Научная статья на тему 'Подготовка молодых специалистов - организаторов каникулярного отдыха детей. Современные требования, проблемы и находки'

Подготовка молодых специалистов - организаторов каникулярного отдыха детей. Современные требования, проблемы и находки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичихина Наталья Валерьевна

Вопросы подготовки и формирования готовности студентов к организации оздоровительно-образовательной деятельности детей в условиях детского летнего лагеря. Блочно-модульная программа для детского оздоровительно-образовательного лагеря. Важность и приоритетность образовательного модуля «Я-личность», направленного на самопознание и саморазвитие молодых людей, принявших решение заниматься оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми в каникулярный период, быть вожатым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка молодых специалистов - организаторов каникулярного отдыха детей. Современные требования, проблемы и находки»

Подготовка молодых специалистов — организаторов каникулярного отдыха детей. Современные требования, проблемы и находки

Наталья Валерьевна Новичихина, заведующая отделом инновационного развития системы дополнительного образования детей Алтайского КДТДиМ, г. Барнаул

Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой — перспектива.

Леонардо да Винчи

Подготовка специалистов — организаторов каникулярного отдыха детей в современных условиях требует реализации таковых программ на практике. Имеющиеся программы не затрагивают работы над личностными качествами будущего вожатого. Блочно-модульное построение программы подготовки вожатых способствует формированию или развитию у них профессиональной компетентности в области работы с временным детским коллективом.

специалист — организатор каникулярного отдыха детей, программа подготовки вожатых, подготовка, готовность

Одним из условий сохранения сети учреждений детского отдыха и оздоровления, обеспечение её устойчивого развития в Алтайском крае является повышение уровня профессиональной компетентности педагогического потенциала оздоровительных лагерей.

Подготовка молодых специалистов — организаторов каникулярного отдыха детей является одним из видов внеформального образования взрослых, организованного в стенах не собственно учебного заведения и не обязательно заканчивающегося выдачей удостоверения государственного образца. Но внеформальное образование, как и формальное, подразумевает наличие продуманных образовательных программ. Что может стать содержанием программ подготовки этих специалистов? Возможно ли блочное построение таких программ? Можно ли, реализуя данную программу, создать условия для профессиональной готовности молодых организаторов каникулярного отдыха детей?

В словаре — справочнике по педагогике подготовка определяется как «формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач». Здесь же под профессиональной готовностью понимается субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой профессиональной деятельности и стремящейся её выполнять. В структуре профессиональной готовности выделяется два блока требований: первый включает психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а второй — научно-теоретическую и практическую подготовку [1].

Данное определение служит отправной точкой для характеристики понятия «готовность», применительно к нашему, более частному случаю — а именно, готовность молодых специалистов-организаторов каникулярного отдыха детей к педагогической деятельности в условиях оздоровительного лагеря.

Результаты изучения работ, посвящённых изучению проблемы готовности, явились основанием для разработки структуры готовности студентов к организации оздоровительно-образовательной деятельности детей в каникулярный период в условиях детского лагеря.

Предлагаемая структура представлена такими компонентами, как мотиваци-онно-волевой, когнитивно-содержательный и коммуникативно-рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент готовности характеризуется следующими признаками:

- проявление профессионального интереса к современным подходам в организации оздоровительно-образовательной деятельности детей в каникулярный период в условиях летнего лагеря;

- потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознаётся, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря;

- положительное отношение к профессии, осознание ценности и престижности своего труда, желание и стремление заниматься именно данным видом деятельности;

- сформированные внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности, мотивация к успеху, готовность к риску) и внешние проявления готовности к деятельности (желание работать по выбранной профессии, успешное овладение профессиональными знаниями, стремление владеть профессией, хорошая успеваемость).

Когнитивно-содержательный компонент предполагает знание:

- методологических основ работы с детьми в каникулярный период в летних лагерях;

- психолого-педагогических и возрастных особенностей детей 7-15 лет, отдыхающих в летних лагерях;

- видов социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности в условиях летних лагерей;

- способов включение детей 7 — 15 лет в социально-значимую и культурно-досуговую деятельности на территории лагеря.

