ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
2012/1
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУВЫ НА КУРСАХ ХОШУННЫХ РАБОТНИКОВ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ТРУДЯЩИХСЯ
ВОСТОКА (1929-1933 гг.)
Харунов Р.Ш.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR TUVA IN COURSES OF «KHOSHUN»
WORKERS IN THE COMMUNIST UNIVERSITY OF THE EASTERN TOILERS
Kharunov R. Sh.
Tuvan state university, Kyzyl
После обретения независимости в Туве на первый план были выдвинуты организационные задачи - упрощение государством, его укрепление и защита. На начальном этапе развития Тувинская Народная Республика нуждалась в управленцах - работниках партийного и государственного аппарата, значительная часть которых была подготовлена при помощи Советского руководства.
Ключевые слова* административный аппарат, подготовка чиновников, политическая элита.
After independence of Tuva at the forefront were put forward organizational tasks - management of the state, its strengthening and protection. At the initial stage of the development of the People's Republic of Tuva ira,? in need of a managers - workers of the political party and state government, the most of them were trained by support of the Soviet leadership.
Key words: dministrative staff, training of the officials, the political elite.
В структуре каждого государства важное место занимают чиновники — прослойка профессиональных администраторов, занятых в аппарате органов государственного и хозяйственного управления, а также в управлении кооперативных и общественных организаций Они цементируют эту структуру и обеспечивают принятие и исполнение государственных задач. Эффективность законодательной и исполнительной власти находится в прямой зависимости от эффективности аппарата. Один из крупнейших социологов XX века Раймон Арон отмечал, что при нехватке квалифицированных администраторов никакой режим не может быть действенным Своей деятельностью чиновники способствовали развитию экономики и культуры Тувинской Народной Республики, укреплению обороноспособности, прокладывали путь для прогресса и одновременно делали все для сохранения стабильности режима.
На начальном этапе развития наибольшую необходимость ТНР испытывало в управленцах - работниках партийного и государственного аппарата, а так же в военных кадрах. После обретения независимости на первый план были выдвинуты организационные задачи — управление государством, его укрепление и защита.
Большую помощь в становлении аппарата оказало Советское руководство. В
1924 г. заместитель председателя ЦК ТНРП Дондук сказал: «Старый строй у нас уничтожен, создано новое правительство. Однако подробно мы не знаем, как управлять страной Поэтому при правительстве у нас работают несколько русских в качестве советников» [1]. Советники помогали во всех сферах государственной деятельности: планировании бюджета, законотворчестве, налоговой и таможенной политике, образовании, обороноспособности и т. д.
В дальнейшем основным путем формирования чиновничьего аппарата для новой власти был процесс выдвиженчества представителей аратства в органы властных и хозяйственных структур. Выдвиженчество в широких масштабах началось в 1929-1933 гг. и фактически слилось с политикой коренизации (плановым замещением кадров по национальному признает) Из-за малочисленности опытных чиновников процесс выдвиженчества-коренизации
приобрел массовый характер и с целью повышения образования выдвиженцев был открыт ряд специальных курсов и учебных заведений, которые «давали лишь минимум сведений и навыков, необходимых для выполнения функциональных обязанностей определенных звеньев административно-командной системы» [2].
Основным путем подготовки квалифицированных управленцев для Тувы было обучение в учебных заведениях СССР, которое шло по принципу, определенным
Трудящихся Востока (1929-1933 гг.)
Н.И. Бухариным: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем вырабатывать их как на фабрике» [3].
Особую роль в деле подготовки национальных государственных кадров сыграл Коммунистический университет трудящихся востока (КУТВ). организованный в 1921 году по постановлению ВЦИК при Народном Комиссариате по делам национальностей Он не был университетом, а представлял собой советскую партийную школу II ступени, а с 1927 г. перешел на уровень коммунистического вуза[4]. Поэтому выпускники в анкете на графу «образование» писали не высшее, а «политическое, окончил КУТВ» [5].
В 1928 г. по решению Политбюро ЦК ВКП (б) при КУТВ было решено открыть краткосрочные курсы хошунных работников (КХР), первоначально только для монголов, в 1929 году был произведен первый «тувинский» набор. Интересна причина создания этих курсов, которая относилась к внутриполитической обстановке в Монголии. но ее вполне можно соотнести и к Туве. Поэтому автор цитирует здесь значительный отрывок из обоснования открытия КХР (сохранена стилистика документа).
«Противоречия специфических путей хозяйственного развития Монголии в виде частичного усиления капиталистических и прочих тенденций .... в значительной мере обусловлены тем, что за семь лет существования революционной власти, поголовной неграмотности, обслуживающие правительственный, хозяйственный и партийный аппарат кадры рекрутировались из числа старой бюрократии, воспитывавшейся на основе теократическо-феодальной системы собственности и государственного управления.
