Научная статья на тему 'Подготовка педагогов в Харбинском педагогическом институте'

Подготовка педагогов в Харбинском педагогическом институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов в Харбинском педагогическом институте»

УДК 378.035

О. А. Косинова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ХАРБИНСКОМ ПЕД АГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

В середине 1920-х гг. российская эмиграция в Китае, оправившись после гражданской войны и первых яет беженства, в условиях мирной жизни почувствовала острую потребность в образовании. К середине 20-х гг. XX в. в Харбине уже было несколько вузов — это Юридический факультет, Политехнический институт, Институт ориентальных и коммерческих наук. Однако. ни один из них не давал педагогической и психологической подготовки. Педагог и историк образования Н. П. Автономов констатировал большую потребность в высшем педагогическом образовании в Маньчжурии СП С. 15].

Потребность российской диаспоры в квалифицированных педагогических кадрах была вызвана, на мой взгляд, несколькими причинами. Во-первых, с волной эмиграции в Харбин и на линию Китайской Восточной железной дороги (далее — КВЖД) прибыло большое количество детей. Многие потеряли родителей. Такое положение обусловило открытие ряда приютов и детских домов. В 1920-1924 гг. в Харбине открылись приюты: «Патронат» М. Н. Юзефович, «Дом милосердия», учрежденный архиепископом Нестором, «Русский Дом». В Шанхае и Тяньцзине организацией приютов занимались, главным образом, русские православные братства. В Шанхае действовал детский приют имени Св. Тихона Задонского. В Тяньцзине при православном братстве в 20-е гг. был организован приют-очаг. Кроме того, в 20-е гг. значительно увеличилось количество средних учебных заведений. Всего по оценке В. В. Перемиловского в Маньчжурии было около ста средних учебных заведений различных типов и видов [5]. Увеличение количества дошкольных воспитательных учреждений и школ сделало актуальной задачу обеспечения их профессиональными педагогическими кадрами.

Во-вторых, на северо-восток Китая с российской эмиграцией прибыло значительное количество интеллигенции. Среди них были опытные деятели образования, такие, как: Н. П. Автономов, К. И. Зайцев, С. В, Кузнецов, Н. А. Стрелков, В. Т. Шишин и др. Объединившись с проживавшими ранее в Маньчжурии педагогами, они развернули деятельность по организации в этом крае культурно-образовательного пространства российского Зарубежья. Ориентируясь на российское дореволюционное образование как образец, они понимали, что без высшей педагогической школы оно будет неполным. Постепенно Харбин становился одним из культурных центров российского Зарубежья на Дальнем Востоке. Благодаря их деятельности высшее педагогическое образование в Харбине стало возможным.

Педагогический институт в Харбине был открыт в сентябре 1925 г. и проработал до 1937 г. Было открыто два отделения (факультета): математический и словесно-исторический. Обучение длилось три года. Ректором вуза стал профессор филологии Степан Васильевич Кузнецов.

Выпускник славянского отделения Нежинского историко-филологического института, С. В. Кузнецов имел большой опыт как педагогической деятельности, так и управления образованием. До эмиграции он работал помощником попечителя Оренбургского учебного округа Министерства народного просвещения. Преподавал русский язык и литературу в средних учебных заведениях Перми и Риги. Был членом испытательной комиссии Рижского учебного округа по русскому языку. В 1904 г. вновь оказался в Оренбургском учебном округе в качестве инспектора. Позже руководил Одесским учебным округом. Был одним из сторонников реформы среднего образования, инициированной министром народного просвещения П. Н. Игнатьевым [4, с. 155].

С. В. Кузнецову удалось собрать в вузе квалифицированный преподавательский состав. В институте работали выдающиеся педагоги. Доцент Н. А. Стрелков - педагог, психолог. С 1924 г. руководил курсами дошкольного воспитания Христианского Союза молодых людей (далее - ХСМЛ), которые использовал как площадку для педагогической практики своих студентов. Читал курсы: общей педагогики, общей и экспериментальной психологии, педологии, педагогической психологии, дошкольного воспитания.

Доцент В. Т. Шишин - преподаватель истории, имел опыт работы во Владивостокском педагогическом институте им. К. Д. Ушинского. Читал курсы: истории всеобщей культуры, истории русской культуры, методики преподавания истории.

Н. П. Автономов - педагог, преподаватель русского языка как иностранного, имел большой опыт преподавательской деятельности: в Харбинских коммерческих училищах, Первой Маньчжурской русской гимназии, на китайском отделении Юридического факультета, подготовительных курсах Харбинского Политехнического института и других учебных заведениях. В Педагогическом институте преподавал педагогику, дидактику, историю педагогических учений и школы, историю русского и европейского просвещения и др. [1, с. 16.].

