Научная статья на тему 'Подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в электронной информационно-образовательной среде'

Подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в электронной информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПЕДАГОГИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SENIORS / TEACHERS / MULTICULTURAL EDUCATION / INTERNET TECHNOLOGIES / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / INTERCULTURAL INTERACTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридин Станислав Валерьевич

Раскрывается роль электронной информационно-образовательной среды в подготовке старшеклассников к продуктивному взаимодействию с носителями разных культур. Рассмотрена структура среды, охарактеризована технология развития межкультурной компетенции школьников в среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридин Станислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SENIORS FOR INTERCULTURAL INTERACTION IN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Perspectives on the use of the electronic information and educational environment as a resource of preparing seniors for productive interaction with bearers of different cultures are disclosed. The structure of the environment is considered, the technology of seniorscross-cultural competence development is characterized.

Текст научной работы на тему «Подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в электронной информационно-образовательной среде»

УДК 37.035.6 ББК Ч420.052.4

ГСНТИ 14.07.07

Код ВАК 13.00.01; 13.00.02

Гридин Станислав Валерьевич,

аспирант, кафедра педагогики, Пятигорский государственный лингвистический университет; 357400, Ставропольский

край, г. Железноводск, ул. Чапаева 24, к. 40; e-mail: tig50@mail.ru

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старшеклассники; педагоги; поликультурное образование; интернет-

технологии; электронная информационно-образовательная среда; межкультурная компетенция; межкультурное взаимодействие; педагогическая технология.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается роль электронной информационно-образовательной среды в подготовке старшеклассников к продуктивному взаимодействию с носителями разных культур. Рассмотрена структура среды, охарактеризована технология развития межкультурной компетенции школьников в среде.

Gridin Stanislav Valerevieh,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia.

PREPARATION OF SENIORS FOR INTERCULTURAL INTERACTION IN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

KEY WORDS: seniors; teachers; multicultural education; internet technologies; electronic information and educational environment; cross-cultural competence; intercultural interaction; pedagogical technology.

ABSTRACT. Perspectives on the use of the electronic information and educational environment as a resource of preparing seniors for productive interaction with bearers of different cultures are disclosed. The structure of the environment is considered, the technology of seniors’ cross-cultural competence development is characterized.

В

XXI веке развитие личности старшеклассника происходит в ситуации культурного многообразия общества. Усиливающиеся в современном мире процессы глобализации, формирование единого информационного и образовательного пространства на локальном, национальном, планетарном уровнях приводят к тому, что у юношей и девушек значительно увеличиваются возможности для знакомства с зарубежными культурами и их носителями. В условиях расширения сотрудничества и взаимовлияния стран, нарастания интенсивности миграционных процессов проблемы воспитания уважительного отношения и толерантности к другим культурам и их носителям, развития умений продуктивного взаимодействия с людьми, представляющими различные культурные группы приобретают особую значимость. Вопросы подготовки школьников к эффективной жизнедеятельности в культурно разнородном обществе решаются в мировом сообществе, как правило, в рамках поликультурного (мультикультурного) образования.

Стремительно развивающиеся информационные процессы предъявляют к образованию качественно новые требования, в числе которых поиск эффективных информационных технологий, включая интернет-технологии, дистанционное образование и

медиаобразование для формирования у обучающихся готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, развитие у школьников умений использовать средства информационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и стратегических задач [7].

В этом контексте большое значение приобретает создание в школах условий для использования современных информационных технологий, в том числе интернет-технологий в подготовке юношей и девушек к продуктивной жизнедеятельности в культурно разнородном российском обществе. С помощью данных технологий представляется возможным создание электронной информационно-образовательной среды,

предназначенной для коллективной учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся с носителями разных культур.

