- уровень развитости, гуманности и эффективности социокультурных отношений;
- удовлетворение социокультурных потребностей;
- уровень социокультурных притязаний;
- уровень достижения жизненных целей;
- уровень психо-эмоциональной удовлетворенности.
Индивид как субъект образования, являясь подсистемой образовательной системы, формирует профессиональные знания, определяет уровень обученности к профессиональной деятельности. Основными параметрами системы образования во взаимодействии с социально-технико-экономической и социокультурной системами являются:
- научная картина мира в профессиональной области;
- гуманитарный аспект профессионального образования;
- физиологический аспект профессионального знания;
- производственная востребованность знаний;
- уровень обученности;
- уровень значимости профессиональных знаний;
- методы реализации профессиональных знаний.
Модель отражает структурные и вещественно-информационные связи между субъектом и системой. Так, со стороны субъекта деятельности поступает заказ на определенную функциональную структуру знаний, согласованную с функциональной структурой профессиональной деятельности и вписанную в существующий уровень материально-технической культуры. Субъекта деятельности при этом интересует эффективность образовательной системы как таковой, а также уровень и технология профессиональных знаний.
Субъект образования требует от образовательной системы организации эффективных коммуникаций, технологий социокультурных знаний, их соответствия морально-этическим нормам, традициям общества, определённого уровня дидактической культуры и социализации в рамках образовательной системы.
Обучающийся через свою индивидуальность (личность) вносит в образовательную систему заказ на реализацию соответствующей ему физиологической структуры образовательной системы, обеспечивающей эффективность физиологической деятельности в соответствии с уровнем индивидуализации отношений, взаимодействия и освоения знаний в образовательной системе.
Эффективность деятельности специалиста малого и среднего бизнеса согласно модели определяется совокупностью эндогенных и экзогенных качеств. Профессиональная ценность работника прямо зависит от того, как эти качества меняются в процессе трудовой деятельности.
Цукерман В.А.
к.т.н., доцент, зав. отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем
Кольского НЦ РАН
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ СЕВЕРА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Значение малых городов Севера для России обусловлено не только тем, что это обширная жизненно важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития, но и зона стратегических интересов страны, так как они обладают уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом1.
Для каждого государства подготовка кадров высшей квалификации является важнейшей задачей, от которой зависит эффективность модернизации и инновационно-технологического развития.
Кадровое обеспечение модернизации и инновационно-технологического развития в значительной степени влияет на жизнеспособность малых городов Севера, является одним из основных факторов развития всех секторов экономики.
Сегодня некогда действующая мощная и эффективная система стимулирования привлечения специалистов в районы Севера отсутствует. Не разрабатываются и, соответственно, не реализуются в современных условиях меры по стимулированию притока новых высококвалифицированных кадров.
Дефицит высококвалифицированных кадров является значительным препятствием на пути модернизации малых городов Севера. Уменьшение этого дефицита является важнейшей задачей кадровой инфраструктуры. Рассчитывать на решение проблемы дефицита кадров для инновационного развития за счет переезда специалистов из других регионов не приходится. В этой ситуации образовательные учреждения Севера являются основой для подготовки профессионалов для инновационного развития.
1 Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад / Монография под ред. Научного совета РАН по вопросам регионального развития; СОПС при министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН; ИЭП Кольского НЦ РАН; ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН. - Москва; Апатиты; Сыктывкар: Изд. Кольского научного центра РАН, 2010. -213 с.
Проблему подготовки специалистов для инновационного развития малых городов усложняет тяжелая демографическая ситуация. Продолжается переезд населения в другие благополучные районы страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот, свертывание производств различных отраслей промышленности, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим сокращение производственного и жилищного строительства.
Миграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности, структуру и воспроизводство населения региона. Свертывание промышленного производства, неопределенность государственной политики по северным территориям, особенно в условиях кризиса, вынуждает жителей уезжать из региона. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают преобладание выезжающих граждан над приезжающими.
