Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ '

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные кадры / научно-педагогические кадры / Камчатский край / профессиональная подготовка педагогов и научных сотрудников / высококвалифицированные специалисты / scientific personnel / scientific and pedagogical personnel / Kamchatka Territory / professional training of teachers and researchers / highly qualified specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилова Елена Валерьевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее эффективных стратегиях и моделях подготовки научных и научно-педагогических кадров в разных регионах Российской Федерации. Единые стандарты и образовательные ориентиры, которые разрабатываются в Центральном федеральном округе, далеко не всегда получают адекватные и эффективные способы реализации в более отдалённых регионах. В частности, Дальневосточный округ, который всегда отличался трудностями в транспортном сообщении с другими субъектами страны, а также устойчивыми низкими показателями социально-экономического развития, не может перейти к инновационным стратегиям и тактикам, предлагаемым федеральным центром. В данном исследовании: осуществлён комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день тенденций в системе профессиональной подготовки научных сотрудников и педагогов в Камчатском крае. Цель исследования. Изучить особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае с учётом культурно-исторических и социально-экономических особенностей этого региона, а также предложить возможные способы и приёмы повышения качества профессиональной подготовки педагогов.1 Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в расширении имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее перспективных способах и приёмах повышения качества подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией и детализацией таких психолого-педагогических и социальных понятий, как «мотивация трудовой деятельности», «эффективный контракт», «профессиональное выгорание», «стажировочная площадка». Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов данной работы в опытно-практической деятельности методистов, занимающихся разработкой пособий и руководств для сопровождения научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае. Результаты исследования. Главными результатами исследования являются: обобщённая характеристика региональных факторов, влияющих на качество научно-педагогической подготовки молодых кадров; анализ значимых тенденций в обеспечении на краевом уровне качества подготовки молодых специалистов, в выдвижении и обосновании конкретных способов и приёмов, которые смогут улучшить систему подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае. Выводы. В работе сделаны выводы, что планомерная подготовка научных и научно-педагогических кадров, координируемая на региональном уровне, без сомнения, качественно способствует улучшению задач по сохранению и развитию интеллектуальной части общества. В последующем подготовка таких кадров должна всегда быть ориентирована на раскрытие научного, экономического, социального, культурного и духовного потенциала региона, на обеспечение преемственности в подготовке педагогических кадров, которые сумеют заинтересовать молодёжь в экономическом развитии своего края, в культивировании понятий наукоориентированной практики и практикоориентированной науки. Но самое главное – в выдвижении человеческого ресурса как главного капиталовложения Камчатского края с его суровым климатом, тяжёлыми условиями труда и устойчивым депрессивным состоянием экономики. Создание разнообразной и индивидуально-ориентированной системы подготовки новых научных и научно-педагогических кадров, в которой молодые специалисты смогут реализовать себя, апробировать свои идеи, и самое главное – почувствовать значимость и ценность своего труда, позволит качественно повлиять на снижение оттока молодого населения из края, а значит, и на решение проблемы кадрового голода в сфере науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF IN THE KAMCHATKA KRAI

Relevance. There is a need to expand the currently available ideas about the most effective strategies and models for training scientific and scientific-pedagogical personnel in different regions of the Russian Federation. Uniform standards and educational guidelines that are being developed in the Central Federal District do not always receive adequate and effective ways of implementation in more remote districts. In particular, the Far Eastern District, which has always been characterized by difficulties in transport communication with other subjects of the country, as well as persistently low indicators of socio-economic development, cannot switch to innovative strategies and tactics proposed by the Federal Center. This study attempts to carry out a comprehensive analysis of the current trends in the system of professional training of researchers and teachers in the Kamchatka Territory. Aim. To study the features of the training of pedagogical and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Region, taking into account the cultural, historical and socio-economic characteristics of this region, and also to suggest possible ways and techniques to improve the quality of professional training of teachers. The scientific novelty, theoretical significance / practical significance. The scientific novelty of the study lies in expanding the currently available ideas about the most promising methods and techniques for improving the quality of training of pedagogical and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. The theoretical significance of the study is due to the concretization and specification of such psychological, pedagogical and social concepts as “motivation for work”, “effective contract”, “professional burnout”, “internship site”. The practical significance of the study is determined by the possibility of using the materials of this work in the experimental and practical activities of methodologists involved in the development of manuals and guidelines to accompany scientific and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. Research results. The main results of the study are: a generalized description of regional factors affecting the quality of scientific and pedagogical training of young personnel; analysis of significant trends in ensuring the quality of training of young specialists at the regional level; in the promotion and justification of specific methods and techniques that can improve the system of training scientific and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. Conclusions. The paper concludes that the systematic training of scientific and scientific-pedagogical personnel, coordinated at the regional level, without a doubt, qualitatively contributes to improving the tasks of preserving and developing the intellectual part of society. In the future, the training of such personnel should always be focused on the disclosure of the scientific, economic, social, cultural and spiritual potential of the region; on ensuring continuity in the training of teaching staff who will be able to interest young people in the economic development of their region; on cultivating the concepts of science-oriented practice and practice-oriented science. But the most important thing is to promote the human resource as the main capital investment of the Kamchatka Territory with its harsh climate, difficult working conditions and a stable depressed state of the economy. The creation of a diverse and individually oriented system for training new scientific and scientific-pedagogical personnel, in which young specialists will be able to realize themselves, test their ideas, and, most importantly, feel the significance and value of their work, will make it possible to qualitatively influence the reduction of the outflow of the young population from the region and, therefore, to solve the problem of shortage of personnel in the field of science and education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ »

тема номера: год педагога и наставника

общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 371.1

Б01: 10.18384/2949-4974-2024-1-6-19

подготовка научных и научно-педагогических кадров в камчатском крае

Гнездилова Е. В.

