Научная статья на тему 'Подготовка иппотерапевтической лошади'

Подготовка иппотерапевтической лошади Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1028
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА / ВЫБОР ЛОШАДИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ / HIPPOTHERAPY / WHETHER A DRIVE VER / THE CHOICE OF HORSES / EVALUATION CRITERIA / SPECIFICITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Алексеева Е. И., Сергеева Е. М.

Иппотерапия, лечебная верховая езда, развивающая верховая езда приобретают все большую популярность. Развитие такого метода реабилитации и становление его на качественно новый уровень требует более ответственного подхода к выбору и подготовке терапевтической лошади. Ведь именно лошадь является уникальным «живым тренажером», источником двигательных стимулов, который и оказывает на пациента то самое положительное биомеханическое и психогенное воздействие. Эффективность этого воздействия на пациента напрямую зависит от того, насколько тщательно выбрана лошадь, а безопасность иппотерапевтических занятий зависит от того, готова ли выбранная лошадь к столь специфической работе. Прежде чем проводить процедуру оценки, надо убедиться, что лошадь чувствует себя комфортно в присутствии стоящих рядом с ней помощников. Привычка лошади спокойно относиться к людям, которые стоят, ходят или бегают около нее или прикасаются к ее телу основное условие для того, чтобы при оценке были получены достоверные данные. Поведенческие реакции лошади во всех протоколах измеряются в баллах. За поведение лошади ставятся оценки, с помощью которых определяют ее естественные реакции на конкретные стимулы и пригодность лошади к иппотерапии в целом. Естественная реакция на новый, часто необычный предмет многое нам говорит о качествах потенциальной терапевтической лошади. Разработанная процедура оценки предлагает применить ряд действий, с помощью которых можно оценить, каким образом лошадь обращается с новыми предметами. В эти действия входит предъявление предмета, повторное предъявление, контакт с предметом и использование предмета. Поведение лошади при этом оценивается по разным параметрам, что позволяет оценить ее пригодность для работы с пациентами с точки зрения установок животного по отношению к предметам. В результате проведенных исследований было установлено, что лошади, подготовленные в конном клубе «Новополье», хорошо подходят для иппотерапии и достаточно адекватно ведут себя в стрессовой ситуации. У всех трех лошадей стрессоустойчивость выше 70%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hippotherapy, therapeutic horse riding, developing horse riding are becoming increasingly popular. The development of this method of rehabilitation and its development to a qualitatively new level requires a more responsible approach to the selection and preparation of a therapeutic horse. After all, the horse is a unique "live trainer", a source of motor stimuli, which has the most positive biomechanical and psychogenic effect on the patient. The effectiveness of this impact on the patient directly depends on how carefully the horse is chosen, and the safety of the hippotherapy exercises depends on whether the chosen horse is ready for such a specific job. Before carrying out the evaluation procedure, you need to make sure that the horse feels comfortable in the presence of the helpers standing next to her. The horse's habit of treating people calmly, standing, walking or running around her or touching her body is the main condition for reliable data to be obtained in the evaluation. Behavioral reactions of horses in all protocols are measured in points. Behavior of the horse is assessed by means of which it determines its natural responses to specific stimuli and the suitability of the horse for hippotherapy in general. A natural reaction to a new, often unusual object, tells us a lot about the qualities of a potential therapeutic horse. The developed evaluation procedure proposes to apply a number of actions by means of which it is possible to evaluate how the horse treats new objects. These actions include the presentation of the object, representation, contact with the object and the use of the object. The behavior of the horse is assessed in different ways, which makes it possible to assess its suitability for working with patients from the point of view of the animal's attitudes towards objects As a result of the conducted studies it was found that horses prepared in the equestrian club "Novopolye" are well suited for hippotherapy and behave adequately enough in a stressful situation. All three horses have a stress resistance above 70%.

Текст научной работы на тему «Подготовка иппотерапевтической лошади»

2. Архангельская П.А., Мурашев С.В. Натуральные колбасные оболочки: характеристика, подготовка, дефекты, термообработка // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Процессы и аппараты пищевых производств. - 2014. - № 1.

3. Мурашев С.В., Светличная В.Д., Петухова Д.Б. Особенности изменения цветового тона вареных колбасных изделий, возникающие под влиянием бетулина // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Процессы и аппараты пищевых производств. - 2014. - № 4.

4. Госманов Р.Г., Колычев Н.М., Кабиров Г.Ф. и др. Санитарная микробиология пищевых продуктов: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2015.

5. Электронный ресурс URL: http://01.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 01.11.2017).