Большое значение имеет развитие способности к самоанализу, самоуправлению, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самокоррекции в учебно-профессиональной деятельности. Это требование вызывает необходимость введения в структуру готовности коммуникативно-рефлексивного компонента.

Коммуникативно-рефлексивный компонент включает способности к установлению профессиональных отношений, осуществлению индивидуального подхода к детям приехавшим отдыхать в детский лагерь в каникулярный период, к анализу педагогических ситуаций, прогнозированию собственных действий и действий ребёнка, самоанализу результатов своего общения с гуманистических позиций; к самоанализу своего опыта с позиций целесообразности для развития человека.

Таким образом, готовность в этом контексте рассматривается как интегра-тивная характеристика личности молодого специалиста, представляющая собой комплекс психолого-педагогических знаний, умений и навыков, профессионально значимых личностных качеств, а также мотивационно-волевых, когнитивно-содержательных, коммуникативно-рефлексивных установок на работу с детьми в условиях оздоровительно-образовательного лагеря.

Анализ профессиональной готовности в рамках предложенного подхода позволил нам создать модель современного молодого специалиста-организатора каникулярного отдыха детей (рис. 1)

ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛ

В Вооруженный

С объективным 0 психологическими,

самовосприятием, ^ ^ социально-педагогическими

позитивной Ж и культурными знаниями,

Я-концепцией, ^ коммуникативными,

способная к организаторскими

самосовершенство- и рефлексивными умениями

ванию Ы

й

ОБЛАДАЮЩИЙ КАЧЕСТВАМИ -Гражданственность, патриотизм,

социальная ответственность -Гуманистическая направленность -Любовь к детям -Эрудиция, интеллигентность -Общая и педагогическая культура

-Инициативность, оптимизм, -Коммуникативная культура речи - Эмоциональная уравновешенность -Добросовестность, трудолюбие

Рисунок 1. Модель современного молодого специалиста-организатора каникулярного отдыха детей (вожатого).

Какое содержание образовательных модулей будет способствовать формированию профессиональной готовности такого специалиста для реализации социально-значимой и культурно-досуговой деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря?

Анализ образовательных программ подготовки молодых специалистов-организаторов каникулярного отдыха детей Российского (ВДЦ «Орлёнок» и ВДЦ «Океан», «Программа подготовки педагогов-организаторов каникулярного отдыха» И. Фришман, Школа подготовки вожатых г. Липецка), регионального (Школы подготовки вожатых городов Новосибирска, Томска, Тюмени) и краевого (СДПО «Алтай», ШПВ городов Бийска, Заринска, Рубцовска) уровней показал, что основной упор в программах сделан на приобретение будущими специалистами набора ЗУНов, необходимых им для организации педагогической и культурно-досуговой деятельности с детьми в каникулярный период. Но, к великому сожалению, ни в одной из программ не отводится необходимого количества учебных часов для работы

над личностными качествами молодых специалистов, многие из которых совсем недавно достигли восемнадцатилетнего возраста и по специфике своей деятельности в детском оздоровительно-образовательном лагере, будут находиться рядом с детьми круглосуточно на протяжении лагерной смены (не менее 19 суток, а некоторые и весь летний период (3 лагерные смены).

Сегодня запросы субъектов образовательного рынка всё чаще обращаются к индивидуально-личностным качествам и универсальным способностям человека, к его осознанному, прогнозируемому, продуктивному, нравственно-ценному и ответственному поведению в жизни, адекватному новым социальным реалиям.

Одним из вариантов решения данной проблемы может быть разработка программы подготовки молодых специалистов — организаторов детского отдыха, построенной по блочно-модульному принципу. Целью данной образовательной программы является создание условий для формирования профессиональной компетентности будущего молодого специалиста-организатора каникулярного отдыха детей (вожатого).

Достижение поставленной цели возможно через:

• создание мотивации на дальнейшую успешную деятельность;

• создание мотивации на саморазвитие;

• формирование психологического образа вожатого;

• расширение и углубление знаний по основам саморазвития;

• развитие лидерских качеств и коммуникативных умений;

• диагностику профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста.