Камчатский государственный университет имуни Витуса Беринга

683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее эффективных стратегиях и моделях подготовки научных и научно-педагогических кадров в разных регионах Российской Федерации. Единые стандарты и образовательные ориентиры, которые разрабатываются в Центральном федеральном округе, далеко не всегда получают адекватные и эффективные способы реализации в более отдалённых регионах. В частности, Дальневосточный округ, который всегда отличался трудностями в транспортном сообщении с другими субъектами страны, а также устойчивыми низкими показателями социально-экономического развития, не может перейти к инновационным стратегиям и тактикам, предлагаемым федеральным центром. В данном исследовании: осуществлён комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день тенденций в системе профессиональной подготовки научных сотрудников и педагогов в Камчатском крае. Цель исследования. Изучить особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае с учётом культурно-исторических и социально-экономических особенностей этого региона, а также предложить возможные способы и приёмы повышения качества профессиональной подготовки педагогов.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в расширении имеющихся на сегодняшний день представлений о наиболее перспективных способах и приёмах повышения качества подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией и детализацией таких психолого-педагогических и социальных понятий, как «мотивация трудовой деятельности», «эффективный контракт», «профессиональное вы© СС БУ Гнездилова Е . В . , 2024.

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

горание», «стажировочная площадка». Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов данной работы в опытно-практической деятельности методистов, занимающихся разработкой пособий и руководств для сопровождения научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.

Результаты исследования. Главными результатами исследования являются: обобщённая характеристика региональных факторов, влияющих на качество научно-педагогической подготовки молодых кадров; анализ значимых тенденций в обеспечении на краевом уровне качества подготовки молодых специалистов, в выдвижении и обосновании конкретных способов и приёмов, которые смогут улучшить систему подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.

Выводы. В работе сделаны выводы, что планомерная подготовка научных и научно-педагогических кадров, координируемая на региональном уровне, без сомнения, качественно способствует улучшению задач по сохранению и развитию интеллектуальной части общества. В последующем подготовка таких кадров должна всегда быть ориентирована на раскрытие научного, экономического, социального, культурного и духовного потенциала региона, на обеспечение преемственности в подготовке педагогических кадров, которые сумеют заинтересовать молодёжь в экономическом развитии своего края, в культивировании понятий наукоориентированной практики и практикоориентированной науки. Но самое главное - в выдвижении человеческого ресурса как главного капиталовложения Камчатского края с его суровым климатом, тяжёлыми условиями труда и устойчивым депрессивным состоянием экономики. Создание разнообразной и индивидуально-ориентированной системы подготовки новых научных и научно-педагогических кадров, в которой молодые специалисты смогут реализовать себя, апробировать свои идеи, и самое главное - почувствовать значимость и ценность своего труда, позволит качественно повлиять на снижение оттока молодого населения из края, а значит, и на решение проблемы кадрового голода в сфере науки и образования. Ключевые слова: научные кадры, научно-педагогические кадры, Камчатский край, профессиональная подготовка педагогов и научных сотрудников, высококвалифицированные специалисты

training of scientific and scientific and pedagogical staff in the kamchatka krai

E. Gnezdilova

Vitus Bering Kamchatka State University

ul. Pogranichnay, 4,141014, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russian Federation Abstract

Relevance. There is a need to expand the currently available ideas about the most effective strategies and models for training scientific and scientific-pedagogical personnel in different regions of the Russian Federation. Uniform standards and educational guidelines that are being developed in the Central Federal District do not always receive adequate and effective ways of implementation in more remote districts. In particular, the Far Eastern District, which has always been characterized by difficulties in transport communication with other subjects of the country, as well as persistently low indicators of socio-economic development, cannot switch to innovative strategies and tactics proposed by the Federal Center. This study attempts to carry out a comprehensive analysis of the current trends in the system of professional training of researchers and teachers in the Kamchatka Territory.

KU

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

Aim. To study the features of the training of pedagogical and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Region, taking into account the cultural, historical and socio-economic characteristics of this region, and also to suggest possible ways and techniques to improve the quality of professional training of teachers.

The scientific novelty, theoretical significance / practical significance. The scientific novelty of the study lies in expanding the currently available ideas about the most promising methods and techniques for improving the quality of training of pedagogical and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. The theoretical significance of the study is due to the concretization and specification of such psychological, pedagogical and social concepts as "motivation for work", "effective contract", "professional burnout", "internship site". The practical significance of the study is determined by the possibility of using the materials of this work in the experimental and practical activities of methodologists involved in the development of manuals and guidelines to accompany scientific and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. Research results. The main results of the study are: a generalized description of regional factors affecting the quality of scientific and pedagogical training of young personnel; analysis of significant trends in ensuring the quality of training of young specialists at the regional level; in the promotion and justification of specific methods and techniques that can improve the system of training scientific and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory.