Помимо общей миграции, снижение объемов производства вызывает отток и высококвалифицированных специалистов, крайне необходимых для инновационного развития малых городов, и этот отток не перекрывается переездом на их места приглашенных высококвалифицированных кадров из других районов страны.
Ближайшая задача государственной и региональной кадровой политики в научно-технической и инновационной сфере в малых городах Севера состоит в сохранении талантливой и плодотворной части научных кадров, удовлетворении кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе привлечения и закрепления молодых ученых и специалистов, сокращении их ухода в другие сферы и отъезда за рубеж.
За период с 1995 по 2007 годы общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в регионах Севера, по общей оценке сократилась не менее чем на 30%. Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости («внутренняя миграция»), эмиграции исследователей за рубеж («утечка умов») и естественной убыли ученых старших поколений.
Уже в конце 1990-х годов ученые указывали на негативные последствия пассивного подхода государственных органов к решению проблем научных учреждений, в результате чего «неизбежное сокращение численности занятых в науке приняло нелепый характер экономического вытеснения активных и, прежде всего, молодых кадров из этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Само воспроизводство научного потенциала оказалось поставлено под угрозу»1.
Проблема несоответствия количества подготавливаемых лиц определенной специальности рыночным запросам, очевидно, обусловлена отсутствием единой общероссийской системы подсчета и методики оценки потребностей рынка труда в кадрах.
Исключительно важная проблема - старение научных кадров, меры по решению которой должны ориентироваться на устранение главных факторов, препятствующих притоку в науку и инновационную деятельность молодых кадров:
• низкая заработная плата молодых ученых и преподавателей;
• отсутствие жилья и перспектив его получения;
• отсутствие современной приборной базы и условий для проведения исследований;
• отсутствие перспектив и непредсказуемость научной карьеры, низкий престиж в обществе научной деятельности, отсутствие реальных разумных мер государства по исправлению ситуации.
Изучение ситуации на Севере в области воспроизводства современных профессиональных кадров высшей квалификации показывает, что реализуемый в настоящее время комплекс государственных мер является недостаточным. На протяжении последних лет государственной властью принимались отдельные меры для смягчения отрицательных явлений и тенденций, возникавших в сфере кадрового обеспечения науки и инновационной деятельности. В основном эти меры были направлены на поддержку работников науки и носили разрозненный характер, были адресованы отдельным группам ученых и специалистов и потому не способны были существенно повлиять на общую ситуацию в научно-инновационном комплексе.
Государственная политика в области воспроизводства кадров высшей квалификации для модернизации и инновационно-технологического развития малых городов Севера недостаточно последовательна и эффективна, не проводится специальная молодежная политика государства в сфере науки и образования, решающая проблемы молодых ученых. Отсутствует анализ эффективности государственных мер поддержки молодых специалистов по регионам, отраслям и организациям, в том числе анализ эффективности грантовой поддержки.
Региональная политика Севера должна включать в себя разработку и реализацию мер, стимулирующих приток новых кадров.
Для повышения качественного уровня человеческих ресурсов в малых городах Севера необходимо:
- ускорение создания научно-производственных и научно-образовательных комплексов;
- формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов, в т.ч. геологов, инженеров нефте- и газодобычи, судоводителей и судомехаников, горных инженеров, металлургов, химиков-технологов, электромехаников, механиков, строителей и др.;
- разработка системы стимулов, направленных на привлечение ведущих ученых научных центров страны, специалистов производственных компаний к участию в учебном процессе и научных исследованиях, проводимых в вузах региона;
1 Эмиграция и профессиональная деятельность российских ученых за рубежом. - М.: ЦИСН, 1998. - 60 с.
726
- разработка и реализация программы по содействию в использовании механизмов частно-государственного партнерства в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов.
Одной из важных составляющих решения проблемы инновационного развития является задача закрепления молодых специалистов в малых городах.
Это связано с тем, что мотивационные механизмы привлечения и закрепления молодежи, в том числе существующая система гарантий и компенсаций, в значительной степени утратили свое значение, а выработка государственной молодежной политики проводится без учета «северной» специфики.
