Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ КГБПОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЫРОДЕЛИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ КГБПОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЫРОДЕЛИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
углубленная практико-ориентированная (дуальная) модель обучения / Алтайский край / кадры для экономики региона / in-depth practice-oriented (dual) learning model / Altai Krai / personnel for the regional economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршалкин Руслан Владимирович

В статье представлены основания и опыт внедрения углубленной практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в Алтайском крае в системе среднего профессионального образования, как наиболее эффективного метода интегрирования выпускников в производственные процессы (на примере КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR THE REGIONAL ECONOMY BY INTRODUCING A DUAL MODEL OF TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF ALTAI KRAI: THE CASE OF THE INTERNATIONAL COLLEGE OF CHEESE MAKING AND PROFESSIONAL TECHNOLOGIES

The article presents the grounds and experience of introducing an in-depth practice-oriented (dual) model of education in Altai Krai in the system of secondary vocational education as the most effective method for integrating graduates into production processes (the case of the International College of Cheese Making and Professional Technologies).

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ КГБПОУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ СЫРОДЕЛИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»»

„ алтаискии вестник t государственной и муниципальном службы /

>023 i

УДК 377.5/332.1

Маршалкин Руслан Владимирович, заместитель директора КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» (Барнаул, Россия)

В статье представлены основания и опыт внедрения углубленной практи-ко-ориентированной (дуальной) модели обучения в Алтайском крае в системе среднего профессионального образования, как наиболее эффективного метода интегрирования выпускников в производственные процессы (на примере КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»).

Ключевые слова: углубленная практико-ориентированная (дуальная) модель обучения, Алтайский край, кадры для экономики региона.

подготовка кадров для экономики региона путем

внедрения дуальной модели обучения в систему среднего профессионального образования алтайского

края на примере кгбпоу «международный колледж

сыроделия и профессиональных технологий»

training of personnel for the regional economy by introducing a dual model of training in the system of secondary vocational education of altai krai: the case of the international college of cheese making and professional technologies

Социально-экономическое развитие Алтайского края осуществляется в рамках единой социально-экономической политики Российской Федерации. Региональные документы стратегического планирования синхронизированы с положениями федеральных правовых актов, что обеспечивает максимально эффективное использование существующего потенциала развития региона.

В настоящее время в экономике региона занято около 1,1 млн чел., из них на промышленность приходиться более 17% занятых, сельское хозяйство -12,6%, торговлю - более 19%. При этом, сельское хозяйство формирует 12,7% валового регионального продукта края (по России - 4,1%).

Алтайский край занимает 13 место в России по производству сельхозпродукции, 2,5% общероссийского объема

экологически чистого продовольствия производится именно в Алтайском крае. В общероссийском рейтинге Алтайский край занимает 1-е место по объемам производства муки, крупы, 2 место - по производству сливочного масла, сыров и сырных продуктов, 4-е место - по производству макаронных изделий.

Производство продуктов питания в регионе осуществляет 1300 предприятий [1], обладающих существенным резервом роста производства. Так, например, производственные мощности по выпуску молока и сливок в твердых формах, премиксов, кондитерских и хлебобулочных изделий, круп, минеральных вод, сливочного масла, мяса, муки из зерновых культур загружены менее чем на половину.

Среди ресурсного обеспечения роста производства существенную роль

.....I цОЗ

играет кадровое обеспечение. На основе данных о текущих и перспективных потребностях в кадрах, с учетом демографического прогноза, уровня безработицы, уровня и структуры занятости, а также прогноза социально-экономического развития края сформирован прогноз потребности в кадрах до 2025 года, а текущую ситуацию иллюстрируют следующие показатели:

- в регионе, среди занятого населения, 73,9% имеют профессиональное образование, из них 44,8% - среднее профессиональное образование;

- ежегодно в среднем 11 тыс. выпускников системы среднего профессионального образования выходят на рынок труда;

- среднегодовая кадровая потребность предприятий края составляет около 40 тыс. чел., из них 38% - специалисты с высшим образованием, 62%

19

УПРАВЛЕНИЕ

- специалисты, имеющие среднее профессиональное образование.

