Научная статья на тему 'Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации'

Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система высшего образования / медиаобразование / медиаспециалисты / медиапространство / социальная коммуникация / higher education system / media education / media specialists / media space / social communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авакова Элина Борисовна, Кузнецов Артем Александрович

Статья посвящена проблемам подготовки медиаспециалистов в контексте совершенствования системы высшего образования в России. На основе анализа теоретических материалов и эмпирических данных авторы обосновывают назревшую необходимость трансформации системы медиаобразования в России с целью подготовки профессиональных коммуникаторов новой формации. Основываясь на результатах собственного социологического опроса, а также результатах, полученных другими исследователями, авторы подтверждают наличие определенных сложностей, которые испытывают студенты, обучающиеся по образовательным программам, неразрывно связанным медиа. Так, можно говорить о среднем уровне медиаграмотности студентов, часто их неосознанном поведении как потребителей информации, трудностях с верификацией информации. Игнорирование обозначенных сложностей в процессе обучения может приводить к тому, что ряды будущих медиаспециалистов в области социальной коммуникации пополнят кадры, не соответствующие этой деятельности эмоционально и профессионально. Дальнейшая непрофессиональная деятельность может оказывать существенное влияние на уровень доверия общества к любой информации, распространяемой в медиапространстве. Логика исследования позволяет авторам прийти к выводу о том, в России сформировался явный общественный запрос на медиаспециалистов высокого профессионального уровня, правдиво и ответственно формирующих современную общественную повестку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Авакова Элина Борисовна, Кузнецов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of media specialists in the field of social communication

The article is devoted to the problems of training of media specialists in the context of improving the system of higher education in Russia. Based on the analysis of theoretical and empirical materials, the authors substantiate the need to transform the media education system in Russia in order to train professional communicators of a new formation. Based on the results of their own sociological research and the results obtained by other researchers, the authors confirm the presence of certain difficulties in educational media programs. E.g., students show average level of media literacy, unconscious behavior as consumers of information, and difficulties with information verification. Failure to overcome all that difficulties may lead to the fact that the ranks of future media specialists in the field of social communication will be replenished with personnel who does not correspond to this activity emotionally and professionally. The activities of such non-professionals significantly affects the level of public trust in any information in the media The logic of the research allows the authors to come to conclusions that in Russia there is a clear public demand for media specialists of high professional level, truthfully and responsibly forming the modern public agenda.

Текст научной работы на тему «Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации»

■ ■ ■ Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации

Авакова Э.Б.1, Кузнецов А.А.2

1. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация.

2. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Аннотация. Статья посвящена проблемам подготовки медиаспециалистов в контексте совершенствования системы высшего образования в России. На основе анализа теоретических материалов и эмпирических данных авторы обосновывают назревшую необходимость трансформации системы медиаобразования в России с целью подготовки профессиональных коммуникаторов новой формации. Основываясь на результатах собственного социологического опроса, а также результатах, полученных другими исследователями, авторы подтверждают наличие определенных сложностей, которые испытывают студенты, обучающиеся по образовательным программам, неразрывно связанным медиа. Так, можно говорить о среднем уровне медиаграмот-ности студентов, часто их неосознанном поведении как потребителей информации, трудностях с верификацией информации. Игнорирование обозначенных сложностей в процессе обучения может приводить к тому, что ряды будущих медиаспециалистов в области социальной коммуникации пополнят кадры, не соответствующие этой деятельности эмоционально и профессионально. Дальнейшая непрофессиональная деятельность может оказывать существенное влияние на уровень доверия общества к любой информации, распространяемой в медиапространстве. Логика исследования позволяет авторам прийти к выводу о том, в России сформировался явный общественный запрос на медиаспециалистов высокого профессионального уровня, правдиво и ответственно формирующих современную общественную повестку.

Ключевые слова: система высшего образования, медиаобразование, медиаспеци-алисты, медиапространство, социальная коммуникация

Для цитирования: Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации // Коммуникология. 2023. Том 11. № 4. C. 60-69. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69.

