УДК 37.035.6 ББК Ч420.052.4
ГСНТИ 14.07.07
Код ВАК 13.00.01; 13.00.02
Гридин Станислав Валерьевич,
аспирант, кафедра педагогики, Пятигорский государственный лингвистический университет; 357400, Ставропольский
край, г. Железноводск, ул. Чапаева 24, к. 40; e-mail: tig50@mail.ru
ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старшеклассники; педагоги; поликультурное образование; интернет-
технологии; электронная информационно-образовательная среда; межкультурная компетенция; межкультурное взаимодействие; педагогическая технология.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается роль электронной информационно-образовательной среды в подготовке старшеклассников к продуктивному взаимодействию с носителями разных культур. Рассмотрена структура среды, охарактеризована технология развития межкультурной компетенции школьников в среде.
Gridin Stanislav Valerevieh,
Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia.
PREPARATION OF SENIORS FOR INTERCULTURAL INTERACTION IN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
KEY WORDS: seniors; teachers; multicultural education; internet technologies; electronic information and educational environment; cross-cultural competence; intercultural interaction; pedagogical technology.
ABSTRACT. Perspectives on the use of the electronic information and educational environment as a resource of preparing seniors for productive interaction with bearers of different cultures are disclosed. The structure of the environment is considered, the technology of seniors’ cross-cultural competence development is characterized.
В
XXI веке развитие личности старшеклассника происходит в ситуации культурного многообразия общества. Усиливающиеся в современном мире процессы глобализации, формирование единого информационного и образовательного пространства на локальном, национальном, планетарном уровнях приводят к тому, что у юношей и девушек значительно увеличиваются возможности для знакомства с зарубежными культурами и их носителями. В условиях расширения сотрудничества и взаимовлияния стран, нарастания интенсивности миграционных процессов проблемы воспитания уважительного отношения и толерантности к другим культурам и их носителям, развития умений продуктивного взаимодействия с людьми, представляющими различные культурные группы приобретают особую значимость. Вопросы подготовки школьников к эффективной жизнедеятельности в культурно разнородном обществе решаются в мировом сообществе, как правило, в рамках поликультурного (мультикультурного) образования.
Стремительно развивающиеся информационные процессы предъявляют к образованию качественно новые требования, в числе которых поиск эффективных информационных технологий, включая интернет-технологии, дистанционное образование и
медиаобразование для формирования у обучающихся готовности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, развитие у школьников умений использовать средства информационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и стратегических задач [7].
В этом контексте большое значение приобретает создание в школах условий для использования современных информационных технологий, в том числе интернет-технологий в подготовке юношей и девушек к продуктивной жизнедеятельности в культурно разнородном российском обществе. С помощью данных технологий представляется возможным создание электронной информационно-образовательной среды,
предназначенной для коллективной учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся с носителями разных культур.
Наряду с понятием «электронная информационно-образовательная среда» отечественные ученые используют понятия «информационная среда», «информационно-образовательная среда». Нам представляется целесообразным рассмотреть данные понятия для их разграничения. В самом общем виде информационная среда трактуется как «совокупность условий, обеспечивающих осуществление информа-
© Гридин С. В., 2014
ционной деятельности субъектов». Информационная деятельность включает в себя процессы создания, сбора, хранения, поиска, систематизации, обработки, переработки информации, ее передачи, распространения и использования, реализуемые субъектами современного социума [3, с. 55].
Как правомерно утверждает Е. В. Трубицына, в современной педагогической науке можно выделить два основных подхода к рассмотрению понятия «информационно-образовательная среда», в числе которых исследователь называет программно-технический и социально-педагогический. В основу программно-технического подхода к определению информационно-образовательной среды, по мнению Е. В. Трубицыной, «положены информационные, программные и технические ресурсы, объединенные в систему, обеспечивающую эффективное протекание образовательного процесса».
Социально-педагогический подход базируется на таких понятия, как «среда», «реальность», «педагогическая система», обеспечивающих взаимодействие составляющих частей информационно-образовательной среды. При таком подходе, по утверждению исследователя, в структуре информационно-образовательной среды появляются такие компоненты, как духовный, субъектный, содержательный, а программное и аппаратное обеспечение становятся лишь частью саморазвивающейся образовательной среды [6].
В соответствии с данными определениями информационно-образовательная
среда рассматривается нами как система информационной, технической и учебнометодической подсистем, целенаправленно обеспечивающих образовательный процесс и ориентирующих его субъектов на получение новых образовательных результатов. Создаваемая для достижения образовательных целей информационно-образовательная среда интегрирует часть информационной среды с образовательной. За счет этого образовательная среда обеспечивается совокупностью средств общения и взаимодействия с информацией.
Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и адаптируют ее к своим нуждам, т. е. определенным образом изменяют. Таким образом, информационнообразовательная среда предстает перед нами как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых - информационный - выделяется как базовый в
достижении субъектом поставленной образовательной цели.