Conclusions. The paper concludes that the systematic training of scientific and scientific-pedagogical personnel, coordinated at the regional level, without a doubt, qualitatively contributes to improving the tasks of preserving and developing the intellectual part of society. In the future, the training of such personnel should always be focused on the disclosure of the scientific, economic, social, cultural and spiritual potential of the region; on ensuring continuity in the training of teaching staff who will be able to interest young people in the economic development of their region; on cultivating the concepts of science-oriented practice and practice-oriented science. But the most important thing is to promote the human resource as the main capital investment of the Kamchatka Territory with its harsh climate, difficult working conditions and a stable depressed state of the economy. The creation of a diverse and individually oriented system for training new scientific and scientific-pedagogical personnel, in which young specialists will be able to realize themselves, test their ideas, and, most importantly, feel the significance and value of their work, will make it possible to qualitatively influence the reduction of the outflow of the young population from the region and, therefore, to solve the problem of shortage of personnel in the field of science and education. Keywords: scientific personnel, scientific and pedagogical personnel, Kamchatka Territory, professional training of teachers and researchers, highly qualified specialists

ВВЕДЕНИЕ

Специфика современной подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае во многом о бу слов лена историко -культурными особенностями развития экономики и системы образования в данном регионе . Помимо исторических факторов, а также современных векторов педагогической подготовки в нашей стране, обращаясь к вопросу о подготовке кадров в Камчатском крае, нельзя не учитывать специфику всего Дальневосточного региона,

который издавна был депрессионным, т. е. его экономическое состояние было значительно ниже в сравнении с другими регионами страны, что связано с целым комплексом исторических, климатических и географических факторов Кроме того, возникновение депрессивных регионов нередко связано с отсутствием разумного планирования в системе освоения и использования природных ресурсов [22, р. 15].

В данной работе будет проведено исследование актуальных стратегий разви-

w

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

тия системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае, а также будет осуществлена попытка обоснования оптимальных способов и приёмов повышения качества этой системы с учётом особенностей Камчатского края . В поле нашего внимания попадают объективные экономические и образовательные факторы, предопределяющие создание и функционирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае К таким факторам мы относим следующие:

1. Камчатский край, как и весь Дальневосточный округ, издавна отличается не только значительной удалённостью от центральных регионов Российской Федерации, но и слабо развитой системой транспортного сообщения. По свидетельству Я . А. Ильинской, сравнительный анализ коэффициента транспортной доступности по регионам является наиболее ярким подтверждением слабого развития дорожного полотна в Камчатском крае: в республике Алтай этот коэффициент составляет - 1,36, в Магаданской области - 3,6, а в Камчатском крае - 0,6 [9, с. 72].

Трудности и дороговизна передвижения с полуострова Камчатки на материковую часть страны напрямую сказываются на низкой динамике в развитии стратегических партнёрств с учебными учреждениями России, а также с международными образовательными организациями . Соответственно, потенциальных инноваций, которые могли бы возникнуть на Камчатке за счёт образовательных партнёрств в системе подготовки педагогических кадров, также практически не наблюдается

Отдалённость региона от федерального центра оказывает значительное влияние на развитие системы высшего образования в Дальневосточном федеральном округе [17, с . 110].

2 Историко-географическая и социально-экономическая специфика Камчатского края всегда ориентировалась на

рыбную отрасль, которая сегодня фактически монополизирована частными владельцами . Этот и многие другие факторы, среди которых - низкая оплата и тяжёлые условия труда - привели к тому, что профессия рыбака сегодня, хоть и является востребованной, не считается престижной среди молодёжи Как следствие, многие аспекты обучения, связанные с рыбным промыслом, сегодня имеют значительные пробелы - например, предмет «Физика», сдача ЕГЭ по которому является обязательным условием для поступления в Камчатский государственный технический университет на те специальности, которые связаны с рыбной сферой, является одним из самых непопулярных у современных выпускников Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, среди участников ЕГЭ в 2023 г. в Камчатском крае самым популярным дополнительным предметом является «Общест-вознание», а вторым по популярности -«Информатика»1

Как отмечает Я А Ильинская, «школы Камчатского края страдают от отсутствия высококвалифицированных учителей физики» [9, с 73] Причём в некоторых сельских школах Камчатского края этот предмет преподают учителя других специальностей . Немаловажным фактором, диктующим современный облик образовательной системы Камчатского края, является регулярный отток населения, прежде всего молодёжи Согласно социальному опросу, проведённому в 2020 г. О . Ю . Гадецким и Л . И . Кулаковой, большая часть молодёжи, проживающей в Петропавловске-Камчатском, считает, что «город не способен удовлетворить их потребности» [6, с . 46], а потому после

1 Камчатский край: «Участники ЕГЭ-2023 определились с выбором предметов» // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: [сайт]. URL: https://obrnadzor. gov. ru/novosti-regionov/ kamchatskij-kraj-uchastniki-ege-2023-opredelilis-s-vyborom-predmetov (дата обращения: 20.08.2023) .