Сведения об авторах: Авакова Элина Борисовна - кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью СПбПУ. Адрес: 195251, Россия, г. Санкт-Петербург ул. Политехническая, 29. E-mail: elina_ avakova@mail.ru. ORCID: 0000-0002-5305-5748. Кузнецов Артем Александрович - преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД. Адрес: 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18. E-mail: artsmith@inbox.ru. ORCID: 0000-0002-0995-8405.

Статья поступила в редакцию: 18.09.2023. Принята к печати: 03.11.2023.

60

Creative Commons BY 4.0

Введение. Обеспечение экономического роста, социального благополучия и национального суверенитета с необходимостью предполагает наличие ресурсов - финансовых, информационных, инфраструктурных, социальных, которые позволят не только соответствовать мировым тенденциям, но играть на опережение, проявлять инициативность и инновационность в стратегически важных вопросах1. С точки зрения обеспечения интересов и реализации стратегических целей государства особое значение приобретает развитие человеческого капитала. Соответственно, на первый план выступают задачи по повышению уровня качества кадрового обеспечения [Strogetskaya et а1.]. Современные экономические, политические и социокультурные условия актуализируют острую потребность государства в молодых компетентных профессионалах, отличающихся высокой культурой мыслительной деятельности и гражданско-патриотическими ценностями [Стукалова]. Именно от молодого поколения зависит вектор будущего развития государства. Молодые специалисты, обладающие современными знаниями, умениями и навыками, мотивированные включаться в решение вопросов реализации национальных целей и приоритетов - один из ключевых стратегических ресурсов [Авакова].

В контексте вышесказанного большая ответственность возлагается на систему образования, которая сегодня претерпевает существенные изменения, назревшие, в том числе, вследствие обновляющихся требований к специалистам во всех сферах жизни общества.2 От качества функционирования системы образования (внедрения современных форм и методов обучения и воспитания, уровня содержательной подготовки выпускников, степени их мотивации к личностному и профессиональному саморазвитию и обучению и пр.) зависит решение первоочередных социально-экономических проблем общества [Кузнецов]. Образование в сложившихся условиях, вслед за другими социальными институтами, меняет некоторые свои акценты, смысловые и ценностные ориентиры, доминирующую роль приобретает ориентация на достижение национальных целей [Богданова].

1 Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ 01.12.2016 № 642), Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ 02.07.2021 № 400), Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 г. (одобрен на заседании Правительства РФ 22.11.2018) // Официальный сайт Минэкономразвития России [эл. ресурс]: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/strateg_planirovanie/dokumenty_strategicheskogo_planirovaniya/ (дата обращения: 14.08.2023); Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Официальный сайт Президента России [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41460 (дата обращения: 04.08.2023); Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г» // Официальный сайт Президента России [эл. ресурс]: http://www.kremlin. ru/acts/bank/45726 (дата обращения 10.08.2023).

2 Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента России [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения 10.08.2023).

Уровень образования определенно влияет на жизнеспособность и эффективность общественных процессов в государстве. Эффективной представляется система опережающего высшего образования, гибкая и подвижная образовательная система, учитывающая в реальном времени потребности как рынка труда, так и науки, обеспечивающая баланс между узкой профессиональной специализацией, междисциплинарностью и персонализацией [Константинова и др.].

Подписанный в мае 2023 г Указ Президента1 о совершенствовании системы образования видится отправной точкой изменений, призванных вывести процесс подготовки национальных кадров на новый, качественно более высокий уровень, что является необходимым условием обеспечения устойчивого развития отечественной экономики.

На повестке дня одновременно и вопросы трансформации системы медиао-бразования. Роль, которую играет медиобразование в обеспечении устойчивого развития государства и повышении его конкурентоспособности в современных условиях, актуализирует новые аспекты его развития [Сетраков, Абдурахмано-ва: 35.]. Так, например, востребованность вопросов подготовки профессионалов, создающих качественные медиапроекты, чувствующих повестку и умеющих ее адаптировать под актуальную ситуацию, регулярно обсуждается в рамках «Мастерской новых медиа».2 Вопросам подготовки квалифицированных и ответственных специалистов для сферы медиа, формирующих современную информационную среду и создающих качественный контент, запрос на который остро назрел у общества и государства, были посвящены дискуссии в рамках прошедшего в июне 2023 г. Петербургского Международного Экономического Форума (ПМЭФ).3 Еще одной площадкой для обсуждения различных стратегических вопросов (развитию сферы образования в области медиа и технологий, достижению показателей медийной и информационной грамотности граждан, формированию образовательных программ, связанных с медиаобразованием и др.) должна стать XIV Всероссийская конференция им. Ирины Жилавской «Медиао-бразование 2023».4

1Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. N 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [эл. ресурс]: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647/ (дата обращения 10.08.2023).

