Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
413
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАСРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЖУРНАЛИСТИКА / РОССИЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

В статье обозначены проблемы современного российского журналистского образования в свете стремительно развивающихся цифровых технологий в области массовых коммуникаций. Описываются современные тренды в сфере медиа-технологий, представлен практический опыт автора по подготовке и медиасоциализации журналисто посредством учебных СМИ, обоснована концепция и стратегия подготовки специалистов в сфере масс-медиа в Московском гуманитарном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 070 Б01 10.24411/1999-5407-2020-10208

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Ю. А. Головин, О. Е. Коханая

Московский гуманитарный университет, Москва

В статье обозначены проблемы современного российского журналистского образования в свете стремительно развивающихся цифровых технологий в области массовых коммуникаций. Описываются современные тренды в сфере медиа-технологий, представлен практический опыт автора по подготовке и медиасоциализации журналистов посредствомучебных СМИ, обоснована концепция и стратегия подготовки специалистов в сфере масс-медиа в Московском гуманитарном университете.

Ключевые слова: социализация, медиасоциализация, медиасреда, профессиональная подготовка, журналистика, российские средства массовой коммуникации, медиаобразование.

В условиях стремительно развивающейся и трансформирующейся информационной сферы, глобализации и информатизации социума, когда происходит быстрая трансформация традиционных социокультурных «институтов, более того — меняется сенсорика человека, информационно-когнитивный статус как биосоциального существа» [10], когда любой потребитель контента сам легко становится его производителем и поставщиком, возникает насущная потребность общества в осмыслении новых трендов в сфере медиа-коммуникаций, на основе которых будет формироваться и уже формируется новое медиапространство, - и соответственно, в подготовке нового типа специалиста. Он должен быть не только высококлассным профессионалом, конвергентным журналистом, но и глубоко социализированной личностью, в полной мере владеющей медиа-культурой.

Но прежде, видимо следует определиться, что же мы подразумеваем под процессом социализации? Если мы принимаем, что социализация - это «процесс введения человека в систему социального функционирования общества» [11. С. 161], то соответственно медиа-социализация - это овладение человеком, в нашем случае молодым журналистом, всей системой функционирования современного медиапространства, осознание и понимание его нравственных и этических законов. Этому и надо готовить подлинных профессионалов, владеющих и словом, и технологиями так же уверенно, как хирург скальпелем, и руководствующихся при этом главным врачебным правилом: не навреди! Это и есть, по сути, процесс медиа-социализации субъекта в медиапространстве. Причем заинтересован в этом не только сам субъект, то есть будущий журналист, потому как именно процесс медиа-социализации превращает его в конкурентно способную личность, могущую добиться успеха на рынке разделения труда, в данном случае, в медиасфере, но и само общество, потому как процесс вхождения индивида в социальную структуру неизбежно влияет и на саму структуру. Поскольку существенный вклад в процесс социализации любого индивида сегодня как раз вносят средства массовой информации и коммуникации, которые имеют огромное, зачастую решающее влияние на наши отношения и поведение в обществе, успешная медиа-социализация профессионального журналиста становится необходимым фактором позитивного развития общества [6]. Очевидно, что

роль наставника здесь должны выполнять уже сложившиеся профессионалы, мастера своего дела, сформировавшиеся и социализированные личности, а процесс этот должен осуществляться в условиях максимально приближенных к реальной работе медиа-структур, хотя добиться этого в рамках нынешней образовательной практики практически невозможно.

