Научная статья на тему 'Подготовка государственных служащих в области управления устойчивым развитием как фактор формирования инклюзивного общества'

Подготовка государственных служащих в области управления устойчивым развитием как фактор формирования инклюзивного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
устойчивое развитие / инклюзивное развитие / индикаторы роста и развития / развитие человеческого потенциала / технологии государственного управления / государственные служащие / sustainable development / inclusive development / growth and development indicators / human potential development / public administration technologies / civil servants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урхан Казым Оглы Алакбаров

В статье приводится информация об опыте работы Азербайджанской Республики по беспрерывному обновлению программ подготовки и переподготовки кадров государственной службы в условиях быстро и разнонаправленно меняющегося мира. Показано, что актуальность обучающих программ, их эффективность для развития потенциала государственных служащих может определяться на основе тех результатов, которые характеризуют уровень устойчивого инклюзивного развития страны. По данным международных институтов развития, Азербайджанская Республика с индексом инклюзивного развития, равным 4,69, занимает по этому показателю 25-е место в мире и третье среди стран с переходной экономикой, тогда как по экономическому потенциалу (ВВП на каждого жителя с учетом паритета покупательной способности) страна находится на 83-м месте в мире и на 26-м среди стран с переходной экономикой. Высокая эффективность в управлении устойчивым инклюзивным развитием в условиях относительно ограниченных материальных ресурсов обеспечивается подготовленным персоналом за счет применения в управлении комплекса инновативных синергетических, комплементарных, компенсационных и комплиментарных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training civil servants in the field of sustainable development management as a factor in building an inclusive society

The article provides information on the practical experience of the Republic of Azerbaijan in the sphere of updating the programs of training and retraining civil servants in today’s changing world conditions. The effectiveness and relevance of public servants’ training programs can be determined by measuring how well they perform in terms of sustainable inclusive development of the country. International development institutions have ranked the Republic of Azerbaijan as the 25th country in the world and third among countries with transitional economies in terms of inclusive development index, with a score of 4.69. Additionally, the country ranks 83rd in the world and 26th among countries with transitional economies in terms of economic potential, measured by GDP per capita, given purchasing power parity. Achieving sustainable inclusive development of the Republic of Azerbaijan is provided by civil servants trained by a complex of innovative synergetic, complementary, compensatory, and complimentary technologies.

Текст научной работы на тему «Подготовка государственных служащих в области управления устойчивым развитием как фактор формирования инклюзивного общества»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

Подготовка государственных служащих в области управления устойчивым развитием как фактор формирования инклюзивного общества

Урхан Казым оглы Алакбарова DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-3-55-60

а Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики

Аннотация: В статье приводится информация об опыте работы Азербайджанской Республики по беспрерывному обновлению программ подготовки и переподготовки кадров государственной службы в условиях быстро и разнонаправленно меняющегося мира. Показано, что актуальность обучающих программ, их эффективность для развития потенциала государственных служащих может определяться на основе тех результатов, которые характеризуют уровень устойчивого инклюзивного развития страны. По данным международных институтов развития, Азербайджанская Республика с индексом инклюзивного развития, равным 4,69, занимает по этому показателю 25-е место в мире и третье среди стран с переходной экономикой, тогда как по экономическому потенциалу (ВВП на каждого жителя с учетом паритета покупательной способности) страна находится на 83-м месте в мире и на 26-м среди стран с переходной экономикой. Высокая эффективность в управлении устойчивым инклюзивным развитием в условиях относительно ограниченных материальных ресурсов обеспечивается подготовленным персоналом за счет применения в управлении комплекса инновативных синергетических, комплементарных, компенсационных и комплиментарных технологий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, инклюзивное развитие, индикаторы роста и развития, развитие человеческого потенциала, технологии государственного управления, государственные служащие Дата поступления статьи в редакцию: 15 мая 2023 года.

Training civil servants in the field of sustainable development management

as a factor in building an inclusive society RESEARCH article

Urkhan Kazim oglu Alakbarov3 а Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan

Abstract: The article provides information on the practical experience of the Republic of Azerbaijan in the sphere of updating the programs of training and retraining civil servants in today's changing world conditions. The effectiveness and relevance of public servants' training programs can be determined by measuring how well they perform in terms of sustainable inclusive development of the country. International development institutions have ranked the Republic of Azerbaijan as the 25th country in the world and third among countries with transitional economies in terms of inclusive development index, with a score of 4.69. Additionally, the country ranks 83rd in the world and 26th among countries with transitional economies in terms of economic potential, measured by GDP per capita, given purchasing power parity. Achieving sustainable inclusive development of the Republic of Azerbaijan is provided by civil servants trained by a complex of innovative synergetic, complementary, compensatory, and complimentary technologies. Keywords: sustainable development, inclusive development, growth and development indicators, human potential development, public administration technologies, civil servants Received: May 15, 2023.

