Научная статья на тему 'Подготовка к будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья на основе комплекса квазипроизводственных задач'

Подготовка к будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья на основе комплекса квазипроизводственных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЗИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРИНЦИП / THE PROFESSIONAL COMPETENCE / QUASIPRODUCTIVE TASKS / THE INTEGRATIVE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкова Е. А., Башкирцева Н. Ю.

В наши дни к профессиональной подготовке выпускника инженерагеолога предъявляются качественно новые требования. Возникла необходимость моделировать будущую профессиональную деятельность студентовгеологов, начиная с первого курса в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дидактическим инструментарием этого процесса является комплекс квазипроизводственных задач, носящий интегративный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкова Е. А., Башкирцева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today to vocational training the graduate of the engineer-geologist qualitatively new requirements are showed. The modeling of the future professional activity of the Geology students beginning from the first years in the process of teaching basic subjects and special disciplines is described. The didactic toolkit of this process is a complex of quasiproductive tasks, which bear the integrative haracter

Текст научной работы на тему «Подготовка к будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья на основе комплекса квазипроизводственных задач»

Е. А. Машкова, Н. Ю. Башкирцева ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСОВ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА КВАЗИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

Ключевые слова: профессиональная компетентность, производственная деятельность, квазипроизводственные задачи, интегративный принцип.

В наши дни к профессиональной подготовке выпускника инженера-геолога предъявляются качественно новые требования. Возникла необходимость моделировать будущую профессиональную деятельность студентов-геологов, начиная с первого курса в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дидактическим инструментарием этого процесса является комплекс квазипроизводственных задач, носящий интегративный характер.

Keywords: the professional competence, quasiproductive tasks, the integrative principle.

Today to vocational training the graduate of the engineer-geologist qualitatively new requirements are showed. The modeling of the future professional activity of the Geology students beginning from the first years in the process of teaching basic subjects and special disciplines is described. The didactic toolkit of this process is a complex of quasiproductive tasks, which bear the integrative haracter.

Центральной задачей модернизируемой системы образования в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках квалифицированного интеллектуального труда.

К профессиональной подготовке инженера-геолога предъявляются качественно новые требования, т.к. ошибочные действия геологов влекут за собой огромные финансовые затраты, что в условиях самофинансирования нефтедобывающих компаний и их жесткой конкуренции между собой особенно актуально [1]. Кадровая политика нефтяных компаний направлена на получение «готового» специалиста, которому требуется минимальный срок профессиональной адаптации на предприятии. Именно эти вопросы стали ключевыми на конференции «ТНК-ВР» проходившей в июле 2007 года в Новосибирске по инициативе ведущих нефтяных компаний и вузов страны. На конференции присутствовали представители компаний: ООО «Юганск-нефть», ОАО «НК Юкос», ОАО «Лукоил», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Газпром» и др.; а также представители ведущих вузов: МГУ, УГНТУ, РГУ нефти и газа им. Губкина, Тюменского нефтяного государственного университета, Томского политехнического университета, Самарского государственного технического университета, Иркутского государственного технического университета.

Основной темой обсуждения конференции был уровень профессиональной подготовки выпускников нефтяных технических вузов России. На пленарных заседаниях этой конференции впервые был поставлен вопрос: “Каких молодых специалистов хотят видеть работодатели нефтяной отрасли?”. Конкретизировались ключевые специальные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников нефтяных технических вузов. Ответом нефтяных вузов России на социальный заказ ведущих работодателей является принятие компетентностного подхода, как ведущего в процессе обучения. Анкетирование, в котором участвовало 157 человек из двух нефтяных вузов России (табл. 1), семи нефтяных компаний и одного подразделения Академии наук показало, что 43,75% работодателей не устраивает профессиональная подготовка выпускника инженера-геолога [2].

Таблица 1- Участники анкетирования.

Предприятие / вуз Город Кол-во опрошенных сотрудников

Преподаватели УГНТУ Уфа 12

Преподаватели РУНГ им. И.М.Губкина Москва 10

АНК «Башнефть» Уфа 23

ООО ЮганскНИПИнефть Уфа 7

ОАО «НК Юкос» Уфа, Москва 32

ОАО «Лукоил» Уфа, Москва 25

ООО «Геострой» Уфа, Москва 5

ОАО «Татнефть» Уфа, Нефтекамск 7

Центр химической механики нефти при АН РБ Уфа 10

ОАО «НК Роснефть» Уфа, Москва 27

Резонно возникает вопрос: что же конкретно не устраивает сотрудников нефтяных компаний в профессиональной подготовке выпускника-геолога? 29,23% опрошенных считает, что выпускник вуза неспособен приступить сразу же после окончания вуза к работе над проектами носящими междисциплинарный характер; 24,81% не владеет современными информационными технологиями, навыками работы с современными программами геологического моделирования нефтяных и газовых месторождений; 24,31% отсутствуют базовые знания по профессии; 11,82% указывают на неспособность продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной стране; 9,83% - прочие.

