Практика медиаобразования
Подготовка и проведение уроков по анатомии и физиологии человека с использованием учебного кино и мультимедийного
сопровождения
Д. И. Игнатьев
Значение кинопособия в школьном курсе анатомии и физиологии человека определяется задачами курса, его содержанием и методом преподавания, а также специфическими особенностями учебного фильма как наглядного пособия. Научные данные фильма затрагивают наиболее существенные вопросы, составляющие основу для формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни. Благодаря наглядному красочному изображению учебного материала усиливаются эколого-эволюционный и структурно-функциональный подходы, которые позволяют повысить воспитательный потенциал в биологии в общеобразовательной школе. Применение видеофильмов позволяет повысить уровень биологической подготовки, ориентирует на приобретение всеми учащимися определенных знаний и умений, проявляющихся в различных видах учебной деятельности.
Ориентируясь на конкретные задачи, которые стоят сегодня перед школьным курсом «Биология. Человек», наша подготовка к проведению уроков с использованием учебного кино сводилась к трем этапам. Первый заключался в составлении плана каждого проводимого урока, второй - в подборке соответствующего видеоматериала и включение его в различные этапы урока, третий - в оформлении презентационного сопровождения.
При составлении плана будущего урока (в соответствии с задачами курса и программой) акцент делался на технологию модульного обучения, сущность которого состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Одна из важных особенностей модульного обучения является целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности, где учебное содержание выступает как средство для достижения определенных целей. Задача учителя в данном случае - мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью. В соответствии с этой технологией каждый урок разбивался на отдельные этапы, или учебные элементы (УЭ), каждый из которых был индивидуализирован по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При подготовке использовались следующие рекомендации:
• перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся. При необходимости производится соответствующая коррекция знаний;
• обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.п.);
• после завершения работы с модулем проводить выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля.
Второй этап - подборка соответствующего видеоматериала и включение его в различные этапы урока. Исходя из имеющихся в нашем распоряжении научно-популярных фильмов и составленных к ним аннотаций, выбирались определенные видеофрагменты, которые затем подвергались операции «сшивания» и в дальнейшем были использованы на уроках. При построении урока, прежде всего, ориентировались на время, которое будет занимать видеофрагмент. В ряде случаев приходилось прибегать к изменению видеоряда или дикторского сопровождения исходного материала, где неподходящий динамический видеоряд заменялся видеорядом из набора статических объектов. Для решения данных технических задач были использованы возможности программы для обработки видео Ulead Video Studio 10. Затем каждый полученный видеоролик включался в определенный этап урока, предусматривающий специальные задания для усвоения материала, который в нем излагался.
Третий этап - подготовка презентационного сопровождения урока. На основе составленных планов и включенных в них видеофрагментов разрабатывались презентации, которые структурно отражали ход урока, основанного на технологии модульного обучения (деление всего учебного материала на УЭ). Хотя в настоящее время отсутствуют утвержденные стандарты на графический интерфейс, такие стандарты имеются де-факто. Речь в первую очередь идет о правилах использования различных графических элементов. Возможность совместного использования различных форм представления информации существенно повышает степень ее восприятия. По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения определяется по-разному. Было установлено, что степень усвоения материала при восприятии визуальной информации составляет 30%, в то время как при сочетании визуальной и аудио информации степень усвоения составляет 50%. При составлении презентаций были использованы следующие рекомендации:
- фрагменты текста должны использоваться на экране так, чтобы взгляд сам перемещался в нужном направлении. Содержимое полей не должно прижиматься к краю экрана;
- оформление фрагментов текста в виде списков (упорядоченных или маркированных);
- использование соответствующей цветовой гаммы (в нашем случае - желтый или белый на зеленом) для повышения контрастности и облегчения зрительного восприятия;
- представление видео и соответствующего ему задания на одном слайде для сосредоточения внимания на изучаемом материале.
Проведение занятий по курсу «Биология. Человек». Анализ результатов
Педагогический эксперимент проводился в первом полугодии 2008/09 учебного года в средней школе № 14 города Твери. За время практики было проведено 17 уроков: из них 8 уроков в 8-А классе и 9 - в 8-Б классе.
