Научная статья на тему 'Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов в контексте социокультурной среды региона'

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов в контексте социокультурной среды региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческие кадры / руководители проектов / инновационные проекты / программы подготовки и по- вышения квалификации. / managers / project managers / innovation projects / training and professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Еременко Елена Ивановна

Исследуются вопросы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, инициирующих и реализующихинновационные проекты. При этом главной идеей статьи является положение о необходимости реализации данной подготовкис учетом особенностей социокультурной среды региона. Дается обоснование важности развития проектно-ориентированныхпрограмм подготовки управленческих кадров, приведено определение сущности таких программ. Предложено обобщение ана-лиза публикаций по вопросам подготовки управленческих кадров. Сделан вывод о том, что, несмотря на обилие разных иссле-дований, аспекты, связанные с анализом взаимосвязи подготовки управленческих кадров и социокультурной среды региона,изучены недостаточно. Высказана гипотеза о выраженной тенденции развития проектного управления, сформированных по-требностей у предприятий в подготовке для инновационных проектов кадров управления. Данная гипотеза подтверждена входе исследования авторов, проведенного на предприятиях Омска методом анкетного опроса и интервью. Результаты показа-ли наличие интереса со стороны омских предприятий к управлению проектами и к подготовке соответствующего кадровогосостава. Сделан вывод о важности реализации именно проектно-ориентированных программ подготовки и повышения квали-фикации проектных менеджеров. Авторы приводят аргументы в подтверждение вывода о взаимном влиянии подготовки управ-ленческих кадров и социокультурной среды региона. Даны трактовки сущности социокультурной среды региона. Для болеедетального рассмотрения выбран вопрос влияния ценностей предпринимательства на формирование в ходе обучения акту-альных компетенций кадров управления инновационными проектами. Приведены выводы о том, что предпринимательскиеценности не всегда совпадают с ценностями населения регионов России и с провозглашаемыми ценностными ориентирами вгосударственной политике. Делается заключение о важности снижения конфликтности в ценностях разных субъектов и необхо-димости выстраивать программы подготовки и повышения квалификации кадров управления с учетом предпринимательскихценностей, а также сложившихся ценностей в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апенько Светлана Николаевна, Еременко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION AND ADVANCED TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

The authors examine the issues of preparation and advanced training of managerial personnel, initiating and implementing innovative projects. The main idea of the article is the need for the implementation of this training taking into account the peculiarities of the socio-cultural environment of the region. The importance of the development of project-oriented management training programs, defining the essence of such programs is given. The generalization of the analysis of publications on management training proposed. It is concluded that, despite the abundance of different studies, the aspects related to the analysis of the relationship between management training and socio-cultural environment of the region, has not been studied completely. The hypothesis of project management development trend, formed by the needs of the enterprises in preparation for innovative projects of managerial personnel is given. This hypothesis is confirmed by the study of authors conducted at the enterprises of Omsk by questionnaire and interview. The results showed the presence of interest from Omsk enterprises in the management of projects and the training of relevant personnel. The conclusion about the importance of the realization of that project-oriented training programs and qualification of project managers was made. Next, the authors present arguments in support of the conclusion on the mutual influence of management training and socio-cultural environment of the region. The interpretation of the essence of the socio-cultural environment of the region is given. For a more detailed review was selected question of the influence of business values on the formation of the training of relevant personnel competencies for the management of innovative projects. Conclusions about what business value do not always coincide with the values of the population of regions of Russia and with the declared values in public policy are made. It is concluded that the importance of reducing conflicts in values of different actors and the need to build a program of preparation and retraining of personnel management based on entrepreneurial values and the prevailing values in society.

Текст научной работы на тему «Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов в контексте социокультурной среды региона»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 290-295. УДК 378.147

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

PREPARATION AND ADVANCED TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

С.Н. Апенько S.N. Apenko

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky Е.И. Еременко E.I. Eremenko

Центр делового образования, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Center of Business Education, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky

Статья поступила в редакцию 10 июля 2015 г.