Наряду с понятием «электронная информационно-образовательная среда» отечественные ученые используют понятия «информационная среда», «информационно-образовательная среда». Нам представляется целесообразным рассмотреть данные понятия для их разграничения. В самом общем виде информационная среда трактуется как «совокупность условий, обеспечивающих осуществление информа-

© Гридин С. В., 2014

ционной деятельности субъектов». Информационная деятельность включает в себя процессы создания, сбора, хранения, поиска, систематизации, обработки, переработки информации, ее передачи, распространения и использования, реализуемые субъектами современного социума [3, с. 55].

Как правомерно утверждает Е. В. Трубицына, в современной педагогической науке можно выделить два основных подхода к рассмотрению понятия «информационно-образовательная среда», в числе которых исследователь называет программно-технический и социально-педагогический. В основу программно-технического подхода к определению информационно-образовательной среды, по мнению Е. В. Трубицыной, «положены информационные, программные и технические ресурсы, объединенные в систему, обеспечивающую эффективное протекание образовательного процесса».

Социально-педагогический подход базируется на таких понятия, как «среда», «реальность», «педагогическая система», обеспечивающих взаимодействие составляющих частей информационно-образовательной среды. При таком подходе, по утверждению исследователя, в структуре информационно-образовательной среды появляются такие компоненты, как духовный, субъектный, содержательный, а программное и аппаратное обеспечение становятся лишь частью саморазвивающейся образовательной среды [6].

В соответствии с данными определениями информационно-образовательная

среда рассматривается нами как система информационной, технической и учебнометодической подсистем, целенаправленно обеспечивающих образовательный процесс и ориентирующих его субъектов на получение новых образовательных результатов. Создаваемая для достижения образовательных целей информационно-образовательная среда интегрирует часть информационной среды с образовательной. За счет этого образовательная среда обеспечивается совокупностью средств общения и взаимодействия с информацией.

Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и адаптируют ее к своим нуждам, т. е. определенным образом изменяют. Таким образом, информационнообразовательная среда предстает перед нами как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых - информационный - выделяется как базовый в

достижении субъектом поставленной образовательной цели.

В Федеральном законе Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что электронная информационно -образова-

тельная среда представляет собой «интегрированную среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [8, с. 56]. Таким образом, электронная информационно-образовательная среда является важным инструментом образовательного процесса и нацелена на обеспечение качества образования с помощью электронных ресурсов.

На основе теоретических положений, сформулированных в работах специалистов по рассматриваемой проблеме (С. А. Атана-сян, В. Г. Бедненко, Л. Г. Захарова, С. А. Назаров, А. В. Федоров, Е. И. Федотовская), мы определили следующие педагогические функции электронной информационнообразовательной среды в поликультурном образовании: обучающую, развивающую, воспитательную и креативную [1; 2]. Обучающая функция электронной информационно-образовательной среды заключается в том, что в ходе работы с информацией школьники уясняют понятия, раскрывающие сущность и особенности современного культурно разнородного мира, узнают о способах взаимодействия с носителями различных культур, учатся выявлять гуманистические общечеловеческие ценности как ориентиры для взаимодействия с обучающимися, представляющими различные культурные группы, с помощью дополнительных источников информации, электронных справочников и энциклопедий.

Развивающая функция электронной информационно-образовательной среды

предполагает развитие у старшеклассников восприятия, памяти, мыслительной деятельности, речи, воображения на основе электронных ресурсов. Воспитательная функция выражается в воспитании у юношей и девушек положительных мотивов учения, убежденности в необходимости анализа культурных фактов и явлений с различных точек зрения, уважительного отношения к носителям разных культур, формировании у них готовности взаимодействовать с обучающимися, ориентирующимися на различные культурные модели, на основе принципов толерантности, с

учетом принятых в российском обществе нравственных и культурных ценностей. Креативная функция направлена на развитие у школьников творческого мышления, осознание себя творческой индивидуальностью, формирует готовность к моделированию и конструированию нового знания и опыта профессиональной деятельности с помощью информационных технологий с учетом культурного многообразия, сложившегося в России и в мире.