В Федеральном законе Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что электронная информационно -образова-
тельная среда представляет собой «интегрированную среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [8, с. 56]. Таким образом, электронная информационно-образовательная среда является важным инструментом образовательного процесса и нацелена на обеспечение качества образования с помощью электронных ресурсов.
На основе теоретических положений, сформулированных в работах специалистов по рассматриваемой проблеме (С. А. Атана-сян, В. Г. Бедненко, Л. Г. Захарова, С. А. Назаров, А. В. Федоров, Е. И. Федотовская), мы определили следующие педагогические функции электронной информационнообразовательной среды в поликультурном образовании: обучающую, развивающую, воспитательную и креативную [1; 2]. Обучающая функция электронной информационно-образовательной среды заключается в том, что в ходе работы с информацией школьники уясняют понятия, раскрывающие сущность и особенности современного культурно разнородного мира, узнают о способах взаимодействия с носителями различных культур, учатся выявлять гуманистические общечеловеческие ценности как ориентиры для взаимодействия с обучающимися, представляющими различные культурные группы, с помощью дополнительных источников информации, электронных справочников и энциклопедий.
Развивающая функция электронной информационно-образовательной среды
предполагает развитие у старшеклассников восприятия, памяти, мыслительной деятельности, речи, воображения на основе электронных ресурсов. Воспитательная функция выражается в воспитании у юношей и девушек положительных мотивов учения, убежденности в необходимости анализа культурных фактов и явлений с различных точек зрения, уважительного отношения к носителям разных культур, формировании у них готовности взаимодействовать с обучающимися, ориентирующимися на различные культурные модели, на основе принципов толерантности, с
учетом принятых в российском обществе нравственных и культурных ценностей. Креативная функция направлена на развитие у школьников творческого мышления, осознание себя творческой индивидуальностью, формирует готовность к моделированию и конструированию нового знания и опыта профессиональной деятельности с помощью информационных технологий с учетом культурного многообразия, сложившегося в России и в мире.
Охарактеризованные функции реализуются в рамках задач поликультурного образования, которые включают осознание обучающимися культурного многообразия России и мира как источника личностного роста, развития многокультурного российского общества, воспитание уважения к родной культуре и культурам других народов, формирование умений продуктивно взаимодействовать с носителями иных культур [5, с. 16-22]. Решение этих задач нацелено на формирование у старшеклассников межкультурной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в современном глобальном мире.
Сконструированная нами для решения задач поликультурного образования электронная информационно-образовательная среда (адрес: http://www.multiground.ru)
включает в себя сетевой электронный образовательный ресурс, систему управления курсами «Moodle», виртуальную исследовательскую лабораторию и систему электронных портфолио «Mahara».
В целях подготовки обучающихся к продуктивной жизнедеятельности в современном многокультурном мире мы используем технологию развития межкультурной компетенции старшеклассников в электронной информационно-образовательной среде. Данная технология состоит из трех этапов: информационно-познавательного, обучающего, практического этапов. Разработанная нами педагогическая технология предполагает оптимальное сочетание как очной, так и дистанционной форм проведения занятий. Данные занятия направлены на получение юношами и девушками знаний о современном многокультурном мире, особенностях установления межличностных отношений с носителями разных культур, формирование у обучающихся толерантного отношения к людям, представляющим различные культурные группы, овладение школьниками гуманистическими общекультурным и культурно специфическими ценностями и их осознанный выбор в качестве ориентиров для взаимодействия с носителями разных культур, развитие умений и навыков продуктивного меж-культурного взаимодействия, конструктив-
ного решения конфликтов, возникающих на почве культурных различий.
На информационно-познавательном этапе реализации технологии в рамках очной формы проведения занятий педагог раскрывает основные вопросы культурного многообразия, характеризующие его понятия и определения в форме мини-лекции. Перед началом мини-лекции проводится мозговой штурм, связанный с объясняемой темой, что помогает повысить интерес обучающихся к рассматриваемому учебному материалу, выявить уровень информированности школьников об обсуждаемых на занятии вопросах [4, с. 208]. Также применяется метод дискуссии, предоставляющий возможность старшеклассникам выразить свое отношение к проблемам многообразия культур в современном мире и в России.
По окончании мини-лекции школьники делятся на микрогруппы и учебная деятельность проводится в электронной информационно-образовательной среде под руководством педагога. Обучающиеся, руководствуясь заданиями учителя, расширяют и углубляют свои знания о других культурах и их носителях, особенностях установления межличностных отношений с представителями разных культур, ученых, занимающимся проблемами поликультур-ного образования средствами ресурсов среды, узнают о существовании гуманистических общекультурных и культурно специфических ценностей, проводят анализ ценностей, выбирают их в качестве ориентиров для взаимодействия с людьми, представляющими разные культурные группы.
