_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.014.3
Баранова Галина Анатольевна
канд. пед. наук, доцент ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,
г. Тула, РФ E-mail: baranova-galina5@mail.ru
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА
Аннотация
В статье рассмотрен процесс подготовки педагога к развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами школьного учебника.
Ключевые слова
эмоционально-волевая сфера обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, эмоционально-
ценностное образование, средства школьного учебника
Keywords:
the emotional-volitional sphere of students with disabilities, emotional and value education means a school textbook
Проблема эмоционально-ценностного образования и волевого развития решалась на протяжении всей истории образования и педагогики. «Изучением этой проблемы занимались многие педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, М.Н. Скаткин и др.»[1,с.164].
В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. доказана прямая связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Определено значение и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, С.И.Маслов), показана роль эмоций и чувств в воспитании (Б.И. Додонов, П.М. Якобсон, А.Я. Чебыкин, С.И. Маслов). Раскрыты теоретические основы и разработаны практические рекомендации по воспитанию волевых качеств и способностей к волевой регуляции поведения детей в научных работах: А.Я. Арет, А.И. Высоцкого, А.Г. Ковалёва, А.А. Бодалёва, В.И. Селиванова, Л.И. Рувинского и др.
Разработаны отдельные решения по реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования на уровне учебного предмета, учебника (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, М.Н. Скаткин, С.И. Маслов, Г.А. Баранова и др.).
Следует отметить, что опыт эмоционально-ценностного отношения к миру имеет особенную структуру и функции. Как компонент содержания образования он представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. В структуру данного опыта включены следующие элементы: ценностные ориентации, эмоционально-чувственная сфера и волевые качества личности; все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Учебник - главное средство обучения в школе. Он представляет собой основную форму отражения, воплощения, фиксации содержания образования на уровне учебного материала.
В рамках нашего исследования мы разработали дидактические показатели построения системы средств, способствующих эмоционально-волевому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). При разработке такого учебного материала необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, их особые образовательные потребности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Отметим, что эмоционально-ценностный материал для детей с ОВЗ должен включать: различные типы текстов, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки. Тексты в учебниках могут иметь ценностно-ориентированную направленность, мотивирующий характер и содействовать реализации развивающе-воспитательной дидактической функции. Тексты должны содержать оценки, выражать определённые чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль.
По объему ценностно-ориентированные тексты могут быть представлены в виде макро- и микротекстов, имеющих свои характерные особенности. «Тексты должны содействовать пробуждению у учащихся переживания разнообразных чувств, связанных с ценностью, т.е. быть эмоционально насыщенными (эмоциогенными)» [2,с.58]. Такое же требование предъявляется и к построению вопросов-заданий школьного учебника. Они должны включать учащихся в ситуации выбора, который можно сделать, руководствуясь определёнными ценностями, а также с элементами ролевого поведения, т.е. стимулирующие принятие учащимися какой-либо роли.
Необходимым условием влияния вопросов-заданий, упражнений на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у учащихся переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью. «Они должны быть направлены на развитие способностей ребёнка понимать, сочувствовать, сопереживать, т.е. чувствовать настроение героев произведений, улавливать отношение автора к ним и к описываемым событиям; связаны с формированием умений различать эмоциональные состояния человека в различных ситуациях, в его поступках; определять отношение человека к окружающему миру и соотносить со своим; размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций»[3,с.31].
Вопросы-задания предлагаемые в учебники, по местоположению могут быть расположены перед главой, разделом, темой, текстом, внутри текста или темы, в конце текста, темы, раздела (части) учебника. Традиционными являются вопросы-задания в конце текста. Реже используются они в конце темы или раздела и совсем редко - в конце учебника, что ослабляет его функции, особенно систематизирующую и интегрирующую, осложняет итоговое повторение, снижает уровень обобщения учебного материала.
Коренным образом меняется структура учебного материала, когда вопросы-задания вводятся в начале текста, темы, раздела, так как в этом случае они становятся средствами разработки и конкретизации программы предстоящей работы, формирования установки к усвоению учебного материала, создания проблемных ситуаций, установления межпредметных связей и подготовки к работе с новым материалом для решения новых учебных задач. Использование вопросов-заданий внутри параграфа, темы направляет обучение, ход решения учебной задачи, актуализирует известные, освоенные знания и умения для овладения новыми и активно выполняет функцию корректировки.
Список использованной литературы:
1. Баранова Г.А. - Подготовка учителя к использованию средств современного школьного учебника в формировании ценностного мира обучающихся // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - Тула: Издательство ТулГУ. - 2015. - № 2. - С. 164.
2. Баранова Г.А. - Подготовка учителя к реализации в учебном процессе начальной школы эмоционально-ценностного компонента содержания образования средствами учебника // Непрерывное педагогическое образованием - М. - 2013. - № 4. - С. 58.
3. Баранова Г.А. - Способы фиксации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальных классов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - М. - 2014. - № 4-2. - С. 31.
4. Маслов С.И. - Эмоционально-ценностное образование младших школьников. - Тула: Издательство Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого. - 1999. - 130 с.
© Баранова Г.А., 2016