УДК 378(471.41):658.12.007.2:63<<18>>
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ, АГРОНОМОВ В
КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 60-Х ГОДАХ XIX ВЕКА
Рысаева Г.Р. - к.и.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-75
Ключевые слова: обучение, инженер-технолог, агроном,
университет.
Keywords: teaching, technical engineer, agronomist, university.
До отмены крепостного права специалистов для сельского хозяйства региона готовили в Казанском университете. Подготовка инженерных кадров была сконцентрирована на камеральном (хозяйственном) разряде юридического факультета. Великие буржуазные реформы Александра II дали сильный импульс развитию России, что значительно усилило роль науки, образования. Это поднимало на новую ступень вопросы инженернотехнических кадров.
В 60-х годах XIX века был открыт ряд специальных высших учебных заведений, наиболее значимыми из которых были Рижский политехнический институт (1862), Петровская земледельческая академия под Москвой (1865), Институт сельского хозяйства в Новой Александрии (1869). Основанное в 1830 году Московское ремесленное учебное заведение в 1862 году было преобразовано в Московское Техническое училище. Вопросы повышения количественной и качественной подготовки технических кадров затрагивали и университетскую подготовку этих специалистов.
Начало 60-х годов XIX века - сложный период в истории Казанского университета. Немалые изменения в университетской жизни произошли в связи с принятием в 1863г. нового университетского устава [1]. В итоге в 1865 году кафедры технологии и сельского хозяйства бывшего камерального разряда, которые играли главнейшую роль в подготовке технических кадров в Казанском университете, были переведены на физико-математический факультет. С этого времени подготовка инженеров в Казанском университете велась на физико-математическом факультете.
При переводе кафедр технологии и сельского хозяйства на физикоматематический факультет Министерство народного просвещения предложило отнести эти дисциплины к естественному разряду, по образцу Санкт-Петербургского университета, в качестве необязательных предметов. Факультет счёл нужным отвергнуть такой проект, мотивируя
это тем, что Санкт-Петербургский и Московский университеты могут себе позволить отнести эти предметы к числу необязательных, поскольку в столицах были и специальные высшие учебные заведения, где готовили инженеров. «В Казани же и во всём Казанском учебном округе нет не только подобных заведений, но даже реальных классов при гимназиях», инженерные кадры могли готовиться только в университете. «Между тем, -продолжали преподаватели физико-математического факультета, - в здешнем крае резко заметна потребность технического и агрономического образования, что доказывается и тем, что уже несколько лет большинство студентов камерального разряда занимались и занимаются преимущественно химией, технологией и сельским хозяйством и многие из них (а последнего выпуска почти все) посвятили себя исключительно частной практической деятельности» [2].
Учёные факультета предложили проводить на естественном разряде, начиная со второго курса, раздельное обучение студентов «чистым и прикладным естественным наукам», в первую очередь, подразумевались технология и сельское хозяйство. По окончании университета факультет предложил выдавать студентам, окончившим курс «чистых естественных наук, диплом на степень кандидата естественных наук», а окончившим курс технологии, сельского хозяйства и других прикладных дисциплин -«диплом на степень кандидата прикладных естественных наук» [3].
Предложенный проект раздельной подготовки специализаций принят не был. Видимо, для этого был ряд причин: нечёткое понимание
современниками учебных программ, учебных планов, недостаточный уровень развития науки, невнимание, недостаточная заинтересованность властей вопросами технического образования.
В 1863 году в Казанский университет были присланы, по-видимому в качестве образца отпечатанные типографским способом донесения физико-математического факультета в Совет университета Св. Владимира, т.е. Киевского университета. В программу естественного разряда последнего входили: неорганическая, органическая, аналитическая химия, техническая химия (вместо технологии), общая физика, агрономия (вместо сельского хозяйства), ботаника, зоология, сравнительная анатомия и т.д. [4]. Курсы эти вполне могли быть предназначены для обучения будущих инженеров-технологов и агрономов.
В итоге 30 декабря 1864 года в Министерстве народного просвещения на основании Представления Попечителя Казанского учебного округа Ф.Ф.Стендера было утверждено распоряжение «О разделении на отделения физико-математического факультета Казанского университета». План этот был предложен самим физико-математическим факультетом Совету университета и предполагал деление факультета на два разряда: математических наук и естественных наук. На каждом разряде раздельное преподавание по отделениям начиналось с 3-го курса.