Исследуются вопросы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, инициирующих и реализующих инновационные проекты. При этом главной идеей статьи является положение о необходимости реализации данной подготовки с учетом особенностей социокультурной среды региона. Дается обоснование важности развития проектно-ориентированных программ подготовки управленческих кадров, приведено определение сущности таких программ. Предложено обобщение анализа публикаций по вопросам подготовки управленческих кадров. Сделан вывод о том, что, несмотря на обилие разных исследований, аспекты, связанные с анализом взаимосвязи подготовки управленческих кадров и социокультурной среды региона, изучены недостаточно. Высказана гипотеза о выраженной тенденции развития проектного управления, сформированных потребностей у предприятий в подготовке для инновационных проектов кадров управления. Данная гипотеза подтверждена в ходе исследования авторов, проведенного на предприятиях Омска методом анкетного опроса и интервью. Результаты показали наличие интереса со стороны омских предприятий к управлению проектами и к подготовке соответствующего кадрового состава. Сделан вывод о важности реализации именно проектно-ориентированных программ подготовки и повышения квалификации проектных менеджеров. Авторы приводят аргументы в подтверждение вывода о взаимном влиянии подготовки управленческих кадров и социокультурной среды региона. Даны трактовки сущности социокультурной среды региона. Для более детального рассмотрения выбран вопрос влияния ценностей предпринимательства на формирование в ходе обучения актуальных компетенций кадров управления инновационными проектами. Приведены выводы о том, что предпринимательские ценности не всегда совпадают с ценностями населения регионов России и с провозглашаемыми ценностными ориентирами в государственной политике. Делается заключение о важности снижения конфликтности в ценностях разных субъектов и необходимости выстраивать программы подготовки и повышения квалификации кадров управления с учетом предпринимательских ценностей, а также сложившихся ценностей в обществе.

The authors examine the issues of preparation and advanced training of managerial personnel, initiating and implementing innovative projects. The main idea of the article is the need for the implementation of this training taking into account the peculiarities of the socio-cultural environment of the region. The importance of the development of project-oriented management training programs, defining the essence of such programs is given. The generalization of the analysis of publications on management training proposed. It is concluded that, despite the abundance of different studies, the aspects related to the analysis of the relationship between management training and socio-cultural environment of the region, has not been studied completely. The hypothesis of project management development trend, formed by the needs of the enterprises in preparation for innovative projects of managerial personnel is given. This hypothesis is confirmed by the study of authors conducted at the enterprises of Omsk by questionnaire and interview. The results showed the presence of interest from Omsk enterprises in the management of projects and the training of relevant personnel. The conclusion about the importance of the realization of that project-oriented training programs and qualification of project managers was made. Next, the authors present arguments in support of the conclusion on the mutual influence of management training and socio-cultural environment of the region. The interpretation of the essence of the socio-cultural environment of the region is given. For a more detailed review was selected question of the influence of business values on the formation of the training of relevant personnel competencies for the management of innovative projects. Conclusions about what business value do not always coincide with the values of the population of regions of Russia and with the declared values in public policy are made. It is concluded that the importance of reducing conflicts in values of different actors and the need to build a program of preparation and retraining of personnel management based on entrepreneurial values and the prevailing values in society.

Ключевые слова: управленческие кадры, руководители проектов, инновационные проекты, программы подготовки и повышения квалификации.

Key words: managers, project managers, innovation projects, training and professional development.

© С.Н. Апенько, Е.И. Еременко, 2015

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов...

291

Введение. Профессиональный уровень управленческих кадров, по общепризнанному мнению ведущих ученых и успешных практиков, выступает в наше время определяющим фактором успешности любого вида деятельности. Поэтому в государственной и региональных кадровых политиках такое пристальное внимание уделяется программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей [1]. Так, в соответствии с Указом Президента России от 25 августа 2008 г. № 1252 в России реализуется Программа формирования резерва управленческих кадров, которая направлена на кадровое обеспечение государственного, муниципального управления, а также на развитие профессионального управления бизнесом [2]. На данный момент такие комплексные программы формируются и реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях [3].

Основным трендом этих программ является их проектная ориентация, которая связана с интенсивным внедрением в практику управления во всех областях и сферах, во всех отраслях деятельности методологии и инструментов проектного управления. Поэтому сейчас важнейшей задачей образовательных структур и учреждений, включенных в систему формирования кадров управления, перейти к проектно-ориентированной подготовке руководителей. Особенно это важно для обеспечения управленческими кадрами инновационных проектов, так как в этом виде проектов любые риски, а тем более риски, связанные с недостаточным профессионализмом менеджеров проектов, повышенные и тяжелые по своим последствиям. Проектноориентированная подготовка руководителей инновационных проектов - это «образовательная деятельность, в которой доминирующей технологией развития компетенций выступает процесс работы менеджера над реальным проектом конкретной организации, а результативность проекта служит критерием результативности подготовки» [4, с. 7]. При этом на этапе отбора слушателей в группу для подготовки приоритет отдается инициаторам инновационных проектов [5].