Применяется метод образовательного веб-квеста. Используя данный метод, юноши и девушки в процессе групповой работы решают поставленную учителем задачу с помощью ресурсов электронной информационно-образовательной среды. Для выполнения веб-квеста, посвященного культурному многообразию в современном мире, проблемам взаимодействия носителей разных культур, старшеклассники изучают как текстовые материалы, размещенные на сайтах интернет-энциклопедий, так и видеоматериалы образовательных интернет-порталов, обсуждают их, публикуют результаты своей работы в электронной информационнообразовательной среде. Обучающиеся способны продолжить работу дома в электронной информационно-образовательной среде, где они могут получить консультацию педагога средствами чатов, форумов.
На информационно-познавательном этапе реализации технологии развития межкультурной компетенции старшеклассников в электронной информационнообразовательной среде школьники создают
мультимедийные презентации, демонстрирующие общие, а также отличительные черты родных культур школьников, представляют их перед классом, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы как перед аудиторией, так и в электронной информационно-образовательной среде.
На обучающем этапе педагогической технологии происходит подготовка старшеклассников к межкультурному взаимодействию в Интернете, которая происходит в электронной информационно-образовательной среде. Координация учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников осуществляется педагогом благодаря системе управления курсами «Moodle».
В целях повышения уровня толерантного отношения у обучающихся к носителям разных культур, овладения моделями, образцами поведения и коммуникации в межкультурном взаимодействии, формирования умений и навыков конструктивного решения конфликтов на почве культурных различий в ходе педагогического взаимодействия в электронной информационнообразовательной среде применяются следующие методы: метод мозгового штурма, метод учебного телекоммуникационного проекта, метод ролевой игры, метод кейсов.
В процессе работы над учебным телекоммуникационным проектом юноши и девушки используют ресурсы интернет-энциклопедий, образовательных интернет-порталов для изучения особенностей установления межличностных отношений с представителями других культур, анализируют и отбирают эффективные способы, формы, методы осуществления эффективного меж-культурного взаимодействия, демонстрируют результаты своей работы в виде интерактивных плакатов.
Участвуя в ролевой игре, обучающиеся формируют умения и навыки конструктивного межкультурного взаимодействия в процессе коллективного обсуждения, определения основных путей решения актуальных проблем многообразия культур в современном мире и России. Ролевые игры могут проводиться в электронной информационно-образовательной среде, где у старшеклассников имеется возможность общаться с педагогом средствами чата, форума, привлекать в ходе игры ресурсы интернет-энциклопедий, образовательных интернет-порталов.
При использовании метода кейсов юноши и девушки рассматривают проблемные ситуации межкультурного взаимодействия, развивают умения и навыки конструктивного решения конфликтов, возникающих на почве культурных различий. В процессе работы над заданием школьники проводят анализ, критическое осмысление, обобщение информации, делают выводы, формируют и отстаивают собственную точку зрения.
На практическом этапе педагогической технологии развития межкультурной компетенции старшеклассники осуществляют взаимодействие с носителями разных культур в трехмерном виртуальном мире, применяют усвоенные модели поведения и коммуникации, умения и навыки решения межкультурных конфликтов средствами интернет-технологий.
Виртуальный трехмерный мир представляет собой интернет-сообщество, участники которого имеют возможность взаимодействовать друг с другом при помощи аватаров, пользоваться заранее созданными компьютерными объектами. В свою очередь, аватар - это графическое представление члена интернет-сообщества, видимое другим пользователям виртуального мира [9].
В ходе учебной, исследовательской, проектной деятельности в электронной информационно-образовательной среде старшеклассники под руководством педагога разрабатывают учебные телекоммуникационные проекты, проводят и публикуют в виртуальной лаборатории исследования, посвященные актуальным проблемам взаимодействия носителей разных культур в современном многокультурном мире. Результаты учебно-исследовательской, проектной деятельности старшеклассники размещают на личной веб-странице в системе электронных портфолио, установленной в электронной информационно-образова-
тельной среде.
Подводя итог сказанному, отметим, что электронная информационно-образова-
тельная среда обеспечивают возможность продуктивно организовывать учебно-исследовательскую, проектную деятельность студентов, направленную на формирование у них межкультурной компетенции, которая является важной предпосылкой успешной жизнедеятельности юношей и девушек в современном глобальном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедненко В. Г. Теоретико-педагогические аспекты развития критического мышления студентов средствами информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2010.
2. Захарова Л. Г. Управление информационно-развивающей средой инновационной школы : дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2013.
3. Кирилова Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.
4. Образцова Л. В., Супрунова Л. Л., Тарасова О. А. Педагогические технологии в инновационном образовании : учеб. пособие для вузов. Пятигорск : ПГЛУ, 2011.
5. Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе // Педагогика. 2011. №4. С. 16-28.
6. Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды // Конгресс конференций ИТО-2009. URL: http://it0.edu.rU/2009/MariyEl/I/I-0-13.html (дата обращения: 05.04.2014).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 05.04.2014).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16.
9. Cook A. D. A Case study of the manifestations and significance of social presence in a multi-user virtual environment. URL: http://ecommons.usask.ca/handle/10388/etd-09102009-012757 (дата обращения: 05.04.2014).
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. О. А. Алимурадов.