Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение подростков к чтению'

Подготовка педагогов к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение подростков к чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROGRAM DEVELOPMENT / TEACHER TRAINING / EXTRACURRICULAR ACTIVITY PROGRAM / MOTIVATING STUDENTS TO READ / READING COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Екатерина Вадимовна

Рассматриваются теоретические и практические аспекты по вопросу подготовки учителей к проектированию и реализации программы внеурочной деятельности, направленной на приобщение к чтению и развитие читательской компетентности учащихся основной школы, а также их личностных и метапредметных результатов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Екатерина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers theoretical and practical aspects of the issue of training teachers to develop and implement extracurricular activity programs aimed at motivating students to read. The author focuses attention on developing the reading competence and improving personal and meta-subject performance in primary school students.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение подростков к чтению»

Е.В. ЗАЙЦЕВА (Санкт-Петербург)

подготовка педагогов к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение подростков к ЧтЕнию

Рассматриваются теоретические и практические аспекты по вопросу подготовки учителей к проектированию и реализации программы внеурочной деятельности, направленной на приобщение к чтению и развитие читательской компетентности учащихся основной школы, а также их личностных и мета-предметных результатов образования.

Ключевые слова: проектирование, подготовка учителей, программа внеурочной деятельности, приобщение к чтению, читательская компетентность.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, построении образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов - предметных и метапредметных. Одним из приоритетных направлений метапредмет-ных результатов основного общего образования являются смысловое чтение, читательская компетентность и, как следствие, приобщение к чтению, которые относятся к универсальным учебным действиям и направлены на поиск, интерпретацию и оценку информации [11].

Приобщение к чтению может способствовать развитию смыслового чтения и читательской компетентности. Под приобщением мы понимаем процесс актуализации потребности в чтении и результат личностных изменений под влиянием данного процесса.

Читательская компетентность - это «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в зна-ково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [Там же]. Поскольку чтение определяют как мета-предметный навык, то составляющие его части можно выделить в структуре всех универсальных учебных действий (УУД):

'кие науки -

- регулятивные - регулирование читательской деятельности, оценивание себя как читателя;

- познавательные - понимание текста, поиск информации и ее интерпретация;

- коммуникативная - умение общаться по содержанию прочитанных текстов со сверстниками и взрослыми;

- личностные - мотивация к чтению, положительное отношение к чтению.

читательская компетентность является важным условием усвоения учащимися образовательной программы. Согласно материалам педагогических, библиотечных, психологических исследований, посвященных различным аспектам проблемы, младший подростковый возраст - это переломный этап, который во многом определяет дальнейшее становление читателя. Так, в своем исследовании, основанном на миллионной выборке, Дж. Хэтти делает вывод, что трудности в чтении могут сказаться на процессе обучения. Именно на этом этапе увеличивается необходимость в таких навыках, как понимание текста, поиск информации, установление логических связей, умение делать выводы [12].

К сожалению, исследование, проведенное нами на предмет реализации программы, направленной на развитие читательской компетентности в основной школе, показало, что чтение не является приоритетным направлением, выбранным школами. Так, на основе анализа 100 программ внеурочной деятельности в основной школе, представленных в сети Интернет за последние шесть лет, было установлено, что только каждая десятая школа реализует программу, связанную со смысловым чтением. Причинами данного явления могут быть, во-первых, недопонимание педагогами значимости чтения для учащихся, во-вторых, недостаток опыта учителей по разработке программ, ориентированных на развитие читательской компетентности.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа повышения квалификации педагогов, которая предполагала углубление знаний учителей по проблеме приобщения к чтению и понимания ценности и значимости данного процесса и алгоритма проектирования образовательной программы внеурочной деятельности. образовательная программа представляет собой своего рода инструмент управления образованием, который выступает актуальным и необходимым в каждой школе.

О Зайцева Е.В., 2019

известия вгпу

Некоторые ученые под образовательной программой понимают индивидуальный образовательный маршрут, при прохождении которого учащийся может выйти на тот или иной уровень образования в соответствии со стандартом этой программы (Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова) [4]. Образовательная программа проектируется педагогами и корректируется в совместной деятельности с учащимися.

Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме педагогического проектирования (B.C. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Е.В. Радионов, А.П. Тряпицына) показал, что этот вид образовательного взаимодействия представляет собой совместную деятельность преподавателей и учащихся, основными характеристиками которой выступают иннова-ционность, креативность, профессионально-личностное саморазвитие.