2 Необходимость подготовки кадров для обеспечения цифрового суверенитета России обсудили на «Мастерской новых медиа» // Россия - страна возможностей [эл. ресурс]: https://rsv.rU/news/1/4662/ (дата обращения 10.08.2023).

3 Медиаобразование как доминирующий фактор в сфере формирования системы ценностей современного общества обсудили в рамках ПМЭФ [эл. ресурс]: https://rsv.ru/ news/1/5499 (дата обращения 10.08.2023); На страже интересов страны: на ПМЭФ обсудили способы эффективной борьбы с фейками в интернете [эл. ресурс]: https://rsv.ru/ news/1/5501 (дата обращения 10.08.2023).

4 Медиаобразование 2023. Конференция им. Ирины Жилавской [эл. ресурс]: https://mediasc.ru/mediaeducation2023 (дата обращения 10.08.2023).

Вышесказанное подтверждает, что на данном этапе в России сформировался явный общественный запрос на медиаспециалистов высокого профессионального уровня, способных эффективно работать в информационном пространстве, правдиво и ответственно формирующих современную общественную повестку.

По мнению авторов настоящей статьи, трансформации в системе высшего образования предоставляют возможности внести назревшие коррективы, направленные на совершенствование подготовки будущих медиаспециалистов. Так, уже после первого года реализации пилотного проекта,1 направленного на изменение уровней профессионального образования, предусмотрено внесение необходимых изменений в образовательные стандарты и соответствующие им образовательные программы.

Материал и методы исследования. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования РФ, научные публикации российских и зарубежных исследователей, посвященные проблемам развития системы высшего образования, медиаобра-зования и функционирования медиапространства, а также эмпирический материал. В качестве эмпирической базы для написания статьи использованы результаты опросов ведущих социологических служб России - ВЦИОМ и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Авторы также использовали некоторые результаты собственного социологического исследования на тему медиаграмотности будущих специалистов по связям с общественностью, проведенного в июне-июле 2023 г. (N=96) среди студентов направления «Реклама и связи с общественностью» двух университетов г. Санкт-Петербург (СПбПУ и СПбГУПТД), и результаты аналогичных исследований других российских авторов, проведенных среди студентов направления подготовки «Журналистика».

Результаты исследования и обсуждение

Российские и зарубежные исследователи давно признают, что медиа не просто стали неотъемлемой составляющей частью других институтов (таких как политика, работа, семья, религия и пр.) [Hjarvard: 105.], но отмечают глубинную взаимосвязь медиа и пространства - трудно говорить о пространстве, не говоря при этом о медиа - и наоборот [Couldry, McCarthy]. Справедливо говорить о взаимовлиянии общественных процессов - культурных, социальных и политических - и медиа, [Reinhold] Так, медиапространство включает в себя практически любые социальные события, явления и процессы [Шарков, Силкин]. При этом оно непрерывно расширяется и структурно усложняется, в нем тесно переплетается контент экономического, социокультурного и политического характера [Шарков].

1 Постановление Правительства РФ от 9 августа 2023 г. N 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [эл. ресурс]: http://static.government.ru/ media/files/fNFeJiaAAPeJ13UeiAjRsXU2CM0MZ0FA.pdf (дата обращения 19.08.2023).

И здесь важно понимать, что одновременно с широкими возможностями ме-диапространство заключает в себе и серьезные информационные риски и ме-диаугрозы [Челышева: 159-160].