Основными стимулами, которые остаются ключевыми для специалистов при принятии решения о выборе места постоянного проживания является наличие интересной и хорошо оплачиваемой работы, возможностей служебного роста, создания нормальных жилищно-бытовых условий, продолжения образования, наличие медицинских, культурных и спортивных учреждений.
Экономика малых городов Севера в основном имеет ресурсно -сырьевую направленность. В связи с этим основные проблемы связаны с переходом к комплексной переработке природного сырья, производства новых продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках. Помимо технологической модернизации, развитие городов связано и с реализацией инновационных федеральных проектов, таких как освоение месторождений углеводородного сырья Арктического шельфа и др.
Следует признать, что дефицит кадров, в том числе управленцев высшего звена, в малых городах Севера для модернизации и реализации крупных проектов из года в год увеличивается.
В начале 1990-х годов была разрушена монополия государства на высшее образование. Масштабы государственного участия в финансировании и предоставлении образовательных услуг населению малых городов Севера из года в год сокращаются. Государство фактически самоустранилось от влияния на процессы, происходившие в образовательной системе, ограничив свою роль выработкой общих принципов политики и созданием нормативно-правовой базы. Эта политика государства породила ряд существенных проблем внутри системы высшего образования, коммерциализация которой приобрела в последние годы угрожающие размеры.
Существующая система подготовки специалистов слабо ориентирована на запросы реального сектора экономики и социальной сферы малых городов. По существу отсутствует государственная система прогнозирования в кадрах. В малых городах функционируют в основном филиалы различных университетов и академий, расположенных вне зоны Севера. В последние 2 года резко уменьшилось количество бюджетных мест, а на такие необходимые для модернизации специальности, как менеджмент организаций (инновационный менеджмент), полностью отсутствует, что практически не способствуют управлению инновационными проектами в будущем и отбору талантливых и подготовленных представителей молодежи. Сложилась парадоксальная ситуация, поскольку именно на эти специальности и требуется создавать как можно больше бюджетных мест, с тем, чтобы абитуриенты, желающие учиться в малых городах, не покидали в крупные российские центры и, как свидетельствует практика, там и оставались.
Если на территории России это в ряде случаев приводит к общему снижению качества образования, то для малых городов Севера создание сети высших учебных заведений (филиалов) следует не только приветствовать, но и создавать соответствующие механизмы заинтересованности молодежи.
Следует упомянуть, что с 1998 года действует Президентская Программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой прошли курс обучения различные представители малого, среднего и крупного бизнеса, однако, отсутствие объективного анализа результатов обучения, на которое тратятся большие ресурсы, прежде всего финансовые, не позволяет судить об улучшении системы управления промышленностью и переходе его к активному использованию инноваций и новых технологий. Отсутствует и информация, сколько из обученных специалистов осталось работать в малых городах Севера. Между тем дефицит современных менеджеров высокой квалификации лишь увеличивается.
Необходимо создание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров именно непосредственно на территории Севера.
Одна из первостепенных задач для инновационного развития малых городов Севера связана с повышением квалификации инновационных менеджеров, способных эффективно управлять проектами в различных сферах и производством в новых социально-экономических условиях, ориентированных на инновации, поскольку именно от компетенции менеджеров всех уровней и всех специализаций зависит результат модернизации малых городов.
Инновационный бизнес является наиболее динамичным и сложным сектором экономики. При этом зачастую успешность реализации инновационных проектов в большой степени зависит от менеджмента.
Инновационному менеджеру в настоящее время уже требуется два высших образования, это особенно касается тех, кто первый диплом получил 15 и более лет тому назад и его знания уже устарели. Это относится и к тем, кто учился в вузах, которые не давали современной подготовки. Таким образом, менеджерам всех уровней от руководителей предприятий до менеджеров низшего звена, необходимо предоставить возможность для получения нового полноценного высшего образования непосредственно в своих городах.
Проведенный анализ в организациях, предприятиях и властных структурах малых городов показывает, что таких высококвалифицированных специалистов крайне недостаточно.
