Научная статья на тему 'ШКОЛЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: КАДРОВЫЙ ГОЛОД (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)'

ШКОЛЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: КАДРОВЫЙ ГОЛОД (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркова Ирина Николаевна, Квашко Людмила Павловна, Репш Наталья Викторовна

Нехватка учителей является серьезной проблемой для многих развитых стран, в том числе и для России. Наблюдается дефицит педагогических кадров как в виде общей тенденции, так и в отношении различных предметных областей. Для российской системы общего образования характерна региональная дифференциация. Понимание ситуации в регионах требует постоянного мониторинга. Цель исследования - оценка кадровой обеспеченности школ Приморского края в сравнении с среднероссийскими показателями и с показателями регионов-соседей, Амурской области и Камчатского края. Для этого был проведен анализ статистических отчетов Министерства просвещения и региональных статистических служб. Для исследования были выбраны шесть основных показателей кадровой обеспеченности общего образования: индекс кадрового обеспечения общего образования, доля педагогов с высшим профильным педагогическим образованием, доля педагогов до 35 лет и педагогов старше 55 лет, численность обучающихся в расчёте на одного педагога-психолога и доля открытых вакансий. Проведенный анализ показал относительно низкий (0,36) уровень индекса кадрового обеспечения общего образования Приморского края. Школы Приморского края испытывают дефицит педагогических кадров. Четверть учителей не имеют профильного педагогического образования. Остро стоит проблема обновления педагогического корпуса. Полученные в работе результаты могут служить основой для обсуждения фактической ситуации с кадровой обеспеченностью общего образования в Приморском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркова Ирина Николаевна, Квашко Людмила Павловна, Репш Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLS IN PRIMORSKY KRAI: TEACHING STAFF SHORTAGE (COMPARATIVE ANALYSIS)

The lack of teachers is a severe problem for many developed countries, including Russia. There is a teaching staff shortage both in the form of a general trend and in relation to various subject areas. The Russian general education system is characterized by regional differentiation. Understanding the situation in the regions requires constant monitoring. The purpose of the study is to assess the schools’ staffing in the Primorsky Krai in comparison with the average Russian indicators and with the indicators of the neighboring regions, the Amur Region and the Kamchatka Krai. For this, the statistical reports of the Ministry of Education and regional statistical services an analysis have been analyzed. For the study, six indicators of general education staffing were selected: the general education staffing index, the share of teachers with higher pedagogical education, the share of teachers under 35 years old and teachers over 55 years old, the number of students per teacher-psychologist and the share of open vacancies. The analysis performed showed a relatively low (0.36) level of the staffing index for general education in Primorsky Krai. Schools in Primorsky Krai are experiencing a teaching staff shortage. A quarter of teachers do not have specialized pedagogical education. There is a problem of updating the pedagogical staff. The results obtained in the study can serve as a basis for discussing the actual situation with the staffing of general education in Primorsky Krai.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: КАДРОВЫЙ ГОЛОД (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)»

этом в первую группу вошли общечеловеческие ценности, способствующие развитию духовных качеств. Во вторую группу вошли ценности, способствующие формированию особых военно-профессиональных качеств у офицеров-преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунчук С.В. Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза / С.В. Бунчук, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, - 2016.- № 3 (183). - С. 22-27.

2. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. -Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 144 с.

3. Караваев В.А. Деонтологические требования к подготовке офицеров запаса / В.А. Караваев // Высшее образование в России, 2008. -№ 3. - С. 143-145.

4. Соколов В.П. Деонтологический подход в формировании личности студента-юриста / В.П. Соколов // Право и образование, 2007. - № 7. - С. 54-63.

REFERENCES

1. Bunchuk, S.V. and Petkov, V.A. (2016), "Foimation of the professional image of a teacher of a military university", Bulletin of the Adygea State University, No, 3 (183), pp. 22-27.

2. Zmanovskaya, E. V. (2005), Guide topersonal image management, Speech, St. Petersburg.

3. Karavaev, B.A. (2008), "Deontological requirements for the training of reserve officers" Higher education in Russia, No. 3, pp. 143-145.

