ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С МЕСТА НА ОСНОВЕ УЧЕТА АСИММЕТРИИ СИЛЫ НОГ
М.А. ПРАВДОВ, Шуйский филиал ИГУ, г. Шуя, Ивановская обл., Россия;
Д.М. ПРАВДОВ,
РГСУ, г. Москва
Аннотация
На основе анализа 87 видеозаписей прыжков в длину с места определено, что у 38,8% юношей 18-19 лет наблюдается неодновременное отталкивание от опоры. Перед отталкиванием зафиксировано смещение стопы доминантной ноги вперед на 1-2 см и предварительное подпрыгивание вверх-вперед. Зафиксирована разница результатов при выполнении прыжка в длину с места между толчком доминантной (толчковой) и недоминантной ногой. С целью нивелирования асимметрии силовых возможностей ног и подготовки студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО в прыжках в длину с места использовался комплекс специальных упражнений в прыжках вперед-вверх под углом 43-45о с акцентом на включение в работу недоминантной ноги. Методика реализовывалась на практических занятиях в рамках дисциплин предметной подготовки со студентами 1-2 курсов 4 раза в неделю по 4-5 мин в основной части каждого занятия. После применения комплекса специальных скоростно-силовых упражнений, выполняемых недоминантной ногой в условиях, обеспечивающих угол вылета, близкий к модельным параметрам, показатели в экспериментальной группе стали 45,2о, что достоверно различается с аналогичными данными у студентов контрольной группы - 42,1о (р < 0,05). После педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы результаты в тесте «Прыжок толчком двумя ногами» стали достоверно выше (у «правшей»: 247,4 ± 2,6 см и «левшей»: 256,4 ± 2,6 см), чем у студентов контрольной группы (у «правшей»: 232,3 ± 2,6 см и «левшей»: 246,3 ± 2,6 см) (р < 0,05). Специальная прыжковая тренировка способствовала снижению разницы результатов в прыжках между толчком правой и левой ногой у студентов экспериментальной группы. После педагогического эксперимента увеличилось количество студентов, выполнивших норматив на «золотой знак» с 47,1 до 88,2%, что достоверно выше,
чем в контрольной группе (с 45,5 до 51,5%).
Ключевые слова: прыжки в длину с места, асимметрия, сила ног, студенты 18-19 лет, норматив ГТО.
PREPARING STUDENTS TO MEET THE STANDARDS IN THE LONG JUMP FROM A PLACE BASED ON THE ASYMMETRY OF LEG STRENGTH
M.A. PRAVDOV, Shuya Branch of ISU, Shuya city, Ivanovskaya oblast', Russia;
D.M. PRAVDOV, RSSU, Moscow city
Abstract
The analysis of video recordings (87 pieces) of long jumps from a place showed that 38.8% of boys aged 18-19 have non-simultaneous repulsion from the support. Before repulsion, the shift of the foot of the dominant leg forward by 1-2 cm and preliminary bouncing up and down was recorded. The difference in results was recorded when performing a long jump from a place between the push of the dominant and non-dominant legs. In order to level the asymmetry of the power capabilities of the legs and prepare students to fulfill the standards of the GTO complex in long jumps from a place, a set of special exercises was used in forward-upward jumps at an angle of 43-45 degrees with an emphasis on including the non-dominant leg in the work. The methodology was implemented in practical classes within the disciplines of subject training with students of 1-2 courses 4 times a week for 4-5 minutes in the main part of each lesson. After applying a complex of special speed-strength exercises performed by the non-dominant leg in conditions that ensure the departure angle close to the model parameters. The indicators in the experimental group became 45.2, which significantly differs from similar data in the students
of the control group - 42.1 (p < 0.05). After the pedagogical experiment, the results of the students of the experimental group in the two-legged jump test became significantly higher (247.4 ± 2.6 cm for "right-handers" and 256.4 ± 2.6 cm for "left-handers"), than those of the students of the control group (for "right-handers": 232.3 ± 2.6 cm and for "lefthanders": 246.3 ± 2.6 cm) (p < 0.05). Special jumping training helped to reduce the difference in results in jumping between the push of the right and left legs in the students of the experimental group. After the pedagogical experiment, the number of students who completed the standard for the "golden badge" increased from 47.1 to 88.2%, which is significantly higher
than in the control group (from 45.5 to 51.5%).
