На входе - некоторый набор задач (программ), которые еще не проверены. Для каждой задачи из базы данных выбирается набор тестов, которые заранее разработал преподаватель. Для каждой задачи порождается отдельный поток, в котором тестируется задача на соответствующем наборе тестовых данных. На выходе - проверенные программы (задачи).
В процессе работы компонента преподавателю выводятся сведения о том, какая задача проверяется и на каком этапе проверки она находится. После проверки одной программы (задачи), «ее» поток «умирает». Затем создается новый поток, который проверяет следующую программу (задачу).
В настоящее время завершено тестирование системы. В ближайшее время планируется проведение педагогического эксперимента по использованию представленной системы в учебном процессе первого курса механико-математического факультета (бакалавриат) Пермского государственного национального исследовательского университета.
Литература
1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008. 512 с.
2. Гришин А.А., Миндоров Н.И., Ромашкина Т.В., Соколов А.Н. Разработка информационной системы для поддержки процесса изучения языка программирования С# дисциплины «Информатика и основы программирования» / А.А. Гришин, Н.И. Миндоров, Т.В. Ромашкина, А.Н. Соколов // Международный научно-исследовательский журнал: сборник статей по результатам International Research Journal Conference XXXIX , май 2015г. - Екатеринбург: МНИЖ, №5-4(36). - С. 14-15.
References
1. Bespal'ko V.P. Prirodosoobraznaja pedagogika. M.: Narodnoe obrazovanie, 2008. 512 s.
2. Grishin A.A., Mindorov N.I., Romashkina T.V., Sokolov A.N. Razrabotka informacionnoj sistemy dlja podderzhki processa izuchenija jazyka programmirovanija S# discipliny «Informatika i osnovy programmirovanija» / A.A. Grishin, N.I. Mindorov, T.V. Romashkina, A.N. Sokolov // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal: sbornik statej po rezul'tatam International Research Journal Conference XXXIX , maj 2015g. - Ekaterinburg: MNIZh, №5-4(36). - S. 14-15.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.150
Гузненков В.Н.1, Якунин В.И.2, Серегин В.И.3, Журбенко П.А.4
1 Доктор педагогических наук, доцент; 2доктор технических наук, профессор; 3кандидат технических наук, доцент;
4старший преподаватель; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(МГТУ им. Н.Э. Баумана) ПОДГОТОВКА ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В МАГИСТРАТУРЕ
Аннотация
Предлагается геометро-графическая подготовка в магистратуре технического университета. Описана предметная область учебных дисциплин. Предложены учебные программы.
Ключевые слова: геометро-графическая подготовка, компьютерная графика, учебный процесс.
Guznenkov V.N.1, Yakunin V.I.2, Seregin V.I.3, Zhurbenko P.A.4
1PhD in Pedagogy, 2PhD in Engineering, 3PhD in Engineering, 4Senior Lecturer, Bauman Moscow State Technical University PREPARATION FOR GRAPHIC DISCIPLINES IN MAGISTRACY
Abstract
Proposed geometric-graphic preparation in magistracy of the Technical University. It describes the subject area disciplines. Proposed curriculum.
Keywords: geometric-graphic preparation, computer graphics, the learning process.
Высшее профессиональное образование Российской Федерации перешло на двухступенчатую подготовку: бакалавриат и магистратура. По немногим направлениям подготовки сохранили выпуск специалистов.
В отличие от бакалавров, область профессиональной деятельности магистров включает научную и педагогическую деятельность, а также разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции.
Профессиональные компетенции магистра обеспечиваются, в том числе, геометро-графической подготовкой. Вот некоторые из них:
- способность проектировать детали и узлы конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
- способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы;
- способность применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации;
- способность подготавливать технические задания на разработку проектных решений, разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты технических разработок с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособной продукции ...
В таком случае уместно говорить о геометро-графическом образовании в техническом университете: геометро-графическая подготовка на младших курсах и геометро-графическая подготовка в магистратуре.
Геометро-графическая подготовка на младших курсах традиционна. Она включает в себя учебные дисциплины: начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика. Продолжительность геометро-графической
11
подготовки на младших курсах: 2 - 3 семестра. Учебные дисциплины начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика сегодня претерпевают серьезные изменения [1, 2, 3], но это в области общетехнических дисциплин.
Геометро-графическая подготовка в магистратуре определяется будущей научно-исследовательской, проектно-конструкторской или производственно-технологической профессиональной деятельностью выпускника технического университета. В этом случае предметная область геометро-графических дисциплин, это формообразование и создание технической документации - текстовой и графической [4].