Охарактеризованные функции реализуются в рамках задач поликультурного образования, которые включают осознание обучающимися культурного многообразия России и мира как источника личностного роста, развития многокультурного российского общества, воспитание уважения к родной культуре и культурам других народов, формирование умений продуктивно взаимодействовать с носителями иных культур [5, с. 16-22]. Решение этих задач нацелено на формирование у старшеклассников межкультурной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в современном глобальном мире.

Сконструированная нами для решения задач поликультурного образования электронная информационно-образовательная среда (адрес: http://www.multiground.ru)

включает в себя сетевой электронный образовательный ресурс, систему управления курсами «Moodle», виртуальную исследовательскую лабораторию и систему электронных портфолио «Mahara».

В целях подготовки обучающихся к продуктивной жизнедеятельности в современном многокультурном мире мы используем технологию развития межкультурной компетенции старшеклассников в электронной информационно-образовательной среде. Данная технология состоит из трех этапов: информационно-познавательного, обучающего, практического этапов. Разработанная нами педагогическая технология предполагает оптимальное сочетание как очной, так и дистанционной форм проведения занятий. Данные занятия направлены на получение юношами и девушками знаний о современном многокультурном мире, особенностях установления межличностных отношений с носителями разных культур, формирование у обучающихся толерантного отношения к людям, представляющим различные культурные группы, овладение школьниками гуманистическими общекультурным и культурно специфическими ценностями и их осознанный выбор в качестве ориентиров для взаимодействия с носителями разных культур, развитие умений и навыков продуктивного меж-культурного взаимодействия, конструктив-

ного решения конфликтов, возникающих на почве культурных различий.

На информационно-познавательном этапе реализации технологии в рамках очной формы проведения занятий педагог раскрывает основные вопросы культурного многообразия, характеризующие его понятия и определения в форме мини-лекции. Перед началом мини-лекции проводится мозговой штурм, связанный с объясняемой темой, что помогает повысить интерес обучающихся к рассматриваемому учебному материалу, выявить уровень информированности школьников об обсуждаемых на занятии вопросах [4, с. 208]. Также применяется метод дискуссии, предоставляющий возможность старшеклассникам выразить свое отношение к проблемам многообразия культур в современном мире и в России.

По окончании мини-лекции школьники делятся на микрогруппы и учебная деятельность проводится в электронной информационно-образовательной среде под руководством педагога. Обучающиеся, руководствуясь заданиями учителя, расширяют и углубляют свои знания о других культурах и их носителях, особенностях установления межличностных отношений с представителями разных культур, ученых, занимающимся проблемами поликультур-ного образования средствами ресурсов среды, узнают о существовании гуманистических общекультурных и культурно специфических ценностей, проводят анализ ценностей, выбирают их в качестве ориентиров для взаимодействия с людьми, представляющими разные культурные группы.

Применяется метод образовательного веб-квеста. Используя данный метод, юноши и девушки в процессе групповой работы решают поставленную учителем задачу с помощью ресурсов электронной информационно-образовательной среды. Для выполнения веб-квеста, посвященного культурному многообразию в современном мире, проблемам взаимодействия носителей разных культур, старшеклассники изучают как текстовые материалы, размещенные на сайтах интернет-энциклопедий, так и видеоматериалы образовательных интернет-порталов, обсуждают их, публикуют результаты своей работы в электронной информационнообразовательной среде. Обучающиеся способны продолжить работу дома в электронной информационно-образовательной среде, где они могут получить консультацию педагога средствами чатов, форумов.

На информационно-познавательном этапе реализации технологии развития межкультурной компетенции старшеклассников в электронной информационнообразовательной среде школьники создают

мультимедийные презентации, демонстрирующие общие, а также отличительные черты родных культур школьников, представляют их перед классом, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы как перед аудиторией, так и в электронной информационно-образовательной среде.

На обучающем этапе педагогической технологии происходит подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в Интернете, которая происходит в электронной информационно-образовательной среде. Координация учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников осуществляется педагогом благодаря системе управления курсами «Moodle».