KU

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

окончания обучения многие планируют мигрировать в другие регионы страны

Отток молодого населения из Камчатского края, во-первых, свидетельствует о незаинтересованности молодёжи в развитии своего края, а следовательно, и о низкой научной и научно-педагогической подготовке специалистов, которые на разных этапах образовательного процесса могли бы заинтересовать учащихся в этом вопросе. Во-вторых, отток молодёжи негативно сказывается и на преемственности в подготовке молодых педагогов и научных сотрудников. Современная преподавательская деятельность на всех этапах образовательного процесса нуждается в молодых кадрах - число молодых специалистов в учебном учреждении напрямую указывает на активное совершенствование системы обучения и регулярное обновление кадрового состава

3 . Отсутствие разнообразия в предоставлении образовательных услуг, в том числе и в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров. Многие современные исследователи указывают на то, что в ближайшие десятилетия в Камчатском крае должны быть предприняты решительные меры по устранению «кадрового голода» и повышению кадровой безопасности региона, проявляющейся в снижении «числа рисков и угроз, связанных с состоянием человеческих ресурсов, интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями» [12, с . 497].

4. Современные образовательные стандарты, которые являются едиными и обязательными к исполнению всеми субъектами Российской Федерации, на практике могут быть сопряжены с огромным рядом трудностей, обусловленных региональной спецификой . Так, предписание о необходимости сотрудничества вузов с предприятиями, а в случае с подготовкой педагогов и научных сотрудников - с другими образовательными учреждениями, имеет вполне значимые ориентиры, связанные с комплексной подготовкой молодых специалистов, на

деле сталкивается с отсутствием заинтересованности со стороны работодателей в найме сотрудников, не имеющих должной квалификации и опыта

Все вышеприведённые факторы, на наш взгляд, необходимо принимать во внимание при разработке стратегий, способов и приёмов повышения качества системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - изучить особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в Камчатском крае с учётом культурно-исторических и социально-экономических особенностей этого региона, а также предложить возможные способы и приёмы повышения качества профессиональной подготовки педагогов

Методология и методы исследования

Основным методом исследования является диалектический метод, объединяющий в себе историко-логический, сравнительный, теоретический и структурно-системный анализ явлений и фактов В работе также используются общенаучные методы, обобщение, сравнение, актуализация, анализ, синтез, идеализация, систематизация

Организация исследования и этапы работы

Основной базой исследования выступила кафедра педагогики психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.

Работа проводилась в два этапа -в формате аналитической и научно-поисковой работы

На первом этапе осуществлялся теоретико-методологический и историографический анализ научной литературы, позволяющей оценить особенности развития системы подготовки научных и

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

научно-педагогических кадров в Камчатском крае

На втором этапе подводились выводы о проделанной научно-поисковой работе, разрабатывались рекомендации, направленные на улучшение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае

Результаты исследования и их обсуждение

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае сегодня напрямую связана с теми историческими процессами, которые повлияли на развитие образования во всём Дальневосточном регионе Именно в контексте исследования истории возникновения и развития образовательных тенденций можно проследить те стереотипные модели подготовки педагогов, которые применяются и сейчас и которые нуждаются в кардинальном реформировании

Наиболее значимой отправной точкой, предопределившей современный облик образовательной системы в Камчатском крае, стали 1910-е гг. В период с 1909 по 1911 гг. Петропавловск-Камчатский становится областным центром, что приводит к открытию новых учебных заведений, в том числе и педагогического училища [5, с . 93].

Последующее развитие подготовки педагогических и научно-педагогических кадров осуществлялось в контексте советской идеологии, которая всячески поощряла развитие науки и её сближение с производством Ориентированность советской власти на всестороннее повышение качества образования привело и к росту числа учебных заведений и, как следствие, к конкретизации и совершенствованию системы педагогической подготовки

В целом на сегодняшний день в Камчатском крае действует та же система подготовки научных и научно-педагогических кадров, что и в других субъек-

тах Российской Федерации . Эта система включает в себя несколько ступеней обучения, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов, однако прохождение каждой ступени не является обязательным условием для преподавания в некоторых учебных учреждениях (например, в общеобразовательной школе).

1. Обучение в бакалавриате, по завершении которого выпускник получает высшее образование

2 . Обучение в магистратуре, которое завершается написанием магистерской диссертации

3. Обучение в аспирантуре, во время которого осуществляется активная научно-исследовательская деятельность аспиранта, завершающаяся, как правило, написанием кандидатской диссертации

4 . Обучение в докторантуре, после завершения которой соискатель может получить учёную степень доктора наук

Несмотря на то, что за последние десятилетия в нашей стране система подготовки высших научных и научно-педагогических кадров развивалась весьма активно, многие факторы сыграли отрицательную роль в формировании мотивов молодых учёных, поступающих или уже заканчивающих аспирантуру Так, с 1 марта 2022 г. в ходе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре стали использоваться вместо федеральных образовательных стандартов федеральные государственные требования, переход на которые способствовал возникновению целого ряда организационных проблем [1, с . 153]. Исследователи, занимающиеся изучением этого вопроса, отмечают, что «до 2025 г в системе подготовки научных и научно-педагогических работников будет наблюдаться переходный период одновременного действия направлений подготовки и научных специальностей в аспирантуре» [14, с. 11]. Соответственно, ряд трудностей в научной и научно-педагогической подготовке кадров будет сопряжён с такими труд-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

ностями, как дифференциация наименований квалификаций [3, с . 78], согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук [15, с . 40], уточнение целей аспирантуры как компонента образовательного процесса, отвечающего за инновационную подготовку научных сотрудников как «носителей новых научных подходов и концепций» [18, с . 59], уточнение вопросов исследовательского финансирования [21] и т. п .