Keywords: long jump from a place, asymmetry, leg strength, students 18-19 years old, GTO standard.
Введение
Подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО является важнейшим направлением деятельности всей системы физического воспитания граждан РФ. Анализ разных методик подготовки к выполнению нормативных требований и протоколов соревнований комплекса ГТО показывает, что у представителей разных возрастных групп наименьшие изменения отмечаются в результатах теста «Прыжок в длину с места» [2, 4]. Несмотря на техническую простоту этого теста, норматив по данному виду испытаний является одним из самых сложных для студенческой молодежи. Согласно данным Г.Б. Дьяченко и Ю.Н. Дьяченко, 40,5% поступивших на 1 курс студентов не справляются с нормативом бронзового знака [2]. Авторы указывают на низкую степень развития силы ног, в том числе взрывной силы, и неправильно сформированной техники выполнения отталкивания от опоры, которое осуществляется у части (38,9%) студентов поочередно, то левой, то правой ногой [2]. По их мнению, в процессе подготовки необходимо научить студентов чувствовать положение и работу своих стоп при выполнении любых видов прыжков. Авторы убеждены, что правильная техника прыжка в длину с места способна значительно повысить результат. Показано, что реализация имеющегося на данный момент координационного и скоростно-силового потенциала обучающихся позволяет повысить результат по сравнению с длительным процессом специальной физической подготовки [1, 3, 5].
Использование комплекса специальных упражнений, которые обеспечивают перестройку системы статокинети-ческих рефлексов и направлены на рациональное формирование межзвенных углов, как минимум гарантирует достижение высоких личных достижений в данном двигательном действии [5, 6].
Для специалистов, занимающихся подготовкой студенческой молодежи к выполнению нормативов ВФСК ГТО, первоочередное значение имеют знания о моторной асимметрии. В настоящее время изучению моторной асимметрии человека посвящены многочисленные исследования специалистов разных научных направлений [1-5]. Согласно имеющемуся в научно-методической литературе определению, моторная асимметрия представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища в формировании общего двигательного поведения [6]. При этом известно, что применение средств, направленных на нивелирование моторной асимметрии, оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на результат двигательного дей-
ствия [6]. В частности, в прыжках в воду отталкивание ногами от опоры при асимметрии силы ног происходит неодновременно. В дальнейшем эта ошибка обуславливает асимметричный подъем с подкидной доски и негативно влияет на технику выполнения прыжка в воду [6]. Аналогичная картина характерна и при выполнении прыжков в длину с места, где требуется одновременное выполнение движений ногами.
В методиках тренировок, учитывающих двигательную асимметрию, используют различные средства и методы: локальное отягощение на ведомую ногу, перераспределение нагрузки между конечностями (на 15-20%), выполнение статических упражнений, использование зрительной обратной связи, а также выполнение упражнений из игровых видов спорта и различных бросков на заданную дальность, высоту и точность [1, 4].
Установлено, что на начальном этапе тренировок у большинства занимающихся проявляется высокая степень вариативности индивидуального профиля асимметрии (ИПА). Затем, в процессе роста квалификации, латеральные предпочтения и ИПА стабилизируются, происходит формирование двигательного навыка, закрепляется стереотип движений, что часто приводит к остановке роста результатов [5, 6].
Цель исследования - проверка эффективности методики подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО в прыжке в длину с места на основе нивелирования асимметрии силовых возможностей ног у студентов 18-19 лет.
Организация и методы исследования
В исследовании и проведении педагогического эксперимента приняли участие студенты-юноши факультетов физической культуры 18-19 лет Шуйского филиала Ивановского государственного университета (34 чел.) и Российского государственного социального университета (33 чел.). Все наблюдаемые студенты занимаются игровыми видами спорта (футболом - 41,8%; баскетболом - 29,8%; волейболом - 28,4%). Кроме того, было проведено анкетирование 32 педагогов кафедр физического воспитания трех вузов.
