В результате реализации практического компонента конф- - становление педагогической позиции и базовых основ
ликтологической подготовки у будущих учителей должны быть индивидуально-педагогического стиля поведения в педагогичес-сформированы конфликтологические компетенции в области ком конфликте-
пРактики разрешения педагогических конфликтов, включающие: - развитость культуры педагогического мышления на про-
- сформированность предметных конфликт°логических уме- цесс разрешения педагогических конфликтов. ний в области разрешения педагогических конфликтов; ^ r г ^
Библиографический список
1. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, пракика): дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005.
2. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика - 2002. - №1.
Bibliography
1. Bazelyuk, V.V. Konfliktologicheskaya podgotovka buduthego uchitelya v pedagogicheskom vuze (metodologiya, teoriya, prakika): dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.
2. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya pedagogiki: proshloe i nastoyathee // Pedagogika - 2002. - №1.
Статья поступила в редакцию 16.05.13
УДК 331.23-053.6:331.5
Bibik V.L. PREPARING YOUNG PEOPLE FOR EMPLOYMENT BY THE EXAMPLE OF A SMALL TOWN. The
paper describes the problems of youth unemployment in Russia. The problems of youth unemployment are considered by the example of a small town. A package of measures is proposed aimed at solving the issues.
Key words: youth unemployment, occupational training.
В.Л. Бибик, канд. техн. наук, зам. директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юрга, E-mail: bibik@tpu.ru
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В МИР ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ГОРОДА
В работе описаны проблемы молодежной безработицы, с которыми сталкиваются регионы России. Рассмотрены проблемы молодежной безработицы на примере малого города. Предложен комплекс мероприятий для решения данных проблем.
Ключевые слова: безработица среди молодежи, профессиональное образование молодежи.
Термин «молодежная безработица», можно раскрыть как социально-экономическое явление рынка труда, охватывающее молодежь, характеризующее несоответствие спроса и предложения, обусловленное особенностями молодежи как особой категории населения, спецификой ее положения на рынке труда, а также тенденциями развития молодежного рынка труда.
Современное состояние общества, тенденции его развития во многом определяют положение молодежи на рынке труда, а также формирование совокупности факторов, характеризующих появление, рост и динамику молодежной безработицы.
В условиях перехода общества на новый уровень развития молодежную безработицу следует рассматривать в контексте ряда социально-экономических, институциональных, инфраструктурных и правовых характеристик, присущих в той или иной степени отдельным категориям молодежи, молодежного рынка труда.
Согласно проведенному анализу рынка труда России и ряда зарубежных стран ситуация роста молодежной безработицы наблюдается повсеместно, эту проблему выделяет Международная организация труда, призывая страны способствовать реализации потенциала молодого поколения, в обратном случае, определяя молодежную безработицу и ее рост как угрозу экономическому потенциалу государств [1; 2].
Неоднородность развития отдельных регионов России, обусловленная особенностями демографической ситуации, уровнем образования населения, отраслевой, социально-экономической спецификой региона, территориальными, климатическими отличиями - все это стимулирует применение более детального подхода к изучению ситуации на региональных рынках труда, поэтому предложенный алгоритм исследования молодежной безработицы реализован на примере молодежного рынка труда г. Юрги Кемеровской области.
Юрга - небольшой город с населением 81 тыс. человек, который обладает рядом уникальных характеристик, обеспечи-
вающих его развитие, что связано как с функционированием мощного научно-образовательного комплекса, инновационным направлением развития области, так и с преобладанием молодежи среди других категорий населения [3].
Анализ ситуации, сложившейся на молодежном рынке труда г. Юрги показал, что 33,4% населения города составляет молодежь, которая имеет высокий уровень образования (по расчетам согласно статистическим данным по г. Юрге на 01.11.2012 г. среди обучающейся молодежи в сфере профессионального образования высшее профессиональное образование получает более 70%).