Кроме того, необходимо создание на Севере бизнес-школ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)», на основе приказа Минобразования РФ от 20.10.2003 № 4323. Эти школы могут быть организованны на базе научных центров РАН, расположенных на Севере, например, в малом городе Апатиты на базе академического университета КНЦ РАН.
Основной целью создания бизнес-школ является построение системы переподготовки кадров для инновационного развития, для овладения слушателями навыками бизнес-проектирования, оценки эффективности инновационных проектов, проведения маркетинговых исследований, формирование бизнес-команды и разработки внедренческих мероприятий по реализации проектов, учитывающих специфику работы в малых городах Севера.
Бизнес-школа создается для менеджеров всех уровней и масштабов промышленных предприятий, работников учебных заведений и научных организаций, чиновников государственной и муниципальной власти.
Для решения проблемы подготовки кадров для малых городов Севера необходимо:
- активно вовлекать региональные ВУЗы и университетские комплексы в работу создаваемых технопарков, бизнес-инкубаторов с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов;
- развивать в ВУЗах инновационные формы деятельности, основанные на интеграции процессов образования и научной деятельности преподавателей и студентов, создавать в них технологическую базу для исследований, разработок и реализации новых технологий;
- вовлекать в учебный процесс и научные исследования северных ВУЗов специалистов-практиков (работников компаний, осуществляющих свою деятельность в регионе), ведущих ученых научных центров страны;
- обеспечить устойчивое функционирование и развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности, прежде всего, в научно-технической и промышленной сферах, в инфраструктурном и социальном секторах;
- содействовать распространению механизмов частно-государственного партнерства в сфере высшего образования, с целью обеспечения отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными кадрами;
- предусмотреть в планах и программах экономического и социального развития регионов вопросы софинанси-рования учреждений высшего образования, а также меры, направленные на ускоренную модернизацию материально-технической базы высших учебных заведений;
- содействовать формированию региональных научно-образовательных центров на базе региональных ВУЗов;
- стимулировать создание специализированных учебных центров подготовки кадров малого предпринимательства, в том числе для коренных малочисленных народов Севера;
- сформировать систему поиска и поддержки талантливых подростков, потенциальных абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений.
ВУЗам Севера следует активнее использовать возможность создания малых инновационных предприятий на своей базе, с использованием льгот, предусмотренных действующим законодательством. Учитывая имеющийся потенциал и опыт практического сотрудничества науки и высших школ на территории Севера, возможно создание государственных научно-образовательных учреждений, в которых подготовка высококвалифицированных кадров органично сочеталась бы с современными научными исследованиями и внедрением их результатов в виде наукоемких инновационных технологий или продуктов.
Правительству Российской Федерации можно рекомендовать:
- разработать механизмы стимулирования интеграции образования, науки и производства, в т.ч. через создание научно-производственных и научно-образовательных комплексов на базе существующих и вновь формируемых научных и учебных центров, с законодательным закреплением понятия университетский комплекс и определением его статуса;
- разработать систему мер поддержки молодых научно-педагогических кадров и специалистов инновационного профиля, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера, включая обеспечение их благоустроенным жильем.
Министерству образования и науки Российской Федерации следует обеспечить реализацию принятых государственных программ в сфере образования и провести мероприятия по совершенствованию системы высшего образования в регионах Севера, включая:
- разработку системы мер, направленных на привлечение ведущих ученых научных центров страны, специалистов производственных компаний к участию в учебном процессе и научных исследованиях, проводимых в вузах Севера;
- разработку и внедрение стандартов высшего и среднего специального образования для специфических условий Севера, с учетом возможности участия работодателей в разработке новых квалификационных методик определения уровня профессиональных знаний и умений (навыков);
Органам государственной власти региона можно порекомендовать:
- разработать и реализовать программы по содействию в использовании механизмов частно-государственного партнерства в сфере подготовки высококвалифицированных менеджеров;
- предусмотреть в планах и программах экономического и социального развития регионов вопросы софинанси-рования развития учреждений высшего образования, а также меры, направленные на ускоренную модернизацию материально-технической базы высших учебных заведений;
- содействовать формированию региональных научно-образовательных центров на базе вузов;
- сформировать систему поиска и поддержки талантливых подростков, потенциальных абитуриентов высших учебных заведений по специальности менеджер в различных сферах деятельности1.