Так, именно на грамотных медиаспециалистов возлагается задача «помощи» аудитории в ситуации ежедневно обрушивающейся на нее лавинообразным потоком противоречивой информации, с которой часто не понятно, что делать. Такие специалисты, в частности, должны отделять правдивую информацию и грамотную аналитику от фейков, после чего уже транслировать ее в информационном поле.1

Результаты социологических опросов свидетельствуют о масштабах проблемы восприятия фейковых новостей в обществе. Согласно данным ВЦИОМ почти половина россиян (42%) признают, что им трудно отличить достоверные новости от недостоверных, при этом 31% опрошенных из тех, кто сталкивался с недостоверной информацией, изначально даже не заподозрили об этом.2Обратим внимание, что это проблема не только рядовых граждан.

К сожалению, как в профессиональной, так и в научной среде сохраняется критика уровня подготовки выпускников «медийных» профессий, среди которых, например, журналистика, реклама и связи с общественностью [Смеюха, Армаш]. Результаты проводимых исследований подтверждают необходимость совершенствования образовательных программ подготовки специалистов, которые в скором будущем будут участвовать в наполнении информационного пространства и формировании общественной повестки. Речь идет о студентах правлений подготовки, связанных с медиакоммуникациями, журналистикой, рекламой и связями с общественностью, для которых медиаграмотность - один из основополагающих факторов формирования профессиональной компетентности.

Так, по признанию самих же студентов-журналистов во время их обучения вопросам медиаграмотности уделяется очень мало времени и внимания [Нагови-цина]. Н.С. Авдонина и Л.В. Зайцева в своем исследовании студентов направления «Журналистика» характеризуют уровень медиаграмотности респондентов как средний. Например, определение фейковой новости в рамках предпринятого педагогического эксперимента оказалось трудной задачей как для первокурсников, так и для студентов выпускного курса. Успешно с поставленной задачей респонденты справились примерно наполовину [Авдонина, Зайцева].

Авторы настоящей статьи в своем исследовании студентов направления «Реклама и связи с общественностью» пришли к схожим выводам - обоснованно говорить об их среднем уровне медиаграмотности. Так, показательны ответы

1 На страже интересов страны: на ПМЭФ обсудили способы эффективной борьбы с фейками в интернете [эл. ресурс]: https://rsv.ru/news/V5501 (дата обращения 10.08.2023).

2 «Фейк-ньюс»: масштаб проблемы // ВЦИОМ [эл. ресурс]: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/fejk-nyus-masshtab-problemy- (дата обращения: 20.08.2023).

респондентов на вопрос о том, хорошо ли они знакомы с понятием «медиагра-мотность». Только чуть больше, чем половине опрошенных (53,1%) знаком этот термин, о содержательных его аспектах хорошо осведомлено еще меньшее количество. При этом в целом, ответы на заданные респондентам вопросы свидетельствуют о наличии у них критического восприятия информации. Так опрошенные склонны проверять полученную информацию в разных источниках (56,3% часто, 25% всегда) и не склонны реагировать на поступающую информацию стихийно (65,6% будут ее перепроверять на достоверность), они достаточно хорошо осведомлены об используемых манипулятивных приемах подачи информации, а также признаках фейков. При этом среди опрошенных есть и те, чье поведение в медиапространстве нельзя назвать осознанным. Так, например, 17,7% респондентов изучают информацию спонтанно и не могут дать однозначный ответ на вопрос, будут ли проверять ее или нет. Только треть опрошенных (33,3%) всегда или часто стараются проверить первоисточник. В рамках предоставленной респондентам в конце опроса возможности самостоятельно оценить свой уровень медиаграмотности большинство (73,9%) определило его как средний. Высоким свой уровень посчитали только 20,3% опрошенных студентов.

Исследование, проведенное В.В. Смеюхой, показало, что студенты-журналисты также невысоко оценивают уровень собственной медиаграмотно-сти, в частности респонденты испытывают сложности с верификацией информации. Большинство (81%) не всегда может самостоятельно определить, является ли информация ложной. 74% опрошенных при этом связывают увеличение количества недостоверной информации в медиапространстве с последствиями непрофессиональной работы журналистов, блогеров, использующих непроверенные источники информации [Смеюха].