Существуют следующие понятия педагогического проектирования:

- практико-ориентированная деятельность с целью разработки новых образовательных систем и видов педагогической деятельности [6];

- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности [1];

- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности с целью решения задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах [3];

- этап отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебной задачи [7];

- проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций; результат функционирования этих систем [9].

Таким образом, все вышеперечисленные понятия проектирования подразумевают создание и реализацию новых педагогических проектов, направленных на решение определенных педагогических задач и развитие личности учащегося. вопросы проектирования, содержания и организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательской компетентности, являются центральным элементом разработанной программы повышения квалификации.

курсы повышения квалификации должны обеспечить подготовку слушателей к разработке и реализации программы внеурочной деятельности. Целью повышения квалификации является возможность для профессионального роста и непрерывного профессионального об-

разования, а также развития компетенций для внедрения изменений в практике [10], в нашем случае - практике проектирования программ и работы с текстами.

Е.И. Казакова подчеркивает, что одним из важных условий является проектирование программы «от ученика», т. е. «программа не просто адресуется ученику, она преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учится, а не того - кто учит». При этом содержание, методы, средства, результаты и способы мотивации учащихся должны быть четко продуманы.

При подготовке учителей к разработке содержания и реализации программы внеурочной деятельности необходимо учитывать:

- содержание практических занятий, которые должны включать знания, необходимые для проектирования учебного процесса (в нашем случае это знания о роли читательской компетентности в образовании, самообразовании учащихся);

- фактор собственного развития через учебную деятельность по освоению методов обучения и способов профессиональной деятельности [2];

- знакомство педагогов с новыми методами и средствами работы, а также совершенствование компетенций в области разработки программ курсов внеурочной деятельности и учебно-методических материалов к ним.

Программа повышения квалификации будет успешной, если она обеспечивает:

- понимание смысла предстоящей деятельности учителями;

- теоретическое освоение и проектирование нового содержания профессиональной деятельности;

- практическую реализацию собственной программы;

- рефлексивный анализ освоения материалов педагогами и эффективность способов самообразования и саморазвития [Там же].

Рассмотрим более подробно вопрос подготовки учителей к разработке курсов внеурочной деятельности, ориентированной на развитие читательской компетентности и смыслового чтения.

разработанная нами программа по подготовке учителей была реализована на базе ИМЦ Невского района в 2017-2018 гг. Программа рассчитана на 108 часов и включает в себя очные и дистанционные занятия на базе платформы Moodle.

Слушателями курсов стали учителя разных предметов (русского языка и литературы, МХК, географии, английского языка, ин-

форматики, биологии, истории), а также библиотекари и представители школьной администрации. В работе приняли участие 32 чел. со стажем педагогической работы от 6 до 35 лет. Для понимания смысла разработки программы внеурочной деятельности, направленной на чтение, в рамках курса были рассмотрены основные положения ФГОС по программе внеурочной деятельности и реализации программы смыслового чтения.

Проектирование и утверждение программ внеурочной деятельности входит в компетенцию образовательного учреждения. В российских документах по образованию рабочая программа по внеурочной деятельности является компонентом основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС [8].

Программы по внеурочной деятельности должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы - это достижение личностных и метапредметных результатов за счет принципов внеурочной деятельности. Сюда относятся свобода выбора, психологическая комфортность, учет интересов учащихся, использование разнообразных форм (клубы, кружки, научно-практические конференции). Содержание курса по подготовке учителей включало следующие темы: «Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы», «Основы смыслового чтения», «Чтение как содержание внеурочной деятельности». «Роль чтения в достижении личностных, ме-тапредметных, предметных результатов освоения ООП». «Роль чтения в воспитании и социализации обучающихся».

Поскольку познавательная деятельность является основным видом деятельности в подростковом возрасте, необходимо определить место проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе по предмету. Для достижения личностных и метапредметных результатов педагоги должны иметь четкое представление о группах результатов (личностных, метапредметных, предметных) и соотнести с ними содержание планируемого курса.

