Научная статья на тему 'Подготовка профессионалов-экологов для добывающих отраслей'

Подготовка профессионалов-экологов для добывающих отраслей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессионалов-экологов для добывающих отраслей»

--------------------------------------- © Е.И. Хабарова, С.В. Сластунов,

2005

К вопросу об экологическом образовании

Часть 2

УДК 378:622.014.3:502.76

Е.И. Хабарова, С. В. Сластунов

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛОВ-ЭКОЛОГОВ ДЛЯ ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ

ост численности населения и не-

-I обходимость более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей потребовали активизации человеческой деятельности по вовлечению в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, что неминуемо повлекло за собой их истощение, а также нарушение и загрязнение окружающей среды. Особую актуальность эти проблемы приобрели для добывающих отраслей промышленности, на долю которых приходится 70 % всех природных ресурсов. А т.к. ежегодно в мире добывается около 100 млрд. м3 полезных ископаемых, то закономерна точка зрения о наибольшем влиянии нефте-, газо- и горнодобывающей деятельности человека на комплекс биосферы.

Воздействие человека на земные недра превратилось из локального (точечного) в региональное (площадное). В этой связи сегодня рассматриваются пять экологических аспектов освоения минерально-сырьевых ресурсов [1].

А. Процессы связанные с геологоразведочными работами:

• проникновение человека со своей предметной и хозяйственной деятельностью в естество природы (вырубка леса, иногда пожары, небрежное отношение к источникам воды, захламление территории, браконьерство, оставление открытых горных выработок и скважин);

• уродование ландшафта, обусловленное необходимым и предусмотренным методикой работ нарушением природной среды (прокладка просек в лесном массиве, взрывные работы в водной среде при проведении сейсморазведочных работ, открытые горные выработки: расчистки, закопушки, канавы, дудки, неглубокие шурфы и карьеры).

Б. Процессы, связанные с обустройством объекта добычи мине-рального сырья:

• вторжение в природные экологические ниши при проведении транспортных артерий и капитального строительства производственных комплексов, жилья, коммуникационных сооружений (трубопроводов, линий электропередач), социально-культур-ных объектов с обязательным нарушением традиционных мест обитания животного мира и путей миграции его представителей;

• загрязнение экосистем (складирование на поверхности земли различных нерастворимых веществ в виде мусора, твердых отходов, металлолома; попадание горюче-смазочных материалов в почву и водоемы, модификация микрофлоры атмосферного воздуха).

В. Процессы, связанные с особенностями выемки минерального сырья:

• трансформация литосферы (уплотнение и разжижение горных пород в результате динамических и термических нагрузок; преобразование русел, пойм и террас рек; оврагообразование; карстово-суффозионные процессы; формирование техногенных месторождений);

• нарушение педосферы (разрушение естественных ландшафтов; удаление и потеря плодородных земель; заболачивание или осушение больших территорий; угнетение растительности; интродукция микофлоры наземных и водных экосистем в подземные горные и нефтегазовые выработки; загрязнение нефтью и нефтепродуктами; генерация в почве блуждающих токов);

• влияние на атмосферу (значительное газопылеобразование; воздействие на аэропланктон);

• воздействие на компоненты поверхностной и подземной гидросферы (сокращение поверхностного стока и водоносных горизонтов, а также изменение уровня грунтовых вод в результате прогрессирующего роста водоотбора; засоление, закисление и загрязнение водоносных слоев).

Г. Процессы, связанные с перемещением добываемого сырья на поверхность, его концентрированием и транспортировкой:

• изменение компонентов геологической среды;

• общее ухудшение природной обстановки (многократное превышение фоновой концентрации химических элементов, приводящее к снижению продуктивности и деградации биогеоценоза в случае организованного складирования и долговременного хранения, а тем более при аварийном неконтролируемом распространении на обширных территориях).

Д. Процессы, связанные с ликвидацией объекта разведки и добычи минерального сырья:

• мероприятия по обеспечению экологической безопасности экосистем от уг-

роз со стороны нарушенных и загрязненных природных объектов (пресечение появления «бросовых» изли-вающихся

скважин; предупреждение самовозгорания терриконов и отвалов);

• работы по восстановлению и налаживанию экосистем (агротехнические и фитомелиоративные мероприятия по восстановлению почвенного покрова; реинтродукция и репатриация представителей растительного и животного мира с целью возобновления биоты).