Общая и экспериментальная психология, история русской педагогики читались П. В. Борзовым - известным в Маньчжурии педагогом и деятелем образования. Приехав в Маньчжурию в начале XX в., Н. В. Борзов основал и стал директором Харбинских коммерческих училищ. Одновременно он был начальником Учебного отдела Правления КВЖД, добившись на этом посту для района КВЖД статуса отдельного учебного округа с непосредственным подчинением Министерству народного просвещения. Кроме того,

Н. В. Борзов был создателем Маньчжурского педагогического общества,

инициатором проведения учительских съездов, директором благотворительного фонда И. В. Кулаева, оказывавшего помощь детям эмиграции. Всего в Педагогическом институте в 1920-е гг. работало 56 преподавателей, из них; 10 - профессоров, 8 - доцентов, остальные - преподаватели. Для преподавания привлекались также учителя средних школ. Они читала лекции, руководили педагогической практикой студентов.

С. В. Кузнецов, Н. А. Стрелков и В. Т. Шишин были также учредителями института. Эти и другие преподаватели занимались подготовкой педагогических кадров в Харбине, передавая свои знания и опыт. При том, что их материальное положение было достаточно тяжелым.

В Маньчжурии хорошей материальной базой обладали, прежде всего, те учебные заведения, которые были связаны с КВЖД. К ним относились: Политехнический институт, коммерческие училища. Часть учебных заведений получала помощь от Правления КВЖД. За это, в частности, ратовал в своих выступлениях Н. В. Борзов. Педагогический институт не готовил кадры для железной дороги, поэтому не имел права на субсидии. Свою работу институт начал с 45 долларами, предоставленными учредителями, очевидно, из личных накоплений. В последующие годы бюджет был скромный -40 тысяч местных даянов-долларов. Основным источником финансирования была плата за обучение, бывали также частные пожертвования. Жалование ректора за административную и преподавательскую работу составляло 200 долларов в месяц, жалование преподавателей было меньше, За неимением своего помещения институт арендовал его в свободное время, поэтому занятия были по вечерам [2, с. 109,110.].

Учебный план института сочетал в себе традиционный и новаторский подходы. Преемственность российской системе высшего педагогического образования обеспечивалась наличием в содержании образования таких курсов, как: педагогика, дидактика, теория дошкольного воспитания, общая и экспериментальная психология, педагогическая психология, история педагогики, теория внешкольного образования, теория и психология творчества, методики преподавания различных предметов и др.

Современные подходы в педагогике были представлены, например, дисциплинами: новейшие направления в дидактике, педология, педагогическое рисование и метод ручного труда, искусство художественного чтения, школьная гигиена и гигиена умственного и школьного труда и др. Студентов знакомили также с так называемым комплексным преподаванием (в противоположность предметному — К. О.) и обучением по Дальтон-плану [2, 107-108].

Изучались также общеобразовательные дисциплины: философия, логика и общая методология наук, история (отечественная и всемирная), история искусств, социология, начала экономики и права, иностранные языки, включая латынь и др. В учебном плане присутствовал ориентальный ком-

понент, который включал в себя такие курсы, как: история китайской педагогики, историко-географический обзор стран Дальнего Востока, китайский и японский языки, маньчжуроведение и др. [1].

Таким образом, программа подготовки педагогов была обширна и насыщенна, Такой подход к формированию содержания обеспечивал широкий кругозор и современную подготовку будущих педагогов. Краеведческий компонент способствовал подготовке к работе на Дальнем Востоке, обеспечивая возможность этнокультурного взаимодействия россиян и народов Китая в сфере образования.

На начало работы в институте училось 32 студента. Позже, во второй половине 20-х гт. одновременно обучалось 85 человек [1]. К 1930 г. институт имел уже 178 студентов. С 1930 г. был открыт четвертый курс [2, с. 107].

Обучение студентов строилось на основе принципа самодеятельности: кроме лекций по большинству предметов были предусмотрены с заранее разобранными темами докладчики, содокладчики и оппоненты из числа студентов. За полугодие бывало не менее одного - двух таких лекционных докладов. Кроме того, один день недели был специально отведен для, так называемых, общестуденческих докладов в присутствии всех студентов института. Лекции во всех вузах Харбина велись с 17.20 до 22.30. В общестуденческий докладной день в Педагогическом институте лекции заканчивались в 19.00, и с 19.30 начинались доклады с тезисами и дискуссиями. Таких докладов в месяц обычно бывало от двух до четырех [2, с. 108].

