Научная статья на тему 'Подготовка ИТ-специалистов в РГГУ для сферы музейной деятельности'

Подготовка ИТ-специалистов в РГГУ для сферы музейной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
331
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ / МУЗЕЙНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / 3-D МОДЕЛИРОВАНИЕ / APPLIED INFORMATICS IN THE HUMANITARIAN SPHERE / MUSEUM ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGY SPECIALIST / MUSEUM INFORMATION SYSTEM / 3-D MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестова Валентина Ивановна, Роганов Андрей Арьевич

Рассмотрены особенности подготовки кадров по прикладной информатике в гуманитарной сфере для решения задач в музейной и выставочной деятельности. Проанализированы компетенции, которыми должен обладать специалист по информационным технологиям для работы в гуманитарных сферах деятельности. Рассмотрены задачи информационного обеспечения, решаемые в современных музеях, и роль специалиста по информационным технологиям в их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берестова Валентина Ивановна, Роганов Андрей Арьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of IT professionals in the RSUH for the sphere of museum activity

The peculiarities of personnel training in applied computer science in the humanitarian sphere for solving problems in museum and exhibition activities are considered. The competencies that an IT specialist should have for working in the humanitarian fields are analyzed. The issues of information support solved in modern museums and the role of an information technology specialist in their implementation are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка ИТ-специалистов в РГГУ для сферы музейной деятельности»

В.И. Берестова А.А. Роганов

Подготовка ИТ-специалистов в РГГУ для сферы музейной деятельности

Рассмотрены особенности подготовки кадров по прикладной информатике в гуманитарной сфере для решения задач в музейной и выставочной деятельности. Проанализированы компетенции, которыми должен обладать специалист по информационным технологиям для работы в гуманитарных сферах деятельности. Рассмотрены задачи информационного обеспечения, решаемые в современных музеях, и роль специалиста по информационным технологиям в их реализации.

Ключевые слова: прикладная информатика в гуманитарной сфере, музейная деятельность, специалист по информационным технологиям, музейная информационная система, 3^ моделирование.

Современные информационные технологии находят применение в различных сферах деятельности, в том числе и музейной. Это связано с тем, что современный музей в XXI веке выполняет не только свои традиционные функции сбора, хранения, изучения и представления культурного наследия, но и делает его доступным для самых широких слоев населения с помощью глобальной информационной сети. С помощью современных технологий пользователям предоставляется доступ к мировому культурному наследию в виде информационного ресурса музея. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 г. («ЮНЕСКО и информационное общество для всех»). Важнейшей задачей для отечественных специалистов на сегодня является создание российской информационной сети по культурному наследию1. По данным Министерства культуры сегодня в России насчитывается 3019 музеев и около 90 млн единиц хранения. Возникает проблема

© Берестова В.И., Роганов А.А., 2017

создания единого информационного ресурса, предоставляющего любому пользователю доступ к музейным предметам в сетевом режиме. Решение данной проблемы возможно путем создания единого Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

Государственный каталог - это электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенной в состав Музейного фонда нашей страны2.

С 1 января 2017 г. основным разработчиком Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации является Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры.

Цель создания и ведения Госкаталога - формирование единого информационного ресурса основных сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, хранящихся во всех государственных, муниципальных и частных музеях Российской Федерации, для создания механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии, предоставления широкого спектра информационных услуг на базе современных телекоммуникационных технологий3. Сведения о деятельности любого музея представляются по форме статистической отчетности 8-НК, утвержденной приказом Росстата от 08.10.2015 № 464. В соответствии с данной формой каждый из музеев России должен представить описания шедевров из своих коллекций. Описание содержит краткую характеристику фондов (живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства, быта и этнографии, предметы нумизматики, предметы археологии, редкие книги, оружие, документы, фотографии и негативы, предметы естественно-научной коллекции, предметы минералогической коллекции, предметы техники предметы печатной продукции). В краткой характеристике фонда указано число предметов, включенных в состав государственной и негосударственной частей Музейного фонда Российской Федерации. Форма статистической отчетности 8-НК содержит также раздел информатизации. В данном разделе отмечены наличие автоматизированной обработки поступлений и ведения каталога музейных предметов, Интернет-сайта или страницы, доступа в Интернет, в том числе посетителей, а также число музейных предметов, внесенных в Государственный электронный каталог. Создание Государственного электронного каталога способствует реализации проекта глобальной информационной сети мирового культурного наследия.

