Научная статья на тему 'Подготовка кадров для отрасли физической культуры и спорта в условиях реформирования образовательной системы'

Подготовка кадров для отрасли физической культуры и спорта в условиях реформирования образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3325
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / тренер / преподаватель физкультуры / новые учебные программы / physical training and sports / the trainer / physical training teacher / new educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юньков Александр Юрьевич

Показаны проблемы подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта. Дана оценка состоянию кадрового обеспечения отрасли и предложены подходы к решению обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юньков Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of staff preparation for the branch of physical training and sports are shown. The condition of the branch staffing is assessed and approaches to solve the problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для отрасли физической культуры и спорта в условиях реформирования образовательной системы»

A.Yu. Yunkov

Staff Preparation for the Branch of Physical Training and Sports in Conditions of Reforming the Educational System

The problems of staff preparation for the branch of physical training and sports are shown. The condition of the branch staffing is assessed and approaches to solve the problems are proposed.

Key words and word-combinations: physical training and sports, the trainer, physical training teacher, new educational programs.

Показаны проблемы подготовки кадров для отраели физической культуры и спорта. Дана оценка состоянию кадрового обеспечения отрасли и предложены подходы к решению обозначенных проблем.

Ключевые слова и словосочетания: физическая культура и спорт, тренер, преподаватель физкультуры, новые учебные программы.

УДК 377:796.06 ББК 74.5:75.4

А.Ю. Юньков

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

^^ступление России в Европейское образовательное пространство способствовало заметным преобразованиям в системе вузовского и послевузовского профессионального образования. Инновационные изменения охватили все стороны образовательной деятельности. Процесс затронул в том числе и подготовку специалистов-физкультурников.

Профессиональное образование в отрасли физической культуры и спорта является самостоятельным сегментом национальной образовательной системы, поскольку имеет свои специфические особенности и характеризуется определенными чертами. Сегодня требуется существенное, с использованием инновационных подходов улучшение подготовки специалистов. Большое значение имеет деятельность, направленная на преобразование существующих форм и методов образования, определение новых целей, обоснование средств творческой реализации образовательных технологий. Однако непрерывные организационные трансформации в структуре государственного управления отраслью, ощутимая нехватка должного финансирования и контроля негативно сказывались на решении этой задачи.

Подготовка высококачественных специалистов для всех звеньев системы физической

168 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

культуры и спорта должна осуществляться на основе реального спроса услуги, обеспечивать высокое качество педагогического сопровождения всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях. Ее важными составными частями представляются обязательное повышение квалификации с последующей аттестацией, а также сертификация работников сферы физической культуры и спорта.

В Российской Федерации действует широкая сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время во всех типах образовательных учреждений отрасли обучается около 90 тыс. человек, однако идет процесс сокращения численности студентов. Подготовка соответствующих кадров осуществляется по шести специальностям в 219 образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, включающих в себя колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва, учреждения дополнительного специального образования [1, с. 129]. Кроме того, функционирует специализированная докторантура и аспирантура.

Выделяются два образовательных направления. Подготовка ученых-исследователей и педагогических кадров большей частью осуществляется факультетами физической культуры университетов, педагогических институтов и педагогических училищ, подведомственных Министерству образования и науки РФ, в то время как подготовка тренерских кадров возложена на специализированные вузы физической культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Разная ведомственная принадлежность учебных заведений обусловила определенную децентрализацию управления образовательной сетью, что, с одной стороны, расширяет возможности поиска высшими и средними учебными заведениями наиболее эффективных способов привлечения молодежи и применения инноваций в подготовке специалистов; с другой - заставляет искать новые организационные формы, позволяющие успешно функционировать в современных экономических условиях.

В системе федерального Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ подготовку кадров осуществляют 14 вузов (пять университетов, шесть академий, три института), 13 филиалов вузов, 20 средних учебных заведений, а также два научно-исследовательских института. В ведении исполнительных органов власти субъектов РФ находится 33 училища олимпийского резерва [2, с. 110-111]. Наряду с подготовкой кадров и повышением квалификации педагогических кадров образовательные учреждения в регионах выполняют функции центров по развитию профессионального образования. Они ведут научные исследования и осуществляют разработку методологии и организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения.