Вышеприведенная статистка показывает высокую востребованность специалистов рабочих профессий и специальностей на производствах Алтайского края.

Обучение по рабочим профессиям и специальностям в Алтайском крае ведут 54 организации системы среднего профессионального образования, из которых 39 находятся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края, 6 - Министерства здравоохранения Алтайского края, 3

- Министерства культуры Алтайского края, 1 - Министерства спорта Алтайского края, 5 негосударственных учреждений. Контингент студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет более 50 тыс. чел.

Одним из современных трендов развития образования является его прагматизация, что предполагает ориентацию образовательных учреждений профессионального образования на запросы экономики и общества, формирование образовательных программ на основе актуальных запросов работодателей, развитие практико-ориентированных моделей обучения. В «новом» образовании становится всё более важно получать образование из первых рук, как непосредственную передачу практического опыта, это влечет за собой необходимость организовать практическую подготовку обучающихся в реальных условиях предприятий. Обеспечить подобное образование позволяет модель дуального обучения, предполагающая углубленное практико-ориентированное обучение с одновременным интегрированием выпускников в производственные процессы конкретных предприятий.

Дуальное обучение в системе среднего профессионального образования является, пожалуй, самым «раскрученным» мировым брендом. «Исторически возникшая в Германии, Австрии

и Швейцарии, эта модель предполагает «двойное» институциональное закрепление программ профессионального образования: теоретическую часть программы студенты обычно проходят в образовательной организации, а практическую - на рабочем месте, в условиях реального производственного процесса» [2].

Несмотря на опыт зарубежных стран по внедрению дуальной модели профессионального образования, речи о заимствовании зарубежного опыта, в частности немецкого, не идет. Российская система образования обладает достаточным потенциалом для создания собственной, неповторимой и экономически обоснованной модели, в том числе с учетом лучшего опыта советской системы профессионального обучения. При этом особую важность в выстраивании эффективной модели подготовки высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики является внедрение углубленной дуальной модели обучения.

КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» занимается подготовкой специалистов для пищевой отрасли производства, а именно технологов молока и молочных продуктов и мастеров по монтажу и эксплуатации холодильно-компрессорного оборудования, как смежной специальности. Ежегодные контрольные цифры приема составляют 75 бюджетных мест. В ходе анализа сохранения специалистов в отрасли после первого года работы на предприятиях Алтайского края по производству молока и молочных продуктов за последние 10 лет, получилась следующая статистка: в 2013-2018 гг. процент выпускников колледжа, оставшихся в отрасли после первого года работы составил усреднено всего 41,2%, в 2019 г. - 50,8%, 2020 г. - 54,5%, 2021 г. - 61,3%, 2022 г. - 64,6%. Таким образом, показатель сохранения специалистов в отрасли за период с 2019 по 2022 гг. увеличился в 1,5 раза.

Результатом качественных изменений стала внедрение и реализация в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» углубленной дуальной модели обучения студентов. До этапа внедрения дуальной модели обучения специалистами колледжа в 2015 г. выполнен анализ низкого процента сохранения в отрасли выпускников колледжа после первого года работы. Колледжем проведен опрос в форме анкетирования, как выпускников, так и работодателей. Обработка результатов опроса позволила сделать следующие выводы.

Работодатели, ожидая после выпуска из колледжа готового специалиста соответствующего требованиям уровня общекультурной и профессиональной компетенции, предъявляемые к их трудовому коллективу на предприятиях, указали на низкую психологическую и трудовую готовность молодых специалистов к работе в условиях реального производства. Длительный срок адаптации молодых специалистов, низкая восприимчивость корпоративной культуры предприятия, постоянные миграции «в поисках лучших условий» между предприятиями отрасли, сказываются крайне негативно, по мнению работодателей, на производственных процессах и ведут к появлению издержек.