В целях повышения уровня толерантного отношения у обучающихся к носителям разных культур, овладения моделями, образцами поведения и коммуникации в межкультурном взаимодействии, формирования умений и навыков конструктивного решения конфликтов на почве культурных различий в ходе педагогического взаимодействия в электронной информационнообразовательной среде применяются следующие методы: метод мозгового штурма, метод учебного телекоммуникационного проекта, метод ролевой игры, метод кейсов.

В процессе работы над учебным телекоммуникационным проектом юноши и девушки используют ресурсы интернет-энциклопедий, образовательных интернет-порталов для изучения особенностей установления межличностных отношений с представителями других культур, анализируют и отбирают эффективные способы, формы, методы осуществления эффективного меж-культурного взаимодействия, демонстрируют результаты своей работы в виде интерактивных плакатов.

Участвуя в ролевой игре, обучающиеся формируют умения и навыки конструктивного межкультурного взаимодействия в процессе коллективного обсуждения, определения основных путей решения актуальных проблем многообразия культур в современном мире и России. Ролевые игры могут проводиться в электронной информационно-образовательной среде, где у старшеклассников имеется возможность общаться с педагогом средствами чата, форума, привлекать в ходе игры ресурсы интернет-энциклопедий, образовательных интернет-порталов.

При использовании метода кейсов юноши и девушки рассматривают проблемные ситуации межкультурного взаимодействия, развивают умения и навыки конструктивного решения конфликтов, возникающих на почве культурных различий. В процессе работы над заданием школьники проводят анализ, критическое осмысление, обобщение информации, делают выводы, формируют и отстаивают собственную точку зрения.

На практическом этапе педагогической технологии развития межкультурной компетенции старшеклассники осуществляют взаимодействие с носителями разных культур в трехмерном виртуальном мире, применяют усвоенные модели поведения и коммуникации, умения и навыки решения межкультурных конфликтов средствами интернет-технологий.

Виртуальный трехмерный мир представляет собой интернет-сообщество, участники которого имеют возможность взаимодействовать друг с другом при помощи аватаров, пользоваться заранее созданными компьютерными объектами. В свою очередь, аватар - это графическое представление члена интернет-сообщества, видимое другим пользователям виртуального мира [9].

В ходе учебной, исследовательской, проектной деятельности в электронной информационно-образовательной среде старшеклассники под руководством педагога разрабатывают учебные телекоммуникационные проекты, проводят и публикуют в виртуальной лаборатории исследования, посвященные актуальным проблемам взаимодействия носителей разных культур в современном многокультурном мире. Результаты учебно-исследовательской, проектной деятельности старшеклассники размещают на личной веб-странице в системе электронных портфолио, установленной в электронной информационно-образова-

тельной среде.

Подводя итог сказанному, отметим, что электронная информационно-образова-

тельная среда обеспечивают возможность продуктивно организовывать учебно-исследовательскую, проектную деятельность студентов, направленную на формирование у них межкультурной компетенции, которая является важной предпосылкой успешной жизнедеятельности юношей и девушек в современном глобальном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедненко В. Г. Теоретико-педагогические аспекты развития критического мышления студентов средствами информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2010.

2. Захарова Л. Г. Управление информационно-развивающей средой инновационной школы : дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2013.

3. Кирилова Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.

4. Образцова Л. В., Супрунова Л. Л., Тарасова О. А. Педагогические технологии в инновационном образовании : учеб. пособие для вузов. Пятигорск : ПГЛУ, 2011.

5. Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. 2011. №4. С. 16-28.

6. Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Конгресс конференций ИТО-2009. URL: http://it0.edu.rU/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (дата обращения: 05.04.2014).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 05.04.2014).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16.

9. Cook A. D. A Case study of the manifestations and significance of social presence in a multi-user virtual environment. URL: http://ecommons.usask.ca/handle/10388/etd-09102009-012757 (дата обращения: 05.04.2014).

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. О. А. Алимурадов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.