Кузьмин А.В.,
к.и.н., доцент
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Трифонов Ю.Н.,
к.филос. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов
ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация: Осуществлен анализ подготовки кадров и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих как приоритетного направления формирования кадрового состава муниципальной службы в РФ. Обобщен накопленный опыт, выявлены имеющиеся проблемы в данной сфере и намечены меры по их решению.
Ключевые слова: кадровый состав органов местного самоуправления, подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих.
Kuzmin A.V.
PhD in history, associate professor Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin
Tambov, Russia Trifonov Yu.N. PhD in philosophy, associate professor RANEPA Tambov
TRAINING OF PERSONNEL AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MUNICIPAL SERVANTS
Abstract: The analysis of training and additional professional education of municipal servants as a priority direction for the formation of the personnel of the municipal service was carried out. The accumulated experience has been summa-
rized, existing problems in this area have been identified and measures for their solution have been outlined.
Key words: personnel of the local government authorities, training of personnel, additional professional education of municipal servants.
Аксиоматичным является утверждение о том, что эффективность решения органами местного самоуправления вопросов местного значения во многом зависит от профессионализма и компетентности муниципальной службы, что, в свою очередь, определяется профессиональным уровнем муниципальных служащих, их способностью осуществлять муниципальное управление в современных условиях. Поэтому вопросы, касающиеся подготовки кадров для муниципальной службы и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) муниципальных служащих, требуют, как научной проработки, так и практической реализации.
Современная повестка для местного самоуправления предъявляет повышенные требования к формированию и развитию кадрового состава органов местного самоуправления. В данных условиях приоритетным вектором муниципальной кадровой политики становится подготовка кадрового состава для органов МСУ и их непрерывное профессиональное становление и развитие.
Отметим, что впервые на законодательном уровне вопросы, касающиеся подготовки кадров для муниципальной службы и их профессионального развития, были обозначены в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - «Закон о муниципальной службе») [1]. При этом следует обратить внимание на то, что вплоть до 2015 года в соответствии с действовавшей нормой подп.3 ст.32 «Закона о муниципальной службе» в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава называлось повышение квалификации муниципальных служащих [3, с. 140].
При этом практика муниципального управления свидетельствовала о том, что лишь одного повышения квалификации муниципальных служащих не достаточно, так как нужны системные меры, касающиеся подготовки кадрового состава для органов МСУ и его профессионального развития. На это были направлены положения Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы» (далее - Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3) [2].
Обратим внимание на ключевые моменты данного закона:
1) в статью 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесено дополнение, в соответствии с которым органы местного самоуправления были наделены полномочиями по организации подготовки кадров для муниципальной службы.
2) Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» дополнен статьей 28.1 «Подготовка кадров для муниципальной службы на договорной основе».
3) институт повышения квалификации муниципальных служащих заменен на систему подготовки кадров для муниципальной службы и ДПО муниципальных служащих.
Кроме того, в настоящее время, как это определено в подп. 3 ст. 32 «Закона о муниципальной службе», одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является подготовка кадров для муниципальной службы и ДПО муниципальных служащих.
Так, дополнительное профессиональное образование получили: в 2014 году - 65214 (18,7%), в 2015 году - 52130 (15,5%), в 2016 году -61152 (18,6%), в 2017 году - 62492 (19,4%) муниципальных служащих от общей численности сотрудников органов МСУ [7].
При этом в 2017 году прошли обучение по видам дополнительных профессиональных программ:
- профессиональной переподготовки - 5384 человек (8,6% от общей численности прошедших ДПО);
- повышения квалификации - 57094 человек (91,4% от общей численности прошедших ДПО).
Видно, что подавляющее большинство муниципальных служащих традиционно проходят повышение квалификации.
Помимо этого, действующей системе ДПО муниципальных служащих присущи следующие недостатки:
1) недостаточная практическая ориентированность программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
2) несоответствие программ ДПО принципу «опережающего обучения», которое предоставляет слушателям актуальных для «завтрашнего дня» знаний;
3) отсутствие прямой корреляции между профессиональным развитием муниципального служащего и повышением оплаты труда, его карьерным ростом.
Ранее мы проанализировали основные положения Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3, направленного на совершенство-
вание механизма подготовки кадров для муниципальной службы. Однако за прошедшие три года реально не наблюдается кардинальных изменений в системе подготовки кадров и ДПО муниципальных служащих.
Нами разделяется мнение о том, что необходимо формирование и развитие новой модели дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, сочетающей как традиционные, так и инновационные компоненты [4, с. 58].