В начале и по окончании педагогического эксперимента проводилось три вида тестирования в прыжках в длину с места. Первый вид - прыжок толчком одной ногой. В исходном положении испытуемый вставал к линии старта на одну ногу (правую или левую), которой будет осуществляться отталкивание, при этом другая нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Тестируемый выполняет приседание на опорной ноге, делает взмах двумя руками, маховое движение безопорной
ногой и отталкивается от опоры, приземляясь на толчковую ногу. Измеряется расстояние от линии старта до линии приземления - пятки толчковой ноги. Второй вид прыжка выполняется так же, но толчком другой ногой. В целях безопасности и снижения нагрузки на связочно-мышечный аппарат ноги, прыжки осуществлялись с приземлением на гимнастический мат.
Учитывая тот факт, что во время отдельных фаз прыжка соотношение пространственных параметров движений руками и ногами структурируется индивидуально, было проведено сравнение кинограмм прыжков при отталкивании как правой, так и левой ногой. Определены угловые параметры направления вектора О ЦТ к опорной поверхности. Известно, что траектория ОЦТ тела при прыжке с места движется по параболе. При этом его перемещение обусловлено влиянием как действием силы тяжести, так и силы отталкивания. В научно-методической литературе принято считать оптимальным для максимального результата угол выталкивания к опорной поверхности, равный 45о [5]. В нашем исследовании для каждого испытуемого определялись величины углов отклонения от данных модельных параметров и педагогические средства для их корректировки.
Третий вид прыжка выполнялся традиционным способом - толчком двумя ногами и взмахом руками [4]. Испытуемые выполняли по три попытки каждого вида прыжков после отдыха и полного восстановления. Прыжки записывались на видеокамеру.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам анкетирования установлено, что в процессе физической подготовки занимающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО в тесте «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» абсолютное большинство педагогов (98,9%) не учитывает фактор моторной асимметрии ног. Все студенты при выборе средств подготовки к выполнению этого теста также не обращают специального внимания на то, какая у них степень развития силы каждой ноги. Напротив, при обучении прыжкам в длину с разбега 87,7% педагогов учитывают подбор тренировочных средств и акцентируют внимание своих учеников на то, какая у них толчковая нога.
На основе анализа видеозаписей прыжков определено, что из 87 обследованных студентов у 38,8% наблюдалось неодновременное отталкивание от опоры, которое выражалось в незначительном смещении (до 1-2 см) доминантной стопы вперед и предварительного микроподпрыгивания вперед. На основе полученных данных, а также тестирования в прыжках и показателей физического развития были сформированы гомогенные (однородные по составу) экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. При этом установлено, что из 34 студентов-юношей ЭГ у 12 чел. (35,3%), а у юношей КГ -у 13 из 33 чел. (39,4%) толчковой является левая нога.
В исследовании предполагалось, что применение на занятиях специальных прыжковых упражнений ско-ростно-силового характера с отталкиванием от опоры как одной, так и двумя ногами, в том числе в условиях, обеспечивающих угол выталкивания 43-45о, позволит нивелировать показатели скоростно-силовой асиммет-
рии развития ног и будет способствовать повышению результатов в прыжках в длину с места толчком двумя ногами.
В процессе педагогического эксперимента в качестве специальных упражнений использовался комплекс упражнений в прыжках со скакалкой, запрыгивания на тумбу и спрыгивания с нее с акцентом на включение в работу недоминантной ноги. Для обеспечения условий, которые соответствуют углам, близким к модельным параметрам (43-45о), при выполнении прыжковых упражнений перед испытуемыми натягивалась веревка на уровне колена (на высоте 45-50 см) и расстоянии 50-60 см от места отталкивания. Методика для развития скоростно-силовых способностей реализовывалась на практических занятиях в рамках дисциплин предметной подготовки со студентами 1-2 курсов 4 раза в неделю по 4-5 мин в основной части каждого занятия, за исключением лыжной подготовки. Педагогический эксперимент длился в течение учебного года (с сентября 2021 по май 2022 г.). Распределение объема применяемых упражнений представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение объема упражнений на развитие скоростно-силовых способностей недоминантной ноги у студентов
№ п/п Упражнение Время выполнения (мин)
1 Прыжки со скакалкой толчком недоминантной ногой на месте 1
2 Прыжки в круге диаметром 3 м по отметкам на окружности толчком недоминантной ногой. Выполняются поочередно от центра круга вперед и назад; вправо и назад; влево и назад; назад и к центру круга (на 1,5 м) 1-1,5
3 Запрыгивание на тумбу (высота 40-60 см с расстояния 40-50 см) и спрыгивание с нее толчком недоминантной ногой с приземлением на недоминантную ногу на мат 1-1,5
4 Прыжки в длину с места толчком двумя ногами 1-1,5
Всего 4-5 мин
Установлено, что в начале исследования у студентов-левшей КГ и ЭГ результаты при выполнении прыжка в длину с места как толчком правой и левой, так и двумя ногами выше, чем у их оппонентов - «правшей». Однако по окончании педагогического эксперимента эта ситуация сохранилась лишь по отношению к данным, полученным при тестировании студентов из КГ. В ЭГ, напротив, наблюдалась обратная ситуация, и результаты «правшей» стали выше, чем у их коллег «левшей» из ЭГ.
