я
https://d0i.0rg/10.31146/1682-8658-есд-215-7-5-12
Подготовка педиатров по детской гастроэнтерологии. К 35-летию кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФДПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Харитонова Л. А., Григорьев К. И.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, (ул. Островитянова, д. 1а, Москва, 117997, Россия)
Для цитирования: Харитонова Л. А., Григорьев К. И. Подготовка педиатров по детской гастроэнтерологии. К 35-летию кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФДПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2023;215(7): 5-12. РО!: 10.31146/1682-8658-есд-215 -7-5 -12
Н Для переписки: Харитонова Любовь Алексеевна, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, заведующая кафедрой педиатрии
Харитонова с инфекционными болезнями
Любовь Алексеевна Григорьев Константин Иванович, д.м.н., профессор кафедры педиатрии с инфекционными заболеваниями у детей
[email protected] факультета дополнительного профессионального образования
Резюме
EDN:FSZCZD
Статья посвящена результатам подготовки врачей-педиатров по детской гастроэнтерологии по итогам опыта работы кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей (зав.кафедрой — проф. Л. А. Харитонова) ФДПО Российского национального исследовательского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России. Подробно представлены этапы развития кафедры. Поскольку болезни органов пищеварения были и остаются основным научным направлением работы сотрудников кафедры, то вопросы преподавания гастроэнтерологии и подготовки как врачей специалистов, так и врачей-педиатров по данному направлению оказывали влияние на целеполагания педагогического процесса. Убедительное свидетел ьство эффективности быстрого внедрения науч ных и исследовател ьских достижений в практическое здравоохранение. Фрагменты статьи освещают как в рамках подготовки кадров, совместной лечебной работы с организациями органов здравоохранения в различных регионах России, с которыми кафедра тесно сотрудничает, помогают распространению знаний. Намечены перспективы работы кафедры в области возрастной неинфекционной, инфекционной гастроэнтерологии, билиарной патологии и нутрициологии, дальнейшего совершенствования научно-педагогической деятельности, качества подготовки специалистов в области детской гастроэнтерологии. Статья посвящена 35-летнему юбилею кафедры.
Ключевые слова: педиатрия, гастроэнтерология, учебные программы, непрерывное медицинское образование. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
экспериментальная и клиническая гастроэнтерология | № 215 (7) 2023
experimental & clinical gastroenterology | № 215 (7) 2023
https://doi.org/10.31146/1682-86 58-ecg-215-7-5-12
Training of pediatricians in pediatric gastroenterology. To the 35th anniversary of the Department of Pediatrics with Infectious Diseases in Children of the Faculty of Additional Professional Education of the N. I. Pirogov's Russian National Research Medical University
L. A. Kharitonova, K. I. Grigo^ev
Pirogov Russian National Research Medical University, (1, Ostrovitianov str. Moscow, 117997, Russia)
For citation: Kharitonova L. A., Grigoryev K. I. Training of pediatricians in pediatric gastroenterology. To the 35th anniversary of the Department of Pediatrics with Infectious Diseases in Children of the Faculty of Additional Professional Education of the N. I. Pirogov's Russian National Research Medical University. Experimental and Clinical Gastroenterology. 2023;215(7): 5-12. (In Russ.) DOI: 10.31146/1682-8658-ecg-215-7-5-12
H Corresponding Lyubov A. Kharitonova, Department of Pediatrics with Infectious Diseases in Children of the Faculty of Continuing
author: Professional Education, doctor of medical sciences, professor; Scopus Author ID: 7004072783
Lyubov A. Konstantin I. Grigoriev, doctor of medical sciences, professor of depatment of pediatrics with infectious diseases;
Kharitonova Scopus Author ID: 56848239000
Summary
The article is devoted to the results of the training of pediatricians in pediatric gastroenterology based on the experience of the Department of Pediatrics with Infectious Diseases in Children (Head of the Department — prof. L. A. Kharitonova) N. I. Pirogov's Russian National Research University of the Ministry of Health of Russia. The stages of development of the department are presented in detail. Since diseases of the digestive system have been and remain the main scientific direction of the work of the department staff, the issues of teaching gastroenterology and training both specialist doctors and pediatricians in this area influenced the goal-setting of the pedagogical process. Convincing evidence of the effectiveness of the rapid introduction of scientific and research achievements in practical health care. Fragments of the article highlight how, within the framework of training, joint medical work with organizations of health authorities in various regions of Russia, with which the department closely cooperates, they help spread knowledge. The prospects for the work of the department in the field of age-related non-infectious, infectious gastroenterology, biliary pathology and nutrition, further improvement of scientific and pedagogical activities, the quality of training of specialists in the field of pediatric gastroenterology are outlined. The article is dedicated to the 35th anniversary of the department.