Переход на новую модель аспирантуры, с одной стороны, обусловлен «стратегическими задачами повышения конкурентоспособности российских университетов» [4, с 25] и повышения результативности аспирантуры, в частности за счёт «преодоления различного рода барьеров и препятствий, снижающих шансы на успех в заданные "дорожной картой" (индивидуальным планом работы) сроки» [2, с 36] С этой точки зрения можно с уверенностью сказать, что подготовка научных и научно-педагогических кадров по новым требованиям «снова возвращается к немецкой модели наставничества» [11, с . 132]. С другой стороны - эта модель есть ни что иное как реакция на проблемы кадрового обеспечения российской науки, в особенности в таких регионах, где отток населения напрямую сказывается на нарушения в системе непрерывного воспроизведения научных кадров [10, с 10] Большая часть инициативной молодёжи Камчатского края уезжает учится в другие субъекты Российской Федерации, причиной чему является не только сравнительно невысокий уровень профессиональной подготовки, но и целый комплекс «житейских» проблем: суровый климат, невысокая заработная плата, но при этом дороговизна продуктов и тарифов ЖКХ, низкий уровень здравоохранения, логистические трудности и т д

Если на вышеприведённые внешние факторы образовательная система не имеет влияния, то вполне возможным с её стороны представляется реформирование системы подготовки научных и

научно-педагогических кадров с целью повышения профессиональной компетентности современных педагогов, которые смогут впоследствии заинтересовать молодое поколение в развитии и улучшении экономического положения Камчатского края

Современная образовательная ситуация обнаружила потребность в использовании лучших образцов отечественного опыта для совершенствования системы подготовки педагогических кадров, показала необходимость учёта основных тенденций развития педагогического образования в регионе при проектировании и реализации современных образовательных программ, особенно в аспекте опережающего обучения [20].

На краевом уровне за последние годы было предпринято много попыток реформирования системы подготовки научных сотрудников и педагогов . Значимым в этом отношении является Приказ от 11.04.2023 № 312 «Об утверждении комплекса мер по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Камчатском крае на период до 2024 года»1, в котором прописаны три приоритетных направления по созданию и функционированию научно-методического сопровождения педагогических работников Камчатского края:

I . «Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» . В структуру первого направления входят четыре программы:

1. Разработка, оказание помощи в разработке, а также последовательное

1 Приказ от 11.04.2023 № 312 «Об утверждении комплекса мер по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Камчатском крае на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// sixschool. ru/wp-content/uploads/2022/04/komplex_ mer_po_sozdaniy_reg_system .pdf (дата обращения: 20.08.2023) .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2024 / № 1

внедрение документации, которая сопровождает и регламентирует деятельность педагогов и научных сотрудников, повышающих свою квалификацию

2 . Создание критериев и показателей,

по которым можно проследить эффективность реализуемого комплекса мер по сопровождению процесса повышения квалификации педагогических и научно-педагогических кадров

3 Организация и осуществление мо-ниторингов, посредством которых представятся возможными рассмотрение положительных и отрицательных сторон реализуемых мероприятий, оценка эффективности функционирования научно-методического сопровождения и его отдельных субъектов .

4 Подготовка и реализация деятельности регионального методического актива, в фокусе внимания которого находятся индивидуальные образовательные маршруты, которые представляют собой структурированные программы действий для каждого конкретного специалиста или учащегося, учитывающие личностные особенности [13, с. 48].

В целом все программы, вошедшие в первое направление научно-методического сопровождения, направлены на координирование деятельности всех структурных субъектов системы этого сопровождения с целью обобщения единых результатов, полученных по результатам повышения уровня кадровой подготовки

II . «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второе направление вошли семь программ, за счёт которых планируется обеспечение системности, преемственности и непрерывности в подготовке педагогических, управленческих и научно-педагогических кадров:

1. Анализ профессиональных дефицитов, выявленных в результате мониторинга, и разработка способов и приёмов повышения квалификаций в контексте индивидуального образовательного маршрута 2 Организация и реализация стажировок, обеспечивающих практическое внедрение инновационных методов и приёмов повышения квалификации педагогически кадров Сам формат стажировочных площадок является инновационной формой разностороннего профессионального сотрудничества, позволяющей «решать задачи внедрения инноваций в практику работы педагогов в современных условиях модернизации образования» [8, с. 57]. 3. Обеспечение регулярной диагностики профессиональной компетентности научных и педагогических кадров, а также построение и корректирование индивидуальных образовательных маршрутов, которые позволят учесть и реализовать на практике специфические особенности конкретного специалиста 4 . Непосредственная деятельность по развитию и совершенствованию конкретных профессиональных компетенций педагогических и научно-педагогических кадров 5. Проведение профилактической работы по предотвращению профессионального выгорания педагогических кадров Под профессиональным выгоранием в современной психологической литературе понимается особый вид стресса, которое проявляется в истощении энергетических ресурсов в результате постоянных эмоциональных требований в работе [23]. 6 . Создание совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов для педагогических работников. Комплексный подход к разработке та-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2024 / № 1

ких маршрутов позволит учесть наиболее сильные стороны педагога, а также компенсировать и усовершенствовать те аспекты его профессиональной компетентности, которые нуждаются в улучшении 7 Обеспечение системы взаимодействия разных педагогических работников и научных сотрудников, которые на совместных методических мероприятиях смогут обмениваться опытом, а также участвовать в системе наставничества В целом в вышеприведённом направлении мы видим пример комплексного и разностороннего подхода к обеспечению сопровождения научных и научно-педагогических работников в процессе повышения их профессиональной квалификации

