Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров земствами Таврической губернии в начале ХХ века'

Подготовка педагогических кадров земствами Таврической губернии в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ZEMSTVO (DISTRICT COUNCIL) / THE LOCAL INSTITUTION OF THE SELF-RULE / TAURIDA PROVINCE / TEACHER TRAINING INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якса Наталья Владимировна, Чемодуров Николай

Статья посвящена малоизученной проблеме подготовки педагогических кадров в Таврической губернии в начале ХХ века. Раскрыта роль земств в деле организации народного образования; проанализирована работа учебных заведений, занимавшихся подготовкой педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS ZEMSTVOES OF THE TAURIAN PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to insufficiently explored problem of training of the teaching staff in the Tauride province in the early twentieth century. The role of the Zemstvos (an elective district council in pre revolutionary Russia) is also disclosed in the article; the work of educational institutions, engaged in teachers` training is analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров земствами Таврической губернии в начале ХХ века»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 УДК:374.72(091) (470: 299.471) ''19''

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЗЕМСТВАМИ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Якса Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: jannsson@mail.ru

Чемодуров Николай, студент 3 курса исторического факультета Таврической академии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: pasternatskiy@bk.ru

Аннотация: статья посвящена малоизученной проблеме подготовки педагогических кадров в Таврической губернии в начале ХХ века. Раскрыта роль земств в деле организации народного образования; проанализирована работа учебных заведений, занимавшихся подготовкой педагогов

Ключевые слова: земство, местное самоуправление, Таврическая губерния, учительский институт

PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS ZEMSTVOES OF THE TAURIAN PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Yaksa Natalya Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Taurian academy, Crimean federal university of V. I. Vernadsky e-mail: jannsson@mail.ru

Chemodurov Nikolay, student 3 courses of department of history of the Taurian academy, Crimean federal university of V. I. Vernadsky e-mail: pasternatskiy@bk.ru

The article is devoted to insufficiently explored problem of training of the teaching staff in the Tauride province in the early twentieth century. The role of the Zemstvos (an elective district council in pre - revolutionary Russia) is also disclosed in the article; the work of educational institutions, engaged in teachers' training is analyzed as well.

Keywords: zemstvo (district council), the local institution of the self-rule, Taurida province, teacher training institute

Земства - особые выборные органы местного самоуправления, которые были введены в Российской империи земской реформой 1 января 1864 года и уже к рубежу Х1Х-ХХ вв. имели довольно большой опыт работы. Изначально сфера их компетенции ограничивалась дорожной, этапной, почтовой и иными административно-хозяйственными повинностями, но вскоре органы самоуправления находят новое направление своей деятельности в таких важных сферах как здравоохранение и народное образование. В сфере образования их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах» 1874 года. Согласно ему, земства имели право лишь учреждать и оказывать материальную поддержку начальным школам. Однако, тем не менее, свой большой потенциал земские органы желали использовать и путем влияния на образовательный процесс. Одним из вариантов реализации таких стремлений было совершенствование качества образования педагогов, а также формирование новых педагогических кадров. В данной работе рассмотрен ход работы земств по подготовке педагогических кадров в Таврической губернии в период 1901-1907гг.

Губерния, с центром в г. Симферополе, делилась на семь уездов: Днепровский, Мелитопольский и Бердянский (находившиеся на материковой части южно-украинских земель), а также Перекопский, Симферопольский, Ялтинский, Феодосийский и Евпаторийский (на территории полуострова

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 Крым). Центральным земским органом была Таврическая губернская земская управа, а в каждом уезде действовала своя уездная земская управа.

Одной из первостепенных задач, стоявших перед земствами в деле организации народного образования, наравне с поддержанием материального положения школ, обеспечением необходимым инвентарем и литературой, выделением поощрительных средств учителям и ученикам, была подготовка новых педагогических кадров и обеспечение возможности повышения их квалификации. По ряду причин к началу двадцатого столетия необходимость в педагогах возросла, а в Таврической губернии их выпускали немногие учреждения. Тем более острой в это время становится необходимость в квалифицированных кадрах. Земская начальная школа могла позволить себе брать на работу учителей, не окончивших специальных педагогических курсов или учительских институтов, и иногда им именно так приходилось поступать. Конечно, уровень квалификации таких педагогов мог быть недостаточным. Часто возникала необходимость приглашать педагогов из других регионов. И, тем не менее, руководствуясь принципами передового образования, нельзя было стоять на месте и не предпринимать шагов в сторону улучшения качества образования учителей. Не только правительственная, но и земская общественность была занята вопросом о путях решения сложившейся проблемы.