1 Цукерман В. А. Проблемы подготовки и переподготовки инновационных менеджеров // Совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров и специалистов для инновационного развития Мурманской области: материалы международной научно-практической конференции. Апатиты, 11-13 ноября 2009 года / Сост. Цукерман В.А., Волченко И.О., Горячев-ская Е.С. - Мурманск: МОИПКРОиК, 2010. - С. 274-280.
Реализация предложенных мер позволит на долгосрочной основе уменьшить дефицит квалифицированных и молодых кадров для модернизации и инновационно-технологического развития малых городов Севера.
Чупахин Н.П.
д.филос.н., с.н.с., профессор Томского государственного педагогического университета
ПОДГОТОВКА СЕМАНТИЧЕСКИ ГРАМОТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - ГЛАВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Образование, с одной стороны, как достижение человечества - область культурного мира, а, с другой, как процесс - способ построения культурного мира отдельного человека. Как всякое явление культурного мира оно пронизано смыслом, причём, в каждом отдельном случае для человека степень образованности оценивается по смыслу актуализации знаний, полученных в результате образования. Следовательно, инновационное образование - это получение индивидом (учеником) качественно новых для него знаний от учителя. Но и это ещё не сущность образовательного процесса. Дело в том, что, как говорится, «научить нельзя, научиться можно». Поэтому субъективным носителем смысла инновационного образования является ученик, а сущность образования - это построение культурного мира этого ученика. Следовательно, инновационное образование есть создание нового качества культурного мира человека. Забывая об этом, мы создаём общество образованных людей, лишённое смысла культурного мира. Зачастую, образованные, занимающие видное положение в обществе люди являются оборотнями в культурном мире, представителями антикультуры. Вот на что нужно, в первую очередь, обратить внимание. Сделать это возможно, если рассматривать образование как часть культурного мира, интегральной ценностью которого, согласно П. А. Сорокину, является единство Правды, Добра и Красоты.
Построение культурного мира, как было отмечено в работе «Культура научного поиска»1, зависит от знания смысла объектов формальной действительности, знания смыслов предметной деятельности (методологический аспект) и смысла предмета деятельности. Иными словами, знание, как теоретическое, так и практическое (прикладное) - это культура объекта + культура предмета + предметная культура2. Едва ли человеку под силу овладеть всей культурой предмета, но предметной культурой он обязан владеть и уметь применять знания как активно-созидающую информацию. Научить человека этому, дать ему предметную культуру - вот главная задача образовательного процесса как способа построения культурного мира отдельно взятой личности. Выявляя отношения между культурой предмета и предметной культурой, столь необходимые в данном случае, обратимся к хорошо известному в аналитической философии, так называемому, семантическому треугольнику Фреге3. Взаимную связь трёх понятий: «имя» N (знак, термин, обозначающее выражение) - «значение» В (денотат термина, предметная область) - «смысл» (абстрактное понятийное содержание, в силу которого происходит соотнесение данного термина с конкретным обозначаемым объектом) выражают с помощью треугольника (рис. 1):
S
Рисунок 1.
Семантический треугольник Фреге
Всякий термин N (имя, слово, символ), с одной стороны, обозначает свой денотат В (нем. Bedeutung) - значение, объект, прообраз, а с другой - имеет понятийное содержание S (нем. Sinn) - смысл, понятие, образ, характеризующие В.
Имя N как теоретическое знание представляет здесь культуру предмета, в то время как значение В - это культура объекта, а смысл S - предметная культура. Овладение предметной культурой - главная задача образовательного
1 Чупахин Н.П. Культура научного поиска. - М.: НИА «Наследие Отечества», 2010. - URL: http://www.viperson.ru - опубликована 08.02.2010.
2 Чупахин Н.П. Культура предмета и объекта и предметная культура теоретического знания // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. - Т. 1. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 121.
3 Frege G. Über Sinn und Bedeutung // Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik, 1892. - S. 25-50.