Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1941-1945 ГГ.)'

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1073
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ВОЙНА / ВУЗЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ЛЕЧЕНИЕ / РАНЕНЫЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / HEALTH SYSTEM / MEDICAL PERSONNEL / WAR / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / EDUCATIONAL PROCESS / CURRICULUM / ENTRANCE EXAMINATIONS / MEDICAL TREATMENT / WOUNDED / RESEARCH WORK / FACULTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хадимуллина Эльвира Д., Ахмадуллин Марс Лиронович, Хадимуллин Руслан Р.

В статье рассматриваются изменения в системе советского здравоохранения, произошедшие в годы Великой Отечественной войны. В это время особое внимание уделялось совершенствованию системы медицинского образования. Перед учебными заведениями была поставлена важная задача по подготовке квалифицированных кадров и перестройке научных исследований в сфере здравоохранения. Изменению подверглась методика преподавания: увеличилось количество часов для изучения военно-медицинских дисциплин, обучение временно проводилось по сокращенным учебным планам и срокам, осуществлялся досрочный выпуск студентов четвертого курса. Проведенные преобразования позволили вузам за короткое время обеспечить фронт необходимыми медицинскими кадрами. К тому же большое внимание уделялось улучшению медицинского обслуживания и расширению сети лечебнопрофилактических учреждений. Научно-исследовательская работа, проводимая в медицинских вузах и научных учреждениях, позволила внедрить новые средства и методы лечения больных и раненых. Ученые, совершившие важные открытия в медицине, были удостоены высоких наград. Их разработки способствовали успешному решению задач по оказанию медицинской помощи и лечению раненых и больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хадимуллина Эльвира Д., Ахмадуллин Марс Лиронович, Хадимуллин Руслан Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL IN THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF WARTIME (1941-1945)

The article examines changes in the system of Soviet public health that occurred during the Great Patriotic War. At that time, special attention was paid to improving the system of medical education. Before the educational institutions, an important task was set for the training of qualified personnel and the restructuring of scientific research in the field of health. The teaching methodology was changed: the number of hours for studying military medical disciplines increased, the training was temporarily carried out according to reduced curricula and terms, the early graduation of fourth-year students was carried out. Conducted transformations allowed the universities in a short time to provide the front with the necessary medical personnel. In addition, much attention was paid to improving medical services and expanding the network of medical and preventive institutions. Research work carried out in medical universities and scientific institutions allowed the introduction of new tools and methods for treating patients and the wounded. Scientists who made important discoveries in medicine were awarded high awards. Their development contributed to the successful solution of the problems of medical care and treatment of the wounded and sick.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1941-1945 ГГ.)»

Development of education

Хадимуллина Э.Д. KhadimuШna Е. О.

кандидат исторических наук, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация

Ахмадуллин М.Л.

AhmaduШn МХ.

кандидат искусствоведения, профессор, заведующий

кафедрой «Дизайн», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» г. Уфа, Российская Федерация

Хадимуллин Р.Р. Khadimullin R.R.

доцент кафедры «Зарубежной история», Институт истории и государственного управления, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378 DOI: 10.17122/2541-8904-2020-4-34-124-130

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (1941-1945 гг.)

В статье рассматриваются изменения в системе советского здравоохранения, произошедшие в годы Великой Отечественной войны. В это время особое внимание уделялось совершенствованию системы медицинского образования. Перед учебными заведениями была поставлена важная задача по подготовке квалифицированных кадров и перестройке научных исследований в сфере здравоохранения. Изменению подверглась методика преподавания: увеличилось количество часов для изучения военно-медицинских дисциплин, обучение временно проводилось по сокращенным учебным планам и срокам, осуществлялся досрочный выпуск студентов четвертого курса. Проведенные преобразования позволили вузам за короткое время обеспечить фронт необходимыми медицинскими кадрами. К тому же большое внимание уделялось улучшению медицинского обслуживания и расширению сети лечебно-профилактических учреждений. Научно-исследовательская работа, проводимая в медицинских вузах и научных учреждениях, позволила внедрить новые средства и методы лечения больных и раненых. Ученые, совершившие важные открытия в медицине, были удостоены высоких наград. Их разработки способствовали успешному решению задач по оказанию медицинской помощи и лечению раненых и больных.

Ключевые слова: система здравоохранения, медицинские кадры, война, вузы, учебный процесс, учебный план, вступительные экзамены, лечение, раненые, научно-исследовательская работа, профессорско-преподавательский состав.

TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL IN THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF WARTIME (1941-1945)

The article examines changes in the system of Soviet public health that occurred during the Great Patriotic War. At that time, special attention was paid to improving the system of medical education. Before the educational institutions, an important task was set for the training of qualified personnel

124-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. №4 (34), 2020

Развитие образования

and the restructuring of scientific research in the field of health. The teaching methodology was changed: the number of hours for studying military medical disciplines increased, the training was temporarily carried out according to reduced curricula and terms, the early graduation of fourth-year students was carried out. Conducted transformations allowed the universities in a short time to provide the front with the necessary medical personnel. In addition, much attention was paid to improving medical services and expanding the network of medical and preventive institutions. Research work carried out in medical universities and scientific institutions allowed the introduction of new tools and methods for treating patients and the wounded. Scientists who made important discoveries in medicine were awarded high awards. Their development contributed to the successful solution of the problems of medical care and treatment of the wounded and sick.

Key words: health system, medical personnel, war, higher education institutions, educational process, curriculum, entrance examinations, medical treatment, wounded, research work, faculty.

Существенные изменения в характер работы высшей школы внесла война. Особенно тяжелым для медицинских вузов страны выдался первый год. Необходимо было перестроить учебный процесс. Ведь лозунг «Все для фронта, все для победы» во многом касался медицинских вузов и системы здравоохранения страны в целом. Именно на них возлагалась ответственная и важная задача по подготовке квалифицированных кадров. Они должны были восстанавливать здоровье и спасать советских солдат.

Война для нашей страны оказалось полной неожиданностью. К ней были не готовы. После нападения фашистов на СССР вузы, научные учреждения и другие важные объекты из западных областей и республик эвакуировали на Восток. Вывозили оборудование и материальные ценности. Эвакуировали и население, в их числе были и выдающиеся ученые страны, которые в последующем внесли большой вклад в Победу благодаря своей научной деятельности.

Высшая школа страны понесла огромные потери. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт защищать Родину. Те, кто остались в тылу, продолжали работать на благо страны и стремились всеми силами помочь фронтовикам. Медики, работавшие в научно-исследовательских институтах и вузах, пополнили кадры военно-медицинской службы. В военные годы в их числе были 308 докторов и 2000 кандидатов медицинских наук. Большая их часть возглавила лечебную и санитарную работу на фронтах [2; 206].

Изменениям подверглась и методика преподавания. Было увеличено количество часов

по военно-санитарным дисциплинам, военно-полевой хирургии, инфекционным болезням, эпидемиологии и военной гигиене. Помимо этого проводились занятия по военной топографии, огневой и строевой подготовке, изучались уставы Красной Армии. Фронт остро нуждался в квалифицированных медицинских кадрах, поэтому срок обучения сократили до 3,5 лет. Также были осуществлены досрочные выпуски студентов четвертых курсов, что позволило к началу 1943 г. обеспечить фронт медицинским персоналом почти на 100 %.

Обучение студентов по сокращенным учебным планам носило временный характер. Опыт работы показал, что сжатые сроки прохождения основных дисциплин не обеспечивают необходимого качества их усвоения студентами [2; 67]. В связи с этим с осени 1942 г. вузы вернулись к нормальным учебным планам и профильной подготовке врачей.

В 1942 году медвузы перевыполнили план приема. Так, например, из архивных данных видно (см. фотографию на рис. 1), что на 1942-1943 учебный год Башкирский медицинский институт принял 421 студента, а через год их количество достигло 440 [5; Л. 7].

С целью выполнения плана по набору в медицинские институты абитуриентов стали принимать по окончании 9 классов. Однако на протяжении года вузы не сумели закрепить вновь принятых, и в течение первых месяцев имел место большой отсев учащихся (в среднем 20 % по вузам). Пожалуй, к главной причине можно отнести невысокое каче-

Development of educaton

Рисунок 1

ство отбора абитуриентов. Народный комиссариат здравоохранения указывал на недостаточное, а порой и на полное отсутствие воспитательной работы с новым контингентом. Поэтому новый прием в 1943 г. должен был не допустить ошибки прошлого года. Вузы, расположенные на территории автономных республик (Башкирский, Дагестанский, Ижевский, Казанский, СевероОсетинский и др.), обязаны были предусмотреть мероприятия по увеличению контингента из национальных кадров. В связи с этим широко использовались методы пропаганды и популяризации учебных заведений [7; Л. 174]. Для достижения поставленной цели при вузах работали подготовительные курсы (двух- и шестимесячные).

Согласно приказу №№ 212 Народного комиссариата здравоохранения от 30 апреля 1943 г., лица, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», были освобождены от вступительных экзаменов. Остальные при недостатке свободных мест принимались по конкурсу и должны были сдавать экзамены по физике, химии, русскому языку и литературе, поступающие в университеты - по одному иностранному языку (немецкому, английскому или французскому) независимо от специальности.