Введение

Прошло восемь лет после 70-й, юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и прошедшего одновременно Всемирного саммита, которые в 2015 году признали устойчивое развитие глобальным приоритетом и сформировали цели, которые должны быть достигнуты странами мира к 2030 году. Ход выполнения принятых решений и прогресс в достижении странами Целей устойчивого развития находят отражение в глобальных отчетах ООН. В соответствии с отчетом, опубликованным ООН в 2022 году, в мире достигнут значительный прогресс в области устойчивого развития. Индексы устойчивого развития стран составили от 86,51 (Финляндия, максимум) до 39,05 (Южный Судан, минимум). По показателям выполнения Целей устойчивого развития Азербайджанская Республика с индексом, равным 73,45, занимает 50-е место в мире среди 163 стран, для которых этот показатель был проанализирован1. Вместе с тем по результатам анализа динамики этого процесса прогнозируется, что не все намеченные к 2030 году цели будут достигнуты к запланированному времени и в полном объеме. Основной причиной отставаний в выполнении Целей устойчивого развития является ограниченность материальных ресурсов и недостаточность кадрового потенциала, обладающего способностью оптимально управлять ограниченными ресурсами в целях устойчивого развития и формирования инклюзивного обще-ства1.

Наряду с глобальными отчетами о ходе выполнения Целей устойчивого развития на глобальном уровне на добровольной основе подготавливаются и издаются также национальные отчеты о состоянии работ в этой области.

В Азербайджанской Республике в 2023 году был опубликован очередной национальный отчет, который осветил результаты в области выполнения Целей устойчивого развития, полученные к концу 2022 года. Основанный на анализе результатов, которые были получены, отчет продемонстрировал положительную динамику в выполнении Целей устойчивого развития2.

Выполнению Целей устойчивого развития и формированию инклюзивного общества в каждой

1 Sustainable Development Reports, 2022, UN, Department of Economic and Social Affairs, 2022. https://dashboards.sdgindex. org/rankings

2 Отчет о проведенных работах и полученных в 2022 году

результатах в области реализации целей устойчивого развития в Республике Азербайджан. Баку: Министерство экономики Азербайджанской Республики, 2023.

отдельной стране способствуют также определение специальных национальных приоритетов и реализация на этом уровне соответствующих программ в области экономического, социального и гуманитарного развития. В дополнение к глобальным Целям устойчивого развития в Азербайджанской Республике распоряжением президента страны Ильхама Алиева от 2 февраля 2021 года определены национальные приоритеты страны, среди которых зеленый экономический рост, формирование инклюзивного общества и совершенствование человеческого потенциала, которые рассматриваются как важнейшие условия устойчивого развития страны3.

Эволюция индикаторов роста и развития

Успешная реализация как глобальных, так и национальных Целей устойчивого развития требует формирования соответствующим образом подготовленного кадрового потенциала для государственной службы. Эта задача предусматривает как обучение специалистов на различных уровнях высшего, общего и специального образования, так и постоянную переподготовку кадров государственной службы.

Формирование у государственных служащих соответствующих знаний и навыков, постоянное их совершенствование создает необходимость использования современных эффективных индикаторов оценки успешности деятельности в области планирования и управления процессами устойчивого развития. Одновременно этому могут способствовать знания об инновациях в управлении процессами государственного развития как на национальном, так и локальном уровнях. В настоящей статье анализируется роль формирования знаний о современных индикаторах, позволяющих наиболее эффективно оценивать и осуществлять мониторинг результативности деятельности на различных уровнях управления процессами устойчивого инклюзивного развития. В образовательных программах рассматриваются также вопросы совершенствования технологий управления процессами устойчивого развития, способствующие повышению эффективности этого процесса на национальном, региональном и локальном уровнях.