После проведения педагогического эксперимента у «правшей» ЭГ зафиксирован значительный прирост результата при прыжке недоминантной левой ногой на 52,9 см (30,5%), что достоверно больше чем у студентов КГ - 15,3 см (8,7%) (р < 0,05) (табл. 2).
Таблица 2
Влияние комплекса упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей и нивелирование асимметрии движений ногами на результат в прыжках в длину с места толчком одной и двумя ногами у студентов обеих групп
Прыжок в длину с места (см)
Экспериментальная группа
Время эксперимента Вес Рост Доминантная нога
правая (п = 22 чел.) левая (п = 12 чел.)
Толчком одной и двумя ногами
правой левой двумя правой левой двумя
Начало 70,5 ± 3,2 182,6 ± 2,8 183,9 ± 2,7 173,6 ± 2,9 226,1 ± 2,8 208,9 ± 3,1 215,3 ± 3,2 244,1 ± 2,8
Разница (см) 10,3 ± 1,6 - 6,4 ± 1,2 -
Окончание 70,8 ± 3,2 182,8 ± 2,7 228,7 ± 2,8 226,5 ± 2,7 247,4 ± 2,6 218,9 ± 2,8 224,6 ± 3,1 256,4 ± 2,6
Разница (см) 44,8 ± 1,9 52,9 ± 1,1 21,3 ± 1,2 10,0 ± 3,7 9,3 ± 2,4 12,3 ± 1,2
Начало % прыжка одной ногой от максимального результата двумя ногами 81,3 76,8 226,1 ± 2,8 85,6 88,2 244,1 ± 2,8
Окончание 92,4 91,5 247,4 ± 2,6 85,4 87,6 256,4 ± 2,6
Прирост(%) 24,4 30,5 9,4 4,7 4,3 5,03
Контрольная группа
Время эксперимента Вес Рост Доминантная нога
правая (п = 20 чел.) левая (п = 13 чел.)
Толчком одной и двумя ногами
правой левой двумя правой левой двумя
Начало 71,1 ± 3,1 183,3 ± 2,7 184,2 ± 2,6 175,5 ± 2,7 228,9 ± 2,7 204,9 ± 2,7 216,1 ± 2,8 243,9 ± 2,7
Разница (см) 8,7 ± 1,5 - 11,2 ± 1,3 -
Окончание 71,4 ± 3,2 183,1 ± 2,6 196,2 ± 2,8 190,8 ± 2,7 232,3 ± 2,6 211,5 ± 2,8 218,6 ± 3,1 246,3 ± 2,6
Разница (см) 12,0 ± 1,2 15,3 ± 1,2 3,4 ± 0,4 6,6 ± 0,9 2,5 ± 0,7 2,4 ± 0,6
Начало % прыжка одной ногой от максимального результата двумя ногами 80,5 76,7 228,9 ± 2,7 84,01 88,6 243,9 ± 2,7
Окончание 84,5 82,1 232,3 ± 2,6 85,9 88,7 246, ± 2,6
Прирост(%) 6,5 8,7 1,5 3,2 1,15 0,9
У студентов-левшей ЭГ прыжки недоминантной правой ногой также выросли на 10 см (4,7%), что также достоверно больше по сравнению с аналогичными результатами студентов КГ - 6,6 см (3,2%). Результаты у юношей -«правшей» и «левшей» ЭГ в тесте «Прыжок толчком двумя ногами» после педагогического эксперимента достоверно выше (247,4 ± 2,6 и 256,4 ± 2,6 см соответственно), чем у студентов КГ (232,3 ± 2,6 и 246,3 ± 2,6 см соответственно) (р < 0,05) Определено, что специальная прыжковая тренировка способствовала снижению разницы результатов в прыжках между толчком правой и левой ногой у студентов ЭГ. Установлено, что у студентов-правшей ЭГ разница результатов в прыжках толчком между правой и левой ногами до начала занятий была 10,3 ± 1,6 см, а после - 2,2 ± 1,1 см (что составляет 78,6% их сближения), а у студентов-левшей - 6,4 см и 5,7 см (сближение результатов составило 10,9%). Данный факт подтверждает эффективность нивелирования асимметрии в развитии скоростно-силовых возможностей у студентов, занимавшихся по экспериментальной методике.