И здесь дело даже не в том, что одной из основных проблем в обществе знаний, «полузнаний» и откровенных фальсификаций, а в том, что сегодня в практической деятельности всё активнее и действеннее применяются изощрённые манипулятивные методы и приёмы дезинформации, которые приобретают чудовищные размеры. Они искажают информационное пространство, воздействуют психологически и уже не просто загрязняют источники знаний, а отравляют их подобно тому, как отходы производства, отравляют чистую воду! И если воду, источника или реки еще можно отфильтровать, обезвредить реагентами, то потоки дезинформации, целенаправленной обработки мозгов нельзя порой очистить ничем, кроме как сознанием воспринимающего, его интеллектуальной и нравственной устойчивостью. Яркий пример тому идейные и медийные битвы, которые ведутся сегодня вокруг недавних исторических событий второй мировой войны, в частности, освобождения от фашистских захватчиков восточной Европы. Борьба здесь жесткая и серьезная. В ход идут все средства и, чтобы доносить и отстаивать правду, нужно проявлять не только мужество, но и истинный профессионализм. Вот, к примеру, как в ходе в общем-то абсолютно выигрышной акции, упустив всего лишь один эпизод (Катынскую трагедию), российские СМИ в глазах европейской и прежде всего польской общественности, оказались в положении, как бы «соврамши». И этим тут же воспользовались. Сайт «Диалог.иА» злорадно написал: «Российская пропагандистка Маргарита Симоньян накануне запустила громкую акцию и решила пристыдить поляков, которые не празднуют освобождение Польши Советской армией и считают СССР оккупантами. Симонян настаивала, что поляки должны считать воинов Советской армии героями. Она запустила специальный хэштег #ВамНеСтыдно, с которым предложила публиковать материалы о геройском поведении Советской армии. Однако акция закончилась для Симоньян катастрофой. Пользователи социальных сетей вместе с хэштегом показали, как СССР и гитлеровская Германия разделили Польшу «на двоих». И хотя очевидно, что эти пользователи и тролли ничего нового и особо убедительного не предъявили? - лишь так до конца и не расследованную нескончаемую Катынь, о которой не совсем профессионально умолчала Симоньян, да несколько эмоциональных всхлипов типа «моего дедушку сослали в Сибирь». Остальное - откровенные фейки, вроде фотографий жертв польских партизан, приписываемых их советским «оккупантам». Всё! (https://www.dialog.ua/russia/199927_1580130241) Но кого это теперь волнует!

И таких примеров множество. О чем они говорят? Лишь об одном: о не достаточной квалификации журналистов, а следовательно, не понимании того факта, что в настоящее время при подготовке медиа-специалиста процесс его социализации, овладения им медиа-культурой, осознание ее значимости представляется решающим. Иначе, по меткому замечанию А.И. Солженицына мы будем заниматься не образованием, а образованщиной. Что мы с успехом и делаем. И будущий «властелин информационного пространства», а сегодня технически не составляет особого труда качественно научить молодого человека примитивному умению нажимать нужные клавиши ноутбука или кнопки какого-нибудь сверх модного гаджета, будет лишь жалким исполнителем чьей-то воли и проводником чужих идей. Не случайно во многих западных университетах появляются сегодня новые специальности магистратуры, учитывающие эти вызовы времени:

Massmediaandpolitics - «СМИ и политика» на факультете политологии в печально знаменитом Болонском университете;

Cinema, Télévision and Multimedia Production - «Кинематограф, телевидение и мультимедийная продукция» на факультете искусств и гуманитарных наук в Мюнхенской Высшей школе журналистики и кинематографии;

Public and Social Communication Sciences - «Наука об общественных и социальных связях» в Сорбоне.

Мировая общественность и профессиональное сообщество давно озаботились проблемой информационной грамотности: проводятся семинары и конференции, выпускаются соответствующие книги. Так, университет в Сорбоне начал готовить специалистов по медиаграмотности, издана книга «Информационная грамотность. Международный аспект», которая переведена на русский язык. Сэнди Кэмпбелл в статье из этой книги пишет: «Информационно грамотным является человек, который в состоянии понимать, когда ему нужна информация, уметь находить, оценивать и эффективно использовать эту информацию» [4. С. 26].

Пытаемся и мы угнаться за временем, открыв в этом году на факультете рекламы, журналистики и дизайна (РЖД) Московского гуманитарного университета (МосГУ) магистратуру по профилю «Новые медиа в современных коммуникациях» в рамках направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».