По данным Департамента труда и занятости населения г. Юрги, наблюдается рост молодежной безработицы. Так, в 2009 году уровень зарегистрированной молодежной безработицы составлял 27,9%, в 2010 - 28,2%, а в 2011 - 31,3%, при этом доля выпускников системы профессионального образования, признанных безработными, в среднем по расчетам составляет около 17,3% молодежи, признанной в качестве безработных граждан. Численность граждан от 14-30 лет, обращающихся в органы служб занятости за консультациями, содействием в поиске работы, в 2011 году составила 38,1% среди общей численности населения, обращающегося в органы служб занятости, в 2011 - 43,3%, в 2012 - 51,4% [4].
Такие показатели как напряженность рынка труда, развитие инновационной составляющей рынка, изменения численности молодежи оказывают наиболее значимое влияние на динамику молодежной безработицы г. Юрги. Соответственно вектор действий в решении проблематики молодежной безработицы должен быть направлен на изучение, прогнозирование профессионально-квалификационной структуры рынка, усиление вовлечения молодежи в инновационную сферу посредством программ развития малого предпринимательства, а также учет неоднородности категории молодежи, потребностей и возможностей отдельных ее подгрупп на городском рынке труда.
Современная модель занятости молодежи г. Юрги обладает следующими чертами:
- на молодежном рынке труда г. Юрги наблюдается неэффективная занятость: не по полученной специальности в трудовой сфере занято более 40% молодежи; растут масштабы молодежной безработицы одновременно сосуществующей с кадровым дефицитом;
- государство как участник городского рынка труда занимает достаточно пассивную позицию, ограничивая свою деятельность формированием жесткой нормативно-правовой базы, которая регламентирует поведение участников рынка труда, не обеспечивая при этом механизм исполнения этих законодательных основ, гарантий трудоустройства молодежи;
- работодатели, не имеющие заинтересованности в найме молодежи в сложившихся условиях институционального характера, не обладают достаточной информацией о рынке труда г. Юрги в силу ее асимметричности, демонстрируют сложившиеся традиции поведения на рынке труда, не способствуя развитию новых форм взаимодействия с другими участниками;
- сфера образования в г. Юрге, обладая потенциалом развития эффективного сотрудничества работодателей с работниками в сфере непрерывного обучения, а также работодателей с потенциальными работниками в сфере трудоустройства, не демонстрирует достаточной гибкости и механизмов формирования основ для такого сотрудничества;
- у молодежи, представленной на рынке труда г. Юрги различными подгруппами, сформирована позиция, характеризуемая деградацией ценностей в сфере труда, что обусловлено преобладанием в их восприятии материальных ценностей; завышенных ожиданий, мотивов, формируемых существующей институциональной структурой рынка; не способствующих росту эффективной занятости и снижению молодежной безработицы.
Предлагается модель занятости молодежи, в которой в качестве ключевого элемента формирования партнерских отношений на городском рынке труда выделена сфера образования. На основании модели предложены базовые направления, способствующие снижению молодежной безработицы в городе: придание сфере образования роли «переговорной площадки» на рынке труда; развитие активных форм сотрудничества между участниками молодежного рынка труда г. Юрга; укрепление системы трудоустройства с учетом зарубежного опыта для отдельных подгрупп молодежи с учетом индивидуального подхода к каждой из них.
В соответствии с основными чертами, присущими современной модели занятости, предложена модель занятости молодежи, способствующая улучшению положения молодежи на городском рынке труда и снижению молодежной безработицы в г. Юрге. В качестве базовых направлений выделены следующие:
- определение сферы образования в качестве «ключевого» участника в развитии партнерских отношений на рынке труда г. Юрги, придание ей роли «переговорной площадки» на молодежном рынке труда;
Библиографический список
- развитие активных форм сотрудничества между участниками городского рынка труда, способствующих обеспечению эффективного взаимодействия между элементами инфраструктуры молодежного рынка труда и способствующих институциональным изменениям (правил поведения, ролей участников рынка, ценностных ориентиров молодежи; устранения ограничений в трудовой сфере, снижения информационной асимметрии);
- укрепление системы трудоустройства г. Юрги для различных подгрупп молодежи посредством системы государственного заказа, системы наставничества, программ содействия занятости на федеральном, региональном и муниципальном уровне, льгот для работодателей при трудоустройстве молодых специалистов.
