Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна, Старцева Наталья Валерьевна

Интеграция в мировое образовательное и экономическое пространство является одним из приоритетных направлений развития конкурентноспособного выпускника. На современном этапе наиболее востребованными на рынке труда считаются специалисты с высоким уровнем знания иностранного языка. В статье рассматривается проблема повышения академической мобильности студентов вуза, обосновывается значение международных программ и экзаменов для активизации учебной деятельности студентов и повышения уровня овладения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна, Старцева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR INTERNATIONAL EXAMINATIONS AS A MEANS OF INCREASING ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS

Integration into the world educational and economic space is one of the priority areas for the development of competitive graduates. At the present stage, specialists with a high level of knowledge of a foreign language are considered the most in demand in the labor market. The article discusses the problem of increasing the academic mobility of university students; the authors give grounds for the importance of international programs and exams for enhancing students learning activities and increasing the level of mastering foreign languages.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Агеенко Наталия Владимировна

Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Рыбкина Алла Анатольевна Самарский филиал Московского городского педагогического университета (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Старцева Наталья Валерьевна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Интеграция в мировое образовательное и экономическое пространство является одним из приоритетных направлений развития конкурентноспособного выпускника. На современном этапе наиболее востребованными на рынке труда считаются специалисты с высоким уровнем знания иностранного языка. В статье рассматривается проблема повышения академической мобильности студентов вуза, обосновывается значение международных программ и экзаменов для активизации учебной деятельности студентов и повышения уровня овладения иностранным языком.

Ключевые слова: международные системы оценки знаний английского языка, академическая мобильность, интеграция, повышение эффективности подготовки.

Annotation. Integration into the world educational and economic space is one of the priority areas for the development of competitive graduates. At the present stage, specialists with a high level of knowledge of a foreign language are considered the most in demand in the labor market. The article discusses the problem of increasing the academic mobility of university students; the authors give grounds for the importance of international programs and exams for enhancing students learning activities and increasing the level of mastering foreign languages.

Keywords: international systems for assessing knowledge of foreign languages, academic mobility, integration, to enhance students learning activities

Введение. Ключевой стратегией развития высшего образования на современном этапе является повышение качества путем интеграции в мировое образовательное пространство; сотрудничество с зарубежными вузами, расширение международных связей способствует совершенствованию профессиональных умений и навыков специалистов. Образовательная коллаборация активизирует обмен научными идеями и технологиями, расширяет возможности стажировок студентов, языковых школах, профильных компаниях. Академическую мобильность можно считать значимым элементом в траектории развития интернационализации высшего образования [3]. Очевидно, английский язык является важным компонентом общечеловеческой культуры и необходимым условием интеграции в мировую образовательную систему. Программы международного обмена (Fulbright, Global education и т.д.), поступление в зарубежные университеты актуализировало проблему эффективности подготовки студентов к испытаниям, предлагаемым на международных экзаменах, и, соответственно, разработки методов и технологий, способствующих успешной их сдачи. В настоящее время для определения уровня и навыков владения английским языком (для не носителей этого языка) разработаны международные системы оценки знаний английского языка (TOEFL, IELTS, PTE, Cambridge English: KET, PET, FCE, CAE, CPE).

Изложение основного материала статьи. Многообразие существующих систем оценки можно объяснить различными требованиями к уровню владения языком и сфере его применения, например, сертификат IELTS (International English Language Testing System) необходим для учебы, работы и иммиграции в Австралию, Великобританию, Канаду и Новую Зеландию. Существуют три разновидности теста: академическая (Academic IELTS) - для поступления в учебные заведения), общая (General training IELTS) - для иммиграции) и IELTS Life Skills (владение разговорной речью и аудированием на уровне А1 или В1 по шкале CEFR) - необходим для получения рабочей визы в Великобританию) [6].