«Начиная с 3-го курса разряд математических наук разделить на три отделения: а) отделение чистой математики и механики, в) отделение астрономии и геодезии и с) отделение физики, физической географии и химии» [5]. Точно также разряд естественных наук с 3-го курса разделялся «на три отделения: а) зоологии, в) ботаники и с) химии, минералогии и геологии».
В особый пункт было выделено преподавание на физикоматематическом факультете прикладных дисциплин, необходимых при инженерной подготовке: «Техническую и агрономическую химию и элементарный курс практической механики сделать предметами не обязательными, но выдержавшим экзамен из одного или всех этих предметов, вместе с предметами одного из отделений естественного разряда, давать степень Кандидата или звание действительного студента естественных и практических наук» [6].
Последний пункт вносит существенные уточнения в дело инженерной подготовки в университете. Выучиться на технолога, механика, агронома в Казанском университете пореформенного периода наиболее вероятно было на естественном разряде физико-математического факультета, который мог присуждать учёные степени и по «практическим», прикладным наукам. Технических специалистов стали обучать на факультете, более приспособленном для этого дела, где имелись специализированные курсы, научно-вспомогательные
учреждения, необходимые при обучении кадров для промышленности и сельского хозяйства. В 60-х годах позапрошлого столетия процесс подготовки инженеров и агрономов в Казанском университете продолжался и совершенствовался.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Сборник постановлений по Министерству
народного просвещения. Т.3. Царствование императора Александра II. 1855-1864. Изд-е второе. - СПб.: Типогр. В.С.Балашева, 1876. - С.1040-1106. 2. НА РТ, ф.977, оп. физ.-мат., д.289, л.5. 3. Там же, л.6. 4. НА РТ, ф.977, оп. юр. ф., д. 377, л.12. 5. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. III. 1850-1864. - СПб.: Типогр. Императорской АН, 1867. - С.821. 6. НА РТ, ф.977, оп. физ.-мат., д.381, л.2.
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ, АГРОНОМОВ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 60-Х ГОДАХ XIX ВЕКА
Рысаева Г.Р.
Резюме
После отмены крепостного права подготовка инженернотехнических кадров в Казанском университете продолжалась и совершенствовалась на физико-математическом факультете.
THE PREPARATION OF TECHNICAL ENGINEERS AND AGRONOMISTS AT THE KAZAN UNIVERSITY IN SIXTIES YEARS OF XIX CENTURY
Rysayeva G.R.
Summary
After serfdom abolishment preparation of technical engineering specialists at the Kazan University proceeded and improved at physical and mathematical faculty.
УДК636.293:636.082
СПОСОБ ОЦЕНКИ БЫКА-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПО КАЧЕСТВУ ПОТОМСТВА
Сафиуллин Н.А. - д.с.-х.н., профессор, зав. кафедрой; Шарипов Д.Р. - к.б.н.,
ассистент
Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-25
Ключевые слова: бык-производитель, технологические признаки, продуктивность, интенсивность выдаивания, полнота молоковыведения, стрессоустойчивость.
Keywords: bull, technological signs, productivity, milk-out intensity, full milk-out, stress steadiness.
Применение эффективных методов побора для получения быков-производителей с высоким генетическим потенциалом, оценка их по качеству потомства, тщательный отбор и интенсивное племенное использование лучших из них в совокупности является главными факторами совершенствования популяций молочного скота в рамках крупномасштабной селекции [1, 2, 3].
Инструкция по проверке и оценке быков молочных и молочномясных пород по качеству потомства не изменялась с 1980 года. По данным Белтсвиллской лаборатории США в Швеции и Дании в общем индексе племенной ценности (ЦПЦ) быков и коров продуктивным признакам отводится 29-35 %, а, например, в Новой Зеландии и Англии -77-78 % (рекомен. ВНИИГРЖ, 2005).
Мониторинг состояния племенного дела за рубежом показывает, что селекционные индексы племенной ценности быков и коров изменяются и уточняются по мере изменения направлений селекции. Так, например, в США, на родине голштинского скота, с 1982 года ЦПЦ быков и коров изменялся 8 раз.