Обзор литературы. В связи с такой высокой практической значимость задачи формирования кадров управления в науке активно исследуются различные аспекты этой задачи. В частности, теоретические, методологические и методические основы деятельности по формированию профессиональных управленческих кадров организации доста-

точно полно исследованы и представлены в работах таких известных зарубежных и российских ученых и практиков, как Н.Б. Акатов, М. Армстронг, Т.Ю. Базаров, Н.П. Бе-ляцкйй, И. Брайн, Х.Т. Грэхем, А.Я. Кибанов, М.М. Кустова, Ю.А. Лукаш, У.Р. Монди, С.К. Мордовин, С.И. Самыгин, А.У. Шерман и др. При этом тема проектно-ориентированной подготовки и повышения квалификации управленцев для инновационных проектов пока еще изучена слабо. К недостаточно изученным мы относим и вопрос факторов, определяющих специфику такой подготовки. В частности, авторы данной статьи поднимают такую важную проблему, как влияние социокультурной среды региона на подготовку менеджеров инновационных проектов.

Гипотезы и методы исследования. Основной гипотезой исследования сформулировано предположение о том, что выраженной тенденцией является нарастание интереса к проектному управлению и, как следствие, формирование потребности в подготовке и повышении квалификации руководителей проектов. При этом данная подготовка зависима от социокультурной среды, которая предопределяет компетенции, формируемые в процессе обучения проектных менеджеров.

Кафедра «Инновационное и проектное управление» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского в период 2011-2014 гг. провела многоэтапное исследование по вопросам развития управления проектами в омском регионе [6]. В исследовании с помощью методов анкетного опроса и интервью приняли участие: в 2011 г. - 123 предприятия (массовый опрос), в 2012-2014 гг. -53 предприятия и организации Омска, использующих методологию проектного менеджмента (углубленный экспертный опрос).

Результаты исследования. Исследование подтвердило гипотезу о том, что общей тенденцией в омском регионе следует назвать формирование объективных предпосылок реализации предпринимательской инновационной активности компаний в проектной форме, что постепенно приводит к необходимости профессионального управления проектной деятельностью. Нарастание интереса к проектам со стороны предпринимателей связано, во-первых, с заложенными в этом подходе преимуществами, независимо от того в каких условиях и в какой среде он используется [7]. Во-вторых, происходящие в социально-экономической сфере процессы также приводят предпринимателей к поиску

292

С.Н. Апенько, Е.И. Еременко

новых эффективных форм организации деятельности [6]. В частности, зарубежные и российские бизнес-аналитики единодушны во мнении, что в условиях экономического кризиса, а также следующих за ним социальных процессов деформации ценностей, динамики потребностей населения, трансформации норм предпринимательской этики, многократно увеличиваются возможности для использования проектного управления и демонстрации его позитивных возможностей.

По результатам исследования 2011 г. из 123 предприятий 69 % используют проектные форматы деятельности, а в исследовании 2012-2014 гг. все 53 предприятия не просто реализуют проекты, но и могут считаться экспертами в области проектного менеджмента.

Зафиксировав тенденцию расширения проектного управления в омском регионе, тем не менее, необходимо признать некоторое отставание внедрения технологий проектного менеджмента и профессионального подхода к управлению проектами в Омске. Среди прочих причин на темпы внедрения и содержание проектного управления влияет как экономическая среда, так и производный от неё социокультурный фон региона. В частности, следует отметить, что состояние рынка труда в Омской области можно классифицировать как фактор, сдерживающий интенсивный рост числа организаций, которые на качественном уровне используют проектное управление [6]. Омская область относиться к регионам с низкой экономической активностью. В частности, в одном из исследований по особенностям региональных рынков труда проведена процедура кластерного анализа методом k-средних, в результате которой все регионы РФ разбиты на четыре группы, характеризующиеся относительной однородностью определенных характеристик [7, с. 96]. Наряду с наличием трех кластеров регионов с разной степенью успешности, выделен четвертый проблемный кластер, в котором сосредоточено максимальное количество регионов: Центрального, Южного, Приволжского федеральных округов, а также Тыва, Республика Алтай, Алтайский край, Курганская, Омская области. Характерная для этого кластера низкая экономическая активность не позволяет достичь таких же темпов внедрения проектного управления, какие наблюдаются в успешных регионах. Этот факт делает задачу подготовки и формирования менеджеров проектов, с одной стороны, отягощенной недостаточным пониманием

бизнес-среды, важности профессионального управления проектами, с другой стороны, еще более актуальной, так как обучение руководителей проектному менеджменту и демонстрация его позитивных возможностей может ускорить обращение руководителей к методологии управления проектами.

