Научная статья на тему 'Подготовка студентов архитектурных специальностей на предметах изобразительного цикла "рисунок" (для дизайнеров)'

Подготовка студентов архитектурных специальностей на предметах изобразительного цикла "рисунок" (для дизайнеров) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАЗИЯ / FANTASY / КУБ / CUBE / СТИЛИЗАЦИЯ / STYLING / УЧЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ / ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ / DECORATIVE STILL LIFE / ACADEMIC DRAWING / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / РИСУНОК / ТОНАЛЬНОСТЬ / TONE / TEACHING STILL-LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беседина Ирина Владимировна

Статья содержит практические рекомендации для студентов архитектурных специальностей по дисциплине «Рисунок». Автор подробно рассматривает, чему необходимо научиться для достижения выразительного художественного образа, пластического композиционного решения разнообразных творческих заданий и овладения графическими техниками.The article contains the practical guidance for students of architectural specialties in the discipline "drawing". The author considers in detail what you need to learn how to achieve expressive artistic image, plastic composite solve various creative tasks, and mastery of graphic techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов архитектурных специальностей на предметах изобразительного цикла "рисунок" (для дизайнеров)»

^ ли

Список литературы

1. Лебедев Ю. С. Архитектурная бионика. М.: Стройиздат, 1990.

2. Добрицина И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре. М.: Прогресс-традиция, 2004.

© М. В. Калмыкова

Ссылка для цитирования:

Калмыкова М. В. Бионические формы в архитектуре XXI в. //Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский инженерно-строительный институт. Астрахань : ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2015. № 4 (14). С. 12-17.

УДК 378.1

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ПРЕДМЕТАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «РИСУНОК» (ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ) И. В. Беседина

Астраханский инженерно-строительный институт

Статья содержит практические рекомендации для студентов архитектурных специальностей по дисциплине «Рисунок». Автор подробно рассматривает, чему необходимо научиться для достижения выразительного художественного образа, пластического композиционного решения разнообразных творческих заданий и овладения графическими техниками.

Ключевые слова: фантазия, куб, стилизация, учебный натюрморт, композиция, рисунок, декоративный натюрморт, тональность.

THE TRAINING OF ARCHITECTURE STUDENTS

ON THE SUBJECTS OF VISUAL CYCLE "FIGURE" (FOR DESIGNERS)

I. V. Besedina

Astrakhan Institute of Civil Engineering

The article contains the practical guidance for students of architectural specialties in the discipline "drawing". The author considers in detail what you need to learn how to achieve expressive artistic image, plastic composite solve various creative tasks, and mastery of graphic techniques.

Keywords: fantasy, cube, styling, teaching still-life, composition, academic drawing, decorative still life, the tone.

Изменения, происходившие в современном мире, охватывают многие сферы жизнедеятельности человека, ожидая от него высокопрофессиональных качеств, делового подхода к решению поставленных задач, творческих способностей, инициативы.

Воспитание творчески одаренной молодежи - одна из главных задач современного общества, решение которой является необходимым условием для увеличения уровня социального интеллекта общества, возможности обучаемых постигать и производить новые знания, процессы и технологии.

В настоящее время высшее профессиональное образование в России изменяет свои цели: от передачи определенным образом структурированных социокультурных знаний, накопленных человечеством, - к формированию всесторонне развитой личности выпускника, способного к творческому переустройству и преобразованию реалий окружающей действительности, владеющего методологией творческой деятельности, готового к рефлексивно-критической оценке этой деятельности, к инновационному обучению [1, с. 4].

Задачи образования отражены в правительственных документах.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. говорится о сфере накопления знаний и умений, перечисляются

основания предельно удобных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России [2]. Всеобщая декларация прав человека сориентирована на образование и развитие творческих качеств личности, на преодоление «технократического снобизма», формирование многокритериальных оснований в нахождении пути понимания задач (польза, результативность, безопасность, функциональность, экологичность и т. д.), введение духовно-нравственных понятий в систему профессиональных технологий.

Обучение рисунку студентов архитектурных специальностей имеет свою специфику, свои особенности, которые необходимо знать и применять в практической деятельности, проектной работе.

Развитие композиционного мышления и творческого воображения с помощью упражнений и заданий по рисунку посредством цветовых и пространственных задач является важным этапом в формировании архитектора, дизайнера и реставратора. На начальном этапе обучения рисунку умение составить абстрактную композицию, способность выразить замысел, идею графическими материалами для студента имеет колоссальное значение.

Перед преподавателями кафедры дизайна, реконструкции и реставрации Астраханского инженерно-строительного института возникла

задача: как «выстроить» (разнообразить) задания для дизайнеров в одном направлении, для реставраторов сделать больший упор на строения, архитектурные детали, построение интерьеров, возможно, копирование мастеров (Д. Ж. Пиранези и др.).

После рисования аудиторных постановок с натуры предлагается задание на воображение - «Фантазия с кубом», где студенты в различных ракурсах рисуют куб и другие геометрические предметы, сохраняя все линии построения (рис. 1).

