Научная статья на тему 'Подготовка специалистов по самбо для КНР на основе активных методов обучения'

Подготовка специалистов по самбо для КНР на основе активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕРЫ ПО САМБО / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гэ Сяолонг, Табаков Сергей Евгеньевич

В статье представлены материалы исследований по внедрению активных методов обучения в подготовку специалистов по самбо для Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of sambo experts for the People''s Republic of China on the basis of active teaching methods

The article presents the research materials on the introduction of the active teaching methods in training Sambo specialists for the People's Republic of China.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов по самбо для КНР на основе активных методов обучения»

4. Карелин, А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации : монография / А.А. Карелин. - Новосибирск : Мангазея, 2002. - 480 с.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (1997), General theory of training athletes in Olympic sports, Olympic literature, Kiev.

2. Parkhomovich, G.P. (1993), Bases of classical judo, Ural-Press LTD, Perm.

3. Kharlampiyev, A.A. (1957), Sambo Wrestling, Physical education and sport, Moscow

4. Karelin, A.A. (2002), Sports preparation of fighters of high qualification : monograph, Man-gazeya, Novosibirsk.

Контактная информация: olegsorokanyuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2018

УДК 378.046.4

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО САМБО ДЛЯ КНР НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Сяолонг Гэ, аспирант, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье представлены материалы исследований по внедрению активных методов обучения в подготовку специалистов по самбо для Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: тренеры по самбо, активные методы обучения.

TRAINING OF SAMBO EXPERTS FOR THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA ON THE BASIS OF ACTIVE TEACHING METHODS

Xiaolong Ge, the post-graduate student,

Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents the research materials on the introduction of the active teaching methods in training Sambo specialists for the People's Republic of China.

Keywords: sambo coaches, active teaching methods.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ путей, методов и средств продвижения новых видов спорта на примере самбо в Китайской Народной Республике позволил выделить как одну из основных проблем - подготовку национальных тренерских кадров. Причём этот процесс должен быть максимально интенсифицирован [2]. В спортивной педагогике СССР активные методы обучения подтвердили свою актуальность ещё в 80-е годы прошлого столетия. Несмотря на то, что специалисты из КНР во многом ориентированы на достижения в науке и образовании на технологии СССР и России, тем, не менее, нельзя утверждать, что сегодня активные методы обучения эффективно используются в системе подготовки и переподготовки кадров [1].

Психолого-педагогический подход к разработке современной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, по мнению С.Д. Неверковича, связан с созданием таких форм организации, средств и методов их обучения, которые могут обеспечить действительное формирование у современного специалиста способностей к

последовательному и творчески преобразующему отношению к действительности [4, 5]. Достоинства игровой формы обучения рассматривалась специалистами и в борьбе [3], но в нашем случае сложность организации была обусловлена спецификой контингента обучающихся (иная специализация, языковой барьер) и ограничением по времени проведения курса.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность формирования профессиональной готовности специалистов по самбо для Китайской Народной Республики посредством активных методов обучения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании применялись следующие методы: анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В институте повышения квалификации и переподготовки кадров ГЦОЛИФК проходили обучение специалисты (всего 11 слушателей) из Китайской Народной Республики с 18 февраля по 5 марта 2017 года. Все слушатели имели высшее физкультурное образование и специализировались на китайском единоборстве ушу. Данная группа была обозначена нами в исследовании как экспериментальная. Для разработки программы обучения необходимо было выделить основные отличия вида единоборств, которое представляли слушатели и программы повышения квалификации для тренеров по самбо. С учётом выделенных разделов была разработана экспериментальная программа повышения квалификации. Для реализации данной программы были использованы различные формы обучения. В рамках данного курса нами была организована деятельно-ролевая игра «Судейство в самбо» (данная тема была выделена специалистами в результате предварительного анкетирования). Обучение происходило на русском и английском языках с переводом на китайский язык.

Распределение амплуа участников в процессе деятельно-ролевой игры происходило по эпизодам. Каждый побывал в роли спортсмена, тренера, руководителя ковра, арбитра, бокового судьи, секретаря, главного судьи. До и после окончания игры участники прошли тестирование, которое состояло из экзамена по теории и практике судейства в самбо. По теории судейства необходимо было ответить на 20 вопросов билета (все билеты были переведены на китайский язык), а на практике - определить действия судьи в конкретной ситуации соревновательного поединка по видеосюжету. Оценивалось количество правильных ответов.

Для сравнения использовались результаты прохождения судьями международного семинара по самбо перед Кубком мира «Мемориал А. А. Харлампиева» в марте 2017 года. Нами были использованы только результаты судей, которые не владели русским языком. Эта группа из 23 человек была представлена специалистами из 14 стран (данная группа была обозначена как контрольная). Судьи прослушали теоретический курс, затем приняли участие в учебной практике. Перед началом курса и после завершения обучающей программы судьи подверглись тестированию (сдача теоретического экзамена и оценки видеосюжетов соревнований). Условия тестирования и тестовый материал были идентичными в экспериментальной и контрольной группах.