Важным выводом для развития проектно-ориентированных программ подготовки и повышения квалификации проектных менеджеров стало понимание, что в Омске еще до конца не сформировано адекватное отношение к менеджеру проекта. Деятельность, связанная с управлением проектами, не идентифицируется пока официально как профессия. На обследованных омских предприятиях управлением проектами занимаются в основном не специализированные субъекты. Лишь 19 % предприятий из всех вошедших в выборку имеют специально созданную службу, как правило, это проектный отдел или проектный офис. Но, учитывая, что в опросе участвовали самые прогрессивные в данной области предприятия, то в целом в Омске таких коллективных субъектов крайне мало. О том, что постепенно деятельность по управлению проектами приобретает черты профессиональной, говорит то, что почти половина опрошенных организаций назначает на проект менеджера (42 %). Чаще проектами управляет высшее руководство (92 %) и руководители, специалисты подразделений, которые совмещают текущую деятельность и работу в проекте (84 %) [6; 8].

То есть практически все руководители предприятий занимаются в том или ином виде управлением проектами, что еще раз доказывает необходимость их подготовки к этому виду деятельности.

В ходе исследования изучались вопросы о том, есть ли у предприятий потребность в обучении своих руководителей проектному управлению и в какой форме они предпочитают развивать свой потенциал. Как видно из таблицы, в группу предпочитаемых форм вошли многие, начиная от вузовской подготовки и заканчивая получением практического опыта проектной деятельности. За два года видна и некоторая динамика предпочтений. Интерес к продолжительной подготовке в вузах возрос, сокращенные программы подготовки с выдачей диплома также представляют интерес, усилилось внимание к повышению квалификации. Разовые мастерклассы, тренинги, стажировки несколько снизили свою привлекательность.

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов...

293

Распределение ответов на вопрос «Какие формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами Вы предпочитаете?»

Предпочтительная форма подготовки и развития специалистов по управлению проектами Кол-во предприятий, %

2011 г. 2013 г.

Углубленная подготовка в вузе с получением диплома (очная форма бакалавриата, магистратуры) 61 65

Ускоренная форма подготовки в вузе с получением диплома (сокращенные программы) 46 47

Краткосрочное повышение квалификации с выдачей сертификата 42 59

Разовые учебные мероприятия (семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы и т. п.) 50 42

Стажировки на другие предприятия, использующие проектное управление 53 37

Индивидуальные консультации со специалистами по управлению проектами 19 24

Собственный проектный опыт специалиста 57 44

Большая часть предприятий (72 %) предпочитает целевую форму подготовки, при которой обучение осуществляется с учетом особенностей предприятия, выполняются проекты по актуальной тематике предприятия. Отрицают необходимость в такой подготовке только 12 % предприятий, еще 16 % затрудняются точно определить свое мнение. Вместе с тем следует признать проблему программ подготовки специалистов по управлению проектами, реализуемых вузми, в частности, недостаточность методов обучения, которые бы позволяли не только давать знания, формировать начальные навыки и умения, но и развивать всю совокупность компетенций, включая поведенческие компетенции и способности к практической деятельности.

Для преодоления этой проблемы предлагаются проектно-ориентированные программы подготовки. В частности, в Центре делового образования Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского накоплен положительный опыт реализации проектно-ориентированных программ подготовки управленческих кадров. Кроме того, что слушатели на протяжении всего периода обучения выполняют выпускной проект, используя формируемые на программе компетенции, в помощь слушателям предлагается цикл специализированных дисциплин по проектному управлению. Плодотворным экспериментом стала организация проектных мастерских, на которых слушатели обосновывают свои проекты, презентуют и отстаивают проектные разработки, учатся принимать решения по проекту в условиях командного взаимодействия.