Эти бюрократические кадры образовали за эти годы вокруг госорганов и МНРП стальную стену и совершенно парализовали выдвижение руководящих кадров из аратских масс.
Органы госаппарата - в силу отсутствия на местах грамотных работников, влачат жалкое существование.
Наличие среди руководства МНРП правых элементов, частично элементов просто карьеристских и службистских. боящихся, вследствие роста низового актива, потерять свое привилегированное положение в государстве и обществе, создало заколдованный круг, пробить который можно только массовой подготовкой элементарно-грамотного низового аратского актива, дальнейший рост которого
уже на практической работе обеспечил бы постепенное продвижение и захват руководства партией и власти представителями аратских масс» [6].
Так же как и в Монголии, в первые годы независимого развития Тувы с управленческими функциями справлялся старый чиновничий аппарат Необходимо признать, что представители знати и духовенства в то время были самой образованной частью общества. Поэтому они и возглавляли национально-освободительное движение и находились в руководстве страны. В составе правительства в январе 1929 г. из 22 чел. бывшими чиновниками и ламами были 12 чел [7]. В условиях всеобщей неграмотности эти люди укрепили молодую государственность и создали предпосылки для подготовки новой политической элиты.
В 1929 г. на курсы хошунных работников в Москве было принято 52 тувинца. Дадим краткий анализ первому набору тувинцев на КХР Среди направленных на обучение было 46 мужчин и 6 женщин. По уровню подготовки из них 20 человек было грамотными и 23 человека безграмотных, 9 человек относились к малограмотным. Следует оговориться, что помещенные в рубрику «грамотных», как общее правило, никакой общеобразовательной подготовки не имели и монгольскую письменность знали удовлетворительно. До поступления на курсы 10 человек обучалось в партийной школе, 2 человека в городской школе и 40 человек нигде не учились.
По территории проживания курсанты распределялись следующим образом: Барун-Хемчикский — 15 чел., Дзун-Хемчикский -11 чел, Улуг-Хемский — 9 чел. Каа-Хемский - 8 чел, Тесингольский (Оюннарский) - 8 чел, Тоджинский - 1 чел.
По принадлежности к политическим организациям членами Тувинского революционного союза молодежи (ТРСМ) являлись 48 человек и 4 человек входили в Тувинскую народную революционную партию (ТНРП) Беспартийных не было, что характерно для большей части обучающихся в КУТВ [8].
По социальному составу большая часть тувинских курсантов относилась к «занимающихся домашним хозяйством, скотоводством, звероводством, хлебопашеством» - 47 человек, т.е. были середняками, во всяком случае, никак не могли быть причислены к бедноте. К батракам относились только 3 человека. Это обстоятельство для данного времени нехарактерно, так как отбор будущих
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
2012/1
курсантов вёлся достаточно целенаправленно. К примеру, в монгольской группе из 79 человек 29 было записано батраками, что не удивительно, так как одним из основных критериев набора учащихся был «социальный», по происхождению они должны быть исключительно батрачеством и бед нотой [9].
Основных поводов для отказа в приёме на учёбу было два - политическая неграмотность или слабое здоровье. Будущие «строители» коммунизма должны быть крепки телом и духом, правильно понимать линию партии Большинство составляла молодёжь, зачастую малограмотная или неграмотная, но обязательно состоявшая в рядах ТРСМ или ТНРП
В связи с этим основное время в обучении отводилось политической грамоте - 300 часов в год. Помимо политграмоты в учебный план курсов входили следующие дисциплины: страноведение, математика естествознание, мироведение, военное дело, русский язык, счетоводство и делопроизводство! 10]
Говоря об учебной дисциплине и усвояемости полученных знаний, преподаватели отмечали рвение курсантов к учебе. Это выражалось в регулярном посещении лекций, в самостоятельных занятиях курсантов по отдельным кружкам под руководством учебного старосты, в занятиях наиболее успевающих курсантов с отстающими товарищами во внеучебное время, в систематических вопросах курсантов преподавателям по пройденным темам и т.д.
Взятая вначале организации КХР цель на подготовку низового партработника оказалась не отвечающей действительному положению вещей. С одной стороны низкий общеобразовательный уровень посылаемых на КХР учащихся вынуждал строить учебный план с максимальным выделением часов на общеобразовательные предметы. Вследствие этого, основной установке -подготовке низового партработника — из всех преподаваемых на КХР дисциплин непосредственно соответствовала только политграмота и отчасти страноведение Помимо этого на тувинском секторе проводились занятия по обучению латинизированной тувинской письменности с целью подготовить народных учителей по тувинской письменности.