В настоящее время функционирует многоуровневая система подготовки кадров для физической культуры и спорта. Четырехлетнее высшее образование, получаемое в рамках бакалавриата, рассматривается в значительной мере как составная часть подготовки специалиста или магистра. Фактически на этой базе строятся годичные программы подготовки дипломированных специалистов и двухлетняя образовательная программа магистра. Вместе с тем для отрасли крайне важно иметь специалистов высшего уровня, получивших дополнитель-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

169

ную подготовку в аспирантуре и докторантуре, имеющих навыки научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта и педагогической науки, а также в области организации и управления отраслью. Отдельного внимания к себе требуют средние специальные образовательные учреждения: в последние годы ощущается острый дефицит выпускаемых ими специалистов, происходит снижение численности приема абитуриентов.

Обеспечение физкультурными кадрами организаций отрасли и общеобразовательных учреждений страны зависит от количества выпускников высших и средних профессиональных учреждений, однако существует проблема распределения и трудоустройства выпускников.

Сегодня практикуется как централизованное, так и свободное трудоустройство молодых специалистов. В 2001 г. было распределено 23%, в 2005 г. -24,5% общего числа выпускников. Доля самостоятельно устроившихся на работу по специальности снизилась за этот период с 23 до 13,3%. Существенно возросла доля выпускников, направленных на дальнейшую учебу - с 36,3 до 49,7%, что отражает возрастающую заинтересованность молодежи и работодателя в повышении уровня профессионализма. В целом повышается доля приема студентов в вузы по договорам (с 26 до 37%). Среди выпускников вузов направления Росспорта на работу в отрасль получили 57,3% от общего числа выпускников [3, с. 232].

Воспроизводство кадров в рамках отраслевой образовательной системы не решает в полной мере проблему кадрового обеспечения отрасли: несмотря на имеющийся спрос на таких специалистов в стране, далеко не все остаются работать по полученной специальности. Из пяти тысяч тренеров и преподавателей, которых ежегодно готовят институты физической культуры и спорта России, работать по специальности остаются только 20%. Около 10% выпускников, получивших среднее и высшее образование, сразу же призываются на службу в российские Вооруженные Силы. Остальные уходят из сферы физической культуры и спорта либо из-за отсутствия необходимых условий работы, либо из-за низкой оплаты труда. При дефиците такого рода профессионалов на отраслевом рынке труда около 20 тыс. российских специалистов в области физической культуры и спорта работает за рубежом. В определяющей степени решение указанных проблем связано с материальным обеспечением. Следует отметить заметное увеличение объемов финансирования образовательных учреждений.

Анализ направлений реформирования отраслевой системы образования позволяет сделать вывод, что в нем происходят существенные организационные сдвиги. Изменяется концептуальный подход к социально ориентированному развитию физической культуры, и появляется целый ряд новых аспектов в процессе формирования нового содержания, отражающего тенденции развития отрасли и потребности общества.

Предъявляются новые все возрастающие требования к кадрам, занятым в области физической культуры и спорта и направленные на оказание высокопрофессиональных услуг населению и спортсменам с учетом сегментации рынка. Самостоятельным направлением работы по реформированию специализированного вузовского образования является стремление приблизить его к европей-

170 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ским стандартам. Такое сближение осуществляется путем достижения унификации базовых образовательных программ на первом этапе обучения и использования многообразных специализированных программ на заключительном этапе обучения. По существу речь идет о четком разграничении этапов базовой и специализированной подготовки. В европейских вузах около 20% учебного времени отводится научным изысканиям студента - как следствие меняются функции преподавателя, выступающего уже, скорее, в роли консультанта, чем просто педагога. Аналогичные изменения предстоят и в российской системе образования. Большая работа предстоит в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Анализ состояния и особенностей функционирования отраслевой образовательной системы позволяет определить основные ее нерешенные проблемы:

1. В недостаточной степени осуществляется модернизация подготовки кадров с учетом специфики отраслевого рынка труда. Такая модернизация предполагает активизацию механизмов совершенствования профессионального образования с учетом тенденций развития отрасли физической культуры и спорта.

