4. Korotkova E. V. Organizatsija vnutrifirmennogo obuchenija personala v sovremennyh uslovijah // Materialy v Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferentsii «Studencheskij nauchnyj forum — 2013».
5. Purahin N. F. Masterstvo kak odno iz professional'no znachimyh kachestv trenera po sportivnoj bor'be // Teorija i praktika prikladnyh i ekstremal'nyh vidov sporta. 2010. № 1 (16). S. 74-78.
6. Romanovskaja I. A. Razvitie innovatsionnoj pozitsii prepodavatelja vysshej shkoly v protsesse organizatsionnogo obuchenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013. № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-9093 (data obrashchenija: 07.05.2013).
7. Treshchjov A. M., Isamullaeva D. R. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikatsii pedagoga v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija (v sfere fizkul'tury i sporta) // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2012. № 3. S. 101-103.
8. Treshchjov A. M., Sergeeva O. A. Razvitie professional'nyh kompetentsij sotrudnikov v samoobuchajushchemsja universitete// Gumanitarnye issledovanija. 2012. № 2. S. 335-342.
О. В. Карынбаева
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Статья посвящена проблеме подготовки педагогов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Автором представлена программа подготовки педагогов к созданию благоприятной среды для обучения детей данной категории в массовых школах.
Ключевые слова: подготовка, педагоги, интегрированная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательные учреждения.
O. Karynbaeva
TRAINING TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article deals with the problem of training teacher for the integrated education of children with disabilities in educational institutions. A teacher training program for setting up a favorable environment for the education of children of this category in the public schools is suggested.
Keywords: training, teachers, an integrated educational environment, children with disabilities, general education.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигают задачи становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психофизического развития. Причем, тенденции таковы, что дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право выбора места и способа обучения. В результате таких преобразований многие ученики с ОВЗ обучаются в условиях интегрированного обучения в общеобразовательных школах.
Анализ работ специалистов (В. З. Кантор, Т. Л. Лещинская, М. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, М. И. Никитина, В. И. Олешкевич и др.) показал, что это — достаточно сложный процесс. Определенные трудности совместного обучения заключаются не только в том, что ученику с ОВЗ приходится адаптироваться к новым условиям обучения, а еще и в том, что и в школе тоже необходимо приспосабливаться к такому «особенному» ребенку и создавать особую образовательную среду.
В научной литературе определено, что образовательная среда является продуктом отношений между субъектами образовательного пространства.
В самом общем смысле, по мнению Т. П. Кунцевич, образовательная среда определяется как среда человека, его естественное и социальное окружение [2]. В. А. Ясвин определяет образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия [6]. С. Е. Гайдукевич представляет ее как совокупность средовых ресурсов, обеспечивающих ребенку познание и развитие [3].
В системе специального образования под «интегрированной образовательной средой» понимают специально организованную среду, которая моделируется педагогом с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социализации и интеграции в общество [2].
Детальное рассмотрение специфики интегрированной образовательной среды в работах С. Е. Гайдукевич, К. С. Мануйлова, В. И. Панова, О. Р. Радионовой, П. И. Третьякова, Е. А. Ямбурга, В. А. Ясвина позволило определить, что одной из основных задач специалистов является обеспечение безбарьерной, адаптивной, развивающей,
личностно-ориентированной образовательной среды для всех учащихся.
Для обучения детей с ОВЗ должна быть создана такая образовательная среда в общеобразовательных учреждениях, которая будет адекватной возможностям и потребностям ребенка, будет способствовать профилактике ограничений, обусловленных психофизическими нарушениями, окажет стимулирующее воздействие на продвижение детей в развитии, поможет учащимся войти в независимую и самостоятельную жизнь.
Такие подходы к образованию детей с ОВЗ требуют от педагогов иной подготовки. Важность данной проблемы отмечают многие специалисты. Однако в системе специального образования ситуация сложилась таким образом, что достаточно глубоко изучены вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированной образовательной среды (Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвой-ницкая); раскрыта сущность и необходимость подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы (Л. В. Заверткина, С. Н. Чу-ракова); определены правовые аспекты (Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева); доказана необходимость специальной подготовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, но подготовка учителей в постдипломном образовании к созданию интегрированной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ изучена недостаточно. Сравнительно небольшое количество отечественных исследований данной проблемы придает актуальность разработке и внедрению предлагаемой в данной работе программе, которая способствует подготовке учителей к созданию в общеобразовательных учреждениях благоприятной среды для интегрированно-
го обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Базой реализации программы явились пилотные учреждения: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Найфельд (Биробиджанский район) и Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» (г. Биробиджан). Прошли обучение по программе профессиональной подготовки 30 педагогов, обучающих детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ. Осуществлял программу профессорско-преподавательский состав кафедры кор-рекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема.
Программа основана на определенных принципах: принцип гуманизации образования, который предполагает раскрытие гуманистических ориентаций педагога, определяющих соответствующую направленность личности; принцип дифференциации деятельности, учитывающий специфику образования в зависимости от характера профессиональной деятельности; принцип открытости, который предполагает профессиональные, научные связи с базовыми учреждениями, специалистами; принцип модульности, определяющий такой подход, в соответствии с которым обучение строится по отдельным модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей; принцип регионализации, предполагающий учет социально-культурных, территориально-экономических особенностей функционирования системы и конкретных нужд региона в отборе содержания образования; принцип формирования компетентной деятельности педагога в условиях интегрированного обучения.