Согласно данным ФОМ более 60% россиян уверены, что СМИ их часто обманывают - дают заведомо ложную или непроверенную информацию. Некоторые эксперты солидарны с мнением, что это происходит во многом по вине самих СМИ, которым «не хватает социальной ответственности за предоставляемые сведения».1 Четверть участников другого опроса ФОМ, проведенного в январе 2023 г., не склонны доверять вообще никаким источникам информации2.

При этом, распространение журналистом фейковой новости приводит не только к таким последствиям, как например репутационные издержки для него самого и для его редакции [Кульчицкая]. Качество контента, посредством которого происходит информирование граждан о текущих событиях, напрямую отра-

1 Выжутович В.В. Граждане способны отличить правдивую информацию от ложной // Российская газета - Федеральный выпуск: №20 (8074) [эл. ресурс]: https:// rg.ru/2020/01/30/vyzhutovich-grazhdane-sposobny-otlichit-pravdivuiu-informaciiu-ot-lozhnoj.html (дата обращения 19.08.2023).

2 Источники информации: предпочтения россиян // ФОМ [эл. ресурс]: https://fom. ru/SMI-i-internet/14835 (дата обращения 19.08.2023).

жается на состоянии общества, общественных настроениях, установках, и, как следствие, отражается на развитии государства в целом.

Выводы. Одна из приоритетных целей происходящих сегодня преобразований в системе высшего образования - существенное повышение качества высшего образования, максимальное соответствие запросам времени при подготовке высококвалифицированных кадров1.

В результате проведенного исследования представляется справедливым утверждать, что сегодня сформировался четкий общественный запрос на подготовку медиаспециалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для обеспечения высокого качества контента, широким набором базовых знаний и гибкими навыками, мотивацией и ответственностью за то влияние, которое они оказывают своей деятельностью на аудиторию.

Согласимся с тезисом о том, что назрела необходимость подготовки коммуникатора нового типа - инженера смыслов, который интерпретирует контекст социальной реальности формированием новой значимости, который способен, в том числе, менять общественное сознание и поведение целевых аудиторий, помогать людям обретать ценностно-смысловую картину мира [Арканникова и др.]

Разработка компетентностной рамки медиаспециалиста, который по роду своей деятельности принимает участие в формировании системы ценностей современного общества и создании новой общественной повестки должна стать ответом на актуальные запросы общества, государства и рынка труда. Это и есть новая задача системы образования в вопросе подготовки специалистов сферы медиа.

Источники

Авакова Э.Б. (2022). Мотивационные факторы профессионального выбора абитуриентов как основа коммуникационной стратегии университета // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. № 3. С. 40-46. Э01: 10.24412/1994-3776-2022-3-40-46.

Авдонина Н.С., Зайцева Л.В. (2022). Анализ медиаграмотности у студентов направления «Журналистика» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. №3 (36). С. 141-146. Э01: 10.36809/2309-9380-2022-36-141-146.

Богданова В.П. (2023). Трансформация образовательных парадигм в дискурсе ценностных ориентаций современного российского общества // Вестник педагогических наук. № 1. С. 227-229.

Арканникова М.С. и др. (2022). Инженеры смыслов в новой реальности: тренды и практики коммуникационной индустрии: коллективная монография. СПб: Политех-ПРЕСС.

Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. (2023). Переосмысление подходов к уров-невой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. Т. 32. № 2. С. 9-24. Э01: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

1 ПМЭФ-2023: Валерий Фальков ответил на вопросы студентов о формировании новой системы высшего образования // Официальный сайт Минобрнауки России [эл. ресурс]: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/main/69206/ (дата обращения 19.08.2023).

Кузнецов А.А. (2022). Ценностные ориентации и практико-ориентированный подход в контексте эффективности образовательного процесса // Современное образование: традиции и инновации. № 1. С. 26-31. DOI: 10.51623/23132027_122_26.

Кульчицкая Д.Ю. (2021). Нормы и правила поведения журналистов в социальных сетях (анализ редакционных стандартов ведущих англоязычных СМИ) // Меди@льманах. № 5 (106). С. 88-95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.8895.