Теоретическому освоению и проектированию содержания программы были посвящены темы «чтение и самообразование современного учителя», «Игровые технологии в работе с текстом», «Система оценки развития читательской компетентности», «Проектирование образовательного процесса с использованием семиотических технологий», «Освоение приемов технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления"», «Использование тематического портфолио на занятиях

внеурочной деятельности». Обсуждение этих тем происходило на основе текстов В.А. Су-хомлинского «О самообразовании и работе с книгой», Д.С. Лихачева «Письма о добром», М. Чудаковой «Не для взрослых. Время читать!», Д. Пеннака «Как роман», Д. Берджеса «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными и увлекательными», а также официальных документов (ФГОС ООО, национальной программы поддержки и развития чтения). Данные источники позволили актуализировать проблему детского чтения в сознании учителей, способствовать поискам оптимальных путей ее решения, а также помогли создавать условия для повышения собственной читательской компетентности учителей.

В процессе курса педагоги овладели стратегиями и технологиями чтения предтексто-вой, текстовой и послетекстовой деятельности. Работа включала активные формы работы, а также командное взаимодействие учителей, способствующее реализации междисциплинарной программы в школе.

Далее учителям предстояло разработать свою программу, направленную на приобщение к чтению и развитие читательской компетентности на основе полученных знаний (практическая реализация курса), которая должна была содержать структуру, предложенную Е.И. Казаковой:

1) название программы, которое должно отражать смысл, быть коротким и привлекающим внимание;

2) адресная (целевая группа) группа программы, т. е. определить возраст аудитории;

3) краткая аннотация к программе, где в краткой форме отражено основное содержание;

4) целевое назначение программы, которое должно ориентироваться на цели ученика;

5) ведущие идеи, замысел программы, т. е. теоретическая основа получения образовательных результатов;

6) ключевые понятия, т. е. основные единицы знания, без которых реализация задач невозможна;

7) проблемные вопросы теоретического характера, которые решаются в процессе освоения курса;

8) содержательная характеристика программы или тематический план, который не должен содержать слишком большого числа тем (рекомендуемое число тем - 5-9);

9) адекватные формы организации учебного процесса;

10) ресурсное обеспечение программы, определяющее временной объем самостоятельной и аудиторной работы, индивидуаль-

известия вгпу

ные ресурсы каждого обучающегося и аудиторный фонд;

11) формы итогового контроля;

12) перечень основных источников для освоения учащимися, который должен включать обязательную и рекомендуемую литературу.

По итогам обучения был проведен опрос учителей, в котором предлагалось отметить плюсы и минусы программы повышения квалификации.

Среди положительных моментов программы педагоги отметили:

- важность чтения и развития читательской компетентности учеников средней школы (метапредметный результат) - 74%;

- изучение новых технологий и стратегий работы с текстом, способствующих саморазвитию самих учителей, - 76%;

- увеличение интереса и мотивации учащихся за счет использования активных форм работы с текстом чтения (личностный результат) - 64%;

- лучшее понимание текста учащимися и умение ориентироваться в нем (метапредмет-ный результат) - 61%;

- метапредметная связь урочной и внеурочной деятельности и возможность выстраивать программу в одной логике по своему предмету - 45%;

- использование командного и сетевого взаимодействия для реализации поставленных целей - 41%.

Были отмечены следующие отрицательные моменты:

- нехватка временного ресурса на тщательную подготовку - 29%;

- сложность в привлечении к работе всех учеников - 24%.

Программа подготовки учителей к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности, направленных на приобщение к чтению и читательской компетентности в основной школе, является важным и необходимым элементом в повышении профессионального развития педагогов, который:

- способствует получению научного представления о результатах образования, способах их достижения и оценки;

- позволяет активизировать взаимодействие с коллегами при решении поставленных задач;

- помогает расширить знания в области современных педагогических технологий и стратегий чтения.

Подобный курс может быть реализован в любой школе в формате внутрифирменно-

го обучения для подготовки педагогического коллектива к реализации программ в поддержку чтения.

Список литературы

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / под общ. ред. А.П. Тря-пицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2. Жаркова Е.Н. Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс] // Сиб. пед. журн. 2010. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/upravlenierazvitiem-regionalnoy-sistemy-po vysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniy (дата обращения: 14.06.2019).

3. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха: метод. материалы к обучающим семинарам. СПб., 1995.

4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. пед. бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: РГПУ, 1995.

5. Илюшин Л.С., Казакова Е.И., Лебедев О.Е., Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М. Образовательная программа школы. Концепция проекта «Школьная Лига Роснано». СПб.: Образоват. центр «Участие», 2011.