ВМосГУ также проходит ежегоднаяМеждународная научно-практическаяконференция «Высшее образование для ХХ1 века», в ходе которых кафедра журналистики проводит свою отдельную секцию, посвященную медиаобразованию.

Задавшись проблемой подготовки нового специалиста и анализируя современные тренды в области медиакоммуникаций [3], мы считаем, что здесь важно, прежде всего, выделить и обозначить факторы, которые оказывают, может быть, решающее влияние на его формирование. Не претендуя на полноту анализа, мы выделяем следующие:

1. Стремительный рост мобильности самого человека, как потребителя, так и создателя контента. Прежде всего, это проявляется в досуговой и образовательной сферах, где потребитель предъявляет все возрастающие требования к качеству и диапазону услуг. Уже сегодня он хочет иметь все, что есть увлекательного и познавательного здесь и сейчас, тем самым разогревая и подталкивая рынок медиа-услуг и соответственно формируя новые требования к компетенциям будущего медиа-специалиста.

2. Максимальное упрощение доступности любой информации. В частности, это происходит в связи с диверсификацией средств доставки. К примеру, совсем недавно основным средством доставки контента был сайт, затем его в значительной степени потеснили социальные сети, смс-рассылка и т.д., и т.п. За короткое время сформировался и особый визуальный нарратив в интернет-медиа, благодаря которому сегодня удается осветить практически любое событие [2. С. 367] более ярко. И этот аспект требуется учитывать при подготовке специалистов в сфере медиа-коммуникаций: существует необходимость выработки новых компетенций, развивающих медиа-культуру обучающихся, компетенции дизайнера, фотографа и проч., что, вероятно, в ближайшее время приведет к появлению новых профессий в медиа-сфере.

3. Активнейшее внедрение медиа-технологий в образовательный процесс. Наибольшее предпочтение на данном этапе аудитория отдает социальным сетям, в которых аудитория проводит значительную часть своего свободного времени. На современном этапе наблюдается интеграция данного информационного ресурса в образовательную среду [7]. «Некоторые вузы используют специально разработанные социальные сети для организации коммуникации между профессорско-преподавательским составом и студентами... Социальная сеть является закрытой, доступна только сотрудникам и учащимся вуза» [8. С. 105]. Особенно наглядно это проявилось в нынешний период пандемии коронавируса, когда в связи с карантином непосредственное общение «учитель - ученик» вдруг стало невозможным. А социальные сети, новостные медиа,

образовательные и игровые технологии активнейшим образом включены в процесс дистанционного обучения, по сути, создавая практически не используемый ранее образовательный формат, а в некотором смысле и новый образовательный стандарт. Другой разговор, и к этому, видимо, следует отнестись со всей серьезностью, вынужденная изоляция людей друг от друга наглядно показала и некоторую ущербность новых технологий. Выяснилось, что никакая даже самая современная и технологичная медиа-среда не в состоянии заменить непосредственного человеческого общения.

4. Активное внедрение машинных сервисов и автоматизация поиска, сортировки, обработки данных и распространения информации в медиа-среде. «Распространение электронных технологий определило, помимо чтения печатных книг (а также газет и журналов), другие источники и способы получения информации (электронные книги, электронный контент, аудиовизуальный контент)» [8. С. 104]. Медиа-сфера стремительно автоматизируется, постепенно большинство рутинных операций переходят от человека к машине, что, очевидно, приводит к семантической фильтрации контента не только человеком, но и роботом [2. С. 367]. Алгоритм взаимоотношений человек - робот далеко не выстроен, до конца не проанализирован и соответственно не отработан. Сегодня, думаем, никто не в состоянии определить меру компетенций и личностных качеств специалиста, определяющего границы применения машины в такой тонкой и важной сфере, как наполнение и распределение информационных каналов.