Наговицина Т.А. (2022). Медиаграмотность студентов-журналистов и развитие у них коммуникативных навыков // Журналистика цифровой эпохи: антропологический поворот. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ. C. 82-85.

Сетраков А.Н., Абдурахманова И.В. (2022). Роль медиаобразования в обеспечении меди-абезопасности личности и государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 5 (144). С. 32-37.

Смеюха В.В. (2021). Недостоверная информация в оценке будущих журналистов // М^1ДОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция: Материалы VI Международной научной конференции, Челябинск, 23-25 ноября 2021 года / Под редакцией А.А. Морозовой. Часть 1. Челябинск: Челябинский государственный университет. С. 103-107.

Смеюха В.В., Армаш В.В. (2022). Современное медиапространство в оценке преподавателей направлений подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. № 41 (1). С. 27-37. DOI: 10.52575/27127451-2022-41-1-27-37

Стукалова А.С. (2023). Роль критического мышления в снижении роста манипулятивного воздействия на молодежь // Пути совершенствования организационной и учебно-методической работы вуза в условиях пандемии: опыт и перспективы: Материалы межрегиональной учебно-методической конференции преподавателей высшей школы, Хабаровск, 27 апреля 2023 года / Отв. редактор С.Н. Киселев. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет. С. 176-179.

Челышева И.В. (2019). Проблема формирования межэтнической толерантности студенчества и риски современного медиапространства // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. № 2. С. 156-170.

Шарков Ф.И. (2022). Ноосферная парадигма глобализации политического медиапространства // Век глобализации. № 3(43). С. 33-44. DOI: 10.30884/vglob/2022.03.03

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566.

Hjarvard S. (2008). The Mediatization of Society A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Review. No. 29.

Couldry N., Mccarthy A. (2004). MediaSpace: Place, Scale and Culture. New York: Routledge.

Reinhold H. (2000). The virtual community: Homesteading on the electronic frontier (revised ed.). Cambridge, Mass.: MIT University Press.

Strogetskaya E.V., Avakova E.B., Betiger I.B. (2022). Digital Turn in Communication Strategies for Motivating Modern University Applicants. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022, ComSDS 2022, St. Petersburg, 13 April 2022. P. 83-90. DOI: 10.1109/ ComSDS55328.2022.9769169.

■ ■ ■ Training of media specialists in the field of social communication

Avakova E.B.1, Kuznetsov A.A.2

1. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU), St. Petersburg, Russia.

2. Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (SPbSUITD), St. Petersburg, Russia.

Abstract. The article is devoted to the problems of training of media specialists in the context of improving the system of higher education in Russia. Based on the analysis of theoretical and empirical materials, the authors substantiate the need to transform the media education system in Russia in order to train professional communicators of a new formation. Based on the results of their own sociological research and the results obtained by other researchers, the authors confirm the presence of certain difficulties in educational media programs. E.g., students show average level of media literacy, unconscious behavior as consumers of information, and difficulties with information verification. Failure to overcome all that difficulties may lead to the fact that the ranks of future media specialists in the field of social communication will be replenished with personnel who does not correspond to this activity emotionally and professionally. The activities of such non-professionals significantly affects the level of public trust in any information in the media The logic of the research allows the authors to come to conclusions that in Russia there is a clear public demand for media specialists of high professional level, truthfully and responsibly forming the modern public agenda.

Keywords: higher education system, media education, media specialists, media space, social communication

For citation: Avakova E.B., Kuznetsov A.A. (2023). Training of media specialists in the field of social communication. Communicology (Russia). Vol. 11. No. 4. P. 60-69. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69.

Inf. about the authors: Avakova Elina Borisovna - CandSc (Soc.), associate Professor of the Graduate School of Media Communications and Public Relations of SPbPU. Address: 195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya st., 29. E-mail: elina_avakova@mail.ru. ORCID: 0000-0002-5305-5748. KuznetsovArtem Aleksandrovich - lecturer at the Department of Advertising and Public Relations of SPbSUITD. Address: 191186, Russia, St. Petersburg, Bolshaya Morskaya st., 18. E-mail: artsmith@inbox.ru. ORCID: 0000-0002-0995-8405.

