Научная статья на тему 'Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС'

Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ПРОГРАММА / PROGRAM / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER EDUCATION / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARDS / МЕТОДИКА / METHODS / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MULTIMEDIA SUPPORT / УРОК / LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Бурцев Николай Павлович, Добудько Татьяна Валерьяновна, Тюжина Ирина Викторовна

В статье описывается непрофильный модуль повышения квалификации для работников учреждений образования. В процессе его прохождения слушатели разрабатывают мультимедийное сопровождение учебно-воспитательного процесса для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Опыт советского учебного кино свидетельствует, что: непроизвольное запоминание информации автоматически не гарантирует прочности ее усвоения, степени ее осознанности и понимания; практически неограниченные возможности предъявления ученику разнообразной учебной информации ограничены биологически обусловленными способностями ее восприятия и обработки. Этот вывод не утратил своего значения и с появлением новых информационных технологий. Он неоднократно подвергался экспериментальной проверке в процессе практического применения различных программных средств учебного назначения в ходе информатизации российского образования. Исследования, проводившиеся в рамках этого процесса, показали, что роль мультимедийных презентаций определяется возможностью и целесообразностью демонстрации статических изображений (фотографий, чертежей, схем и т.п.) при объяснении учебного материала. В силу специфики различных предметов значение мультимедийных презентаций может оцениваться по-разному. Но в виду требований федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога эти средства неотъемлемая часть работы любого учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Бурцев Николай Павлович, Добудько Татьяна Валерьяновна, Тюжина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS TO MULTIMEDIA SUPPORT THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF RUSSIAN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

This article describes a non-core module of advanced training for teachers. In the process of passing this module the teachers develop multimedia support of teaching and educational process for the achievement of personal, metasubject and subject results of education. The experience of the Soviet educational movie had shown that: involuntary memorization does not guarantee the stability of the information assimilation, the rate of its awareness and understanding; various educational information that is freely available for student may not be assimilated due to the biological abilities of perception and processing. This conclusion remains relevant even with the emergence of new information technologies. During informatization of education in Russia it has been repeatedly experimentally verified in process of practical application of various software for education. Research within this process showed that the role of multimedia presentations is determined by the possibility and expediency of the demonstration of static images (photographs, drawings, diagrams, etc.) in explaining the educational material. Due to the specifics of various subjects the value of multimedia presentations can be assessed in different ways. However, according to the requirements of Russian Federal State Educational Standard and teacher’s professional standards, these resources are the integral part of the work for every teacher.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

УДК 37.018.46

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© 2016

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Бурцев Николай Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»

Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Тюжина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье описывается непрофильный модуль повышения квалификации для работников учреждений образования. В процессе его прохождения слушатели разрабатывают мультимедийное сопровождение учебно-воспитательного процесса для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Опыт советского учебного кино свидетельствует, что: непроизвольное запоминание информации автоматически не гарантирует прочности ее усвоения, степени ее осознанности и понимания; практически неограниченные возможности предъявления ученику разнообразной учебной информации ограничены биологически обусловленными способностями ее восприятия и обработки. Этот вывод не утратил своего значения и с появлением новых информационных технологий. Он неоднократно подвергался экспериментальной проверке в процессе практического применения различных программных средств учебного назначения в ходе информатизации российского образования. Исследования, проводившиеся в рамках этого процесса, показали, что роль мультимедийных презентаций определяется возможностью и целесообразностью демонстрации статических изображений (фотографий, чертежей, схем и т.п.) при объяснении учебного материала. В силу специфики различных предметов значение мультимедийных презентаций может оцениваться по-разному. Но в виду требований федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и профессионального стандарта педагога эти средства - неотъемлемая часть работы любого учителя.

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, программа, дополнительное образование, учитель, система образования, федеральный государственный образовательный стандарт, методика, программное обеспечение, мультимедийная презентация, мультимедийное сопровождение, урок.