В работе современных музеев получают распространение телемосты, поиск необходимой информации в электронных каталогах через Интернет, целевой кинопоказ с использованием спутниковой связи на любые расстояния 4.

Современный музей стремится с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие культурных ценностей, хранимых не только в экспозиции, но и в запасниках. Информационные технологии позволяют представить посетителю те предметы, которые многие годы хранятся в фондах и поэтому ранее не были доступны посетителю. Информационные технологии играют все большую роль в экспозиционно-выставочной деятельности и оказывают на практике неоценимую помощь в совершенствовании средств и методов представления коллекций музея посетителям5.

Современные музеи используют различные мультимедийные и визуальные технологии для создания видеоинсталляций с объемным звуком. Так, например, в парижском Музее армии создана анимированная с элементами мультипликации карта, показывающая ход Отечественной войны 1812 г., со вставками видов городов и портретов участников сражений.

В настоящее время стали популярными мобильные приложения к выставкам. Например, Третьяковская галерея планирует запустить мобильное приложение, дополняющее сайт. Также разрабатываются виртуальные конструкторы для создания пользователем пейзажа или натюрморта с помощью заранее подготовленных элементов картины. В основу положено известное произведение, а для создания собственной картины используется подлинная палитра художника.

Особое место в Интернете занимает специфический класс музейных сайтов - виртуальные музеи, т. е. музеи, которые не существуют в действительности, а являются плодом творчества их создателей. Здания и залы, организация интерьера, выбор и размещение экспонатов - все в этих музеях придумано и реализовано в электронном виде и представлено в сети6.

Сегодня появляются новые формы работы с посетителями музеев, так, например, разрабатываются приложения для медиагида. Приложение можно загрузить на свой гаджет или полистать странички на планшете прямо в экспозиционном зале. Структура информации стандартная: биографии художников, подробное описание картин и предметов на них, интерактивные ролики7.

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея: научной, издательской, выставочной, реставрационной, экспозиционной.

Внедрение современных информационных технологий в музейную деятельность требует соответствующей подготовки кадров. В высшей школе начали внедрять специализированные учебные курсы по музейной информатике со второй половины 1990-х годов прошлого века8. Одним из первых вузов по обучению искусствоведов, музеологов, кураторов выставок современным информационными технологиями стал Российский государственный гуманитарный университет. Сегодня в РГГУ этому уделяют большое внимание, в университете ведется подготовка бакалавров по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Выставочная деятельность» и магистров по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по профилю «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации». Для бакалавриата читаются дисциплины «Компьютерные технологии в выставочной деятельности» и «Компьютерные технологии в музеях и учреждениях музейного типа». Магистры изучают дисциплину «Стратегии представления музеев в виртуальном пространстве». Для искусствоведов по направлению подготовки «Кураторство художественных проектов» читаются дисциплины «Информационные технологии в исследованиях по истории искусства и образования», «Мультимедиа проектирование» и «Основы графического дизайна».

Все перечисленные выше дисциплины связаны с освоением современных информационных технологий, которые применяются в музейной и выставочной деятельности. Так, целью дисциплины «Компьютерные технологии в музеях и учреждениях музейного типа» является подготовка выпускника, способного использовать информационно-коммуникационные технологии как современное направление совершенствования основных видов деятельности музея, а целью дисциплины «Стратегии представления музеев в виртуальном пространстве» - подготовка выпускника, способного использовать технологии Интернета для решения задач в музейной деятельности.

В законе «Об образовании» Российской Федерации сформулирована основная цель высшего образования: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»9.

Данная цель, имеющая комплексный характер, обусловила постановку и решение принципиально новых задач подготовки ква-

лифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», уровень магистратуры, по профилю «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации» дает возможность обучаемым под руководством опытных педагогов и практикующих музейных специалистов овладеть современными музейными технологиями, позволяющими сделать музеи интересными и востребованными для посетителей, вырастающих в эпоху информационной и технологической революции. Выпускник должен уметь:

- разрабатывать и применять новые формы работы с музейной аудиторией;

- использовать новые методы освоения и сохранения культурного наследия, в том числе применительно к региональным особенностям;

- использовать современные программные продукты и ресурсы Интернета для решения задач профессиональной деятельности.