Существует много систем автоматизированного проектирования различных фирм - разработчиков (Autodesk, Siemens, Aскон и др.). Все они позволяют, в той или иной мере, производить инженерные расчеты и выпускать техническую документацию в автоматическом и полуавтоматическом режиме.
Формообразование, т.е. моделирование - это интеллектуальная деятельность специалиста [5]. Электронное геометрическое моделирование выполняется в соответствии со стандартами: ГОСТ 2.051-2013 «Электронные документы. Общие положения», ГОСТ 2.052-2006 «Электронная модель изделия. Общие положения», ГОСТ 2.0532013 «Электронная структура изделия. Общие положения». Проектирование можно осуществлять как по схеме «снизу-вверх», так и по схеме «сверху-вниз». В любом случае электронная геометрическая модель должна отвечать следующим требованиям: изменение значения одной или нескольких размерных зависимостей должно приводить к предсказуемым изменениям геометрической формы электронной геометрической модели детали. Ограничения: геометрические, топологические, размерные [б].
При разработке учебных планов за основной пакет взят Autodesk Inventor. Это объясняется многими причинами. В том числе, опрос работодателей, проведенный руководством факультета «Mашиностроительные технологии» M^y им. Н.Э. Баумана, показал приоритетность продуктов компании Autodesk. Компании - разработчику систем автоматизированного проектирования Autodesk принадлежит целая линейка программных продуктов: Autodesk AutoCAD, Autodesk Inventor, 3DMax, Fusion, Alias и др, что снимает проблему экспорта из одного приложения в другое.
На кафедре «Инженерная графика» Mосковского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (M^y им. Н.Э. Баумана) разработаны магистерские учебные программы по инженерной компьютерной графике на основе Autodesk Inventor - выполнение электронных конструкторских документов: трехмерные модели деталей и сборочных единиц, электронные чертежи деталей и сборочных единиц со спецификацией [7, 8]. Дисциплина полностью поддержана технически, организационно и методически [9, 10, 11].
Литература
1. Серегин В.И., Иванов Г.С., Суркова Н.Г., Боровиков И.Ф. Новые подходы к преподаванию начертательной геометрии в условиях использования информационных образовательных технологий // Инженерный вестник. - 2014. -№ 12. - С. 44.
2. Бочарова И.Н., Демидов С.Г. Aктуальные проблемы преподавания проекционного черчения в техническом университете // Инженерный вестник. - 2015. - № 4. - С. 14.
3. Гузненков В.Н. Тенденция развития геометро-графического образования в техническом университете // Инновации в образовании. - 2014. - № 12. - С. 131-137.
4. Якунин В.И., Гузненков В.Н. Геометро-графические дисциплины в техническом университете // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 191-195.
5. Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Mодель как ключевое понятие геометро-графической подготовки // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 4. - С. 82-87.
6. Серегин В.И., Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Компьютерная графика. 3D-моделирование: базовый курс: Программа учебной дисциплины (на платформе Autodesk Inventor). - M., M^y им. Н.Э. Баумана, 2016. - 6 с.
7. Серегин В.И., Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Инженерная компьютерная графика. Выполнение электронных конструкторских документов: трехмерные модели деталей, электронные чертежи деталей: Программа подготовки и переподготовки специалистов (на платформе Autodesk Inventor). - M., MFry им. Н.Э. Баумана, 2016. - 7 с.
8. Серегин В.И., Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Инженерная компьютерная графика. Выполнение электронных конструкторских документов: трехмерные сборочные единицы, электронные чертежи и спецификации: Программа подготовки и переподготовки специалистов (на платформе Autodesk Inventor). - M., M^y им. Н.Э. Баумана, 2016. - 6 с.
9. Гузненков В.Н., Демидов С.Г. Autodesk Inventor в курсе инженерной графики. Учебное пособие для вузов. - M.: Горячая линия-Телеком, 2009. - 144 с.
10. Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Autodesk Inventor 2012. Трехмерное моделирование деталей и создание чертежей: учеб. пособие. - M.: ДMК Пресс, 2012. - 120 с.
11. Гузненков В.Н., Журбенко ПА. Информационное оснащение аудиторных занятий // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 249-252.
References
1. Seregin V.I., Ivanov G.S., Surkova N.G., Borovikov I.F. Novye podkhody k prepodavaniyu nachertatelnoy geometrii v usloviyakh ispolzovaniya informatsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy // Inzhenernyy vestnik. - 2014. - № 12. - S. 44.