В КГ разница между результатами прыжка толчком левой недоминантной и правой доминантной ногой до
педагогического эксперимента составила 8,7 ± 1,5 см, а после его завершения 5,4 ± 1,2 см (нивелирование разницы составило 37,9%). У «левшей» КГ подобное нивелирование разницы результатов между недоминантной правой и доминантной левой составило 3,4%, что достоверно меньше, чем в ЭГ (р < 0,05). За время проведения педагогического эксперимента зафиксирован прирост результатов в прыжках в длину с места толчком двумя ногами как у студентов-правшей, так и их оппонентов -«левшей». При этом, несмотря на то, что итоговые результаты у студентов-левшей больше (256,4 ± 2,6 см), чем у студентов-правшей (247,4 ± 2,6 см), прирост по сравнению с начальными данными у «правшей» выше (10,3 см), чем у «левшей» (6,4 см). После проведения педагогического эксперимента выявлено, что у юношей ЭГ, у которых результат в прыжке в длину с места толчком двумя ногами стал выше, чем у остальных испытуемых, разница между доминантной и недоминантной ногой стала меньше. Особенно это заметно по отношению к результатам, зафиксированным у юношей ЭГ, у которых доминантной является левая нога. При этом аналогичная картина в КГ не наблюдалась.
В процессе предварительных исследований определены показатели угла выталкивания от опоры при трех вариантах выполнения прыжков в длину с места.
Определено, что в начале педагогического эксперимента величина угла отталкивания от опоры у студентов ЭГ и КГ достоверно не различалась (р > 0,05). Однако
после применения комплекса специальных скоростно-си-ловых упражнений, выполняемых недоминантной ногой в условиях, обеспечивающих угол вылета, близкий к модельным параметрам, показатели у занимающихся в ЭГ стали 45,2о, что достоверно различается с аналогичными данными у студентов КГ - 42,1о (р < 0,05) (табл. 3).
Таблица 3
Величина угла выталкивания в прыжках в длину с места толчком одной и двумя ногами у студентов обеих групп в начале и по окончании педагогического эксперимента
Прыжок в длину с места (см)
Экспериментальная группа
Время эксперимента Доминантная нога
правая (п = 22 чел.) левая (п = 12 чел.)
Толчком одной и двумя ногами
правой левой двумя правой левой двумя
Начало 42,4±1,2 34,6±0,9 43,1±1,2 33,7±1,1 41,8±1,2 42,1±1,2
Окончание 43,3±1,1 42,5±1,1 46,1±1,2 43,5±1,1 44,2±1,2 45,2±1,2
Контрольная группа
Время эксперимента Доминантная нога
правая (п = 20 чел.) левая (п = 13 чел.)
Толчком одной и двумя ногами
правой левой двумя правой левой двумя
Начало 41,8 ± 1,2 37,2 ± 1,2 42,7 ± 1,2 33,3 ± 1,1 39,8 ± 1,2 41,6 ± 1,2
Окончание 40,9 ± 1,1 38,1 ± 1,1 41,1 ± 1,1 35,2 ± 1,1 40,1 ± 1,2 42,1 ± 1,2
Р - между результатами ЭГ и КГ по окончании эксперимента < 0,05
Сравнительный анализ результатов в прыжках в длину с места толчком двумя ногами с нормативными требованиями ВФСК ГТО по данному виду испытаний позволяет констатировать, что применение экспериментальной методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей, способствовало повышению результатов и увеличению количества студентов, выполнивших норматив на «золотой знак» после эксперимента. Их число выросло с 47,1 до 88,2%.
