Ф. С. Ерёмичев
Подготовка партизанских отрядов и диверсионных групп на территории Ярославской области в 1941-1942 гг.
Статья посвящена роли партизанских отрядов и диверсионных групп Ярославской области в борьбе против фашистской агрессии и приурочена к 65-й годовщине победы советского народа и его вооруженных сил в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: партизанские отряды, диверсионные группы, Ярославская область, НКВД СССР, Великая Отечественная война.
F. S. ЕгуошкЬеу
Training Partisan Groups and Diversionary Groups in the Territory of the Yaroslavl Region in 1941-1942
The article is devoted to the role of partisan groups and diversionary groups of the Yaroslavl region in the struggle against fascist aggression. It is devoted to the 65-th anniversary of the victory of the Soviet people and its Armed Forces against fascist aggression.
Key words: partisan groups, diversionary groups, the Yaroslavl region, People's Commissariat of Internal Affairs of the USSR, the Great Patriotic War.
В начале Великой Отечественной войны ситуация на фронтах складывалась не в пользу Красной армии, и в результате быстрого продвижения противника на восток многие области СССР оказывались захваченными или находились под угрозой захвата. К последним в 1941 г. относилась Ярославская область. В связи со сложившимся положением руководство области решило начать подготовку партизанского движения на ее территории на случай вторжения противника. Эта задача осложнялась тем, что опыта работы такого рода у руководящего состава области практически не было по ряду причин, одной из которых являлась доктрина войны на чужой территории.
Ярославский край, однако, находился в более выгодном положении по отношению к западным территориям СССР, которые были оккупированы практически сразу, и у руководства имелось время и возможности основательно заняться подготовкой партизанских отрядов и групп. Работа в этой области проводилась с сентября 1941 г., ко -гда началась подготовка партийного и комсомольского подполья. Подбирались явочные квартиры, определялись места базирования отрядов.
Большие надежды в связи с данной работой руководители области возлагали на органы НКВД. Был разработан ряд указаний, касающихся принципов организации отрядов, направлений их деятельности, состава, материального обеспечения. Примером подобного рода документов
может служить «Письмо начальникам районных органов об организации партизанских отрядов на территории Ярославской области» [1], предназначавшееся «всем начальникам горрайотделе-ний УНКВД... и начальникам ОТОНКВД... железной дороги».
В документе отмечалось, что одной из важнейших задач является подготовка кадров для борьбы с противником путем партизанских действий и диверсий, для чего необходимо «сейчас же на территории районов области приступить к созданию партизанских отрядов и диверсионных групп (...в 5-8 человек)». В их задачу входило «всемерное препятствие продвижению... войск... и военных грузов противника, срыв работы... предприятий и вывоза из пределов области продукции промышленности, топлива и продовольствия», а также «действия на аэродромах, промышленных предприятиях, электростанциях, топливных базах, МТС колхозов и совхозов и посредством связи в тылу противника». Причем схема диверсионных действий имела достаточно разветвленную структуру. Существовали четкие указания относительно объектов, подлежащих уничтожению в первую очередь. Четко был обозначен круг лиц, подлежащих набору в отряды и группы: бойцы истребительных батальонов, агентура НКВД, местные жители по персональному отбору. Создавать диверсионные группы на железнодорожных узлах и станциях должны были непосредственно транспортные органы НКВД. Руководители групп и от-
© Ерёмичев Ф. С., 2010
Подготовка партизанских отрядов и диверсионных групп на территории Ярославской области в 1941-1942 гг.
рядов должны были пройти краткосрочные курсы при УНКВД Ярославской области, чтобы впоследствии быть способными к руководству боевой деятельностью. Помимо общих указаний, был предложен ряд конкретных мер, необходимых в связи с организацией отрядов и групп: закладка скрытых баз вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, продовольствия и одежды. Немалое внимание уделялось связи отрядов и групп и ее конспирации.