Для проверки гипотезы о равенстве средних двух выборок был использован критерий Крамера-Уэлча.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели средних оценок тестирования знаний (билеты - 20 вопросов) по теме «Судейство в самбо» участников экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента приведены на рисунке 1. При сравнении количества правильно решённых задач в контрольной и экспериментальной группах теоретического экзамена до

начала эксперимента эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча составило Тэмп=0,49. Сравнивая это значение с критическим значением Т0.05 = 1,96 (Тэмп = 0,49 <1,96), можно сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05. Следовательно, гипотеза о совпадении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента принимается на уровне значимости 0,05.

При сравнении характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента Тэмп = 5,599> 1,96. Следовательно, достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 95%.

о в в о 20

т с е т е тв 15

ол о й 10

к <и £ ь 5

е н

« е ав 0

р ра

О п

15,55 14,13

11,55 11,74

Рисунок 1

Экспериментальная группа Контрольная группа

(11 человек) (23 человека)

□ 1-е тестирование □ 2-е тестирование Результаты тестирования знаний (билеты - 20 вопросов) по теме «Судейство в самбо» участников экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента

При сравнении количества правильно решённых задач в контрольной и экспериментальной группах видеотеста до начала эксперимента эмпирическое значение критерия Крамера-Уэлча составило Тэмп=0,176. Сравнивая это значение с критическим значением Т005 = 1,96 (Тэмп = 0,176 <1,96), можно сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05. Следовательно, гипотеза о совпадении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента принимается на уровне значимости 0,05.

При сравнении характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента Тэмп = 2,245> 1,96. Следовательно, достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 95%. Показатели средних оценок тестирования знаний (видеосюжеты - 10 фрагментов) по теме «Судейство в самбо» участников экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты тестирования знаний (видеосюжеты - 10 фрагментов) по теме «Судейство в самбо» участников экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента

Таким образом, начальные показатели экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные - различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения.

ВЫВОДЫ

Анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует, что применение активных методов обучения тренеров по самбо при переквалификации из других единоборств в ограниченные временные периоды на основе деятельно-ролевой игры обеспечивает оптимальные условия повышения качества усвоения теоретических и методических знаний по одному из разделов подготовки «Судейство в самбо», формирования умений организовывать соревнования по самбо (регистрировать участников, проводить взвешивание, жеребьёвку, выполнять функции различных судей), вносить оперативные коррекции в учебно-познавательную деятельность слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатенко Т.Б. Анализ учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в вузах Китайской Народной Республики и Российской Федерации / Т. Б. Горбатенко // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 76-80.

2. Гэ Сяолонг. Концепция развития новых видов спорта в Китайской Народной Республике (на примере самбо) : дис ... магистра / Сяолонг Гэ. - Москва, 2015. - 109 с.

3. Малков, О.Б. Деловые игры в подготовке тренера по спортивной борьбе : метод. реком. для аспирантов, студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФК / О.Б. Малков. - М. : [б.и.], 1986. - 40 с.

4. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовке кадров : учебное пособие /С. Д. Неверко-вич. - М. : Высшая школа, 1995. - 207 с.

5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под. Ред. С. Д. Неверковича. - М .: Физическая культура, 2006. - 528 с.

REFERENCES

1. Gorbatenko T.B. (2008) "Analysis of educational programs in the discipline "Physical Culture" in the universities of the People's Republic of China and the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 76-80.

2. Ge Xiaolong (2015), The concept of the development of new sports in the People's Republic of China (on the example of sambo), Master dissertation, Moscow.

3. Malkov, О.В. (1986), Business games in the training of a sports wrestler, methodical recommendations, SCOLIPE, Moscow.

4. Neververkovitch S.D. (1995), Game methods of training staff: textbook, High school, Moscow.

5. Ed. Neververkovitch S.D. (2006), Pedagogy of physical culture and sports: textbook, Physical Culture, Moscow.

Контактная информация: samboskif@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

УДК 796.012

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММ ВИДЕОАНАЛИЗА В СПОРТЕ

Ильнур Рафкатович Фаткуллов, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ПовГАФКСиТ), Казань; Лейсан Наилевна Фаткуллова, кандидат педагогических наук, Институт развития образования РТ, г. Казань

Аннотация

В представленной статье описаны возможности применения видеоанализа в спортивной деятельности, как одной из частей информационных технологий, используемых в современном спорте. Выявлены положительные стороны и некоторые проблемы внедрения элементов видеоанализа в спортивную деятельность. Проанализированы информационные продукты, используемые при видеоанализе, а также рассмотрены их особенности и специфика, применительно к спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.