На наш взгляд, среди основных факторов, стимулировавших улучшение ситуации в данном вопросе, можно отметить: деятельность земств по повышению заработных плат и увеличении размера дополнительных выплат, повышение квалификации учителей путем организации специальных учительских курсов и педагогических съездов, а также поддержание общественных инициатив, направленных на помощь педагогам.

В первые годы нового столетия выборные органы местного самоуправления уже достигли определенных успехов на поприще развития образования. Подробнее о них можно узнать из «Общего очерка состояния народных училищ Таврической губернии за 1898-1899 гг.» Согласно ему по

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 Таврической губернии в 1896 году грамотным было около 47% всего населения, что соответствовало 16 позиции среди губерний империи. При этом уровень грамотности среди населения возрастал, так, в 1883 году - 32%, в 1893 - 46%, а к 1901 году - 69%\ Число школ также заметно возросло, так с 1868 по 1901 гг. в 14,5 раз, а ассигнования на них со стороны земств возросли с 6925 р. до 193797 р. (в 27 раз)2. И, тем не менее, такие успехи могли бы получить дальнейшего развития в условиях недостаточного количества учителей и, что является очень важным, их уровня образования. В Таврической губернии к 1901 году было несколько учебных заведений выпускавших педагогов.

Наиболее значимым из них, с нашей точки зрения, является Феодосийский учительский институт. Институт, который был открыт в соответствии с вышедшим 31 мая 1872 года «Положением об учительских институтах». Согласно этому документу, по империи стали создаваться учительские институты для подготовки преподавателей в 6-классные городские училища. За первое десятилетие было открыто уже девять таких институтов. Не стала исключением и Таврическая губерния, где уже 21 января 1874 года был открыт Феодосийский учительский институт. Его студенты учились 4 класса -3 теоретических и 1, последний, образовательно-практический. Сословных ограничений для поступавших не существовало. В его состав входило и двухклассное городское училище, где после окончания четвертого курса, студенты проходили педагогическую практику. Созданный институт финансировался в первую очередь за счет средств государственного казначейства, следующим по значимости источником были пособия земств.

В декабре 1872 года в Симферополе была открыта Симферопольская татарская учительская школа. Обучение в ней продолжалось четыре года. В последний год учеников обучали педагогике, основам дидактики, после чего они проходили педагогическую практику в начальном училище при школе. Также в XIX в. существовал Керченский Кушниковский институт благородных

1 XVII общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии, Севастопольского и Керченского градоначальств за 1898-1899 г.г. - Симферополь, 1900. - С.23-24.

2 Там же. - С.43.

ISSN: 2499-9911 4

девиц, открывшийся в 1835 году и выпустивший до 1886 года более 600 образованных девиц, ставших затем воспитательницами, частными педагогами или учителями земских школ. Однако из-за недостаточного финансирования институт был закрыт в 1901 году, едва вступив в новое столетие. Кроме того, в губернии действовали такие учреждения как: Преславская болгарская учительская семинария, Таврическое женское епархиальное училище, Таврическая духовная семинария, Александровская караимская духовная семинария. При существовавших в уездных центрах гимназиях формировались педагогические классы, по прохождению которых, также можно было получить право преподавать. В немецких колониях педагогов обучали в центральных немецких училищах.

Несмотря на то, что существовал ряд учреждений для подготовки педагогов, довольно остро стоял вопрос в их нехватке, и особенно в их не самой высокой квалификации. Для того чтобы изменить существующее положение, земства прилагали большие усилия. Так например, чтобы своевременно получать точные сведения о ситуации в различных сферах своей компетенции, при Таврической губернской земской управе было создано Статистическое бюро. Согласно его данным, в 1903 году 3/5 всех школ были земскими, а среднее жалование учителю в них составляло ок.420 руб. в год . Управой так же было открыто и справочное бюро при Внешкольной комиссии по вопросам народного образования.

Одной из важнейших задач земств в деле организации народного образования того времени становится привлечение молодых людей к работе в образовательных учреждениях. Оклад учителей был невелик, что негативно сказывалось на привлечении учителей и как следствие, на образовании в Таврической губернии. Это, в свою очередь, привело к решению о стимулировании привлечения учителей за счет улучшения условий и увеличения оплаты труда.

3Количество всех учебных учреждений Таврической губернии в 1903 году по данным Статистического бюро при Таврической губернской земской управе // Вестник Таврического земства. - 1903. -№ 2. - С. 50.