4. Sokolov, V.P. (2005), "Deontological approach in the formation of a lawyer student's personality", Law and Education, No. 7, pp. 54-63.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2022

УДК 37.07

ШКОЛЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ: КАДРОВЫЙ ГОЛОД (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ)

Ирина Николаевна Буркова, кандидат физико-математических наук, доцент, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Людмила Павловна Квашко, кандидат педагогических наук, доцент, Приморский институт железнодорожного транспорта - филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Уссурийске, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Наталья Викторовна Репш, кандидат биологических наук, доцент,

Приморская государственная сельскохозяйственная академия», Уссурийск

Аннотация

Нехватка учителей является серьезной проблемой для многих развитых стран, в том числе и для России. Наблюдается дефицит педагогических кадров как в виде общей тенденции, так и в отношении различных предметных областей. Для российской системы общего образования характерна региональная дифференциация. Понимание ситуации в регионах требует постоянного мониторинга. Цель исследования - оценка кадровой обеспеченности школ Приморского края в сравнении с среднероссийскими показателями и с показателями регионов-соседей, Амурской области и Камчатского края. Для этого был проведен анализ статистических отчетов Министерства просвещения и региональных статистических служб. Для исследования были выбраны шесть основных показателей кадровой обеспеченности общего образования: индекс кадрового обеспечения общего образования, доля педагогов с высшим профильным педагогическим образованием, доля педагогов до 35 лет и педагогов старше 55 лет, численность обучающихся в расчёте на одного педагога-психолога и доля открытых вакансий. Проведенный анализ показал относительно низкий (0,36) уровень индекса кадрового обеспечения общего образования Приморского края. Школы Приморского края испытывают дефицит педагогических кадров. Четверть учителей не имеют профильного

педагогического образования. Остро стоит проблема обновления педагогического корпуса. Полученные в работе результаты могут служить основой для обсуждения фактической ситуации с кадровой обеспеченностью общего образования в Приморском крае.

Ключевые слова: общее образование, кадровое обеспечение, кадровая обеспеченность, педагогические кадры, кадровый дефицит, региональная дифференциация образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p64-69

SCHOOLS IN PRIMORSKY KRAI: TEACHING STAFF SHORTAGE (COMPARATIVE ANALYSIS) Irina Nikolaevna Burkova, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, master student, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Lyudmila Pavlovna Kvashko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Primorsky Institute of Railway Transport - branch of the Far Eastern State Transport University, Ussuriisk, master student, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Natalia Viktorovna Repsh, the candidate of biological sciences, do-cent, Primorskaya State Agricultural Academy, Ussuriisk

Abstract

The lack of teachers is a severe problem for many developed countries, including Russia. There is a teaching staff shortage both in the form of a general trend and in relation to various subject areas. The Russian general education system is characterized by regional differentiation. Understanding the situation in the regions requires constant monitoring. The purpose of the study is to assess the schools' staffing in the Primorsky Krai in comparison with the average Russian indicators and with the indicators of the neighboring regions, the Amur Region and the Kamchatka Krai. For this, the statistical reports of the Ministry of Education and regional statistical services an analysis have been analyzed. For the study, six indicators of general education staffing were selected: the general education staffing index, the share of teachers with higher pedagogical education, the share of teachers under 35 years old and teachers over 55 years old, the number of students per teacher-psychologist and the share of open vacancies. The analysis performed showed a relatively low (0.36) level of the staffing index for general education in Primorsky Krai. Schools in Primorsky Krai are experiencing a teaching staff shortage. A quarter of teachers do not have specialized pedagogical education. There is a problem of updating the pedagogical staff. The results obtained in the study can serve as a basis for discussing the actual situation with the staffing of general education in Primorsky Krai.

Keywords: general education, staffing, staffing, teaching staff, staff shortage, regional differentiation of education.

ВВЕДЕНИЕ

Системы образования во всем мире стремятся обеспечить качественное школьное образование для своих граждан. Одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на качество общего образования, являются педагогические кадры. Сегодня много говорится о профессионализме школьного педагогического состава, однако не менее актуальным остается вопрос о кадровой обеспеченности общего образования. Наблюдается дефицит педагогических кадров и в виде общей тенденции, и в отношении конкретных предметных областей. Эта проблема широко распространена во всем мире. Исследования, проведенные в США [1], Австралии [2], Великобритании [3], Новой Зеландии [4], показали нехватку учителей в этих странах. Обзор литературы свидетельствует о том, что проблема дефицита школьных педагогических кадров представляет собой сложную комбинацию факторов, которые являются продуктом уникальных обстоятельств каждого отдельного учителя и уникальных социокультурных, политических и образовательных контекстов каждой страны.

