Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей вуза к межкультурной коммуникации в сфере образования'

Подготовка преподавателей вуза к межкультурной коммуникации в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ / ЦЕННОСТЬ / МОДУЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыльникова С. А.

Важной особенностью современного образования является его интернационализация. В статье рассмотрены ценностные аспекты межкультурной коммуникации, выявлены показатели готовности преподавателя к коммуникации. Выделены инвариантные модульные программы подготовки к межкультурному взаимодействию, наиболее продуктивные образовательные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TEARCHERS'' TRAINING FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE SPHERE OF EDUCATION

Internationalization is an important feature of modern education. The value aspects of intercultural communication are discussed and characteristics of the teacher's readiness for communication are revealed in the article. The invariant module programmes on intercultural cooperation training and more productive educational strategies are pointed out.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей вуза к межкультурной коммуникации в сфере образования»

терства просвещения УССР г. Одесса. 1944-1952 гг. Оп. 1. Д. 47 - План работы на 1951-1952 учебный год. 1951 г.

9. ГАОО. Ф. Р 5391. Оп. 1. Д. 48 - Полугодовые отчеты о работе Игротеки. 1951-1952 гг.

10. Там же. Д. 24 - Отчет о работе Игротеки за лето 1948 г.

11. Там же. Л. 3.

12. Там же. Д. 16 - Годовой план работы Центральной Детской Игротеки. 1947 г.

13. Там же. Д. 24. Л. 4.

УДК 378

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Важной особенностью современного образования является его интернационализация. В статье рассмотрены ценностные аспекты межкультурной коммуникации, выявлены показатели готовности преподавателя к коммуникации. Выделены инвариантные модульные программы подготовки к межкультурному взаимодействию, наиболее продуктивные образовательные стратегии.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, коммуникативный акт, ценность, модуль, образовательная стратегия.

Одной из основных особенностей развития современного университета является интернационализация высшего образования - объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности. В настоящее время многие отечественные и зарубежные ученые (Д. Нейт, Д. Местенха-узер, Б. Элингбо, А. П. Лиферов) понимают интернационализацию как процесс международной ориентации университетов, а именно стратегию международного образования, предполагающую набор разноплановых программ и услуг для студентов различных стран; процесс интеграции международного аспекта в образовательную, исследовательскую и другие функции университета. В определение интернационализации высшего образования включаются такие элементы, как наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ, международная мобильность студентов и преподавателей, наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи.

Современные университеты ориентированы на обновление образовательной среды, которая создает возможности для беспрепятственной коммуникации профессорско-преподавательского состава вузов разных стран, в том числе и зарубежных. При этом актуализируется проблема подготовки преподавателей отечественных вузов к межкультурной коммуникации в условиях интеграционных про-

14. Там же. Д. 3 - Приказы по игротеке. 1944-1946 гг. -35 л.

15. Там же. Д. 24. Л. 2.

16. Там же. Д. 48. Л. 15.

17. Там же. Д. 3. Л. 5.

18. Там же. Д. 24. Л. 5.

© Лупаренко С. Е., 2014

С. А. Мыльникова S. A. Mylnikova

UNIVERSITY TEARCHERS' TRAINING FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE SPHERE OF EDUCATION

Internationalization is an important feature of modern education. The value aspects of intercultural communication are discussed and characteristics of the teacher's readiness for communication are revealed in the article. The invariant module programmes on intercultural cooperation training and more productive educational strategies are pointed out.

Keywords: intercultural communication, communicative act, value, module, educational strategy.

цессов, а сама готовность рассматривается как показатель профессиональной компетентности преподавателя современного вуза.

В условиях глобализации образования очевидным ценностным ориентиром становится необходимость интеграции отечественного и зарубежного опыта. При этом необходимо отметить необходимость нахождения культурных основ такой интеграции, преодоления достаточно широко распространенного суждения о том что «... подавляющее большинство пропагандируемых современных «модных» западных педагогических идей, изначально ориентированных на культ индивидуализма, игнорируют специфику нравственного, религиозного и культурного опыта, особенности мировоззрения и менталитета наших соотечественников, чужды как духу нашего народа, так и вековым традициям отечественного образования.» [1, с. 4]. Это обусловливает появление такой ценности, как усиление гуманитарной (в том числе языковой) подготовки будущих педагогов, которая способствует не только формированию готовности к межкультурному взаимодействию преподавателей и студентов вузов, воспитанию межнациональной толерантности, но и потребности более глубокого изучения отечественных культурно-образовательных традиций.