Особенность образовательной программы высшего образования по направлению 50.04.03 «История искусств», уровень магистратуры, по профилю «Визуальные медийные искусства» состоит в том, что она раскрывает широкую панораму современного искусства: видеоарта и фотографии, цифровых медиа, кинематографа и медиаинсталляций. Одной из профессиональных компетенций обучаемого в соответствии с данной программой является способность к использованию баз данных и информационно-поисковых систем при реализации организационно-управленческих функций и в исследованиях по истории искусства.

Таким образом, молодые специалисты - музеологи, искусствоведы, кураторы выставок - могут использовать современные информационные технологии для решения своих профессиональных задач в музейной деятельности. Однако для внедрения современных информационных технологий в музейную деятельность необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие теоретическими знаниями и практическими навыками по созданию информационного и программного обеспечения.

На факультете информационных систем и безопасности Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ в рамках направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информа-

тика» открыт профиль «Прикладная информатика в гуманитарной сфере» для подготовки бакалавров, владеющих полным спектром ИТ-инструментария для учреждений гуманитарной сферы, в том числе и музеев. В соответствии с ФГОС ВО разработана соответствующая образовательная программа.

Преимуществом и особенностью данной образовательной программы в РГГУ является то, что увеличивающиеся объемы информации во всех областях нашей жизни определяют необходимость не только широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий, но и наличия в каждой современной организации высококвалифицированных кадров в области информатики. В IT-сфе-ре, ставшей ключевым фактором развития государства в условиях информационного общества и экономики, востребованы специали-сты-информатики, которые, во-первых, обладают знаниями в области эффективных технологий разработки информационных систем, и, во-вторых, умеют грамотно поставить задачу и найти ее решение. Для этого необходимы знания не только в области компьютерной техники и технологии, но и в предметных областях применения информационных систем, в частности в гуманитарной сфере.

Для кадрового обеспечения данных областей нужны высококвалифицированные специалисты, владеющие современным арсеналом знаний в области прикладной информатики и информационных технологий.

Одной из гуманитарных областей, где выпускники по прикладной информатике РГГУ могут реализовать свои знания, умения, навыки и полученные компетенции, является музейная сфера.

Важнейшей областью применения современных информационных технологий является разработка охранной маркировки музейных ценностей. Это комплексная проблема, объединяющая наработки из различных областей науки и техники. Студенты профиля «Прикладная информатика в гуманитарной сфере» и преподаватели факультета информационных систем и безопасности принимают непосредственное участие в решении задач информационного обеспечения данной проблематики. Для студентов организована рассредоточенная практика в музеях г. Москвы, базовым учреждением является Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, с которым в рамках Соглашения о сотрудничестве установлены тесные деловые контакты.

В современном музее также активно применяются информационно-поисковые системы. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные

результаты в соответствии со своими целями, например научными, экспозиционными, реставрационными и т. д. Оформление учетной документации и фиксирование передвижения предметов внутри музея и их выдача из музея осуществляются с помощью автоматизированных информационных систем (АИС). Наиболее активно в отечественных музеях используются АИС «КАМИС», «НИКА», «АС-Музей». В каждом музее необходимо адаптировать систему для решения своих задач. Так, система КАМИС - современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций и т. п.10

С помощью КАМИС ведется сквозной учет приема, выдачи и движения музейных предметов, оформляется вся учетно-храни-тельская документация, создается база данных музейных коллекций, включающая текст и изображения (картотеки произведений, авторов, выставок, литературы; терминологические и тематические тезаурусы). Средствами КАМИС формируются сводные музейные базы данных с открытым доступом из Интернета. Все выходные документы системы КАМИС могут быть сформированы в виде как текста, так и Word-документов, и в формате HTML для подготовки электронных интерактивных публикаций. КАМИС ориентирована на специфику музеев и имеет удобный и понятный интерфейс для работы хранителей фондов и научных сотрудников. КАМИС представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ): хранителей, научных сотрудников и работников отдела учета, объединенных в единую систему. КАМИС гибкая, настраиваемая система, что позволяет адаптировать ее для использования в музеях различного профиля и размера. Система КАМИС обеспечивает работу, как на отдельных компьютерах, так и в локальной сети. КАМИС 2000 реализуется на современной СУБД Oracle в клиент-серверной архитектуре и обеспечивает работу с базой данных сколь угодно большого объема с высокими характеристиками скорости, надежности, защиты целостности данных. На сегодняшний день КАМИС используется в 40 музеях России, а в базах данных находятся описания более миллиона единиц хранения.