Эволюция индикаторов, использующихся в процессе планирования, оценки и мониторинга

3 Распоряжение Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева об утверждении «Национальных приоритетов социально-экономического развития: Азербайджан 2030». 2 февраля 2021 года. https://president.az/az/ artides/view/50474

Рисунок 1. Эволюция индикаторов оценки устойчивого инклюзив ного развития

Figure 1. Evolution of the indicators for assessing sustainable inclusive development

Средние доходы на душу населения: 1 индикатор (ВВП или ВНП на душу населения)

1990 Индекс человеческого развития (ИЧР): 4 индикатора (образование - 2, здоровье, доходы)

2015

Индекс устойчивого развития: 6 индикаторов (4 индикатора ИЧР + 2 индикатора

Индекса экологического воздействия)

2018

Индекс инклюзивного развития: 12 индикаторов ( 4 - рост и развитие; 4 - включенность и охваченность, 4 - устойчивость и равенство между поколениями)

процессов роста и развития, претерпела значительные прогрессивные изменения (рисунок 1). Достаточно продолжительное время в подавляющем большинстве случаев уровень развития государств и эффективность управления этим процессом оценивались преимущественно на основе экономических индикаторов. В качестве последних использовались такие средние показатели, как представленные в денежном выражении ВВП (валовой внутренний продукт) или ВНП (валовой национальный продукт), приходящийся на каждого жителя страны. На современном этапе развития общества в международных документах денежное содержание этого показателя выражается в долларах США с учетом такого показателя, как паритет покупательной способности. Этот показатель роста и развития широко используется ООН, Всемирным банком, другими международными институтами развития и в настоящее время [Алакбаров, 2018].

В последнем десятилетии XX века появился новый индикатор оценки роста и развития, такой как индекс человеческого развития (рисунок 1).

Широкой общественности этот показатель впервые был представлен в форме Отчета о человеческом развитии, подготовленного и опубликованного Программой развития ООН в 1990 году.

Индекс человеческого развития (ИЧР) ввел в процесс оценки эффективности государственного управления такие показатели, как здоровье и образование населения, что явилось важным инструментом для инновационного развития стран, решения имеющихся социальных и гуманитарных проблем. В качестве потенциального недостатка этой группы индикаторов роста и развития можно указать то, что они отражали современное состояние общества и недостаточно учитывали устойчивость этого процесса, а также наличие для этого благоприятных условий в будущем [МаЬЬиЬ и1 Haqq, 1995].

Дальнейший прогресс в оценке эффективности управления процессами государственного развития был направлен на то, чтобы результаты этих процессов устраняли вышеуказанный недостаток, носили устойчивый характер и отвечали требованиям интересов настоящего и будущих поколений людей. Для этого прежде всего было необходимо разработать такую методику, которая позволила бы определять ход выполнения задач всех 17 Целей устойчивого развития. Для мониторинга этого процесса было предложено использование нового показателя - индекса устойчивого развития. Расчет этого индекса осуществляется на основе шести индикаторов, четыре из которых относятся к индикаторам человеческого развития, а два являются такими индикаторами индекса экологического воздействия, как экологический след и влияние на глобальные изменения климата4.

Профессиональная подготовка государственных служащих к решению задач Целей устойчивого развития

Знания в области оценки и мониторинга процессов устойчивого развития являются важным элементом подготовки и переподготовки государственных служащих и активно используются в Азербайджанской Республике [Алакбаров, 2019. С. 6-11]. Следующий этап формирования

4 Sustainable development index. Methodology and Data. https:// www.sustainabledevelopmentindex.org/methods

Партнерство с частным сектором и гражданским обществом на основе ESG

Сотрудничество с надежными партнерами и преимущества для них

знаний в области управления процессами развития базируется на информации об устойчивом, инклюзивном развитии [Губадов, 2022. С. 93-102]. В программы подготовки и переподготовки включаются знания о том, что инклюзивным признается тот тип развития, который учитывает, наряду с ростом и развитием, характер распределения доходов среди населения и домохозяйств, устойчивость этого процесса в поколениях. При этом демонстрируется, что обязательным условием успешного выполнения задач в области обеспечения устойчивости развития является эффективное взаимодействие государства, частного сектора и гражданского общества [Марголин, Вякина, 2022. С. 352-368].