Keywords: pediatrics, gastroenterology, curricula, continuing medical education Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Проблемы кадровых ресурсов здравоохранения являются ключевыми в рамках организации и оказания медицинской помощи. Подготовка кадров возложена на ВУЗы, а рабочей единицей, выполняющей конкретные задачи формирования и выпуска специалистов и, таким образом, обеспечивающей профессиональный успех системы здравоохранения, считается кафедра.
В настоящее время происходит переосмысление целевых функций и перспектив развития профессионального медицинского образования как системы, переоценка традиционных представлений о социальной сущности медицинского образования, о роли образования как социального института в жизни каждого специалиста, места кафедры в педагогическом процессе [1].
В России идет полномасштабная реформация вузовской подготовки медицинских кадров. Суть перемен касается повышения эффективности
системы здравоохранения, роста квалификации врачей, замены сертификации специалистов на их аккредитацию [2-3]. Серьезно модернизируется система последипломного образования. Важные изменения затронули дополнительное профессиональное образование: на смену традиционным очным циклам повышения квалификации пришли короткие конкретные программы и различные формы образовательных модулей, включая возможность дистантного обучения. Обязательной стала работа в симуляционном зале/центре, в зависимости от целеполагания активируются отдельные модули, что нередко формирует индивидуальную программу обучения/переквалификации врача.
Признано, что система медицинского образования должна развиваться не только синхронно с системой государственного здравоохранения, но и в известном смысле опережать ее, поскольку
система образования готовит кадры для будущего. Согласно профилю журнала, в нашей публикации мы хотели рассмотреть перспективы профессиональной подготовки врача-педиатра по детской гастроэнтерологии. Благо для этого есть повод -кафедре педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФДПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова в июне 2023 года исполнилось 35 лет.
А так сложилось, что детская гастроэнтерология - ведущее научное направление работы кафедры с момента ее создания, поэтому подготовке врача-педиатра по детской гастроэнтерологии и детского гастроэнтеролога как врача-специалиста всегда уделялось повышенное внимание. Важно суметь подытожить собственный научно-педагогический опыт.
История создания кафедры
В 1986 году Министр здравоохранения СССР Сергей Петрович Буренков (1923-2004), уделявший особое внимание профессиональному росту медиков, вышел с инициативой расширения сети ГИДУВов и ФУВов. В последующие годы было открыто много новых факультетов и кафедр повышения квалификации врачей. Это открыло дорогу созданию нашей кафедре - педиатрии с инфекционными болезнями у детей, которая была открыта среди других кафедр на базе ФУВ 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова.
В нашем институте это направление «протежировал» ректор 2-го МОЛГМИ /РГМУ им.Н.И.Пи-рогова (1984-2007) Владимир Никитич Ярыгин, академик РАМН, советский и российский биолог (основное направление научной деятельности - медицинская генетика), выдающийся педагог. Вначале предполагалось, что новую кафедру возглавит В. Ф. Учайкин, ученик академика РАМН Н. И. Нисевич - детского инфекциониста мирового уровня, тоже будущий академик. Отсюда столь необычное название кафедры. Но Василий Федорович вдруг срочно заменяет на заведование кафедрой Нину Ивановну. Поиск нового кандидата на нашу кафедру был недолгим. Андрей Владимирович
Мазурин - выдающийся советский/российский педиатр, член-корреспондент РАМН, Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки, создатель отечественной пропедевтической педиатрической школы предложил на кафедру кандидатуру своего ученика доктора медицинских наук, А. М. Запруднова, защитившего диссертацию за 2 года до этого.
Согласно приказу по 2-му МОЛГМИ от 6 июня 1988 года было зафиксировано открытие новой кафедры на базе Измайловской детской клинической больницы г. Москвы, а 1 сентября 1988 года первых слушателей на кафедре принимали профессор А. М. Запруднов, доцент К. И. Григорьев, ассистент Т. А. Румянцева. Параллельно шел отбор преподавателей, их количество за эти годы колебалось от 6 до 7,5. Особенностями кафедры являлось то, что наряду с педиатрическими вопросами слушателям в равной, если не в большей мере преподавались проблемы инфекционных болезней и детской гастроэнтерологии. Подобный подход позволял избегать необходимости прохождения врачам-педиатрам дополнительного цикла усовершенствования по этим смежным направлениям.