Особенностью работы в музее является необходимость обработки не только текстовой, но и графической информации. Поэтому в рассматриваемой системе КАМИС можно осуществлять ввод, хранение и просмотр изображений при работе с картотекой предметов. С помощью системы можно выполнять подбор и вывод данных в виде, удобном для последующей подготовки полиграфических изданий - каталогов, путеводителей по музею и т. д. Также

можно осуществлять подбор и вывод данных в виде, удобном для дальнейшего использования в музейных мультимедиа-приложениях, информационно-справочных интерактивных системах для посетителей музея, видеороликах о выставках и т. д. Международный стандарт ISO/JPEG 10918 формата компьютерных изображений высокого разрешения является основой европейского проекта MENHIR (The Multimedia European Network of High quality Image Registration) по созданию европейской сети регистрации изображений. Этот стандарт используется в ряде крупнейших музеев Европы, США и Японии. Изображения в формате ISO/JPEG 10918 представляют собой набор файлов различного размера (от виньетки в 1/8 экрана и больше), а также их фрагментов, с включением в файлы изображений краткого текстового описания изображенного предмета, данных о самом изображении и его владельце, а также уникального регистрационного номера.

Представление изображений в указанном формате обеспечивает регистрацию изображений в национальном регистрационном центре, защиту прав на интеллектуальную собственность владельца изображения, быстрый просмотр изображений и их фрагментов на локальном компьютере или в сети Интернет, возможность коммерческого использования изображений с согласия владельца.

В организации работы музея активно используются мультиме-диатехнологии. Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств; они объединяют текст, звук, графику, анимацию в одном цифровом представлении. Современные экспозиции активно используют средства мультимедиа. Экспозиция дает посетителю возможность войти внутрь мультимедийного пространства, которое может постоянно трансформироваться. Эффект постоянных перемещений не только в пространстве, но и во времени должен усиливаться благодаря историческим реконструкциям, создаваемым мультимедийными и светотехническими средствами. Создание музейного мультимедиа означает появление уникального музейного объекта, соединяющего художественную классику и новые технологии. Для музея это форма и способ апробации новой модели функционирования музея в публичном пространстве, предъявления полного спектра направлений музейной работы от коллекционирования и реставрации до рекламно-издательской деятельности11. Для посетителя - это возможность овладеть новым инструментом познания произведений изобразительного искусства, совершить серию путешествий в пространстве, открыть не-

известные стороны художественного творчества. Особый эффект получается, если используется ЭБ-моделирование объектов, сцен, персонажей, интерьеров и экстерьеров. Мультимедиаэкспозиция -это комплекс современных технических и программных средств. Для ее реализации необходим коллектив разработчиков, в который могут входить искусствоведы, музеологи, художники, дизайнеры, галеристы и специалисты по разработке программного и информационного обеспечения. Такими специалистами, которые владеют навыками ЭБ-моделирования, создания мультимедиаприложе-ний, обработки текстовой и графической информации, должны быть выпускники РГГУ, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика в гуманитарной сфере».

Примечания

1 IT-технологии в деятельности музея в период с 1970-х по сегодняшний день: исторический обзор [Электронный ресурс] // Moscow-Museums. URL: http:// moscow-museums.ru/it-tehnologii-v-deyatelnosti-muzeya.

2 ГИВЦ Минкультуры [Электронный ресурс]. URL: http://givc.ru/about/about-us/history.

3 Там же.

4 Там же.

5 Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

6 Там же.

7 Взгляд 4D: новые технологии в музеях [Электронный ресурс] // The Art Newspaper Russia. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1300.

8 Ноль Л.Я. Указ. соч.

9 Закон об образовании РФ [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобр-науки.рф/документы/2974.

10 Комплексная автоматизированная музейная информационная система КАМИС. [Электронный ресурс]. URL: http://kamis.ru.

11 Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Ме-диакультура новой России: методология, технологии, практики: Сб. науч. ст. Т. 2: Материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.