Как видим, значительную часть работодателей, не устраивает профессиональная подготовка выпускника инженера-геолога, и они не рассчитывают на то, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. При этом, длительный адаптационный период и затруднения при выполнении производственных задач у выпускников инженеров-геологов специальности 130304 «Геология нефти и газа» связанны с:

- несформированностью навыков выполнения профессиональных задач;

- слабыми знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Более глубокими причинами этой педагогической проблемы, по нашим данным, полученным при анкетировании, тестировании и беседах со студентами первого, второго, четвертого и пятого курсов являются:

- отсутствие мотивационного аспекта к учебной деятельности с точки зрения профессиональной ориентации, при изучении дисциплин обще-профессионального блока;

- обилие нового, ранее нигде не изучавшегося и не использовавшегося материала.

Эти причины ведут в свою очередь к проблемам в изучении блока специальных

дисциплин.

Таким образом, исследования причинно-следственных связей проблемы недовольства работодателями уровнем подготовки студентов-геологов, показали объективную необходимость моделировать будущую профессиональную (квазипрофессиональную) деятельность во время обучения в вузе, в процессе чего формируются навыки выполнения профессиональных задач. Такого рода деятельность следует рассматривать с точки зрения компетентностного подхода [3] и выделять квазипрофессиональную компетенцию, трактовать ее как опыт самостоятельного проектирования видов квазипрофессиональной деятельности. При этом, оптимально способствует процессу моделирования будущей профессиональной деятельности - использование задачного подхода, учитывая специфику образовательного процесса в высшей школе [4, 5], в частности в нефтяном техническом вузе.

Анализируя характер распределения, фактического устройства на работу и трудовой деятельности выпускников специальности 130304 «Геология нефти и газа» 2006-2008 годов мы получили следующие данные:

За этот период кафедра геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений выпустила 149 молодых специалистов вышеуказанной специальности. Нам удалось собрать данные о распределении, фактическом устройстве на работу и характере трудовой деятельности 142 молодых специалистов (95,3%). Из 142-х выпускников устроились по специальности и работают по сегодняшний день 135. Из которых - 69 (51,1%) фактически пошло работать по распределению в нефтегазодобывающие управления различных нефтяных компаний (НГДУ) в отделах: разработки нефтяного месторождения; капитального ремонта скважин; методов повышения нефтеотдачи пластов, геологическом и т.д. Функции этих отделов заключаются в обслуживании процесса производства, системы скважин, добывающих нефть и газ. В обобщенном виде характер профессиональной деятельности можно представить в виде решения конкретных производственных задач:

- сбор и первичная геологическая интерпретация геофизических данных;

- первичная информационная обработка и классификация кернового материала;

- определение, постановка и доведение до геологических и др. отделов (вышестоящих организаций) проблемных производственных задач;

- анализ геофизической информации, полученной при исследовании скважин;

- анализ состава и динамики пластовых вод и нефти;

- геологическое обоснование методов разработки и повышения нефтеотдачи пластов;

- изучение коллекторских свойств пород, слагающих месторождение;

- построение геологических, гидрогеологических, стратиграфических, литологических карт и разрезов месторождения.

Второе место по принятию на работу молодых специалистов (46 выпускников, что составляет 34%) являются проектные институты, образовавшиеся на базе различных НИИ. На пример - Башгеопроект, Бешнефтегеофизика, УфаНИПИ и тд. Эти организации обслуживают уже не одно, а несколько месторождений, принадлежащих нефтедобывающей

компании. Сотрудники геологических отделов и отделов разработки решают производственные задачи, связанные не только с добычей , но с разведкой нефти и газа:

- обработка информации, полученной в ходе геологоразведочных работ;

- обоснование, планирование и контроль за проведением геологоразведочных работ;

- подсчет запасов нефти и газа отдельных месторождений;

- построение геологических, гидрогеологических и др. моделей месторождений нефти и газа;

- рекомендации по размещению сеток добывающих и нагнетательных скважин;

- литологический и стратиграфический анализ материала кернов.

12 человек, что составляет 8,8% находят применение в геологических службах строительных организаций, несмотря на нефтегазовую специализацию, в которых проводят необходимые геологические и гидрогеологические изыскания грунта .

Продолжило свое обучение в аспирантуре - всего 8 человек за три года выпуска.