Для этих докладов ректором была введена схема:

1. Цель: приучение к самостоятельной проработке научного и педагогического материала, к литературному творчеству научного и педагогического характера.

2. Задачи:

2.1. Приучение к публичным выступлениям.

2.2 Выработка умений доказывать, защищать и опровергать мысли.

2.3 Участие в обсуждении доклада наибольшего числа слушателей.

3. В отношении тем:

3.1. Углубление (разработка) изучаемых тем, разделов курса, разработка новых вопросов.

3.2. Тема по крайней мере за две недели вывешивается для общего сведения.

4. Касательно ведения докладов:

4.1. До доклада:

- назначение докладчика, содокладчика, оппонентов;

- вывешивание тезисов доклада, по крайней мере, за неделю до;

- обозначение докладчиками главных источников доклада.

4.2. Во время доклада:

- составление краткого протокола (включая резюме). Прилагаются тезисы и перечень источников.

4.3. После доклада:

— передача протокола для подписания ректору [2, с. 118].

Чтение лекций по расписанию прекращалось 1 июня. До 12 июня шло чтение лекций по предметам, «по которым нужно закончить курс». 6-30 июня проводились весенние зачеты. При переходе с первого на второй курс студент сдавал восемь зачетов: шесть из них назначал Ученый совет, два - выбирал сам студент. Причем, три зачета сдавались в июне, три - в сентябре и два - летом, не позже 20-го ашуста. В эти восемь зачетов не входила обязательная сдача в назначенные дни зачетов-коллоквиумов по педагогическому рисованию и художественному чтению [2, с. 118].

Н. Г1. Автономов упоминал за год четырнадцать зачетов: шесть полугодовых и восемь годовых. В том числе, зачеты по искусству художественной речи и педагогическому рисованию. На зачетах и экзаменах присутствовали представители других вузов, начальник Учебного отдела, представители местного самоуправления [1].

Профессиональную подготовку в Педагогическом институте отличила квалифицированная и интересно поставленная организация педагогической практики. Все студенты со второго курса и до окончания института были привлечены к педагогической работе. С этой целью Педагогическим институтом была учреждена 7-классная смешанная гимназия с реальным и классическим отделениями в двух старших классах и детским садом. Как базы для педагогической практики, привлекались также другие общеобразовательные учреждения и детские сады.

К обязательным видам работ на практике относились: анализ организации школьного дела в учебных заведениях г. Харбина, запись прослушанных уроков, ведение дневника педагогических наблюдений, педагогическая характеристика с экспериментальными исследованиями личности, ведение круговой тетради-дневника педагогических процессов и достижений, месячное плановое распределение учебного курса по особой ведомости, сравнительно-критический разбор учебников, руководств и отделов учебных программ, руководство учебными и внеклассными кружками, руководство домашним чтением учащихся, пробные уроки.

Материалы оформлялись студентами в виде письменного отчета, иногда с предварительными планами. Для каждого вида отчетности руководителями были разработаны образцы.

В 1925 г. Н. А. Стрелковым были организованы курсы дошкольного воспитания при ХСМЛ, так как образовательная система Союза была хорошей площадкой для подготовки педагогов. В систему ХСМЛ входили: детский сад, гимназия, колледж, различные формы внешкольной работы с детьми (кружки, спортивные секции). Кроме того, педагоги образовательных учреждений ХСМЛ использовали прогрессивные методы воспитания и обучения: систему Ф. Фребеля, М. Монтессори, Кольверт-скул. В программу

курсов дошкольного воспитания входили: история и теория дошкольного воспитания, психология детства, анатомия, физиология и гигиена детского возраста; методики: ручного труда, природоведения, рисования, физкультуры.

Кроме того, при институте была организована группа по подготовке и репетированию по всем предметам. Занятия вели студенты с опытом педагогической деятельности. Организация подготовительных групп преследовала три задачи. Во-первых, передать студентам под руководством преподавателей опыт индивидуальных занятий с учениками. Во-вторых, ликвидация неуспеваемость среди школьников. С этой целью были разработаны планы и методика помощи именно неуспевающим учащимся. В-третьих, по возможности исключить случайное, непрофессиональное репериторство в эмигрантской среде. Каждая группа репетиторов имела старшего группы из числа студентов. Они следили за организацией занятий и вели отчетность [2].