Отвечая на запросы практики, в регионах России, включая и Омск, предлагаются различные программы подготовки и повы-

шения квалификации менеджеров проектов с упором на инновационные проекты. При этом авторы выдвигают положение о том, что данная подготовка находится в тесной взаимосвязи с социокультурной средой региона. Эта связь обусловлена тем, что руководители инновационных проектов выступают в роли предпринимателей. В современной трактовке предприниматель - это тот, кто создает новое, тем самым принося экономические и социальные эффекты. От уровня развития социальных норм и ценностей, а также предпринимательской этики зависит запрос предприятий на те или иные профессиональные компетенции менеджеров проектов, следовательно, это влияет на содержание программ подготовки и повышения квалификации проектных менеджеров. С другой стороны, образовательные структуры и учреждения способны выступить в роли инициаторов развития новых норм предпринимательской этики, формируя на своих программах прогрессивные ценности предпринимательства.

Под социокультурной средой, например, А.С. Ахиезер, понимает уровень творческого потенциала окружающих субъекта людей, их рефлексии, характеризуемую масштабом частной инициативы, сложившимся шагом новизны, мощностью инноваций, содержанием господствующих ценностей, нравственных идеалов [9]. Социокультурная среда региона слагается в процессе взаимодействия людей, формируясь под воздействием социально-экономических, культурных, природноклиматических и прочих факторов, и представляет собой условия, создающие мотивацию людей для повседневной жизни. Соответственно, она предопределяет выбор предпочтений, устремлений, жизненной позиции для обеспечения самореализации, удовле-

294

С.Н. Апенько, Е.И. Еременко

творения потребностей и при смене вектора развития может быть подвержена трансформации [10].

Многие исследователи говорят о том, что осуществляемые в России реформы, в том числе с помощью инновационных проектов, зачастую не учитывают социокультурный аспект. В результате значительная часть проектов терпит неудачи, так как в них не были учтены социокультурные факторы.

Обратимся к такому вопросу в общей проблематике влияния социокультурной среды на успешность реализуемых инноваций, как влияние ценностей предпринимательства на формирование профессиональных компетенций менеджеров инновационных проектов. Проектные менеджеры действуют в условиях определенной предпринимательской этики, являются теми, кто, с одной стороны, вынужден принимать сложившиеся ценности и нормы ведения бизнеса, с другой стороны, способен влиять на эти ценности, закладывать новые более прогрессивные нормы предпринимательской этики.

Следует признать, что в результате воздействия различных факторов (низкий уровень правосознания, коррупция, чрезмерное социальное расслоение) в российском обществе формируется слой предпринимателей со специфической ценностной системой, не всегда соответствующей стандартам современного общества или провозглашаемыми государством нормами предпринимательского поведения. К примеру, руководители многих проектов и программ склонны ориентироваться на ценности, исходя из собственного опыта и рыночных реалий, а не из провозглашаемых государством идеальных ориентиров модернизации и инновационности. Эта группа руководителей-предпринимате-лей, как и общество в целом, в большей степени разделяет ценности семьи, жизни и общения. При этом не менее значимы и ценности, которые не характерны для большей части населения регионов России, например: независимость, инициативность и свобода занимают высшее положение в системе ценностей предпринимателей и срединное место у населения регионов [11-13]. То есть существует противоречие между, с одной стороны, ценностями руководителей инновационных проектов, предпринимателей и, с другой стороны, ценностями общества, а также декларируемыми ценностями государства.

Развивая тему конфликта ценностей, исследователи отмечают, что к профессиональным ценностям предпринимателей относят-

ся рациональность, инициативность, независимость, свобода, социальная ответственность [11]. В то время как среди населения регионов России преобладают ценности, не согласующиеся с ценностями предпринимательства, например коллективизм в противовес индивидуализму и конкуренции, социальные блага в противовес экономически целесообразным действиям и пр. [14]. Поэтому формирование кадрового потенциала инновационных проектов оказывается в ситуации выбора: как сформировать такие компетенции руководителей проектов, которые бы соответствовали ценностям предпринимательства, но при этом позволяли адаптироваться в сложившейся социокультурной среде региона и России.