Рис. 1. Рисунки по воображению

Чем необычнее изображение предмета, чем неожиданнее ракурс изображения - тем интереснее сама композиция рисунка. Волшебное пространство листа - чудо графита и бумаги, создаваемое нашими руками, разумом и душой, удивительный мир со своими пластическими законами. Познай их - и ты творец, художник [3, с. 12].

Куб - самая простая, на первый взгляд, геометрическая форма - и самая распространенная в практической деятельности архитектора. На основе куба строятся многие геометрические тела (призма, цилиндр, шар, шестигранник и др.). В основе всего лежит геометрия, древнейшая наука, один из разделов математики, который изучает пространственные отношения и формы тел.

Геометрия - наука, давшая людям возможность находить площади и объемы, правильно чертить проекты зданий и машин. Таким образом, она является основной частью «фундамента», на котором строится другое, не менее важное направление деятельности человека - архитектура, которую метко называют дочерью геометрии. Необходимость построения прямоугольника, нахождения его осей для установки ряда столбов, определение их размеров для заготовки материала и другие неизбежные в строительстве операции требовали усвоения определенных приемов построения архитектурной формы [4, с. 47].

На основе постановки (рис. 2) студенты стилизуют и находят свое композиционное решение натюрморта, изменяя внешний абрис предметов, их местоположение, тональность (рис. 3).

Научно-технический журнал

Л

Рис. 2. Натюрморт с вазой

Следующее задание - «Стилизация натюрморта». Оно предполагает композиционные поиски (от трех-пяти), которые студенты рисуют на планшете, и непосредственно выполнение самой работы. Целью таких заданий является свободное владение средствами художественной выразительности. Заметим: даже при специальной подготовке студентов трудностью является переход от передачи реалистического изображения предметов к их стилизации. «Отойти» от натуры, внести свое, найти оригинальные формы, композицию - непростая задача.

Одно из наиинтереснейших заданий - «Метаморфозы куба», в котором предлагается создать

Рис. 3. Учебная работа «Стилизация натюрморта»

композицию на основе куба с использованием его разнообразных «граней» или возможностей. Например, куб можно представить как объемное сооружение, как часть или фрагмент фасада, как ограждение балкона, лоджии, как каркасную опалубку в строящемся доме, как комнату (интерьер), как декоративную панель фасада дома, как строения с высоты птичьего полета и т. п. Фантазия безгранична. Эту работу можно выполнять в технике отмывки, линером, тушью (рис. 4). В композицию этого задания входит и написание заголовка, то есть студенты работают как художники-графики, продумывая и выбирая гарнитуру шрифта, они создают самостоятельную законченную работу.

МЕТАМОРФОЗЫ НУБЖ

Рис. 4. Учебная работа «Метаморфозы куба»

Итоговая работа - «Декоративный натюрморт».

Натюрморт рекомендуется начинать с эскизов, которые выражают идеи автора. Прелесть декоративного натюрморта в том, что он не требует предельной точности передачи пропорций предметов. Студенты показывают себя не фотографами, где каждый предмет располагается на своем месте, и их, условно говоря, нельзя пе-

редвинуть ни влево, ни вправо. Здесь прекрасная возможность проявить себя в роли свободного импровизатора! Можно менять предметы местами, «играть» с пропорциями, видоизменять форму, добавлять детали. Желательно увидеть выразительное сочетание предметов, интересные комбинации, отметить «изюминку», что задержит и привлечет внимание в конкретном случае (рис. 5).

Рис. 5. Учебная работа «Декоративный натюрморт»

Художественное творчество невозможно без освоения теоретических знаний. Искусство и наука возникли и существуют, дополняя и обогащая друг друга, являясь орудием познания действительности [5, с. 253].

Студенты первого года обучения на занятиях по всеобщей истории искусств теоретически знакомятся с творчеством художников ХХ века: А. Матисса, П. Пикассо, Ж. Брака, Д. Моранди, П. Сезанна, П. Кончаловского, И. Машкова, И. Грабаря, В. Стожарова и др.

Изучение творчества художников закрепляется на семинарах в виде презентаций, выступлений, обмена мнениями.

Декоративный натюрморт выполняется из разных по материалу и фактуре предметов: стекло, глина матовая и глазурованная, металл, соломенное плетение, различные драпировки (лен, ситец, шелк, кружево и др.), старинный национальный музыкальный инструмент. Сама постановка необычна, сложна, интересна! Искусство эмоционально, оно немыслимо без эмоций и фантазии, без волнения, без страсти. Они же, так или иначе, проявляют себя в слове, красках, звуках [5, с. 254]. «Изюминка» в том, что на базе предложенного натюрморта студенты-дизайнеры должны составить свой натюрморт и, что немаловажно, выполнить его нетрадиционной техникой. Предлагалось разнообразить

материалы: не привычный простой карандаш, а черная акварель, черная гуашь, или отмывка тушью, возможен черный фломастер, линер. Заметим: поиск материала, процесс обдумывания решения работы сопровождается длительным кропотливым трудом (просмотр иллюстративного материала, чтение книг, работа с Интернетом, поиски эскизов) [6, с. 79].