В этом плане у отдельных уездных земств имелись как некоторые успехи, так и недочеты. Так, Феодосийское уездное земство решало проблему с привлечением новых преподавателей в начальные школы, повысив первоначальный оклад с 240 руб. до 300 руб. и выделило дополнительную тысячу рублей на нужды учащих. В 1905 году здесь достаточно остро стояла проблема премирования, в связи с недостатком средств у земства. И не смотря на то, что Феодосийская земская управа собиралась для обсуждения поступившей от педагогов коллективной петиции, собравшиеся так и не смогли прийти к общему решению и оставили вопрос открытым.

Следует отметить, что тенденция к ускорению в развитии народного образования, наметившаяся в самом конце XIX века, к 1905 году встретила на своем пути такие обстоятельства, которые заставили ее сбавить темпы. Формирующаяся система образования требовала постоянного вливания средств, быстрого продвижения вперед, но земствам становилось все труднее успевать за ней. К примеру, предложенный правительством срок для достижения всеобщего образования, составлявший 15 лет, являлся к 1905 году явно недостаточным. Только в одном Феодосийском уезде необходимо было построить еще 150 школ, что должно было обойтись по подсчетам управы в 230 000 руб.4 Конечно, такими средствами этот орган местного самоуправления не обладал. Мелитопольское земство, также, как и Евпаторийское, увеличивало количество штатов в ряде школ. Днепровская же управа на очередном собрании в 1906 году обсуждала вопрос о жалованиях учителям. Решено было увеличить первоначальный оклад до 450 рублей, а затем каждые 5 лет начислять дополнительные 50 руб.5

Помимо прочего, Губернской земской управой был принят ряд мер по обеспечению благосостояния бывших учителей. Так, на совещании при губернской земской управе 15-18 мая 1907 года обсуждался вопрос об учреждении пенсий. Максимальной пенсией было обозначено 1200 рублей за

4 40 Феодосийское очередное земское собрание // Вестник Таврического земства. - 1905. - № 21-22. - С. 16-30.

5 Днепровское очередное земское собрание // Вестник Таврического земства. - 1907. - № 44-45. - С. 484-493.

25 лет выслуги. Минимальным сроком выслуги был установлен период в 15 лет6. По сравнению с состоянием в конце прошлого столетия это было значительное увеличение пенсий для педагогов.

Следует отметить и роль Ялтинского земства в разрешении проблем образования. Во-первых, для решения вопросов, связанных с народным образованием и для выделения средств, формирования смет, было решено на собрания приглашать учителей ведущих школ. Принят ряд решений по увеличению отчислений на награды учителям разных типов школ. Обязательными стали пособия для гимназий. Здесь же был отменен перерасчет стажа для опытных учителей, предполагавший ранее зачет одного года работы за два, что, конечно, не было хорошей новостью для педагогов, но зато позволяло уменьшить число махинаций, связанных с таким расчетом. До 400 рублей был поднят оклад помощникам учителей. Были повышены отчисления педагогам магометанских школ уезда.

Исходя из выше изложенного, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что успехи на поприще увеличения материального обеспечения педагогов были неравномерными. В целом для Таврической губернии характерным являлся тот факт, что, уезды, находившиеся на материке (Бердянский, Мелитопольский, Днепровский), заметно опережали те, которые располагались на полуострове (Перекопский, Феодосийский, Симферопольский, Евпаторийский, Ялтинский).

Таким образом, можно отметить, что роль земств в подготовке педагогических кадров была достаточно велика и заключалась не только в оказании материальной поддержки начальным школам, но и в подготовке профессиональных кадров для этих школ, в увеличении престижа учительской профессии, заботе об ушедших на пенсию учителях и премирования работающих учителей, что, безусловно, позитивно сказывалось на подготовку учителей в Таврической губернии.

Список литературы

6 Таврический народный учитель. - 1907. - № 3. - С. 10-11

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017

1. XVII общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии, Севастопольского и Керченского градоначальств за 1898-1899 г.г. -Симферополь, 1900. - С.23-24.

2. Количество всех учебных учреждений Таврической губернии в 1903 году по данным Статистического бюро при Таврической губернской земской управе // Вестник Таврического земства. - 1903. -№ 2. - С. 50.

3. XL Феодосийское очередное земское собрание // Вестник Таврического земства. - 1905. - № 21-22. - С. 16-30.

4. XL Днепровское очередное земское собрание // Вестник Таврического земства. - 1907. - № 44-45. - С. 484-493.

5. Обеспечение благосостояния бывших учителей // Таврический народный учитель. - 1907. - № 3. - С.10-11

6. Решение Губернского земства об учительских съездах // Таврический народный учитель. - 1907. - № 6. - С.7-8

7. 42 Перекопское очередное земское собрание // Вестник Таврического земства. - 1907. - № 44-45. - С. 496-497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.