Первые 25 лет
До 2013 года, то есть в течение 25 лет, кафедрой заведовал профессор Анатолий Михайлович Запруднов (1939-2020). Сегодня он считается одним из признанных основоположников отечественной детской гастроэнтерологии, автор концепции хронического гастродуоденита у детей, непосредственный разработчик первых стандартов лечения детей с тяжелыми формами заболеваний кишечника, медикаментозных методов коррекции гемостаза и лечения желудочно-кишечных кровотечений. Он был одним из инициаторов открытия в России детских гастроэнтерологических отделений и специализированных детских гастроэнтерологических центров. Открытие подобных подразделений на базе Измайловской детской больницы дало толчок к разработке и внедрению
в практику многих эффективных методов лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. Много лет Запруднов А. М. был главным детским гастроэнтерологом и главным педиатром Комитета здравоохранения Москвы. Анатолий Михайлович -заслуженный работник здравоохранения РФ (2018), отмечен Дипломом им. А. А. Колтыпина (2012), Почетной грамотой Минздрава России за заслуги в здравоохранении и многолетний труд. Почетный член Союза педиатров России. Награжден премией им. А. А. Киселя Российской ассоциации педиатрических центров за большой вклад в развитие отечественной педиатрии (2011), медалью им. В. Д. Шервинского (медаль РНМОТ), знаком «Отличник Здравоохранения». «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации».
Учебно-педагогический процесс набирает ход
С 2013 года по конкурсу на должность заведующей кафедры была избрана профессор Л. А. Харитонова. Выпускница педиатрического факультета Саратовского государственного
медицинского института, работает на кафедре с 1989 года как ассистент, доцент, после защиты докторской диссертации - профессором кафедры. Л. А. Харитонова - высококвалифицированный
клиницист, педагог-наставник, научный исследователь. Ею предложена и внедрена в практику новая концепция лечения желчнокаменной болезни и холестероза у детей и подростков с использованием преимущественно терапевтических методов. Работа выполнялась и выполняется в тесном взаимодействии с детскими хирургами (профессора А. Ю. Разумовский, А. Ф. Дронов и др.).
Профессор Л. А. Харитонова подготовила 3 докторов и 10 кандидатов медицинских наук. На протяжении 25 лет - она секретарь, последние 10 лет - председатель Методической комиссии ФДПО Университета, член Ученого совета по защите докторских диссертаций РНИМУ им. Н. И. Пирогова, член редколлегии журналов «Российский вестник перинатологии и педиатрии», «Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология», «Практика педиатра», «Вестник Кубани». Область ее научных интересов весьма разнообразна - педиатрия, гастроэнтерология, кардиология, детские инфекции, функциональная диагностика. Заслуженный врач России (2022). Награждена Почетной грамотой Минздрава России за заслуги в здравоохранении и многолетний труд (2017), Почетной грамотой РНИМУ им. Н. И. Пирогова (2016), Дипломом «Лучший педагог 2013 года» и т.д.
Методическая работа. Анализ сложившейся в России системы подготовки кадров для практического здравоохранения показывает, что, к сожалению, большинство врачей не имеют навыков и условий для усвоения огромного потока информации, что влияет на качество оказываемых ими услуг [4]. Отсутствие общепрофессиональных компетенций у врачей первичного звена вызывают серьезные нарекания. Добавим, что дефект знаний начинается с вопросов пропедевтики, базисных основ диагностики наиболее распространённых гастроэнтерологических заболеваний, проблем фармакотерапии и, что особенно обидно, а кафедра имеет тесный контакт с участковыми педиатрами, вопросов профилактики.
Именно поэтому как методисты-профессионалы Анатолий Михайлович и Любовь Алексеевна концентрировали внимание преподавателей кафедры, ФУВа/ФДПО на решении концептуальных клинико-педагогических задач. Усилия педагогического коллектива были направлены на создание уникальных учебных программ и постоянном совершенствовании учебного процесса, чтобы, получая соответствующий сертификат, специалист отвечал самым высоким требованиям педиатрической практики, а для детского гастроэнтеролога - врача-гастроэнтеролога. Напомним, что специальность детского гастроэнтеролога
существует только в должностной номенклатуре и ее нет в списке врачебных специальностей. Имея в составе преподавателей сильных детских гастроэнтерологов, на кафедре была организована подготовка/совершенствование врача-педиатра по вопросам детской гастроэнтерологии, начиная с первых учебных циклов.