Занятия по анатомии и физиологии человека проводились по модульной технологии в соответствии с учебной программой по данному курсу.
Большая часть заданий проводилась в форме тестового контроля полученных знаний учащихся, как с целью проверки этих знаний, так и с целью актуализации опорных знаний (при проведении проверочной работе по разделу «Организм человека. Общий обзор»). Проверка знаний проходила фронтально в виде самостоятельного выполнения учащимися тестовых заданий различного уровня сложности (выбор одного или несколько правильных ответов, нахождение соответствия между объектами и признаками, определение в тексте ошибок, работа с графическими объектами и т. д.). Такой вариант построения заданий для проверки усвоения пройденного материала позволил на основе характерных черт объекта (сочетание графического изображения и сопроводительного описания) называть сам предоставляемый объект. Целесообразность использования такого подхода в организации входного контроля в рамках модульной технологии оказалась наиболее рациональной, т.к. во-первых, позволила задействовать всех учащихся при проверке знаний и, во-вторых, была ориентирована на выполнение заданий различного уровня сложности.
Видеоматериал как интегрирующая цель урока. При проведении каждого занятия предусматривалось непосредственная активность учащихся в формировании цели конкретного урока. Для этого использовались изречения известных людей, а также небольшие по времени видеофрагменты, которые выбирались из научно-популярных фильмов, имеющихся в нашем распоряжении. Наблюдения показали, что такой подход не только способствует активному участию учащихся при формировании цели урока, но также настраивает их на положительное восприятие основного материала.
Использование учебного кино при изучении новой темы. При проведении урока по новой теме видеофрагменты использовались на различных его этапах и предусматривали активное усвоение учебного материала при выполнении учащимися заданий различного уровня сложности. Все нижеприведенные варианты использования учебного кино проходили по следующему алгоритму: Выслушать учебное задание и пояснения к его выполнению со стороны учителя. Осмыслить предстоящую работу. Просмотреть видеофильм. Выполнить задание.
Также стоит отметить, что каждый этап урока включал промежуточный контроль, ориентированный на усвоение учеником полученных знаний, и предусматривающий использование содержания видеофильма. Все это использовалось для повышения уровня наглядности при изучении нового материала по теме, а также для развития познавательного интереса учащихся. Познавательная активность проявилась, в частности, в том, что учащиеся
стремились поделиться со сверстниками и учителем новыми интересными фактами, которые узнали самостоятельно вне уроков, задавали многочисленные вопросы учителю, особенно после проведенных уроков. Другим проявлением познавательного интереса была активность учащихся: реплики с мест, поднятые руки и адекватность эмоциональных реакций ко всему происходящему на экране.
Просмотр предусматривал задания для учащихся. Они были разнообразны и различались по уровню сложности. Задания были представлены в едином слайде, что не заставляло переключать внимание учеников с просмотра материала на прочтение вопросов и тем самым способствовало наибольшей его концентрации.
Задание по использованию материала фильма для выполнения творческой работы предлагалось учащимся в качестве домашней работы и выполнялось по желанию.
Выводы. После анализа ключевых проблем, которая касается оснащенности школьного курса биологии учебными кинофильмами; основных требований, предъявляемых к учебным фильмам по биологии нам удалось собрать обширную коллекцию современных научно-популярных и документальных фильмов по биологической тематике, составить их аннотации. Среди основных особенностей этих фильмов стоит отметить их изначальную неадаптированность к урокам биологии.
В процессе процессе проведения педагогического эксперимента, который касался изучения использования учебных кинофильмов на уроке биологии, нами были осуществлены следующие приемы и варианты работы, которые предусматривали включение учебной видеозаписи в рамках модульной технологии в различные этапы урока, предполагающие различный уровень активности учащихся: а)проверка домашнего
задания; б)видеофрагмент как интегрирующая цель; в)фильм (видеофрагмент) как источник новой информации: заполнение таблиц, работа с печатной тетрадью, выделение главных черт объекта или процесса, иллюстрация слов учителя, материал для наблюдения, закрепление материала; г) видеофрагмент как пример для выполнения творческого домашнего задания.
В итоге мы пришли к выводу, что использование учебного кино на уроках биологии способствует как более успешному усвоению учащимися изучаемого материала, так и ведет к увеличению их познавательно интереса.