Международный экзамен TOEFL конкурирует по популярности с IELTS и является обязательным для поступления в большинство вузов США и Канады для иностранных граждан. Тест TOEFL IBT -стандартизированный экзамен, который представлен Educational Testing Service (ETS) для определения уровня знания английского языка неанглоязычных иностранцев. Экзамен состоит из четырех разделов: Reading (Чтение), Listening (Аудирование), Speaking, Writing. Тест IBT длится 4,5 часа [2]. Для того, чтобы студент сдал экзамен на достаточное количество баллов, необходимый минимальный уровень для начала занятий - Intermediate. Студенту необходимо в результате иметь высокий уровень владения английским языком по следующим аспектам: аудирование, говорение, чтение и письмо. В части Listening проверяется способность понимать английский язык на слух. В рамках теста представлены два типа отрывков: лекция и диалог. Понимание темы беседы не предполагает наличие у слушающего специальных знаний по предмету. Здесь можно выделить два основных типа беседы: разговор в офисе (студент беседует с профессором) и разговор с сотрудником студенческого кампуса. В данном случае преподаватель акцентирует внимание на подготовке к правильному ответу на один из следующих вопросов: понимание основной идеи текста (main idea), понимание деталей (detail), понимание почему была представлена информация (function), понимание мнения говорящего (stance), организация высказывания (organization), понимание скрытой информации (inference). Раздел Speaking проверяет способность говорить на английском языке согласно определённой коммуникативной задаче. Именно построение грамотного высказывания с содержательной точки зрения представляет наибольшую сложность для студента. Обучение проводится по следующим направлениям: свободное высказывание (ответ на вопрос, выбор из двух предложенных вариантов) и интегрированное высказывание (сочетание информации представленной в виде чтения и аудирования). Раздел Reading проверяет способность тестируемого читать и понимать английский язык. Фрагменты для чтения подбираются согласно следующим темам: наука, история, искусство, литература, экономика и т.д. В первую очередь, тренируются следующие типы вопросов: выбор правильной лексической единицы (vocabulary), перефраз предложения (paraphrasing a sentence), определение лексической единицы, которую замещает местоимение (referent), вставить предложение в отрывок (inserting a sentence), вопрос на понимание деталей (detail of fact), вопрос на отсутствующую информацию (negative fact), понимание скрытой информации

(inference), вопрос на причину использования информации (rhetorical purpose), резюме (summary), заполнение таблицы (table completion). Раздел Writing проверяет способность тестируемого создавать письменные тексты требуемого объема согласно поставленной задаче. В данном разделе предлагается выполнить два задания: интегрированное задание (ответ основывается на анализе текстов для чтения и аудирования) и свободное письменное высказывание (высказывание своей точки зрения на определенную проблему). Именно данное задание является наиболее сложным для подготовки, так как решение коммуникативное задачи согласно плану и в рамках определенного объема требует не только знания английского языка, но и развитого логического мышления. Соответственно, отработке письменной речи необходимо уделать значительное количество времени на занятии.

Сложность структуры и специфика компонентов международных экзаменов, а, следовательно, получение международного сертификата с высоким результатом без предварительной целенаправленной подготовки невозможно [5]. Практика показывает, что подготовка к сдаче международных экзаменов проходит более эффективно, если студент по окончании среднего учебного заведения сдавал Единый государственный экзамен по английскому языку. Успешность подготовки подверждается результатами сравнительного анализа структуры экзаменов ЕГЭ и IELS.

Таблица 1

Сравнительный анализ ЕГЭ и IELTS

ЕГЭ

Структура и критерии оценки экзамена 1) Состоит из 5 разделов: аудирование, чтение, письмо, говорение, грамматика и лексика. 1) Состоит из 4 разделов: аудирование, чтение, письмо, говорение.

2) Каждый раздел оценивается в 20 баллов. Максимальное количество баллов 100. Каждое задание оценивается в 1 балл. 2) Не имеет минимального проходного балла, результат оценивается по шкале от 0 (отсутствуют ответы) до 9 (экспертное владение языком) путем нахождения среднего арифметического 4 разделов.

