ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИЯТИЯ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Д.Г. Валяев, аспирант
Российский государственный технологический университет («МАТИ»)
им. К.Э. Циолковского
В сложившейся на сегодняшний день ситуации, связанной с планируемым российским правительством вступлением в ВТО, возрастает необходимость иметь в организациях сертифицированные, а главное, эффективно функционирующие системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
По разным данным, в России сертифицировано всего около двух тысяч компаний, что во много раз меньше, чем в западных странах. При этом также установлено, что не более 20 % сертифицированных СМК дали ожидаемый эффект.
Столь низкие показатели вызваны рядом причин. Зачастую первые руководители предприятий не придают должного значения внедрению СМК в практическую деятельность организаций. Оставаясь безучастными, они перекладывают эту работу на исполнителей значительно ниже рангом. Незаинтересованность высшего руководства приводит к непониманию остальным персоналом организации целей и содержания проводимых изменений, что ставит успешное внедрение системы качества под угрозу.
Часто целью внедрения стандартов ИСО 9001 является получение сертификата на систему качества. Ориентированность организации на получение сертификата на СМК без постановки более значимых целей делает стратегию внедрения стандартов ИСО поверхностной. Столь неглубокая стратегия порождает формальный характер внедрения стандартов ИСО и, как следствие, разочарование в его целесообразности, что может подорвать возможность реальных улучшений менеджмента качества и его результатов. Формальный подход к разработке СМК также встречается при переходе от старой версии ИСО к новой.
Существенной причиной низкой эффективности систем качества в России является и то, что к разработке документации и внедрению СМК, к консультированию этого процесса привлекаются в основном эксперты по сертификации систем качества, а не организаторы производственного процесса. Разработанная под их руководством документация, конечно, будет соответствовать требованиям стандартов и может быть достаточной для сертификации СМК, но вряд ли будет способствовать повышению её эффективности за счет улучшения качества работы. Необходимо сначала усовершенствовать управление деятельностью и добиться его эффективности и только потом разрабатывать требуемую для сертификации документацию.
Это вызывает необходимость преобразования организационной системы предприятия, поскольку неготовность именно организационных систем многих предприятий является причиной, не позволяющей успешно внедрить СМК. Организационная система предприятия должна быть адаптирована к требованиям стандартов семейства ИСО 9000.
Таким образом, концепция преобразования организационной системы базируется на руководстве восемью принципами менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение качества, принятие решений, основанных на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками.
К решению данного вопроса необходимо подойти с позиции процессного подхода. Это также касается процессов ведения управленческой деятельности на предприятии (в большинстве организаций процессный подход к организации и ведению функций управления отсутствует).
Выполнить эту задачу может специальный организационный механизм, который мог бы решать вопросы организации и управления деятельностью структурных звеньев предприятия с соблюдением принципов менеджмента качества. Назначение такого механизма - создать и ввести в действие единую технологию управления деятельностью структурных подразделений на основе интеграции методического руководства и административного управления. Механизм должен быть оснащен соответствующими методологиями организационного проектирования и управления процессами предприятия, на основе которых должна проводиться работа по конструированию организационной системы. К методологии могут относиться различные руководящие материалы (законы и нормативно-правовые акты государства, стандарты ИСО серии 9000 и т.д.), методические рекомендации (по разработке и применению СТП, организации и ведению процессов производства, построению и применению различных процессных моделей и т.д.), а также образцы и макеты организационных документов (типовые макеты и образцы составления различных стандартов предприятия, типовые решения по разработке и применению управленческих процедур, определяющих разработку и применение технологии управления процессами производства и т.д.). В более обобщенном понятии речь идет об организационном
проектировании функций управления и применения к ним процессного подхода в соответствии с требованиями системы менеджмента качества. Задача высшего руководства состоит не в принятии организационных решений, а в конструировании (проектировании) процесса выработки решений и контроль за их применением. Это будет способствовать тому, что любая производственная задача будет решаться по установленной и принятой на предприятии технологии.
Использование механизма оргпроектирования и управления процессами должно быть поручено единому органу управления, который проводил бы следующие действия:
- подготовка предприятия к внедрению системы менеджмента качества,
- введение системы менеджмента качества в производственный процесс предприятия и поддержание ее в рабочем состоянии,
- осуществление процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Данный орган (исполнительная дирекция) должен взять на себя функцию головной структуры по направлению деятельности «Организационное разви-
тие», а возглавлять ее должен исполнительный директор, имеющий статус первого заместителя руководителя предприятия.