Позже, исходя из насущных нужд Монголии и Тувы, которые нуждались «в практических работниках не только по партийной линии, но и в области хозяйственной, административной, культурной и профсоюзной» [11]. срок обучения на
КХР продлили до двух лет. На первом году обучения курсантам преподавали общеобразовательные дисциплины На втором году планировали ввести специализацию по шести отраслям: 1) партийных и ревсомоль-ских работников; 2) кооперативных, 3) колхозных; 4) профсоюзных, 5) культработников; 6) административных работников для органов местных самоуправлений В итоге было создано два отделения - партийно-профессиональное и колхозно-коопера-тивное. Занятия второго года обучения носили в основном практический уклон.
Летом 1931 г тувинские студенты проходили практику в Онгудайском и Чемальском аймаках Ойротской области (ныне Республика Алтай) для «получения практического опыта национально-культурного строительства в условиях Советского Союза» [12]. Организованные по территориально-функциональному принципу бригады практикантов работали в колхозах и наряду с агитационной работой непосредственно участвовали в колхозном производстве - выработали на сенокосе 143 трудодня. Таким образом, практика была своеобразным экзаменом для закрепления полученных знаний, к тому же при остром недостатке кадров студенты в летний период посильно помогали республике.
За время существования хошунные курсы дали несколько выпусков[13] специалистов для Тувы (Таблица 1)
Таблица 1
годы 1930 г. 1931 г. 1932 г. 1933 г.
кол-во, чея. 26 чел. 11 чел. 21 чел. 25 чел.
Весной 1933 г. курсы хошунных работников были расформированы, но до этого 73 тувинца успели пройти обучение, а оставшиеся 68 курсантов были переведены на основное отделение КУТВ[14] или отправлены в Туву.
Хотя официально КУТВ окончило чуть более 200 тувинцев, на самом деле «кутвянами» можно назвать гораздо больше людей. Сюда можно приплюсовать и выпуск краткосрочных хошунных курсов. Было много студентов, которые по разным причинам не смогли пройти полный курс обучения, кто-то был отозван на работу, для кого-то программа оказалась непосильной или социальное происхождение неподходящим. частой причиной для отправки в Туву была болезнь. Все они, соответственно идеологически подкованные, стали партийной элитой Тувы. Работали на разных должностях от низшего до высшего звеньев власти. Во многом при их непосредственном
Трудящихся Востока (1929-1933 гг.)
участии определялись важнейшие решения социально-политических, экономических и культурных задач. Сейчас, по прошествии многих лет, можно сказать, что Коммунистический университет справился со своей задачей. «Новые кадры с энтузиазмом несли в массы идеи марксизма-ленинизма, выступали застрельщиками и организаторами всего нового» [15].
К середине 1930-х гг. практически все руководящие посты в ТНР заняли выпускники КУТВ, у которых во время учебы сложилось свое представление о строительстве государства с жесткой командно-административной системой. Они составили костяк государственного и партийного аппарата, и при их участии определялись решения важнейших социально-политических, экономических и ку льтурных задач
Литература:
1. ЦТ А РТ ЦАДПОО. Ф. 1, оп. 1, д. 120, л. 13.
2. Осинский И.И. Общее и особенное в формировании и развитии социалистической интеллигенции: Дне. ... док. филос. Наук. - Улан-Удэ,
1989.-С. 170.
3. Бухарин Н И. Путь к социализм)'. Избранные произведения. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие,
1990.-С. 108.
4. РГАСПИ. Ф.532, оп.1, д.32, л.26.
5. ЦТ А РТ ЦАДПОО. Ф. 1, оп. 1, д.38. л. 1.
6. РГАСПИ. Ф.532, оп.1, д.438, лл.6-7.
7. ЦТ А РТ ЦАДПОО. Ф. 1, оп. 1, д.762, л.2.
8. РГАСПИ. Ф.532. оп.1. д.91, лл.12-15
9. РГАСПИ. Ф.532, оп.1, д.91, л. 15
10. РГАСПИ. Ф.532. оп.1, д.91. л16
11. РГАСПИ. Ф.532, оп. 1, д.91, л. 19.
12. ГАС РА ОХДС. Ф.1, оп.1, д.619, л 3.
13. Данные составлены по материалам ЦГА РТ ЦАДПОО. Ф. 1, оп. 1, д. 1776, л. 1.
14. РГАСПИ. Ф.532, оп.1, д.438, л.26.
15. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982. -С. 216-217.