Программа состоит из диагностического (выявление образовательных потребностей
педагогов), содержательного (составление программы подготовки педагогов); дея-тельностного (реализация программы по подготовке педагогов) и творческого компонентов (профессиональное самосовершенствование).
С целью изучения отношения педагогов к процессу внедрения интегрированного обучения и выявления основных профессиональных трудностей (диагностический компонент) мы использовали такие методы исследования, как анкетирование, наблюдение, беседа.
Результаты анкетирования показали неоднородность позиций педагогов общеобразовательных школ в отношении внедрения интегрированного обучения детей с ОВЗ.
С одной стороны, они указывали, что такая форма организации обучения дает возможность предоставления равных прав и возможностей в получении образования всеми детьми и выступает как средство реабилитации и интеграции учащихся в общество.
С другой стороны, многие из них отмечали, что эффективность организации интегрированного обучения возможна лишь в отдельных случаях и только для некоторых категорий детей.
Также учителя указывали на неготовность общеобразовательной школы принять такого ребенка вследствие отсутствия материальных условий для профессионально-трудовой подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья, из-за недостатка методического оснащения школ, наличия большого количества учеников в классе, из-за огромной нагрузки на педагога и недостаточной личностной и профессиональной готовности учителя к процессу интегрированного обучения школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Наблюдения показали, что у педагогов недостаточно сформирована теоретическая
и практическая готовность к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявлялось в том, что учителя затруднялись в выборе форм и видов работы на уроке с гетерогенными группами учеников. Как правило, работа носила однообразный характер из урока в урок. Определенные трудности были и в оценивании работы учеников, в учете индивидуальных особенностей психофизического развития школьников и их компенсаторных возможностей, а также в соблюдении охранительно-педагогического режима, который сводился только к проведению физми-нуток на уроках. Отдельную группу составили проблемы в методической организации уроков.
Результаты диагностического компонента программы позволили наметить направления работы по подготовке педагогов в постдипломном образовании к созданию благоприятных условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Также с целью определения содержательного компонента программы нами были изучены Профессиональный стандарт педагога [4], Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [1], а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.07.00 — Специальное (дефектологическое) образование [5].
В результате этой работы реализация программы профессиональной подготовки педагогов была направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций: способность осознавать социальную значимость работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; способность к эмпатии и к адекватному восприятию разных детей, вне зависимости
от состояния их психического и физического развития; владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; готовность к взаимодействию с семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья; способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррек-ционно-педагогической деятельности; способность проектировать коррекционно-образовательное пространство; способность к моделированию и осуществлению психолого-педагогического сопровождения; умение использовать специальные подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; способность к саморазвитию и самореализации; способность брать на себя ответственность за результат педагогической деятельности и т. п.
Программа состояла из четырех модулей. В модуле «Психологические аспекты сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья» раскрывались общие и специфические закономерности развития психики детей с отклонениями в развитии. Давались представления о типах отклоняющегося развития. Рассматривались основы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ.
В модуле «Педагогические аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» раскрывались научно-организационные основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; особые образовательные потребности и содержание специального образования; принципы, технологии и методы обучения и воспитания; нормативно-правовое обеспечение специального
(коррекционного) образования; современные приоритеты в развитии системы специального образования; профессиональная деятельность и личность педагога, работающего с детьми с ОВЗ; основы логопедии.
В модуле «Методические аспекты организации учебного процесса» отражались вопросы психолого-педагогических основ обучения школьников с ОВЗ; кор-рекционно-развивающие задачи уроков; основные положения и особенности реализации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья; реализация методов обучения; основные формы организации обучения; подходы к отбору содержания; структура уроков; роль учителя в организации кор-рекционно-воспитательной работы на уроках.
В модуле «Современные коррекционные технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» были представлены коррекционно-развивающие технологии, методика преодоления нарушений устной и письменной речи в работе с детьми с ОВЗ.
Все модули были реализованы через традиционные (лекции, практические занятия и др.) и активные формы работы (мастер-классы, семинары-диспуты, семинары-дискуссии, деловые игры, круглые столы и др.).
Особое внимание преподаватели уделяли использованию активных методов обучения, которые способствовали свободному обмену мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, раскрытию взаимосвязи теории и практики, а также рассмотрению обсуждаемых вопросов с позиций современной науки, и были направлены на определение условий создания благоприятной среды обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях, на выбор оптимальных и эффективных форм организации учебного процесса, на совершенствование методов и приемов обучения детей с ОВЗ.
Важное значение в ходе проведения занятий уделялось деловым играм. Именно такая форма организации обучения способствовала воссозданию основных ситуаций и элементов, присущих профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием. Деловые игры были направлены на закрепление полученных знаний и формирование умения выбирать способы взаимодействия педагогов в системе отношений «учитель — родители», «учитель — ученики» адекватно ситуации и т. д. Педагоги познавали "себя через других" и "других через себя". Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими играющими, они приобретали опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отношений.