Отечественные исследователи обращались к анализу кадровой обеспеченности системы российского общего образования [5, 6, 7, 8, 9, 10]. Было показано, что система отечественного общего образования испытывает нарастающий кадровый голод. По данным

опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом, большинство учителей отметили дефицит педагогов в своих школах. Данное исследование дополняет эти работы в части анализа кадровой обеспеченности региональной системы общего образования в России. В работе проведен сравнительный анализ обеспеченности учителями школ Приморского края, Амурской области и Камчатского края в 2019-2020 гг. Полученные результаты позволяют оценить ситуацию, обозначить проблемные моменты и поднять актуальные для региональных систем общего образования задачи.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа использовались открытые статистические данные Министерства просвещения РФ, статистические отчеты Приморского края, Амурской области и Камчатского края [11, 12, 13, 14]. Поскольку использованные источники предоставляют уже достоверные статистические данные, дополнительная их обработка не производилась.

Для анализа были выбраны следующие показатели:

1. Индекс кадрового обеспечения общего образования, рассчитанный НИУ ВШЭ как интегральный показатель пяти субиндексов: доли учителей, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности учителей; доли учителей, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет; доли педагогических работников в структуре кадрового обеспечения учреждений; численности обучающихся в расчёте на одного учителя и численности педагогов-психологов в расчёте на 1000 обучающихся.

2. Доля педагогов, имеющих высшее профильное педагогическое образование, в общей численности педагогических работников.

3. Доля педагогов до 35 лет.

4. Доля педагогов старше 55 лет.

5. Численность обучающихся в расчёте на одного педагога-психолога.

6. Открытые вакансии педагогических работников от общего числа педагогических работников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице представлены показатели кадровой обеспеченности общего образования средние по Российской Федерации и отдельно по Приморскому краю, Амурской области и Камчатскому краю в 2019-2020.

Таблица - Показатели кадровой обеспеченности общего образования

Показатели Среднероссийские Приморский край Амурская область Камчатский край

Индекс кадрового обеспечения общего образования 0,47 0,36 0,41 0,56

Доля педагогов, имеющих высшее профильное педагогическое образование, в общей численности педагогических работников, % 91 75,4 74,3 83,2

Доля педагогов до 35 лет, % 11 9,3 26 29

Доля педагогов старше 55 лет, % 11 35,4 29,4 20

Численность обучающихся в расчёте на одного педагога-психолога, чел 574 1423 788 269

Открытые вакансии от общего числа педагогических работников, % - 8 1 5

Анализ показал, что среднее значение индекса кадрового обеспечения российского общего образования равно 0,47, что ниже возможной средней отметки в 0,50. Приморский край с индексом в 0,36 уступает как общероссийскому показателю (0,47), так и регионам-соседям (Амурская область - 0,41, Камчатский край - 0,56).

Согласно данным о наличии профильного педагогического образования работников доля учителей, имеющих высшее профильное педагогическое образование, в Приморском крае составляет 75,4%, тогда как в среднем по Российской Федерации этот пока-

затель составляет 91%. Амурская область имеет показатель, аналогичный Приморскому краю. В Камчатском крае самая высокая доля педагогов с высшим профильным педагогическим образованием, 83,2%.

Что касается возрастной структуры педагогов, то по данным официальной статистики доля молодых педагогов (до 35 лет) в школах Приморья составляет лишь 9,3%, что ниже, как в целом по стране, так и в сравнении с другими регионами. В среднем по Российской Федерации этот показатель достигает 11%. В Приамурье и на Камчатке доля молодых педагогов значительно больше, 26 и 29%, соответственно. В приморских школах велика доля учителей в возрасте 55 лет и старше, каждый третий учитель Приморского края - пенсионного возраста. Для сравнения, в целом в российских школах 11% педагогов - представители старших возрастных групп (старше 55 лет). По регионам: в Амурской области чуть больше 29% педагогов старше 55 лет, в Камчатском крае представители данной возрастной группы составляют пятую часть от общей численности педагогических работников.

В современных условиях принципиально важным становится обеспечение школ такими специалистами, как педагоги - психологи. Их в педагогическом составе школ Приморского края пока очень мало. На одного педагога-психолога приходится порядка 1423 обучающихся, что почти в 2,5 раза больше среднего показателя по России. Сравнение в выбранных регионах показало, что ситуация в Приморье хуже, чем в Амурской области и Камчатском крае, где на одного педагога-психолога приходится 788 и 269 обучающихся соответственно.