Основными принципами реализации программы являются:

- принцип социального партнёрства (доверие, взаимная ответственность за конечный результат);

- принцип диалогичности (равноправие в общении, уважение позиции другого и т.д.);

- принцип педагогического стимулирования социально-профессиональных проб (включение специалистов — организоторов в процесс освоения различных социальных ролей, создание таких ситуаций, кото-

5

рые давали бы возможность попробовать себя в профессии, в социально значимом деле, где необходимо решить проблемную ситуацию и преодолеть возникающие трудности);

- принцип индивидуализации и принятия ребёнка как данности (признание особенностей развития детей, определение индивидуальной траектории социального становления каждого ребёнка в условиях ДОЛ и т.д.);

- принцип организации личного пространства (учёт индивидуального темпа и режима проживания специалиста — организатора, предоставление возможностей самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой).

Предлагаемая программа включает в себя два модуля (« Я — Личность», «Я — педагог»), которые в свою очередь делятся на блоки. Охарактеризуем их.

В содержание модуля «Я — Личность» включены три блока — «Психологическая структура личности», «Психология эмоций», «Психология межличностного взаимодействия».

Блок «Психологическая структура личности» раскрывает понятие личности, её структуру, составляющие и особенности. Содержание блока способствует формированию у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающим, своей собственной точки зрения на происходящее, развитию рефлексии и саморефлексии.

В результате освоения блока обучающиеся:

- будут иметь представление о структуре личности её компонентах;

- могут дать широкое определение понятию «личность» и отстаивать свою точку зрения на это счёт; разбираться в понятиях «я-концепция», «самооценка», «имидж»;

- уметь определять индивидуальный уровень самооценки;

- различать понятия «характер» и «темперамент»;

- знать и понимать особенности своего темперамента в связи со своим типом высшей нервной деятельности;

- различать типы человеческого поведения и овладеть основными характеристиками уверенности и агрессии;

- учитывать позитивные и негативные стороны темперамента при общении;

- понимать поведение другого человека как проявление его личностных особенностей.

Блок «Психология эмоций» знакомит обучающихся с понятием стресса, позволяет овладеть навыками саморегуляци и самоконтроля, побуждает к постоянному практическому использованию психологических знаний к дальнейшему самосовершенствованию.

Усвоив темы данного блока, обучающийся должен:

- иметь представление о том, что такое эмоции и чувства и видеть между ними разницу;

- знать основные человеческие эмоции и уметь их различать;

- познакомиться с понятиями «стресс», «эмоциональное выгорание»;

- иметь представление о физиологической основе стресса;

- овладеть навыками саморегуляции и применять их на практике;

- уметь преодолевать негативные психоэмоциональные состояния.

Блок «Психология межличностного взаимодействия» позволяет сформировать у обучающихся основные позиции самоактуализированной личности — осознание причин неэффективного общения, принятие себя и других, выработка механизма конструктивного общения.

Усвоив темы данного блока, обучающийся должен:

- знать о роли общения в жизнедеятельности человека;

- познакомиться с видами общения: вербальным и невербальным;

- понимать проблемы, возникающие при общении и уметь их устранять;

- познакомиться с понятиями «эмпатия», «толерантность»;

- познакомиться с понятием «конфликт» и его сторонами — позитивными и негативными;

- овладеть различными способами разрешения конфликта;

- суметь разрешить конфликт, возникший в данной группе обучающихся;

- овладеть навыками конструктивного общения и активно их использовать.

Вид итогового контроля: психологическое тестирование, зачёт. Примерное тематическое планирование образовательного модуля

«Я — Личность»

Темы занятий Количество часов

Теория Практика

1. Вводное тестирование. 1

2. Тренинг знакомства. 2

3. Личность. Понятие личности. Структура. 1 1

4. Личность. Я-концепция. Смысловая составляющая. 1 1

5. Самооценка. 1

6. Типы поведения в жизни. 1 1

7. Характер. Эмпатия. Толерантность. 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Право. Выбор. Ответственность. 1 1