3) Минимальный балл для поступления в ВУЗ на лингвистическое направление составляет 70 баллов. 4)Продолжительность экзамена 3 часа 15 минут. 3) В зависимости от университета и страны устанавливается свой минимальный балл, в основном, это не ниже 6,0-7,0 баллов. 4) Продолжительность экзамена 2 часа 45 минут.

Критерии: 1) Проводится для проверки всех знаний по английскому языку со 2 по 11 классы. 1) Проводится для выявления уровня владения британского английского языка.

Цели экзаменов

2) Позволяет поступить в Российские ВУЗы. 2) Позволяет поступить в зарубежные ВУЗы или иммигрировать в другую страну.

3) Срок действия 4 года. 3) Срок действия 2 года.

Разделы экзаменов: 1) Включает 3 задания (20 вопросов): Задание 1. Необходимо прослушать 6 высказываний и соотнести их с соответствующими утверждениями, 1 из них лишнее. Задание 2. Необходимо прослушать диалог и определить какое из 7 высказываний True, False, Not stated. Задание 3. Нужно прослушать монолог либо интервью и определить какой из 3 ответов на 7 вопросов верный. 1) Включает 4 задания (40 вопросов): Задание 1. Необходимо прослушать диалог между двумя людьми на обыденные темы и заполнить 10 пропусков. Задание 2. Необходимо послушать монолог на обыденную тему и найти соответствия. Задание 3. Нужно прослушать диалог между несколькими людьми на образовательную тему и дать ответы на вопросы с множественным выбором. Задание 4. Необходимо прослушать монолог на образовательную тему и дать ответы на развернутые вопросы с множественным выбором.

Аудирование

2) На выполнение данного раздела отводится 30 минут. Оценивается в 20 баллов. 2) На выполнение раздела отводится 40 минут (30 мин. на задания + 10 мин. На перенесение ответов в бланк). Оценивается в 9,0 баллов.

3) Аудиозапись включают 2 раза. 3) Аудиозапись включают 1 раз.

Чтение 1) Даются 3 коротких текста и 3 типа заданий к ним (9 вопросов). Задание 1. Необходимо подобрать заголовки к 3 текстам, один заголовок лишний. Задание 2. Необходимо вставить подходящие по смыслу предложения в текст. Задание 3. Нужно ответить на вопросы с множественным выбором. 1) Даются 3 текста и соответствующие задания к каждому тексту (40 вопросов). Задание 1. Необходимо заполнить пропуски. Задание 2. Необходимо выбрать правильное утверждение. Задание 3. Нужно дать краткий ответ на вопросы.

2) Время выполнения 30 минут. 2) Время выполнения 60 минут.

Письмо 1) Дается 2 задания. Задание 1. Необходимо прочитать письмо от друга и написать неформальное письмо, ответив на его вопросы и задав свои. Объем письма 100-140 слов, если объем превышен более чем на 10%, тогда проверяются только первые 140 слов. Задание 2. Дано высказывание и нужно написать эссе, в котором необходимо порассуждать на тему высказывания, высказать свое мнение, противоположное мнение, привести аргументы за и против. Объем 200-250 слов. 2) Время выполнения 80 минут. 1) Дается 2 задания. Задание 1. В общем тесте необходимо написать формальное, полуформальное или неформальное письмо. Объем письма от 150 слов. В академическом варианте необходимо описать график или графический рисунок. Объем от 150 слов. Задание 2. Написать эссе мнение по данному высказыванию, либо эссе согласие или не согласие, или эссе обсуждение, либо же эссе причина-следственное эссе или эссе с прямым вопросом. Объем от 250 слов. 2) Время выполнения 60 минут.