6. Артемьева С.А. Артенмьева Т.Н. Дмитриев А.И. и др. Микробиологический контроль мяса животных, птицы, яиц и продуктов их переработки: Справочник - М.: КолосС, 2013.

7. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).

S. СанПиН 2.3.2.1078-01. «Гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов».

9. Антипова Л.В., Глотова И.А., Рогов И.А. Методы исследования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2004.

Literatura

1. Murashev S.V., Kodirov U.O. Vliyanie glubiny izmel'cheniya na svojstva farsha govyadiny // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya Processy i apparaty pishchevyh proizvodstv. - 2014. - № 1.

2. Arhangel'skaya P.A., Murashev S.V. Natural'nye kolbasnye obolochki: harakteristika, podgotovka, defekty, termoobrabotka. // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya Processy i apparaty pishchevyh proizvodstv. - 2014. - № 1.

3. Murashev S.V., Svetlichnaya V.D., Petuhova D.B. Osobennosti izmeneniya cvetovogo tona varenyh kolbasnyh izdelij, voznikayushchie pod vliyaniem betulina // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: Processy i apparaty pishchevyh proizvodstv. - 2014. - № 4.

4. Gosmanov R.G., Kolychev N.M., Kabirov G.F. i dr. Sanitarnaya mikrobiologiya pishchevyh produktov: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2015.

5. EHlektronnyj resurs URL: http://01.rospotrebnadzor.ru (data obrasheniya: 01.11.2017).

6. Artem'eva S.A. Artenm'eva T.N. Dmitriev A.I. i dr. Mikrobiologicheskij kontrol' myasa zhivotnyh, pticy, yaic i produktov ih pererabotki: Spravochnik - M.: KolosS, 2013.

7. Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza "O bezopasnosti myasa i myasnoj produkcii" (TR TS 034/2013).

S. SanPiN 2.3.2.1078-01. «Gigienicheskie trebovaniya k bezopasnosti pishchevyh produktov».

9. Antipova L.V., Glotova I.A., Rogov I.A. Metody issledovaniya myasa i myasnyh produktov. -M.: Kolos, 2004.

УДК 636.1

Доктор с.-х. наук Е.И. АЛЕКСЕЕВА (СПбГАУ, [email protected]) Аспирант Е.М. СЕРГЕЕВА (СПбГАУ, [email protected])

ПОДГОТОВКА ИППОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛОШАДИ

Лечебная верховая езда, иппотерапия и развивающая верховая езда приобретают все большую популярность. Развитие такого метода реабилитации и становление его на качественно новый уровень требует от руководителей и сотрудников организаций, применяющих иппотерапию, более ответственного подхода к выбору и подготовке терапевтической лошади. Ведь именно лошадь является уникальным «живым тренажером», источником двигательных стимулов, который и оказывает на пациента то самое

положительное биомеханическое и психогенное воздействие. Эффективность этого воздействия на пациента напрямую зависит от того, насколько тщательно выбрана лошадь, а безопасность занятий зависит от того, готова ли выбранная лошадь к столь специфической работе [3].

Цель исследования - выявление наиболее подходящих типов лошадей для лечебной верховой езды и иппотерапии на основе изучения экстерьерных особенностей лошадей, характеристики их двигательных качеств и оценки реакции на вспомогательные предметы, а также - положение всадника и команды тренера.

Материалы, методы и объекты исследования. В исследованиях использовали шкалу оценки поведения лошади Джен Спинк, но скорректировали ее по балльной системе, соответствующей требованиям к иппотерапевтическим лошадям. Объектом исследования послужили лошади конно-спортивного комплекса «Новополье».

Результаты исследования. Изучены основные физические и поведенческие особенности лошадей. Проведена оценка поведения лошадей на различные раздражители. Разработана программа подготовки иппотерапевтических лошадей.

Программа подготовки включает в себя несколько последовательно идущих один за другим этапов:

1. Выработка привязанности лошади к инструктору.

2. Достижение полного повиновения инструктору-коневоду.

3. Выработка хладнокровия и стрессоустойчивости.

4. Обучение избирательной чувствительности.

5. Развитие умения справляться с трудностями.

Подготовка лошадей проводится в течение продолжительного времени и цель может быть достигнута раньше или позже в зависимости от многих факторов: порода, пол, возраст, физиологическое состояние и степень тренированности.