Для развития самостоятельности и научно-исследовательской работы студентов в институте действовали студенческие кружки. Педагогический кружок работал летом. Им руководил Н. А. Стрелков. Кружок имел секции: 1 - проблемы памяти, 2 - система тестирования (для Кабинета экспериментальной психологии и педагогики, который действовал в институте постоянно под руководством Н. А. Стрелкова),

Математический кружок базировался на математическом отделении. Он работал в течение года (приблизительно 2-3 раза в неделю). Каждый студент выступал с докладом. Кроме того, на заседаниях кружка занимались проработкой теоретических материалов для подготовки к сессии.

На словесно-историческом отделении предполагалось открытие одноименного кружка. Примечательно, что студентами этого факультета был разработан орфографический словарь-справочник [3, с. 1].

В середине 1934 г. ректором Педагогического института был избран Кирилл Иосифович Зайцев. Одновременно он был назначен и. о. профессора истории Юридического факультета. С первых дней работы вплоть до ликвидации этих учебных заведений в 1937 г. он делал все возможное, чтобы приблизить уровень обучения студентов к западноевропейским стандартам: вводил новые курсы, большое внимание уделял научно-исследовательской и издательской деятельности учебных заведений, связям с общественностью. Оказывал посильную помощь малоимущим студентам.

Благодаря его усилиям Пединститут использовал новую для того времени форму обучения - «открытые лекции», доступные всем желающим. Тематика лекций была широкой: от отдельных вопросов истории Киевской Руси до анализа последних событий в СССР. В 1935/36 учебном году таких лекций состоялось пятнадцать, а в следующем, за последние четыре месяца - восемь [1, 22-23].

Для получения диплома студенты должны были сдать экзамены, дать показательные уроки и представить письменную работу. В итоговые испытания по общим дисциплинам входили; педагогика, история педагогических учений XVIII - XX веков, психология, новая и новейшая философия; по словесно-историческому отделению: русская литература XIX и XX вв., русский язык (грамматика и история русского языка), русская история, всеобщая история XIX и XX вв.; по физико-математическому отделению: математика, физика [2, с. 118].

Студенты, вынужденные в связи с ликвидацией института в 1937 г. окончить сокращенный (по особому плану) курс, получили право преподавания в высших начальных училищах и первых четырех классах средней школы [1].

Педагогический институт в Харбине был продолжателем традиций российского высшего педагогического образования. За время своей деятельности институт выпустил несколько десятков педагогов, снабженных достаточными общепедагогическими и специальными знаниями, с пользой работающих в местных школах.

Будущие учителя получали образование и воспитывались в традициях национальной российской культуры. Институт был проводником национального воспитания и всячески пропагандировал его. Именно Педагогическому институту принадлежала инициатива празднования среди эмигрантов дальневосточной диаспоры «Дня русской культуры».

Педагогический институт был проводником новейших педагогических течений. В русле педагогической науки преподаватели института развивали педологические, антропологические, культурологические взгляды. На базе института работали Кабинет экспериментальной психологии и педагогики и гимназия, где анализировались и применялись новейшие разработки в области педагогики и психологии.

Своими торжественными заседаниями, посвященными выдающимся педагогам или выдающимся людям отечественной и мировой истории и культуры, Педагогический институт привлекал внимание общества к тем или иным событиям и лицам. Педагогический институт был известен в других центрах проживания российских эмигрантов в Китае — Пекине, Тяньцзине, Шанхае, а также поддерживал контакты с Педагогическим бюро по делам средней и низшей русской школы за границей с центром в Праге.

Педагогический институт был центром педагогического сообщества Маньчжурии. Руководство и преподаватели периодически устраивали собрания, посвященные рассмотрению различных педагогических вопросов и проектов: организации в институте естественно-географического и вое-точно-педагогического факультетов, методических курсов для городских учителей, открытие при институте курсов для китайцев, пропагандировал необходимости восьмилетней школы и др. В последние полтора года свое-

го существования институт организовал цикл открытых лекций для широкой общественности. Таким образом, Педагогический институт выполнял не только образовательную и научно-исследовательскую функции, но и культурно-просветительскую, способствуя сохранению и развитию российской культуры и образования на Дальнем Востоке.

Библиографический список

1. Автономов, Н. П. Харбинский Педагогический институт // Харбинские Коммерческие училища. - 1961. — № 8. — С. 15—24.

2. ГА РФ. Ф.5785. Он. 2. Д. 30.

3. ГА РФ. Ф. 5837. Оп. 2. Д. 348.

4. Мелихов, Г. В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925-1932 гг.). - М.: Русский путь; Викмо-М, 2007.

5. Перемиловский В. Русская школа в Маньчжурии // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 2С)-х гг.: Сборник документов. - М.: ИНПО, 1995. С. 155-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.