Следует отметить, что работа по организации партизанского движения велась и по линии партийных органов. Свидетельством этому может служить выписка из протокола № 114 заседания Бюро Ярославского областного комитета партии от 3 ноября 1941 г. «Об организации партизанских отрядов и скрытых баз для них». Этот документ, помимо начальников местных органов НКВД, был обращен к руководителям райкомов и горкомов, которым предлагалось осуществить ряд мероприятий по помощи командному составу в подборе и комплектовании партизанских отрядов бойцами «из числа передовой, преданной части местного населения... за счет лучших коммунистов... в составе от 25 до 35 бойцов». Секретари вместе с начальниками отрядов должны были наметить места закладки баз, землянок в лесных массивах, для укрытия отрядов в зимнее время. На заседании Бюро Ярославского ОК ВКП(б) был назначен ответственный за вооружение отрядов и снабжение их боеприпасами. Им стал начальник облуправления НКВД Губин.
Работа по организации отрядов на территории области шла довольно интенсивно, о чем, к примеру, свидетельствует ответ заместителя начальника Нагорьевского НКВД сержанта госбезопасности Емельянова о деятельности в этом направлении. Из ответа следует, что в местности, подотчетной На-горьевской организации НКВД, было организовано, как минимум, два партизанских отряда. Второй из них имел, к примеру, три пункта базирования, причем первый пункт включал в себя продбазу, базу вооружения, землянку и базу с горючим.
Однако уже после поражения противника под Москвой с большой точностью можно было утверждать, что опасность оккупации Ярославской области не угрожает. В этих условиях партизанские отряды на территории нашего края начали готовить для работы в тылу врага. Ярким примером таких подразделений является Ярославский партизанский отряд, сформированный в начале 1942 г. из добровольцев: офицеров запаса, военных, партийных работников. Командиром отряда
был назначен Б. Л. Соколов, военным комиссаром - М. И. Снетков, начальником разведки -В. Б. Демченко [2]. В январе 1942 г. отряд в составе 65 человек скрытно перешел линию фронта и расположился в тылу противника. Основная деятельность отряда развернулась в районах населенных пунктов Смоленщины: Пречистое, Би-лий, Духовщина, Ярцево, а также на железной дороге Смоленск - Билий и автостраде Москва -Минск. За довольно короткий срок было пущено под откос 4 железнодорожных эшелона с живой силой и техникой противника, уничтожены сотни гитлеровских солдат, офицеров и полицейских, выведены из строя несколько мостов, складов с боеприпасами... Кроме того, отряд вел постоянную передачу разведсведений в центр.
Не останавливалась и подготовка специальных отрядов по линии НКВД. Возможно, это было связано с некоторыми «предохранительными» мерами на случай изменения ситуации на фронте, или же данные подразделения планировали использовать для различных заданий за пределами Ярославской области. О наличии таких отрядов свидетельствуют «План боевой подготовки с отрядом особого назначения УНКВД Ярославской области» (сентябрь 1942 г.) [3], в который входило изучение свойств взрывчатых веществ и способов их применения, расчета этих веществ для подрыва мостов, воинских эшелонов и складов, изучение топографии ядовитых и наркотических веществ и способов их применения, методов организации агентурной разведки и т. д.
Таким образом, работа по организации партизанских отрядов и диверсионных групп на территории нашей области велась довольно интенсивно как по линии партийных органов, так и по линии органов НКВД. Причем эта работа не закончилась при прекращении опасности непосредственной оккупации для Ярославской области и продолжалась в виде подготовки кадров для партизанского движения на оккупированных территориях СССР в течение всей войны.
Примечания
1. Музей УФСБ Ярославской области. Опись не приобщенных к экспонатам документов. № 1. Лист 23, 24, 25, 26, 27.
2. Шарапов П. народные мстители // Знамя труда. - 1971. - 23 сентября.
3. Музей УФСБ Ярославской области. Перечень № 2. П. 12. Лист 8.
294
Ф. С. Ерёмичев