Глобальный анализ состояния инклюзивного развития стран мира был впервые осуществлен в 2018 году и опубликован в качестве отчета Всемирного Давосского экономического форума [The Inclusive Development..., 2018]. Уровни инклюзивного развития стран были оценены на основе индекса инклюзивного развития, который рассчитывается на основе 12 показателей. Новые показатели, которые учитываются при оценке эффективности управления устойчивым развитием и процессом формирования инклюзивного общества, включают как экономические, так и социальные, демографические, экологические индикаторы. До сведения обучающихся доводится информация о том, что при оценке потенциала формирования инклюзивного общества используются также некоторые другие показатели, такие как распределение доходов среди населения, оцениваемое индексом Джини отдельно по доходам и благосостоянию, сведения о методах оценки медианных доходов домохозяйств, демографической зависимости, скорректированной чистой экономии и др. [Алакбаров, 2018]. При этом демографические показатели оцениваются с позиций значимости этого показателя для рынка труда и социальной безопасности [Мустафазаде, 2022]. Оптимальное управление ресурсами, в том числе энергетическими, также рассматривается как индикатор устойчивого развития, имеющий значение для уменьшения воздействий, связанных с глобаль-

Рисунок 2. Комплекс технологий для эффективного управления процессами устойчивого инклюзивного развития Figure 2. Technologies used for effective management of sustainable inclusive development processes

Сочетание интересов всех вовлеченных и потенциальных партнеров

Информационная, техническая, финансовая и др. поддержка партнеров

ными изменениями климата [Alakbarov, Lawrence, 2017. P. 187-193]. Взаимосвязь традиционной энергетики с глобальными изменениями климата рассматривалась при оценке технологических аспектов экологических проблем [Мамедов, 1982].

Новые цели и задачи в области обеспечения устойчивости в процессе роста и развития, формирования инклюзивного общества предопределили тот факт, что технологии управления этими процессами также должны быть обновлены. В качестве такого обновления была предложена комплексная система управления процессами устойчивого инклюзивного развития, которая предусматривает использование синергети-ческих, комплементарных, компенсационных и комплиментарных технологий [Alakbarov, 2019. P. 99-108]. Элементы этой системы представлены на рисунке 2.

При этом использование синергетических технологий способствует вовлечению гражданского общества в процесс реализации программ развития на основе ESG-технологий, что приводит к повышению эффективности мобилизации человеческих и материальных ресурсов для обеспечения устойчивости процесса развития и формирования инклюзивного общества. В целом представленный на рисунке 2 комплекс новых управленческих технологий подтвердил свою эффективность

Азербайджан

США

Япония

Испания

Италия

Греция

0

при реализации в Азербайджанской Республике ряда экономических и социальных программ, что нашло отражение и в отчетах международных институтов развития.

В частности, в соответствии с отчетом Всемирного экономического форума в Давосе индекс инклюзивного развития Азербайджанской Республики равен 4,69. Этот показатель обеспечил Азербайджану 25-е место среди 146 стран мира, для которых эти исследования были проведены [The Inclusive Development..., 2018]. Вместе с тем в соответствии с данными Всемирного банка страна по своим экономическим возможностям, определяемым по ВВП на каждого жителя, занимает 83-е место в мире. То, что страна с экономическим потенциалом, находящимся на 83-м месте в мире, занимает в международном глобальном рейтинге инклюзивного развития 25-е место, свидетельствует о высокой эффективности тех технологий, которые применяются в этих целях государственными органами. Это одновременно указывает на то, что уровень подготовки государственных служащих и их знания и навыки являются важнейшими факторами обеспечения устойчивости развития и формирования инклюзивного общества.

Известно, что страны мира по своим экономическим возможностям делятся на несколько групп. В первую группу входят государства, которые характеризуются как наиболее успешные и имеют самые высокие экономические показатели, в том числе ВВП на каждого жителя. Примером могут служить страны-члены Организации экономического развития и сотрудничества. Вторую группу составляют государства с переходной экономикой, в которую входят страны бывшего СССР, в том числе и Азербайджанская Республика, а также значительное число членов Европейского союза. Как правило, рейтинги этих стран по доходам на каждого жителя и по уровню инклюзивного развития либо совпадают, либо незначительно колеблются. Эта разница во многих случаях выражается в однозначных цифрах и очень редко бывает двузначной, как, например, в Чешской Республике. В соответствии с данными международных организаций в этой стране рейтинг индекса инклюзивного развития на 13 пунктов выше то-

Рисунок 3. Индексы инклюзивного развития: Азербайджан и некоторые страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития)

Figure 3. Inclusive development indices: Azerbaijan and some of the OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) countries

го, который эта страна занимает по доходам на каждого жителя. Имеются также примеры, когда место в рейтинге по индексу инклюзивного развития ниже того, которую страна имеет по ВВП на каждого жителя.

