НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О. Ю. Якимова, профессор кафедры государственного и муниципального управления МГУ им. Н. П. Огарева
В современных условиях добиться стабильных результатов в сельскохозяйственном производстве можно посредством внедрения информационных технологий. При этом основной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров. Автор предлагает создание единой системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК, основным элементом которой должно стать обучение специалистов новым информационным технологиям.
Техническое и технологическое перевооружение сельского хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России. Как известно, Россия относится к группе государств, зависимых в продовольственном отношении от зарубежных производителей. Ежегодный импорт продуктов питания составляет около 10—12 млрд дол., что соответствует 25—30 % реализуемого в стране продовольствия.
Сегодня сельскохозяйственные предприятия, обладая основными аграрными ресурсами страны, являются главным объектом для реформирования и преобразования, с их деятельностью связывают будущее национального продовольственного комплекса. Однако те экстенсивные методы, которые используются, не позволяют сельскому хозяйству удвоить за 10 лет объемы производимой продукции, хотя в последнее время сохраняется ежегодный рост производства продукции (в среднем на 1,4 %). идет финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, сокращается доля убыточных хозяйств (в 2002 г. их было 55,0 %, в 2003 — 50,4, в 2004 г. — 33,5 %). Одним из важнейших факторов стабильного развития агропромышленного комплекса является модернизация его технологической базы, связанная с переводом сельскохозяйственных предприятий на новые агротехнологии и внедрением в сельское хозяйство новых информационных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной про-
дукции. Подобного рода решения базируются на глубоком анализе всего многообразия технологических, технических, сортовых, породных, агроклиматических, экономических, экологических и других особенностей, характерных для конкретной природно-климатической зоны. Осуществить такой глубины анализ и провести синтез возможных решений по оптимальному, многовариантному выбору необходимого технологического процесса возможно на основе все расширяющегося использования информационных технологий.
Информационные технологии — это совокупность средств и методов осуществления информационных процессов (получение, обработка, хранение, передача информации с использованием технических и программных средств).
Применение информационных технологий повышает производительность и эффективность управленческого труда, помогает по-новому решать многие задачи. Например, электронная техника и информационные технологии позволяют определять урожайность сельскохозяйственной культуры на различных участках одного поля, которая, как правило, не бывает одинаковой. На величину урожайности влияют такие факторы:
— качество почвы (плодородие, кислотность, механический состав);
— дозы и виды внесенных удобрений; топография местности;
— наличие лесополос; технология посева, ухода за сельскохозяйственной культурой, уборки урожая; качество семян;
© О. Ю. Якимова, 2006
— болезни, вредители сельскохозяйственных растений;
— погодные условия.
Эти и многие другие факторы говорят о необходимости внедрения в сельское хозяйство информационных технологий. Однако оно идет очень и очень медленно. Одной из основных причин такого «торможения», на наш взгляд, является отсутствие квалифицированных кадров, способных понять и принять информационные нововведения. Таким образом, повышению квалификации руководителей, специалистов и рабочих агропромышленного комплекса, особенно в области информационных технологий, должно отводиться приоритетное место в системе мер по технологическому переустройству сельского хозяйства.
Успехи западных фермеров в интенсификации сельского хозяйства объясняются их высоким профессиональным уровнем, заимствованием опыта лучших соседних хозяйств, востребованностью достижений науки и техники. На освоении прогрессивных информационных технологий не экономят, тем более что государство всегда помогает фермерам, субсидируя значительную часть затрат на технологическое и техническое совершенствование производства.
Анализ качественного состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий показывает их недостаточную подготовленность к современным условиям хозяйствования.
На современном этапе развития экономики вообще и сельского хозяйства в частности формирование трудового потенциала является одной из основных задач. Стратегические задачи управления данным процессом таковы: 1) создание и совершенствование системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров как наиболее гибкой, оперативной, способной дифференцированно и в короткие сроки осуществить программно-целевое обучение различных категорий специалистов, руководителей, кадров массовых профес-
сий; 2) расширение и активизация подготовки нового поколения руководителей и специалистов, способных обеспечить функционирование рыночной экономики с помощью новых методов и средств управления.
Главной задачей стратегического управления АПК является создание единой системы повышения квалификации и переподготовки специалистов АПК, направленной на качественное улучшение кадрового потенциала с целью изучения и распространения новейших достижений науки и техники, обмен передовым опытом, обеспечение постоянного ускорения научно-технического, социального прогресса, переход к непрерывному обучению.
Необходимо отметить, что сегодня в стране широко развита система подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Единая система повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК должна предусматривать:
— профессиональное повышение квалификации руководящих работников и специалистов АПК с целью приведения уровня их подготовки в соответствие с требованиями производства;
— самостоятельное систематическое пополнение знаний и обучение работников по индивидуальному плану;
— участие в постоянно действующих семинарах по производственным, экономическим вопросам, краткосрочное обучение по месту работы или в учебных заведениях;
— длительное периодическое обучение в учебных заведениях системы повышения квалификации;
— стажировку в передовых сельскохозяйственных предприятиях и корпорациях АПК, на фермах и других предприятиях, в том числе за рубежом;
— вечернее и заочное обучение в высших и средних специальных заведениях АПК;
— переподготовку, предполагающую получение новой специальности в различ-
ных видах учебных заведений, в том числе специалистами, высвобождающимися в связи с переходом к рыночным отношениям;
— обучение специалистов различных сельскохозяйственных специальностей современным информационным технологиям, помогающим повысить эффективность деятельности всего сельскохозяйственного предприятия, а также отдельных его структур и звеньев;
— разработку и реализацию механизма стимулирования непрерывного обновления знаний.