Сотрудники кафедры активно работали над выполнением национальных проектов «Здоровье», «Формирование здорового образа жизни», в 20162018 гг. выполняли госзаказ «на подготовку врачей общей практики», в 2021-2022 гг - на подготовку специалистов по СОУШ-19. Сотрудники кафедры на протяжении всех 35 лет были и остаются модера-тороми многочисленных симпозиумов на конгрессах, съездах педиатров, гастроэнтерологов и детских гастроэнтерологов. Большим достижением для себя считаем организацию и проведение ежегодных Научно-практических конференций под эгидой МЗ РФ на базе РНИМУ им. Н. И. Пирогова, начиная с 2019 года. Последняя была проведена в июне 2022 году, посвященная памяти профессора А. М. Запруднова. Всем участникам конференции начисляются 6 баллов НМО. Параллельно основной программе конференции проводится секция для молодых ученых, работающих в области детской гастроэнтерологии.
Возможность выполнения обширных программ подготовки врачей обеспечивается тщательным подбором научно-педагогических кадров - важнейший смысл кафедральной деятельности. На кафедре соблюдается сочетание педиатров широкого профиля и специалистов по инфекционным заболеваниям. Большая часть преподавателей специализировались в области детской гастроэнтерологии, имея высшие врачебные категории по этой специальности, в частности профессора А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова, Т. А. Бокова, доценты Л. В. Богомаз, Т. В. Кучеря, М. Л. Бабаян, С. И. Сальникова. На кафедре долгие годы работали ведущие специалисты в стране в области кишечных инфекций и инфекционной гепато-логии: профессора М. О. Гаспарян, Л. Н. Мазанкова,
A. А. Плоскирева, Т. А. Руженцова, доценты
B. П. Бойцов, Т. А. Румянцева, С. Н. Борзакова, Л. И. Воеводина и др.
Сотрудники кафедры принимали участие в разработке клинических рекомендаций Минздрава РФ и Союза педиатров России по специальности «Педиатрия» по оказанию медицинской помощи детям с желчнокаменной болезнью, холестерозом желчного пузыря, язвенной болезнью желудка и/ или двенадцатиперстной кишки, по реабилитации детей с патологией органов пищеварения и др.
Вклад кафедры в развитие детской гастроэнтерологии
Гастроэнтерология - одна из популярных медицинских специальностей, что связано с распространённостью заболеваний органов пищеварения. Это касается в равной степени взрослых и детей. Кафедра имеет особые заслуги в этой области. На кафедре на постоянной основе проводятся научно-исследовательские изыскания. Четыре из
них завершились успешными защитами сотрудниками кафедры докторских диссертаций, посвященных детской гастроэнтерологии и нутрициоло-гии: К. И. Григорьев «Медицинская реабилитация детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения» (1990), Л. Н. Мазанкова «Клинико-патогенетическое значение изменений кишечника
при острых кишечных инфекциях у детей» (1994), Л. А. Харитонова «Желчнокаменная болезнь у детей - особенности патогенеза, клиники, диагностики, лечения» (1998), О. В. Папышева: «Состояние соматического статуса у детей, родившихся от матерей больных сахарным диабетом» (2022). Работы уникальны, не имеют аналогов в педиатрии. По детской гастроэнтерологии защищено также около 40 кандидатских диссертаций. Курсанты кафедры обычно не только наблюдают, но становятся непосредственными участниками распространения новых знаний, поскольку врачи получают умения как мы говорим «из рук в руки». Результаты научных изысканий обычно внедрены в лечебно-диагностический процесс.
За 35 лет сотрудниками кафедры было опубликовано свыше 1000 работ, из них 100 учебников, учебных пособий и монографий. Большинство из них по детской гастроэнтерологии, например, «Справочник по детской гастроэнтерологии» (1995), монографии «Энтероколит у детей» (1994), «Желудочно-кишечные кровотечения» (1998), «Фармакотерапия в детской гастроэнтерологии» (1998), «Гельминтозы у детей» (2001), «Особенности желчнокаменной болезни в детском возрасте» (2004), «Билиарная патология у детей» (2008), «Заболевания кишечника в детском возрасте» (2018), «Стресс и метеоадаптация в детском возрасте» (2018), «Рациональная фармакотерапия желчнокаменной болезни у детей» (2015), «Болезни билиарного тракта у детей. Руководство по диагностике и лечению» (2023). С участием сотрудников
кафедры был выпущен учебник «Детские болез-ни.т.2 Гастроэнтерология» (2011), «Детская гастроэнтерология» (2002) и др.