Заявления о зачислении принимались с 1 июня по 31 августа со следующими приложениями:

1) автобиография;

2) аттестат об окончании среднего учебного заведения;

3) паспорт (предъявлялся лично);

4) три фотографии (без головного убора) размером 3*4;

5) справка об отношении к воинской обязанности (для военнообязанных).

Директор высшего учебного заведения обязан был в 5-дневный срок со дня получения заявления известить поступающего о результатах предварительного рассмотрения его заявления. Вступительные экзамены проводились в сентябре (так, например, в 1943 г. - с 10 по 25 число).

В случае наличия свободных мест директорам разрешалось принимать в число студентов лиц, которые выдерживали экзамены в другом высшем учебном заведении, но не приняты из-за отсутствия мест или несоответствия требованиям данной специальности по состоянию здоровья. Прием производился после сдачи дисциплин, установленных для данного вуза, с учетом предметов, сданных в другом высшем учебном заведении [7; Л. 180-181].

Следует отметить, что на протяжении всего военного времени фронту были необходимы медицинские специалисты, поэтому набор и выпуск студентов был достаточно высок. Если обратиться к архивным данным [4; Л. 65], то видно (см. фотографию на рис. 2), что из семи вузов Башкирии больше всего студентов обучалось в Башкирском государственном медицинском институте - 1224 студента, т.е. 32 % от общего числа.

Развитие образования

Рисунок 2

Успехи советской армии на фронте позволили правительству увеличить срок подготовки медицинских специалистов. Так, в постановлении СНК СССР «О мероприятиях по улучшению подготовки врачей» от 1 декабря 1944 года говорилось о том, что медицинские институты переходят на шестилетний срок обучения, и осуществляется перестройка учебного процесса в соответствии с возраставшими задачами медицинской теории и практики. Отметим, что еще до войны поднимался вопрос об увеличении срока обучения, но высокая потребность в кадрах не позволила тогда этого сделать. По окончании войны был восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 г. продолжительность обучения увеличилась до 6 лет.

Особое внимание со стороны советского правительства уделялось улучшению медицинского обслуживания и расширению сети лечебно-профилактических учреждений. Так, с первых дней войны медицинскими учебными заведениями была проведена большая работа по организации эвакогоспиталей по обеспечению раненых бойцов, командиров и политработников квалифицированной медицинской помощью [6; Л. 167]. По всей стране для этого старались выделять лучшие здания

больниц, институтов, училищ, школ, домов культуры и т.п. Теперь лечебные и хозяйственные базы клиник, больниц, санаториев были переведены в их ведение.

Медицинские институты в своей учебной и производственной работе были связаны с эвакогоспиталями и противоэпидемическими учреждениями. Они были центрами научной, лечебной и санитарно-просветительной деятельности. Для улучшения качества работы эвакогоспиталей внедрялись новые средства и методы лечения. Поэтому в годы войны в медицинских вузах не прекращалась научно-исследовательская работа, которая в первую очередь касалась оборонной тематики: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. Так, например, в Башкирской АССР впервые в стране было внедрено лечение антиретикулярной цитотоксической сывороткой академика А.А. Богомольцева, способствующей скорейшему заживлению ран и их осложнений [1; 69].

В свою очередь, кафедры Саратовского медицинского института и биологического факультета Саратовского государственного университета изготовили остродефицитные медикаменты для эвакогоспиталей и больниц

Development of educäton

(хлористый кальций, уротропин, витамин С и др.), тем самым полностью удовлетворив потребности лечебных учреждений области [2; 192]. Значительное количество открытий в медицине было удостоено наград. Например, за разработку нового метода изготовления вакцины против сыпного тифа профессору Пермского медицинского института А.В. Пшеничному и доценту Б.И. Райхеру была присуждена Государственная премия [2; 215]. Особо выдающимися были работы академиков Н.Н. Бурденко, С.И. Спасокукоцкого, профессора В.Н. Шевкуненко и др. [8; 117].

В годы войны материально-техническая база медицинских вузов испытывала трудности. Учеба была весьма сложным делом. Преподаватели, сотрудники и студенты взяли на себя трудную работу: вели занятия и лечили раненых, учились и дежурили в госпиталях, стирали, заготавливали дрова, трудились в сельском хозяйстве. Трудности были во всех вузах. Слабая обеспеченность наглядными пособиями, нехватка литературы по тактической подготовке, острый дефицит лабораторной посуды, реактивов, экспериментальных животных. При учреждениях имелись отделы рабочего снабжения, закрытые магазины и столовые, подсобные хозяйства. Отоваривание карточек проходило регулярно по графику. За счет продукции из собственного подсобного хозяйства удавалось организовывать двухразовое питание (как правило, осенью, после сбора урожая) [9; 76]. Ряд учреждений из-за отсутствия дров в зимний период почти не отапливались, что приводило к частичному разрушению помещений. Поэтому на ремонт требовались дополнительные расходы. В столовых не хватало посуды (например, ложек в Башмединституте, вследствие чего студенты второе блюдо ели руками, а суп пили из тарелок) [3; Л. 280281].