III. «Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования» В структуру третьего направления вошли 8 программ:

1 Создание и распространение методических рекомендаций, в том числе и в цифровом формате, среди педагогических работников и управленческих кадров 2. Введение регионального банка, регистрирующего успешные педагогические, научно-педагогические и управленческие практики не только в Камчатском крае, но и в других субъектах РФ Собственно, данные из такого банка станут ценным информационным ресурсом для реализации стажировочных площадок педагогов и научно-педагогических сотрудников 3 Создание системы информирования педагогической общественности о ключевых образовательных ориентирах нашей страны 4. Осуществление руководства над деятельностью инновационных площадок, на которых происходит реализация проектов, качественно

улучшающих профессиональную подготовку педагогических и научно-педагогических кадров преимущественно за счёт цифровизации образовательного процесса

5. Создание методических разработок, обеспечивающих контроль над процессами воспитания и обучения Данная программа реализуется преимущественно в формате совместных мероприятий с методическими объединениями образовательных учреждений

6 . Разработка дополнительных и

внеурочных учебных программ, элективных курсов, научно-методически пособий, дидактических материалов, которые педагоги смогут использовать в своей профессиональной деятельности

7 Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий

8 Систематизация и упорядочивание методического обеспечения учебных дисциплин в соответствии с современными методическими требованиями, предъявляемыми в сфере отечественного образования

На наш взгляд, систему подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае можно расширить и качественно улучшить за счёт комплекса мероприятий, учитывающих ранее представленные региональные факторы, негативно сказывающиеся на социально-экономическом положении края

Здесь в первую очередь мы имеем в виду восполнение педагогического кадрового дефицита за счёт повышения заработной платы труда. К сожалению, современные руководители имеют слабое представление о понятии мотивации трудовой детальности, заведомо ложно апеллируя исключительно к энтузиазму педагогов и отдавая предпочтение молодым специалистам, среди которых всё чаще встречаются случаи профессионального выгорания Под мотивацией трудовой

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2024 / № 1

деятельности понимается прежде всего «стремление работника удовлетворить собственные потребности в определённых благах посредством труда, который направлен на достижение целей предприятия» [19, с . 114].

Насколько бы учитель не был высоко квалифицирован и искренне заинтересован в исполнении своих должностных обязанностей, эти качества не будут иметь значения, если:

- он не будет наделён самостоятельностью в принятии решений, касающихся содержательной специфики конкретного учебного предмета, курса или дисциплины;

- получать возможность к установлению обратной связи с руководством, которое объективно и всесторонне будет оценивать эффективность деятельности педагога

В связи с этим многие современные исследователи, занимающиеся анализом тенденций в сфере повышения квалификации педагогов в Камчатском крае, склоняются к тому, что перспективной областью, повышающей не только качество и профессионализм труда, но и личностную заинтересованность педагогов, является программа эффективного контракта. Главной отличительной чертой эффективного контракта, по словам А. И . Гардановой и Е. В . Этингоф, являются детально прописанные стимулирующие выплаты за работу, в эффективный контракт включается: «наименование выплаты, условие её получения, показатели и критерии оценки деятельности, а также периодичность и размер выплат» [7, с. 105].

Кроме того, мы считаем, что система улучшения качества профессиональной подготовки научных и научно-педагогических сотрудников должна начинаться с этапа среднего и высшего профессионального педагогического образования, которое должно стать максимально пра-ктикоориентированным. Лишь регулярно реализуя свои профессиональные

компетенции и личностный потенциал в практической деятельности, можно выработать те психологические механизмы регуляции, которые обеспечивают и выработку защитных механизмов, предотвращающих профессиональное выгорание, и профессиональный рост научных и научно-педагогических работников .

В условиях многообразия внешнего опыта реализации современных образовательных систем в разбалансированном в политическом смысле мире актуальными становятся вопросы: о национальной идентичности отечественной системы образования; о защите исторической памяти отечественных педагогических концепций и теорий; о целенаправленной трансляции передовых научно-педагогических идей; о распространении лучшего в стране педагогического опыта [24, р . 7].

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что любые инновации в области подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае должны ориентироваться на историко-культурные и социально-экономические особенности Дальневосточного региона, а также на компенсирование проблем, связанных с оттоком молодого населения из края Исходя из этого, можно указать, что наиболее перспективными направлениями по праву являются: повышение заработной оплаты труда, расширение возможностей для профессионального роста педагогов, реализация системы педагогического наставничества, создание уже на этапе школьного образования преемственной системы мотивации и заинтересованности учащихся в развитии Камчатского края

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнохарактерный комплекс факторов, обуславливающих современное состояние системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае, в целом сводится к тому, что в трудных экономических и климатических условиях во главе угла должен находится

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2024 / № 1

человеческий ресурс Способствуя раскрытию интеллектуальных и педагогических возможностей специалистов, поощряя их профессиональные инициативы, можно сделать значимое капиталовложение в систему образования Камчатского края Те проекты, которые мы наблюдаем в образовательной системе Камчатского края сегодня, без сомнения, свидетельствуют о том, что вектор подготовки научных и научно-педагогических кадров

принимает нужное направление Однако для того, чтобы показатели краевых проектов были максимально высокими, необходимо создавать устойчивую преемственность в сопровождении научных сотрудников и педагогов с учётом актуальных тенденций современного образования и самих социально-экономических условий жизни в Камчатском крае

Дата поступления в редакцию 13.09.2023

ЛИТЕРАТУРА

I. Бавсун М. В. , Миронкина О . Н . , Сидорова И. В. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в условиях перехода на федеральные государственные требования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3 (95). С 152-161.