Под термином межкультурная коммуникация принято понимать адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным нацио-

нальным культурам. Трудности реализации межкультурной коммуникации связаны с тем, что в ходе общения сталкиваются две различные культуры, два различных видения мира, и было бы неверным анализировать какую-либо проблему, руководствуясь только одним из них. Наиболее сложный аспект межкультурной коммуникации заключается в том, что она требует внимания к двум противоположным идеям одновременно, т. е. в межкультурном диалоге нет четкой грани между хорошим и плохим, умным и глупым, сильным и слабым и т. д.

Т. Н Астафурова отмечает, что межкультурная коммуникация как процесс культурного взаимодействия протекает на трех уровнях. Первый уровень взаимодействия -коммуникативный, на этом уровне происходит обмен информацией посредством языка, культурных традиций иной лингвокультурной общности, достигается взаимопонимание партнеров. На втором уровне - интерактивном -устанавливаются взаимоотношения между участниками коммуникации с учетом их личностных характеристик. На перцептивном уровне межкультурного диалога происходит взаимопознание представителей различных лингво-культурных общностей. На каждом уровне межкультурного общения прослеживается реализация функций социального взаимодействия: на перцептивном уровне реализуется фатическая функция, на коммуникативном уровне - информационная, а на интерактивном уровне - воздействен-ная функция взаимодействия [2].

На основании анализа результатов многих исследований (Д. Б. Гудков, С. Г. Тер-Минасова, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров, Ю. Ю. Дешериева, В. П. Фурманова, Е. И. Пассов, Л. И. Харченкова, Г. В. Елизарова, Г. М. Васильева, Т. Н. Астафурова, Дж. Мартин, М. Аргайл, Р. Портер и др.) нами были определены показатели готовности преподавателя вуза к межкультурной коммуникации:

- мотивация к межкультурному взаимодействию, подразумевающая открытость новому знанию, стремление к познанию и освоению опыта коллег и к профессиональному развитию на этой основе;

- культурологические знания, позволяющие понять важность культурного плюрализма для личности и общества, специфику культурных различий, проявляющихся в организации высшего образования и профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава;

- умения межкультурного взаимодействия, включающие умения устанавливать и поддерживать взаимодействие с зарубежными коллегами, быть толерантным к проявлениям других культур, видоизменять поведение, проявлять эмпатию [3].

Развитие готовности преподавателей вузов к межкультурной коммуникации происходит в различных форматах: непосредственно в процессе взаимодействия с зарубежными коллегами, в подготовке и проведении занятий с иностранными студентами; при проведении исследований и подготовке материалов для международных конференций; в процессе повышения профессиональной квалификации. Остановимся несколько подробнее на организации повышения квалификации.

Известно, что наиболее продуктивной формой организации повышения квалификации является модульная ор-

ганизация подготовки, которая позволяет в максимальной степени учесть потребности и уровень подготовки преподавателей. В этом случае в зависимости от профессионального интереса и потребностей преподаватель может самостоятельно спроектировать программу подготовки, выбирая наиболее интересные для него модули. Как правило, модульные программы подготовки к межкультурному взаимодействию включают в себя следующие инвариантные модули:

- культурологические модули, содержание которых раскрывает специфику межкультурной коммуникации и взаимодействия;

- модули, связанные с совершенствованием владения иностранным языком, содержание которых ориентировано на освоение профессиональной лексики;

- модули, представляющие собой тренинги межкультурной коммуникации, содержание которых нацелено на формирование коммуникативных умений, в том числе на иностранном языке, с использованием различных видов, форм и каналов коммуникации.

Вариативные модули проектируются на основании анализа актуальных проблем и потребностей преподавателей конкретного вуза. Так, например, могут быть спроектированы как вариативные следующие модули:

- Международная коммуникация в сфере образования;

- Современная профессиональная коммуникация в поликультурной среде;

- Зарубежные программы подготовки студентов к межкультурной коммуникации;

- Медиа-коммуникация в сфере образования;

- Профессиональная коммуникация средствами информационных ресурсов;

- Информационный ресурс преподавателя вуза как средство профессиональной коммуникации;

- Использование ресурсных баз в целях профессиональной коммуникации;

- Деловой иностранный язык (профессиональная коммуникация);

- Терминология профессионального общения на иностранном языке и др.