PREPARATION OF TEACHERS TO MULTIMEDIA SUPPORT THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF RUSSIAN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

© 2016

Aniskin Vladimir Nicolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Burtsev Nikolay Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair

of «Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Dobudko Tatyana Valeryanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair

of «Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Tyuzhina Irina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of «Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods» Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky st., 65/67, e-mail: [email protected])

Abstract. This article describes a non-core module of advanced training for teachers. In the process of passing this module the teachers develop multimedia support of teaching and educational process for the achievement of personal, metasubject and subject results of education. The experience of the Soviet educational movie had shown that: involuntary memorization does not guarantee the stability of the information assimilation, the rate of its awareness and understanding; various educational information that is freely available for student may not be assimilated due to the biological abilities of perception and processing. This conclusion remains relevant even with the emergence of new information technologies. During informatization of education in Russia it has been repeatedly experimentally verified in process of practical application of various software for education. Research within this process showed that the role of multimedia presentations is determined by the possibility and expediency of the demonstration of static images (photographs, drawings, diagrams, etc.) in explaining the educational material. Due to the specifics of various subjects the value of multimedia presentations can be assessed in different ways. However, according to the requirements of Russian Federal State Educational Standard and teacher's professional standards, these resources are the integral part of the work for every teacher.

Keywords: education, advanced training, program, further education, teacher, education system, educational standards, methods, software, multimedia presentation, multimedia support, lesson.

Требования к результатам освоения основной обра- онно-коммуникационных технологий на уровне общего

зовательной программы основного общего образования, пользования, включая владение информационно-комму-

зафиксированные в Федеральном государственном обра- никационными технологиями, поиском, построением и

зовательном стандарте основного общего образования, передачей информации, презентацией выполненных ра-

охватывают, в числе прочих, «формирование и развитие бот...» [там же].

компетентности в области использования информаци- Эти результаты формируются у обучающихся в ходе

онно-коммуникационных технологий» [1]. Указанный всей школьной жизни посредством: взаимодействия с

документ предусматривает включение в содержание ос- «информационно-образовательной средой»; получения

новной образовательной программы основного общего предметных знаний из таких образовательных областей,

образования программы развития универсальных учеб- как «Математика и информатика», «Технология»; реф-

ных действий, где приведённое выше требование кон- лексии относительно мультимедиа-сопровождения уро-

кретизируется как «формирование и развитие компетен- ков, предлагаемого педагогами в ходе «трансляционной

ции обучающихся в области использования информаци- деятельности» [2, с. 89]. Сформированность компетент-

ности в области использования информационно-коммуникационных технологий у школьников неразрывно связана с указанными информационными потоками, и её уровень, безусловно, зависит от качества информационных продуктов, поставляемых этими потоками.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» устанавливает требование: педагог должен уметь применять образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Однако, опыт работы по проведению курсов повышения квалификации в учреждениях среднего и общего образования Самарской области выявил проблему недостаточной подготовки широкого круга учителей к адекватному применению информационных технологий, в частности мультимедийных, в своей деятельности [3-18].

Анализ публикаций, посвящённых применению технологий мультимедиа в учебном процессе, позволяет отметить, что многие авторы ([19-41]) констатируют важность, описывают пути и возможные положительные стороны использования упомянутых технологий в работе учителя. Работы, в которых описаны правила создания учебных презентаций и приведены критерии их оценки, не столь разнообразны ([42-44]). Одни ориентированы на оценку учителем учебных проектов ([42]), другие - оценку студенческих презентаций работниками технологического колледжа ([42]) и т.д. Среди этих работ нет ни одной, адресованной учителям для повышения их квалификации в русле овладения «искусством презентации». Работники системы образования могут использовать эти источники для собственных целей (например, оценивать проекты учащихся), но применения критериев оценки к собственным мультимедийным презентациям и их высокого качества это отнюдь не гарантирует.

Приведённые факты свидетельствуют о необходимости разработки курсов повышения квалификации учителей, лейтмотивом которых стало бы обучение разработке и применению мультимедийного сопровождения уроков и мероприятий в соответствии с:

а) принципом педагогической целесообразности;

б) определёнными правилами построения содержания и оформления.

Программа курса повышения квалификации, в основу которой положены указанные выше принципы, была разработана на кафедре информатики, прикладной математики и методики из преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета. Программа носит название «Реализация требований ФГОС: мультимедийное сопровождение учебного процесса» и ориентирована на использование в процессе повышения квалификации работников системы образования на основе именного образовательного чека (вариативная часть). На освоение программы модуля отводится 54 часа, в том числе на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 36 часов, на самостоятельную работу обучающегося - 18 часов.

Модуль предназначен для повышения квалификации педагогов всех категорий и нацелен на получение результата: педагог разрабатывает мультимедийное сопровождение учебно-воспитательного процесса для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Для успешного освоения модуля обучающийся должен иметь начальные навыки работы с персональным компьютером.