Многие исследователи говорят о неоднородности структуры предпринимателей, аналогично структура руководителей инновационных проектов также неоднородна и противоречива. Например, в структуре предпринимательского слоя выделяют два типа хозяйствующих субъектов. Это «обычный» предприниматель (бизнесмен) и предприниматель в узком понимании (инноватор). Первым движет стремление к получению максимальной прибыли, второй стремится к самореализации через решение проблем и удовлетворение потребностей общества. Для инновационных проектов наиболее подходит по своей системе ценностей предприниматель второго типа. Однако в России преобладают предприниматели первого типа, которые также возглавляют проекты и программы. В этой связи еще раз подчеркнем важность задачи формирования ценностей именно инновационного типа предпринимательства через программы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Различные методы обучения предпринимательству способствуют повышению предпринимательской активности только в том случае, если обучаемые разделяют ценности предпринимательства. Предпринимательская активность как управленцев, так и общества в целом, зависит от ценностей, интернализованных в процессе социализации через основные социальные институты (образования, семьи, религии), а также политические и экономические институты [10]. В этих институтах, как нами обозначено, находятся и образовательные структуры, занимающиеся подготовкой кадров управления для инновационных проектов.

Заключение. Подводя итоги, необходимо отметить, что реализуемые на разных уровнях и в разных сферах инновационные

Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров инновационных проектов...

295

проекты требуют адекватного кадрового обеспечения. Руководители инновационных проектов должны обладать всеми качествами, присущими предпринимателям-инноваторам, включая структуру ценностей. При этом данные ценности не всегда совпадают с ценностями и нормами общества, населения регионов. Поэтому организации, осуществляющие подготовку и повышение квалификации, должны участвовать, наряду с другими субъектами, в процессе ослабления ценностных конфликтов. Тем более, что, как показано авторами, сегодня высока потребность со стороны экономики регионов в профессиональных менеджерах проектов и сложились потребности в обучении проектных менеджеров. Проблема заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос, как в программах подготовки и повышения квалификации учесть специфику и давление социокультурной среды России и её регионов. Без решения проблемы снижения противоречия ценностей разных слоев населения предпринимательская активность проектных менеджеров будет явно недостаточной. Для повышения эффективности инновационных проектов сегодня нужны не только компетентные руководители и профессионально грамотные бизнесмены, сколько нравственно зрелые личности, способные вести проекты на основе одновременно принципов предпринимательской этики и сложившихся в обществе моральных ценностей и взглядов.

1. Антропов В. А. Инновационные подходы к построению региональных систем резерва управленческих кадров // Инновационное развитие регионов России: теория, практика, управление / под общ. ред. А. И. Татаркина. - М. : Экономика, 2010. - 241 с.

2. Указ Президента России № 1252 от 25 августа 2008 г. - URL : http://www.best-pravo.ru (дата обращения: 25.11.2014).

3. Базаров Т. Ю. О федеральном резерве управленческих кадров // Управление персоналом. - 2099. - № 14. - С. 20-23.

4. Акатов Н. Б., Кустова М. М. Учебно-методический комплекс развития компетенций лидеров по управлению инновационными проектами в рамках проектно-ориентированных программ подготовки. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. - С. 68.

5. Кустова М. М. Проблемы реализации проектно-ориентированных программ

управленческой подготовки // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики : материалы

Междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2009.- С. 143-148.

6. Апенько С. Н. Региональные тенденции развития управления проектами как профессионального труда: результаты исследования в Омске // Вестник СибАДИ. - 2013. -№ 4(32). - С. 124-130.

7. Управление проектами: основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов. -М. : ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. -256 с.

8. Апенько С. Н. Проектно-ориентированное управление на российских предприятиях в процессе интеграции в мировое экономическое пространство // Восемнадцатые апрельские экономические чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 23 апреля 2013. - Омск : Омская обл. тип., 2013. -С. 70-72.

9. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т. II. (Теория и методология): словарь. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 2005. - 203 с.

10. Шабунова А., Окулова Н. Оценка населением социокультурной среды региона // СОЦИС. - 2011. - № 6. - С. 36-43.

11. Позняков В. П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН / отв. ред. В. С. Степин. - М. : Наука, 2007. - С. 513-528.

12. Пирогова Ю. С. Ценностные ориентации населения региона: эмпирический и теоретический анализ. - Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2003. - 116 с.

13. Васянин М. С., Кошарная Г. Б. Предпринимательство в системе ценностей российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4. - С. 58-65.

14. Васянин М. С. Ценности предпринимательского слоя современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2012. - № 1(21). - С. 87-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.