Кроме того, необходимо полноценное физическое развитие лошади на всех этапах обучения, что достигается постоянными тренировками сначала на корде, а потом и под седлом. Для того чтобы изменить и обогатить характеристики и паттерны движений лошади, нужно обязательно включить в план обучения выездку, поездки по пересеченной местности, тренировку в бочке, прыжки через невысокие препятствия. Все эти задания помогут лошади научиться владеть своим телом, сделают ее более сильной, гибкой, уравновешенной.

Основное терапевтическое действие оказывает шаг лошади, поэтому важно, чтобы он был правильным. Шаг должен быть ритмичным (должна отсутствовать хромота), широким (следы от задних ног должны попадать в следы от передних или перекрывать их), лошадь должна «брать на спину» (не зажимать мышцы спины) и работать от зада (подводить ноги под корпус и толкаться задом). Важно, чтобы лошадь хорошо сохраняла равновесие и была гибкой [2,3].

Хорошо обученная лошадь должна начинать шаг, ускорять, замедлять его и останавливаться только потому, что идущий рядом человек начал шаг, ускорился или остановился (без воздействия поводом или голосом). При работе на корде лошадь должна ориентироваться на голосовые или визуальные команды и по первому требованию менять аллюры, направление или останавливаться. Все эти навыки крайне важны для качественного и безопасного проведения занятий [5].

Важным моментом является приучение лошади к посадке всадника с помощью вспомогательных средств (с помоста, ступенек или переноса на руках). В результате тренировки лошадь должна спокойно подходить к помосту или ступенькам на достаточно близкое расстояние и не проявлять беспокойства или агрессии при посадке всадника [3].

На занятиях по иппотерапии часто используются различные дополнительные предметы, которые могут сильно напугать неподготовленную лошадь. Со всеми предметами, которые могут быть использованы на занятии или которые будут присутствовать в месте проведения занятия, лошадь должна быть ознакомлена и приучена к ним. Это важно для сохранения безопасности занятия. Следует познакомить лошадь и при необходимости

приучить к таким предметам, как мячи, разноцветные кольца, игрушки (в том числе музыкальные и пищащие), кегли, стойки, обручи, а также инвалидные коляски, костыли, ходунки и другие. Чем больше количество предметов, к которым будет приучена лошадь, тем безопаснее занятие.

Перед тем как использовать лошадь для иппотерапии следует смоделировать ситуацию занятия при помощи помощника выполняющего роль пациента. На таком занятии можно оценить поведение и готовность лошади, ознакомить её с основными исходными положениями, которые будет принимать пациент, и упражнениями, которые он будет выполнять. Только после того как лошадь прошла полную подготовку и положительно себя зарекомендовала на занятии с помощником, её можно использовать на занятиях с всадниками-инвалидами.

Чтобы беспристрастно оценить, насколько поведение потенциальной или работающей терапевтической лошади соответствует стандартам, нужны объективные критерии оценки поведения. Практик, работающий в сфере развивающей лечебной верховой езды, должен применять процедуры оценки лишь к тем лошадям, которые уже продемонстрировали свои потенциальные способности, позволяющие им приспособиться к сложным требованиям терапевтической работы. Потенциальная терапевтическая лошадь - это животное, которое уже проявляло такие качества, как общее повиновение, доброжелательность, основные навыки выездки и доверие в ситуации работы в руках и верховой езды. Прежде чем проводить процедуру оценки, надо убедиться, что лошадь чувствует себя комфортно в присутствии стоящих рядом с ней помощников. Привычка лошади спокойно относиться к людям, которые стоят, ходят или бегают около нее или прикасаются к ее телу,- основное условие для того, чтобы при оценке были получены достоверные данные. Разработанная процедура оценки предлагает применить ряд действий, с помощью которых можно оценить, каким образом лошадь обращается с новыми предметами. В эти действия входит предъявление предмета, повторное предъявление, контакт с предметом и использование предмета. Поведение лошади при этом оценивается по разным параметрам, что позволяет оценить ее пригодность для работы с пациентами с точки зрения установок животного по отношению к предметам [2,4].

Рассмотрим шкалу оценки поведения лошади Джен Спинк, скорректируемую под требования, соответствующие требованиям, предъявляемым к иппотерапевтическим лошадям.

Шкала оценки поведения лошади:

Рис. 1

Тип 1: лошадь начинает выполнять задание с высоко поднятой головой и с напряженной шеей - и сохраняет такое положение; отвлекается, пуглива, тревожна или агрессивна по своему характеру; фыркает с широко открытыми глазами, как будто постоянно ожидает чего-то страшного; «шарахается», несет, лягается; человек не может ее успокоить (0-2 балла) (рис.1).