Основным элементом данной системы повышения квалификации, на наш взгляд, должно быть обучение специалистов новым информационным технологиям, так как на современном этапе развития рыночной экономики одним из важных моментов в организации производства является создание информационных систем предприятий. Руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий должны иметь представление о методиках создания баз данных, компьютерных технологиях, знать основные концепции построения информационных систем и их использования при принятии управленческих решений. К ним предъявляется еще целый ряд требований:
— иметь понятие об организации информации и данных, поставляющих эту информацию;
— понимать взаимосвязи между производством информации, информационной системой и организацией предприятия;
— знать о различных типах информационных систем, применяемых на предприятиях;
— знать о современных компьютерных технологиях и их влиянии на выработку стратегии управления;
— иметь устойчивые навыки работы на персональных компьютерах в условиях работы локальных и глобальных компьютерных сетей;
— знать основы моделирования процессов принятия решений в условиях работы информационных сетей.
На современном этапе развития экономики система повышения квалификации и переподготовки кадров формируется следующим образом.
1. Головным учебным заведением является Российская академия менеджмента и агробизнеса, которая занимается подготовкой и переподготовкой руководителей и специалистов АПК республик в составе Российской Федерации, краев и областей с различными сроками обучения, методическим обеспечением деятельности институтов переподготовки и повышения квалификации кадров АПК и Российской Федераций, научными исследованиями по совершенствованию форм и методов последипломного обучения кадров АПК.
2. Ведущими учебными заведениями в экономических зонах выступают региональные институты переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК, ведущими учебными заведениями в отраслях агропромышленного производства для руководителей районного звена и предприятий с различными сроками обучения — отраслевые академииг институты переподготовки и повышения квалификации кадров.
3. Центры переподготовки и повышения квалификации кадров школы управления АПК являются учебными заведениями указанного профиля в республиках, краях и областях Российской Федерации для руководителей и специалистов предприятий АПК, работников крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Положительный аспект системы заключается в расширении ее структурного разнообразия с точки зрения предоставляемых возможностей приобретения профессий и повышения квалификационного мастерства, гибкости, предрасположенности к перестраиванию в соответствии с социальным заказом, к использованию различных форм образования и методов обучения, в том числе и информационных технологий.
Одним из преимуществ системы является ее демократизация, обеспечива-
емая децентрализацией функций управления учебными заведениями, развитием форм общественного управления образованием, переходом к самоуправлению и самофинансированию на принципах хозяйственного расчета.
Основным направлением деятельности учебных заведений, входящих в систему непрерывного образования, должно стать установление договорных отношений с заказчиками специалистов с взаимной ответственностью сторон за качество обучения и обеспечение его необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Наряду со средствами заказчика система непрерывного образования должна получать необходимую поддержку из государственного бюджета.
В стране имеется широкая инфраструктура подготовки специалистов для сельского хозяйства, но она может быть разрушена вследствие недостаточного финансирования и недостаточного уровня координации и сотрудничества между заинтересованными ведомствами. Подготовка специалистов для сельского хозяйства, особенно в части изучения информационных технологий, должна стать важным аспектом деятельности новых
фермеров и важным фактором для новых поколений, которые появятся в недавно приватизированном аграрном секторе. Учебные заведения должны адаптироваться к новым требованиям и готовить специалистов, давая им должные навыки, знания и способности для развития современного фермерского хозяйства, а также готовить высококвалифицированных специалистов для постоянного улучшения сельскохозяйственного производства.
Современные информационные технологии играют важную роль в организации эффективного производства предприятия в целом. Устойчивые позиции на рынке, конкурентоспособность и перспективное будущее оно может обеспечить себе в первую очередь благодаря высокой организации всего технологического процесса — от выращивания сахарной свеклы до выпуска сахарной продукции; четкой расстановке высококвалифицированных кадров; постоянному тренингу работников компании; материальной заинтересованности всех членов кооператива; смелому, современному мышлению при принятии решений в плане новых технологий и в инвестиционной политике.
Поступила 27.10.06.
ЕДИНАЯ ЛИНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
О. Н. Кобычееа, аспирант кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета,
Т. В. Машароеа, проректор по учебно-воспитательной работе Вятского государственного гуманитарного университета, профессор
В статье рассматриваются вопросы преемственности в формировании здорового образа жизни детей 6—8 лет. Разработана и обоснована модель единой линии формирования здорового образа жизни ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Применение опыта преемственности образовательных учреждений позволит своевременно стимулировать внутреннюю положительную само-установку ребенка на личную ответственность за сбережение и укрепление собственного здоровья.
В условиях модернизации образова- в процессе их обучения и воспитания, ния одну из главных задач составляют Здоровье же рассматривается как залог сохранение и укрепление здоровья детей качественного обучения, основа само-
© О. Н. Кобычева, Т. В. Машарова, 2006
85