9. Имидж. Социальные роли. 1 1

Итого часов в блоке 10

10. Эмоции. Темперамент. 1 3

11. Настроение. 1 3

12. Стресс. Способы регуляции негативных психоэмоцио-наль-ных состояний. 1 3

13. Способы отреагирования негативных психоэмоциональных состояний. 4

Итого часов в блоке 3 13

14. Конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации. 1 2

15. Понятие эмпатии и толерантности. 1 3

16. Внутриличностный конфликт. Способы разрешения ВК. 2

17. Межличностное общение. Виды. Невербальное общение. 1 2

18. Вербальное общение. Проблемы. Способы конструктивного общения. 1 2

19. Итоговое тестирование. 1

20. Зачёт

Итого часов в блоке 4 12

Общее количество часов 13 35

Целью второго образовательного модуля «Я — педагог» является создание условий для формирования у специалистов — организаторов основ знаний психолого-педагогической работы с детьми в условиях временного коллектива, развития их профессиональных умений, т.е. их профессиональной компетентности. Этот модуль включает в себя два блока — «Основа» и «Идеал».

Содержание первого блока «Основа» направленно на подготовку специалистов — организаторов к культурно — досуговой деятельности с детьми в каникулярный период в условиях лагеря с дневным пребыванием. После освоения содер-

жания этого блока их ждёт первая «социальная проба» — работа с детьми в период зимних каникул на базе школ и УДОД края.

Примерный тематический план первого блока — «Основа»

Темы занятий Количество часов

Теория Практика

1. Вожатый в системе профессий 1

2. >ункции ДОЛ 1

3. Здоровьесберегающие технологии в ДОЛ 2

4. Психологические особенности мл. школьников 2

5. Воспитательные технологии в ДОЛ 1 4

6. Мастер-класс «Поиграй-ка» 4

7. Мастер-класс «Запевай-ка» 4

8. Мастер-класс «Потанцуй-ка» 4

9. Мастер-класс «Оформляй-ка» 4

10 Основы сценарного мастерства 1 4

11. Основы экскурсионной деятельности 2 4

12. Программное обеспечение 2 8

Итого: 48 часов 12 36

В качестве целевого ориентира второго блока «Идеал» обозначено создание условий для формирования у специалистов — организаторов социально-педагогической и профессиональной компетентности. Под компетентностью в данном случае понимается владение специалистом — организатором необходимой суммой ЗУНов, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности специалиста — организатора как носителя определённых ценностей, идеалов, и педагогического сознания.

Темы занятий Количество часов

Теория Практика

1. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого 2

2. Оздоровительная деятельность ДОЛ 4

3. Образовательная деятельность ДОЛ 4

4. Психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста 2

5. Особенности формирования ВДК 2

6. Логика развития лагерной смены 2

7. Особенности работы с разновозрастным отрядом 1 3

8. Экстремальные ситуации в ДОЛ (оказание первой помощи) 1 3

9. Социальное проектирование — основа социально-значимой деятельности ребёнка в ДОЛ 2 5

10 Алгоритм разработки программы деятельности ДОЛ — программы нового поколения 2 4

11. Аналитическая деятельность вожатого (мониторинг, рефлексия) 2 4

12. Зачёт-защита программы деятельности вожатого 3

Итого: 48 часов 26 22

Ожидаемый результат от реализации программы — молодой специалист-организатор каникулярного отдыха детей (вожатый), способный к самопознанию, профессиональному самоопределению и дальнейшему саморазвитию.

На практике программа реализуется в три этапа. На первом этапе, диагностическом, молодым людям предлагается оценить себя как будущих профессионалов в данной области, проверить свою готовность и предрасположенность к реализации данных видов деятельности. После реализации диагностического этапа, первого и второго образовательных модулей вожатые выходят на «социальные пробы» в образовательные учреждения края для отработки ЗУНов, полученных в рамках освоения модулей (деятельностный этап). В рамках рефлексивного этапа молодые специалисты — организаторы оценивают уже с профессиональных позиций приобретённый опыт сотрудничества с детьми, опыт работы с разновозрастным детским коллективом, а также провести повторную диагностику профессиональной пригодности в реализации педагогической и культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, реализация блочно-модульной программы подготовки молодых специалистов-организаторов каникулярного отдыха детей позволит качественно подготовить их к профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, приоритетным в котором является образовательный модуль «Я-личность» направленный на самопознание и саморазвитие молодых людей, принявших решение заниматься оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми в каникулярный период, быть вожатым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.