По окончании обучения слушатель должен:

- знать команды текстового процессора, позволяющие осуществлять форматирование страницы, абзаца, символа, создавать, редактировать и удалять разделы текстового документа; алгоритмы редактирования растровых изображений (цифровых фото и др.) с использованием редактора растровой графики; алгоритмы созда-

ния и редактирования элементов векторной графики на основе графических примитивов, содержащихся в пакете офисных программ; команды редактора презентаций, позволяющие вносить информацию различного типа на слайды, форматировать содержимое информационных блоков, редактировать последовательность демонстрации слайдов, выбирать шаблон презентации, и, при необходимости, создавать собственный на основе имеющихся; правила, устанавливающие объем и форму представления информации в мультимедиа-презентации; правила, устанавливающие расположение информационных блоков на слайде; правила, устанавливающие способы выделения информации; правила, регламентирующие единый стиль презентации; правила использования цвета, фона, текстовой информации, шрифтов, графической информации, звукового сопровождения, анимационных эффектов в мультимедиа-презентации;

- уметь осуществлять форматирование текстового документа; создавать и редактировать растровые и векторные цифровые изображения; создавать и редактировать компьютерные мультимедийные презентации;

- иметь практический опыт разработки мультимедийного сопровождения к избранной теме (занятию, мероприятию).

Структура модуля повышения квалификации «Реализация требований ФГОС: мультимедийное сопровождение учебного процесса» представлена следующими разделами и темами:

1. Прикладное программное обеспечение для редактирования текстовой, графической и табличной информации (Поиск и отбор информации в Интернет. Создание и обработка текстовых документов на ЭВМ. Обработка табличной информации на ЭВМ. Обработка графической информации на ЭВМ).

2. Прикладное программное обеспечение для создания и редактирования мультимедиа-презентаций (Разработка мультимедийной-презентации. Использование анимации в презентации. Интерактивная презентация).

Текущий и итоговый контроль при обучении по модулю повышения квалификации «Реализация требований ФГОС: мультимедийное сопровождение учебного процесса» осуществляется в форме экспертной оценки и определяет:

- позволяет ли контент мультимедийного сопровождения реализовать поставленную цель, достичь запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

- адекватна ли информация, представленная на слайдах презентации, возрастным и личностным особенностям целевой аудитории;

- соблюдены ли правила построения контента мультимедийного сопровождения;

- соблюдены ли правила оформления мультимедийного сопровождения.

Текущий контроль осуществляется преподавателем путем оценивания результатов самостоятельной работы обучающихся, а итоговый контроль - по результатам выполнения индивидуального итогового задания, в ходе оценки соответствия мультимедийного сопровождения мероприятия представленным критериям оценки содержания и оформления.

Процедура оценивания содержит три этапа: формальная экспертиза, содержательная экспертиза и перевод баллов в оценочное суждение.

На этапе формальной экспертизы оценивается наличие или отсутствие элементов информационного сопровождения занятия (мероприятия) по утвержденной теме, проектируемого с применением средств мультимедиа. Если текстовый документ для информационного сопровождения мероприятия (фрагмент технологической карты занятия или сценария мероприятия) или мультимедийная презентация не были предоставлены преподавателю модуля повышения квалификации, экспертиза

завершается. Иначе, преподаватель переходит к этапу содержательной экспертизы. Бланк оценивания для проведения содержательной экспертизы приведён в таблице 1.

Таблица 1 - Бланк оценивания для проведения содержательной экспертизы мультимедийного сопровождения уроков, представленного слушателями курсов повышения квалификации «Реализация требований ФГОС: мультимедийное сопровождение учебного процесса»

Соответст Соответствуе Не соответств

Результат: педагог разрабатывает мультимедийное сопровождение учебно-воспета тельного процесса для достижения личностных, мета предметных и предметных результатов обучения

Критерии оценки контента мультимедийного сопровождения

Контент мультимедийного сопровождения позволяет реализовать поставленную цель, достичь запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов 1 Экспертиза завершена

Информация;, представленная на слайдах, адекватна возрастным и личностным особенностям целевой аудитории 1

Соответст Соответствуе Не ует

Логика предъявления информации на слайдах и в презентации соответствует логике ее изложения б сценарии 1 0

Контент мультимедийной презентации дополняет, иллюстрирует, но не дублирует технологическую карту (сценарий) 2 1 0

Критерии оценки оформления лгу ль тнмедннного сопровождения

Правила, устанавливающие объем и форму представления информации, соблюдены

материал представленкр аисо, слайды не перегружены информацией 2 1 0

блоки с разнотипной информацией на слайде (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняют друг друга 2 1 0