Выпускники в ходе анкетирования заявляли о схожих проблемах при трудоустройстве на производство после завершения обучения в колледже. В первую очередь, в качестве одной из основных сложностей трудовой адаптации, выпускниками называлась необходимость выполнять дополнительный помимо основного функционал, необходимый в условиях реального производства (организационно-управленческие, эксплуатационно-сервисные и иные функции).

Таким образом, в целях решения вопроса удержания в отрасли выпускников требовались качественные изменения модели образовательного процесса, которая в частности основной

i* шш

„ алтаискии вестник i государственной и муниципальном службы /

>023 i

уклон в подготовке уделяла бы формированию необходимых практических навыков у студентов, повышало бы их уровень профессиональной мобильности внутри предприятия. Реализация данной модели образовательного процесса стало возможным благодаря применению практико-ориентируемых технологий, а именно:

- освоение студентами образовательной программы в условиях, приближенных к реальному производству со снижением аудиторных часов обучения и повышения практической части;

- включение в образовательный процесс предприятий отрасли, а именно прохождение производственных практик в цехах предприятий с участием опытных профессионалов - работников данных организаций в качестве шефов-наставников.

В целях достижения вышеуказанных задач в 2016 г. колледж стал участником ведомственной целевой программы «Организация «Экспериментального центра сыроделия»». Данной программой предусматривалось создание на базе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» полноценной производственной площадки с перечнем оборудования идентичным оборудованию на предприятиях молочной отрасли.

В течение 2016-2021 гг. в колледже созданы современные учебно-производственные лаборатории для произ-

водства молочных продуктов. В филиале колледжа в с. Алтайское был создан мини-цех по производству сыра и сливочного масла с максимальной суточной переработкой молока в 12 тонн.

Помимо совершенствования инфраструктурной базы путем создания учебно-производственных лабораторий, были пересмотрены образовательные программы и программы практической подготовки. В частности практическая подготовка студентов привязывалась к сезонной активности отрасли (для молокоперерабатываю-щей промышленности - это апрель-октябрь).

Дополнительно с предприятиями молокоперерабатывающей отрасли в вышеуказанный период времени были подписаны сетевые договоры о взаимодействии, предполагающие возможность прохождения практической части подготовки в производственных цехах предприятий с закреплением из числа работников предприятия шефов-наставников.

В результате студенты колледжа, начиная с первого года обучения, оказались вовлечены в полный цикл моло-коперерабатывающего производства, получили возможность раннего формирования необходимых профессиональных навыков, а также оказались в условиях, способствующих форсированию создания психо-эмоциальной устойчивости для работы на производственных предприятиях в отрасли.

Таким образом, внедрение прак-тико-ориентированной (дуальной) модели обучения в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» позволило студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствовало ожиданиям работодателей, сделало выпускников конкурентоспособными и способствовало предотвращению оттока молодых специалистов из отрасли.

В настоящее время данная модель обучения заложена в федеральном проекте по созданию производственно-образовательных кластеров «Про-фессионалитет» и реализуется на всей территории Российской Федерации.

Библиографический список

1. Социально-экономическое развитие Алтайского края // Министерство экономического развития Алтайского края: [офиц. сайт]. - URL: https://econom22.ru/ economy/AltaiRegionCharacteristic/ (дата обращения: 05.05.2023).

2. Solga H., Protsch P., Ebner C., Brzinsky-Fay C. The German Vocational Education and Training System: Its Institutional Configuration, Strengths, and Challenges. - Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH, 2014. - С. 35.

Marshalkin Ruslan Vladimirovich, Deputy Director of the International College of Cheesemaking and Professional Technologies (Barnaul, Russia).

The article presents the grounds and experience of introducing an in-depth practice-oriented (dual) model of education in Altai Krai in the system of secondary vocational education as the most effective method for integrating graduates into production processes (the case of the International College of Cheese Making and Professional Technologies).

Keywords: in-depth practice-oriented (dual) learning model, Altai Krai, personnel for the regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.