Каждая головная организационная структура под методическим руководством исполнительной дирекции должна разработать и применять свою методологию разработки и управления процессами. Поэтому особое внимание должно быть уделено типовым принципам разработки и управления процессами, так как каждое направление деятельности предприятия имеет свою сложившуюся структуру, приспособленную к определенному виду деятельности. Здесь важно при соблюдении единой технологии процессного подхода в управлении сохранить те достижения коллектива, которые были достигнуты ранее и стали его достоянием. Для соблюдения требований СМК и стабильности действия существующего процесса такое сочетание необходимо.
Функциональная модель организационной системы при применении процессного подхода (согласно циклу Деминга Р-Б-С-А) выглядит следующим образом (рис. 1).
PLAN
-
Разработка стратегии и политики деятельности предприятия (исполнительная дирекция)
АСТ
Анализ работы предприятия в решении проблем и разработка предложений по устранению вызывающих их причин или улучшению
Разработка технологий решения проблем в достижении целей политики и стратегии деятельности предприятия
БО
Организация и ведение работы по осуществлению политики и стратегии деятельности предприятия через технологию решения проблем
Рис. 1. Функциональная модель организационной системы согласно циклу РБСА
Именно на этапе разработки стратегии и политики деятельности предприятия должна действовать единая система организационного проектирования и управления процессами предприятия, так как если в
этой службе отсутствует данный механизм, удовлетворяющий требованиям менеджмента качества, то его не может быть и в других головных структурах. Ведь основная его цель сводится к одному - выявлять
проблемы и вовлекать в их решение все структуры, которые к этому имеют отношение.
Деятельность единой системы оргпроектирова-ния и управления процессами более детально опреде-
лена на рис. 2. Соответственно с этим определяются функции, закрепленные за этой системой.
Рис. 2. Деятельность единой системы оргпроектирования и управления процессами
Единый орган оргпроектирования и управления процессами должен производить деятельность по системной интеграции применения функций методического руководства и административного управления. Таким образом достигается стандартный подход к решению проблем производства, а также то, что все управленческие решения разрабатываются на основе единой методологии. Системный подход по осуществлению в одном органе методических и административных функций дает возможность целенаправленно, в рамках принятой стратегии предприятия, успешно достичь поставленных целей. Реальное введение в действие принципов менеджмента качества возможно только при выполнении этих условий.
Таким образом, единая система организационного проектирования и управления процессами включает в себя два интегрированных механизма: проектно-методический и организационно-распорядительный. Проектно-методический механизм организует и ведет работу по методическому решению вопросов в части организационного проектирования решения проблем производства в сочетании с постановкой задач по стандартизации функций управления. Организационно-распорядительный механизм организует и регулирует работу с организационными и распорядительными документами (в части их разработки, согласования, утверждения, ввода в действие, контроля и оценки исполнения) в сочетании с нормативно-правовым управлением деятельностью структурных подразделений.
Единая система организационного проектирования и управления должна являться центральным, организующим, координирующим и оценивающим звеном по качеству работы структурных подразделений предприятия. Методы воздействия на структурные подразделения должны закладываться уже на стадии организационного проектирования решения задач
производства. Далее они должны быть закреплены в технологии ведения процесса через стандартизацию функций управления. Такими действиями формируется, совершенствуется и непрерывно развивается управление производственными подразделениями.
Применительно к процессной модели СМК по ИСО 9000 данная система охватывает и увязывает между собой следующие блоки: ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции, а также измерение, анализ и улучшение.
Системная интеграция выполнения методических и административных функций в одном органе управления, а также опора на принципы менеджмента качества дают возможность высшему руководству без потери стабильности производства успешно подготовить предприятие к сертификации на систему качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Литература
1. О практике разработки и внедрения систем качества в России / А. Лисицын, А. Белова и др. // Стандарты и качество. - 2004. № 11.
2. Главное - не тормозить! / Г. Воронин // Стандарты и качество. - 2004. № 11.
3. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 / М.З. Свиткин // Стандарты и качество. - 2003. № 1.
4. Подлипаев Л.Д. Высокие технологии. Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятии. - М.: Гелиос АРВ, 2003. Т. 1. - 288 с.
5. Подлипаев Л.Д. Высокие технологии. Основы построения организационной системы предприятия по ГОСТу Р ИСО 9001-2001. НТЦ «Развитие». Брюссель, Москва, - 2003. - 406 с.