Отсюда как бы вытекает и следующий пункт:

5. Значительное возрастание требований к качеству наполнения информационных каналов. Эта мысль требует пояснения, так как сегодня мы наблюдаем скорее обратный процесс: увеличение объема некачественного контента, превращение медиа-среды в поле информационной войны, что, очевидно, ведет к снижению качества информации и, что особенно опасно, к потере доверия потребителей к сетевым медиа в целом. Но это, видимо, инерционные процессы, так сказать издержки роста, когда молодой развивающийся организм еще не до конца осознает своей силы и своего влияния. Думаем, потрясения, переживаемые нами в последнее время (коронавирус, мировой экономический кризис, значительный рост популярности националистических и даже фашистских идеологем, как следствие, явное полевение мирового политического спектра и т.д.) должны отрезвить излишне горячие головы и все-таки погасить разгорающуюся информационную войну. И уже есть некоторые положительные свидетельства пробуждения здравого смысла. В частности, увеличение внимания, уделяемого провайдерами и пользователями услуг, к вопросам безопасности данных в Сети [1], разнообразные способы контроля медиапространства в Китае, России и даже в США.

6. Социализация практически любого контента, а следовательно, и создателей, и потребителей информации, вплоть до того, что сегодня уже следует говорить о медиасоциализации активных пользователей Сети. Очевидно, фактически произошел «перенос центра тяжести информационных интересов общества, а вместе с этим интересов СМИ, в интернет. Процесс имеет свойство к разрастанию — вглубь и вширь» [5]. Действительно, современные медиа уже в полной мере освоили и инструменты социальных сетей, и инструменты социальной коммуникации участников медиасферы, читателя с контентом.

Итак, возвращаясь к образовательному процессу, необходимо признать, что те инструменты подготовки специалиста, которые предлагают сегодня профессиональное сообщество и действующие образовательные стандарты, главным критерием которых является профессиональная принадлежность, явно не достаточны. Подготовку медиаспециалиста в новых условиях, а они таковы, что сегодня потребители информации представляют себе мир таким, каким его представили им журналисты и о каком рассказали (прокомментировали) пропагандисты, когда событие, о котором не упомянуто

в Сети, как бы и вовсе не существует, следует рассматривать с общегуманитарных и сугубо социальных позиций, когда медиасоциализация специалиста, овладение им медиа-культурой становятся определяющими и в самом понимании «овладение профессией» [9].

В рамках постиндустриального общества и практически стихийного развития цифровых технологий в условиях жесткой информационной войны, дальнейшее развитие медиа-коммуникаций невозможно без осознания того факта, что медиа-культура, как «совокупность текстов (вербальных и невербальных), фиксирующих как исторический социальный опыт так и повестку сегодняшнего дня» [11. С. 7-8], а в нашем случае, как фактор медиасоциализации индивида, становится основным стратегическим ресурсом развития цивилизованного медиапространства. Отсюда возникает острая необходимость в подготовке и формированию высокопрофессиональной отраслевой среды коммуникаторов, ориентированных на социокультурную деятельность, способных, опираясь на самые современные медиа-технологии, реализовывать стратегические проекты, обеспечивающие развитие всех направлений социокультурной жизни и общественно-политической деятельности. А касательно России, прежде всего, сохранение единого социокультурного пространства, формирование понятных и доступных исторических нарративов, а также российского самосознания и российской идентичности.

Список литературы

1. Акопов, Г. Л. Кибервойска как основа информационной безопасности современного государства // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции (18-19 сентября 2014 г.) / редкол.: А. Н. Гуда (пред.) и др. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2014. С. 59-67.

2. Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. Востребованные профессии в сфере масс-медиа: методика быстрого прогнозирования // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. № 5 (360). С. 365-371.

3. Коханая, О. Е. О модели подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью в современных условиях // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции (18-19 сентября 2014 г.) / Редкол.: А. Н. Гуда (пред.) и др. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2014. С. 18-25.

