.06.2003.

10. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требованию к обращению с медицинскими отходами» от 09.12.2010.

11. Зорина Л.М., Лушникова Р.М., Шафеев М.Ш. и др. Внутрибольничные инфекции. Эпидемиология и профилактика. Методическая разработка к практическим занятиям. Казань : КГМУ, 2003. 105 с.

1. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the Federal Supervision Agency for Customer Protection and Human Welfare, population in the Russian Federation in 2013. State report. Moscow: 2014. 191 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2014. State report. Moscow: Federal Supervision Agency for Customer Protection and Human Welfare, 2015. 191 p. (in Russian)

3. Nosocomial purulent-septic infections of newborns and puerperas (microbiological and epidemiological aspects). Perm', 2010. 288 p. (in Russian)

4. Briko N.I., Vartapetova N.V., Karpushkina A.V., Brusina E.B., et al. Prevention of infections associated with the provision of medical care in obstetric departments and hospitals: clinical and organizational direction. Moscow: Institute for Family Health, 2013. 192 p. (in Russian)

5. Kuz'min V.N., Adamyan L.V. Viral infections and pregnancy. Moscow: Dipak, 2005. 176 p. (in Russian)

6. College professor: technologies and activity arrangement: study guide/ edited by S.D. Reznik. Moscow: INFRA-M, 2010. 389 p. (in Russian)

7. Pokrovskiy V.I., Akimkin V.G., Briko N.I., Brusina E.B., et aL National concept of prevention of infections associated with healthcare delivery, and information material on its provisions. Nizhniy Novgorod, 2012. 84 p. (in Russian)

8. Sanitary regulations and norms SanPiN 2.1.3.2630-10 «Sanitary and epidemiological requirements to providers of medical activities» from 18.05.2010. (in Russian)

9. Sanitary regulations and norms SanPiN 3.5.1378-03 «Sanitary and epidemiological requirements to organization and implementation of disinfection activities from 07.06.2003. (in Russian)

10. Sanitary regulations and norms SanPiN 2.1.2790-10 «Sanitary and epidemiological requirements to medical waste management » from 09.12.2010. (in Russian)

11. Zorina L.M., Lushnikova R.M., Shafeev M.Sh., et al. Nosocomial infections. Epidemiology and prevention. Methodical development for practical studies. Kazan': Kazan State Medical University, 2003. 105 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.