Использование обозначенных форм и методов работы позволило педагогам оказаться в ситуациях, требующих от них самоопределения, обозначения своих профессиональных проблем и трудностей, поиска путей их решения, что способствует их переходу из объекта профессионального обучения в субъект повышения своей компетентности.
В процессе обучения педагогов профессорско-преподавательский состав кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии и ведущие педагоги-практики широко использовали мультимедийные презентации и видеоматериалы о практике внедрения интегрированного обучения детей с ОВЗ.
В ходе реализации программы, а также после ее завершения педагоги имели возможность систематически получать консультации (очные и дистанционные) по
актуальным проблемам обучения детей с ОВЗ у ведущих специалистов кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, а также у внешних специалистов (специалистов ПМПК, педагогов специальных (коррекционных) школ, центров реабилитации, логопедических пунктов и т. д).
Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, поэтому данной форме мы уделяли особое внимание (творческий компонент). При планировании работы были учтены трудности и образовательные потребности педагогов. Для этого предварительно проводились индивидуальные консультации, беседы, наблюдения на уроках и в процессе организации воспитательной работы с последующим анализом и т. д. В работе по самообразованию предусматривались такие формы, как анализ специальной психолого-педагогической литературы с последующей подготовкой докладов и выступлением на практических занятиях, подготовка библиографии по интересующим вопросам, посещение уроков ведущих специалистов и обобщение их передового опыта, анализ собственных уроков.
Особое внимание было уделено участию педагогов в научно-практических конференциях («Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях», «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях», «Моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья», «Создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных
учреждениях»). Такая работа способствовала развитию исследовательской компетенции педагогов, обобщению опыта работы учителей и самоанализу их деятельности. Доклады отражали основные проблемы, а также результативность работы учителей по обучению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
На этапе рефлексии после проведения курсов педагогам предлагалось заполнить анкету слушателя, где они должны были выбрать ответы, характеризующие степень удовлетворенности процессом обучения. Интересен ответ относительно мотивов их обучения на курсах. Большинство педагогов (90%) указали, что их побудили возросшие требования к уровню подготовки, а также профессиональные проблемы, для решения которых нужны новые знания. На вопрос «Сумели ли обучающие программы восполнить недостающие для реализации трудовых функций знания и навыки?» был получен ответ «да» (85%) и «скорее да, чем нет» (15%). Также они указывали, что практически вся информация для них была новой (90%). Достаточно высоко слушатели курсов оценили работу профессорско-преподавательского состава кафедры кор-рекционной педагогики, психологии и логопедии ПГУ имени Шолом-Алейхема. Они отмечали, что было четкое изложение материала, который сочетался конкретными практическими примерами. Указывали на то, что преподаватели поддерживали интерес к теме занятия через совместные рассуждения, через использование электронных и технических средств обучения. Также слушатели курсов (98%) наивысшим баллом оценили методы обучения (лекции, деловые игры, работа с ведущими педагогами-практиками, анализ конкретных ситуаций и т. д.), применяемые при реализации программы. Абсолютно все отметили, что полностью удовлетворены курсами.
Пожелания педагогов были направлены на продолжение работы в контексте проблемы создания благоприятной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах.
Таким образом, нарастающие тенденции интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах требуют
от учителя иной подготовки к его осуществлению. Она должна осуществляться в процессе постдипломного образования. Прежде всего, педагоги должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах. Разработанная и представленная нами программа в полной мере способствует этому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.
2. Кунцевич Т. П. Образовательная среда как фактор социализации детей в условиях центра // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: Пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. Минск, 2005. С. 93-106.
3. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: Учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич и др.; Под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006. 98 с.
4. Профессиональный стандарт педагога. Проект. http://www.ug.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.07.00 — Специальное (дефектологическое) образование. Квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.01.2010 г. № 49.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
REFERENCES
1. Edinaja kontsepcija spetsial'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: osnovnye polozhenija / N. N. Malofeev, O. S. Nikol'skaja, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova // Defektologija. 2010. № 1. S. 6-22.
2. Kuntsevich T. P. Obrazovatel'naja sreda kak faktor sotsializatsii detej v uslovijah centra // Obrazovatel'na-ja integratsija i sotsial'naja adaptatsija lits s ogranichennymi vozmozhnostjami. Posobie dlja uchitelej, psiholo-gov i roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostjami. Minsk, 2005. S. 93-106.
3. Organizatsija obrazovatel'noj sredy dlja detej s osobennostjami psihofizicheskogo razvitija v uslovijah in-tegrirovannogo obuchenija; ucheb.-metod. posobie / S. E. Gajdukevich i dr.; Pod obshch. red. S. E. Gajduke-vich, V. V. Checheta. Minsk: BGPU, 2006. 98 s.
4. Professional'nyj standart pedagoga. Proekt. http://www.ug.ru
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 05.07.00 — Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie. Kvalifikatsija (stepen') «bakalavr». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federatsii ot 18.01.2010 g. № 49.
6. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001. 365 s.