В литературе обращается внимание на современные тренды, предъявляющие требования к профессиональной подготовке управленцев муниципального звена. Так, переход к цифровой экономике требует от муниципальных служащих наличия новых компетенций [8, с. 153].
Как представляется, для решения обозначенных проблем необходимо на практике реализовать норму подп. 3 ст. 5 «Закона о муниципальной службе в РФ» о том, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию. В этом целесообразно внедрение на муниципальной службе современной системы профессионального развития муниципальных служащих, как это сделано на государственной гражданской службе РФ.
С этой целью предлагаем «Закон о муниципальной службе в РФ» дополнить статьей 32.1 «Профессиональное развитие муниципального служащего» следующего содержания:
«1. Профессиональное развитие муниципального служащего направлено на поддержание и повышение муниципальным служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие муниципального служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им муниципальной службы.
3. Основаниями для направления муниципального служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации муниципального служащего;
3) назначение муниципального служащего в порядке должностного роста на должность муниципальной службы категории «руководи-
тели» высшей или главной группы должностей муниципальной службы либо на должность муниципальной службы категории «специалисты» высшей группы должностей муниципальной службы впервые;
4) поступление гражданина на муниципальную службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством муниципального заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
2) за счет средств органа местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию муниципального служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от муниципальной службы.
6. Профессиональное развитие муниципального служащего осуществляется в порядке, определяемом представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.
7. Муниципальному служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, органом местного самоуправления или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
8. Дополнительное профессиональное образование муниципального служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации».
Профессиональное развитие муниципальных служащих, помимо традиционного ДПО, должно включать иные мероприятия: обучающие мероприятия (семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы, деловые игры и др.), мероприятия по обмену опытом, адаптационные мероприятия и т.п.
Кроме того, норму п. 3 статьи 32 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ необходимо скорректировать, определив, что одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муни-
ципальной службы является подготовка кадров для муниципальной службы и профессиональное развитие муниципальных служащих.
На уровне субъекта РФ считаем необходимым:
1) разработать «Программу развития муниципальной службы Тамбовской области», в соответствии с требованиями ст. 35 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ»;
2) разработать типовое Положение о порядке организации мероприятий по профессиональному развитию муниципальных служащих Тамбовской области.
В конкретных же муниципальных образованиях необходимо будет разработать муниципальные правовые акты, соответствующие положениям правовых актов РФ и субъектов РФ. В частности, необходимо:
1) разработать и принять муниципальные программы развития муниципальной службы на 2020-2024 годы, в них подпрограммы -«Организация мероприятий по профессиональному развитию муниципальных служащих».
2) разработать и утвердить Программы профессионального развития муниципальных служащих на 3 года.
Развитие профессионального уровня муниципальных служащих, как представляется, должно оцениваться количеством муниципальных служащих, прошедших обучение по актуальным темам в каждом календарном году.
Таким образом, в РФ создана и совершенствуется организационно-правовая основа подготовки кадров и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Список литературы
1. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы [Электронный ресурс]: Федер. закон от 30 марта 2015 г. № 63-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения - 09.10.2019).
3. Бобров А.А. Основные направления и пути совершенствования формирования кадрового состава муниципальной службы [Электронный ресурс] / А.А. Бобров, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». - 2018. - № 1 (15). - С. 139-147. - Режим доступа: URL: http://gmana-gement.ru
4. Гатаулина К.О. К формированию новой модели дополнительного профессионального образования муниципальных служащих / К.О. Гатаулина // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: Материалы III региональной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. В.А. Воропанов. - Челябинск: Издательство: Челябинский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2017. - С. 58-62.
5. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Е.Ю. Киреева, Д.И. Голушков, Е.А. Чершинцева, Т.А. Бирюкова, М.Ю. Зенков. -Режим доступа: URL: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения - 09.10.2019).
6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения - 10.10.2019).
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru (дата обращения - 09.10.2019).
8. Шпакова Р.Н. Особенности подготовки кадров для государственной и муниципальной службы в эпоху цифровой экономики / Р.Н. Шпакова, Т.В. Яровова // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 4. - С. 153-159.
9. Штурбабин А.Ф. Профессиональная подготовка кадров для органов местного самоуправления: проблемы и пути решения / А.Ф. Штурбабин // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2014. - № 1. - С. 45-51.
Медведева О.В.
кандидат исторических наук Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина г. Тамбов, Россия
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация: Статья посвящена экспертизе ценности документов в высшем учебном заведении (на примере Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина). Освещается федеральная правовая и локальная нормативная база вопроса, называются основные недостатки и проблемы экспертизы ценности документов.
Ключевые слова: экспертиза ценности документов, делопроизводство, архивное право.