Как видим, большинство выпускников связано (прямо или косвенно) с производством. Поэтому основной тип задач, который придется решать выпускникам этой специальности -профессиональные производственные задачи. Соответственно, за основу моделирования будущей профессиональной деятельности мы должны взять также профессиональные производственные задачи - квазипроизводственные, под которыми мы понимаем эвристические задачи, различные по содержанию и способу решения, отвечающие на технические, технологические, диагностические и конструкторские вопросы, используемые в учебном процессе в высшей школе, с целью моделирования будущей производственной деятельности студентов. При всем многообразии выполняемых задач инженерами-геологами, работающими в нефтяной отрасли, выделяются четыре основных типа:

- разработка рекомендаций на основе обработки и анализа вещественного материала (описание керна и шлифов, соответственно на макро- и микроуровнях)

- построение различных карт, в том числе расстановка сетки нагнетательных и добывающих скважин,

- построение геологических моделей месторождений нефти и газа,

- определение запасов нефти и газа отдельных месторождений.

Для определения структуры, содержания и специфики организации комплекса ква-зипроизводственных задач мы уточнили опытным путем наиболее значимые по мнению работодателей специальные профессиональные компетенции и дефекты подготовки в вузе выпускников специальности 130304 «Геология нефти и газа» нефтяного вуза [2]. Оказалось, что истинной причиной наибольшей доли дефектов профессиональной подготовки выпускников является несформированность межпредметного, интегративного подхода к изучению поставленной проблемы и слабые знания по профильным дисциплинам. Из корреляции полученных результатов с данными анкетирования студентов, следует, что моделирование будущей профессиональной деятельности необходимо начинать с начальных курсов и продолжать на протяжении всего обучения в вузе, причем в основу разработанного курса задач должен быть положен принцип межпредметной межкурсовой интеграции, реализованный во всем многообразии своих видов и форм.

Процесс моделирования, использования и контроля эффективности комплекса ква-зипроизводственных задач включает в себя семь последующих этапов.

1. Постановка производственной задачи.

2. Определение типа задачи.

3. Анализ и обозначение знаний, умений и навыков, необходимых студенту для ее выполнения.

4. Анализ учебного плана, рабочих программ и личный контакт с преподавателями, с целью определения дисциплин, на которых изучаются используемые в задачи понятия, объекты, процессы и явления, так же формируются необходимые для решения умения. Одновременно устанавливается хронологическая последовательность изучения дисциплин, участвующих в этом процессе.

5. Разделение комплексной производственной задачи на несколько мелких задач (адекватных по содержанию и методам решения обозначенных ранее дисциплин), сохраняя при этом их профессиональную направленность.

6. Объединение задач, решаемых в рамках отдельных дисциплин в один комплекс, используемый при изучении обще-профессиональных и специальных дисциплин.

7. Включение типовых производственных задач в программу итоговой аттестации на уровне государственного экзамена.

При теоретическом осмыслении и глубоком анализе причинно-следственных связей изучаемой проблемы мы пришли к выводу, о необходимости моделировать будущую профессиональную деятельность студентов-геологов нефтяников, с целью выпуска профессионально компетентного специалиста, начиная с первого курса в процессе преподавания обще-профессиональных и специальных дисциплин и продолжить вплоть до пятого курса. Дидактическим инструментарием этого процесса является единый сквозной (с первого по пятый курс) комплекс квазипроизводственных задач в основе которого лежат принципы межпредметной и межкурсовой интеграции. А контроль за качеством подготовки будущих специалистов на этапе государственного экзамена осуществляется путем решения типовых производственных задач.

Литература

1. Галлямова, Д.Х. Место и роль ТНК в процессах централизации производства и капитала // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2007. - №5. - С. 132-139.

2. Машкова, Е. А. Межпредметные связи как средство формирования профессиональной компетентности студентов нефтяного вуза: дис. ... магистра образования: 540600; защищена 24.05.2007/ Машкова Елена Анатольевна. - Уфа, 2007. - 135 с.

3. Смоленцева, Л.В. Компетентностный подход в компьютерном образовании экономистов на этапе перехода к Болонской системе. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №1. - С. 167-172.

4. Вершинин, В.И. Специфика межпредметных связей в высшей школе В.И. Вершинин, Ю.П.Дубенский, Н.А.Ждан // Наука и школа. - 2000. - №4. - С. 6-11

5. Коротченкова, А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 18.04.2000: утв. 08.12.2000/ Коротченкова Алла Анатольевна. - Орел, 2000. - 16 с.

© Е. А. Машкова - ст. преп. каф. геологии и разведки НГМ Уфимского госуд. нефтяного технического ун-та, malena@ufamail.ru; Н. Ю. Башкирцева - д-р техн. наук, зав. каф. химической технологии переработки нефти и газа КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.