4. Кэмпбелл, С. Определение понятий // Информационная грамотность. Международный аспект. Мюнхен - Москва: K.G. Saur, 2010. С. 26-40.

5. Сидоров, В. А. Институты культуры в медийной среде : оригинал или «цифровой дубликат»? // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. матер. Междунар. науч. форума (18-19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 2-х томах. Т. 2. СПб: СПбГУ, 2019. С. 28.

6. Симакова, С. И., Топчий, И. В. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017, № 4 (26). С. 226-233.

7. Смеюха, В. В. Возможности социальных сетей в процессе патриотического воспитания молодежи // Воспитать гражданина патриота: современные технологии, формы и методы работы с молодежью: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Ростов-на-Дону, 2014. С. 60-63.

8. Смеюха, В. В. Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г. Доклады и материалы. Круглый стол

«Современные тенденции медиаобразования». Ответственный редактор О. Е. Коханая. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. С. 101-106.

9. Смеюха, В. В., Акопов, А. К. Роль массмедиа в развитии профессиональной среды // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 4. С. 408-419.

10. Стебловская, С. Б. Влияние цифровой эпохи на трансформацию института детско-подростковой культуры: попытка осмысления параметров // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. матер. Междунар. науч. форума (18-19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 2-х томах. Т. 2. СПб: СПбГУ, 2019. С. 30-31.

11. Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. Тезаурус основных понятий культурологии. М.: МГУКИ, 2008. 284 с.

FORMATION OF A NEW MEDIA SPACE IN THE EPOCH OF SOCIAL AND TECHNOLOGICAL TRANSFORMATIONS

Yu. A. Golovin

Moscow University for the Humanities, Moscow, ygolovin@mosgu.ru

O. E. Kokhanaya

Moscow University for the Humanities, Moscow, kokhanaya@mail.ru

The article outlines the problems of modern Russian journalism education in the light of rapidly developing digital technologies in the field of mass communications. Describes modern trends in the field of media technology. The author believes that within the framework of a postindustrial society and the almost spontaneous development of digital technologies in the context of a tough information war, the further development of media communications is impossible without realizing the fact that media culture is a combination of texts (verbal and non-verbal), fixing as historical social experience and the agenda of today, and in our case, as a factor in the media socialization of an individual, it becomes the main strategic resource for the development of a civilized media space. Hence, there is an urgent need for the preparation and formation of a highly professional industry environment for communicators focused on sociocultural activities, capable of implementing strategic projects based on the latest media technologies to ensure the development of all areas of sociocultural life and socio-political activities. And with regard to Russia, first of all, the preservation of a unified sociocultural space, the formation of understandable and accessible historical narratives, as well as Russian identity and Russian identity. The author's practical experience in training and media socialization of journalists through educational media is also presented, the concept and strategy of training specialists in the field of mass media at Moscow University for the Humanities is substantiated.

Key words: socialization, media socialization, media environment, professional training, journalism, Russian mass media, media education.

References

1. Akopov, G. L. (2014) Kibervojska kak osnova informacionnoj bezopasnosti sovremennogo gosudarstva [The Kibervojska as basis of informative safety of the modern state], in: Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18-19 sentjabrja 2014 g.) [Advertisement and public relations: traditions and innovations: materials of international research and practice conference (on September, 18-19 2014)]. RGUPS, Rostov-na-Donu, pp. 59-67. (In Russ.).

2. Golovin, Yu. A., Kokhanaya, O. E. (2015) Vostrebovannyye professii v sfere massmedia: metodika bystrogo prognozirovaniya [Demanded professions in the field of mass media: a quick forecasting technique], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. No. 5 (360), pp. 365-371. (In Russ.).

3. Kokhanaya, O. E. (2014) "O modeli podgotovki spetsialistov po reklame i svyazyam s obshchestvennost'yu v sovremennykh usloviyakh" [About the model of training specialists in advertising and public relations in modern conditions], in: Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: traditsii i innovatsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (18-19 sentyabrya 2014 g.) [Advertising and public relations: traditions and innovations: materials of the International scientific-practical conference (18 -19 September 2014)]. RGUPS, Rostov-na-Donu, pp. 18-25. (In Russ.).