Данные направления могут быть реализованы посредством комплекса мероприятий, направленных на молодежь и ее отдельные подгруппы.
Город Юрга демонстрирует достаточно мощный научно-образовательный комплекс, его инновационную направленность, что формирует предпосылки совершенствования сотрудничества бизнес-сферы, образовательной сферы и государства в аспекте действий на молодежном рынке труда.
Придание сфере образования г. Юрги роли «переговорной площадки» с активной поддержкой со стороны государства и вовлечением других участников рынка позволит снижать молодежную безработицу посредством:
- выработки конкретных направлений государственной поддержки молодежи, способствующих дальнейшему трудоустройству различных категорий молодежи через развитие системы льгот для работодателей; масштабных молодежных программ (как государственных, так и негосударственных), вовлекающих молодежь и потенциальных работодателей (например, международная программа SIFE («Студенты в свободном предпринимательстве»).
- формирования базовых компетенций у молодого специалиста в соответствии с требованиями работодателя и тенденциями городского рынка труда;
- формирование опережающей подготовки специалистов;
- формирования системы ценностей молодежи в трудовой сфере, поэтапно начиная с профориентационной работы в общеобразовательных школах города, внедрения профессиональных практик и стажировок для старшеклассников, развития проектной деятельности для студентов, заканчивая адаптацией молодого специалиста на рабочем месте.
Таким образом, определение новых позиций участников рынка труда г. Юрги, расширение возможностей их взаимодействия - это тот потенциал, который позволит повышать информационную прозрачность рынка, улучшать положение молодежи на городском рынке труда, снижать молодежную безработицу и получать синергетический эффект, способствующий развитию рынка г. Юрги.
1. Профессиональное образование в России и зарубежных странах. Коллективная монография. - Томск, 2008.
2. Брусянина, М.С. Особенности молодежной безработицы в России: автореф. дис. ... канд. эконом.наук. - Томск, 2010.
3. Официальный сайт Администрации города Юрга [Э/р]. - Р/д: http://www.adm.yrg.kuzbass.net/
4. Комплексная программа развития муниципального образования «Юргинский городской округ» через систему опережающей подготовки специалистов для инновационной экономики Кузбасса на 2011-2010 годы: монография / А.Б. Ефременков [и др.]. - Томск, 2012.
Bibliography
1. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii i zarubezhnihkh stranakh. Kollektivnaya monografiya. - Tomsk, 2008.
2. Brusyanina, M.S. Osobennosti molodezhnoyj bezraboticih v Rossii: avtoref. dis. ... kand. ehkonom.nauk. - Tomsk, 2010.
3. Oficialjnihyj sayjt Administracii goroda Yurga [Eh/r]. - R/d: http://www.adm.yrg.kuzbass.net/
4. Kompleksnaya programma razvitiya municipaljnogo obrazovaniya «Yurginskiyj gorodskoyj okrug» cherez sistemu operezhayutheyj podgotovki specialistov dlya innovacionnoyj ehkonomiki Kuzbassa na 2011-2010 godih: monografiya / A.B. Efremenkov [i dr.]. - Tomsk, 2012.
Статья поступила в редакцию 16.05.13
УДК 37.013
Karnaukh I.E., Petrov A.V. NECESSARY CONDITIONS OF FORMATION OF MODERN NATURAL-SCIENCE THINKING IN THE COURSE OF TRAINING OF STUDENTS IN PHYSICS.In article the tendency of development of modern natural-science thinking as formation of theoretical integrative, synthetic thinking is considered.
Key words: natural-science thinking, communications between sciences, communications between subjects, integration.