Received: 18.09.2023. Accepted: 03.11.2023.

References

Arkannikova M.S. et al. (2022). Engineers of meaning in the new reality: trends and practices of the communication industry: collective monograph. SPb: Polytech-PRESS (in Rus.).

Avakova E.B. (2022). Motivational factors of professional choice of applicants as the basis of the university's communication strategy. Telescope: journal of sociological and marketing research. No. 3. P. 40-46. DOI: 10.24412/1994-3776-2022-3-40-46 (in Rus.).

Avdonina N.S., Zaitseva L.V. (2022). Analysis of media literacy among students of the Journalism programs. Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities studies. No. 3 (36). P. 141-146. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-141-146 (in Rus.).

Bogdanova V.P. (2023). Transformation of educational paradigms in the discourse of value orientations of modern Russian society. Bulletin of Pedagogical Sciences. No. 1. P. 227-229 (in Rus.).

Chelysheva I.V. (2019). The problem of forming interethnic tolerance among students and the risks of the modern media space. Crede Experto: transport, society, education, language. No. 2. P. 156-170 (in Rus.).

Couldry N., Mccarthy A. (2004). MediaSpace: Place, Scale and Culture. New York: Routledge.

Hjarvard S. (2008). The Mediatization of Society A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Review. No. 29.

Konstantinova L.V., Petrov A.M., Shtykhno D.A. (2023). Rethinking approaches to the level system of higher education in Russia in the conditions of exit from the Bologna process. Higher education in Russia. Vol. 32. No. 2. P. 9-24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24 (in Rus.).

Kulchitskaya D.Yu. (2021). Norms and rules of conduct for journalists in social networks (analysis of editorial standards of leading English-language media). Medi@lmanakh. No. 5 (106). P. 88-95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.8895 (in Rus.).

Kuznetsov A.A. (2022). Value orientations and a practice-oriented approach in the context of the effectiveness of the educational process. Modern education: traditions and innovations. No. 1. P. 26-31. DOI: 10.51623/23132027_122_26 (in Rus.).

Nagovitsina T.A. (2022). Media literacy of student journalists and the development of their communication skills. In: Journalism of the digital era: an anthropological turn. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ekaterinburg: UrFU Publishing House. P. 82-85 (in Rus.).

Reinhold H. (2000). The virtual community: Homesteading on the electronic frontier (revised ed.). Cambridge, Mass.: MIT University Press.

Setrakov A.N., Abdurakhmanova I.V. (2022). The role of media education in ensuring media security of the individual and the state. Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. No. 5 (144). P. 32-37 (in Rus.).

Sharkov F.I. (2022). Noospheric paradigm of globalization of the political media space. Century of Globalization. No. 3(43). P. 33-44. DOI: 10.30884/vglob/2022.03.03 (in Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of media space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 21. No. 3. P. 557-566. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-557-566 (in Rus.).

Smeyukha V.V. (2021). Unreliable information in the assessment of future journalists. In: MEDIA Education: media inclusion vs media isolation: Proceedings of the 4th International Scientific Conference, Chelyabinsk, November 23-25, 2021. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. P. 103-107 (in Rus.).

Smeyukha V.V., Armash V.V. (2022). Modern media space in the assessment of teachers of the training areas 'Journalism", "Advertising and Public Relations". Questions of journalism, pedagogy and linguistics. No. 41 (1). P. 27-37. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-27-37 (in Rus.).

Strogetskaya E.V., Avakova E.B., Betiger I.B. (2022). Digital Turn in Communication Strategies for Motivating Modern University Applicants. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022, ComSDS 2022, St. Petersburg, 13 April 2022. P. 83-90. DOI: 10.1109/ ComSDS55328.2022.9769169.

Stukalova A.S. (2023). The role of critical thinking in reducing the growth of manipulative influence on youth. In: Ways to improve the organizational, educational and methodological work of a university in a pandemic: experience and prospects: Materials of the interregional educational and methodological conference of higher school teachers, Khabarovsk, April 27, 2023. Khabarovsk: Far Eastern State Medical University. P. 176-179 (in Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.