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская м.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005.

7. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М. - Волгоград, 2001.

8. О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: письмо Минобрнауки РФ от 19 апр. 2011 г. № 03-255 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rf-ot-19042011-n-03-255/ (дата обращения: 06.06.2019).

9. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

10. Тетина С.В. Система повышения квалификации учителей английского языка в условиях введения ФГОС ОО // научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (научно-теоретический журнал). 2011. № 3(8). С. 155-160.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 08.06.2019).

12. Хэтти Дж. А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. М.: Нац. образование, 2017.

* * *

1. Akulova O.V., Pisareva S.A., Piskunova E.V., Tryapicyna A.P. Sovremennaya shkola: opyt mo-dernizacii: kniga dlya uchitelya / pod obshch. red. A.P. Tryapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gerce-na, 2005.

2. Zharkova E.N. Upravlenie razvitiem regio-nal'noj sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Sib. ped. zhurn.

2010. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenierazvitiem-regionalnoy-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniy (data obrashche-niya: 14.06.2019).

3. Zair-Bek E.S., Kazakova E.I. Pedagogicheskie orientiry uspekha: metod. materialy k obuchayushchim seminaram. SPb., 1995.

4. Zair-Bek E.S. Osnovy pedagogicheskogo pro-ektirovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. baka-lavriata, pedagogov-praktikov. SPb.: RGPU, 1995.

5. Ilyushin L.S., Kazakova E.I., Lebedev O.E., Puzyrevskij V.Yu., Epshtejn M.M. Obrazovatel'naya programma shkoly. Koncepciya proekta «Shkol'naya Liga rosnano». SPb.: Obrazovat. centr «Uchastie»,

2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. I.A. Kolesnikovoj. M.: Izd. centr «Akademiya», 2005.

7. Kraevskij V.V., Polonskij V.M. Metodologiya dlya pedagoga: teoriya i praktika: ucheb. posobie / pod red. P.I. Pidkasistogo. M. - Volgograd, 2001.

8. O vvedenii federal'nyh gosudarstvennyh ob-razovatel'nyh standartov obshchego obrazovaniya: pis'mo Minobrnauki RF ot 19 apr. 2011 g. № 03-255 [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rf-ot-19042011-n-03-255/ (data obrashcheniya: 06.06.2019).

9. Radionov V.E. Teoreticheskie osnovy peda-gogicheskogo proektirovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996.

10. Tetina S.V. Sistema povysheniya kvalifika-cii uchitelej anglijskogo yazyka v usloviyah vve-deniya FGOS OO // Nauchnoe obespechenie siste-my povysheniya kvalifikacii kadrov (nauchno-teo-reticheskij zhurnal). 2011. № 3(8). S. 155-160.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utv. pri-kazom Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii ot 17 dek. 2010 g. № 1897 [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-1712 2010-n-1897/ (data obrashcheniya: 08.06.2019).

12. Hetti Dzh. A.S. Vidimoe obuchenie: sintez rezul'tatov bolee 50000 issledovanij s ohvatom bolee 86 millionov shkol'nikov. M.: Nac. obrazovanie, 2017.

Training teachers for developing and implementing extracurricular activity programs aimed at motivating teenagers to read

The article considers theoretical and practical aspects of the issue of training teachers to develop and implement extracurricular activity programs aimed at motivating students to read. The author focuses attention on developing the reading competence and improving personal and meta-subject performance in primary school students.

Key words: program development, teacher training, extracurricular activity program, motivating students to read, reading competency.

(Статья поступила в редакцию 02.08.2019)

Н.в. савва

(волгоград)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

подходы к формированию аутокомпетентности педагогов дошкольного образования

Рассматриваются психолого-педагогические подходы к исследованию аутокомпетентности как значимого качества педагогов дошкольных учреждений. Представлено описание программы по ее формированию посредством решения личностных задач, которые обеспечивают переход от неосознанной мотивации самоизменения к осознанной готовности личностного роста. Освещены результаты диагностики, отражающие уровень готовности педагогов к саморазвитию.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, ауто-компетентность, профессиональное развитие, личностное развитие.

Современная концептуальная основа образования предполагает изменение ценностных ориентиров педагогической деятельности, что требует от воспитателя своевременного реагирования на динамично меняющиеся

О Савва Н.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.