Говорение Данный раздел проводится перед компьютером. 1) Включает в себя 4 задания. Задание 1. На экране выводится текст в научно-популярном жанре и необходимо подготовиться и правильно прочитать его за 1, 5 мин. Задание 2. Дается рекламное объявление и нужно составить 5 прямых вопросов, используя ключевые слова. Задание 3. Предлагаются 3 фотографии, необходимо выбрать 1 и описать его по плану. Задание 4. Необходимо сравнить 2 фотографии, описать сходства и различия и свое отношение к данным фотографиям. 2) Время выполнения данного раздела 15 мин и сдается в отдельное время. Данный раздел проводится перед экзаменатором лично. 1) Состоит из 3 заданий. Задание 1. Знакомство с экзаменатором и разговор на общие темы. Задание 2. Экзаменатор дает карточку с определенной темой и необходимо раскрыть данную ее. Задание 3. Экзаменатор задает вопросы по данной теме, задача экзаменуемого должен дать полный, обобщённый ответ. 2) Время выполнения от 11 до 14 минут и проводится в тот же день.

Лексика и грамматика Данный раздел есть только в ЕГЭ и включает в себя 3 задания: Задание 1. Необходимо восстановить грамматическую форму слова 7 слов в тексте. Задание 2. Необходимо в тексте преобразовать. Задание 3. Необходимо подобрать правильный ответ из 4 предложенных к пропускам в тексте. Данный раздел отсутствует в IELTS.

Особую трудность вызывает у студентов письменная часть (эссе) любого из описанных экзаменов, что подтверждается данными официального сайта IELT https://www.ielts.org/for-researchers/test-statistics/test-taker-performance Максимальный балл при сдаче IELT 9, в 2019 году средний балл по России составил 6.7, при этом были отдельно оценены виды речевой деятельности: Reading - 6.9; Listening - 7.0; Writing - 6.0; Speaking - 6.7. Как видно из приведенных данных в разделе Письмо самый низкий балл, что позволяет сделать вывод о том, что данная часть отличается особой сложностью, а следовательно, существуют

проблема неподготовленности сдающих международный экзамен в теоретическом и практическом планах к письменной части (эссе).

В данной статье более подробно рассмотрим письменную часть в академическом модуле IELTS. Эта часть состоит из двух заданий [7, 8, 9], на выполнение которых отводится 1 час. В первом задании необходимо за 20 минут описать анализ изменений показателей на диаграмме, таблице или графике. Описание должно быть в 150 словах. В этом задании свое мнение писать не нужно. Второе задание самое сложное и требует больше времени на выполнение - это написание эссе. Необходимо написать около 250 слов, и при грамотном распределении времени, на эссе можно оставить 40 минут. Чтобы написать хорошее эссе и получить самый высокий балл экзаменуемому нужно писать быстро, но также сохранять спокойствие и сосредоточиться на написании своего ответа.

Само же понятие эссе [4] означает жанр философской, эстетической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Выделяют несколько типов эссе:

1. Opinion essay предполагает полное согласие или категорическое несогласие. В этом случае каждому аргументу в поддержку личной точки зрения должен быть посвящен отдельный параграф. В этом типе эссе нужно указывать свое мнение во введении и заключении.

2. Discussion essay: в этом типе эссе предоставляется тема, к которой нужно привести аргументы за и против. Собственное мнение нужно указывать, только если об этом сказано в задании. Если оно требуется, то структура работы будет совпадать со структурой «Opinion essay».

3. Advantage and disadvantage essay: данный тип схож с предыдущим, но только нужно описать в одном абзаце преимущества, а в другом - недостатки какого-то явления.

4. Cause and effect or solution essay: в данном типе необходимо указать причины и последствия проблемы, которая поднимается в утверждении, а также предложить пути ее решения.