2. Требуется организовать регулярное изучение рынка труда на основе данных учета и анализа не только структуры и численности выпускников, но и ревизии качества и количества штатных специалистов, имеющихся в отрасли. Предстоит выполнить задачу подготовки благоприятных условий для профессионально-творческого развития личности специалиста, что должно сопровождаться регулярным мониторингом качества профессионального образования, корректировкой содержания учебных программ в целях приведения их в соответствие с текущими требованиями отрасли.

3. В организации подготовки российских спортсменов наблюдается отсутствие системности в планировании создания школ олимпийского резерва. Есть регионы, где во всех спортивных школах занимается около 20 тыс. человек, но при этом имеется только одна спортивная школа олимпийского резерва. В то же время в пяти регионах страны нет ни одной специальной спортивной школы и школы олимпийского резерва [4, с. 14].

4. Состояние образовательного комплекса отрасли таково, что есть все основания признать его неспособность обеспечить имеющий на отраслевом рынке труда спрос на определенные категории специалистов. Не удовлетворяются в достаточной мере потребности в спортивных тренерах и педагогах как у самих образовательных заведениях, так и у коммерческого сектора. Возникает необходимость в организации работы по прогнозированию в сфере кадрового обеспечения, выявлению прогнозных изменений в составе различного рода специалистов, занятых в отрасли физической культуры и спорта.

5. Современная индустрия физической культуры и спорта в ее широком понимании не способна далее функционировать без прихода в нее квалифицированных менеджеров, обладающих специальными знаниями и навыками в такой специфической сфере бизнеса. Следует особенное внимание уделять профессиональной подготовке специалистов, способных высококвалифицированно осуществлять управление организациями, оказывающими физкультурные и спортивные услуги. Наряду со специалистами-менеджерами и руководителями спор-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

171

Т.П. Черкасова

тивных организаций управленческие навыки требуются каждому работнику, оказывающему услуги в этой сфере. Фактически речь идет о развитии отраслевого менеджмента, особенность которого состоит в том, что объектом управления выступает совокупность различных типов организаций - спортивных клубов и школ, команд по видам спорта, стадионов, спортивных оздоровительных центров, спортивных федераций.

Таким образом, с учетом факторов неравномерного развития сферы физической культуры и спорта по регионам, происходящих там демографических процессов назрела настоятельная необходимость конкретизации путей развития и совершенствования отраслевой образовательной системы.

Библиографический список

1. Бахнова Т.В., Борцова А.Н. Основы менеджмента и экономики физической культуры и спорта: учеб. пособие. Волгоград, 2009.

2. Итоги работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ за 2009 год // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. 2010. № 1.

3. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / под ред. Е.В. Кузьмичевой. М., 2008.

4. Развитие спорта высших достижений: стенограмма отчета о заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорту от 23 окт. 2009 г. // Сборник официальных документов и материалов. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. 2009. № 12.

T.P. Cherkasova The Potential and Constraints of the Investment-Innovation Growth Model Implementation in Russia

A number of constraints and opportunities for investment-innovation growth model implementation are revealed. The need for the development of legislation on innovation activities, innovation clusters, public-private partnership is emphasized.

Key words and word-combinations: economic growth, innovation cluster, investments crisis.

Выявлен ряд ограничений и возможностей для реализации инвестиционно-инновационной модели роста. Акцентирована потребность в развитии законодательства об инновационной деятельности, инновационных кластерах, государственно-частном партнерстве.

Ключевые слова и словосочетания: экономический рост, инновационный кластер, инвестиционный кризис.

УДК 338.2(470+571 ) ББК 65.050(2Рос)

Т.П. Черкасова

ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РОСТА В РОССИИ

Российской Федерации, равно как и во многих государствах - членах СНГ, продолжается переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Процесс формирования социально ориентированного и эффективно регулируемого рынка и его инфраструктуры остается

1 72 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.