Выполнение натюрморта, так же как и других творческих заданий, послужит начальным этапом в творческом поиске каждого студента при создании будущего проекта.

В ходе варьирования привычных изобразительных средств, таких как линия, точка, пятно, стилизации и изменения формы, абриса отдельных предметов появляется прекрасная возможность - предложить авторское решение постановки, показать свою фантазию и воображение [7, с. 17].

При выполнении такого плана работы существуют определенные правила: композиционный центр натюрморта выделяют цветом (в данном случае - черным), тогда фон должен быть светлым. Если композиционный центр решается оставить светлым, то фон необходимо выполнить темным [8, с. 69]. Необходимо разнообразить работу деталями, показать фактуры, материальность предметов, проявить незаурядную фантазию. Однако следует предупредить

Научно-технический журнал

ДК(И

студентов, что если увлечься деталями, есть опасность потерять целостность работы.

Аналогичные задачи неоднократно будут возникать в практической самостоятельной деятельности архитектора-дизайнера. В подобных учебных заданиях студенты учатся отходить от реалистического выполнения постановки, приобретают образное, абстрактное мышление, умение раскрывать материальные характеристики предметов.

Успешная и неудачная работы - это опыт каждого обучающегося. Студенты осваивают основы композиции, привыкают к качественному исполнению, творческому подходу. Надо помнить, что искусство - это, прежде всего, ремесло, как считали во времена эпохи Возрождения. Человек должен был овладеть техническими навыками, умением работать руками на высоком уровне - и только тогда мог переходить на следующий этап обучения [9, с. 118].

Еще Гете определил три уровня художественного творчества (подражание, «манера» и «стиль»). Последний уровень он характеризовал как выражение личного своеобразного духа автора, его манеру исполнения, его индивидуальность. Всего этого можно достичь, только пройдя все этапы развития или постижения уровня и практики (как в эпохе Возрождения -ремесла).

И сегодня для получения желаемого результата при подготовке соответствующих профилю специалистов существует три ступени образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Вот почему так важно на начальном этапе обучения заложить те основы теоретических и практических знаний, которые студенты архитектурных специальностей будут развивать, совершенствовать и применять в своей практической деятельности, на самостоятельном пути.

Список литературы

1. Шабанова О. В. Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 23 с.

2. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. // Вестник образования России. М. : ПРО-ПРЕСС, 2000. С. 4.

3. Мельников В. А. «Мыслить рисунком». Уфа : Нефтегазовое дело, 2007. 102 с.

4. Шенцова О. М. Геометрический вид как свойство архитектурно-пространственных форм // Архитектура. Строительство. Образование. 2015. № 2 (6). С. 46-52.

5. Сенько В. К. Феномен художественного творчества: традиции, наука, практика // Архитектурно-художественное образовательное пространство будущего : сб. материалов Международной научно-практической конференции/ науч. ред. Л. В. Кар-ташева ; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального университета, 2015. 320 с.

6. Беседина И. В., Сатарова Л. А. Проектная деятельность как один из методов развития творческого потенциала студентов архитектурных специальностей // Альма-Матер. Вестник высшей школы. М., 2015. № 3. С. 75-79.

7. Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учеб. пособие. 2-е изд. М. : АСТ : Астрель, 2007. 239 с.

8. Рисунок : учеб. пособие / Институт архитектуры и искусств ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2007. 276 с.

9. Волкова П. Д. Мост через бездну. М. : Зебра Е, 2013. 234 с.

© И. В. Беседина

Ссылка для цитирования:

Беседина И. В. Подготовка студентов архитектурных специальностей на предметах изобразительного цикла «Рисунок» (для дизайнеров) // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский инженерно-строительный институт. Астрахань : ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2015. № 4 (14). С. 17-21.

УДК 726.5.05

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА

В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ГОРОДЕ АХТУЬИНСКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Н. А. Иванникова

Астраханский инженерно-строительный институт

Особенное место в православной культуре занимает духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Данная статья рассказывает о создании проекта духовно-просветительского центра Ахтубинской епархии, образ которого соответствует строительным нормам и требованиям зданий и сооружений общественного назначения, принятым в Российской Федерации, и в то же время не противоречит канонам Русской православной церкви. Проект одержал победу в конкурсе на получение субсидий в рамках федеральной целевой программы на 2014-2015 гг. «Укрепление и единство российской нации и этнокультурное развитие народов России» и уже находится в стадии строительства. После завершения вех строительных работ сооружение будет представлять собой крупный центр православной культуры, являясь единственным в своем роде современным объектом историко-архитектурного наследия на территории Нижнего Поволжья, который может посетить любой светский человек, верующий, строитель, художник, архитектор или паломник.

Ключевые слова: духовно-просветительский центр, объемно-планировочные решения православных культовых сооружений, храмы Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.