2 . Барьеры на пути к учёной степени: проблемы постаспирантского периода / Б . И . Бедный,

Г. Л . Воронин, А. А. Миронос, Н. В. Рыбаков // Университетское управление: практика и анализ . 2021. № 1 (25). С 35-48.

3 . Бодров А . В . О квалификации в перечне специальностей и направлений подготовки высшего

образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 . № 7. С. 72-81. 4. Параметры и векторы развития педагогической аспирантуры в России и мире: результаты глобального исследования ведущих университетов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, А. Б . Шатилов, Р. В. Парма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 24-42.

5 . Викулин А. В. , Надольская Н. И. История развития образования и науки в мире, России и на

Камчатке // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2009. № 1. С 92-101.

6 . Гадецкий О . Ю . , Кулакова Л . И . Причины миграции молодёжи из дальневосточных террито-

рий (на примере Камчатского края) // Глобус. 2020. № 10 (56). С. 45-52.

7 . Гарданова А . И . , Этингоф Е. В . Эффективный контракт и результаты его внедрения в сфере об-

разования Камчатского края // Вестник КРАУНЦ . Гуманитарные науки . 2018 . № 1 (3). С 104-108.

8 . Игнатьева Г. А . , Крайникова М. Н . , Тулупова О . В . Стажировочная площадка как проектный

полигон инновационного образования // Педагогика и психология образования . 2016. № 2 . С 56-66

9 . Ильинская Я . А . Регионализация как значимый фактор формирования системы дополнитель-

ного непрерывного образования (на примере Камчатского края) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 71-79 .

10 . Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый

инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е В Караваева, О А Кос-тенко, В . В . Маладин, И. А. Мосичева // Высшее образование в России . 2022. Т. 31. № 1. С. 9-24.

II. Китрова Е. В. К вопросу об изменении структуры программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре // Вестник Саратовской государственной юридической академии 2022 № 11 С 131-138

12 . Кудряшова М . Г. , Мищенко Н . Г. , Никитина И . Ю . Кадровая безопасность региона как важней-

шее направление обеспечения безопасности Камчатского края // Московский экономический журнал. 2021. № 6. С. 496-518.

13 . Лучникова Е . В . Современное состояние изучения индивидуальных образовательных маршру-

тов // Гуманитарные исследования 2020 № 2 С 46-52 14. Пахомов С. И . , Гуртов В. А. , Бережная Ю . Н . Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 . № 11. С. 9-29 .

ISSN 2949-4990

0

Moscow pedagogical journal

г

2024 / № 1

15 . Пахомов С. И. , Гуртов В . А . , Щеголева Л . В . Согласование систем подготовки и аттестации кан-

дидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 . № 7 . С. 40-50.

16 . Рачковская Н . А . Актуализация регионального компонента развития системы педагогического

образования на Дальнем Востоке России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 18-33 . Э01: 10.18384/2310-7219-2022-4-18-32.

17 . Рачковская Н . А . , Стефаненко О . С. Становление и развитие высшего педагогического образо-

вания на Дальнем Востоке России. Москва: МАКС Пресс, 2019. 156 с.

18 . Сенашенко В. С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет ди-

скуссии // Высшее образование в России 2020 № 3 С 58-74

19 . Тарских А . С. , Этингоф Е. В . Мотивационный портрет учителя в Камчатском крае // Вестник

КРАУНЦ . Гуманитарные науки. 2018 . № 6. С. 113-119 .

20 . Цибульникова В. Е. Опережающее образование и опережающее управление: история и совре-

менность // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием, Москва, 25 января 2010 г. Москва: Тиссо, 2010 .

21. Calarco J. M. A Field Guide to Grad School: Uncovering the Hidden Curriculum (Skills for Scholars). Princeton: Princeton University Press, 2020. 480 p.

22 . Caudill H . M. Night Comes to the Cumberlands: A Biography of a Depressed Area (Classic Reprint).

London: Forgotten books, 2018 . 414 p .

23 . Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research (Routledge Library Editions:

Human Resource Management) / ed. W. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Routledge, 2019 . 308 p

24. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogic science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С 6-26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.

1. Bavsun M . V. , Mironkina O . N . , Sidorova I . V. [Problems of training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school (adjuncture) in conditions of transition to federal government requirements]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no . 3 (95), pp . 152-161.

2 . Bednyi B. I . , Voronin G . L. , Mironos A . A . , Rybakov N. V. [Barriers to Doctoral degree attainment:

problems of the period after postgraduate studies]. In: Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2021, no. 1 (25), pp. 35-48.

3 . Bodrov A . V. [About qualifications in the list of specialties and areas of preparation for higher educa-

tion]. In: Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2021, vol . 30, no . 7, pp . 72-81. 4. Brodovskaya E. V. , Dombrovskaya A . Yu. , Shatilov A . B . , Parma R . V. [Teacher Training Doctoral Studies Basic Parameters and Development Vectors in Russia and in the World: The Results of the Global Study of Leading Universities]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2022, vol. 31, no. 1, pp. 24-42.