Правила, устанавливающие расположение информационных блоков на слайде, соблюдены

структура слайда одинакова на всеипрезенгации 2 1 0

наио оле е важная информация располатается б центр е зкрана 2 1 0

информационных блоков на слайде не слишком много (оптимально 3. максимум 5) 2 1 0

семантически связанные информационные элементы объединены в целостно воспринимающиеся группы 2 1 0

размер одного информационного блока неболее 1.2 размера слайда 2 1 0

информационные блокнрасположеныгоризонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо 2 1 0

поясняющая надпись расположена под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой) 2 1 0

Правила, устанавливающие способы выделения информации, соблюдены

все информационные элементы {текст, изображения, диаграммы, элемента схем,таблицы)ясно ирельефно выделяются на фоне слайда 2 1 0

ключевые слова в информационном блоке выделены{иветом. подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта) 2 1 0

количество выделенных элементов не превышает 1/3-1/2 общего объема текста слайда 2 1 0

для нллюстр ации наиболее важных фактов используются рисунки, диаграммы, схемы) 2 1 0

Правила, устанавливающие единый сталь презентации, соблюдены

вся презентация БыдержанаБ едином стале, на о азе одного шаолона 2 1 0

структураи формы представления учебного материала унифицированы 2 1 0

цветовая схема одинакова на всех слайдах 2 1 0

встилевом оформлении используется неболее 3 основных цветов и не более 3 типов шрифта 2 1 0

вспомогательная информация (управляющиекнопки) не прео 6-ладаютнад основной информацией (текстом, иллюстрациями) 2 1 0

Правила использования цвета соблюдены

текст хорошо читается, но не режет глаза 2 1 0

цвет гипер с с ыл о к (д о и по сл е и с по льз ования) замети о отличается от цвета текста, но не контрастирует с ним 2 1 0

нет красного фона 2 1 0

Правила использования фона соблюдены

фонне отвлекает отинформационногоконтентапрезентации | 2 | 1 | 0

Правила использования текстовой информации соблюдены

слайд не перегружен текстом 2 1 0

ол оки сплошного текста не используются 2 1 0

Соответст Соответствуе т частично Не

в нумерованных и маркированных спискахне используется уровень ел о же ния глубже двух : 2 1 0

не используются переносы слов 2 1 0

не используется наклонное ивертикальноерасположение подписей 2 1 0

Правила использования шрифтов соблюдены

используются однотипные плакатные шрифты 2 1 0

выделение там, где не ооходнмо — с помощью цвета и полужирного начертания 2 1 0

Правила использования графической информации соблюдены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рисунки, фотографии, диаграммы, схемы органично дополняют текстовую информацию:каждоеизображение несет смысл 2 1 0

цвет графических изображений не контрастирует с общим стилевым оформлением слайда; используются изображения только хорошего каче ства 2 1 0

все изображения,помещаемыевпрезентацию, предварительно подготовлены в графяческомредакторе 2 1 0

Правила использования звукового сопровождения соблюдены

звуковое сопровождение отражает суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, не отвлекает внимание от основной информации 2 1 0

в сценарии мероприятия или технологической карте занятия преду смотрено,что звук в каждый конкретный момент Бремени исходит от одного источника— от докладчика либо из презентации 2 1 0

Правила использования анимационных эффектов соблюдены

используемые элементы анимации не нарушают динамику 2 1 0

используемые элементы анимации соответствуют возрастными личностным особенностям целевой аудитории 2 1 0

Итого баллов:

По завершении этапа содержательной экспертизы преподаватель курса осуществляет перевод баллов, набранных каждой презентацией, в оценочное суждение:

результат сформирован (если набрано 39-77 баллов) или не сформирован (набрано менее 39 баллов).

Таким образом, реализация предложенного подхода к формированию у педагогов умения грамотно создавать и применять мультимедиа-сопровождение учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, позволит скорректировать процесс их подготовки в области использования информационных технологий в сторону большего удовлетворения потребностей образовательной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: М1р://минобрнауки.рф/ документы/543/файл/749/приказ Об утверждении 1897. rtf (дата обращения: 13.09.2016).

2. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: дис. ...д-ра. пед. наук Самара, 1999. - 340 с.

3. Бурцев Н.П., Добудько Т.В. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 159-161.

4. Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. Специфика и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2(3). С. 532-545.

5. Добудько А.В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2000. 163 с.

6. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27

7. Бурцев Н.П. Формирование информационно-технологической компетентности учителя в процессе повышения квалификации: дис . канд. пед. наук. Самара, 2013. 214 с.

8. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.

9. Бурцев Н.П. Информационно-технологическая компетентность учителя призму личностного и деятель-ностного подхода // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2-3. С. 581-587.

10. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.

11. Лебедева Л.М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 65-67.

12. Маврин С.А., Корнейчук К.Д. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». 2016. Ч. 2. С. 127-130.

13. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-

гия. 2015. № 3 (12). С. 22-24.

14. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.

15. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23

16. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16

17. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.

18. Малышевский О.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 28-30.

19. Берсенёва О.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Дошколёнок.ру Сайт для воспитателей детских садов. URL: http://dohcolonoc.ru/stati/10040-ispolzovame-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij.html (дата обращения: 22.09.2016).

20. Битикова А.И. Использование мультимедийных средств в обучении русскому языку [Электронный ресурс] // Научный журнал «Успехи современного естествознания». Выпуск журнала № 10 за 2013 год. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32913 (дата обращения: 12.09.2016).

21. Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29-31.

22. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. 2012.№3. С. 345-347.

23. Долгая Т.И. Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при обучении физике: на основе применения электронной интерактивной доски: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 304 с.

24. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

25. Зенченко И.В. Использование мультимедийных технологий в работе с родителями [Электронный ресурс] / И.В. Зенченко, М.В. Кривощёкова // Советы учителя-дефектолога. URL: https://sites.google.com/ site/ sovetyuciteladefektologa/ispolzovanie-multimedijnyh-sredstv-v-rabote-s-roditelami (дата обращения: 15.09.2016).

26. Корчеганова Г.Б. Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] // MAAM.RU Международный образовательный портал. URL: http:// www.maam.ru/detskij sad/ispolzovanie-multimediinyh-prezentacii-v-korekcionoi-rabote-uchitelja-logopeda.html (дата обращения: 15.09.2016).

27. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

28. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

29. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 16. С. 77-95.

30. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.

31. Майер Р.В. Применение информационных технологий при изучении физики [Электронный ресурс] // Информационные технологии и физическое образование. URL: http://maier-rv.glazov.net/statiya20/otkr-ur07. htm (дата обращения: 17.09.2016).

32. Родичева Е.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов [Электронный ресурс] // Сайт фестиваля «Открытый урок». URL: https://festival.1september.ru/ articles/528854/ (дата обращения: 17.09.2016).

33. Рябушко С. Готовность будущего учителя иностранного языка к формированию медиааналитической компетенции: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Studia Universitatis Moldaviae, 2015, nr.10(90). URL: http://oaji.net/articles/2016/2055-1456149877.pdf (дата обращения: 17.09.2016).

34. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

35. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 119-123.

36. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

37. Соколова А.А. Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях учителя - де-фектолога в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Официальный сайт МБУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «ДОВЕРИЕ». URL: http://d11203.edu35.ru/korrektsionno-razvivayushchaya-deyatelnost/defektologi/100-ispolzovanie-multimedijnykh-prezentatsij-na-individualnykh-zanyatiyakh-uchitelya-defektologa-v-usloviyakh-detskogo-doma (дата обращения: 13.09.2016).

38. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 98-101.

39. Федорова Н.И. Использование икт в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя [Электронный ресурс] // Сайт МБОУ Лицей № 11 г. Шахты. URL: http://shakhty-school11.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=387:-l-r&catid=44:2010-09-22-10-40-07&Itemid=106 (дата обращения: 17.09.2016).

40. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

41. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.

42. 32Солопова Н.К., Вязовова О.В. Критериальная оценка проектной деятельности [Электронный ресурс] // ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования». URL: http://intel.68edu.ru/wp-content/uploads/2011/01/kriter-ocenka.pdr (дата обраще-

ния: 17.09.2016)

43. Барт Т.В. Использование мультимедийных презентаций в учебно процессе теория и практика: методические рекомендации [Электронный ресурс] // Сайт ГБПОУ «Соликамский технологический колледж». URL: http://www.soltk.ru/college/nmd/met-rek/mimp.pdf (дата обращения: 13.09.2016).

44. Пищик Е.В. Методика использования мультимедийных презентаций на уроке [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Основа профессионального роста». URL: http://www.eosnova.ru/PDF/osnova_20_3_4707.pdf (дата обращения: 13.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.