5. Direct question essay: этот тип эссе подразумевает ответ на прямо поставленные вопросы, приводя по 2 аргумента.

Эссе имеет очень жесткие рамки построения, например определенность реципиента текста, исследуемой проблемы, наличие тезиса, правильно оформленное указание на источники используемой информации и т.д. Согласно исследованиям С.А. Циркуновой [5] эссе определяется риторической функцией, задаваемой инструктивной фразой, которая включает в себя объяснение, иллюстрация примером, наставление, оценка, рекомендация, сравнение и прогнозирование. Структура эссе предполагает:

• Введение. Во введении к эссе необходимо начать с повторения вопроса. Это не значит, что нужно переписывать вопрос, это значит, что нужно повторить вопрос, используя синонимы и высказать собственное мнение по предложенной теме. Важно отметить, что не имеет значения, каково мнение тестируемого; нет правильного или неправильного ответа на вопрос эссе IELTS. Экзаменуемому не нужно пытаться думать: «Что экзаменатор будет считать правильным ответом». Экзаменатора интересует только уровень английского испытуемого.

• Первый аргумент. В данном абзаце нужно подкрепить свое мнение аргументами.

• Второй аргумент. Здесь необходимо высказать противоположное мнение и также подкрепить его аргументами. Это показывает экзаменатору, что у тестируемого есть баланс в письме, и это признак хорошего эссе.

• Заключение. Чтобы закончить эссе нужно суммировать все аргументы в качестве вывода. Это означает, что нужно высказать свое мнение, которое было изложено во введении. Чтобы доказать экзаменатору IELTS, что соискатель хорошо владеет английским словарем, ему следует еще раз попробовать использовать синонимы, а не просто переписывать предыдущее предложение.

Эссе в письменной части международного экзамена IELTS оценивается по следующим критериям:

• Содержание - оценивается насколько полно и правильно дан ответ, насколько последовательна информация.

• Связность - оценивается структура, связность предложений, ясность изложения мыслей.

• Лексика - оценивается наличие широкого словарного запаса и правильное его применение.

• Грамматика - оценивается сложность, точность грамматических конструкций.

Таким образом, определив все типы эссе, приходим к выводу, что необходимо четкое разграничение с указанием отличительных черт всех типов эссе во избежание возникновения нечеткого понимания их особенностей, а также стоит уделять особое внимание всем пунктам критериев оценивания для написания хорошего эссе. Также мы убедились, что достижение высокого уровня овладения английским языком невозможно без самостоятельной работы по совершенствованию собственных знаний, умений, навыков.

Выводы. Существует большое количество международных экзаменов для проверки владения английским языком и это большой плюс, так как «международная система оценки дает возможность каждому человеку определить свои достижения в овладении языком в соответствии с межнациональными стандартами и независимо от того, в какой стране, учебном заведении и на основе какой методики обучения он достиг соответствующего уровня языковой компетенции» [1]. Следуя современным тенденциям в образовании, современным студентам необходимо заранее определять свои академические цели, изучая иностранный язык. Интеграция России в глобальную экономику, включение в международный образовательный процесс стимулирует все большее количество молодых людей сдавать международные экзамены, выбирая зарубежные вузы для обучения и стажировок. Таким образом иностранный язык из цели изучения становится средством изучения различных областей знаний. В настоящее время при подготовке вузами конкурентоспособных во всем мире специалистов встает вопрос об универсальном инструменте, способном отражать знания и умения в области владения языком в соответствии с международными стандартами, и формирование готовности к сдаче стандартного теста можно назвать одним из эффективных инструментов такой подготовки. Овладение навыками выполнения стандартизированного теста, а также навыками написания разных видов эссе будет способствовать академической мобильности и конкурентоспособности студентов, интеграции в мировое образовательное пространство и коллаборации в целом.

Литература:

1. Андреева И.В. Иностранный язык как образовательный инструмент современной реальности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. № 4, 2013. - С. 3-11.

2. Все о TOEFL [Электронный ресурс]. URL: http://www.toefl.ru/ (дата обращения: 21. 09. 20).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 21. 09. 20).