5 . Vikulin A . V. , Nadolskaya N . I . [History of the development of education and science in the world,

Russia and Kamchatka]. In: Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kamchatka State Technical University], 2009, no. 1, pp. 92-101.

6 . Gadetskiy O. Yu. , Kulakova L. I . [Reasons for the migration of young people from the Far Eastern ter-

ritories (on the example of the Kamchatka Territory)]. In: Globus [Globe], 2020, no . 10 (56), pp. 45-52.

7 . Gardanova A . I . , Etingof E . V. [Effective contract and results of its implementation in the sphere of

education of the Kamchatka Krai]. In: Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki [Vestnik KRAUNC Humanitarian sciences], 2018, no. 1 (3), pp. 104-108.

8 . Ignateva G . A . , Krajnikova M. N . , Tulupova O. V. [Internship site as a project site for innovative educa-

tion]. In: Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2016, no. 2, pp 56-66

9 . Ilinskaya Ya. A . [Regionalization as a significant factor in the formation of a system of additional con-

tinuous education (on the example of the Kamchatka Territory)]. In: Gumanitarnye, social'no-eko-

С 143-147.

REFERENCES

ISSN 2949-4990

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский педагогический журнал

j 2024 / № 1

nomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, socio-economic and social sciences], 2014, no. 1, pp. 71-79 .

10 . Karavaeva E. V. , Kostenko O. A . , Malandin V. V. , Mosicheva I . A . [PhD programs as a basic tool of human capacity building in Russian science]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2022, vol. 31, no. 1, pp. 9-24. 11. Kitrova E . V. [On the issue of changing the structure of postgraduate training programs for scientific and scientific-pedagogical personnel]. In: Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii [Bulletin of Saratov State Law Academy], 2022, no. 11, pp. 131-138 .

12 . Kudryashova M . G . , Mishchenko N . G . , Nikitina I . Yu. [Personnel security as the most important di-

rection of ensuring the security of the Kamchatka Territory]. In: Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2021, no. 6, pp. 496-518.

13 . Luchnikova E. V. [The Current state of the study of individual educational routes]. In: Gumanitarnye

issledovaniya [Humanitarian Research], 2020, no . 2, pp . 46-52. 14. Pakhomov S . I . , Gurtov V. A . , Berezhnaya Yu. N . [Compliance of the directions and programs of training in postgraduate studies: the transition period]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2021, vol. 30, no. 11, pp. 9-29 .

15 . Pakhomov S . I . , Gurtov V. A . , Shchegoleva L. V. [ Harmonization of Postgraduate Training System

with the Certification of Candidates of Science]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2021, vol. 30, no. 7, pp. 40-50.

16 . Rachkovskaya N . A . [Updating the regional component of the development of the system of pedagogic

education in the Far East of Russia]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2022, no . 4, pp. 18-33 . DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-18-32.

17 . Rachkovskaya N . A . , Stefanenko O . S . Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya

na Dal'nem Vostoke Rossii [Formation and development of higher pedagogical education in the Far East of Russia]. Moscow, MAKS Press, 2019. 156 p.

18 . Senashenko V. S . [Features of Postgraduate Programs' Reforming as an Issue for Scientific and Pedagog-

ical Discussion]. In: Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2020, no . 3, pp. 58-74.

19 . Tarskikh A. S. , Etingof E. V. [Teacher's motivational portrait in the Kamchatka krai]. In: Vestnik

KRAUNC. Gumanitarnye nauki [Bulletin of KRAUNC. Humanitarian sciences], 2018, no. 6, pp. 113119

20 . Tsibulnikova V. E . [Advanced education and advanced management: history and modernity]. In: Pov-

yshenie professional'noj kompetentnosti rabotnikov obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya: sbornik statej Vtoryh pedagogicheskih chtenij nauchnoj shkoly upravleniya obrazovaniem, Moskva, 25 yanvarya 2010 g. [Improving the professional competence of educators: current problems and promising solutions: collection of articles of the Second Pedagogical Readings of the Scientific School of Educational Management, Moscow, January 25, 2010]. Moscow, Tisso Publ. , 2010, pp. 143147

21. Calarco J. M . A Field Guide to Grad School: Uncovering the Hidden Curriculum (Skills for Scholars). Princeton, Princeton University Press, 2020. 480 p .

22 . Caudill H . M. Night Comes to the Cumberlands: A Biography of a Depressed Area (Classic Reprint).

London, Forgotten books, 2018 . 414 p .

23 . Schaufeli W. , Maslach C. , Marek T. , eds . Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Re-

search (Routledge Library Editions: Human Resource Management). London, Routledge, 2019. 308 p.

24 Tsibulnikova V E Priorities of educational policy, pedagogic science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2022, no . 1, pp 6-26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гнездилова Елена Валерьевна - аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга; e-mail: elen-gnezdilova@yandex. ru

Vjay

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2024 / № 1

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena V. Gnezdilova - Postgraduate Student at the Department of Pedagogy of Vitus Bering Kamchatka State University;

e-mail: elen-gnezdilova@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Гнездилова Е В Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае // Московский педагогический журнал 2024 № 1 С 6-19 Э01: 10.18384/2949-4974-2024-1-6-19

FOR CITATION

Gnezdilova E . V. Training of scientific and scientific-pedagogical personnel in the Kamchatka Territory. In: Moscow Pedagogical Journal, 2024, no . 1, pp . 6-19 . DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-6-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.