2. Bocharova I.N., Demidov S.G. Aktualnye problemy prepodavaniya proektsionnogo chercheniya v tekhnicheskom universitete // Inzhenernyy vestnik. - 2015. - № 4. - S. 14.
3. Guznenkov V.N. Tendentsiya razvitiya geometro-graficheskogo obrazovaniya v tekhnicheskom universitete // Innovatsii v obrazovanii. - 2014. - № 12. - S. 131-137.
4. Yakunin V.I., Guznenkov V.N. Geometro-graficheskie distsipliny v tekhnicheskom universitete // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. - 2014. - № 17. - S. 191-195.
5. Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Mоdel kak klyuchevoe ponyatie geometro-graficheskoy podgotovki // Alma mater. -2013. - № 4. - S. 82-87.
6. Seregin V.I., Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Kompyuternaya grafika. 3D-modelirovanie: bazovyy kurs: Programma uchebnoy distsipliny (na platforme Autodesk Inventor). - M., MGTU îm. N.E. Baumana, 2016. - 6 s.
7. Seregin V.I., Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Inzhenernaya kompyuternaya grafika. Vypolnenie elektronnykh konstruktorskikh dokumentov: trekhmernye modeli detaley, elektronnye chertezhy detaley: Programma podgotovki i perepodgotovki spetsialistov (na platforme Autodesk Inventor). - M., MGTU îm. N.E. Baumana, 2016. - 7 s.
8. Seregin V.I., Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Inzhenernaya kompyuternaya grafika. Vypolnenie elektronnykh konstruktorskikh dokumentov: trekhmernye sborochnye edinitsy, elektronnye chertezhy i spetsifikatsiya: Programma podgotovki i perepodgotovki spetsialistov (na platforme Autodesk Inventor). - M., MGTU îm. N.E. Baumana, 2016. - 6 s.
9. Guznenkov V.N., Demidov S.G. Autodesk Inventor v kurse inzhenernoy grafiki. - M.: Goryachaya liniya-Telecom, 2009. - 144 s.
10. Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Autodesk Inventor 2012. - M.: DMK Press, 2012. - 120 s.
11. Guznenkov V.N., Zhurbenko P.A. Informatsionnoe osnaschenie auditornykh zanyatiy // Theory and practice of social development. - 2013. - № 12. - S. 249-252.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.182 Жеребятникова Г.В.
ORCID: 13.00.01, Кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена внедрению кейс-технологии в образовательный процесс современного вуза, что способствует формированию «созидательной активности будущего педагога», актуальность формирования которой определена потребностями развития педагогической практики вузов.
Ключевые слова: кейс-технология, созидательная активность, будущий педагог.
Zherebjatnikova G.V.
ORCID: 13.00.01, Candidate of pedagogical sciences, Zabaikalsky State University CASE TECHNOLOGY AS A MEANS OF CREATING FUTURE TEACHERS CREATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY
Abstract
The article is devoted to the introduction of case technology in the educational process of the modern University that fosters a "creative activity of the future teacher», the relevance offorming which defined development needs of pedagogical practice of universities.
Keywords: case technology, creative activity, future teacher.
Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех его уровнях. Как указано в проекте «Концепции развития поликультурного образования в РФ» (2010 г.), «главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан является целенаправленная созидательная активность новых поколений» [6].
Раскрывая особенности педагогики поддержки инициатив молодёжи, С. С. Гиль говорит о том, что «современная высшая школа призвана не просто, обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в постиндустриальном обществе» [2, 7].
Созидательную активность мы рассматриваем как форму над ситуативной активности будущих педагогов, компонентами которой в единстве выступает: наличие оптимальной мотивации, уровень развития творческих способностей и умений, проявление самостоятельности и способности к самоорганизации в социально значимой деятельности, а также рефлексивные умения и навыки будущего педагога [3, 66].
Целью нашего исследования являлось обоснование использования кейс технологии как средства формирования созидательной активности будущих педагогов в образовательном процессе современного вуза. Для решения этого вопроса нами была организована работа на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет». В работу были включены студенты филологического, исторического факультетов, направления «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература» и профиль «Историческое образование». Нами было выдвинуто предположение, что формирование созидательной активности будущих педагогов возможно через применение на практических занятиях кейс технологии в ходе изучения дисциплины «Педагогика» (раздел «Введение в педагогическую деятельность»).
Кейс технологии (англ. Case «случай, обстоятельство, дело») - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений [4, 49].
Основной целью данной технологии является развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. При применении кейс технологии на занятиях наблюдается сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы, творчества преподавателя и студента.