Эколого-экономическая оптимизация деятельности по освоению минеральносырьевых ресурсов возможна при разработке и внедрении современных инструментов технологического, экономического и экологического регулирования, а также при наличии кадрового потенциала, способного воплощать требуемые инновации в жизнь.

Реальной предпосылкой решения возникающих перед российским обществом экологических проблем является сформировавшаяся система профессионального экологического образования в России [2].

Что касается квалифицированных рабочих экологического профиля, то система начального профессионального образования обеспечивает выпуск лабо-рантов-экологов 9 профессий и аппарат-чиков-операторов экологических установок 14 профессий [3], обладающих достаточными знаниями для работы на предприятиях геологоразведки и добычи полезных ископаемых.

Одновременно в рамках среднего профессионального экологического образования предусмотрены программы дополнительной подготовки в области охраны окружающей среды и

Список высших учебных заведений РФ, осуществляющих одновременную подготовку специалистов для отраслей «нулевого уровня» и экологического профиля [3,4]

№№ п/п Название вуза Специальности для отраслей «нулевого уровня» Специальности экологического профиля

по геологии и разведке полезных ископаемых по горному делу по нефтегазовому делу Экология Экологическая геология Природопользование Экология и природопользование Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Инженерная защита окружающей среды Геоэкология

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Архангельский государственный технический университет + +

2. Астраханский государственный технический университет + +

3. Белгородский государственный университет + +

4. Воронежский государственный университет + + + + +

5. Дальневосточный государственный технический университет (г. Владивосток) + + + + +

6. Иркутский государственный технический университет + + + +

7. Красноярская государственная академия цветных металлов и золота + + +

8. Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар) + +

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

9. Московский государственный геологоразведочный университет + +

10. Московский государственный горный университет + +

11. Пермский государственный университет + + +

12. Петрозаводский государственный университет + +

13. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина (г. Москва) + +

14. Российский университет дружбы народов (г. Москва) + + + + +

15. Ростовский государственный университет + + +

16. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) + +

17. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) + + +

18. Сибирский государственный индустриальный университет + +

19. Томский политехнический университет + + +

20. Тульский государственный университет + +

21. Тюменский государственный нефтегазовый университет + + +

22. Уральская государственная горно-геологическая академия + +

23. Якутский государственный университет + +

24. Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) + + +

Итого: 7 1 4 2 8 7 4

недропользования по специальностям: «0902 Открытая разработка месторождений полезных ископаемых», «0903 Под-

земная разработка месторождений полезных ископаемых», «0906 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «0907 Бурение нефтяных и газовых скважин»; а в области промышленной экологии - по специальностям: «0904 Обогащение полезных ископаемых», «0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

В свою очередь высшее профессиональное экологическое образование спо-

1. Воробьев А.Е., Хабарова Е.И. Физические, химические и биохимические процессы горного производства. Часть 3. Биохимические процессы горного производства / Под ред. А.Е. Воробьева. Учебное пособие. - М.: МГГУ, 2000. -119 с.

2. Хабарова Е.И., Церцек Н.Ф. К во -просу об экологическом образовании. Часть

1. Развитие профессионального экологиче-

собно обеспечивать подготовку специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками в геологоразведке, горном и нефтегазовом деле (таблица).

По состоянию на 01.10.02 г. выпуск профессионалов-экологов в 24 вузах, осуществляющих подготовку специалистов для отраслей «нулевого уровня», составил 819 человек за год [3].

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ского образования в России // ГИАБ, 2005, №

11. С.

3. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах // Информационноаналитический обзор. - М.: Государственный центр экологических программ, 2002. - 448 с.

4. Вузы России: Справочник. 2005. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 448 с.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------

Хабарова Е.И. - кандидат химических наук,

Сластунов С.В. - профессор, доктор технических наук, проректор по научной работе, Московский государственный горный университет.

-------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Белов М. А. «Определение параметров зернистой структуры и пористости горных пород лазерным оптико-акустическим методом» (428/12-05 — 11.04.05) 1 с.

2. Линев Б.И., Голберг Г.Ю., Панфилов П.Ф. «К вопросу об эффективности перемещения суспензии с флокулянтами в статических перемешивающих устройствах» (429/12-05 — 15.09.05) 14 с.

3. Федоров С.М. Экспериментальное определение фазы колебаний одномассной вибрационной машины с дебалансным вибровозбудителем» (430/12-05 — 27.09.05) 9 с.

-------^

^-------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.