В Приморском крае в 2019-2020 гг. открытыми оставались 8% вакансий от общего числа педагогических работников. Дефицит педагогов испытывают и регионы-соседи. Однако ситуация там значительно лучше. Так, в школах Камчатского края только 5% открытых вакансий. Самая благоприятная ситуация в Амурской области, где в 2019-2020 гг. в целом по области были вакантны только 1% ставок педагогов.

Таким образом, анализ показал низкий индекс кадрового обеспечения общего образования в Приморском крае. Три четверти педагогического состава имеют высшее профильное педагогическое образование. Очевидна проблема обновления педагогического корпуса. Треть кадрового состава составляют работники пенсионного возраста, наблюдается недостаток молодых кадров. Система общего образования в Приморском крае испытывает дефицит педагогических кадров.

Для улучшения ситуации с кадровым обеспечением общего образования в Приморском крае целесообразно пересмотреть потенциал учреждений высшего образования Приморского края для реализации подготовки педагогических кадров. Проблема, на наш взгляд, заключается в отсутствии в крае вузов, подведомственных Министерству просвещения РФ. И это, безусловно, один из вопросов, которые должны стоят на повестке дня региональных властей.

В ситуации кадрового дефицита и старения педагогических кадров необходимо проводить работу по привлечению выпускников педагогических вузов из других регионов. В частности, наш анализ показал, что в Амурской области в 2019-2020 гг. были вакантны только 1% ставок педагогов. В то же время в Приамурье подготовкой педагогических кадров занимается Благовещенский государственный педагогический университет с общей численностью обучающихся более 3,5 тысяч человек. Имеет смысл вести диалог с руководством вуза по привлечению выпускников для работы в Приморском крае.

Для привлечения и удержания педагогических кадров необходим комплекс мер социальной поддержки молодых специалистов (материальная поддержка, предоставление жилья, льготы на оплату ЖКХ и т. д.).

Для помощи в адаптации молодых специалистов имеет смысл на уровне муниципалитетов и школ проводить системную работу для комплексной педагогической поддержки и научно-методического сопровождения педагогов.

Для развития кадров, безусловно, необходимо проводить работу по повышению квалификации педагогических работников. И это должны быть не только вебинары, но и стажировки учителей в лучших школах региона и страны. Имеет смысл разработки мер для повышения мотивации непрерывного профессионального развития педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед государством, заключается в укомплектовании школ стабильным преподавательским составом, отвечающим сложным потребностям времени и растущим требованиям экономики знаний. Хроническая нехватка педагогов на протяжении многих лет отрицательно сказывается на качестве общего образования. Как и в случае с любыми сложными социальными проблемами, решение проблемы дефицита учителей требует комплексного многогранного подхода, включающего все заинтересованные стороны. Одноразовые инициативы по привлечению абитуриентов в педагогические вузы, по поддержке молодых специалистов будут бесполезны, если учителя решат уйти из профессии после короткого периода времени в школе. Подход должен быть лонгитюдным. Необходимо поддерживать будущих учителей, начиная с того момента, когда они начинают рассматривать профессию учителя для своей будущей карьеры, во время их обучения, при переходе в профессию и на протяжении всей их карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Identifying personal and contextual factors that contribute to attrition rates for Texas public school teachers / D.A. Sass, B.B. Flores, L. Claeys, B. Pérez // Education Policy Analysis Archives. -2012. - № 20 (15). - Р. 1-26.

2. Teacher retention and attrition: Views of early career teachers / J. Buchanan, A. Prescott, S. Schuck, P. Aubusson, P. Burke, J. Louviere // Australian Journal of Teacher Education. - 2013. - № 38 (3). - Р. 112-129.

3. See B.H. Why don't we have enough teachers?: A reconsideration of the available evidence / B.H. See, S. Gorard // Research Papers in Education. - 2020. - № 35(4). - P. 416-442.

4. Reinsfield E. Exploring the technology teacher shortage in New Zealand: the implications for quality teaching and learning / E. Reinsfield, K. Lee // International Journal of Technology and Design Education. - 2022. - № 32. - Р. 1649-1658.

5. Заир-Бек С.И. Кадры школьного образования: возможности и дефициты / Т.А. Мерца-лова, К.М. Анчиков. - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 17 с.

6. Российская школа: начало XXI века / С.Г. Косарецкий, К.А. Баранников, А.А. Беликов и др. - Москва : НИУ ВШЭ, 2019. - 227 с.