В подобной ситуации тот факт, что Азербайджан, который, по данным международных институтов развития, относится к группе стран с переходной экономикой, а по индексу инклюзивного развития занимает 25-е место в мире, свидетельствует о том, что по этому показателю страна из группы государств с переходной экономикой может опережать страны с высоким уровнем доходов на душу населения. Справедливость этого суждения для Азербайджанской Республики подтверждена проведенным анализом (см. рисунок 3) [The Inclusive Development., 2018].

Заключение

Результаты управления процессами роста и развития государств, других территориальных образований, конкретных субъектов хозяйствования зависят от двух факторов: имеющихся материальных и финансовых ресурсов, а также подготовленного человеческого потенциала, способного наиболее эффективно мобилизовать имеющиеся ресурсы. Приведенные данные показывают, что подготовка и переподготовка государственных служащих, разработка и постоянное обновление для этих целей учебных программ и обучающих материалов являются реальными путями повышения результативности и эффективности процессов управления.

1

2

3

4

5

Литература

Алакбаров У.К. Основы управления инклюзивным развитием. Баку: Техсил, 2018.

Алакбаров У.К. Устойчивое инклюзивное развитие Азербайджана: значение кадрового потенциала. Государственная служба. 2019. № 5. С. 6-11.

Губадов М.Н. Методы оценки в планировании и управлении устойчивым развитием Азербайджанской Республики. Государственное управление. 2022. № 3 (79). С. 93-102 (на азербайджанском языке).

Мамедов Н.М. Экологические проблемы и технические науки (философско-методологические аспекты). Баку: Элм, 1982.

Марголин А.М., Вякина И.В. Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. № 13 (3). С. 352-368.

Мустафазаде Ш.А. Место и роль демографической безопасности в реализации стратегии устойчивого развития.

References

Alakbarov U.K. Fundamentals of inclusive development management. Baku: Tekhsil, 2018. In Russian

Alakbarov U.K. Sustainable inclusive development of Azerbaijan: the importance of workforce capacity. Gosudarstvennaya slu-zhba. 2019. No. 5. P. 6-11. In Russian

Gubadov M.N. Assessment methods in planning and managing sustainable development of the Republic of Azerbaijan. Gosu-darstvennoye upravleniye. 2022. No. 3 (79). P. 93-102. In Azerbaijani

Mamedov N.M. Ecological problem and engineering sciences

Государственное управление. 2022. № 3 (79). С. 245-252 (на азербайджанском языке). Alakbarov U.K. Innovative technologies of public administration driving world leadership of the Republic of Azerbaijan in sustainable inclusive development. Dövlat idarafiliyi: Nazariya va Tacrüba. 2019. Vol. 65. No. 1. P. 99-108. In English Alakbarov U.K., Lawrence J.E.S. Energy efficiency as indicator of sustainable development policy: Azerbaijan experience. Journal of Sustainable Development. 2017. Vol. 10. No. 3. P. 187193. In English

Mahbub ul Haq. Reflections on human development. Oxford University Press, 1995. In English The Inclusive Development Index 2018 Summary and Data Highlight. https://www.academia.edu/36535254/The_ Inclusive_Development_Index_2018_Summary_and_Data_ Highlights. In English

(Philosophical and methodological aspects). Baku: Elm, 1982. In Russian

Margolin A.M., Vyakina I.V. Risks, threats, and mechanisms of ESG-transformation in management systems. MIR (Modern-izatsiya. Innovatsii. Razvitiye). 2022. No. 13 (3). P. 352-368. In Russian

Mustafazadeh ShA. The place and role of demographic security in implementing the sustainable development strategy. Gosu-darstvennoye upravleniye. 2022. No. 3 (79). P. 245-252. In Azerbaijani

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Урхан Казым оглы Алакбаров, доктор биологических наук, профессор, академик Национальной академии наук Азербайджана, ректор

Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики (Республика Азербайджан, AZ 1001, Баку, ул. Лермонтова, 74). E-mail: alakbarovuk@gmail.com

Для цитирования: Алакбаров У.К. Подготовка государственных служащих в области управления устойчивым развитием как фактор формирования инклюзивного общества. Государственная служба. 2023. № 5. С. 55-60.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Urkhan Kazim oglu Alakbaro , Doctor of Sci. (Biology), Professor, Academician of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Rector

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan (74, Lermontov St., Baku, AZ 1001, Republic of Azerbaijan). E-mail: alakbarovuk@gmail.com

For citation: Alakbarov U.K. Training civil servants in the field of sustainable development management as a factor in building an inclusive society. Gosudarstvennaya sluzhba. 2023. No. 5. P. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.