Рис. 2

Тип 2: лошадь проявляет в своем поведении реакцию на стресс: бьет ногой, вскидывает голову, неоднократно отклоняется от предмета или принимает оборонительную позу, например, прижимает хвост (3-4 балла) и только очень опытный человек может держать лошадь под контролем (рис.2).

Тип 3: лошадь постоянно колеблется между двумя состояниями: хаотичным вниманием и отключенным состоянием (4-6 баллов) (рис. 3).

Тип 4: лошадь начинает выполнять задание в сомнамбулическом, крайне вялом состоянии и остается такой в течение всей процедуры (5-7 баллов) (рис.4).

Тип 5: лошадь начинает выполнять задание достаточно спокойно и бодро, но ей необходимо частое одобрение человека, она выполняет все крайне медленно. Такая лошадь потенциально пригодна, но требует долгого обучения. Данный тип лошадей в целом соответствует стандартам, но иногда такое животное может выражать неудовольствие мимикой, отведением ушей назад, нервными взмахами хвоста (6-8 баллов) (рис.5).

Тип 6: лошадь начинает выполнять задание спокойно и бодро, и по большей части сохраняет такой настрой, но для сохранения спокойствия и сосредоточенности иногда нуждается в легкой поддержке в форме полуодержки, словесных команд, похвалы и ободряющего прикосновения. Когда ей нужна поддержка, это проявляется в движении ушей смешанного характера и во взгляде на человека, при этом животное никогда не проявляет неудовольствия и его тело не принимает оборонительной позы (7-9 баллов) (рис.6).

Тип 7: лошадь охотно начинает выполнять задание. Проявляет доверие, спокойствие и живость; уверенна в себе. Чутка и невозмутима; никогда не требует поддержки для сохранения такого состояния; человеку остается лишь хвалить и награждать такую лошадь за ее добродушие и внимательность (9-10 баллов) (рис.7).

Поведенческие реакции лошади во всех протоколах измеряются в баллах. За поведение лошади ставятся оценки, с помощью которых определяют ее естественные реакции на конкретные стимулы и пригодность лошади к иппотерапии в целом. Естественная реакция на новый, часто необычный предмет многое говорит о качествах потенциальной терапевтической лошади. На основе оценки данных типов поведения

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

лошадей создали и проверили уровень подготовки и возможность использования лошадей для иппотерапии на базе конно-спортивного комплекса «Новополье». Данные приведены в таблице.

Таблица Оценка поведения лошади на различные раздражители

Предметы Лошади

Марта Магия Кадриль

Оценка Оценка Оценка

стоя в движении итого стоя в движении итого стоя в движении итого

А Б В Г Д А Б В Г Д А Б В Г Д А Б В Г Д А Б В Г Д А Б В Г Д

Мяч 7 9 9 9 9 8 9 8 8 8 84 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 89 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 79

Лента 6 7 6 6 6 6 6 6 6 6 61 7 8 8 7 9 9 9 7 8 9 81 8 9 8 9 9 7 8 9 9 9 86

Погре мушка 6 7 6 6 7 6 7 6 6 6 63 6 7 7 7 7 7 7 7 7 7 69 7 8 7 7 7 7 8 7 7 7 78

Игрушки 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 89 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 89 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 90

Корзина 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 89 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 89 7 9 9 9 9 8 9 9 9 9 87

Кольце брос 7 8 8 9 9 7 8 8 8 9 81 7 8 8 7 8 8 8 9 8 9 80 7 8 8 9 9 8 8 9 7 9 82

Воздуш ные шары 5 6 6 6 6 5 6 6 6 6 58 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 49 5 6 6 6 5 6 6 6 6 6 58

Обруч 7 8 7 8 8 7 8 8 8 8 77 8 9 8 8 8 8 8 8 8 8 81 8 9 9 8 9 8 9 9 9 9 87

Полотно 6 7 6 6 6 5 6 5 6 6 59 5 7 6 5 6 4 5 5 5 6 54 5 5 5 6 6 5 6 6 6 6 56

Инвалидное кресло 6 7 8 8 8 7 8 8 8 8 76 7 9 8 8 9 7 8 8 8 8 80 7 8 8 8 8 7 8 8 8 8 78

737 761 781

Условные обозначения: А - представление предмета; Б - повторное представление предмета; В - контакт:

предплечье; Г - контакт: спина, круп, ноги; Д - использование предмета

Кобыла Магия, 2003 года рождения, гнедой масти, латвийской упряжной породы, кобыла Марта, 2006 года рождения, вороной масти, белорусской упряжной породы и кобыла Кадриль, 2009 года рождения, соловой масти, белорусской упряжной породы успешно выполнили все задания и получили высокие оценки. Можно констатировать, что кобылы относятся к сангвиническому типу высшей нервной деятельности.