7. Авраамова Е.М. Какие кадры работают в школах России? / Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 65-79.

8. Соловьева Т.С. Кадровое обеспечение общего образования: проблемы, решения / Т.С. Соловьева // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2017. - № 4. - С. 107-113.

9. Скоробач И.Р. Прошлое Сахалинского образования: Проблема обеспечения учительскими кадрами / И.Р. Скоробач // Образование 2022: основные проблемы и направления развития : материалы II Международной научно-практическая конференции. - Москва, 2022. - С. 44-49.

10. Тегенцев М. Альтернативные технологии решения проблемы дефицита педагогических кадров в Приморском крае / М. Тегенцев // Вестник педагогических достижений. - 2019. - № 5. - С. 24-30.

11. Приморье в цифрах: Краткий статистический сборник. - Владивосток : Приморскстат, 2020. - 66 с.

12. Амурский статистический ежегодник. - Благовещенск : Амурстат, 2020. - 405 с.

13. Камчатский статистический ежегодник: Краткий статистический сборник. - Петропавловск-Камчатский : Камчатстат, 2020. - 13 с.

14. Сводные отчеты по форме № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» по Приморскому краю, Амурской области, Камчатскому краю // Министерство просвещения РФ. - URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обра-

щения: 10.11.2022).

REFERENCES

1. Sass, D.A., Flores, B.B., Claeys, L. and Pérez, B. (2012), "Identifying personal and contextual factors that contribute to attrition rates for Texas public school teachers", Education Policy Analysis Archives, Vol. 20(15), pp. 1-26.

2. Buchanan, J., Prescott, A., Schuck, S., Aubusson, P., Burke, P. and Louviere, J. (2013), "Teacher retention and attrition: Views of early career teachers", Australian Journal of Teacher Education, Vol. 38 (3), pp. 112-129.

3. See, B.H. and Gorard, S. (2020), "Why don't we have enough teachers?: A reconsideration of the available evidence", Research Papers in Education, Vol. 35 (4), pp. 416-442.

4. Reinsfield, E. and Lee, K. (2022), "Exploring the technology teacher shortage in New Zealand: the implications for quality teaching and learning", International Journal of Technology and Design Education, Vol. 32, pp. 1649-1658.

5. Zair-Bek, S.I., Mercalova, T.A., Anchikov, K.M. (2020), School personnel: opportunities and deficits, Moscow.

6. Kosareckii, S.G., Barannikov, K.A. and Belikov, A.A. (2019), Russian school: the beginning of the XXI century, Moscow.

7. Avraamova, E.M., Loginov, D.M. (2017), "What personnel work in Russian schools?", Public education, Vol. 3-4, pp. 65-79.

8. Soloveva, T.S. (2017), "Staffing of general education: problems, solutions", Actual problems of economics and management, Vol. 4, pp. 107-113.

9. Skorobach, I.R. (2022)," The past of Sakhalin education: The problem of providing teachers", Education 2022: main problems and directions of development: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 44-49.

10. Тегенцев, М. (2019), "Alternative technologies for solving the problem of shortage of teaching staff in Primorsky Krai", Bulletin of Pedagogical Achievements, Vol. 5, pp. 24-30.

11. Primorskstat (2020), Primorye in numbers: A brief statistical collection, Vladivostok.

12. Amurstat (2020), Amur Statistical Yearbook, Blagoveshchensk,

13. Kamchatskstat (2020), Kamchatka Statistical Yearbook, Petropavlovsk- amchatka.

14. Ministry of Education of the Russian Federation (2022), Summary reports in the form No. OO-1 "Information on the organization carrying out educational activities in educational programs of primary general, basic general, secondary general education " in Primorsky Krai, Amur Region, Kamchatka Krai, available at: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (accessed 10.11.2022).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 378.147:378.018.43

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ИНТЕГРАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ

Тамара Валерьевна Бус, аспирант, Александр Михайлович Геращенко, кандидат филологических наук, доцент, Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации, Краснодар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В настоящее время задачи, стоящие перед российским образованием, настолько сложны, что их решение затруднительно без налаженного информационного механизма управления - педагогического мониторинга. Неотъемлемой составляющей мониторинга является диагностика - идентификация состояния объектов и процессов. Для социально-педагогических систем и процессов в большинстве случаев важнее идентифицировать интегральное состояние по нелинейной шкале, чем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.