4. Толковый словарь русского языка / Гл. редакторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. - С. 944.

5. Циркунова С.А. Об особенностях развития навыков академического письма в рамках курсов «Английский для академических целей» и IELTS Academic Writing Preparation // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2015. № 38. - С. 93-102.

6. Black M., Sharp W. Objective IELTS. Intermediate / Student's book and Workbook with answers. Cambridge University Press. First published 2006. Repr.2011, - 198 с.

7. Brown R., Richards L. IELTS Advantage. Writing Skills. A step-by-step Guide to a high IELTS writing score. Delta Publishing, 2010, - 237 с.

8. Cambridge English IELTS 13 Academic, PUBLISHED BY THF PRESS SYNDICATE OF THE UNIVERSITY OF CAMBRIDGE, The Pitt Building Trumpington Street Cambridge CB2 1RP United Kingdom, 2018, - 162 с.

9. Complete IELTS. Bands 6.5-7.5. Brook-Hart, Jakemann. Cambridge University Press, 2013, - 165 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Алмазова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент 5 курса инженерно-технологического института, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физика и математика» Кудряшова Алина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье описывается опыт подготовки студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, к организации исследовательской работы на уроках математики. Обозначены этапы такой подготовки, указаны виды деятельности, выполнимые на каждом этапе, примеры проектных и исследовательских работ. Также представлены результаты анкетирования студентов, завершающих обучение в вузе, проводимого с целью получения и анализа результатов подготовки к применению учебных исследований в будущей профессиональной сфере.

Ключевые слова: учебные исследования на уроках математики, профессиональная деятельность будущего учителя математики, навыки организации исследовательской деятельности школьников, методические аспекты изучения математики, процесс обучения в вузе.

Annotation. The article describes the experience of preparing students studying in pedagogical areas to organize research work in mathematics lessons. The stages of such training are indicated, the types of activities that can be performed at each stage, and examples of design and research work are indicated. The results of the survey of students completing their studies at the university, conducted in order to obtain and analyze the results of preparation for the application of educational research in the future professional field, are also presented.

Keywords: educational research in mathematics lessons, professional activity of a future mathematics teacher, skills of organizing research activities of schoolchildren, methodological aspects of studying mathematics, the process of studying at a university.

Введение. В современной системе образования учебные исследования имеют большое значение. Их роль определяется тем, что, с одной стороны, целенаправленно и систематически организованная поисково-исследовательская деятельность обучающихся направлена на повышение уровня их интеллектуального развития, с другой стороны, на подготовку к профессиональной сфере деятельности, так как «результативность и действенность найденных и принятых решений во многом зависит от уровня сформированности познавательных умений специалиста, в том числе исследовательских умений» [12, с. 4].

Вместе с тем организация учебных исследований на уроках математики и во внеурочное время направлена на удовлетворение познавательной активности школьников, поиск ими нового знания, творческого подхода к решению поставленных учебных задач, пропедевтику научного исследования, Такие исследования способствует выработки навыков самостоятельного планирования своей деятельности, навыков самоконтроля. Так А.Н. Колмогоров, выдающийся математик, педагог, методист, отмечал, что «даже простейшие математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно» [15, с. 3].

Существенную роль в успешности использования проблемных методов обучения, и как следствие, учебных исследований играет уровень готовности студентов, будущих учителей, к организации такой деятельности, как во время проведения уроков, так и во внеурочной работе со школьниками. В.А. Далингер отмечает, что «успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью» [12, с. 7].

Изложение основного материала статьи. В данной статье опишем опыт работы со студентами, обучающимися по педагогическим направлениям (квалификация - бакалавр, профиль физика и математика), по подготовке к организации и осуществлению исследовательской работы в будущей профессиональной деятельности. Систематизируя и обобщая результаты исследования по данному вопросу можно выделить этапы такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.