Подготовлено много учебников и руководств по педиатрии, в которых в качестве раздела обязательно солидным разделом присутствует гастроэнтерология: «Педиатрия: справочник практического врача» (2008, 2014), «Педиатрия. Руководство по диагностике и лечению» (2015, 2021), «Педиатрия. Руководство по амбулаторной практике» (2017, 2019, 2023), «Детские инфекции» в 4-х томах (Екатеринбург, 1992-1994), «Метеобарокоррекция экологозависимых состояний и заболеваний людей» (2007), «Детские болезни»: учебник для педфака в 2 т. (2004, 2013, 2023), «Неотложная помощь в педиатрической практике» (2019, 2022) и др.
В 90-е годы сотрудники кафедры с периодичностью раз в 2 года выпускали сборники научных трудов: «Современные достижения детской гастроэнтерологии» (вышло 3 сборника) и др. В последние годы ежегодно публикуется до 15 работ в центральной научной печати, сотрудники кафедры принимают участие в написании различных руководств и справочников, разработано большое количество оригинальных методик по диагностике, лечению и профилактике органических и функциональных заболеваний у детей, прежде всего системы органов пищеварения. Сотрудники кафедры - Лауреаты премии мэрии Москвы в области здравоохранения и медицины за цикл работ «Желудочно-кишечные кровотечения у детей» (1994).
Вклад в образование
Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть этот процесс. В принципе, оценка качества образования тождественна оценке качества системы образования в целом.
Мы согласны с утверждением, что в условиях формирования новой структуры профессионального образования проблема взаимосвязи качества подготовки врачей находится в прямой зависимости от содержания образовательных программ [5].
Кафедра постоянно участвует в разработке новых образовательных программ, востребованным в практическом здравоохранении. В МЗ РФ и РГМУ/РНИМУ за эти годы кафедрой были утверждены более 50 учебных программ. Создание новых образовательных модулей, в том числе в системе непрерывного медицинского образования (НМО), трудоемкий и непростой процесс. Любой модуль - это лицо кафедры, факультета, Университета. Учитываются последние достижения медицинской науки. Врач должен быть в курсе всех новинок педиатрической практики.
35-летний опыт работы по подготовке врачей-педиатров, наличие высококвалифицированного профессорского-преподавательского состава и надлежащей материально-технической базы позволили нам разработать и совместно
с Департаментом здравоохранения города Москвы и РНИМУ им. Н. И. Пирогова внедрить в практическую деятельность среди многочисленных других направлений специальную систему подготовки врача-педиатра по детской гастроэнтерологии. Программы последних лет базируются на утвержденных МЗ РФ и Союзом педиатров России клинических рекомендациях и опубликованном в 2022 году Национальном руководстве по детской гастроэнтерологии [6]. В авторский коллектив национального руководства входит профессор Л. А. Харитонова. В свою очередь преподаватели кафедры, помимо собственных источников, активно используют в педагогической работе актуальную зарубежную научную литературу по детской гастроэнтерологии - книги R. ШуШе и соавт., А. Sanyal и соавт., S. Guandalini и А. Dhawan и др.
Кафедрой разработаны программы профессиональной подготовки врача гастроэнтеролога с продолжительностью цикла 576 академических часов. Этот цикл дает врачу возможность всего за три с половиной месяца стать обладателем диплома государственного образца, который по ценности приравнивается к диплому, выданному в вузе при получении второго высшего медицинского образования.
Сейчас большое значение придается аккредитации врача. По новым правилам аттестации медработников, принятым РосМинздравом в 2021 году,
каждый врач, вне зависимости от специализации, обязан к моменту аккредитации собрать 250 баллов в своем личном кабинете на портале НМО. Чтобы за пять лет деятельности накопить такое количество, нужно каждый год «зарабатывать» минимум по 50 баллов. Баллы требуется копить. При этом нужно выбирать курсы, образовательные программы и тренинги, лицензированные РосМинздравом и включенные в учебную базу портала НМО и на сайт «Академии профессиональных стандартов».
На практике активно используются программы тематического усовершенствования - ведущий вид образовательных программ. Они направлены на повышение квалификации медицинских сотрудников в узкой области профессиональной деятельности. Это программы повышения квалификации для детских гастроэнтерологов на 144 академических часа, «Билиарная патология у детей» для врачей гастроэнтерологов, рассчитанная на 18 академических часов; программы для врачей-педиатров «Избранные вопросы детской гастроэнтерологии», «Заболевания билиарного тракта у детей» по 18 часов и др. Бюджетные и внебюджетные, очные, дистанционные и очно-дистанционные варианты. Проводится очная подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.28 «Гастроэнтерология». Уже в XXI веке через клиническую ординатуру кафедры прошло более 80 детских гастроэнтерологов.