Выводы. Для того чтобы улучшить характеристики и паттерны движений лошади, были включены в план обучения элементы выездки, поездки по пересеченной местности, тренировки в «бочке», прыжки через невысокие препятствия. Все эти задания помогли лошадям научиться владеть своим телом, сделали их более сильными, гибкими, уравновешенными.

В результате проведенных исследований было установлено, что данные лошади хорошо подходят для иппотерапии и достаточно адекватно ведут себя в стрессовой ситуации. У всех трех лошадей стрессоустойчивость выше 70%. Попытка выявить и подготовить такое мудрое животное крайне важна не только с точки зрения безопасности пациента и эффективности терапии, но и с точки зрения здоровья и благополучия самой терапевтической лошади.

Литература

1. Пис М., Бейли Л. Как научиться понимать лошадь - М.: ООО Изд. «Астрель», 2006. - С.

102-105.

2. Синк. Д. Развивающая верховая езда // МККИ, 2001. - С. 103-114.

3. Джосвик Ф., Киттредж М. и др. Вопросы и ответы - М.: МККИ, 2000. - С. 22-25.

4. Гервек Г. Психология лошади. - М.: ООО АКВАРИУМ-ПРИНТ, 2013. - С.3-5.

5. Алексеева Е.И., Сергеева Е.М. Подготовка лошадей для занятий лечебной верховой ездой // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК: Сб. научн. тр. / СПбГАУ. - СПб, 2017. - С. 106-109.

Literatura

1. Pis M., Bejli L. Kak nauchit'sya ponimat' loshad' - M.: OOO Izd. «Astrel'», 2006. - S. 102-105.

2. Sink. D. Razvivayushhaya verkhovaya ezda // MKKI, 2001. - S. 103-114.

3. Dzhosvik F., Kittredzh M. i dr. Voprosy i otvety - M.: MKKI, 2000. - S. 22-25.

4. Gervek G. Psikhologiya loshadi. - М.: OOO AKVARIUM-PRINT, 2013. - S.3-5.

5. Аlekseeva E.I., Sergeeva E.M. Podgotovka loshadej dlya zanyatij lechebnoj verkhovoj ezdoj // Rol' molodykh uchenykh v reshenii aktual'nykh zadach APK: Sb. nauchn. tr. / SPbGAU. - SPb, 2017.- S. 106-109.

УДК 636.033/636.035

Доктор с.-х. наук А.Ф. ШЕВХУЖЕВ (СПбГАУ, [email protected]) Доктор с.-х. наук Д.Р. СМАКУЕВ (СевКавГГТА, agrochem. [email protected]) Аспирант А.И. ПОНОМАРЕВА (СевКавГГТА, [email protected])

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ МОЛОДНЯКА ОВЕЦ КАРАЧАЕВСКОЙ ПОРОДЫ

Масса тела является важным показателем для характеристики мясной продуктивности. Однако ее прирост не полностью раскрывает картину, за счет каких тканей произошло это увеличение.

Уровень мясной продуктивности определяется не только генетическими факторами, но и условиями кормления и содержания, упитанностью животного, а также возрастом при убое [1-3].

Ягнята наиболее скороспелы и сохраняют высокую энергию роста в основном от рождения до семи месяцев.

По мере увеличения живой массы и возраста молодняка замедляется синтез тканей, повышается расход кормов на получение прироста, изменяется химический и морфологический состав тела.

Таким образом, мясная продуктивность и биологические качества овец формируются в процессе онтогенеза под влиянием генотипических и паратипических признаков и формирование мясности можно прогнозировать, опираясь на знания закономерностей её развития [4, 5].

Карачаевские овцы, обладая достаточно хорошей скороспелостью, достигают к отбивке 55-60% массы взрослых животных. Благодаря этой способности ягнята этой породы могут использоваться для убоя в молочном возрасте [6, 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования. Целью проведенных исследований было изучение в сравнительном аспекте особенностей формирования мясной продуктивности молодняка карачаевских овец в условиях ООО фирма «Хаммер» Карачаево-Черкесской Республики.

Материалы, методы и объекты исследования. Мясные качества ягнят карачаевской породы изучались в возрасте 4, 6, 8, 10 и 12 месяцев путем проведения контрольного убоя подопытных животных (по 5 голов в каждом возрастном периоде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.