При реализации инвариантных и вариативных модулей программы повышения квалификации продуктивным является использование следующих образовательных стратегий:

- коммуникативной стратегии, в которой знания и умения формируются как «продукт» межличностных отношений;

- стратегия обучения в сетевых сообществах предполагает создание сети, узлами которой могут быть внешние сущности, которые можно использовать для формирования сети (люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, другие источники информации);

- стратегия ассертивного1 обучения, которая ориентирована на развитие умения внимательно слушать, стремления понять точку зрения другого человека путем

1Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

119

использования методов разбора критических случаев, дискуссионных методов обучения, ролевых игр.

Опыт свидетельствует о том, что наиболее продуктивным способом оценки готовности к межкультурной коммуникации является наблюдение за поведением преподавателей в процессе имитационных игр и тренингов, которое позволяет зафиксировать сформированность умения говорить на иностранном языке; владение этикетными формулами, характер невербального коммуникативного поведения. Другим способом оценки сформированности готовности к межкультурной коммуникации является анализ эссе, решение учебных кейсов, отражающий зарубежный опыт решения проблем, интересных преподавателям, а также проектирование занятий с иностранными студентами, посвященных отечественной культуре.

1. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб., 2004. 520 с.

2. Астафурова Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. ... д-ра филол. наук. М., 1997. 24 с.

3. Мыльникова С. А. Корпоративное обучение межкультурной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 14(37). С. 284-288.

© Мыльникова С. А., 2014

УДК 5.1-77

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются особенности профильного обучения и специфика его организации в сельской школе.

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, сельская школа.

Л. В. Федяева, А. К. Серикова L. V. Fedyaeva, A. K. Serikova

ORGANIZATION OF THE SUBJECT ORIENTED EDUCATION IN A RURAL SCHOOL

The article considers the special features of the subject oriented education and specifics of its implementation in a rural school.

Keywords: subject oriented education, individual educational itinerary, a rural school.

В современном образовании достаточно большое внимание уделяется понятию индивидуальности. Индивидуальность рассматривается в философии как единичное в сопоставлении с общим, в психологии как глубинное в человеке, в педагогике как уникальное, неповторимое, чем природа наградила только его.

Цель любого образования состоит в том, чтобы найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического безопасного взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией.

Как следствие, цель среднего образования состоит в том, чтобы дать ученику основные практически нужные знания и развить его личность духовно - в умственном и нравственном отношении.

Именно поэтому сегодня востребованы образовательные системы, способствующие развитию человека в человеке и отвечающие принципам, которые можно сформулировать следующим образом:

1) образование направлено на познание учеником своей сущности;

2) образование не сводится к предметности; его предметом является сам человек, познающий, действующий, наблюдающий, оценивающий;

3) образование предполагает целостное присутствие ученика в образовательном процессе и направлено на управление собой как гуманитарной системой;

4) образование предполагает сотворчество учителя и учащихся и нацелено на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности как на важнейшее условие для дальнейшего самоопределения и трудовой деятельности.

Все перечисленное стало основанием для модернизации школьного обучения, в частности, небольшой сельской школе Казахстана.

Сельская школа во многом отличается от городской: это и небольшой контингент учащихся, и достаточно скромный педагогический коллектив. Рассмотрев все предлагаемые виды современного школьного обучения (от общеобразовательной школы до индивидуального домашнего обучения), мы остановились на профильном обучении, встроенном в современную парадигму образования, которая предоставляют учащимся возможность выбора вариативной части обучения, а учителю свободу выбора средств, методов и форм обучения. Именно профильное обучение способствует развитию личностного потенциала школьника с учетом его возрастных интересов и способностей и обладает разнообразными формами организации учебной деятельности. Кроме того, профильное обучение предлагает индивидуальные образовательные маршруты, связанные с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Индивидуальный образовательный маршрут дает ученику осознание своей индивидуальности, понимание своих сильных и слабых сторон ориентирует его на построение своей личности. Сущностные характеристики профильного обучения представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.