Большое внимание уделяется вопросам гастроэнтерологии и при подготовке врача-педиатра. Повышение квалификации проходят не только врачи-педиатры поликлинического звена, но врачи неотложной помощи, школьные врачи, педиатры, работающие в педиатрических и специализированных отделениях больниц. За 35 лет работы на кафедре обучение прошли свыше 5 тысяч врачей в рамках почти 300 учебных циклов. Кафедра активно реализует свое право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программ обучения.
Для формирования универсальных и профессиональных компетенций врача-гастроэнтеролога, способного успешно решать все виды профессиональных задач в рамках полученной специальности, необходимо усвоение/углубление базовых, фундаментальных медицинских знаний по различным направлениям. Последнее обеспечивается разносторонним наполнением учебного процесса,
дополнением лекционного /теоретического материала семинарскими и практическими занятиями с изучением историй болезни больных с различными заболеваниями системы органов пищеварения. Наличие разных клинических баз (стационарных, поликлинических) позволяет моделировать различные клинические ситуации. Программа ординатуры позволяет строить обучение по индивидуальному учебному плану.
Сотрудники кафедры находятся в постоянном рабочем контакте с руководителями здравоохранения регионов, что позволяет расширять аудиторию обучаемых врачей. География выездных циклов покрывает всю страну: Владимир, Сочи, Тольятти, Улан-Удэ, Уфа, Ижевск, Калуга, Краснодар, Липецк, Смоленск, Тамбов, Тула, Чебоксары, Новомосковск, Одинцово, Балашиха, Красногорск, Барнаул, Анапа, Севастополь и т.д. Причем в большинстве перечисленных городов учебные циклы проводились неоднократно.
Клинические ординаторы и интерны, докторанты и аспиранты, защитившие научные степени на кафедре, подчас занимают ключевые должности в здравоохранении различных регионов страны. Назовем некоторых из них: проф. Т. Ю. Гроздова - вице-президент Национальной ассоциации клинического питания, директор Территориального ФОМС г. Севастополя, проф. Ю. В. Черненков - зав.кафедрой поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ) им. В. И. Разумовского, начальник учебно-методического управления СГМУ, Н. Г. Лупаш - доцент кафедры педиатрии № 1 Кубанского государственного медицинского университета, Ю. С. Шогенова - начальник отдела организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Кабардино-Балкарской республики, А. И. Брагин - главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи детскому населению ДЗМ г. Москвы, Ю. П. Съемщикова - ассистент кафедры педиатрии № 1 педфака и ассистент кафедры детских болезней лечфака Иркутского государственного медицинского университета, к.м. н. О. К. Атаянц - главный внештатный детский ревматолог ДЗ Краснодарского края, заведующая кардиологическим отделением «Детской краевой клинической больницы», г. Краснодар и др.
Учебная литература
В вузовской практике большое значение придается подготовке учебно-методических пособий. Кафедра из года в год, из десятилетия в десятилетие, помимо учебников готовит и методическую литературу к семинарским/практическим занятиям. Курсанты очень благожелательно отзываются о небольших и компактных изданиях по конкретным врачебным темам. Примеры подобных изданий: «Фармакотерапия заболеваний органов пищеварения у детей» (2007), «Хроническая диарея у детей» в 2-х частях (2009), «Функциональные расстройства
кишечника и хронические запоры у детей» (2009), «Обменно-воспалительные заболевания билиарного тракта у детей» (2010), «Желчнокаменная болезнь у детей раннего возраста» (2012), «Принципы консервативной терапии дисфункциональных расстройств желчевыводящей системы у детей» (2018), «Принципы гастропротекции. Хронические заболевания верхних отделов пищеварительного тракта у детей» (2022) и др.
Сотрудники кафедры сейчас, а проф.А.М.За-пруднов и еще раньше, с завидной регулярностью
публикуют передовые статьи и обзоры, касающиеся детской гастроэнтерологии и питания в ведущих научно-практических журналах страны: «Российский вестник перинатологии и педиатрии», «Педиатрия», «Детская диетология», «Лечебное дело», «Медицинская помощь» и др. Примеры таких публикаций можно найти и на страницах журнала «Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология» [7-8]. В определенном смысле такие публикации выполняют исторические функции. Новое в последние годы - публикации в электронных журналах, включая дальнее зарубежье. Но эти всполохи болонской системы похоже заканчиваются, тем более что польза от электронных «публикаций» для врачей минимальна.