Заключение Опираясь на ранее проведенные исследования, в которых указывается на то, что двигательная асимметрия представляет собой особый «биологический феномен», противостоящий раннему формированию двигательного навыка, можно заключить, что двигательная асимметрия с этих позиций рассматривается как фактор, обеспечивающий высокую вариабельность индивидуального про-
филя асимметрии. Данное обстоятельство важно учитывать при прогнозировании роста спортивных результатов в игровых видах спорта и видов двигательной активности, связанных с необходимостью демонстрации асинхронизированных движений. Для формирования синхронности движений и достижения максимального одновременного приложения силы ногами при прыжке в длину с места толчком двумя ногами, добиваясь симметрии на начальных этапах тренировки, необходимо обеспечить гармонию между симметрией и асимметрией и не снизить биологически обоснованный потенциал двигательной асимметрии. Это может способствовать прогрессу спортивного результата в видах спортивной практики, требующих высокого уровня развития координационных способностей, а также достижению высоких результатов в прыжках в длину с места одновременным толчком двумя ногами.
Литература
1. Башкин, В.М. Изменение взрывной мышечной силы спортсменов в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В.М. Башкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). -С. 16-19.
2. Дьяченко, Г.Б. Прыжок в длину с места как подготовка к сдаче норм комплекса ГТО / Г.Б. Дьяченко, Ю.Н. Дьяченко // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2018. -Т. 13. - № 3. - С. 1152-1158.
С*)
3. Зиамбетов, В.Ю. Повышение показателей прыжка в длину с места средством скоростно-силовых упражнений на занятиях по физической культуре со студентами /
B.Ю. Зиамбетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9. - С. 20-28.
4. Красовская, В.И. Методика подготовки студентов вузов к сдаче нормы комплекса ГТО в прыжке в длину с места / В.И. Красовская, Н.Б. Маренцова, Е.С. Матвеева // Актуальные исследования. - 2020. - № 8 (11). -
C. 151-154. - URL: https://apni.ru/article/676-metodika-podgotovki-studentov-vuzov-k-sdache
5. Разуванова, А.В. Биомеханика фазы полета при выполнении прыжка в длину с места у спортсменов различной квалификации / А.В. Разуванова, Е.В. Ко-шельская, В.И. Андреев, Л.В. Капилевич // Бюллетень сибирской медицины. - 2014. - Т. 13. - № 6. - С. 174179.
6. Худик, С.С. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопутствующий спортивному результату / С.С. Худик, А.И. Чикуров, А.Л. Войнич, С.В. Радаева // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421. - С. 193-202.
References
1. Bashkin, V.M. (2009), Changes in the explosive muscle strength of athletes depending on the training load performed, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 6 (52), pp. 16-19.
2. Dyachenko, G.B. and Dyachenko, Yu.N. (2018), Long jump from a place as preparation for passing the norms of the GTO complex, Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya, vol. 13, no. 3, pp. 1152-1158.
3. Ziambetov, V.Yu. (2017), Increasing the performance of the long jump from a place by means of speed-strength exercises in physical culture classes with students, Nauchno-metodicheskiy elektronnyj zhurnal "Koncept", no. 9, pp. 20-28.
4. Krasovskaya, V.I., Marentsova, N.B. and Matveeva E.S. (2020), Methodology of preparing university students to pass the standard of the GTO complex in the long jump from a place, Aktual'nye issledovaniya, no. 8 (11), pp. 151-154 [Online], URL: https://apni.ru/article/676-metodika-podgotovki-studentov-vuzov-k-sdache
5. Razuvanova, A.V., Koshelskaya, E.V., Andreev, V.I. and Kapilevich, L.V. (2014), Biomechanics of the flight phase when performing a long jump from a place in athletes of various qualifications, Byulleten' sibirskoy mediciny, vol. 13, no. 6, pp. 174-179.
6. Khudik, S.S., Chikurov, A.I., Voynich, A.L. and Radae-va, S.V. (2017), Functional asymmetry as a biological phenomenon accompanying a sports result, Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta, no. 421, pp. 193-202.