4. Campbell, S. (2010) Opredeleniye ponyatiy [Definition of concepts], in: Informatsionnaya gramotnost'. Mezhdunarodnyy aspekt [Information literacy. International aspect], Munich -Moscow, K. G. Saur, pp. 26-40. (In Russ.).

5. Sidorov, V. A. (2019) "Instituty kul'tury v mediynoy srede : original ili «tsifrovoy dublikat»?" [Institutes of culture in the media: original or "digital duplicate"?], in: Media v sovremennom mire. 58-ye Peterburgskiye chteniya : sb. mater. Mezhdunar. nauch. foruma (1819 aprelya 2019 g.) [Media in the modern world. 58th St. Petersburg Readings: Sat Mater. Int. scientific Forum (April 18-19, 2019)], in 2 volumes, Vol. 2, St. Petersburg, St. Petersburg State University, p. 28. (In Russ.).

6. Simakova, S. I. and Topchii, I. V. (2017) Rol' sredstv massovoy informatsii v vospitanii mediakompetentnoy auditoria [The role of the media in the education of a media-competent audience], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: problem field of media education], no. 4 (26), pp. 226-233. (In Russ.).

7. Smeyukha, V. V. (2014) Vozmozhnosti sotsial'nykh setey v protsesse patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Opportunities of social networks in the process of patriotic education of youth], in: Vospitat'grazhdaninapatriota: sovremennyye tekhnologii, formy i metody raboty s molodezh'yu: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii [To educate a patriot citizen: modern technologies, forms and methods of working with youth: materials of the All-Russian Scientific and Practical Internet Conference], Rostov-on-Don, pp. 60-63. (In Russ.).

8. Smeyukha, V. V. (2015) Vozmozhnosti razvitiya obrazovatel'nykh protsessov: ot chteniya knig k obshcheniyu v sotsial'nykh media [Opportunities for the development of educational processes: from reading books to social media communication], in: Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: XII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Moskva, 3-5 dekabrya 2015 g. Doklady i materialy. Kruglyy stol «Sovremennyye tendentsii mediaobrazovaniya» [Higher education for the 21st century: XII International Scientific Conference. Moscow, December 3-5, 2015. Reports and materials. Round table "Modern trends in media education"], Moscow, Publishing House Mosk. humanity. University, pp. 101-106. (In Russ.).

9. Smeyukha, V. V. and Akopov, A. K. (2015) Rol' massmedia v razvitii professional'noy sredy [The role of mass media in the development of a professional environment], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistik [Questions of theory and practice of journalism], Vol. 4, no. 4, pp. 408-419. (In Russ.).

10. Steblovskaya, S. B. (2019) Vliyaniye tsifrovoy epokhi na transformatsiyu instituta detsko-podrostkovoy kul'tury: popytka osmysleniya parametrov [Influence of the digital era on the transformation of the institution of child-teenage culture: an attempt to understand the parameters], in: Media v sovremennom mire. 58-ye Peterburgskiye chteniya : sb. mater. Mezhdunar. nauch. foruma (18-19 aprelya 2019 g.) [Media in the modern world. 58th St. Petersburg Readings: Sat Mater. Int. scientific Forum (April 18-19, 2019)], in 2 volumes, Vol. 2, St. Petersburg, St. Petersburg State University, pp. 30-31. (In Russ.).

11. Flier, A. Ya., Poletaeva, M. A. (2008) Tezaurus osnovnykh ponyatiy kul'turologii [Thesaurus of the basic concepts of cultural science], Moscow, MGUKI, 284 p. (In Russ.).

Головин Юрий Алексеевич - доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна, Московский гуманитарный университет. ygolovin@mosgu.ru

Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна, Московский гуманитарный университет. kokhanaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.