Сотрудники кафедры сочетают лечебную и научно-исследовательскую работу с активной общественной деятельностью, в частности приветствуется популяризация научных знаний. Помимо выпуска книг для родителей (Будь здоров, Малыш! -2003; Родителям о питании здорового и больного ребенка - 2004 и др.), сотрудники являются постоянными авторами и научными консультантами научно-популярных «детских» журналов -«Счастливые родители», «Мама и малыш» (ранее печатные, сейчас электронные версии) и др.
Кафедра регулярно проводит циклы повышения квалификации для медицинских сестер, в связи с чем выполняется работа по методическому насыщению среднего медицинского персонала соответствующей литературой. В основном это учебники, в которых весомую часть занимают вопросы детской гастроэнтерологии: 4 издания учебника для медицинских училищ и колледжей «Педиатрия
с детскими инфекциями» (последнее в 2018 году), 4 издания учебника «Общий уход за детьми» для студентов медицинских вузов (последнее в 2015 году), «Общий уход за детьми. Руководство к практическим занятиям и сестринской практике» (2015), «Особенности оказания сестринской помощи детям» (2016, 2022), «Диагностика и лечение пациентов детского возраста» (2021) и др. Профессор К. И. Григорьев 20 лет является главным редактором журнала «Медицинская сестра» [9].
Учебники «Детские болезни» в 2-х томах и «Общий уход за детьми» для педиатрических факультетов медицинских высших учебных заведений были признаны лучшими учебниками на конкурсах учебных изданий РНИМУ им. Н. И. Пирогова соответственно за 2004, 2013 и 2016 годы. Преподаватели кафедры четырежды становилась лауреатами РГМУ/ РНИМУ за лучшую научно-исследовательскую работу в области детских гастроэнтерологии и гепатологии.
В поле интересов врача постоянно должны находиться правовые нормы регулирования медицинской деятельности, состояние подзаконных нормативных актов (речь о приказах Министерства здравоохранения РФ). Отсутствие знаний в этом разделе может повлечь за собой тяжелые последствия и юридическую ответственность для врача-гастроэнтеролога [10], аналогично и для врача-педиатра. Кафедра предоставляет курсантам актуальный анализ имеющейся нормативной базы, собственные наблюдения для определения значимых нормативно-правовых положений, примеры сложившейся судебной практики и т.д.
Лечебная работа
В связи с переформатированием медицины в России - созданием инновационных проектов, организационной перестройки московского здравоохранения - кафедре пришлось значительно изменить свой стиль работы. Вначале лечебной базой кафедры являлась Измайловская городская детская больница (Детская городская больница № 3), с 1997 по 2012 гг - Детская городская больница № 21 СВАО г. Москвы, с 2013 - вновь Измайловская детская больница, после ее упразднения с 2014 г - Морозовская детская клиническая больница. В большой степени стабилизации учебного процесса способствовал переход кафедры на новую клиническую базу, каковой
стала Тушинская городская детская клиническая больница им. З. А. Башляевой ДЗМ (гл. врач проф. Османов И. М.) в декабре 2015 г и включение коллектива кафедры в состав Университетской клиники педиатрии ДГКБ им. З. А. Башляевой ДЗМ в марте 2016 года. Важной составной частью является работа и на других лечебных базах - НИКИ педиатрии им. акад. Ю. Е. Вельтищева (директор - проф. Морозов Д. А.), ГБУЗ «ДГП № 122» ДЗМ (и.о. главного врача Хаустова Г. Г.), Красногорская городская больница (гл. врач Ильясова П. Н.), ГКБ 29 им. Н. Э. Баумана ДЗМ (гл. врач Бражник В. А.), ГКБ им. С. С. Юдина ДЗМ (гл. врач д.м.н. Папышева О. В.) и др.
Заключение
Высокий уровень отечественной педиатрической практики, несомненно, связан с НМО. Итогом обучения всегда должно быть повышение уровня компетенций врача и формирование прогрессивного мировоззрения. Лишь такой подход обеспечит повышение качества оказания медицинской помощи, основанной на принципах доказательной медицины.
Непрерывное профессиональное образование, принципы которого внедрены на кафедре педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФДПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова - важный фактор поддержания высокого уровня профессиональной компетенции врачей-педиатров и детских гастроэнтерологов, проходящих обучение, уверенности врачей в завтрашнем дне.
экспериментальная и клиническая гастроэнтерология | № 215 (7) 2023
experimental & clinical gastroenterology | № 215 (7) 2023
Литература | References
1. Drapkina O.M., Astanina S. Yu., Shepel R. N. Monitoring the quality of training programs for internists and general practitioners. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(5S):3514. (In Russ.) doi: 10.15829/1728-88002022-3514.
Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н. Мониторинг качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5S):3514. doi: 10.15829/17288800-2022-3514.
2. Grigoriy Roytberg, Zhanna Dorosh, Olga Sharkhun, General practitioner training in modern conditions. Journal of Family Medicine. 2018;(5):9-13. (in Russ.)
Ройтберг Г. Е., Дорош Ж. В., Шархун О. О. Подготовка врачей общей практики в современных условиях. Справочник врача общей практики. 2018; № 5: 9-13.
3. Agranovich N.V., Rubanova N. A., Knyshova S. A., Anopchenko A. S. Difficulties in education and practical training of young doctor under reform of Russian Healthcare. Ways to solve the problem and real-life experience. Meditsinskoe obrazovanie iprofessional'noeraz-vitie = Medical Education and Professional Development. 2019; 10 (2): 77-88. (in Russ.) doi: 10.24411/2220-84532019-12004.
Агранович Н. В., Рубанова Н. А., Кнышова С. А., Анопченко А. С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 77-88. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12004.
4. Mukharyamova L. M., Zhidyaevskij A. G., Tokrano-va K. P. The Quality of Higher Medical Education: Students' Perceptions and Assessments. Integratsiya obra-zovaniya = Integration of Education. 2020; 24(2):235-251. (in Russ.) doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235251.
Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов. Интеграция образования. 2020;24(2):235-51. doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.
5. Astanina S. Yu., Drapkina O. M., Shepel R. N. The relationship between the quality of gps training and the content of educational programs. Samara Journal of Science. 2022:11(1): 265-270. (in Russ.) doi: 10.55355/ snv2022111301.
Астанина С. Ю., Драпкина О. М., Шепель Р. Н. Взаимосвязь качества подготовки врачей-терапевтов и содержания образовательных программ.
Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 1: 265-70. doi: 10.55355/snv2022111301.
6. Belmer S.V., Khavkin A. I., Razumovsky A. Yu. [Pediatric gastroenterology: national guidelines]. Moscow. GEOTAR-Media Publ., 2022. 864 p. (in Russ.)
Бельмер С. В., Хавкин А. И., Разумовский А. Ю. Детская гастроэнтерология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022: 864 с.
7. Kharitonova L.A., Zaprudnov A. M., Grigoryev K. I., Bogomaz L. V., Pupysheva O. V., Kucheria T. V. Advances in the study of diseases biliary tract in childhood. Experimental and Clinical Gastroenterology. 2018;(1):4-13. (In Russ.)
Харитонова Л. А., Запруднов А. М., Григорьев К. И., Богомаз Л. В., Папышева О. В., Кучеря Т. В. Достижения в изучении заболеваний билиарно-го тракта в детском возрасте. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2018;149(1): 4-13.
8. Kharitonovа L. A., Zaprudnov A. M., Grigoriev K. I. Mandatory assessment of trophological status and nutrition in children in drugs prescribing. Experimental and Clinical Gastroenterology. 2020;(1):4-14. (In Russ.) doi: 10.31146/1682-8658-ecg-173-1-4-14. Харитонова Л. А., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Необходимость оценки трофологического статуса и характера питания у детей при назначении лекарственных средств. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2020;173(1): 4-14. doi: 10.31146/1682-8658-ecg-173-1-4-14.
9. Grigoriev K. I. 20 years in the service of mercy. Editor-in-chief's story. Meditsinskaya sestra = Nurse. 2023; (3): 3-10. (in Russ.) doi: 10.29296/25879979-2023-03-01.
Григорьев К. И. 20 лет на службе милосердию. Медицинская сестра. 2023; 25(3): 3-10. doi: 10.29296/ 25879979-2023-03-01.
10. Gracheva T. Yu., Plotnikova E. Yu. Regulation of the activities of a gastroenterologist in the legal field. Russian Medical Journal. 2017 May 04, No. 9480 (in Russ.) Available: https://www.rmj.ru/articles/gas-troenterologiya/reglamentatsiya-deyatelnosti-vracha-gastroenterologa-v-pravovom-pole/#ixzz83sD0yh8W (Accessed: June 1, 2023).
Грачева Т. Ю., Плотникова Е. Ю. Регламентация деятельности врача-гастроэнтеролога в правовом поле. Оригинальная статья опубликована на сайте РМЖ (Русский медицинский журнал). № 9480 04 мая 2017: https://www.rmj.ru/articles/gastroenterologiya/ reglamentatsiya-deyatelnosti-vracha-gastroenterologa-v-pravovom-pole/#ixzz83sD0yh8W (обращение актуально 1 июня 2023 г)