Начиная с 1943 г. в связи с наступательными действиями советских войск, начался процесс восстановления высших учебных заведений на территориях, освобожденных от оккупантов, а вместе с ним увеличилась численность студентов и профессорско-пре-

подавательского состава. Эти процессы проходили на фоне так называемой реэвакуации вузов в прежние места нахождения. На первых порах стала ощущаться и повышенная потребность в квалифицированных преподавательских кадрах. Так, например, в восьми вузах Воронежа, после освобождения города от врага, в штате не было ни одного профессора, были только 6 доцентов, преобладали старшие преподаватели и ассистенты [8; 220].

Потребовалась гигантская по масштабам работа по восстановлению разрушенных вузов, собиранию преподавательских кадров и возвращению студентов. К середине 1944 г. ситуация начала постепенно улучшаться. Достаточно хорошо был укомплектован Башмединститут в Уфе. Из архивных источников видно (см. фотографию на рис. 3), что, по данным на 28 июля 1944 г., из 117 преподавателей 59 имели научную степень кандидата или доктора наук [5; Л. 183].

Однако не во всех вузах страны была такая радужная картина. Наблюдалась проблема нехватки педагогических кадров. Для более эффективного решения этого вопроса было решено демобилизировать часть наиболее квалифицированных преподавателей. В вузы стали отправлять выпускников аспирантуры. Ситуация постепенно начала стабилизироваться.

Безусловно, высшая медицинская школа в годы Великой Отечественной войны справилась с поставленными задачами. Несмотря на все трудности материального и иного характера, медицинские вузы страны выполнили учебный план и сумели обеспечить фронт необходимыми медицинскими кадрами. Миллионы солдат своей жизнью обязаны работникам здравоохранения, которые добились возвращения в строй 73 % раненых и больных. Совсем еще юные, хрупкие санитарки, рискуя своей жизнью, буквально на себе тащили раненых с поля. Вот настоящий героизм советской медицины!

О работе медицинских вузов можно писать много. Их труд - это огромная историческая эпопея. Изобретение новых действенных методов лечения, борьба за жизнь солдат,

Развитие образования

Рисунок 3

восстановление раненых, подготовка новых медицинских вузах страны в годы Великой медицинских кадров - вот чем занимались в Отечественной войны.

Список литературы

1. История медицины Башкортостана: учебное пособие / сост. Н.Х. Шарафутдинова, М.Ю. Павлова, А.С. Рахимов. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2007. - 99 с.

2. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Высшая школа, 1970. - 313 с.

3. НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. О. 23. Д. 137.

4. НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. О. 23. Д. 140.

5. НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. О. 23. Д. 392.

6. НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1303. О. 1. Д. 46.

7. НА РБ - Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-1303. О. 1. Д. 53.

8. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны: монография / под ред. Ф.Б. Комала. - М.: Высшая школа, 1980. - 232 с.

9. Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р. История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг. -Уфа: РИЦ УГНТУ, 2014. - 172 с.

References

1. Sharafutdinova N.KH., Pavlova M.Yu., Rakhimov A.S. Istoriya meditsiny Bashkortostana: uchebnoye posobiye [History

Development of educaton

of medicine in Bashkortostan: a textbook]. -Ufa: Izdatel'stvo GOU VPO «Bashgosmeduniversitet Roszdrava», 2007. -99 p.

2. Kruglyansky M.R. Vysshaya shkola SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Higher School of the USSR during the Great Patriotic War]. - Moscow, Vysshaya shkola, 1970. - 313 p.

3. NA RB - Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Stock P-122. List 23. Dos. 137.

4. NA RB - Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Stock P-122. List 23. Dos. 140.

5. NA RB - Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Stock P-122. List 23. Dos. 392.

6. NA RB - Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Stock R-1303. List 1. Dos. 46.

7. NA RB - Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Stock R-1303. List 1. Dos. 53.

8. Sovetskaya vysshaya shkola v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: monografiya [Soviet high school in the years of the Great Patriotic War: monograph] / ed. by Komala, F.B. - Moscow: Vysshaya shkola, 1980. - 232 p.

9. Khadimullina E.D., Khadimullin R.R. Istoriya stanovleniya i razvitiya vysshego obrazovaniya v Bashkirii v 1917-1985 gg. [The history of the formation and development of higher education in Bashkiria in 1917-1985]. -Ufa: RIC UGNTU, 2014. - 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.